Научная статья на тему 'Малорусский музыкальный театр на ростовских сценах XIX – начала XX века'

Малорусский музыкальный театр на ростовских сценах XIX – начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Малороссийский музыкальный театр / репертуар / гастроли. / Malorussian Musical Theatre / repertoire / tours.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонов Василий Анатольевич, Палкина Ирина Дмитриевна

Национальный музыкальный театр, как вид профессиональной деятельности, зародился в Малороссии в XIX веке усилиями разночинцев-любителей театрального искусства. Начало ему было положено в Елисаветграде, которому сейчас присвоено новое название – Кропивницкий, данное в честь одного из основателей театра. Показаны вековые связи этносов Малороссии и Дона. Освещена деятельность антрепренеров, артистов, театральных оркестров, выступавших на подмостках Ростова в XIX веке. Гастролировавшие в Ростове малороссийские труппы пользовались большой популярностью. Их репертуар составляли оперетты, либо оперы с разговорными диалогами, как правило, созданные на национальные сюжеты отечественными авторами. В то же время, в русскоязычной оперетте господствовали иностранные сочинители и фабулы. Бесспорно, успех малороссийских трупп в Ростове был обусловлен не только высоким уровнем исполнения музыкальных спектаклей, но и идейной, духовной близостью слушателям текстов и музыки. Герои опер и оперетт говорили о насущном, решали те же проблемы и пели те же песни, что и большинство сидящих в зрительном зале. А для городской элиты посещение спектаклей было как бы соприкосновением с жизнью народа через искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MALORUSSIAN MUSICAL THEATRE AT THE ROSTOV STAGES IN THE 19TH – EARLY 20TH CENTURY

The National Musical Theater, as a type of professional activity, originated in Malorussia in the 19th century by the efforts of amateur artists of theatrical art. It started in Elisavetgrad, which now has a new name – Kropivnitsky, given in honor of one of the founders of the theatre. The age-old ties of the ethnic groups of Malorussia and the Don are shown. The activity of entrepreneurs, actors, theatre orchestras, who performed on the stage of Rostov in the 19th century, is covered. Malorussian companies that toured Rostov were very popular. Their repertoire consisted of operettas, or operas with colloquial dialogues, as a rule, created by national authors and based on national plots. At the same time, foreign writers and plots dominated the Russianspeaking operetta. Undoubtedly, the success of the Malorussian troupes in Rostov was due not only to the high level of performance , but also to the ideological, spiritual closeness of the listeners of texts and music. The characters of operas and operettas talked about their daily lives, solved the same problems and sang the same songs as most of those sitting in the auditorium. And for the urban elite, visiting the performances was like contact with the life of the people through art.

Текст научной работы на тему «Малорусский музыкальный театр на ростовских сценах XIX – начала XX века»

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-12014

В. А. ЛЕОНОВ, И. Д. ПАЛКИНА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

МАЛОРУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР НА РОСТОВСКИХ СЦЕНАХ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

»1 »9II

Тесные связи Донского и Запорожского казачества насчитывают несколько столетий. В былые времена казачьи ватаги ходили друг к другу в гости, жили там по полгода, вместе совершали набеги на своих соседей. Наиболее яркой страницей боевого содружества стал 1637 год, когда запорожцы и донцы совместными усилиями взяли турецкую крепость Азов, считавшуюся неприступной, и удерживали ее до 1641 года.

Тесные связи между этими ветвями казачества сохранились и в дальнейшем. Так, в 1769 году часть запорожцев переселилась на Дон. Казаков зачислили в Донское войско, им выделили земли по реке Миус, на которых основаны три села - Николаевка, Троицкое и Покровское. После упразднения Сечи, в разные годы, в Донское войско были повёрстаны еще около 3000 запорожцев. Общими у обеих ветвей казачества стали и песни, и музыкальный инструментарий.

В области профессионального музыкального искусства связи Малороссии и Дона возникли ближе к концу XIX века. Ведь национальный музыкальный театр, дававший спектакли на малорусском языке, был основан лишь в 1880-е годы. Разумеется, такого рода представления имели место и ранее. Но спектакли на украинском языке в малороссийских театрах являлись лишь эпизодами.

В настоящее время есть много спекуляций по поводу гонений на украинский язык. В частности, поводом для подобных суждений послужил Эмский указ 1876 г., которым вводился запрет на издание произведений на украинском языке, и на их представление на сцене. Прекращена была и работа ряда национальных обществ, в чьей деятельности власть обнаружила содействие распространению сепаратистских взглядов. Однако данный запрет коснулся лишь профессиональных театров, но не препятствовал любительским постановкам. Упомянутый Указ действовал в те-

чение нескольких лет, а в начале 1880-х годов его применение было прекращено.

Несомненно, в Ростове-на-Дону регулярно гастролировали и малороссийские драматические труппы. Спектакли давали, также, артисты оперных театров из Киева, Одессы, Харькова на итальянском и русском языке. Однако такого рода гастроли представляются темой для иного рода освещения.

Пожалуй, первым малороссийским музыкальным произведением, исполненным на сцене Ростова, стала музыкальная картина «Вечорни-цы», включающая в себя 8 номеров и созданная в 1875 году П. И. Нищинским в качестве дивертисмента к спектаклю «Назар Стодоля» по пьесе Т. Г. Шевченко. Постановка и премьера «Вечор-ниц» была осуществлена в Елисаветграде (ныне, Кропивницкий) самодеятельным театральным кружком.

П. И. Нищинский (1832-1896) - поэт, переводчик, композитор - выходец из народных низов получил образование в Греции благодаря православной церкви. В период написания вышеуказанной музыкальной картины он преподавал в гимназии небольшого городка Ананьева. Поиски соответствующего круга общения привели к его знакомству с семьей Тобилевичей. На тот момент они были культурным центром притяжения в Елисаветграде. Глава семьи, Карп Адамович, являясь профессиональным управляющим, руководил разными помещичьими хозяйствами, но в 1872 году купил дом и обосновался в городе. Четверо детей Тобилевичей (Иван, Мария, Николай, Панас (Афанасий) тяготели к театральному искусству и обладали хорошими певческими данными. В дальнейшем, все они стали выдающимися деятелями малороссийской и украинской культуры, оставаясь в ее истории известными, обычно, под псевдонимами:

1. Иван Карпович Карпенко-Карый (18451907) - певец, актер, драматург;

2. Мария Карповна Садовская-Барилот-ти (1855-1891) - оперная певица (сопрано) и драматическая актриса;

3. Николай Карпович Садовский (1856-1933)

- актёр, певец, режиссёр;

4. Панас (Афанасий) Карпович Саксаган-ский (1859-1940) - актёр, певец, режиссёр, драматург.

В Елисаветграде 1870-х годов трудился чиновник Марк Лукич Кропивницкий (1840-1910)

- будущий актёр, певец, режиссер, драматург, театральный деятель. Вместе с Тобилевичами он являлся движущей силой местного театрального кружка. А материальную базу для деятельности любителей предоставляло реальное училище, при котором был создан и хор, и небольшой оркестр. Вот этими силами, включая и двух дочерей П. И. Нищинского, впервые исполнялись «Вечорницы».

Первой малороссийской труппой, гастролировавшей в Ростове-на-Дону, стал театральный коллектив М. П. Старицкого (1840-1904), который проездом дал лишь один спектакль — оперу С. С. Гулака-Артемовского (1813-1873) «Запорожец за Дунаем». Две эти творческие личности сыграли значительную роль в формировании музыкального театра Малороссии.

М. П. Старицкий - будущий драматург и театральный деятель после смерти родителей жил в семье будущего композитора Н. В. Лысенко, приходившегося ему троюродным братом. Их дружба стала причиной того, что музыку ко многим спектаклям малороссийских авторов, написал Лысенко. С. С. Гулака-Артемовского

- будущего солиста Императорской оперы и композитора - услыхал М. И. Глинка в киевском церковном хоре, перевёз его в Петербург. Занятия с Глинкой, последующее обучение за границей, которое оплатил П. Демидов, привели певца на вершину артистической карьеры. Гулак-Артемовский более 20 лет пел на сценах Императорских театров.

Опера «Запорожец за Дунаем» была закончена в 1863 году. Причем, С. С. Гулак-Артемов-ский создал не только музыку, но и либретто. Премьера оперы состоялась в том же году в Петербурге. Успех спектакля был огромен, отзывы рецензентов восторженны и похвальны.

Исполнение оперы «Запорожец за Дунаем» в Ростове состоялось в 1883 году на летней сцене Семейного сада, занимавшего часть нынешнего парка им. Горького. Исполнение отличалось средним уровнем. Объяснение этому было простое: М. Л. Кропивницкий и М. П. Старицкий создали первую в Малороссии национальную театральную труппу лишь в 1882 году, фактически, из числа одарённых участников самодеятельно-

сти Елисаветграда. Поэтому, спустя год, не было оснований ожидать от них высокого профессионализма.

Однако в конце лета 1883 года труппа под управлением М. Л. Кропивницкого, будучи проездом в Ростове, дала уже два спектакля, которые были благосклонно восприняты публикой. Артистов пригласили выступать на сцене Асмо-ловского театра, куда допускались далеко не все гастролёры. С начала мая 1884 года труппа дала ряд спектаклей в названном театре, а потом перебралась в Семейный сад. Ростовская публика довольно основательно ознакомилась с исполнительским искусством несравненной Занько-вецкой, Садовского, Карпенко-Карого, Сакса-ганского. Естественно, что все произведения репертуара были созданы малороссийскими авторами и спектакли шли на малорусском языке.

В январе 1886 года антрепренёр Гайрабетов-ского театра Н. И. Новиков (астраханский купец второй гильдии) пригласил на гастроли труппу под управлением М. П. Старицкого, ранее весьма удачно выступавшую в Ростове. Следует отметить, что мастерство артистов неуклонно росло из года в год, а в свой очередной приезд они имели огромный успех. К примеру, на бенефис Л. А. Манько (певец и драматург) и Старицкого «публика брала места с бою» [1]. Более того, гастроли труппы продлили почти на месяц, т. е. до конца февраля.

Триумфальные выступления артистов были несколько омрачены судебным разбирательством у мирового судьи, которое произошло 25 февраля 1886 года. Накануне, во время одного из спектаклей, суфлер и кассир труппы А. А. Мань-ко (брат Л. А. Манько) без всякого повода оскорбил «словами и действием» артиста Кекульского. В итоге, провинившийся получил 9 суток ареста, что не преминуло попасть на страницы местной прессы [1], а артисты уехали во Владикавказ уже без «сидельца».

Очередная встреча ростовцев с малороссийским музыкальным театром состоялась в сентябре 1889 года, когда, возвращаясь с гастролей в Малороссию, в Ростове давала спектакли труппа под управлением М. Л. Кропивницкого с традиционным репертуаром (неизменно, опера «Запорожец за Дунаем» и национальные оперетты).

В сравнительно небольшом городе - Ростове-на-Дону, население которого не достигало численности ста тысяч, имелось несколько зданий, в которых осуществлялись театральные постановки. Так, в сезоне 1890-1891 годов начал работать зимний театр Любова, расположенный на территории нынешнего парка им. Горького. В новом здании сразу же обосновалось товарищество русско-малорусских артистов под управ-

лением М. Л. Кропивницкого. Однако оно не конкурировало с труппой Асмоловского театра в силу того, что имело неповторимый репертуар и, следовательно, свою слушательскую среду. В составе актёров уже не было таких знаменитостей, как Манько или Заньковецкая, но молодые артисты под руководством выдающегося мастера театрального искусства показали высокий исполнительский уровень. Не претерпел значительных изменения и репертуар, которому отдавал предпочтение Кропивницкий: новым для ростовцев стали лишь «Письни в лыцях» - фольклорная пьеса, содержащая, кроме всего прочего, часть малорусского свадебного обряда.

Начало летнего сезона 1892 года в Ростове было уникальным. Весной, на гастроли приехала малороссийская труппа под управлением Г. И. Деркача, в которой выступали уже известные своим высоким исполнительским уровнем Манько и Боярская. Их спектакли шли в театре Любова, начиная с двенадцатого апреля. Одновременно, в Асмоловском театре стала работать еще одна малороссийская труппа под управлением А. К. Саксаганского. В ее составе выделялись сам Саксаганский и Карпенко-Карый; большие надежды подвала и Л. И. Линицкая, дарование которой сравнивали с Заньковецкой. Причем, труппа приехала в полном составе, с хором из 30 человек и оркестром под управлением дирижёра Малины.

Две малороссийские труппы, дающие одновременно спектакли в Ростове, - явление уникальное. И, тем не менее, каждая из них нашла своих благодарных слушателей. Правда, артисты давали спектакли лишь до лета. Летом 1992 года жизнь музыкального театра замерла. В России, в том числе и на Дону, вспыхнула эпидемия холеры.

Однако уже в начале апреля 1893 года в Ростов приехал малороссийский театр под управлением Л. А. Манько и Г. И. Деркача. Артисты впервые привезли оперетту Старицкого «Цыганка Аза». Разумеется, автором музыки был не данный драматург. Но в малороссийской традиции было принято считать создателем оперетты либреттиста. Не будем и мы отступать от данного правила.

Вышеуказанное товарищество малорусских артистов давало спектакли в уже обжитом ими театре Любова. А спустя год, в 1984 году здесь же гастролировала труппа А. К. Саксаганского. Причем, ее спектакли шли поочередно с оперным коллективом, приглашенным Е. В. Любо-вым на летний сезон.

Следующие гастроли труппы под управлением А. К. Саксаганского начались четвертого

июля 1895 года. В ее состав были собраны хорошие творческие силы: Садовская, Линицкая, Ве-рина, Карпенко-Карый. В спектаклях участвовал и сам Саксаганский. Но гастроли артистов омрачились из-за ошибки антрепренера: взяв с собой певцов-солистов и хор, он решил сберечь деньги на дорожных расходах и не привез оркестра. Дирижер В. Л. Малина, уже известный ростовцам безупречной работой, на сей раз не мог блеснуть своим мастерством. Оркестр, набранный из местных музыкантов, очень медленно осваивал малороссийский репертуар и даже к концу гастролей оставлял желать лучшего.

Следует отметить, что артисты труппы Сак-саганского трудились очень много: нередко шли два спектакля в один вечер. Первый из них начинался в 21 час, следовательно, работа заканчивалась далеко за полночь. Артисты ложились спать под утро, а днем их ждала необходимая для оркестра репетиция. Вместе с тем, постановка двух спектаклей в вечер свидетельствует об огромном интересе к выступлениям малороссийского товарищества. Эта гастроль длилась почти месяц и с успехом завершилась 31 июля.

В начале летнего сезона 1896 года в театр Ткачева прибыло русско-малорусское товарищество артистов под управлением Н. К. Садовского. Уже само название товарищества свидетельствует о том, что оно собиралось «с миру по нитке». Да и состав труппы не противоречил данному утверждению: Ратмирова, Карпинская, Затыр-кевич, Садовский, Загорский, Мова, Карпенко, Левицкий, Глебов, Скрипченко и др.

Несмотря на случайный характер «товарищества» (некоторые артисты остались в Ростовском театре на следующий сезон), талантливый режиссер Садовский создал достаточно профессиональный коллектив, который с традиционным малороссийским репертуаром имел успех у ростовцев.

В сезоне 1897-98 годов, впервые в Ростове малороссийская труппа работала в зимнем сезоне. Со второго ноября и до середины февраля в театре Викторова (бывший, Любова) давало спектакли товарищество под управлением Д. А. Гайдамаки: Шостаковская, Маньковская, Верина, Грицай, Чубатый, Португалов, Варто-вый, Тамарина, Струменко, Диденко, Прокопо-вич и др. Приехал и солидный хор из 35 человек. Репертуар труппы не отличался новизной; он скорее являлся традиционным. И хотя в труппе не было знаменитостей, все же хорошие певческие голоса (особенно выделялся Сагайдачный), глубоко народный репертуар, стабильность исполнительского уровня делали спектакли артистов весьма притягательными для публики.

В 1899 году (с 19 марта по 6 апреля) тихо и незаметно, не вызвав былого оживления, в Ростове прошли гастроли русско-малорусских артистов под управлением И. Ю. Португалова. Видимо, для успешного выступления такого рода трупп требовался человек, обладающий не только деловой хваткой, но и талантом художественного руководителя. То, что удалось Н. К. Садовскому в сезоне 1895-96 годов, оказалось не по силам И. Ю. Португалову.

В начале ХХ века, в 1901 году, с первого июля по первое октября в театре-цирке, построенном купцом Машонкиным, давала спектакли русско-малорусская труппа под управлением Гайдамаки. Примечательно, что в объявлениях о спектаклях уже стали указывать фамилию режиссера - Д. А. Гайдамака. Появилась и новая должность управленца - поверенный в делах Н. Я. Кобыльский. В репертуаре труппы были спектакли: «За Неман иду» [6], «Новые цыганские песни в лицах», «Запорожский клад», «Царицыны черевики», «Наталка Полтавка», «Сорочинская ярмарка» [5], «Майская ночь» [7], «Запорожец за Дунаем» [4] и др.

В числе спектаклей значились в «Вечорни-цы» П. И. Нищинского. Однако число заявленных в них номеров - двадцать, не согласуется с известными сведениями об этом замечательном произведении. Видимо, для увеличения длительности спектакля к сочинению Нищинского добавляли нужное число народных песен.

Представляет интерес и объявление в газете «Приазовский край» от 9 июля 1901 года о первом исполнении в Ростове оперы «Катерина»: «В первый раз на здешней сцене опера А...са "КАТЕРИНА": сюжет заим. из поэмы Т. Г. Шевченко "Кохайтеся чорнобриви, та не з москалями"». Нетрудно заметить, что в анонсе оперы Н. Н. Аркаса, походя, упоминается слово «москали». Очевидно, данное слово в XIX - начале ХХ века было вполне безобидным и общеупотребительным. Иначе, цензура не пропустила бы не только упомянутое объявление, но и само произведение Т. Г. Шевченко.

В репертуаре труппы была и русскоязычная оперетта «Гейша» [3] , пользовавшаяся в те времена большой популярностью. Но, как нетрудно заметить, создана она не на национальный сюжет.

Труппа Д. А. Гайдамаки давала и драматические спектакли. Так, тринадцатого сентября шла драма «Помста, або загублена доля» [8], имеющая яркий национальный колорит. Таким образом, Гайдамака привлек на спектакли все слои

ростовских театралов, используя разнообразие жанров.

Каковы же были гастрольные показатели труппы под управлением Д. А. Гайдамаки? За 92 дня артисты дали 79 спектаклей, т. е. работали с одним выходным в неделю, как это принято и в наши дни. Средние сборы с каждого выступления составили 374,42 рубля, что при переводе в рубли 2019 года равно сумме в 600 000, а общий доход от спектаклей равнялся 47 400 000. Разумеется, некоторую сумму антрепренер платил за аренду театра, но артисты не бедствовали. Более того, Д. А. Гайдамака заключил контракт с цирком Машонкина на вторую половину лета 1902 года.

В чем секрет популярности малороссийских трупп? Их репертуар составляли оперетты, либо оперы с разговорными диалогами, как правило, созданные на национальные сюжеты. В то же время, в русскоязычной оперетте господствовали иностранные авторы. Поэтому разительным контрастом на этом фоне выглядел репертуар малороссийских трупп. Он состоял, как правило, из произведений национальных авторов, имена которых по сей день господствуют на театральных афишах Украины. Бесспорно, успех малороссийских трупп в Ростове был обусловлен не только высоким уровнем исполнения музыкальных спектаклей, но и идейной, духовной близостью слушателям текстов и музыки. Герои опер и оперетт говорили о насущном, решали те же проблемы и пели те же песни, что и большинство сидящих в зрительном зале. А для городской элиты посещение спектаклей было как бы соприкосновением с жизнью народа через искусство. Так получалось, что малороссийские музыкальные театры соединяли искусство элитарное и популярное (театральное действо -с народной песней).

Отцы-основатели современного музыкального театра Украины были разночинцами. Служа развитию своего национального искусства, они отличились и в служении России. Так, в 1894 г. отмечалось тридцатилетие литературной и общественной деятельности М. П. Старицкого. Российская академия наук назначила ему персональную пенсию «За литературные труды на родном языке». Н. К. Садовский с началом Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. ушел на фронт добровольцем, участвовал во многих сражениях на Балканах, награжден Георгиевским крестом.

Украина чтит отцов-основателей театра. Их имена присвоены театрам, улицам. А город Ели-заветград, в котором они начинали свой путь в искусстве, переименован в Кропивницкий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дело суфлера малорусской труппы Алексея Манько с г. Кегульским // Донская пчела. 1886. № 14. С. 2.

2. Леонов В., Палкина И. Ростов и Новочеркасск XIX века. Хроника музыкального исполнительства. Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 1999. 168 с.

3. Театр-Цирк Машонкина // Приазовский край. 1901. № 184. С. 1.

4. Театр-Цирк Машонкина // Приазовский край. 1901. № 204. С. 1.

5. Театр-Цирк Машонкина // Приазовский край. 1901. № 225. С. 1.

6. Театр-Цирк Машонкина // Приазовский край. 1901. № 232. С. 1.

7. Театр-Цирк Машонкина // Приазовский край. 1901. № 241. С. 1.

8. Театр-Цирк Машонкина // Приазовский край. 1901. № 243. С. 1.

REFERENCES «,

1. Delo suflera malorusskoj truppy Alekseya Man'ko s g. Ke-gul'skim [The case of the prompter of the Malorussian troupe Alexey Manko with Mr. Kegulsky] // Donskaya pchela. 1886. № 14. P. 2.

2. Leonov V, Palkina I. Rostov i Novocherkassk XIX veka. Hronika muzykal'nogo ispolnitel'stva [Rostov and Novocherkassk of the 19th century. Chronicle of musical performance]. Rostov-on-Don: Rachmaninov Rostov State Conservatory, 1999. 168 p.

3. Teatr-Cirk Mashonkina [Theatre-Circus of

Mashonkin] // Priazovskij kraj. 1901. № 184. P. 1.

4. Teatr-Cirk Mashonkina [Theatre-Circus of Mashonkin] // Priazovskij kraj. 1901. № 204. P. 1.

5. Teatr-Cirk Mashonkina [Theatre-Circus of Mashonkin] // Priazovskij kraj. 1901. № 225. P. 1.

6. Teatr-Cirk Mashonkina [Theatre-Circus of Mashonkin] // Priazovskij kraj. 1901. № 232. P. 1.

7. Teatr-Cirk Mashonkina [Theatre-Circus of Mashonkin] // Priazovskij kraj. 1901. № 241. P. 1.

8. Teatr-Cirk Mashonkina [Theatre-Circus of Mashonkin] // Priazovskij kraj. 1901. № 243. P. 1.

МАЛОРУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР НА РОСТОВСКИХ СЦЕНАХ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Национальный музыкальный театр, как вид профессиональной деятельности, зародился в Малороссии в XIX веке усилиями разночинцев-любителей театрального искусства. Начало ему было положено в Елисаветграде, которому сейчас присвоено новое название - Кропивниц-кий, данное в честь одного из основателей театра. Показаны вековые связи этносов Малороссии и Дона. Освещена деятельность антрепренеров, артистов, театральных оркестров, выступавших на подмостках Ростова в XIX веке. Гастролировавшие в Ростове малороссийские труппы пользовались большой популярностью. Их репертуар составляли оперетты, либо оперы с разговорными диалогами, как правило, созданные

на национальные сюжеты отечественными авторами. В то же время, в русскоязычной оперетте господствовали иностранные сочинители и фабулы. Бесспорно, успех малороссийских трупп в Ростове был обусловлен не только высоким уровнем исполнения музыкальных спектаклей, но и идейной, духовной близостью слушателям текстов и музыки. Герои опер и оперетт говорили о насущном, решали те же проблемы и пели те же песни, что и большинство сидящих в зрительном зале. А для городской элиты посещение спектаклей было как бы соприкосновением с жизнью народа через искусство.

Ключевые слова: Малороссийский музыкальный театр, репертуар, гастроли.

MALORUSSIAN MUSICAL THEATRE AT THE ROSTOV STAGES IN THE 19th - EARLY 20TH CENTURY

The National Musical Theater, as a type of professional activity, originated in Malorussia in the 19th century by the efforts of amateur artists of theatrical art. It started in Elisavetgrad, which now has a new name - Kropivnitsky, given in honor of one of the founders of the theatre. The age-old ties of the ethnic groups of Malorussia and the Don are shown. The activity of entrepreneurs, actors, theatre orchestras, who performed on the stage of Rostov in the 19th century, is covered. Malorussian companies that toured Rostov were very popular. Their repertoire consisted of operettas, or operas with colloquial dialogues, as a rule, created by national authors

and based on national plots. At the same time, foreign writers and plots dominated the Russian-speaking operetta. Undoubtedly, the success of the Malorussian troupes in Rostov was due not only to the high level of performance , but also to the ideological, spiritual closeness of the listeners of texts and music. The characters of operas and operettas talked about their daily lives, solved the same problems and sang the same songs as most of those sitting in the auditorium. And for the urban elite, visiting the performances was like contact with the life of the people through art.

Keywords: Malorussian Musical Theatre, repertoire, tours.

Леонов Василий Анатольевич

доктор искусствоведения, профессор кафедры духовых и ударных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова.

Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: professorleonov@yandex.ru

Vasily A. Leonov

Doctor of Art History, professor at the Department of wind and percussion instruments Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: professorleonov@yandex.ru

Палкина Ирина Дмитриевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова.

Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: irinapalkina1@rambler.ru

Irina D. Palkina

PhD in Musicology, associate professor at the Department of wind and percussion instruments Rachmaninov Rostov State Conservatory

Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: irinapalkina1@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.