МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSIC CULTURE OF THE SOUTH RUSSIA
■l ч (gggj^) ч I»
И. Д. ПАЛКИНА
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ XIX ВЕКА
»а«
'^'"Т'^'" столетие вошло в историю
У\.Л.У\. Донского края как период стабильного и динамичного развития во всех сферах культурной жизни. Благоустройство крупнейших городов, неуклонный рост образовательных учреждений, становление драматического и музыкального театра, вовлечение различных групп населения в просветительскую деятельность - названные процессы, в свою очередь, прямо или косвенно стимулировали активизацию интереса к музыкальному исполнительству в Области войска Донского. Естественно, поддержанию этого интереса была призвана способствовать хорошо налаженная подготовка профессиональных кадров различных специальностей. Создание музыкально-исполнительской образовательной базы в Донском крае протекало не просто, что в значительной степени предопределялось его политическим и социально-экономическим «бицентризмом».
Напомним, что во второй половине XIX века на Дону сложилась уникальная для России ситуация, когда в пределах одного территориально-административного деления существовали 2 центра - административный (Новочеркасск) и торгово-финансовый (Ростов). Данное обстоятельство оказывало значительное влияние на функции указанных центров.
Главной задачей казачьих властей в Новочеркасске было поддержание высокой боевой готовности войска. Поэтому первостепенной проблемой, решаемой усилиями администрации, здесь являлось обустройство казачьих лагерей, учебного полка и т. п.
Градоначальство же Ростова-на-Дону не было ограничено жёсткими рамками военной службы. Ситуация благоприятствовала использованию удачного географического положения города для приращения сосредоточиваемых в нем богатств. Ростов постепенно превращался в экономическую столицу войска Донского,
в которой преобладало интернациональное население. Здесь гастролировали театральные коллективы, дававшие представления на греческом, немецком, русском, малорусском, еврейском, французском языках. И театральные залы не пустовали.
Вышеуказанные особенности функционирования важнейших городов Области войска Донского оказали заметное влияние как на образовательные тенденции в целом, характерные для этого региона, так и на становление и развитие музыкального образования в частности.
Разумеется, довольно долго основная роль в обучении музыке принадлежала «домашнему воспитанию». Так, оно получило довольно широкое распространение в Новочеркасске, где проживала большая часть донского дворянства. В дальнейшем, по мере интернационализации Ростова, и там укоренялись аналогичные традиции, привнесённые иностранцами. Тенденция к расширению домашнего музыкального воспитания на Дону не отличалась каким-либо своеобразием, пребывая в общероссийском русле развития.
Первыми музыкальными учебными заведениями в Области войска Донского явились две войсковые музыкальные школы, расположенные в Новочеркасске1. Одна из них готовила кадры для войсковой инструментальной капеллы, основанной в 1811 году, другая - поставляла музыкантов-духовиков в казачьи гвардейские полки. Здесь прослеживалась несомненная тенденция к первоочередному обеспечению войсковых частей и подразделений. Войсковые музыкальные школы находились на содержании государства, что способствовало их регулярной и стабильной работе.
Следует заметить, что казаки-малолетки, принадлежавшие к военному сословию и стремившиеся идти по пути отцов, не обнаруживали особого тяготения к деятельности в
качестве профессиональных музыкантов. Поэтому каждому ученику выплачивалось жалованье. К примеру, в середине XIX века оно составляло 43 рубля серебром ежегодно. Указанной суммы было вполне достаточно для жизни одного человека.
Музыкальные занятия в Донском институте благородных девиц (Новочеркасск) также отличались регулярностью. Однако результаты этих занятий не выносились за стены элитарного учебного заведения.
В Ростове-на-Дону относительно массовое обучение оркестровых музыкантов началось позже, чем в Новочеркасске. В 1873 году открылось Ростовское реальное училище [2]2. Три года спустя здесь существовал оркестровый класс, в котором занимались 13 мальчиков - исполнителей на духовых и струнных инструментах [1]. Вполне естественно, что данный класс содержался за счёт частных средств.
Штат училища не предусматривал наличия преподавателей музыки, их приглашение обусловливалось инициативой дирекции. Весьма показателен скромный образовательный уровень этих педагогов: С. Дмитриев (пение), А. Сысоев (струнные инструменты), А. Пивоваров (духовые инструменты) получили «домашнее воспитание».
Руководство реального училища стремилось расширять материальную базу оркестрового класса. К концу XIX века в данном учебном заведении было 2 оркестра - духовой и бальный составы. В училище имелось 50 музыкальных инструментов, включая рояль. Следует прибавить к этому и замечательный концертный зал.
Столь очевидная активность администрации указанного учебного заведения в сфере занятий музыкой представляется далеко не случайной. Выпускники училища принадлежали к образованным кругам общества. Исходя из этого, например, мальчикам разрешалось бывать в театре, но без права посещения «галереи»3.
Позитивная динамика образовательных процессов в войсковых музыкальных школах, Донском институте благородных девиц и оркестровом классе Ростовского реального училища позволяет выявить еще одну тенденцию: обучение музыке в сравнительно небольших городах4 становится успешным лишь при опоре на государственную материальную базу.
И в Ростове, и в Новочеркасске предпринимались попытки создания массовых учебных заведений при местных музыкальных обществах. Однако существование таких курсов или школ было недолговечным.
Наряду с этим, на протяжении 1880-х годов в Ростове проявилась тенденция к основанию
частных музыкальных школ. Первый шаг в данном направлении сделала профессиональная певица А. О. Иванова. В 1884 году она получила разрешение на открытие музыкальных классов по всем академическим специальностям, а спустя несколько месяцев «утверждённая Министерством внутренних дел Музыкальная школа свободного художника А. О. Ивановой» [4] объявила о начале занятий с 1 сентября 1885 года. В целом, названное учебное заведение фактически соответствовало сегодняшним требованиям к начальному этапу музыкального образования.
Обучение в школе А. О. Ивановой, разумеется, было платным, но вполне доступным для представителей среднего класса. Преподавание велось по методу Петербургской консерватории [5]5.
Спустя 6 лет после открытия школы А. О. Ивановой в Ростове появилась частная школа Саяр-Вашкевича [3], в которой, помимо традиционных специальностей, предусматривалось обучение аккомпанементу и ансамблевой игре. В дальнейшем количество подобных школ и курсов продолжало возрастать. К концу XIX века в городе с населением около 120000 человек насчитывалось 5 учебных заведений соответствующего профиля.
Первую частную школу в Новочеркасске открыл певец и скрипач Ф. Стаджи [9]. Это событие произошло в 1893 году. Вполне естественно, что в школе обучали игре на скрипке и пению.
Работа частных музыкальных школ в Новочеркасске, к сожалению, не отличалась регулярностью. Тем не менее, в конце XIX столетия здесь работали музыкальная школа В. О. Барановского и курсы В. А. Луизова [7; 6]. Обучение в этих учебных заведениях ограничивалось игрой на скрипке и фортепиано.
С середины 1870-х годов в Ростове вело постоянную просветительскую работу городское Музыкальное общество. Однако лишь в 1894 году его финансовое положение, наконец, позволило открыть музыкальную школу, соответствующую высоким требованиям Императорского русского музыкального общества (ИРМО) [11].
Наличие упомянутой музыкальной школы, в которой через 2 года обучались более 100 человек, стало основанием для учреждения Ростовского отделения ИРМО (1896 год). Позднее, в 1900 году, данное учебное заведение было преобразовано в музыкальное училище [8]. При этом оплата за обучение оставалась довольно умеренной (и дифференцированной, с учетом тогдашней потребности в различных инструменталистах), для особо одарённых учащихся имелись бесплатные вакансии. Не платили и те, кто поступал в классы гобоя, фагота или контрабаса.
К концу XIX века в Донском крае наметилась тенденция к массовому обучению музыке. В частности, число учащихся музыкального училища через несколько лет достигло 200 человек, чему, безусловно, способствовал высокий статус выпускника. Например, лица, окончившие данное учебное заведение с отличием, могли быть не только преподавателями музыки, но и
педагогами народных (приходских или начальных) училищ, поскольку уровень их общеобразовательной подготовки соответствовал прогимназии [10].
Как видим, и указанные тенденции, и состояние музыкального образования на Дону в целом на рубеже XIX-ХХ веков позволяли с оптимизмом глядеть в будущее.
¡»» ПРИМЕЧАНИЯ «
1 Упоминания об этом содержатся в материалах ГАРО: Ф. 301, оп. 15, ед. хр. 211. Смета войсковым доходам и расходам Донского войска на 1855 г.; Ф. 301, оп. 15, ед. хр. 212. Смета войсковым доходам и расходам войска Донского на 1856 г.
2 Реальные училища в основном ориентировались на гимназические программы, за исключением иностранных языков. В названные учебные заведения допускался приём только мальчиков, поскольку эти училища готовили выпускников к «реальной жизни», а именно -к деятельности в сфере материального производства. После окончания подобных училищ
юноши могли продолжать образование в технических институтах.
3 Сейчас «галерею» принято называть «галёркой». На «галёрке» в те времена размещалась не самая благовоспитанная публика. Поэтому учащимся реального училища запрещалось бывать на «галерее» - во избежание дурного влияния.
4 В 1870-е годы численность населения в Новочеркасске и Ростове находилась, соответственно, в пределах 40 и 70 тысяч человек.
5 Данное упоминание является первым свидетельством влияния столичных российских консерваторий на учебный процесс в музыкальных школах Дона.
»» ЛИТЕРАТУРА «
1. Ещё о музыкальном обществе // Донская пчела. 1876. № 4.
2. Исторический очерк деятельности Ростовского-на-Дону «Петровского» реального училища за время с 1873 по 1898 год. Ростов н/Д: Тип. Донского акционерного общества печатного и издательского дела, 1898. 122 с.
3. Музыкальное училище в Ростове-на-Дону // Донская пчела. 1891. № 74.
4. Объявление // Донская пчела. 1885. № 65.
5. Объявление // Донская пчела. 1886. № 71.
6. Объявление // Донская речь. 1900. № 193.
7. Объявление // Донская речь. 1900. № 217.
8. Объявление // Донская речь. 1900. № 219.
9. Стаджи Фридерик // Донская речь. 1894. № 1.
10. Театр и музыка // Приазовский край. 1895. № 147.
11. Театр и музыка // Приазовский край. 1895. № 228.
э» REFERENCES
1. Eschyo o muzykal'nom obschestve [About the Musical Society Once Again]. Donskaya pchela [Don Bee]. 1876. No. 4.
2. Istoricheskiy ocherk deyatel'nosti Rostovskogo-na-Donu «Petrovskogo» real'nogo uchilischa za vremya s 1873 po 1898 god [Historical Essay about Petrovsky Non-classical Secondary School's Activities since 1873 to 1898]. Rostov-on-Don: Don Join-stock Typography and Publishing Company's Printing-house, 1898. 122 p.
3. Muzykal'noe uchilische v Rostove-na-Donu [Musical College in Rostov-on-Don]. Donskaya pchela [Don Bee]. 1891. No. 74.
4. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya pchela [Don Bee]. 1885. No. 65.
5. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya pchela [Don Bee]. 1886. No. 71.
6. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya rech' [Don Speech]. 1900. No. 193.
7. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya rech' [Don Speech]. 1900. No. 217.
8. Ob'yavlenie [Advertisement]. Donskaya rech' [Don Speech]. 1900. No. 219.
9. Stadzhi Friderik [Staggi Friderick]. Donskaya rech' [Don Speech]. 1894. No. 1.
10. Teatr i muzyka [Theatre and Music]. Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1895. No. 147.
11. Teatr i muzyka [Theatre and Music]. Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1895. No. 228.
-- МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ --
ВОЙСКА ДОНСКОГО: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ XIX ВЕКА
В работе освещён процесс становления музыкального образования в главных центрах Области войска Донского - административном (Новочеркасск) и экономическом (Ростов-на-Дону). Выявлены основные тенденции, связанные с учреждением музыкальных школ, а также
музыкального училища Ростовского отделения Императорского русского музыкального общества.
Ключевые слова: музыкальное образование, Область войска Донского, XIX век.
-- MUSICAL EDUCATION IN THE REGION --
OF DON FORCES: PRINCIPAL TENDENCIES OF THE XIXth CENTURY
Process of formation of music education in two main centres of the Region of Don Forces (Novocherkassk as administrative centre and Rostov-on-Don as economic one) is considered in the article. The basic tendencies connected with es-
tablishment of musical schools, and also Musical college of the Rostov branch of the Imperial Russian musical society are shown.
Keywords: musical education, Region of Don Forces, the XIXth century.
Палкина Ирина Дмитриевна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовых и ударных инструментов
e-mail: [email protected] Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону