Научная статья на тему 'Пути становления музыкального образования в области Войска Донского XIX века'

Пути становления музыкального образования в области Войска Донского XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
179
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО / AREA OF AN ARMY DON / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / XIX ВЕК / 19TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Палкина Ирина Дмитриевна

Статья посвящена формированию системы музыкального образования на Дону, которое развивалось, опираясь на средства и материальную базу государства, на инициативу отдельных лиц, открывавших музыкальные учебные заведения и на активную деятельность Ростовского музыкального общества, которое к концу века получило статус Ростовского отделения ИРМО и основало музыкальное училище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Formation of Music Education in the Field of an Army of Don in 19th Century

The formation of base of music education in the field of an army of Don 19th century on an example of Novocherkassk an administrative centre and Rostov-on-Don the financial and economic centre of the Cossack edge considered. The basis and existence of the educational institutions containing at the expense of the army budget shined. It shown, that in rather small cities those stably functioned musically-educational institution which consisted on the budget maintenance, or leant in the activity against the state material resources. Private schools and courses began to work regularly in process of growth of well-being of city citizens. As a result, by the end of 19th century on Don the base of music education has been created: musical schools, courses and musical school IRMO. The given structure functioned without essential changes, up to 1967, i.e. to the basis of the Rostov Musical-pedagogical Institute (nowadays, the Rostov State Conservatory named by S.V. Rahmaninova) which has occupied leading hierarchical position in music education sphere.

Текст научной работы на тему «Пути становления музыкального образования в области Войска Донского XIX века»

своей остроты и привлекательности. Она позволяет надеяться на новое прочтение, приближающее ее к реалиям сегодняшнего дня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нарты: героический эпос балкарцев и карачаевцев / Отв. ред. А.И. Алиева. М.: "Восточная литература", 1994. 656 с.

2. Сарбашева А. М. Балкарская драматургия: этнофольклорная традиция и эволюция жанра. Нальчик: КБИГИ, 2009. 240 с.

3. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М.: Наука, 1966. 320 с.

4. Борлаков Б. К. Карачаево-балкарская довоенная драматургия. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставроп. кн. изд-ва, 1975. 72 с.

5. Хабичева-Боташева З.Б. Карачаевский театр. М.: ГИТИС, 2012. 524 с. С. 183-247.

6. Эбзеев Ш. Огурлу. Пьесы. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставроп. кн. изд-ва, 1990. 122 с.

7. Хроника Олимпиады // Революция и горец. 1931. № 12. С. 114-115.

8. Фонды Карачаево-Черкесского республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника. 2468-1. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1в. Л. 5.

9. История советского драматического театра: В 6 т. Т. 6. М.: Наука, 1971. С. 624.

REFERENCES 1. Narty: geroicheskiy epos balkartsev i karachaevtsev [Narts: heroic epic Balkarians and Karachais]. Ed.

by A.I. Alieva. Moscow, Publisher house "Orient literature", 1994, 656 p.

2. Sarbasheva A.M. Balkarskaya dramaturgiya: etnofol 'klornaya tra-ditsiya i evolyutsiya zhanra [Balkar drama: an ethno-folkloric tra-dice and evolution of the genre]. Nalchik, Publisher house of Kabardino-Balkarian Institute Hum. Research, 2009, 240 p.

3. Karaeva A.I. Ocherk istorii karachaevskoy literatury [Essay of the history of Karachai literature]. Moscow, Nauka, 1966, 320 p.

4. Borlakov B.K. Karachaevo-b alkarskaya dovoennaya dramaturgiya [Karachay-Balkar pre-war dramayurgy]. Cherkesk, Karachay-Cherkessia, the office of the Stavropol book publishers, 1975, 72 p.

5. Khabicheva-Botasheva Z.B. Karachaevskiy teatr [Karachai theatre]. Moscow, GITIS, 2012, 524 p., pp. 183-247.

6. Ebzeev Sh. Ogurlu. P'esy [Ogurlu. The plays]. Cherkessk, Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1990, 122 p.

7. Khronika Olimpiady [Chronicle of the Olympics]. Revolyutsiya i gorets, 1931, no. 12, p. 114.

8. Fondy Karachaevo-Cherkesskogo respublikanskogo istoriko-kul 'turnogo i prirodnogo muzeya-zapovednika [Document Collection of Karachay-Cherkessia Republican historical-cultural and natural Museumreserve]. 2468-1. F. 10, Op. 1, D. 1v, L. 5.

9. Istoriya sovetskogo dramaticheskogo teatra [The history of Soviet drama theatre]. In 6 vols., vol. 6. Moscow, Nauka, 1971, p. 624.

11 марта 2015 г.

УДК 78.071.4+377.3

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО XIX ВЕКА

И.Д. Палкина

История музыкального образования в России XIX века до настоящего времени носит фрагментарный характер и исследована главным образом на примере Москвы и Санкт-Петербурга. Однако музыкальная жизнь бурлила не только в обеих столицах, но и на окраинах империи, где работали весьма известные педагоги. Поэтому уменьшение исторических "белых пятен", позволяющее

Палкина Ирина Дмитриевна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 344003, г Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 23, e-mail: Irinapalkina1@rambler.ru, т. 8(863)2624645.

воссоздать более реальную картину музыкального образования в России XIX века, представляется актуальным.

Целью данной статьи является формирование общего представления об истории становления музыкального образования на одной из окраин Российской империи. Период создания образовательной базы рассматривается на примере Новочеркасска, который являлся официальным центром Области Во-

Irina Palkina - the Rostov State Conservatory named by S.V. Rahmaninova, 23, Budenovsky Avenue, Rostov-on-Don, 344003, e-mail: Irinapalkina1@rambler.ru, tel. +7(863)2624645.

йска Донского, и Ростова-на-Дону, ставшего своеобразной экономической и финансовой столицей этого казачьего края.

Успешная профессиональная деятельность немыслима без хорошо налаженной подготовки соответствующих кадров. Эту истину довольно скоро осознали в Новочеркасске. В донской столице было положено начало подготовке оркестровых музыкантов. Согласно сметам войсковых расходов, в 1850-е годы войсковая инструментальная капелла имела 12 учеников - "малолетков", которым определили жалованье в 43 рубля серебром каждому за год учебы [1, 2]. Следовательно, систематическое музыкальное образование в Области Войска Донского изначально опиралось на государственное финансирование.

Вне войсковых подразделений сравнительно массовое обучение оркестровых музыкантов впервые началось в Ростовском реальном училище, открывшемся в 1873 г. Директора училища - Е.С. Каменский (18731879), Н.Г. Урусов (1879-1881), П.Л. Балтин (1882-1884), Н.М. Сарандинаки (1885-1894), А.М. Ширяев (1895 - до конца века) заботились не только о соответствующих знаниях учащихся, но и об уровне их культурного развития. Поэтому спустя три года после открытия реального училища в нем уже был оркестровый класс, в котором обучались 13 человек, в том числе по одному - на флейте, кларнете, корнете, валторне, тубе, контрабасе, виолончели, струнном альте, а также 5 скрипачей. Класс существовал на частные средства [3].

Во второй половине 1870-х годов открыло свои музыкальные классы Ростовское музыкальное общество (РМО), существовавшее за счет членских взносов. Однако всего в учебном заведении РМО значились 12 человек, в том числе по специальностям флейта, гобой, фагот, виолончель - по одному человеку, высшая теория музыки, фортепиано - два человека, скрипка - четыре человека (класс Броневского В. А.) [4].

В Ростове проявилась тенденция и к созданию частных музыкальных школ. Первый шаг в данном направлении сделала "свободный художник" А.О. Иванова (певица). В 1884 г. она получила разрешение на открытие музыкальных классов, а уже через год "утвержденная Министерством внутренних дел Музыкальная школа свободного художника А.О. Ивановой", разместившаяся

на Большой Садовой улице в доме № 42, объявила о начале занятий с 1 сентября. В школе обучались игре на оркестровых инструментах, фортепиано, сольному и хоровому пению. В числе теоретических предметов впервые было названо сольфеджио. Преподавание велось по методу Петербургской консерватории [5]. В целом А.О. Иванова создала учебное заведение, вполне соответствующее современным представлениям о музыкальной школе.

В заведении А.О. Ивановой, как и в классах РМО, существовал хор, состоящий из учащихся других специальностей. Причем взрослые, желающие петь в хоре (без обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте), получали уроки бесплатно.

Школа А.О. Ивановой имела своей "целью подготовление молодых людей к поступлению в Петербургскую и Московскую консерватории". Плата за обучение была дифференцированной; при ее определении учитывались не только коммерческие интересы певицы, но и человеческая психология. Так, к примеру, стоимость месячного курса колебалась от 4 до 15 руб., а годового - от 10 до 85 руб. В частности, родители ребенка, желающего научиться пению в хоре, в первом случае платили 4 руб. в месяц, тогда как при годовой оплате месячное обучение обходилось в один рубль: кратное увеличение стоимости уроков распространялось на все специальности [5].

Спустя шесть лет после открытия школы А.О. Ивановой, в 1891 г. появилась частная школа Саяр-Вашкевича, в которой (кроме всего прочего) велось обучение аккомпанементу и игре в ансамбле [6]. Затем основал свои классы фортепианной игры О.О. Фон-Фриче [7], заявили о себе курсы С.С. Когбет-лиева [8], музыкальная школа М.А. Вульфма-на: фортепиано, струнные, духовые [8].

В Новочеркасске первая попытка массового обучения музыке вне войсковых подразделений была предпринята в 1880 г. местным музыкальным обществом, которое решило открыть свои классы, пригласив в качестве преподавателей Н.М. Львова, Г.И. Ганзеля, К.И. Рокко, Н.А. Лебедева, Е.З. Грекова, З.Г. Паульберга. Предполагалось организовать занятия по следующим учебным дисциплинам и инструментам: теория музыки, гармония, фортепиано, скрипка, альт, виолончель, пение духовное, соло-сольфеджио, хоровое пение, совместная игра. Назначенная плата за обуче-

ние была в 2-3 раза ниже, чем в Ростове: 25 коп. в час, или около 20 руб. в год. [9] Но начинание Новочеркасского музыкального общества столкнулось с неразрешимыми финансовыми проблемами, и замысел не воплотился в реальность: обучение игре на музыкальных инструментах по-прежнему находилось в руках, как сказали бы сейчас, частных учителей музыки (впрочем, и в Ростове учебные заведения играли в деле музыкального образования второстепенную роль вплоть до середины 1890-х годов).

С 1 января 1893 года частную музыкальную школу в Новочеркасске открыл Ф. Стаджи - певец и скрипач, окончивший консерваторию в Италии. Целью его учебного заведения была подготовка к поступлению в Петербургскую и Московскую консерватории по специальностям струнные инструменты и пение [10]. Школа Стаджи просуществовала полтора года. В 1894 г. ее основатель переехал в Ростов.

После отъезда Ф. Стаджи, артисты театра П.Л. Скуратов и Ф.А. Бобров ("свободный художник и "медальер" Московской консерватории) открыли курсы по специальностям: драматическая игра, пение (соло и хоровое), музыка (скрипка, фортепиано, теория музыки) [11]. Однако и эти курсы были недолговечными. Тем не менее к концу века в Новочеркасске существовали музыкальная школа В.О. Барановского (обучение игре на фортепиано) [12] и музыкальные курсы В.А. Луизова: фортепиано, скрипка [13].

Следует отметить, что ни в одном из частных учебных заведений Новочеркасска не предполагалось обучение игре на духовых инструментах. Видимо, музыканты, подготовленные в подразделениях Войска Донского, вполне удовлетворяли потребность города в исполнителях-духовиках.

К началу 1890-х годов Ростов-на-Дону стал весьма богатым, многонациональным городом с высокими культурными запросами жителей. Поэтому Ростовское музыкальное общество значительно расширило свой круг: в общество входили целыми семьями - Горские, Корнелио, Реньери, Ридели и т.д. Заметно выросла и общая сумма членских взносов. В итоге, финансовое положение РМО укрепилось настолько, что позволяло открыть музыкальные классы, соответству-

ющие высоким требованиям Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), предъявляемым к поступающим на старшие курсы консерватории.

Инициатором создания в 1894 г. классов нового типа стал Э.И. Иваньский - пианист, высокообразованный музыкант, обладавший к тому же хорошими организаторскими способностями. РМО открыло обучение по всем требовавшимся в то время специальностям за сравнительно умеренную плату. Иваньский привлек к преподаванию опытных и известных в Ростове музыкантов. Он и возглавлял данные классы в течение первых двух лет.

В 1895 г. в учебном заведении РМО по новым программам занимались 78 человек по специальностям: фагот - 2, корнета-пистон - 2. скрипка - 17, виолончель - 2, контрабас - 4, сольное пение - 10, фортепиано - 41 [14]. Нетрудно заметить существенное увеличение числа пианистов по сравнению с 1870 годами, что свидетельствует, во-первых, о возрастании роли домашнего (т.е. бытового) музицирования в структуре музыкальной культуры города и во-вторых, о снижении роли частных учителей-одиночек в деле обучения игре и пению.

Неизвестно, какие разногласия возникли между Э.И. Иваньским и руководством музыкального общества. Но до преобразования РМО в Ростовское отделение ИРМО Ивань-ский открыл уже музыкальные курсы, разместившиеся, как и первое его детище, в здании на углу Московской улицы и Казанского переулка [15]. А классы музыкального общества, которые теперь возглавил не менее достойный музыкант М.Л. Пресман, вынуждены были переехать в дом промышленника и активного деятеля РМО И.И. Риделя [16].

Учебный процесс в заведении РО ИРМО продолжал совершенствоваться: конечной целью стало преобразование классов в музыкальное училище. В сущности фактическое изменение статуса классов произошло уже в 1899 году. Тогда общеобразовательный уровень подготовки учеников уже соответствовал прогимназии, а предметы музыкального цикла давно отвечали требованиям, предъявляемым к музыкальным училищам. Не случайно в одном из объявлений о приеме учащихся классы уже названы училищем [16]. Юридически же статус указанного учебного заведения из-

менился в 1900 г.: именно тогда правительство установило профессиональные квалификации, которые могли присваиваться выпускникам. Ученики, успешно сдавшие выпускные экзамены, впредь получали аттестаты двух степеней. Аттестат первой степени вручался отличникам и предоставлял право занимать должности в структуре просвещения (учитель музыки, управляющий хорами, преподаватель общеобразовательных дисциплин в приходском или начальном училище). Все иные выпускники получали аттестаты второй степени, не позволявшие претендовать на место преподавателя общеобразовательных дисциплин приходских или начальных училищ [17].

Высокий и определенный статус специалиста, окончившего училище, поставил само учебное заведение вне конкуренции с другими музыкально-образовательными учреждениями Области Войска Донского. Но одновременно до 100-150 руб. увеличилась и плата за каждый год учебы [17]. Музыкальные школы и курсы тоже нашли свое место в структуре образования, которая приобрела в России конца XIX века традиционную для XX столетия трехступенчатую форму (школа, училище, вуз). В Ростове произошло расслоение уровней обучения, вследствие чего музыкальное училище заняло более высокое иерархическое положение.

В процессе становления музыкального образования в двух донских столицах проявился ряд закономерностей.

Музыкальные школы или классы работали стабильно лишь в тех случаях, когда обучение велось за государственный счет либо опиралось на государственную материальную базу. К примеру, Петровское реальное училище в Ростове, имевшее не только две библиотеки, два музея, ряд предметных классов, но и замечательный зал, к концу века владело несколькими десятками инструментов, включая и рояль. В учебном заведении был хор, камерный и духовой оркестры, хотя преподавание музыки не входило в учебные планы, а три преподавателя-музыканта находились вне штатного расписания [3].

Частные музыкальные школы и классы стали работать сравнительно стабильно после того, как численность населения в городах превысила 50 000 человек и, следовательно, образовался достаточно обширный слой

граждан, которые не только испытывали потребность в обучении музыке, но и могли оплатить соответствующие уроки.

Итак, к концу XIX в. в двух донских столицах завершилось создание прочной базы музыкального образования: музыкальные школы, курсы и музыкальное училище ИРМО. Данная структура функционировала без существенных изменений вплоть до 1967 г. -до основания Ростовского музыкально-педагогического института (ныне Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова), который занял ведущее иерархическое положение в сфере музыкального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 301. Оп. 15. Ед. хр. 211. Л. 216.

2. ГАРО. Ф. 301. Оп. 15. Ед. хр. 212. Л. 218.

3. Исторический очерк деятельности Ростовского-на-Дону Петровского реального училища за время с 1873 по 1898 год. Ростов н/Д: Тип. Донского акционерного общества печатного и издательского дела, 1898. 122 с.

4. По поводу общего собрания членов Ростовского музыкального общества 11 октября 1879 г. // Донская пчела. 1879. № 80. С. 1.

5. Объявление // Донская пчела. 1885. № 65. С. 2.

6. Объявление // Донская пчела. 1891. № 74. С. 2.

7. Объявление // Приазовский край. 1900. № 10. С. 1.

8. Леонов В.А., Палкина И.Д. Ростов и Новочеркасск XIX века. Хроника музыкального исполнительства. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 1999. 168 с.

9. Савченков Ф. Письмо к редактору.// Донские областные ведомости. Часть неофициальная. 1880. № 1. С. 3.

10. Стаджи Фридерик // Донская речь. 1894. № 1. С. 2.

11. Курсы // Донская речь. 1894. № 99. С. 2.

12. Объявление // Донская пчела. 1891. № 4. С. 1.

13. Товарищество оперных артистов // Донская пчела. 1886. № 9. С. 1.

14. Объявление // Приазовский край. 1995. № 228. С. 2.

15. Объявление // Приазовский край. 1996. № 225. С. 2.

16. Объявление // Донская речь. 1899. № 193. С. 2.

17. Объявление // Донская речь. 1900. № 219. С. 2-3.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyj arhiv Rostovskoj oblasti [State archive of the Rostov region], F. 301, op.15, ed. hr.

211, L. 216.

2. Gosudarstvennyj arhiv Rostovskoj oblasti [State archive of the Rostov region, F. 301, Op.15, Ed. hr.

212, L. 218.

3. Istoricheskij ocherk dejatel'nosti Rostovskogo-na-Donu "Petrovskogo" real'nogo uchilishha za vremja s 1873 po 1898 god [Historical sketch of the activities of Rostov-on-Don "Petrovsky" real College from 1873 to 1898.]. Rostov-on-Don, Typography don Joint-stock Society of printing and publishing in Rostov-on-Don, 1898, 122 p.

4. Donskaja pchela [Don bee], 1879, no. 80, p. 1.

5. Donskaja pchela [Don bee], 1885, no. 65, p. 2.

6. Donskaja pchela [Don bee], 1891, no. 74, p. 2.

7. Priazovskij kraj [Azov region], 1900, no. 10, p. 1.

8. Leonov V.A., Palkina I.D. Rostov i Novocherkassk 19 veka. Hronika muzykal'nogo ispolnitel 'stva [Rostov and Novocherkassk of the 19th century. Chronicle of musical performance]. Rostov-on-Don,

Publ. of Rostov Sstate Conservatory named by S.S. Rachmaninoff, 1999, 168 p.

9. Savchenkov F. Donskie oblastnye vedomosti. Chast' neoficial'naja [Regional Bulletin. Part informal], 1880, no. 1, p. 3.

10. Stadzhi Friderik. Donskaja rech', 1894, no. 1, p. 2.

11. Donskaja rech' [Don Speech], 1894, no. 99, p. 2.

12. Donskaja pchela [Don bee], 1891, no. 4, p. 1.

13. Donskaja pchela [Don bee], 1886, no. 9, p. 1.

14. Priazovskij kraj [Azov region],1995, no. 228, p. 2.

15. Priazovskij kraj [Azov region], 1996, no. 225, p. 2.

16. Donskaja rech' [Don Speech], 1899, no. 193, p. 2.

17. Donskaja rech' [Don Speech], 1900, no. 219, pp. 2-3.

3 февраля 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.