Научная статья на тему 'Дивертисменты в Ростове-на-Дону конца XIX - начала ХХ века'

Дивертисменты в Ростове-на-Дону конца XIX - начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТЫ-ДИВЕРТИСМЕНТЫ / АНТРЕПРИЗА / САД "ПАЛЕРМО" / THE "PALERMO" GARDEN / К. В. ЧАРАХЧИЯНЦ / CONCERTS-DIVERTISSEMENTS / ENTREPRISE / K. V. CHARAKHCHIYANZ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонов Василий Анатольевич, Палкина Ирина Дмитриевна

В статье освещается практика дивертисментов в Ростове конца XIX начала XX вв. Характеризуется их специфика, как развлекательных концертов, включавших в себя различные сценические жанры. Автор делает предположение, что дивертисменты стали проводиться в Ростове в начале 1880-х годов. В статье освещается антрепренёрская деятельность предпринимателей Самойленко и Чарахчиянца, даётся описание организованных ими дивертисментов в городских садах. Автор полагает, что дивертисмент в Ростове 1890-х получил развитие во многом благодаря деятельность Чарахчиянца, который основал зимний и летний театры в собственном саду под названием «Палермо». В статье приводятся сведения о составе театров, премьерах, программах концертов-дивертисментов, попу лярных в названный период артистов, составе трупп, работавших на условиях антрепризы. Подчёркивается многонациональность состава трупп, артисты которых исполняли номера на русском, малорусском, французском, итальянском, английском и других языках. Статья насыщена фактами, помогающими воссоздать исторический фон музыкально-сценических дивертисментов Ростова рубежа веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERTISSEMENTS IN THE LATE NINETEENTH AND EARLY TWENTIETH ROSTOV-ON-DON

The article highlights the practice of divertissements in the late nineteenth and early twentieth Rostov-on-Don. The article characterizes their specificity as entertaining concerts, which included various stage genres. The author makes the assumption that the divertissements started to be hold in Rostov at the beginning of 1880s. The article highlights the entrepreneurial activities of Samoilenko and Charakhchiyanz, and describes the concerts in the gardens organized by them. The author believes that in Rostov in 1890s the concert-divertimento was developed largely due to the activities by Charakhchiyanz, who founded the winter and summer theatres in a private garden called "Palermo". The article provides information about the composition of theaters, premieres, programmes of divertissements-concerts, popular artists from the mentioned period, the composition of the troupes, working on the terms of entreprises. The authors emphasize the multinational composition of the troupes, whose artists performed in Russian, Malorussian, French, Italian, English and other languages. The article is full of facts that help to recreate the historical background of musical and stage divertissements in Rostov at the turn of the century.

Текст научной работы на тему «Дивертисменты в Ростове-на-Дону конца XIX - начала ХХ века»

DOI: 10.24411/2076-4766-2018-12002

В. А. ЛЕОНОВ, И. Д. ПАЛКИНА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

ДИВЕРТИСМЕНТЫ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

■9' '■

Термином «дивертисмент» в Ростове конца XIX века обозначали концерт, включавший в себя различные жанры сценического искусства. Концерты-дивертисменты проводились, по-видимому, с 1881 года в Семейном саду, который занимал часть Городского сада (нынешнего парка им. М. Горького), расположенного рядом с Соборным переулком. Начало такого рода представлений было положено иностранными гастролёрами, которых пригласил арендатор сада Самойленко. «В театре его, - сообщает "Донская пчела" за 1881 г., - уже нет "знаменитого прикупа" Мальваля и не менее его знаменитой шансоньетной певицы г-жи Селивальд; они заменены двумя другими экземплярами иностранного производства. Это мистер Гит и миссис Лели Жак-сон. Мисс Лели сущий чертенок в юбке. Мистер Гит - недурной плясун английских танцев, мимик и паяц, и замечательный исполнитель танцев на ходулях. Братья Шварц ... будут играть до конца месяца. ... Посылаем непосредственно по адресу "директора" квартета (певцов. - В. Л., И. П.) совет -выбросить... русский номер "Хороша ты, Русь святая", так как полнейшее незнание русского языка ... пренеприятно режет слух и безобразит песенку» [1].

Таким образом, Самойленко заложил в работу летней труппы основные принципы деятельности театра-варьете - частую сменяемость артистов и сосуществование различных видов сценического искусства. В соответствии со своей концепцией, арендатор Семейного сада сформировал на летний сезон 1882 года театральную труппу, в состав которой вошли: исполнительница русских романсов и куплетов П. Н. Соколова; певицы, француженки, Фанни и Карлинг; певица, англичанка, Л. Жаксон; итальянская певица Л. Инзварди; комик, француз, Г. А. Феррари; жанр-комик и гротеск-танцор, англичанин, В. Гит. Для исполнения национальных танцев и балетных номеров были приглашены: А. Озарини, С. Береда, Э. Береда и артист Императорских театров Левенсон [6]. На высоком художественном уровне давали даже одноактные балеты.

Спустя некоторое время «Донская пчела» написала, что «Жаксон, кроме сальностей, кафешантанных манер и визга, ничего не дает» [6], а

Соколова, хотя и играет весьма недурно, но иногда вызывает у местных дам чувство омерзения своим поведением на сцене. Вероятно, автор цитированной статьи ожидал увидеть в садовом театре образцы высокого искусства, и был неприятно удивлен, обнаружив исполнительскую культуру кафешантана.

К концу летнего сезона состав театра Семейного сада увеличился до невиданных для того времени размеров. Здесь одновременно работали актеры драматической труппы, оркестр под управлением Кольбе, выступающие в дивертисментах артисты (их ряды пополнились Брюловой, братьями Земель, труппой Клифтона). Данный факт служит убедительным свидетельством того, что финансовая деятельность Самойленко летом 1882 года была весьма успешной. Следовательно, художественный уровень его театра в полной мере соответствовал запросам публики.

В Ростове 1880-х годов начинание Самойленко не получило дальнейшего развития. Но поздней осенью 1891 года в местной газете «Приазовский край» появилось ничем не примечательное объявление о том, что открылся работающий ежедневно «Салон де-Варьетэ» с труппой, состоящей всего из пяти человек: правда, были обещаны новые дебюты каждые пятнадцать дней [5]. Так начиналась деятельность К. В. Чарахчиянца, впоследствии блестящего предпринимателя в сфере сценического искусства. Однако его дивертисменты не шли ни в какое сравнение по количеству участников с грандиозным концертом, прошедшим в феврале 1893 года в Асмоловском театре, где, среди прочих произведений, были исполнены гимн «Боже, Царя храни» по случаю дня рождения Его Императорского Величества Государя Императора и финал из оперы Глинки «Жизнь за Царя». В концерте были задействованы двенадцать роялей, три хора и четыре оркестра - всего около двухсот человек.

Несмотря на, казалось бы, весьма скромное начало, К. В. Чарахчиянц довольно быстро довёл свое дело до уровня представлений, которые давала в свое время труппа Семейного сада, руководимого Самойленко. Через три года предприниматель устроил новый сад на окраине Ростова, «Палермо», куда могли приходить и ростовцы, и нахичеванцы.

Сведений о местонахождении сада в городском архиве не сохранилось. Вместе с тем, в архиве полицейского управления были найдены жалобы жителей улиц, расположенных у Дона (ближе к окраине Ростова) на шумное поведение артистов в ночное время. Ответ на вопрос о местоположении «Палермо» даёт объявление из газеты «Приазовский край» за 1901 год: «Циклодром В. И. Асмо-лова. Б. Садовая улица, против сада "Палермо". Сегодня, 29-го июня, состоятся большие велосипедные гонки при участии известных гонщиков и гонщиц: г-жи Деди, гг. Чарского-Петрова, Шош-никова, Ульштейна, Карнеева, Горст Фрезен и лучших местных гонщиков. Во время гонок играет оркестр музыки» [3]. Циклодром был устроен в саду Коммерческого клуба (сейчас это парк 1 Мая). Таким образом, сад «Палермо» находился напротив парка и здания Летнего Коммерческого клуба (ныне в нем размещается областной Дом физической культуры) по улице Садовой.

Первоначально «Салон де-Варьетэ» функционировал только летом. В сезоне 1894 года в новом театре работали: оркестр под управлением Аллана, труппы Гительсона, Абрамова и др. Представления Чарахчиянца были тематическими, например, «Юмор» или «Ночь в Венеции». Последнее содержало бытовую сцену «Портные» с пением и танцами в исполнении интернациональной труппы Гительсона, попурри из опер «Риголетто», «Фауст», «Кармен» и многое другое. Нетрудно заметить, что Чарахчиянц не пошёл по пути максимального упрощения репертуара: в его театре каждый человек мог в определенной мере удовлетворить свои запросы в области сценического искусства.

Летом 1894 года ежедневные увеселительные представления давались по вечерам и в саду «Аркадия» на Садовой улице. Однако они не составляли серьёзной конкуренции Чарахчиянцу. В 1895 году мероприятия, проводившиеся в «Палермо», впервые были названы дивертисментами. В них уже участвовали два оркестра, в том числе под управлением известного ростовского кларнетиста Свердлова, и хор Носальского. Вход в сад стоил 30 копеек, что соответствует, примерно, нынешним 500 рублям. Отсюда следует, что его владелец устанавливал цену в расчёте на средний класс горожан.

Начиная с 1895 года дивертисменты в саду «Палермо» шли круглый год, так как Чарахчиянц к тому времени построил зимний театр. Новое сооружение, имевшее внутри зимний сад, было названо «Пале де Кристаль». Это здание соединялось с Летним Коммерческим клубом подземным ходом, сохранившимся со времен существования крепости Димитрия Ростовского. Следует отметить, что строение, принадлежавшее Чарахчиянцу, служит Ростову и поныне. Правда, оно лишилось зимнего

сада, а внешние стены остались без лепнины. Но именно в этом здании и располагается сейчас Ростовская областная филармония.

С началом зимнего сезона 1895 года вход в «Палермо» стал бесплатным. Концерты шли в закрытом помещении и лишь для посещения театра требовался билет. В сентябре 1895 года в «Пале де Кристаль» стали проводиться симфонические вечера. Чарахчиянц пригласил из Коммерческого клуба оркестр, которым руководили известные в Ростове музыканты - альтист Л. Л. Деджиролламо и фаготист Г. А. Рибе. Зимний сезон был примечателен наличием в репертуаре театра выступлений цыганских ансамблей.

Мероприятия Чарахчиянца в саду «Палермо», независимо от их названий (музыкальные вечера, представления, дивертисменты и пр.), всегда являли собой парад сценических жанров искусства. В одном из концертов, например, выступали: чревовещатель, мимик-характеристик, два дуэта, две шансонетки, куплетист, певцы-солисты, комический квартет, балетная труппа и т. д. Другой дивертисмент собрал многонациональную капеллу А. Владимирова, дамский оркестр из Вены под управлением О. Миклоски, дамский хор из Венгрии под руководством Марии Коллай. Раз в две недели программа неукоснительно обновлялась чьим-либо дебютом.

В начале ХХ века сад «Палермо» уже процветал. Его владелец построил рядом со зданием зимнего театра доходный дом, который стал своеобразной гостиницей для размещения артистов. Летний театр, находившийся на территории нынешней школы № 5, к 1901 году уже был защищен от непогоды «депо», а в труппе появилась должность режиссёра, которую занимал А. А. Доцен-ко. Ежедневно, с 17 часов работал ресторан, где за один рубль (около 1600 нынешних рублей) подавали обед из трёх блюд и рюмку водки. Плата за вход в сад в летний сезон выросла до 50 копеек.

Главные газеты Ростова-на-Дону («Приазовский Край», «Донская пчела») размещали ежедневно и, как правило, на первой полосе объявления о вечерних представлениях в саду «Палермо». Публиковались и сведения об участниках дивертисментов, и об ожидаемых дебютах гастролеров. Как сообщает газета «Приазовский край» за 1901 год, 2 мая в саду и театре «Палермо» состоялось «большое грандиозное гулянье под названием "Майская ночь". На сцене роскошный дивертисмент» [2]. В нём приняли участие: музыкальные клоуны Бим-Бом, акробаты на велосипедах (трио Фридерикс), тирольское трио Ромер, еврейский куплетист Добров, венгерская труппа под управлением Сабо, русский балалаечник Ушканов, немецкая шансонетная певица Герцог, арфистка Ольга Фрезо, итальянское трио Анжели, русская

лирическая певица Минина, тиролька Юни Пе-терс, английское трио Мак Лорд, румынская шансонетная певица Комонести, танцовщицы сестры Зельм, концертный хор и оригинальная труппа под управлением Свирина, усиленный оркестр под управлением Цымбалиста. Такие многоязычные дивертисменты были данью многонациональному населению Ростова. С успехом гастролировавшие немецкие, еврейские, греческие и другие труппы находили в городе благодарного зрителя.

Немаловажную роль играло и то, как преподносилась труппа в концертной рекламе. Объявление из газеты «Приазовский край» за 1901 год гласило: «Зимний Сад и Театр "Палермо". Директор-владелец сада и театра К. В. Чарахчиянц / Сегодня, 30-го октября и ежедневно - большие грандиозные дивертисменты. / Участвуют: изв. американки сестры ПАН-ЗИС, изв. английская пев. и танцов. ДИЗО, изв. русская шансонетная певица ШУРИНА, изв. артистка ГЕДИ БЕРЖЕ, известная русско-итальянская певица ДИ-ПО-ТА-РЫ, изв. англ. пев. и танц. МИСС КОРА, изв. интернациональная шансонетная певица ВЕРА, немец. шанс. певица ГЕДИ ЭРНО, интернац. труппа под управ-

лен. СОКОЛЬСКОГО, изв. итальянская певица МАНЖИОЛИ, разнохар. дуэтисты ВОЛКОВЫ, венгерская труппа под управ. САБО и ТЕРЕЗЫ ЮХОШ, разнохарак. дуэтист. сестры ЗЕНДЕЛЬ, немецкая шансонетная певица ТОМСОН, концертный хор под управл. МУРАВЬЕВА, русская лир. пев. ДОЛИНА, Оригинальная труппа под упр. СВИРИНА, усиленный оркестр под управ. ЦЫМБАЛИСТА...» [4].

Нетрудно заметить, что за полгода театральная труппа почти полностью поменялась. Эти изменения происходили постепенно в течение всего предшествующего периода: какие-то артисты приезжали на неделю-другую, другие работали по нескольку месяцев. Однако все они имели в своем багаже репертуар, достаточный для того, чтобы не повторяться в ежедневных концертах.

Примечательной чертой дивертисментов являлось и то, что в них участвовали, как правило, профессиональные артисты. В сущности, временные труппы, дававшие концерты указанного типа, формировались по принципу наибольшего разнообразия жанров. Этот принцип был основополагающим и в годы Советской власти, но уже при создании концертных бригад.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наши развлечения // Донская пчела, № 60. Ростов-на-Дону, 1881.

2. Объявление // Приазовский край, № 115. Ростов-на-Дону, 1901.

3. Объявление // Приазовский край, № 170. Ростов-на-Дону, 1901.

4. Объявление // Приазовский край, № 286. Ростов-на-Дону, 1901.

5. Салон де-Варьете // Донская пчела, № 88. Ростов-на-Дону, 1891.

6. Театральный сезон // Донская пчела, № 29. Ростов-на-Дону, 1882.

REFERENCES

1. Nashi razvlecheniia [Our Entertainments] // Donskaia pchela [The Don Bee], № 60. Rostov-on-Don, 1881.

2. Ob"iavlenie [Advertisement] // Priazovskii krai [The Priazovsky Region], № 115. Rostov-on-Don, 1901.

3. Ob"iavlenie [Advertisement] // Priazovskii krai [The Priazovsky Region], № 170. Rostov-on-Don, 1901.

4. Ob"iavlenie [Advertisement] // Priazovskii krai [The Priazovsky Region], № 286. Rostov-on-Don, 1901.

5. Salon de-Var'ete [Salon de Variete] // Don-skaia pchela [The Don Bee], № 88. Rostov-on-Don, 1891.

6. Teatral'nyi sezon [Theatrical Season] // Donskaia pchela [The Don Bee], № 29. Rostov-on-Don, 1882.

ДИВЕРТИСМЕНТЫ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В статье освещается практика дивертисментов в Ростове конца XIX - начала XX вв. Характеризуется их специфика, как развлекательных

концертов, включавших в себя различные сценические жанры. Автор делает предположение, что дивертисменты стали проводиться в Ростове

в начале 1880-х годов. В статье освещается антрепренёрская деятельность предпринимателей Самойленко и Чарахчиянца, даётся описание организованных ими дивертисментов в городских садах. Автор полагает, что дивертисмент в Ростове 1890-х получил развитие во многом благодаря деятельность Чарахчиянца, который основал зимний и летний театры в собственном саду под названием «Палермо». В статье приводятся сведения о составе театров, премьерах, программах концертов-дивертисментов, попу-

лярных в названный период артистов, составе трупп, работавших на условиях антрепризы. Подчёркивается многонациональность состава трупп, артисты которых исполняли номера на русском, малорусском, французском, итальянском, английском и других языках. Статья насыщена фактами, помогающими воссоздать исторический фон музыкально-сценических дивертисментов Ростова рубежа веков.

Ключевые слова: концерты-дивертисменты, антреприза, сад «Палермо», К. В. Чарахчиянц.

DIVERTISSEMENTS IN THE LATE NINETEENTH AND EARLY TWENTIETH ROSTOV-ON-DON

The article highlights the practice of divertissements in the late nineteenth and early twentieth Rostov-on-Don. The article characterizes their specificity as entertaining concerts, which included various stage genres. The author makes the assumption that the divertissements started to be hold in Rostov at the beginning of 1880s. The article highlights the entrepreneurial activities of Samoilenko and Chara-khchiyanz, and describes the concerts in the gardens organized by them. The author believes that in Rostov in 1890s the concert-divertimento was developed largely due to the activities by Charakhchiyanz, who founded the winter and summer theatres in a private

garden called "Palermo". The article provides information about the composition of theaters, premieres, programmes of divertissements-concerts, popular artists from the mentioned period, the composition of the troupes, working on the terms of entreprises. The authors emphasize the multinational composition of the troupes, whose artists performed in Russian, Malorussian, French, Italian, English and other languages. The article is full of facts that help to recreate the historical background of musical and stage divertissements in Rostov at the turn of the century.

Keywords: concerts-divertissements, entreprise, the "Palermo" garden, K. V. Charakhchiyanz.

Леонов Василий Анатольевич

Заслуженный артист России, доктор искусствоведения, профессор кафедры духовых и ударных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: professorleonov@yandex.ru

Vasily A. Leonov

Honoured artist of Russia, Doctor of Arts, Professor Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: professorleonov@yandex.ru

Палкина Ирина Дмитриевна

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: irinapalkina1@rambler.ru

Irina D. Palkina

PhD in Art Studies, Associate professor at the Wind and Percussion Department Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: irinapalkina1@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.