Научная статья на тему 'Формирование в прессе начала XX В. Культурно-рекреативных интересов жителей провинциального города (на материале ростовских газет)'

Формирование в прессе начала XX В. Культурно-рекреативных интересов жителей провинциального города (на материале ростовских газет) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
382
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПРЕССА / PROVINCIAL PRESS / КУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ТЕМАТИКА / CULTURAL AND RECREATIONAL THEMES / РЕКЛАМА / ADVERTISING / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / ИСТОРИЯ / HISTORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха Виктория Вячеславовна

Статья посвящена культурно-рекреативной тематике провинциальной прессы начала XX в. Развитие массовой культуры в обозначенный временной период привело к изменению культуры быта, расширению культурно-досуговой сферы, распространению периодической печати в регионах. Коммерциализация СМИ модифицировала тематические и типологические модели прессы рекреативная тема превратилась в одну из популярных, что обеспечивало интерес массового населения к чтению прессы и привлечение финансовой прибыли от ведения коммерческой деятельности, в данном случае публикации рекламных объявлений о культурных мероприятиях. В г. Ростове-на-Дону периодика универсального типа проявляла значительное внимание к культурной сфере региона. Автор определяет, что тематический культурно-рекреативный контент формировался авторами издания и рекламодателями. Журналисты публиковали информационные заметки, рецензии, отчеты о проходивших мероприятиях. Рекламные объявления сообщали о начале культурных программ (театральных спектаклей, концертов, выставок). Журналистская и коммерческая деятельность СМИ вела к формированию культурно-рекреативных интересов горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation in the press of the early XX century cultural and recreational interests of the residents of provincial city (on the material of the Rostov newspaper)

The article is devoted to cultural and recreational topics of provincial press of the beginning of XX century. The development of mass culture in the designated time period led to a change in the culture of everyday life, the expansion of cultural and leisure areas, the distribution of periodicals in the regions. Commercialization of the media modified theme and typological models of the press recreational topic has become one of the most popular, which ensured the interest of the mass of the population to read Newspapers and attraction of financial profit from commercial activities, in this case, the publication of advertisements on cultural events. Periodical press of generic type showed considerable attention to the cultural sphere of the region in Rostov-on-Don. The author determines that the thematic cultural and recreational content was formed by the authors and advertisers. Journalists published information notes, reviews, reports about the passed measures. Advertisements were informed about the beginning of cultural programs (theatrical performances, concerts, exhibitions). Journalistic and commercial activities of the media led to the formation of cultural and recreational interests of citizens.

Текст научной работы на тему «Формирование в прессе начала XX В. Культурно-рекреативных интересов жителей провинциального города (на материале ростовских газет)»

УДК 070 ББК 76.120.4

Виктория Вячеславовна Смеюха

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой массовых коммуникаций и прикладной лингвистики, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Victoriya V. Smeyha

Dr of Philology, Professor, Head of Department «Mass communication and applied linguistics», Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russian Federation, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ В ПРЕССЕ НАЧАЛА XX в. КУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЖИТЕЛЕЙ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА МАТЕРИАЛЕ РОСТОВСКИХ ГАЗЕТ)

Статья посвящена культурно-рекреативной тематике провинциальной прессы начала XX в. Развитие массовой культуры в обозначенный временной период привело к изменению культуры быта, расширению культурно-досуговой сферы, распространению периодической печати в регионах. Коммерциализация СМИ модифицировала тематические и типологические модели прессы — рекреативная тема превратилась в одну из популярных, что обеспечивало интерес массового населения к чтению прессы и привлечение финансовой прибыли от ведения коммерческой деятельности, в данном случае публикации рекламных объявлений о культурных мероприятиях. В г. Ростове-на-Дону периодика универсального типа проявляла значительное внимание к культурной сфере региона. Автор определяет, что тематический культурно-рекреативный контент формировался авторами издания и рекламодателями. Журналисты публиковали информационные заметки, рецензии, отчеты о проходивших мероприятиях. Рекламные объявления сообщали о начале культурных программ (театральных спектаклей, концертов, выставок). Журналистская и коммерческая деятельность СМИ вела к формированию культурно-рекреативных интересов горожан.

Ключевые слова: провинциальная пресса, культурно-рекреативная тематика, реклама, аудитория, история.

FORMATION IN THE PRESS OF THE EARLY XX CENTURY CULTURAL AND RECREATIONAL INTERESTS OF THE RESIDENTS OF PROVINCIAL CITY (ON THE MATERIAL OF THE ROSTOV NEWSPAPER)

The article is devoted to cultural and recreational topics of provincial press of the beginning of XX century. The development of mass culture in the designated time period led to a change in the culture of everyday life, the expan-

© В.В. Смеюха, 2014

36

sion of cultural and leisure areas, the distribution of periodicals in the regions. Commercialization of the media modified theme and typological models of the press — recreational topic has become one of the most popular, which ensured the interest of the mass of the population to read Newspapers and attraction of financial profit from commercial activities, in this case, the publication of advertisements on cultural events. Periodical press of generic type showed considerable attention to the cultural sphere of the region in Rostov-on-Don. The author determines that the thematic cultural and recreational content was formed by the authors and advertisers. Journalists published information notes, reviews, reports about the passed measures. Advertisements were informed about the beginning of cultural programs (theatrical performances, concerts, exhibitions). Journalistic and commercial activities of the media led to the formation of cultural and recreational interests of citizens.

Keywords: provincial press, cultural and recreational themes, advertising, audience, history.

В конце XIX — начале XX вв. отечественная периодика начала приобретать массовой характер: благодаря популяризации образования среди различных слоев общества, совершенствованию издательско-типографской отрасли, развитию транспортных коммуникаций пресса стала доступной широкой аудитории. Обозначенные условия способствовали активизации развития СМИ в регионах, получили распространение два типа периодических изданий: универсальные и информационно-справочные [5], первые были нацелены на освещение широкого информационно-тематического спектра (политика, экономика, культура), что способствовало комплексному информированию локальной аудитории о важнейших событиях. В последнее время исследования региональной прессы дореволюционного периода актуализировались, что можно объяснить усилением регионального компонента системы масс медиа, ученые анализируют типологические особенности провинциальной периодики [8; 19, с. 184-189], ее тематические и функциональные характеристики [2, с. 2; 9, с. 2].

Целью данной статьи является рассмотрение культурно-рекреативной тематики в провинциальном

периодическом издании на примере прессы, выходившей на территории Области Войска Донского (современной Ростовской области). Как отмечает С.Я. Махонина, в конце XIX — начале XX вв. издания уже не только отражали развитие культурной составляющей социума, но и давали представление о культурном уровне развития общества [6]. Изучение культурно-рекреативной тематики в местных периодических изданиях позволяет определить специфику данного тематического контента, выражавшуюся в отборе событий, их анализе, проецировании интересов различных читательских групп в информационном пространстве, а также составить представления о социокультурных характеристиках жизни провинциального города в историческом контексте, рекреативных типах поведения его жителей.

В начале XX в. на Дону функционировала разветвленная система местной периодической печати: выходили официальные «Донские областные ведомости», «Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы» и «Ведомости Нахичеванской-на-Дону городской думы», «Донские епархиальные ведомости», частные «Донская жизнь», «Приазовский

край», «Южный телеграф», «Таганрогский вестник» и др.

Газеты «Приазовский край» (1891-1917) и «Южный телеграф» (1896-1917), относившиеся к универсальному типу региональной периодики, пользовались популярностью у ростовской аудитории. Тираж первого издания достигал 17 тыс. экз., второго — 10 тыс. [1]. Газеты публиковали информационную хронику о важнейших зарубежных, российских и местных событиях, отражали изменения в культурной среде региона. Причем освещение культурной тематики (информирование о проведении событий культурного характера) происходило как в журналистских материалах, так и рекламных сообщениях. Издания размещали рекламные объявления, часть из которых была непосредственно связана с культурной жизнью Ростова. Уже в XIX в. коммерческая деятельность местных периодических изданий получила широкое распространение [11], коммерческие объявления позволяли не только доносить до аудитории сведения определенного рода, но и формировать ее интересы. В обозначенных выше СМИ под публикацию информации коммерческого характера отводилось несколько страниц. Объявления о театральных постановках, гастролях, музыкальных вечерах, приемах, балах, выставках были очень популярны, в «Приазовском крае», «Южном телеграфе» они размещались, как правило, на первой, второй и третьей страницах.

Город Ростов-на-Дону в начале прошлого столетия являлся одним из крупнейших промышленных, торговых и культурных центров. Еще в конце XIX в. здесь появились музей, театр и городская библиотека, таким образом, в культурно-историческом плане он представлял интерес как для

ростовчан, так и для жителей других регионов. Об известности Ростова, его значимости свидетельствуют сравнения донской столицы с крупными городами, С. Швецов в исторических очерках пишет о том, что до революции Ростов-на-Дону называли русским Чикаго, азовским Ливерпулем, маленькой Москвой [14].

В рассматриваемый исторический период в городе активно развивалась культурно-рекреативная сфера, что подтверждают материалы местной периодической печати. Анализ публикаций газетных изданий помогает не только воссоздать культурную атмосферу г. Ростова-на-Дону начала XX в., но и определить основные направления культурно-рекреативной деятельности его жителей.

Значительную роль в культурной жизни города играли театры, в начале века их было несколько: Ас-моловский, который был открыт в 1883 г. владельцем табачной фабрики, купцом В.И. Асмоловым; театр Машонкина, основанный ростовскими купцами Машонкиными в 1906 г. (сгорел в 1942 г., и на его месте было построено здание нынешнего ростовского цирка) [12]; в 1899 г. начал свою деятельность Нахичеванский городской театр (в 1920 г. был национализирован). Театры работали ежедневно, в выходные дни проводилось по два спектакля. Праздники отличались насыщенной культурно-развлекательной программой, так, описывая начало 1910 г., автор «Южного телеграфа» назвал предрождественскую неделю «ликвидацией святочного сезона» (8 января): газеты разместили объявления о том, что в театре Асмолова шли постановки «Анатэма» по пьесе Л. Андреева, «Гроза» А.И. Островского, «Синяя птица», «Хлеба и зрелищ» в постановке Н.И. Собольщикова-Самарина и др. 4 января состоялась премьера

исторической пьесы из репертуара Императорского малого театра «Цезарь и Клеопатра», которой местные критики дали высокую оценку: «Третьего дня была поставлена историческая комедия Бернара Шоу «Цезарь и Клеопатра»... Такая постановка делает честь провинциальному театру»1. Театр Машонкина предлагал зрителям в эти же дни «Русскую оперу», спектакль «Русалки», оперу «Вертеп» с участием первого тенора Московского Императорского театра А.П. Боначича2 и т.д.

Местные издания следили за деятельностью ростовских театральных деятелей: в театре Асмолова работали такие известные мастера сцены, как режиссер, актер Н.Н. Синельников, режиссер и актер Н.И. Со-больщиков-Самарин, режиссер К.А. Марджанов, актер П.Д. Муромцев и др. О Н.И. Собольщикове газета «Приазовский край» писала: «.пользуется столь почтенными симпатиями среди местных театралов, что, без всякого сомнения, его бенефис (речь идет о бенефисе Н.И. Собольщикова, состоявшемся в 1912 г. — прим. автора) должен привлечь массу публики»3.

Ростов был включен в гастрольные туры известных актеров и театральных трупп того времени, пресса сообщала: «Автор оперы «Забава Путятишна» и «Горе от ума», известный музыкальный критик М.М. Иванов в середине января приезжает в Ростов и, вероятно, выступит в качестве дирижера»4, «В среду, 3 февраля, в Ростовском театре состоится бенефис г-жи Писа-

1 Театр и музыка // Южный телеграф. — 1910. — 6 янв. — С. 4.

2 Там же.

3 Театр и музыка // Приазовский край. — 1912. — 25 янв. — С. 4.

4 Театр и музыка // Южный телеграф. — 1910. — 3 янв. — С. 4.

ревой, которая ставит нашумевшую недавно в Париже благодаря имени автора пьесу молодого миллионера Ротшильда "Рампа"»5, «Сегодня в ростовском театре состоится бенефис и последняя прощальная гастроль талантливой примадонны варшавских театров Виктории Ка-вецкой, выбравшей для своего бенефиса оперетту "Король"»6, «...4 января 1911 года состоится только один концерт знаменитой певицы Н.Т. Ван-Брандт»7. Проходившие представления оценивались местными критиками, в газетах выходили небольшие рецензии. Так, например, освещая выступление оперной певицы Н.Т. Ван-Брандт, которую за рубежом называли «русским соловьем», автор «Приазовского края» отметил и ее талант, и интерес широкой публики к концерту (1911. 6 января). А гастроли Ф. Шаляпина, наоборот, были восприняты не благожелательно, причиной критики стала дороговизна билетов на выступление [3], хотя о концертах певца в Санкт-Петербурге то же издание отзывалось восторженно: «Концерт был сплошным триумфом. Зал слился с певцом, бесконечные аплодисменты, буря восторгов»8.

Газеты информировали о встречах, вечерах, балах, проводившихся городскими клубами и обществами: «Собрание членов общества Взаимного кредита приказчиков. Сегодня 1 января в разных залах общедоступный маскарад. Начало в 9 часов вечера. Конец в 3 часа ночи. Дамы обязательно в масках, танцующие

5 Театр и музыка // Там же. — 31 янв. — С. 4.

6 Там же. — 9 апр. — С. 2.

7 Приазовский край. — 1911. — 4 янв. — С. 1.

8 Театр и музыка. Концерт Шаляпина для учителей // Там же. — 1914. — 1 янв. — С. 6.

кавалеры в черных парах. В субботу, 2 января, детский вечер», «Женский клуб сего года 1 января. Костюмированный вечер. Оригинальные киоски, гаданье. Масса новостей», «Ростовский на Дону Коммерческий клуб. Студенческий вечер. Грандиозный концерт-бал в пользу недостаточных студентов-ростовцев, воспитанников высших учебных заведений г. Харькова»1, «Двадцатилетие сценической деятельности армянской артистки г-жи Меликян исполняется 16 февраля 1910 года. В этот день в театре артистического общества устраивается армянской драматической труппой спектакль»2. Практиковалось проведение тематических вечеров. Так, в Азово-Донской яхт-клуб организовал для горожан костюмированный карнавал на льду «Русская ярмарка», на который горожан приглашало издание «Приазовский край»3. Общество «Унион» неоднократно устраивало немецкие вечера, об одном из них «Южный телеграф» писал в информационном отчете: «Вечер был многолюдный, прошел очень оживленно и изобиловал костюмами. Обратили на себя внимание и удостоились премий следующие женские костюмы «Жница» — г-жа Кад-Оглы, «Ликер Кюрасо» — г-жа Вагнер, «Злой дух Азарта» — г-жа Вальтер»4. В городе работали театры-варьете «Буфф» и «Лепр», репертуар которых постоянно публиковался на страницах местных изданий.

Популярностью у публики пользовались цирковые представления.

1 Южный телеграф. — 1910. — 1 янв. — С. 2.

2 Армянская жизнь // Южный телеграф. — 1910. — 4 янв. — С. 3.

3 Приазовский край. — 1911. — 6 янв. — С. 1.

4 Хроника // Южный телеграф. —

1910. — 2 февр. — С. 3.

В январе 1910 г. проходили гастроли московского цирка Дж. А. Труцци, показывавшего ростовчанам спорт-гладиаторское представление «Последние дни чемпионата решительные», о чем регулярно издания сообщали в рекламных объявлениях. В это же время другой представитель цирковой династии Труц-ци, Дж. Луиджи Франкони Труцци, который в 1909 г. пробыл со своей труппой в Ростове более трех месяцев, информировал через газету о предстоящих выступлениях в письме-поздравлении: «...в настоящем сезоне... дабы вполне оправдать доверие высокоуважаемой местной публики, главною целью ставлю: снова прибыть в г. Ростов с вновь мною сформированной, вполне соответствующей как моей фирме, а равно и требованиям публики, совершенно новой труппой первоклассных европейских артистов»5. Сообщали издания и о других гастролях цирковых артистов: в апреле 1910 г. в театре Машонкина состоялось выступление факира Аммоса, в мае — американских иллюзионистов. Примечательно, что сегодня сведения о многих актерах, работавших в России до революции, можно почерпнуть преимущественно из периодических изданий, которые писали о них и об их гастролях. Так, о факире Аммосе на сегодняшний день нет никаких документальных сведений, кроме рекламных объявлений о его выступлениях, печатавшихся в газетах и журналах, на основании только этой информации исследователь цирковой истории А. Федоров смог обозначить временной период и территорию гастрольного тура фокусника [13].

5 Южный телеграф. — 1910. — 1 янв. — С. 2.

Первый синематограф появился в городе в 1904 г. В 1912 г. их было уже несколько: театр Р. Штремер, художественный и французский театры показывали зрителям драмы и комедии. В газетах публиковались анонсы картин, а также оценивалось их качество. Сеансы длились до половины первого ночи, ростовский журналист, посетивший синематограф, так описал свои впечатления: «Сегодня первый день программы. Музыка требуется «соответствующая», но пианист, «начальник музыкального репертуара», еще не подобрал ее, так как времени для этого совсем нет. И вот начинается дикая, странная, глядя со стороны, курьезная погоня за соответствием»1. Текст публикации доказывает, что немое кино пользовалось спросом у публики — репертуар часто обновлялся, и сотрудники синематографа, в частности, музыканты, не успевали подготовиться к новым сеансам. В ростовских СМИ синематограф представлялся как массовое искусство, рассчитанное на вкус широкой аудитории.

Пресса предлагала горожанам посетить различные выставки: серебряных изделий авторской работы, работ учащихся школ, природных минералов и др. В январе 1910 г. местные газеты сообщили об открытии противоалкогольной выставки: на двух этажах народного дома были выставлены экспонаты, свидетельствовавшие о вреде алкоголизма (таблицы потребления алкоголя и таблицы общества трезвости, сочинения на антиалкогольные темы). Дореволюционные издания неоднократно обращались к проблеме алкоголизма (так, например, журнал «Союз женщин» проводил опросы

1 Патриций. Вокруг театра и искусства / Патрицкий // Приазовский край. — 1912. — 9 июня. — С. 2.

населения на предмет изучения его отношения к введению запрета на продажу спиртных напитков в период Первой мировой войны2), ростовская пресса также акцентировала внимание на остроте проблемы, «Южный телеграф» разместил данные статистики, согласно которым по количеству употребления алкоголя дореволюционная Россия занимала 11 место в мире (на первом месте находилась Дания)3.

Издания писали и о мероприятиях, не рассчитанных на широкую публику, в первую очередь, они адресовались гражданам, интересовавшимся наукой: устраивались открытые лекции, чтения. Например, женский клуб часто выступал в роли организатора подобных акций: в нем состоялись выступления инженера В.В. Мигина, который рассказал школьникам о соли, лектора Ив. П. Кулжинского, познакомившего аудиторию с популярной для данного времени темой «Проблема брака и любви в новейших произведениях русской литературы» (Южный телеграф. 1910. 6, 16 января). Газеты информировали о лекциях, организовывавшихся музыкальным училищем Императорского русского музыкального общества, библиотечных чтениях на культурные, исторические и социальные темы.

Издания писали не только о проведении мероприятий, но и о подготовке к ним, которая не всегда была успешной. Например, «Южный телеграф» рассказал своим читателям о том, что Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств выступило инициатором открытия выставки картин, осуществило необходимые

2 Иванова. Жгучий для всех вопрос / Иванова // Женский вестник. — 1915. — С. 19.

3 Внутренняя хроника // Южный телеграф. — 1910. — 9 апр. — С. 2.

переговоры с руководством галереи О.А. Коваленко в г. Екатеринодаре, после чего необходимые картины были подготовлены для отправки в Ростов, однако открытие выставки задерживалось по причине отсутствия помещения (1910. 5 января).

Близость Ростова к Таганрогу, Новочеркасску позволяла ростовчанам участвовать в культурных мероприятиях, проводившихся на их территории. Пресса заранее сообщала о спектаклях, концертах и местных праздниках. Так, например, периодическая печать подробно освещала подготовку к чеховским мероприятиям: «Празднества очень помпезные, и все от мала до велика принимают в них горячее участие. утренний спектакль в городском театре.. В обществе «Самопомощь», «Торговое», «Аристократическое».»1.

С приближением весеннего сезона культурно-рекреативная деятельность горожан претерпевала изменения, организовывались массовые мероприятия на улицах и площадях города. С 1910 г. в Ростове по инициативе местного общества садоводов стал проводиться праздник древонасаждения: несколько тысяч школьников под звуки оркестра высаживали деревья, после чего завтракали и пили чай. Местная пресса освещала этап подготовки праздника и само шествие.

Работали летние театры и кафе. Сообщая в прессе о начале деятельности заведений, владельцы акцентировали внимание публики на привлекательности, удобствах, наличии электричества, культурной программе: «Сад и театр «Буффъ». Со второго дня Святой Пасхи открытие летнего сезона. Все заново роскош-

1 Таганрог. Из жизни города // Южный телеграф. — 1910. — 19 янв. — С. 3.

но отделано: устроен против буфета грандиозный временный крытый театр с ложами, в саду 40 дуговых электрических фонарей и 1 500 лампочек, бесконечные лабиринты электрических арок. Все мило! Уютно! Весело! Клумбы цветов. Начало музыки в 7 часов вечера, представление ровно в 9 часов вечера»2, «6 мая сад и театр «Буфф». Торжественное гуляние! Грандиозная иллюминация! Дебют известной артистки красавицы Варли. 7 мая Грандиозное гулянье "Космополит"»3, «Монастырский сад. Уведомляю почтеннейшую публику гг. Ростова и Нахичевани на Дону, что в саду мною открыт буфет, снабженный русскими и иностранными винами. Образцовая кухня. От 6 часов вечера играет музыка. Бальный оркестр музыки под управлением Ованесова. Прошу почтеннейшую публику не занимать столы своими закусками, а также не садиться на траву. С почтением Каялова»4.

Летний сезон отмечался появлением в прессе объявлений о курортном отдыхе. Горожане могли отправиться на Черноморское побережье: «Дача «Сине-Море» на кавказском берегу Черного моря, вблизи Геленджика. Чудное морское купание, роскошная природа, чистый горный и морской воздух, богатая растительность и фруктовый сад и лечебный виноград», «.гостиница «Ришелье» в г. Одессе. заново отделана и значительно расширена. Номера с видом на море, электрическое освещение, центральное отопление — балконы»5; или выбрать для отдыха берег Азовского моря: «Та-

2 Там же. — 8 апр. — С. 1.

3 Там же. — 6 мая. — С. 1.

4 Там же. — 13 мая. — С. 2.

5 Южный телеграф. — 1910. — 27 июня. — С. 2 ; 14 июля. — С. 1.

ганрогская городская управа объявляет, что в Елизаветинском парке на берегу моря сдаются на летний сезон дачи. Дачи отремонтированы; при них имеются постоянные сторожа, водопровод для обихода, устроены цветники, купальни мужские и женские. Парк освещается за счет города и для сообщения с ним имеется телефон»1; посетить бальнеологические курорты: «Отель «Бристоль» в Пятигорске. 110 спокойных, комфортабельных номеров с отдельными передними, спальнями и гостиными, балконами, открывающими роскошные виды на горы. Цены умеренные. При отеле роскошный ресторан. Итальянский сад. Концертный зал. У каждого поезда автомобиль». Публиковались объявления о зарубежных курортах, лечебницах: «Едущим в Вену. рекомендуется русский пансионат»2.

Однако журналисты местных изданий критично оценивали отдых на отечественных курортах. Неудовольствие вызывалось отсутствием качественного сервиса, нехваткой квалифицированного медицинского персонала и оборудования на курортах Кавказских Минеральных Вод, слабой подготовкой городов к приему значительного количества отдыхающих. Автор публикации «Отголоски курортной жизни» с сочувствием описывал пребывание русских туристов на Северном Кавказе: «.испытания, прежде всего произрастают на почве откровенного обирательства... Начиная от обостренного непомерными ценами жилищного вопроса, дороговизной питания и кончая удесятеренной ценой не только на предметы роскоши, но и вещи первой

1 Южный телеграф. — 1910. — 2 мая. — С. 2.

2 Приазовский край. — 1912. — 1 мая. — С. 1.

необходимости», — и заверял читателей, что ростовчане «не особенно льнут к кавказским курортам»3. Курорты Крыма также не характеризовались наличием качественного сервиса. «.все прелести городского неблагоустройства. больно режут глаз»4, — писал автор «Приазовского края», развлечений практических нет никаких: в театры никто не ходит, работает только синематограф, при этом журналист отмечал, что цены в Ялте не превышают ростовские и отдых доступен массовой публике, а все неудобства компенсируются природными достопримечательностями побережья.

Таким образом, можно заключить, что провинциальная пресса в начале XX в. выполняла роль коммуникативного канала, обеспечивавшего местную аудиторию информацией культурно-рекреативной направленности, вследствие чего осуществлялось широкое привлечение городского населения к современным видам отдыха. Коммерциализация отечественной периодики, обозначившаяся в последней четверти XIX в., вела к активизации развития СМИ, которые, в свою очередь, оказывали воздействие на вкусы, интересы и потребности читательской аудитории и одновременно способствовали экономическому становлению различных сфер деятельности, в том числе и культурно-рекреативной. Город Ростов-на-Дону в начале века являлся крупным промышленным и торговым центром, в котором действовала целая сеть культурно-развлекательных учреждений, развитие системы средств массовой информации способствовало информационному

3 Штэн Ал. Отголоски курортной жизни / Ал. Штен // Там же. — 1 июня. — С. 5.

4 Свежий. Крымские письма / Свежий // Там же. — 4 июля. — С. 3.

обеспечению различных аудиторных групп о прохождении культурно-массовых мероприятий, и, как следствие, привлекало внимание читателей к рассматриваемым событиям и инициировало участие в них. Тематический контент культурно-рекреативной тематики формировали информационные публикации,

подготовленные авторами издания, и рекламные объявления (коммерческая информация о начале культурных мероприятий (театральных спектаклей, концертов, представлений, выставок и т.д.)). Среди журналистских материалов выделялись информационные заметки, рецензии, отчеты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмадулин Е.В. Печать Дона в годы первой русской революции / Е.В. Ахмадулин, И.В. Яровой. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1985.

2. Жилякова Н.В. Особенности освещения революционных событий 1905 года в провинциальной периодике (по материалам Томских газет «Сибирская жизнь» и «Сибирский вестник») / Н.В. Жилякова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2012. — № 3. — С. 151-166.

3. Зайцева Н.Н. Печальный инцидент / Н.Н. Зайцева // Донской временник. — 2003. — № 2. — URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art.aspx?art_id=37.

4. Кройчик Л.Е. Частная газета русской провинции: эволюция развития / Л.Е. Крой-чик // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2006. — № 2. — С. 185-191.

5. Лепилкина О.И. Структурно-типологическая трансформация системы русской провинциальной прессы в XVIII — начале XX вв. : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / О.И. Лепилкина. — Ростов н/Д, 2011.

6. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века / С.Я. Махонина. — М., 2004.

7. Перлин Б.М. Нахичеванский театр / Б.М. Перлин // Донской временник. — 1999. — № 19. — URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_ id=392.

8. Подворко Н.В. Печать Кавказских минеральных вод: история, типология, современное состояние : дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Подворко. — Ростов н/Д, 2008.

9. Родигипа Н.Н. «Кому просвещать Сибирь?»: вопросы образования на страницах журнальной прессы конца XIX — начала XX веков / Н.Н. Родигипа // Сибирский педагогический журнал. — 2005. — № 5. — С. 148-156.

10. Старых А.В. «Оренбургский листок» — первая частная газета Оренбургского края: темы, жанры, авторы, аудитория / А.В. Старых // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2009. — № 1. — С. 184-189.

11. Станько А. Дон XIX века в зеркале газетной рекламы / А. Станько // Релга. — 2013. — 25 января. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu.

12. Таршис В. Д. Из истории ростовских театров / В. Д. Таршис // Донской временник. — 1998. — № 22. — URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art. aspx?art_id=395.

13. Федоров А. Загадка старинной фотографии / А. Федоров // Российская ассоциация иллюзионистов. — 2013. — 15 февраля. — URL: http://magicpedia.ru.

14. Швецов С. На высоком донском берегу: Очерки из прошлого Ростова / С. Швецов. — Ростов н/Д, 1982.

REFERENCES

1. Ahmadulin E.V., Yarovoy I. V. Pechat Dona v gody pervoy russkoy revolyutsii [Press of Done annually the first Russian revolution]. Rostov University Publ., 1985.

2. Zhilaykova N.V. Peculiarities of coverage of revolution events of 1905 year in provincial press (adapted from newspapers of Tomsk such as «Sibirskaya zhizn» and «Sibirskyi vestnik»). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Newsletter of Moscow University, Seriya 10: Journalism, 2012, no 3, pp. 151-166. (In Russian).

3. Zaytseva N.N. Sad incident. Donskoy vremennik = Vremennik of Don, 2003, no. 2. (In Russian). Available at: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art.aspx?art_id=37.

4. Kroychik L.E. Private newspaper of Russian province: evolution of development. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Newsletter of Voronezh State University. Seriya: Philology. Journalism, 2006, no 2, pp. 185-191. (In Russian).

5. Lepilkina O.I. Strukturno-tipologicheskaya transformatsiya sistemy russkoy provintsion-alnoy pressy v XVIII — nachale XX vv. Avtoref. Dokt. Diss. [Structural and typological transformation of system Russian province press in XVIII — the beginning of XX centuries. Doct. Diss. Thesis]. Rostov on Don, 2011.

6. Mahonina S.Ya. Istoriya russkoy zhurnalistiki nachala XX veka [History of Russian journalism of the beginning XX century]. Moscow, 2004.

7. Perlin B.M. Nahichevan theatre. Donskoy vremennik = Vremennik of Don, 1999, no. 19. (In Russian). Available at: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art. aspx?art_ id=392.

8. Podvorko N.V. Pechat Kavkazskih Mineralnyh Vod: istoriya, tipologiya, sovremennoe sostoyanie. Kand. Diss. [Press of Mineralnye Vody: history, typology, modernity. Cand. Diss.] Rostov on Don, 2008.

9. Rodigipa N.N. «Who will educate Siberia?»: question of education in the press of the end XIX — the beginning XX centuries]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Pedagogical journal, 2005, no. 5, pp. 148-156. (In Russian).

10. Staryh A.V. «Orenburskiy listok» — the first private newspaper of Orenburg region: themes, genres, authors, audiences. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Newsletter of Voronezh State University, Seriya: Philology. Journalism, 2009, no. 1, pp. 184-189. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Stanko A. Don XIX century in the mirror of newspaper's advertising. Relga, 2013. 25 Jan. (In Russian). Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu.

12. Tarshis V.D.From the life of Rostov's theatre. Donskoy vremennik = Vremennik of Don, 1998, no. 22. (In Russian). Available at: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/ art.aspx?art_id=395.

13. Fedorov A. Secret of ancient photo. Rossiyskaya assotsiatsiya illyuzionistov = Russian association of illusionists, 2013. 15 Febr. (In Russian). Available at: http://magicpedia.ru.

14. Shvetsov S. Na vysokom donskom beregu: Ocherky iz proshlogo Rostova [On the Don's lofty brink: essay from the Rostov's history]. Rostov on Don, 1982. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.