А. Ю. ОРЕХОВА
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
РОЛЬ М. Л. ПРЕСМАНА
В ПРОЕКТЕ «ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ ОПЕРА» В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
-■ - ф - - -
Личность Матвея Леонтьевича Пресмана для Ростова-на-Дону представляется знаковой. Этот видный музыкальный деятель сыграл немаловажную роль в культурной жизни донской столицы: он принимал участие в создании Ростовского отделения Императорского Русского музыкального общества, руководил работой музыкальных классов при этом обществе [6], стоял у истоков ростовского Союза оркестрантов (был избран почётным членом данного союза) [4], основал первую консерваторию на Дону. Несомненно, вклад М. Л. Пресмана в культурную историю нашего города был весьма значительным. Настоящая статья призвана осветить малоизвестные моменты творческой биографии музыканта, вызывающие интерес в контексте культурной жизни донского края первых советских лет.
В 1920 году в Ростове-на-Дону, согласно решению Первого Всероссийского съезда работников искусств (1919), был создан Союз РАБИС. Данная организация стремилась объединить многочис-
ленные творческие союзы города и консолидировать их работу. Поначалу РАБИС отказывался принимать в свои ряды М. Л. Пресмана как руководителя «частной» консерватории, не получавшего определённого жалования. Протестуя против этого, музыкальный деятель направил руководству РАБИС письмо, в котором обозначил свою роль в культурной жизни города и чётко обосновал причины, по которым следовало отменить неправомерное решение1. После рассмотрения данного письма М. Л. Пресман был принят в союз. Музыкант стремился активно участвовать в жизни объединения. К примеру, в конце 1920 года он выдвинул свою кандидатуру для избрания делегатом на областной съезд Союзов. Это самовыдвижение, по-видимому, не получило надлежащей поддержки - в официальных списках делегатов съезда имя М. Л. Пресмана отсутствовало. В фондах ГАРО хранится личный опросный листок, заполненный музыкантом в связи с обсуждением его кандидатуры. Приведём выдержки из этого документа.
Личный опросный листок М. Л. Пресмана (1920 г.)2
Дата рождения 10/23 октября 1870 г.
Образование Выпускник Московской консерватории 1891 г.
Адрес местожительства Ростов-на-Дону, ул. Малая Садовая, д. 18, кв. 12
В каком предприятии вы в настоящее время работаете и в качестве кого? Основал в Ростове-на-Дону отделение б. ИРМО и в течение шестнадцати лет был главным организатором всей музыкальной жизни отделения, исполнителем (в качестве пианиста) и дирижёром всех оперных спектаклей и симфонических концертов. В Ростове основал свои музыкальные курсы и консерваторию с количеством учащихся свыше 400 человек
С какого времени вы состоите в союзе? Состою в Донском областном союзе Рабис с 1920 года
Занимаете ли вы платную должность в Союзе и какую именно, какой оклад вы получаете? Должность: Руководитель-инструктор музыкального образования в губернаторских трудовых коммунах Ростова и Нахичевани н/Д. Получаю вознаграждение: 19.635 руб. (при 42 нед. часах) С какого числа получаю вознаграждение: с 15 ноября 1920 года
Стаж С 1891 по 1896 г. - состоял старшим преподавателем фортепиано в Тифлисском музыкальном училище б. ИРМО. С 1896 по 1912 г. - директором, преподавателем фортепиано, теории, дирижирования оперных спектаклей и симфонических концертов в Ростовском музыкальном училище б. ИРМО. С 1912 по 1915 г. - состоял профессором специального класса игры на форте -пиано и некоторое время инспектором Саратовской консерватории б. ИРМО. С 1915 по 1920 г. - состоял директором и профессором фортепиано в основанных мною музыкальных курсах, а затем консерватории профессора М. Л. Пресмана
Вслед за принятием М. Л. Пресмана в РАБИС, в апреле 1920 года, на Дону появилась организация под названием «Первая Советская опера». Её директором стал М. А. Бихтер, заведующим музыкальной частью - М. Ф. Гнесин, режиссёрскую должность занимали В. М. Сангурский и Ф. А. Строганов [2]. Целью этой организации провозглашалось развитие оперного искусства в Ростове-на-Дону путём соответствующих постановок, реализуемых местными силами. Рабочая комиссия (Рабком Советской оперы), в которую поступали заявления, просьбы и жалобы от сотрудников Оперы, начала свою деятельность с 1 сентября 1920 года. Само же музыкально-театральное предприятие находилось в ведении Союза РАБИС3. Матвей Леонтьевич Пресман состоял в Художественном совете данного объединения, а позднее стал его руководителем. В протоколе заседания Художественного совета Первой Совоперы от 22 мая 1921 года (на заседании присутствовал также В. И. Асмолов - основатель легендарного театра в Ростове-на-Дону) было сказано, что председателем Художественного совета избран М. Л. Пресман, которому поручено в первую очередь заняться подготовкой к исполнению опер «Пиковая дама» и «Русалка»4.
Площадкой для выступлений оперных трупп в те годы служил театр имени Карла Маркса, до революции именовавшийся «Машонкинским театром» в честь построившей его купчихи П. Д. Машонкиной. Театр вмещал 1700 зрителей [7] и первоначально был спроектирован как театр-цирк. «Внутренние помещения театра легко могли трансформироваться из театральных в цирковые: купол закрывался подвесным потолком, расширялась сцена, убирались стулья и т. д. По тем временам - крайняя редкость!» [8]. Исходя из этого, названное помещение использовалось для различных театральных постановок. Однако для оперной труппы данное здание не было удачным. Борис Анненский в статье «Перелистывая страницы архива (из истории театральных зданий Ростова)» весьма критично оценивал устройство театра: «...чрезвычайно высокий потолок здания (необходимый для цирковых представлений) создавал неблагоприятные акустические условия; сцена не имела никаких механических приспособлений. Кроме того, обстановка театра была скучна, сера и казённа» [9]. Таким образом, театр не отвечал важнейшим требованиям, необходимым для выступлений оперных артистов. При этом Первой Советской опере приходилось делить сцену с драматической труппой, которая вынужденно перебралась в упомянутое здание после пожара, уничтожившего театр Луначарского
(бывший театр Асмолова). Оперные спектакли шли во вторник, субботу и воскресенье, остальные дни были отданы драматической труппе.
Существовали, впрочем, и более сложные проблемы, препятствующие работе. В письме председателя Донисполкома и заведующего Наробразом к правлению Союза РАБИС от 17 января 1921 года сообщалось, что «.после сгоревшего театра им. Луначарского обе труппы, Оперная и Драматическая, располагались в одном театре им. К. Маркса и ни одна их них не работала с 30 апреля 1920 года ввиду отсутствия топлива»5. Температура в театре была настолько низкой, что приходилось отменять спектакли. Далее в письме доказывалась необходимость заменить угольное отопление нефтяным - заведомо более экономичным и выгодным в финансовом плане. 16 марта РАБИС удовлетворил просьбу, переведя здание на нефтяное отопление6.
Естественно, профсоюз не только занимался решением масштабных вопросов такого уровня, но и рассматривал персональные обращения музыкантов и артистов. По окончании гражданской войны материальное положение творческих слоёв населения Ростова было крайне тяжелым, о чём свидетельствуют многочисленные заявления сотрудников Первой Совоперы, обнаруженные в Государственном архиве Ростовской области. Приведём выдержки из них:
«.Не имея совершенно летней одежды и летнего головного убора - прошу в случае получения такового от РАБИС не забыть меня. Артист Платонов»7.
«.Прошу Союз РАБИС и Рабком Первой Советской оперы поддержать моё ходатайство в пособии, ибо я нахожусь без всяких средств к существованию. В. Савинцева»8.
В таких условиях находилось подавляющее большинство сотрудников Первой Советской оперы. Штат данного предприятия был многочисленным и разнообразным по составу. В нём значились артисты, режиссёры, балерины, музыканты, художники, рабочие, билетёры и др.
Все творческие замыслы М. Л. Пресмана в Первой Совопере подвергались тщательной проверке со стороны управляющих структур. РАБИС не только выполнял функции профсоюза, но и осуществлял надзор за репертуарными и концертными планами коллектива, рассматривая и утверждая программы планируемых мероприятий. Например, в повестке дня заседания Рабкома от 31 марта 1921 года значился вопрос о проведении «Культурно-Просветительского вечера» для сотрудников Оперы и их семей под названием «Первый понедельник».
РАБИС утвердил данное мероприятие, наметил сроки проведения и предложил следующую программу:
«1) Лекция о профессиональном движении тов. И. М. Финкеля9;
2) Лекция о музыке. Пригласить тов. М. Ф. Гнесина;
3) Концертное отделение. К участию в концерте привлечь сотрудников из хора, 2 персонажа оркестра и балета»10.
Репертуар Первой Советской оперы составляли популярные оперы - «Травиата», «Кармен», «Евгений Онегин», «Паяцы», «Алеко», «Демон», «Лакме». Однако реализации обширных творческих планов постоянно что-то препятствовало. Открытие оперного сезона 1921/1922 года, намеченное на 2 июля, оказалось под угрозой по причине задержки зарплат артистам. На заседании Художественного совета Первой Советской оперы от 5 июня 1921 года отмечалось тяжёлое продовольственное положение страны и Ростова-на-Дону. Тем не менее, признавая необходимость обеспечить регулярную оплату труда, Худсовет выдвинул предложение: создать центральную кассу при городском Отделе искусств (куда входили не только оперные предприятия, но и театр Луначарского, а также кинотеатры). В критических ситуациях это позволило бы «...покрывать доходности одних зрелищных предприятий недоборами других. Совет постановляет начать спектакли с 15 июня, доходы от спектаклей сдавать в общую кассу, а уже оттуда получать средства на выплату зарплат»11.
Данный проект осуществлён не был, так как уже 10 июня на очередном собрании сотрудников Первой Совоперы, с участием представителей РАБИС, обсуждался вопрос о самом существовании оперного театра в Ростове: «.ввиду неуплаты жалования сотрудникам Первой Совоперы, что повлекло за собой нужды и голод каждого сотрудника, сохранить дело при настоящем его ведении невозможно». Сотрудники предприятия объявили о начале забастовки и вынужденном отказе от службы, если они в течение 5 дней не получат реальную помощь от РАБИС и Наробраза. Общее собрание поручило М. Л. Пресману принять все меры для решения финансовых проблем, одновременно попросив его не оставлять работу в Совопере на протяжении столь трудного пе-риода12. 26 июня 1921 года М. Л. Пресман был назначен директором Первой Совоперы.
Однако даже столь крупному музыкальному деятелю, при всём его энтузиазме и преданности делу, оказалось не под силу возродить Первую Советскую оперу и вывести её на достойный
уровень - этому препятствовали слишком серьёзные социально-экономические причины. После неизбежных сокращений в составе труппы, 14 июля 1921 года на заседании Художественного совета вновь обсуждался вопрос о перспективах существования музыкально-театрального предприятия. Художественный Совет постановил, что функционирование оперы в сложившихся условиях невозможно. М. Л. Пресман огласил перечень экстренных мер, требующихся для сохранения оперного театра в Ростове-на-Дону. Учитывая значимость данной информации, приводим соответствующий фрагмент постановления целиком:
« - немедленный и планомерный хозяйственный ремонт в пределах возможного здания и сцены;
- срочное пополнение вакантных мест труппы: главным дирижёром, драматическим и лирическим сопрано, ответственным меццо-сопрано, тенорами, меццо характерными и лирическими, ответственным низким басом и басом компримарио, а также необходимыми инструментами в оркестре;
- немедленное установление персональных ставок, исходящих из прожиточного минимума, для всех работников оперы;
- забронирование максимального количества постановочного материала за оперой, ремонт и изготовление новых костюмов и бутафорий, приобретение определённого права пользования костюмерной и бутафорской мастерской СКВО;
- определённое забронирование твёрдой суммы в бюджете Наробраза на содержание оперы по смете»13.
Из цитируемых требований можно заключить, в каком положении находилось оперное предприятие в Ростове-на-Дону. Отсутствие элементарных условий для постановки спектаклей не удавалось компенсировать при самой усердной работе талантливых режиссёров и артистов. Художественный совет во главе с М. Л. Пресманом оказался не в состоянии решить проблемы, от которых фактически самоустранился РАБИС. Тем временем последний рассмотрел заявление, поступившее от режиссёра Первой Совоперы Н. Н. Боголюбова - одного из ведущих отечественных специалистов в названной сфере (до переезда на Юг России работавшего в Мариинском театре) [1]. В заявлении содержалось ходатайство о поддержке РАБИСом уже согласованного переезда Н. Н. Боголюбова в Ставрополь: при отсутствии на Дону театрального здания, подходящего для оперы, а также постановочных средств, режиссёр ощущал себя в Ростове совершенно бесполезным14.
Немногим позже, осенью 1921 года, уехал из Ростова-на-Дону и М. Л. Пресман - его пригласили на преподавательскую работу в Бакинскую консерваторию (Азербайджан). К сожалению, выдающийся музыкальный деятель уже не возвратился на донскую землю [5].
Над Первой Советской оперой, лишившейся прежнего авторитетного руководства, сразу же нависла угроза ликвидации. Действительно, в качестве самостоятельной творческой структуры данное предприятие существовало недолго - с января 1922 года остатки труппы были присоединены к Ростовскому театру музыкальной комедии [2].
Непродолжительная «биография» Первой Советской оперы служит наглядным примером «диспропорции» между воплощением в жизнь масштабных творческих планов и стеснёнными
финансовыми возможностями. М. Л. Пресман всеми силами стремился создать хорошие условия для артистов и музыкантов, принимая активное участие в работе Художественного совета и периодически обращаясь в РАБИС за помощью в решении текущих вопросов. Однако руководящие городские структуры явно предпочли уклониться от поддержки столь хлопотного и затратного предприятия. Вероятно, и горожане ещё не были готовы с энтузиазмом воспринять донское оперное искусство, по инерции отдавая предпочтение развлекательным жанрам кинематографа и оперетты. Так или иначе, музыкально-театральный проект, руководимый крупными отечественными музыкальными деятелями - М. Л. Пресманом и М. Ф. Гнесиным, существовал в Ростове-на-Дону менее двух лет.
ПРИМЕЧАНИЯ ««=
ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 4, св. 1, л. 21. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 1, ед. хр. 62, л. 70-71. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. , л. 160. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 241. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 157. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 142. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 105. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 109.
9 Финкель И. М. - коммунист, секретарь Союза РАБИС. В 1918 г. состоял секретарём Союза оркестрантов.
10 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 211.
11 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 243.
12 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 240.
13 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 208.
14 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 262.
»» ЛИТЕРАТУРА ««
1. Боголюбов Николай Николаевич // Академик: музыкальная энциклопедия. Официальный сайт. URL: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/ епс_шш1с/1102/Боголюбов.
2. Брянцева В. Ростов-на-Дону // Классическая музыка, опера и балет: энциклопедия. Официальный сайт. URL: http: // www.belcanto. ru/rostovnadonu.html.
3. Крылова А. Проектная деятельность в сфере академического музыкального искусства // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1. С. 19-22.
4. Орехова А. Становление и развитие Союза ор-кестрантов в Ростове-на-Дону (1906-1920 гг.) // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. Вып. 6. С. 1259-1263.
5. Пресман Матвей Леонтьевич - пианист, педагог, общественно-музыкальный деятель // Наш Баку: история Баку и бакинцев. Официальный сайт. URL: http: // www.ourbaku.com/index. php5/.
6. Римская З. Создатель первой консерватории в Ростове // Донской временник: краеведческий альманах. Официальный сайт. URL: http: // www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art. aspx?art_id=380.
7. Таршис В. Из истории ростовских театров // Донской временник: краеведческий альманах. Официальный сайт. URL: http: // www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art. aspx?art_id=395.
8. Театр купчихи Пелагеи Дмитриевны Ма-шонкиной (Большой драматический). URL: http://frilansery.net/blogs/ponemnogu-obo-vsem/teatr-kupchihi-pelagei-dmitrievny-mashonkinoi-bolshoi-dramaticheskii.html.
9. Театр-цирк купцов Машонкиных (1906-1942) // Ростовский академический театр драмы им. Максима Горького. Официальный сайт. URL: http://www.rostovteatr.ru/theater/museum/ 126.
» REFERENCES «<
1. Bogolyubov Nikolay Nikolaevich [Nickolai Bogolyubov]. Akademik: muzykal'naya en-tsiklopediya. Ofitsial'nyi sayt [Academician: Musical Encyclopaedia. The Official Site]. URL: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1102/ Bogoljubov.
2. Bryantseva V. Rostov-na-Donu [Rostov-on-Don]. Klassicheskaya muzyka, opera i ba-let: entsiklopedia. Ofitsial'nyi sayt [Classical Music, Opera and Ballet: Encyclopaedia. The Official Site]. URL: http: // www.belcanto.ru/ rostovnadonu.html.
3. Krylova A. Proektnaya deyatel'nost' v sfere akademicheskogo muzykal'nogo iskusstva [Project Activities in the Field of Academic Musical Art]. Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. 2012. No. 1. P. 19-22.
4. Orekhova A. Stanovlenie i razvitie Soyuza Orkestrantov v Rostove-na-Donu (19061920 gg.) [Formation and Development of the Union of Orchestral Musicians in Rostov-on-Don (1906-1920)]. Fundamental'nye issledo -vaniya [Fundamental Researches]. 2013. No. 11. Issue 6. P. 1259-1263.
5. Presman Matvey Leont'evich - pianist, pedagog, obschestvenno-muzykal'nyi deyatel' [Matvey Presman, the Pianist, Pedagogue, Public Figure in Music]. Nash Baku: istoriya Baku i bakintsev. Ofitsial'nyi sayt [Our Baku: History of Baku and
its Inhabitants. The Official Site]. URL: http: // www.ourbaku.com/index.php5/.
6. Rimskaya Z. Sozdatel' pervoy konservatorii v Rostove [The Founder of the First Conservatoire in Rostov-on-Don]. Donskoy vremennik: kraevedcheskiy al'manakh. Ofitsial'nyi sayt [Don Annals: Almanac of Local Lore Studies. Official Site]. URL: http: // www.donvrem.dspl.ru/Files/ article/m19/3/art.aspx?art_id=380.
7. Tarshis V. Iz istorii Rostovskikh teatrov [From the History of Rostov Theatres]. Donskoy vremennik: kraevedcheskiy al'manakh. Ofitsial'nyi sayt [Don Annals: Almanac of Local Lore Studies. Official Site]. URL: http: // www.donvrem.dspl.ru/Files/ article/m19/4/art.aspx?art_id=395.
8. Teatr kupchikhi Pelagei Dmitrievny Mashonkinoy (Bol'shoy dramaticheskiy) [The Merchant's Wife Pelageya Mashonkina's Theatre (The Large Dramatic One)]. URL: http: // frilansery.net/blogs/ponemnogu-obo-vsem/ teatr-kupchihi-pelagei-dmitrievny-mashonki-noi-bolshoi-dramaticheskii.html.
9. Teatr-teirk kuptsov Mashonkinykh (1906-1942) [The Merchants Mashonkins' Theatre and Circus (1906-1942)]. Rostovskiy akademicheskiy teatr dramy imeni Maksima Gor'kogo. Ofitsial'nyi sayt [Rostov Academy the Gorky Theatre. Official Site]. URL: http: // www.rostovteatr.ru/theater/ museum/126.
- РОЛЬ М. Л. ПРЕСМАНА В ПРОЕКТЕ «=
«ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ ОПЕРА» В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
В статье освещаются малоизвестные факты, относящиеся к творческой деятельности М. Л. Пресмана в Ростове-на-Дону в начале 1920-х годов. Автором характеризуется роль названного музыкального деятеля в жизни Союза РАБИС и театральном проекте «Первая Советская опе-
ра». На основе архивных источников анализируется история данного проекта с момента его возникновения до официального закрытия.
Ключевые слова: М. Л. Пресман, музыкальный театр, РАБИС, «Первая Советская опера».
THE ROLE OF M. L. PRESMAN IN THE PROJECT «THE FIRST SOVIET OPERA» IN ROSTOV-ON-DON
The article elucidates the little known facts of M. L. Presman's creative activity in Rostov-on-Don at the beginning of the 1920s. The role of the named musical worker in the life of Union RABIS and the theatre project «The First Soviet opera» is charac-
terized by the author. The history of the mentioned project based on archival sources is reviewed since its beginnings until official closing.
Keywords: M. L. Presman, musical theatre, Union RABIS, «The First Soviet Opera».
Орехова Анастасия Юрьевна
младший научный сотрудник, аспирант кафедры теории музыки и композиции
e-mail: [email protected] Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону 12