Научная статья на тему 'Предпосылки и некоторые формы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью'

Предпосылки и некоторые формы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронкова Н. В.

В статье рассматриваются формирующиеся в современном российском обществе предпосылки возрождения и перехода в новое качественное состояние процесса взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества. На основе материальных источников, материалов социологических исследований анализируются некоторые формы взаимодействия органов внутренних дел и общественности, дается описание зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и некоторые формы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью»

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯё

УДК 34(091)

ББК В75

ПРЕДПОСЫЛКИ И НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Воронкова Н.В.

В статье рассматриваются формирующиеся в современном российском обществе предпосылки возрождения и перехода в новое качественное состояние процесса взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества. На основе материальных источников, материалов социологических исследований анализируются некоторые формы взаимодействия органов внутренних дел и общественности, дается описание

зарубежного опыта.

В настоящее время в связи с формированием в России гражданского общества назрела необходимость привлечения к делу борьбы с преступностью и охране общественного порядка не только различных государственных структур, но и всех слоев населения, общественных организаций на основе создания специальных форм самоуправляемых общественных объединений.

Постановка этой задачи не случайна, т.к. сама деятельность органов внутренних дел объективно строится в соответствии с принципом тесного взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами. Кроме того, в современных условиях наметился ряд новых предпосылок, направлений и форм сотрудничества органов внутренних дел с общественностью.

В то же время практика 90-х годов прошлого века свидетельствовала о сужении социальной опоры органов внутренних дел в деле борьбы с преступностью и охраны правопорядка. В эти годы сложилась ситуация, когда правоохранительные органы по существу оставались один на один в борьбе с монстром, имя которому преступность.

Издержки в осуществлении политики реформ начала 90-х гг. прошлого века привели к разрушению существовавшей в советский период отечественной истории системы общественных связей органов внутренних дел. Эта система и тогда не была лишена недостатков, отличаясь громоздкостью и формализмом. Но тем не менее система была и она работала. Так, например, добровольные народные дружины насчитывали в 1987 году в своих рядах 14 миллионов человек, функционировало более 50 тысяч общественных пунктов охраны правопорядка [1], была создана целая масса советов профилактики, товарищеских судов, комиссий по борьбе с пьянством, содействия семье и школе, общественных советов при инспекциях по делам несовершеннолетних, действующих на обществен-

ных началах домовых, дворовых, уличных комитетов, внештатных сотрудников милиции.

За работу этих общественных формирований отвечали руководители предприятий и учреждений, местных органов исполнительной власти, органов внутренних дел.

Весь этот арсенал общественных помощников милиции в той или иной степени позволял получать какие-то результаты в сфере профилактики преступлений, обеспечивая опережающее влияние ОВД на социальную среду их функционирования, и в сфере охраны общественного порядка на улицах и общественных местах.

Порожденный новыми социально-

экономическими и политическими реалиями «обвальный» в начале 90-х годов рост преступности поставил органы внутренних дел в крайне сложные условия.

Растущая и организующаяся преступность активно входила в новые рыночные отношения, устанавливая для них свои правила игры, т. к. органы государственной власти и управления в новых условиях оказались не способными осуществлять эффективное регулирование новыми социальноэкономическими процессами. Поэтому для защиты своих интересов, прежде всего коммерческие структуры, не имея уже возможности использовать развалившиеся общественные формирования правоохранительной направленности, начали создавать собственные охранные структуры. Появились частные детективные агентства, на работу в которые пришли бывшие высококвалифицированные сотрудники правоохранительных органов, но

оказалось там и много случайных, нередко связанных с преступным миром людей, что усугубило и без того сложную криминогенную обстановку.

Получилось, что призванные помогать органам внутренних дел подобные формирования в начале 90-х гг. нередко становились для них источником дополнительных проблем.

120

Вновь образованные частные детективные и охранные агентства не решили в полном объеме возложенные на них задачи и помочь правоохранительным органам оказались не в состоянии. Более того, они отвлекли на себя значительные профессиональные силы органов внутренних дел, часть из которых, прельстясь высокими заработками, ушла из рядов ОВД.

Тем не менее, в обществе к концу 90-х годов в связи со стабилизацией криминогенной обстановки и формированием институтов гражданского общества начали складываться объективные предпосылки для привлечения общественности к делу оказания помощи ОВД в борьбе с преступностью.

Так в числе факторов, способствующих, по мнению опрошенных нами уфимцев, укреплению правопорядка, 45,2% респондентов в 2002 году, 31,9% - в 2004 году и 12,7% - в 2005 году назвали необходимость широкого привлечения общественности к делу борьбы с преступностью и охране правопорядка.

Кроме того, сегодня в обществе заметна готовность самих граждан помогать органам внутренних дел, в укреплении правопорядка (28,9%

- в 2002 г., 24,8% - в 2004 г. и 12,7% - в 2005 г.). Соответственно 49,4% - в 2002 г., 41,2% - в 2004 г. и 22,6% - в 2005 г. опрошенных ответили, что готовы оказать помощь, но в определенных условиях.

Наряду с этим и сами органы внутренних дел пришли к глубокому убеждению в необходимости установления тесного контакта с общественностью. Так, из девяти факторов, которые, по мнению сотрудников ОВД, могут оказать воздействие на укрепление общественного порядка и усиление борьбы с преступностью, привлечение общественности к этому делу как в 2004 г., так и в 2005 г. занимает устойчивое третье место (соответственно

- 35,2% и 31,6%), уступая усилению уголовного наказания и повышению материального благосостояния населения.

Но сами сотрудники правоохранительных органов, видя крайнюю необходимость участия граждан в общенациональном деле борьбы с преступностью, не всегда имеют перед собой четких ориентиров этой работы.

Постановка вопроса о налаживании взаимодействия с общественностью актуализирует проблему соотношения и взаимосвязи профессиональных и общественных начал в деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

Специфика здесь проявляется в том, что работа сотрудников ОВД организуется и осуществляется на основе единоначалия и дисцип-

лины, устанавливаемых применительно к воинским; действующее законодательство определяет при этом особый порядок прохождения службы, предусматривает специальный перечень обязанностей, правоограничений, прав и льгот, а также устанавливает повышенную ответственность лиц рядового и начальствующего состава по выполнению ими своего служебного долга [2]. А для этого требуется особый профессионализм.

В качестве внедрения профессиональных начал в общественные формы деятельности можно рассматривать воссоздание на новом качественном уровне некогда неплохо себя зарекомендовавших в деле охраны общественного порядка и борьбы с пьянством, хулиганством и различными формами уличной преступности, общественных формирований типа добровольных народных дружин. К этому в последние годы уже имеются вполне определенные предпосылки и опыт подобной работы. Так, например, в Москве более 6 тысяч добровольцев несут патрульную службу на столичных улицах. Соответствующее постановление «О Московской городской дружине» мэрией города было принято в марте 1993 года. В результате достаточно плодотворно функционируют дружины на таких предприятиях, как «ЗИЛ» и «Серп и молот» [3]. Народные дружины созданы и функционируют в ряде городов Башкортостана, например в Баймаке и Туймазах.

В сентябре 1993 года Государственное собрание Республики Башкортостан приняло закон о возобновлении деятельности общественных формирований граждан, объединяющих их для помощи милиции по месту жительства. Необходимость этой работы еще раз была подчеркнута в Указе Президента РБ в феврале 1997 года [4].

В то же время практика прошлых лет предостерегает: добровольные народные дружины - не панацея, в противном случае возникает ситуация, отраженная И. А. Крыловым: «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги точать пирожник!» Достаточно вспомнить, чем закончилась идея создания РОСМ (рабочих отрядов содействия милиции).

Несмотря на определенные подвижки в законодательном обеспечении взаимодействия общественности с органами внутренних дел, работа в этом направлении должна продолжаться. И здесь вполне определенную положительную роль может сыграть опыт других стран, где взаимодействию населения с полицией в деле охраны правопорядка уделяется большое внимание. Так, например, в структуре полицейских органов Австралии в 1986 году были сформированы подразделения, осущест-

вляющие непосредственную связь с общественностью по месту жительства. Их деятельность, в частности, состоит в организации участия населения в охране общественного порядка, организации досуга молодежи, проведения правовой пропаганды. Причем сотрудники, работающие с населением по месту жительства, на базе общественных формирований, учебных заведений проходят специальное обучение на курсах при полицейской академии.

В Новой Зеландии и в Великобритании подобная работа ведется с 1973 года и включает в себя: привлечение жителей к наблюдению за правопорядком в районах проживания, обучение их мерам обеспечения личной безопасности и сохранности имущества, получение от граждан различной информации, касающейся компетенции полиции [5]. А в США общественные формирования наподобие наших народных дружин создаются главным образом из ветеранов, отставников полиции, специалистов сыскного дела, т.е. из профессионалов. Поэтому-то «дружинникам» из Филадельфии, входящим в «Братство Видока» вполне по плечу их девиз: «Нет нераскрываемых преступлений, есть лишь ещё не раскрытые»[6].

Участие граждан в работе органов внутренних дел специфично в том отношении, что оно в подавляющем большинстве случаев ранее и теперь не связано с выполнением ими сугубо профессиональных функций и осуществляется на общественных началах.

При таком положении дел прежде чем расширять участие о создании общественных формирований в содействии органам внутренних дел, необходимо переломить сохраняющееся в общественном сознании представление о том, что забота о безопасности общества и каждого его гражданина целиком и полностью должна ложиться на плечи правоохранительных органов, напротив, она есть предмет самых непосредственных усилий всего общества, каждого правопослушного гражданина. И здесь большую роль призваны сыграть средства массовой информации. Именно с их подачи в общественном сознании вместо реального сформировался «информационный образ преступности», свидетельствующий о том, что

представления у населения о состоянии преступности порождены не самим этим явлением, а главным образом сведениями о нем.

Поэтому, говоря об общественных формированиях типа добровольных народных дружин, на первых порах можно начать с создания специализированных объединений граждан, состоящих из

специалистов различных отраслей народного хозяйства с тем, чтобы в той или иной мере снять противоречия между профессиональными и общественными началами в деятельности органов внутренних дел. Например, водители и автомастера высокой квалификации могут участвовать в содействии подразделениям ДПС - ГАИ по обеспечению безопасности дорожного движения и безаварийной эксплуатации автотранспорта и не только в качестве общественных инспекторов, но при проведении технического осмотра автомобильного парка, экспертизе дорожно-транспортных происшествий, состояния дорог и подъездных путей, подготовке и переподготовке водительского состава и т. п. Специалисты строительных профессий могут помочь подразделениям государственной противопожарной службы.

Наиболее уязвимым местом в настоящее время является работа по профилактике правонарушений среди подростков и молодежи, в учебных заведениях и по месту жительства. Сегодня работа подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных инспекторов милиции нуждается в серьезном совершенствовании.

Социологические исследования, проводимые во второй половине 90-х годов показывали, что от 60,6 % до 71,2 % жителей городов не знали своего участкового инспектора милиции; от 54,3 % до 70,3 % опрошенных отмечали, что в коллективах, где они работают, сотрудники милиции не бывают, с населением не встречаются, о своих проблемах не рассказывают. Некогда популярный лозунг, отражающий объективную закономерность: «Сила

милиции - в связи с народом» во многом из-за самой милиции практически перестал действовать.

Заметную роль в преодолении разрыва между населением и участковыми уполномоченными инспекторами милиции в последние два года сыграли проведенные МВД Республики Башкортостан и УВД г. Уфы две специальные акции. Во-первых, это публикации в номерах газеты «Уфимские ведомости» подробной информации об участковых уполномоченных и об обслуживаемых ими участках. А, во-вторых, это проведенная осенью (с 3 октября 2005 г.) акция «Здравствуйте, я Ваш участковый уполномоченный милиции», которая отразилась в том, что теперь уже 68,1 % опрошенных горожан знают своего участкового, а 73,5 % знали, что подобные акции проводятся.

Активизация общественного начала в деле борьбы с преступлениями и правонарушениями может реализоваться через советы общественности при жилищно-эксплуатационных управлениях, ро-

дительские комитеты средних образовательных и специальных учебных заведений, объединения граждан, созданных на базе депутатских групп в микрорайонах.

Следует указать еще и на такую одну форму взаимосвязи профессиональных и ответственных начал в деятельности органов внутренних дел, как усиление общественного контроля за их работой. От 29,3 % до 25,9 % опрошенных нами в ходе социологических исследований граждан видят в установлении такого контроля действенное средство воздействия на укрепление общественного порядка и усиление борьбы с преступностью.

Внедрение профессиональных начал в общественные формы деятельности по борьбе с преступностью и правонарушениями, а также их профилактики может осуществляться через создание на базе органов внутренних дел (начиная с уровня УВД и выше) групп консультантов, состоящих из высококвалифицированных специалистов различных отраслей знаний, связанных с предметом деятельности органов внутренних дел (врачи, педагоги, социологи, психологи и др.). Такие группы консультантов могут функционировать постоянно, или создаваться временно для решения какой-либо возникшей злободневной проблемы, составления прогнозов социально-экономической и криминогенной ситуаций, подготовки и экспертизы предложений, идущих от органов внутренних дел к органам государственной власти и местного самоуправления, для проведения социологических мониторингов. Есть необходимость привлекать к работе в составе таких групп депутатов различного уровня. Думается, целесообразнее формировать группы консультантов (научно-консультативные советы) при штабах управлений и республиканских МВД, причем инициатива о составе этих групп и советов должна исходить от органов внутренних дел и определяться потребностями их деятельности.

Особенно тесный контакт необходим сегодня с научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями не только системы МВД, но и гражданского профиля. Многочисленные научные разработки этих коллективов могут послужить хорошей основой для аналитической работы в штабах ОВД.

Действенным рычагом повышения эффективности работы органов внутренних дел в борьбе с преступностью и профилактики правонарушений, средством, обеспечивающим их тесное взаимодействие с общественностью, выступает, как уже отмечалось, связь со средствами массовой информации. Следует подчеркнуть, что последние годы

отличаются заметным улучшением работы в этом направлении. Органы внутренних дел сами сделали важный шаг навстречу гласности, стали более открытыми для общественного глаза те стороны их работы, которые если и находили раньше свое отражение в открытой печати или в передачах по телевидению, то это отражение сводилось лишь к общим рассуждениям, отрывочным цифрам и примерам.

Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации реализуется по целому ряду направлений и включает в себя различные формы. Важным направлением

взаимодействия ОВД со средствами массовой информации является профилактика правонарушений и преступлений, включающая в себя следующие формы работы: повышение степени осведомленности населения о конкретных способах предупреждения тех или иных видов преступлений; осведомление граждан о действиях в случае реальной опасности стать жертвой преступления; поощрение общественной активности граждан в сфере охраны правопорядка. На наш взгляд, особенно важно направление, предполагающее активную виктимологическую пропаганду, что крайне необходимо сегодня.

Международные исследования проблем вик-тимологии говорят о том, что в 50 % всех преступлений жертва играет активную роль, провоцируя преступное посягательство и часто усиливая тяжесть его последствий.

Достаточно большой опыт профилактики и предупреждения преступлений с использованием средств массовой информации накоплен органами внутренних дел зарубежных государств. С этой целью используются специальные тематические публикации в печати и передачи по радио и телевидению, а также постоянные обращения к гражданам с соответствующими предупреждениями в виде рекламы. Так, например, британское телевидение ежедневно показывает короткую рекламу, призывающую граждан сообщать в полицию о подозрительных событиях, происходящих на улицах, возле их домов; давать информацию о готовящихся или уже совершенных преступлениях. Эта работа является частью совместной программы «Остановить преступление», принятой на государственном уровне и специально закрепляющей деловое сотрудничество полиции и средств массовой информации. С помощью таких передач, как утверждают английские полицейские, им удается ежегодно раскрывать и предотвращать в среднем 15 % преступлений [7].

В нашей стране подобная работа тоже проводится. В качестве примеров можно назвать постоянные рубрики: «Уголок О. Бендера» и «Домашний адвокат» в еженедельнике «Аргументы и факты», подобные публикации в местных изданиях, тематическую передачу «Школа выживания», транслируемую по российскому телевидению. Целый ряд материалов виктимологической направленности содержат в себе такие постоянные телепередачи как «Чрезвычайное происшествие», «Тема», «Человек и закон», «Час пик», «Дорожный патруль», «Катастрофы недели» и другие.

Тем не менее, высокий уровень преступлений, совершаемых против личности и имущества граждан, свидетельствует о необходимости активизации этой работы, о проведении ее по месту работы, учебы и жительства граждан. Требуется наполнить виктимологической направленностью содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», преподаваемого в средних

общеобразовательных школах, снабдить прилавки книжных магазинов специальными изданиями, адресованными различным категориям населения, особенно детям, подросткам, женщинам и людям пожилого возраста. Примером подобного издания может служить учебное пособие для учащихся 5-11 классов «Человек в чрезвычайных ситуациях», отразившее в себе правила поведения в различных, в том числе и криминальных ситуациях, в которых может оказаться человек [8].

Не менее важным направлением взаимодействия органов внутренних дел со средствами

массовой информации является формирование собственного престижа и повышения своего авторитета. Здесь используются такие формы, как предоставление журналистам информации о деятельности ОВД (на использование этой формы указали 22,0 % сотрудников ОВД в среднем по России и 16,0 % по Башкортостану); своевременная передача в средства массовой информации сообщений о преступлениях и чрезвычайных происшествиях для предотвращения паники, страха, ложных слухов (соответственно 27,0 % по России и 28,0 % по Башкортостану); проведение правовой пропаганды (соответственно 26,5 % и 18,0 %).

Следует отметить заметный рост активности сотрудников ОВД, особенно руководящего состава в деле взаимодействия со средствами массовой информации. В материалах, представляемых ими стало больше конструктивной критики, подробного анализа сложившейся криминогенной обстановки, а также тех неудач и проблем, которые имеются в работе правоохранительных органов.

Вместе тем, хотя и наблюдается тенденция роста информированности населения по правовым вопросам в целом уровень информированности можно оценить лишь как средний, что говорит о необходимости активно повышать уровень правовой, в том числе виктимологической, грамотности населения, существенно улучшить информационное сопровождение взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, шире привлекать население к охране общественного порядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Советская милиция: история и современность (1917 - 1987). М.: «Политиздат», 1987. С. 312, 316.

2. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. М.: Изд-во МВД РФ, 2002. Ст. 70.

3. Зотов О. В дружину дружными рядами // Труд. 1996. 15 марта.

4. Об утверждении плана дополнительных мероприятий по реализации Программы борьбы с

преступностью в Республике Башкортостан: Указ Президента РБ от 12 февраля 1997 года // Советская

Башкирия. 1997. 13 февраля.

5. Australian Polise Journal. 1986. 40. № 2. P. 54 - 62, 111 - 116.

6. Сиснев В. «Дружинники» из Филадельфии // Труд. 1997. 17 января.

7. Guardian. 1991. June. 27. P. 6.

8. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. Челябинск, 1996.

Поступила в редакцию 13.06.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.