Научная статья на тему 'Роль М. Л. Пресмана в проекте «Первая Советская опера» в Ростове-на-Дону'

Роль М. Л. Пресмана в проекте «Первая Советская опера» в Ростове-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Л. ПРЕСМАН / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / РАБИС / "ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ ОПЕРА" / M.L. PRESMAN / "THE FIRST SOVIET OPERA" / MUSICAL THEATRE / UNION RABIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орехова Анастасия Юрьевна

В статье освещаются малоизвестные факты, относящиеся к творческой деятельности М. Л. Пресмана в Ростове-на-Дону в начале 1920-х годов. Автором характеризуется роль названного музыкального деятеля в жизни Союза РАБИС и театральном проекте «Первая Советская опера». На основе архивных источников анализируется история данного проекта с момента его возникновения до официального закрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF M.L. PRESMAN IN THE PROJECT «THE FIRST SOVIET OPERA» IN ROSTOV-ON-DON

The article elucidates the little known facts of M. L. Presman's creative activity in Rostov-on-Don at the beginning of the 1920s. The role of the named musical worker in the life of Union RABIS and the theatre project «The First Soviet opera» is characterized by the author. The history of the mentioned project based on archival sources is reviewed since its beginnings until official closing.

Текст научной работы на тему «Роль М. Л. Пресмана в проекте «Первая Советская опера» в Ростове-на-Дону»

А. Ю. ОРЕХОВА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

РОЛЬ М. Л. ПРЕСМАНА

В ПРОЕКТЕ «ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ ОПЕРА» В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

-■ - ф - - -

Личность Матвея Леонтьевича Пресмана для Ростова-на-Дону представляется знаковой. Этот видный музыкальный деятель сыграл немаловажную роль в культурной жизни донской столицы: он принимал участие в создании Ростовского отделения Императорского Русского музыкального общества, руководил работой музыкальных классов при этом обществе [6], стоял у истоков ростовского Союза оркестрантов (был избран почётным членом данного союза) [4], основал первую консерваторию на Дону. Несомненно, вклад М. Л. Пресмана в культурную историю нашего города был весьма значительным. Настоящая статья призвана осветить малоизвестные моменты творческой биографии музыканта, вызывающие интерес в контексте культурной жизни донского края первых советских лет.

В 1920 году в Ростове-на-Дону, согласно решению Первого Всероссийского съезда работников искусств (1919), был создан Союз РАБИС. Данная организация стремилась объединить многочис-

ленные творческие союзы города и консолидировать их работу. Поначалу РАБИС отказывался принимать в свои ряды М. Л. Пресмана как руководителя «частной» консерватории, не получавшего определённого жалования. Протестуя против этого, музыкальный деятель направил руководству РАБИС письмо, в котором обозначил свою роль в культурной жизни города и чётко обосновал причины, по которым следовало отменить неправомерное решение1. После рассмотрения данного письма М. Л. Пресман был принят в союз. Музыкант стремился активно участвовать в жизни объединения. К примеру, в конце 1920 года он выдвинул свою кандидатуру для избрания делегатом на областной съезд Союзов. Это самовыдвижение, по-видимому, не получило надлежащей поддержки - в официальных списках делегатов съезда имя М. Л. Пресмана отсутствовало. В фондах ГАРО хранится личный опросный листок, заполненный музыкантом в связи с обсуждением его кандидатуры. Приведём выдержки из этого документа.

Личный опросный листок М. Л. Пресмана (1920 г.)2

Дата рождения 10/23 октября 1870 г.

Образование Выпускник Московской консерватории 1891 г.

Адрес местожительства Ростов-на-Дону, ул. Малая Садовая, д. 18, кв. 12

В каком предприятии вы в настоящее время работаете и в качестве кого? Основал в Ростове-на-Дону отделение б. ИРМО и в течение шестнадцати лет был главным организатором всей музыкальной жизни отделения, исполнителем (в качестве пианиста) и дирижёром всех оперных спектаклей и симфонических концертов. В Ростове основал свои музыкальные курсы и консерваторию с количеством учащихся свыше 400 человек

С какого времени вы состоите в союзе? Состою в Донском областном союзе Рабис с 1920 года

Занимаете ли вы платную должность в Союзе и какую именно, какой оклад вы получаете? Должность: Руководитель-инструктор музыкального образования в губернаторских трудовых коммунах Ростова и Нахичевани н/Д. Получаю вознаграждение: 19.635 руб. (при 42 нед. часах) С какого числа получаю вознаграждение: с 15 ноября 1920 года

Стаж С 1891 по 1896 г. - состоял старшим преподавателем фортепиано в Тифлисском музыкальном училище б. ИРМО. С 1896 по 1912 г. - директором, преподавателем фортепиано, теории, дирижирования оперных спектаклей и симфонических концертов в Ростовском музыкальном училище б. ИРМО. С 1912 по 1915 г. - состоял профессором специального класса игры на форте -пиано и некоторое время инспектором Саратовской консерватории б. ИРМО. С 1915 по 1920 г. - состоял директором и профессором фортепиано в основанных мною музыкальных курсах, а затем консерватории профессора М. Л. Пресмана

Вслед за принятием М. Л. Пресмана в РАБИС, в апреле 1920 года, на Дону появилась организация под названием «Первая Советская опера». Её директором стал М. А. Бихтер, заведующим музыкальной частью - М. Ф. Гнесин, режиссёрскую должность занимали В. М. Сангурский и Ф. А. Строганов [2]. Целью этой организации провозглашалось развитие оперного искусства в Ростове-на-Дону путём соответствующих постановок, реализуемых местными силами. Рабочая комиссия (Рабком Советской оперы), в которую поступали заявления, просьбы и жалобы от сотрудников Оперы, начала свою деятельность с 1 сентября 1920 года. Само же музыкально-театральное предприятие находилось в ведении Союза РАБИС3. Матвей Леонтьевич Пресман состоял в Художественном совете данного объединения, а позднее стал его руководителем. В протоколе заседания Художественного совета Первой Совоперы от 22 мая 1921 года (на заседании присутствовал также В. И. Асмолов - основатель легендарного театра в Ростове-на-Дону) было сказано, что председателем Художественного совета избран М. Л. Пресман, которому поручено в первую очередь заняться подготовкой к исполнению опер «Пиковая дама» и «Русалка»4.

Площадкой для выступлений оперных трупп в те годы служил театр имени Карла Маркса, до революции именовавшийся «Машонкинским театром» в честь построившей его купчихи П. Д. Машонкиной. Театр вмещал 1700 зрителей [7] и первоначально был спроектирован как театр-цирк. «Внутренние помещения театра легко могли трансформироваться из театральных в цирковые: купол закрывался подвесным потолком, расширялась сцена, убирались стулья и т. д. По тем временам - крайняя редкость!» [8]. Исходя из этого, названное помещение использовалось для различных театральных постановок. Однако для оперной труппы данное здание не было удачным. Борис Анненский в статье «Перелистывая страницы архива (из истории театральных зданий Ростова)» весьма критично оценивал устройство театра: «...чрезвычайно высокий потолок здания (необходимый для цирковых представлений) создавал неблагоприятные акустические условия; сцена не имела никаких механических приспособлений. Кроме того, обстановка театра была скучна, сера и казённа» [9]. Таким образом, театр не отвечал важнейшим требованиям, необходимым для выступлений оперных артистов. При этом Первой Советской опере приходилось делить сцену с драматической труппой, которая вынужденно перебралась в упомянутое здание после пожара, уничтожившего театр Луначарского

(бывший театр Асмолова). Оперные спектакли шли во вторник, субботу и воскресенье, остальные дни были отданы драматической труппе.

Существовали, впрочем, и более сложные проблемы, препятствующие работе. В письме председателя Донисполкома и заведующего Наробразом к правлению Союза РАБИС от 17 января 1921 года сообщалось, что «.после сгоревшего театра им. Луначарского обе труппы, Оперная и Драматическая, располагались в одном театре им. К. Маркса и ни одна их них не работала с 30 апреля 1920 года ввиду отсутствия топлива»5. Температура в театре была настолько низкой, что приходилось отменять спектакли. Далее в письме доказывалась необходимость заменить угольное отопление нефтяным - заведомо более экономичным и выгодным в финансовом плане. 16 марта РАБИС удовлетворил просьбу, переведя здание на нефтяное отопление6.

Естественно, профсоюз не только занимался решением масштабных вопросов такого уровня, но и рассматривал персональные обращения музыкантов и артистов. По окончании гражданской войны материальное положение творческих слоёв населения Ростова было крайне тяжелым, о чём свидетельствуют многочисленные заявления сотрудников Первой Совоперы, обнаруженные в Государственном архиве Ростовской области. Приведём выдержки из них:

«.Не имея совершенно летней одежды и летнего головного убора - прошу в случае получения такового от РАБИС не забыть меня. Артист Платонов»7.

«.Прошу Союз РАБИС и Рабком Первой Советской оперы поддержать моё ходатайство в пособии, ибо я нахожусь без всяких средств к существованию. В. Савинцева»8.

В таких условиях находилось подавляющее большинство сотрудников Первой Советской оперы. Штат данного предприятия был многочисленным и разнообразным по составу. В нём значились артисты, режиссёры, балерины, музыканты, художники, рабочие, билетёры и др.

Все творческие замыслы М. Л. Пресмана в Первой Совопере подвергались тщательной проверке со стороны управляющих структур. РАБИС не только выполнял функции профсоюза, но и осуществлял надзор за репертуарными и концертными планами коллектива, рассматривая и утверждая программы планируемых мероприятий. Например, в повестке дня заседания Рабкома от 31 марта 1921 года значился вопрос о проведении «Культурно-Просветительского вечера» для сотрудников Оперы и их семей под названием «Первый понедельник».

РАБИС утвердил данное мероприятие, наметил сроки проведения и предложил следующую программу:

«1) Лекция о профессиональном движении тов. И. М. Финкеля9;

2) Лекция о музыке. Пригласить тов. М. Ф. Гнесина;

3) Концертное отделение. К участию в концерте привлечь сотрудников из хора, 2 персонажа оркестра и балета»10.

Репертуар Первой Советской оперы составляли популярные оперы - «Травиата», «Кармен», «Евгений Онегин», «Паяцы», «Алеко», «Демон», «Лакме». Однако реализации обширных творческих планов постоянно что-то препятствовало. Открытие оперного сезона 1921/1922 года, намеченное на 2 июля, оказалось под угрозой по причине задержки зарплат артистам. На заседании Художественного совета Первой Советской оперы от 5 июня 1921 года отмечалось тяжёлое продовольственное положение страны и Ростова-на-Дону. Тем не менее, признавая необходимость обеспечить регулярную оплату труда, Худсовет выдвинул предложение: создать центральную кассу при городском Отделе искусств (куда входили не только оперные предприятия, но и театр Луначарского, а также кинотеатры). В критических ситуациях это позволило бы «...покрывать доходности одних зрелищных предприятий недоборами других. Совет постановляет начать спектакли с 15 июня, доходы от спектаклей сдавать в общую кассу, а уже оттуда получать средства на выплату зарплат»11.

Данный проект осуществлён не был, так как уже 10 июня на очередном собрании сотрудников Первой Совоперы, с участием представителей РАБИС, обсуждался вопрос о самом существовании оперного театра в Ростове: «.ввиду неуплаты жалования сотрудникам Первой Совоперы, что повлекло за собой нужды и голод каждого сотрудника, сохранить дело при настоящем его ведении невозможно». Сотрудники предприятия объявили о начале забастовки и вынужденном отказе от службы, если они в течение 5 дней не получат реальную помощь от РАБИС и Наробраза. Общее собрание поручило М. Л. Пресману принять все меры для решения финансовых проблем, одновременно попросив его не оставлять работу в Совопере на протяжении столь трудного пе-риода12. 26 июня 1921 года М. Л. Пресман был назначен директором Первой Совоперы.

Однако даже столь крупному музыкальному деятелю, при всём его энтузиазме и преданности делу, оказалось не под силу возродить Первую Советскую оперу и вывести её на достойный

уровень - этому препятствовали слишком серьёзные социально-экономические причины. После неизбежных сокращений в составе труппы, 14 июля 1921 года на заседании Художественного совета вновь обсуждался вопрос о перспективах существования музыкально-театрального предприятия. Художественный Совет постановил, что функционирование оперы в сложившихся условиях невозможно. М. Л. Пресман огласил перечень экстренных мер, требующихся для сохранения оперного театра в Ростове-на-Дону. Учитывая значимость данной информации, приводим соответствующий фрагмент постановления целиком:

« - немедленный и планомерный хозяйственный ремонт в пределах возможного здания и сцены;

- срочное пополнение вакантных мест труппы: главным дирижёром, драматическим и лирическим сопрано, ответственным меццо-сопрано, тенорами, меццо характерными и лирическими, ответственным низким басом и басом компримарио, а также необходимыми инструментами в оркестре;

- немедленное установление персональных ставок, исходящих из прожиточного минимума, для всех работников оперы;

- забронирование максимального количества постановочного материала за оперой, ремонт и изготовление новых костюмов и бутафорий, приобретение определённого права пользования костюмерной и бутафорской мастерской СКВО;

- определённое забронирование твёрдой суммы в бюджете Наробраза на содержание оперы по смете»13.

Из цитируемых требований можно заключить, в каком положении находилось оперное предприятие в Ростове-на-Дону. Отсутствие элементарных условий для постановки спектаклей не удавалось компенсировать при самой усердной работе талантливых режиссёров и артистов. Художественный совет во главе с М. Л. Пресманом оказался не в состоянии решить проблемы, от которых фактически самоустранился РАБИС. Тем временем последний рассмотрел заявление, поступившее от режиссёра Первой Совоперы Н. Н. Боголюбова - одного из ведущих отечественных специалистов в названной сфере (до переезда на Юг России работавшего в Мариинском театре) [1]. В заявлении содержалось ходатайство о поддержке РАБИСом уже согласованного переезда Н. Н. Боголюбова в Ставрополь: при отсутствии на Дону театрального здания, подходящего для оперы, а также постановочных средств, режиссёр ощущал себя в Ростове совершенно бесполезным14.

Немногим позже, осенью 1921 года, уехал из Ростова-на-Дону и М. Л. Пресман - его пригласили на преподавательскую работу в Бакинскую консерваторию (Азербайджан). К сожалению, выдающийся музыкальный деятель уже не возвратился на донскую землю [5].

Над Первой Советской оперой, лишившейся прежнего авторитетного руководства, сразу же нависла угроза ликвидации. Действительно, в качестве самостоятельной творческой структуры данное предприятие существовало недолго - с января 1922 года остатки труппы были присоединены к Ростовскому театру музыкальной комедии [2].

Непродолжительная «биография» Первой Советской оперы служит наглядным примером «диспропорции» между воплощением в жизнь масштабных творческих планов и стеснёнными

финансовыми возможностями. М. Л. Пресман всеми силами стремился создать хорошие условия для артистов и музыкантов, принимая активное участие в работе Художественного совета и периодически обращаясь в РАБИС за помощью в решении текущих вопросов. Однако руководящие городские структуры явно предпочли уклониться от поддержки столь хлопотного и затратного предприятия. Вероятно, и горожане ещё не были готовы с энтузиазмом воспринять донское оперное искусство, по инерции отдавая предпочтение развлекательным жанрам кинематографа и оперетты. Так или иначе, музыкально-театральный проект, руководимый крупными отечественными музыкальными деятелями - М. Л. Пресманом и М. Ф. Гнесиным, существовал в Ростове-на-Дону менее двух лет.

ПРИМЕЧАНИЯ ««=

ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 4, св. 1, л. 21. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 1, ед. хр. 62, л. 70-71. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. , л. 160. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 241. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 157. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 142. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 105. ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 109.

9 Финкель И. М. - коммунист, секретарь Союза РАБИС. В 1918 г. состоял секретарём Союза оркестрантов.

10 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 211.

11 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 243.

12 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 240.

13 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 208.

14 ГАРО. Ф. Р-2290, оп. 2, ед. хр. 2, св. 1, л. 262.

»» ЛИТЕРАТУРА ««

1. Боголюбов Николай Николаевич // Академик: музыкальная энциклопедия. Официальный сайт. URL: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/ епс_шш1с/1102/Боголюбов.

2. Брянцева В. Ростов-на-Дону // Классическая музыка, опера и балет: энциклопедия. Официальный сайт. URL: http: // www.belcanto. ru/rostovnadonu.html.

3. Крылова А. Проектная деятельность в сфере академического музыкального искусства // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1. С. 19-22.

4. Орехова А. Становление и развитие Союза ор-кестрантов в Ростове-на-Дону (1906-1920 гг.) // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. Вып. 6. С. 1259-1263.

5. Пресман Матвей Леонтьевич - пианист, педагог, общественно-музыкальный деятель // Наш Баку: история Баку и бакинцев. Официальный сайт. URL: http: // www.ourbaku.com/index. php5/.

6. Римская З. Создатель первой консерватории в Ростове // Донской временник: краеведческий альманах. Официальный сайт. URL: http: // www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art. aspx?art_id=380.

7. Таршис В. Из истории ростовских театров // Донской временник: краеведческий альманах. Официальный сайт. URL: http: // www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art. aspx?art_id=395.

8. Театр купчихи Пелагеи Дмитриевны Ма-шонкиной (Большой драматический). URL: http://frilansery.net/blogs/ponemnogu-obo-vsem/teatr-kupchihi-pelagei-dmitrievny-mashonkinoi-bolshoi-dramaticheskii.html.

9. Театр-цирк купцов Машонкиных (1906-1942) // Ростовский академический театр драмы им. Максима Горького. Официальный сайт. URL: http://www.rostovteatr.ru/theater/museum/ 126.

» REFERENCES «<

1. Bogolyubov Nikolay Nikolaevich [Nickolai Bogolyubov]. Akademik: muzykal'naya en-tsiklopediya. Ofitsial'nyi sayt [Academician: Musical Encyclopaedia. The Official Site]. URL: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1102/ Bogoljubov.

2. Bryantseva V. Rostov-na-Donu [Rostov-on-Don]. Klassicheskaya muzyka, opera i ba-let: entsiklopedia. Ofitsial'nyi sayt [Classical Music, Opera and Ballet: Encyclopaedia. The Official Site]. URL: http: // www.belcanto.ru/ rostovnadonu.html.

3. Krylova A. Proektnaya deyatel'nost' v sfere akademicheskogo muzykal'nogo iskusstva [Project Activities in the Field of Academic Musical Art]. Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. 2012. No. 1. P. 19-22.

4. Orekhova A. Stanovlenie i razvitie Soyuza Orkestrantov v Rostove-na-Donu (19061920 gg.) [Formation and Development of the Union of Orchestral Musicians in Rostov-on-Don (1906-1920)]. Fundamental'nye issledo -vaniya [Fundamental Researches]. 2013. No. 11. Issue 6. P. 1259-1263.

5. Presman Matvey Leont'evich - pianist, pedagog, obschestvenno-muzykal'nyi deyatel' [Matvey Presman, the Pianist, Pedagogue, Public Figure in Music]. Nash Baku: istoriya Baku i bakintsev. Ofitsial'nyi sayt [Our Baku: History of Baku and

its Inhabitants. The Official Site]. URL: http: // www.ourbaku.com/index.php5/.

6. Rimskaya Z. Sozdatel' pervoy konservatorii v Rostove [The Founder of the First Conservatoire in Rostov-on-Don]. Donskoy vremennik: kraevedcheskiy al'manakh. Ofitsial'nyi sayt [Don Annals: Almanac of Local Lore Studies. Official Site]. URL: http: // www.donvrem.dspl.ru/Files/ article/m19/3/art.aspx?art_id=380.

7. Tarshis V. Iz istorii Rostovskikh teatrov [From the History of Rostov Theatres]. Donskoy vremennik: kraevedcheskiy al'manakh. Ofitsial'nyi sayt [Don Annals: Almanac of Local Lore Studies. Official Site]. URL: http: // www.donvrem.dspl.ru/Files/ article/m19/4/art.aspx?art_id=395.

8. Teatr kupchikhi Pelagei Dmitrievny Mashonkinoy (Bol'shoy dramaticheskiy) [The Merchant's Wife Pelageya Mashonkina's Theatre (The Large Dramatic One)]. URL: http: // frilansery.net/blogs/ponemnogu-obo-vsem/ teatr-kupchihi-pelagei-dmitrievny-mashonki-noi-bolshoi-dramaticheskii.html.

9. Teatr-teirk kuptsov Mashonkinykh (1906-1942) [The Merchants Mashonkins' Theatre and Circus (1906-1942)]. Rostovskiy akademicheskiy teatr dramy imeni Maksima Gor'kogo. Ofitsial'nyi sayt [Rostov Academy the Gorky Theatre. Official Site]. URL: http: // www.rostovteatr.ru/theater/ museum/126.

- РОЛЬ М. Л. ПРЕСМАНА В ПРОЕКТЕ «=

«ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ ОПЕРА» В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

В статье освещаются малоизвестные факты, относящиеся к творческой деятельности М. Л. Пресмана в Ростове-на-Дону в начале 1920-х годов. Автором характеризуется роль названного музыкального деятеля в жизни Союза РАБИС и театральном проекте «Первая Советская опе-

ра». На основе архивных источников анализируется история данного проекта с момента его возникновения до официального закрытия.

Ключевые слова: М. Л. Пресман, музыкальный театр, РАБИС, «Первая Советская опера».

THE ROLE OF M. L. PRESMAN IN THE PROJECT «THE FIRST SOVIET OPERA» IN ROSTOV-ON-DON

The article elucidates the little known facts of M. L. Presman's creative activity in Rostov-on-Don at the beginning of the 1920s. The role of the named musical worker in the life of Union RABIS and the theatre project «The First Soviet opera» is charac-

terized by the author. The history of the mentioned project based on archival sources is reviewed since its beginnings until official closing.

Keywords: M. L. Presman, musical theatre, Union RABIS, «The First Soviet Opera».

Орехова Анастасия Юрьевна

младший научный сотрудник, аспирант кафедры теории музыки и композиции

e-mail: [email protected] Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.