Научная статья на тему 'Пути совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением по обеспечению общественной безопасности'

Пути совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением по обеспечению общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
971
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорышев С.В.

В статье анализируются пути совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением по обеспечению общественной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of improving the interaction between law enforcement bodies and civil society institutions and the public to ensure public safety

The article analyses the ways of an improvement for the cooperation of internal affairs on the one hand with civil society institutes and population on the other hand to provide the public security

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением по обеспечению общественной безопасности»

Пути совершенствования взаимодействия

органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением по обеспечению общественной безопасности

Егорышев С.В. *

The article analyses the ways of an improvement for the cooperation of internal affairs on the one hand with civil society institutes and population on the other hand to provide the public security.

В последние годы в стране усилиями государственных органов и формирующегося гражданского общества создается новый механизм взаимодействия правоохранительных органов с населением и, прежде всего, органов внутренних дел с целью обеспечения общественной безопасности. Формируются и результативно работают различные общественные объединения правоохранительной направленности. Однако значимость решения задачи преодоления преступности и обеспечения общественной безопасности требует более широкого участия гражданского общества и населения.

Общественная безопасность проявляется и обеспечивается на трех уровнях: безопасность человека, безопасность общества и безопасность государства. Фундаментальной здесь является категория «Безопасность человека», которая в докладе Комиссии по безопасности человека ООН определяется следующим образом: «безопасность человека расширяет фокус от безопасности границ до жизни людей и групп населения внутри и за пределами границ. Идея заключается в том, чтобы были защищены люди, а не только территории внутри границ против внешней агрессии. И в отличие от традиционных подходов, наделяющих государство полной ответственностью за государственную безопасность, процесс безопасности человека включает в себя более широкий спектр действующих лиц и институтов — в особенности самих людей... Безопасность человека касается скорее индивидуумов и сообщества, нежели государства, достижение безопасности человека включает не только защиту людей, но наделение людей полномочиями полагаться на самих себя»1.

Указанное положение имеет в плане рассматриваемой нами проблемы важное значение, т. к. подчеркивает роль и значение не только государства в обеспечении

безопасности, но и роль и значение в этом человеческого сообщества — части социума вообще и социума в пределах государственных границ, в частности, роль и значение самого человека.

Следовательно, и пути совершенствования деятельности по обеспечению общественной безопасности пересекаются на трех уровнях:

1) государственном, включая межгосударственное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

2) общественном, на котором как раз и проявляется сфера взаимоотношения и взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества, общественными формированиями правоохранительной направленности;

3) личностном, предполагающем осуществление каждым гражданином пра-вопослушного поведения и проявления открытого неприятия социальных отклонений и активного противодействия им.

Вполне естественно, что набор путей повышения эффективности деятельности органов внутренних дел через активное и разностороннее взаимодействие с институтами гражданского общества и населением достаточно широк. Какие-то из них выглядят сегодня лишь теоретически возможными, ибо для их реализации не сложились еще благоприятные условия. Но вполне определенная часть этих путей уже налицо, она представлена в зарубежном и в отечественном опыте прошлого и настоящего, под их реализацию имеются в настоящее время благоприятные условия. Остановимся кратко на характеристике некоторых из этих путей.

В условиях современной России при выстраивании нового механизма взаимодействия органов внутренних дел с обще-

Доктор философских наук, профессор.

CJ

OI

О) О О CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

ственностью, и в этом проявляется важная особенность, инициатива в большей степени проявляется со стороны государства и его правоохранительных органов, нежели со стороны гражданского общества в силу его неразвитости. Но со стороны общества эта инициатива тоже есть, и отрицать ее нельзя.

Следовательно, выявляя и анализируя пути совершенствования механизма взаимодействия органов внутренних дел с гражданским обществом, необходимо иметь в виду два источника их появления: первое — государство и второе — гражданское общество, само население. Поэтому, какой бы путь совершенствования взаимодействия не рассматривался, в каждом из них присутствуют в той или иной мере инициатива и потенциал государства и инициатива и потенциал гражданского общества.

В числе одного из таких значимых сегодня путей выступает назревшая необходимость совершенствования законодательного обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью. На сегодняшний день в стране правовая регламентация участия общественности в борьбе с преступностью все еще отстает от потребностей практики. Нет также единого, общефедерального законодательного акта, регламентирующего взаимодействие органов внутренних дел с гражданским обществом и населением. В действующих законах РФ обозначены лишь отдельные аспекты подобного взаимодействия. В частности, в Законе РФ «О милиции» закреплено: «Милиция решает стоящие перед ней задачи по взаимодействию с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами» (ч. 2 ст. 3)2. Но в чем, в каких формах и пределах заключается это взаимодействие, не раскрывается.

В Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» ст. 17 посвящена содействию граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В ней говорится: «Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по конт-ракту»3. Широкое же участие обществен-

ности в оказании содействия органам внутренних дел в этих законах не регламентируется.

Общественные формирования правоохранительной направленности работают сегодня преимущественно в региональном правовом поле, которое существенно различается в зависимости от финансовых возможностей каждого конкретного субъекта Российской Федерации.

Во всех субъектах Федерации для создания и регулирования деятельности общественных формирований и осуществления населением общественной правоохранительной деятельности приняты соответствующие нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, а в 60 субъектах — законодательные акты. Например, в Тюменской области — закон от 30 ноября

2001 г. «Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного порядка» и постановление губернатора от 12 июля 2004 г. «Об утверждении Положения о народных дружинах по обеспечению охраны общественного порядка»; в Челябинской области — Долгосрочная программа сотрудничества ГУВД области и окружного казачьего общества по взаимодействию в сфере обеспечения общественного порядка на территории Челябинской области; во Владимирской области — указы губернатора от 14 июня

2002 г. «Об участии населения в охране общественного порядка» и от 4 ноября

2003 г. «О мерах по улучшению работы общественных объединений, участвующих в охране правопорядка»; в Кабардино-Балкарии — закон от 26 июня 2004 г. «Об участии граждан в осуществлении охраны общественного порядка»; в Республике Тыва — закон от 11 марта 2003 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Республики Тыва»; В Республике Башкортостан — закон от 28 июля 1997 г. «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан»; в г. Москве — Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка»4.

Необходимо подчеркнуть, что в ряде регионов принятые законодательные акты были конкретизированы дополнительными нормативными документами. Так, например, на основе данного закона в Республике Башкортостан5 также приняты и действуют утвержденные постановлением Кабинета министров РБ от 7 июля

1998 г.: «Положение о социально-профилактическом центре по месту жительства граждан», «Положение о рабочих отрядах содействия милиции» и «Типовое положение о совете профилактики трудового коллектива»6 23 марта 1998 г. принят Закон «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав».

Что же касается общефедерального уровня, то разработанный еще в 1997 г. Федеральный закон «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении право-порядка»7 и ряд последующих проектов редакций этого закона все еще не приняты.

Все это, по всей вероятности, свидетельствует об активных дискуссиях между сторонниками и противниками этого закона наряду с очевидностью того, что глубоко заблуждается тот, кто думает, что избавить общество от преступности могут одни лишь правоохранительные органы.

В действующей редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., также записано, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны опираться на поддержку общества.8 Но чтобы задействовать все ветви государственной власти, весь потенциал гражданского общества, обеспечить повсеместную деятельную помощь населения в правоохранительном деле, соответствующие международные, общенациональные и региональные правовые положения должны быть полностью трансформированы в единый нормативно-правовой массив России, регулирующий борьбу с преступностью, представленный в Федеральном законе «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» или «Об общественной правоохранительной деятельности».

Работа по совершенствованию законодательной основы взаимодействия органов внутренних дел и общественности, которое осуществляется ею непосредственно или через институты гражданского общества, выводит на необходимость законодательного, а главное, практического решения весьма важной проблемы обеспечения надежной правовой и социальной защиты лиц, содействующих органам внутренних дел, суда и прокуратуры.

В числе наиболее перспективных, а в последующем и действенных путей совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с институтами граж-

данского общества и населением необходимо считать сотрудничество с органами местного самоуправления. Опыт такого взаимодействия имеется в истории России советского периода, есть он и в зарубежных странах.

Федеральное и региональное законодательство о местном самоуправлении к вопросам местного значения относит и охрану общественного порядка, что предполагает обеспечение общественной безопасности на улицах, в транспорте и иных общественных местах. Кроме того, закрепляя за органами местного самоуправления функцию охраны общественного порядка, законодатель относит к ведению муниципальных образований организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью9.

Взаимодействие органов внутренних дел в лице милиции общественной безопасности с органами местного самоуправления, а через них и с населением территориальных образований, осуществляется по целому ряду направлений, которые и содержат в себе еще не реализованный полностью потенциал роста эффективности подобного взаимодействия.

Во-первых, органы местного самоуправления создают и призваны создавать необходимые условия для работы местной милиции, финансировать ее деятельность, формировать кадровый состав, осуществлять материально-техническое обеспечение, привлекать население к оказанию поддержки милиции.

Во-вторых, взаимодействие органов внутренних дел, осуществляющих свою деятельность на территории того или иного муниципального или территориального образования с его общественностью, строится также через представительные органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы принятия общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, включая общественную безопасность.

В-третьих, такие формы осуществления местного самоуправления, как местный референдум, собрания (сходы) граждан, могут прямо влиять на обеспечение безопасности на местном уровне. Кроме того, граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, и к их должностным лицам по вопросам личной и общественной безопасности10.

сч

О!

О) О О СЧ

О

о о о.

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

В-четвертых, представительные органы местного самоуправления вправе создавать постоянные депутатские комиссии по вопросам обеспечения общественного порядка, соблюдения прав и свобод граждан, формировать добровольные общественные образования правоохранительной направленности, используя для этого различные организационно-правовые формы.

При органах местного самоуправления в решении задач по обеспечению общественного порядка участвуют административная и наблюдательная комиссии, комиссия по делам несовершеннолетних и другие.

Весьма эффективным направлением взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением в современных условиях призвано стать сотрудничество со СМИ.

Следует отметить, что сама по себе эта проблема не нова. И в дореволюционный, и в советский периоды отечественной истории правоохранительные органы использовали средства массовой информации для решения служебных оперативных задач, с целью профилактики преступности, для правовой пропаганды среди населения. Но в силу сложившихся, особенно в советское время, социально-политических условий взаимодействие органов охраны правопорядка со СМИ носило преимущественно односторонний характер. СМИ не могли позволить себе критику в адрес силовых структур государства, сделать предметом гласности те или иные негативные явления, имевшие место в милицейской среде, да и сами органы внутренних дел не стремились к открытости, к объективному освещению своей работы в средствах массовой информации.

С демократизацией общественной жизни и с появлением независимых СМИ органы внутренних дел сделали важный шаг навстречу гласности, стали более открытыми для общественного глаза и многие стороны их работы. В настоящее время взаимодействие органов внутренних дел со СМИ реализуется по целому ряду направлений и включает в себя различные формы, интенсивность и результативность которых весьма различна.

Одним из таких направлений выступает решение конкретных оперативно-розыскных, следственных и других служебных задач, что включает обращения по поводу розыска лиц, совершивших преступления, без вести пропавших, возможных свидетелей

дорожно-транспортных происшествий и преступлений, и другое.

Следующим направлением является профилактика правонарушений и преступлений, включающая в себя такие формы работы, как повышение степени осведомленности населения о конкретных способах предупреждения тех или иных видов преступлений; осведомление граждан о действиях в случае реальной опасности стать жертвой преступления; поощрение общественной активности граждан в сфере охраны правопорядка. Это направление связано с активной вик-тимологической пропагандой, которая крайне необходима сегодня.

Этот опыт с учетом отечественной специфики и возможностей может широко быть использован, ибо содержит в себе хороший потенциал взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества.

Третье направление взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации связано с формированием собственного престижа и повышения своего авторитета. Здесь используются такие формы, как предоставление журналистам информации о результатах деятельности органов внутренних дел и их подразделений (на использование этой формы указали 22 % опрошенных нами сотрудников милиции в среднем по России и 16 % по Башкортостану); своевременная передача в средства массовой информации сообщений о преступлениях и чрезвычайных происшествиях для предотвращения паники, страха, ложных слухов (соответственно 27 % по России и 28 % по Башкортостану); проведение правовой пропаганды (соответственно 26,5 % и 18 %).

Тем не менее следует еще раз подчеркнуть неоднократно высказываемое суждение о том, что в общественном сознании сформировался и сохраняется «информационный образ» как преступности, так и органов внутренних дел. Причем этот образ носит гипертрофированный, в негативную сторону, характер. Так, в ходе проведенных нами социологических исследований было установлено, что только 17,4 % опрошенных сотрудников в 2004 г. и 13,2 % — в 2005 г. считают справедливыми большинство критических высказываний и оценок СМИ в адрес органов внутренних дел.

В этой ситуации информационно-аналитические группы и пресс-службы органов внутренних дел должны взять на

себя инициативу оперативного реагирования на критику, указывая на ее конструктивные или необоснованно порочащие стороны, а не делать вид, что ничего страшного не происходит.

В последние годы органы внутренних дел налаживают и другие каналы обратной связи с населением. Примерами могут служить телефоны доверия и «горячие пейджеры», используя которые граждане могут оперативно передать информацию о готовящемся или совершенном преступлении, а также о нарушениях со стороны сотрудников органов внутренних дел. 40,2 % опрошенных нами граждан считают телефоны доверия и «горячие пейджеры» способными улучшить коммуникационную связь населения и милиции, и примерно столько же (37,4 %) полагают, что эта способность проявляется лишь отчасти. Но это, как говорится, умозрительные суждения, т. к. в ходе опроса выяснилось, что в 2005 г., например, 77,7 % респондентов этими коммуникационными средствами не пользовались.

Таким образом, взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением посредством СМИ и других коммуникационных средств предполагает два направления реализации и развития:

1) со стороны органов внутренних дел, использующих всевозможные каналы коммуникации с общественностью и гражданским обществом в деле профилактики преступности, повышения правовой культуры общества, повышения собственного авторитета;

2) со стороны СМИ, особенно независимых, которые должны формировать социально-значимый, позитивный образ органов внутренних дел и их сотрудников; полно и объективно информировать население, отказаться использовать информационный ресурс в манипулировании массовым сознанием. Несмотря на то что в регионах страны

идет активный процесс создания добровольных общественных формирований правоохранительной направленности, отражающийся в воссоздании ряда старых и в поиске, внедрении новых форм участия граждан в охране общественного порядка, сама эта работа, а также деятельность этих формирований также имеют резервы эффективности. Прежде всего, речь идет о том, чтобы этот начавшийся процесс не превратился в очередную шумную кампанию. А симптомы этого явления уже име-

ются. Свидетельством этому является чрезмерная активность администраций ряда муниципальных образований в формировании различных общественных формирований содействия органам внутренних дел.

Выстраивая новые формы взаимодействия общественности с органами внутренних дел, необходимо учитывать, что нынешние российские реалии во многом отличаются от условий, имевшихся в советский период отечественной истории. Произошли изменения в менталитете россиян, которые сегодня во многом по иному воспринимают и оценивают содержание понятий «добровольность», «готовность», «обязанность», «социальная значимость». Не случайно поэтому на фоне растущей готовности граждан содействовать работе органов внутренних дел (35 %), 49,3 % опрошенных связывают эту готовность с наличием определенных обстоятельств, в числе которых и материальное поощрение работы в составе добровольных дружин за оказание помощи в изобличении преступника и т. п. И если 50,6 % респондентов одобряют идею создания общественных формирований типа добровольных народных дружин, то при этом 30,7 % опрошенных убеждены в том, что эти дружины должны работать на качественно новой — платной основе.

Вопрос материального поощрения за содействие органам охраны правопорядка сегодня в нашей стране становится актуальным и поэтому широко обсуждаемым.

Не менее значимым является вопрос об оптимальной численности добровольных общественных формирований правоохранительной направленности, позволяющей организовать и проводить эффективную работу.

Вполне естественно, что формироваться добровольные народные дружины, другие общественные организации подобного типа должны по принципу необходимой и разумной достаточности, т. к. всегда присутствует желание придать этому процессу массовый, масштабный характер. Каждое общественное формирование в зависимости от его разновидности может иметь свою численность, которая определится практикой. Но уже сегодня имеющийся в органах внутренних дел опыт свидетельствует, что для организации эффективной работы, например, участкового уполномоченного милиции актив его помощников должен насчитывать от 10 до 25 человек.

сч

О!

О) О О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Говоря об общественных формированиях правоохранительной направленности, помимо их массовых форм, на наш взгляд, следует развивать специализированные объединения граждан, состоящих из специалистов различных отраслей народного хозяйства с тем, чтобы в той или иной мере снять противоречия между профессиональными и общественными началами в правоохранительной деятельности, которые неизбежно возникают в процессе взаимодействия органов внутренних дел с населением. Например, водители и автомастера высокой квалификации могут активнее участвовать в содействии подразделениям ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения и безаварийной эксплуатации автотранспорта и не только в качестве общественных инспекторов, но при проведении технического осмотра автомобильного парка, экспертизе дорожно-транспортных происшествий, состояния дорог и подъездных путей, подготовке и переподготовке водительского состава и т. п. Опыт работы таких специализированных дружин по линии ГИБДД имеется, например, в Екатеринбурге. Полезными для органов внутренних дел (начиная с уровня УВД и выше) могут быть группы консультантов, состоящих из высококвалифицированных специалистов различных отраслей знаний, связанных с предметом деятельности органов внутренних дел (врачи, педагоги, социологи, психологи и др.).

Наиболее уязвимым местом в настоящее время является работа по профилактике правонарушений среди подростков и молодежи в учебных заведениях и по месту жительства. Сегодня работа подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции нуждается в действенной поддержке населения.

Могут здесь оказать помощь студенческие оперативные отряды или студенческие отряды охраны общественного порядка, опыт результативной работы которых имеется в Нижнем Новгороде, Костроме, Томске и в других городах России.

Активизация общественного начала в деле обеспечения общественной безопасности не обязательно должна осуществляться только в рамках деятельности государственных органов, и в частности органов внутренних дел. Она может реализоваться через советы общественности при жилищ-но-эксплуатационных управлениях, родительские комитеты средних образовательных и специальных учебных заведе-

ний, объединения граждан, созданных на базе депутатских групп в микрорайонах.

Следует указать еще и на такую форму взаимосвязи профессиональных и ответственных начал в деятельности органов внутренних дел, как усиление общественного контроля за их работой. От 29,3 % до 25,9 % опрошенных нами в ходе социологических исследований граждан видят в установлении такого контроля действенное средство воздействия на укрепление общественного порядка и усиление борьбы с преступностью.

Одним из действенных направлений повышения эффективности взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества, а также фактором результативности работы самих органов внутренних дел, как свидетельствует мировой опыт, является использование опыта и знаний ветеранов правоохранительных органов.

Сегодня не везде их потенциал используется в полной мере. Этому направлению работы не уделяется постоянного внимания, хотя практически во всех подразделениях остро стоит проблема подготовки молодых кадров. Учитывая примеры положительных результатов участия милиционеров-пенсионеров в обучении и становлении молодых специалистов, целесообразно поддерживать как возмездное, так и безвозмездное участие ветеранов в обучении и воспитании начинающих сотрудников.

Необходимо выстраивать взаимодействие органов внутренних дел с профсоюзами и политическими партиями. Несмотря на то что по закону органы внутренних дел деполитизированы и де-партизированы, а партийный политический спектр в стране еще до конца не определен, тем не менее, уже состоявшиеся и имеющие авторитет и влияние такие политические партии, как «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР могут через свои организации на местах, через молодежные организации, рядовых активных членов наладить взаимодействие с органами внутренних дел по обеспечению общественной безопасности. Это взаимодействие может включать в себя: законодательную инициативу фракций этих партий в Государственной думе; организационно-правовое обеспечение деятельности общественных формирований правоохранительной направленности; моральную, информационную и финансовую поддержку этих формирований; ра-

боту по формированию в обществе политико-правовой культуры, преодолению социальных девиаций, работу с «трудными» подростками, ветеранами, с гражданами по месту жительства, организацию досуга молодежи. Политическая и идео-

логическая работа партий в ходе выборов должна быть направлена не на завоевание голосов сотрудников органов внутренних дел, а на свой электорат с целью формирования в обществе активного неприятия преступности и противодействия ей.

Литература и примечания

1. Безопасность человека сегодня: доклад Комиссии по безопасности человека ООН / пер. с англ. — Нью-Йорк, 2003. С. 11-13.

2. Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп.). Ст. 503.

3. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1995. № 33. Ст. 3349.

4. Например, Закон города Москвы от 28.03.2001 г. № 9 «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка». [Электронный ресурс]: // duma.mos.ru/cgi-bin/prt_txt?vid=1&viddoc=1&unom = 938.

5. Закон Республики Башкортостан от 28.07.1997 г. № 114-з «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан» (с изм. и доп.) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. — 1998. № 7 (73). Ст. 412.

6. Постановление Кабинета министров РБ от 07.07.1998 г. № 142 «Об утверждении нормативных актов, регламентирующих деятельность общественных органов правоохранительного характера в Республике Башкортостан» (вместе с «Положением о социально-профилактическом центре по месту жительства граждан», «Положением о рабочих отрядах содействия милиции в Республике Башкортостан», «Типовым положением о совете профилактики трудового коллектива») // Ведомости Государственного собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. 1998. № 17(83). Ст. 1157.

7. Федеральный закон РФ «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка» (проект) // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 808.

8. Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (с изм.и доп.) // Российские вести. 1997. 25 декабря.

9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Уфа: Вилли Окслер, 2006; Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». — Уфа: Вилли Окслер, 2006.

10. Например: Закон Республики Башкортостан от 07.04.1997 г. «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» (с изм.и доп.) // Известия Республики Башкортостан. — 1997. — 10 июня.

Некоторые аспекты криминологической

характеристики легализации преступных

доходов

Зимин О.В.,* Быстрова Ю. В. **

The article demonstrates the criminological characterization of monetary fund's washing off or another property gained through the illegal way including first of all the estimation of quality and quantity indices.

Криминологическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, включает в себя, прежде всего, оценку количественных и качественных показателей. К количественным показателям отмывания преступных доходов относятся: состояние (объем, уровень), а также динамика совершения данных преступлений. К качественным параметрам следует отнести структуру этих преступлений, степень их тяжести, масштабы распространенности (территориальная распространенность) и

др. Поскольку объем данной статьи не позволяет рассмотреть все аспекты криминологической характеристики рассматриваемого вида преступлений, полагаем возможным привести краткий криминологический анализ без специального разграничения разделов текста по автономным количественным и качественным характеристикам.

По отношению к общему количеству зарегистрированных за рассматриваемый период преступлений в сфере экономической деятельности доля зарегистрированных фактов отмывания преступных

Кандидат юридических наук. Кандидат юридических наук.

см

OI

О) О О СМ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.