Научная статья на тему 'Музыкальное образование в Области войска Донского: основные тенденции XIX века'

Музыкальное образование в Области войска Донского: основные тенденции XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО / XIX ВЕК / MUSICAL EDUCATION / REGION OF DON FORCES / THE XIX TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Палкина Ирина Дмитриевна

В работе освещён процесс становления музыкального образования в главных центрах Области войска Донского административном (Новочеркасск) и экономическом (Ростов-на-Дону). Выявлены основные тенденции, связанные с учреждением музыкальных школ, а также музыкального училища Ростовского отделения Императорского русского музыкального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL EDUCATION IN THE REGION OF DON FORCES: PRINCIPAL TENDENCIES OF THE XIX th CENTURY

Process of formation of music education in two main centres of the Region of Don Forces (Novocherkassk as administrative centre and Rostov-on-Don as economic one) is considered in the article. The basic tendencies connected with establishment of musical schools, and also Musical college of the Rostov branch of the Imperial Russian musical society are shown.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование в Области войска Донского: основные тенденции XIX века»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSIC CULTURE OF THE SOUTH RUSSIA

■l ч (gggj^) ч I»

И. Д. ПАЛКИНА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ XIX ВЕКА

»а«

'^'"Т'^'" столетие вошло в историю

У\.Л.У\. Донского края как период стабильного и динамичного развития во всех сферах культурной жизни. Благоустройство крупнейших городов, неуклонный рост образовательных учреждений, становление драматического и музыкального театра, вовлечение различных групп населения в просветительскую деятельность - названные процессы, в свою очередь, прямо или косвенно стимулировали активизацию интереса к музыкальному исполнительству в Области войска Донского. Естественно, поддержанию этого интереса была призвана способствовать хорошо налаженная подготовка профессиональных кадров различных специальностей. Создание музыкально-исполнительской образовательной базы в Донском крае протекало не просто, что в значительной степени предопределялось его политическим и социально-экономическим «бицентризмом».

Напомним, что во второй половине XIX века на Дону сложилась уникальная для России ситуация, когда в пределах одного территориально-административного деления существовали 2 центра - административный (Новочеркасск) и торгово-финансовый (Ростов). Данное обстоятельство оказывало значительное влияние на функции указанных центров.

Главной задачей казачьих властей в Новочеркасске было поддержание высокой боевой готовности войска. Поэтому первостепенной проблемой, решаемой усилиями администрации, здесь являлось обустройство казачьих лагерей, учебного полка и т. п.

Градоначальство же Ростова-на-Дону не было ограничено жёсткими рамками военной службы. Ситуация благоприятствовала использованию удачного географического положения города для приращения сосредоточиваемых в нем богатств. Ростов постепенно превращался в экономическую столицу войска Донского,

в которой преобладало интернациональное население. Здесь гастролировали театральные коллективы, дававшие представления на греческом, немецком, русском, малорусском, еврейском, французском языках. И театральные залы не пустовали.

Вышеуказанные особенности функционирования важнейших городов Области войска Донского оказали заметное влияние как на образовательные тенденции в целом, характерные для этого региона, так и на становление и развитие музыкального образования в частности.

Разумеется, довольно долго основная роль в обучении музыке принадлежала «домашнему воспитанию». Так, оно получило довольно широкое распространение в Новочеркасске, где проживала большая часть донского дворянства. В дальнейшем, по мере интернационализации Ростова, и там укоренялись аналогичные традиции, привнесённые иностранцами. Тенденция к расширению домашнего музыкального воспитания на Дону не отличалась каким-либо своеобразием, пребывая в общероссийском русле развития.

Первыми музыкальными учебными заведениями в Области войска Донского явились две войсковые музыкальные школы, расположенные в Новочеркасске1. Одна из них готовила кадры для войсковой инструментальной капеллы, основанной в 1811 году, другая - поставляла музыкантов-духовиков в казачьи гвардейские полки. Здесь прослеживалась несомненная тенденция к первоочередному обеспечению войсковых частей и подразделений. Войсковые музыкальные школы находились на содержании государства, что способствовало их регулярной и стабильной работе.

Следует заметить, что казаки-малолетки, принадлежавшие к военному сословию и стремившиеся идти по пути отцов, не обнаруживали особого тяготения к деятельности в

качестве профессиональных музыкантов. Поэтому каждому ученику выплачивалось жалованье. К примеру, в середине XIX века оно составляло 43 рубля серебром ежегодно. Указанной суммы было вполне достаточно для жизни одного человека.

Музыкальные занятия в Донском институте благородных девиц (Новочеркасск) также отличались регулярностью. Однако результаты этих занятий не выносились за стены элитарного учебного заведения.

В Ростове-на-Дону относительно массовое обучение оркестровых музыкантов началось позже, чем в Новочеркасске. В 1873 году открылось Ростовское реальное училище [2]2. Три года спустя здесь существовал оркестровый класс, в котором занимались 13 мальчиков - исполнителей на духовых и струнных инструментах [1]. Вполне естественно, что данный класс содержался за счёт частных средств.

Штат училища не предусматривал наличия преподавателей музыки, их приглашение обусловливалось инициативой дирекции. Весьма показателен скромный образовательный уровень этих педагогов: С. Дмитриев (пение), А. Сысоев (струнные инструменты), А. Пивоваров (духовые инструменты) получили «домашнее воспитание».

Руководство реального училища стремилось расширять материальную базу оркестрового класса. К концу XIX века в данном учебном заведении было 2 оркестра - духовой и бальный составы. В училище имелось 50 музыкальных инструментов, включая рояль. Следует прибавить к этому и замечательный концертный зал.

Столь очевидная активность администрации указанного учебного заведения в сфере занятий музыкой представляется далеко не случайной. Выпускники училища принадлежали к образованным кругам общества. Исходя из этого, например, мальчикам разрешалось бывать в театре, но без права посещения «галереи»3.

Позитивная динамика образовательных процессов в войсковых музыкальных школах, Донском институте благородных девиц и оркестровом классе Ростовского реального училища позволяет выявить еще одну тенденцию: обучение музыке в сравнительно небольших городах4 становится успешным лишь при опоре на государственную материальную базу.

И в Ростове, и в Новочеркасске предпринимались попытки создания массовых учебных заведений при местных музыкальных обществах. Однако существование таких курсов или школ было недолговечным.

Наряду с этим, на протяжении 1880-х годов в Ростове проявилась тенденция к основанию

частных музыкальных школ. Первый шаг в данном направлении сделала профессиональная певица А. О. Иванова. В 1884 году она получила разрешение на открытие музыкальных классов по всем академическим специальностям, а спустя несколько месяцев «утверждённая Министерством внутренних дел Музыкальная школа свободного художника А. О. Ивановой» [4] объявила о начале занятий с 1 сентября 1885 года. В целом, названное учебное заведение фактически соответствовало сегодняшним требованиям к начальному этапу музыкального образования.

Обучение в школе А. О. Ивановой, разумеется, было платным, но вполне доступным для представителей среднего класса. Преподавание велось по методу Петербургской консерватории [5]5.

Спустя 6 лет после открытия школы А. О. Ивановой в Ростове появилась частная школа Саяр-Вашкевича [3], в которой, помимо традиционных специальностей, предусматривалось обучение аккомпанементу и ансамблевой игре. В дальнейшем количество подобных школ и курсов продолжало возрастать. К концу XIX века в городе с населением около 120000 человек насчитывалось 5 учебных заведений соответствующего профиля.

Первую частную школу в Новочеркасске открыл певец и скрипач Ф. Стаджи [9]. Это событие произошло в 1893 году. Вполне естественно, что в школе обучали игре на скрипке и пению.

Работа частных музыкальных школ в Новочеркасске, к сожалению, не отличалась регулярностью. Тем не менее, в конце XIX столетия здесь работали музыкальная школа В. О. Барановского и курсы В. А. Луизова [7; 6]. Обучение в этих учебных заведениях ограничивалось игрой на скрипке и фортепиано.

С середины 1870-х годов в Ростове вело постоянную просветительскую работу городское Музыкальное общество. Однако лишь в 1894 году его финансовое положение, наконец, позволило открыть музыкальную школу, соответствующую высоким требованиям Императорского русского музыкального общества (ИРМО) [11].

Наличие упомянутой музыкальной школы, в которой через 2 года обучались более 100 человек, стало основанием для учреждения Ростовского отделения ИРМО (1896 год). Позднее, в 1900 году, данное учебное заведение было преобразовано в музыкальное училище [8]. При этом оплата за обучение оставалась довольно умеренной (и дифференцированной, с учетом тогдашней потребности в различных инструменталистах), для особо одарённых учащихся имелись бесплатные вакансии. Не платили и те, кто поступал в классы гобоя, фагота или контрабаса.

К концу XIX века в Донском крае наметилась тенденция к массовому обучению музыке. В частности, число учащихся музыкального училища через несколько лет достигло 200 человек, чему, безусловно, способствовал высокий статус выпускника. Например, лица, окончившие данное учебное заведение с отличием, могли быть не только преподавателями музыки, но и

педагогами народных (приходских или начальных) училищ, поскольку уровень их общеобразовательной подготовки соответствовал прогимназии [10].

Как видим, и указанные тенденции, и состояние музыкального образования на Дону в целом на рубеже XIX-ХХ веков позволяли с оптимизмом глядеть в будущее.

¡»» ПРИМЕЧАНИЯ «

1 Упоминания об этом содержатся в материалах ГАРО: Ф. 301, оп. 15, ед. хр. 211. Смета войсковым доходам и расходам Донского войска на 1855 г.; Ф. 301, оп. 15, ед. хр. 212. Смета войсковым доходам и расходам войска Донского на 1856 г.

2 Реальные училища в основном ориентировались на гимназические программы, за исключением иностранных языков. В названные учебные заведения допускался приём только мальчиков, поскольку эти училища готовили выпускников к «реальной жизни», а именно -к деятельности в сфере материального производства. После окончания подобных училищ

юноши могли продолжать образование в технических институтах.

3 Сейчас «галерею» принято называть «галёркой». На «галёрке» в те времена размещалась не самая благовоспитанная публика. Поэтому учащимся реального училища запрещалось бывать на «галерее» - во избежание дурного влияния.

4 В 1870-е годы численность населения в Новочеркасске и Ростове находилась, соответственно, в пределах 40 и 70 тысяч человек.

5 Данное упоминание является первым свидетельством влияния столичных российских консерваторий на учебный процесс в музыкальных школах Дона.

»» ЛИТЕРАТУРА «

1. Ещё о музыкальном обществе // Донская пчела. 1876. № 4.

2. Исторический очерк деятельности Ростовского-на-Дону «Петровского» реального училища за время с 1873 по 1898 год. Ростов н/Д: Тип. Донского акционерного общества печатного и издательского дела, 1898. 122 с.

3. Музыкальное училище в Ростове-на-Дону // Донская пчела. 1891. № 74.

4. Объявление // Донская пчела. 1885. № 65.

5. Объявление // Донская пчела. 1886. № 71.

6. Объявление // Донская речь. 1900. № 193.

7. Объявление // Донская речь. 1900. № 217.

8. Объявление // Донская речь. 1900. № 219.

9. Стаджи Фридерик // Донская речь. 1894. № 1.

10. Театр и музыка // Приазовский край. 1895. № 147.

11. Театр и музыка // Приазовский край. 1895. № 228.

э» REFERENCES

1. Eschyo o muzykal'nom obschestve [About the Musical Society Once Again]. Donskaya pchela [Don Bee]. 1876. No. 4.

2. Istoricheskiy ocherk deyatel'nosti Rostovskogo-na-Donu «Petrovskogo» real'nogo uchilischa za vremya s 1873 po 1898 god [Historical Essay about Petrovsky Non-classical Secondary School's Activities since 1873 to 1898]. Rostov-on-Don: Don Join-stock Typography and Publishing Company's Printing-house, 1898. 122 p.

3. Muzykal'noe uchilische v Rostove-na-Donu [Musical College in Rostov-on-Don]. Donskaya pchela [Don Bee]. 1891. No. 74.

4. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya pchela [Don Bee]. 1885. No. 65.

5. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya pchela [Don Bee]. 1886. No. 71.

6. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya rech' [Don Speech]. 1900. No. 193.

7. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya rech' [Don Speech]. 1900. No. 217.

8. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya rech' [Don Speech]. 1900. No. 219.

9. Stadzhi Friderik [Staggi Friderick]. Donskaya rech' [Don Speech]. 1894. No. 1.

10. Teatr i muzyka [Theatre and Music]. Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1895. No. 147.

11. Teatr i muzyka [Theatre and Music]. Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1895. No. 228.

-- МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ --

ВОЙСКА ДОНСКОГО: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ XIX ВЕКА

В работе освещён процесс становления музыкального образования в главных центрах Области войска Донского - административном (Новочеркасск) и экономическом (Ростов-на-Дону). Выявлены основные тенденции, связанные с учреждением музыкальных школ, а также

музыкального училища Ростовского отделения Императорского русского музыкального общества.

Ключевые слова: музыкальное образование, Область войска Донского, XIX век.

-- MUSICAL EDUCATION IN THE REGION --

OF DON FORCES: PRINCIPAL TENDENCIES OF THE XIXth CENTURY

Process of formation of music education in two main centres of the Region of Don Forces (Novocherkassk as administrative centre and Rostov-on-Don as economic one) is considered in the article. The basic tendencies connected with es-

tablishment of musical schools, and also Musical college of the Rostov branch of the Imperial Russian musical society are shown.

Keywords: musical education, Region of Don Forces, the XIXth century.

Палкина Ирина Дмитриевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовых и ударных инструментов

e-mail: irinapalkina1@rambler.ru Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.