17. Frumina, E. Internationalisation of Russian Higher Education: the English Language Dimension / E. Frumina, R. West. - M.: British Council, 2012. - 83 p.
18. Hu, G. English medium instruction at a Chinese university: Rhetoric and reality / G. Hu, L, Li, J. Lei // Language Policy - 2014, - № 13. - P. 21-40,
19. ICEF Monitor 2015 [Electronic resource]: official cite. - URL: http://monitor.icef.com/2015/l1/the-state-of-international-student-mobility-in-2015/ (accessed; 23.08.2018).
20. Nonaka, Ch. Higher Education Reforms in Japan [Electronic resource] / Ch. Nonaka, S. Phillips // Comparative & Internationa! Education. - 2017. - N° 9. - URL : https://staticl.squarespace.com/static/ 59de4748713la5734282c4b7/t/5b86e983lae6c fl 50f8634b9/1 535568260095/Nonaka + and + Phi!lips+Spring+2017.pdf (accessed: 13.09.2018}
21. Phillipson,R. Linguistic imperialism and linguicism / R. PhiMipson // Linguistic imperialism. - Oxford : Oxford University Press, 1992. - P. 50-57.
22. Rose, H. Japan's English medium instruction initiatives and the globalization of higher education [Electronic resource] / H. Rose, j. McKinley. URL:
https://link.springer.com/article/l0.1007/s10734-017-0125-1 (accessed: 13.09.2018).
23. Russian English: History, Functions,and Features / ed. Zoya G. Proshina, Anna A. Eddy. - Cambridge : Cambridge University Press, 2016. - 309 p.
24. Study in Russia [Electronic resource]: official cite.
- URL: https://studyinrussia.ru/en/study-in-russia/ study in-english/(accessed: 10.12.2018],
25. Study in Russia [Electronic resource]: official cite.
- URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/skolko-inostrannykh studentov v rossii/ (accessed: 10.12.2018).
26. The 'Global 30' Project and Japanese higher education reform: an example ofa 'closing in' or an 'opening up'? [Electronic resource]/C. Burgess, [etc.].
- URL : https://www.tandfonline.com/doi/abs/ 10.1080/1476/724.2010.537931 (accessed: 13.09.2018).
27. University Mobility in Asia and the Pacific -UMAP) [UMAP [Electronic resource] : official cite. -URL: http://umap.org/(accessed: 13.12.2018).
28. What is CAMPUS Asia? [Electronic resource]. -URL: http://www.grips.ac.jp/campusasia/en/about/ (accessed: 13.12.2018).
OJ
о
OJ
h-* Q_
<
со со
WA IS TO fMPRO VE THE EDUCA TiONA L A ND TRAI MING PROCESS OF A THLETES- VETERA NS OF THE GROUP "HEAL TH" tN HANDBALL
Martimsova Tafyana A/eksandrovna, DSc ofPedagogical science. Associate Professor Evsyukova Klaга Mikhaibvna, Associate Professor Sidorova Natalia fUnichna, Associate Professor
Department of Physical Culture and Valeology, Siberian State University named after Ml. Reshetnev, Krasnoyarsk
Research objective; identify ways to improve the training process of athletes-veterans of the group "Health" in handball; determine the place of psychological training and its component - mental training in the training process of athletes-veterans of the group "Health" in handball; experimental testing of the dynamics of technical and tactical readiness of athletes, indicating the effectiveness of determining ways to improve the process understudy
Keywords; educational and training process; sports veterans; sports activities; psychological training; mental training.
D0I 10.24923/2222-243X.2021-38.59
УДК 796.09.016 ВАК РФ 13.00.04
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ-ВЕТЕРАНОВ ГРУППЫ "ЗДОРОВЬЕ" ПО ГАНДБОЛУ
Цель исследования; найти пути совершенствования учебно-тренировочного процесса спортсменов-ветеранов группы "Здоровье"по гандболу; определить место психологической подготовки и ее составляющей - мыслительной трени ровки в учебно-тренировочном процессе спортсменов-ветеранов группы "Здоровье " по гандболу; экспериментальным путем проверить динамику технико-тактической подготовленности спортсменов, свидетельствующей об эффективности определения путей совершенствования исследуемого процесса.
Ключевые слова;учебно-тренировочный процесс; ветераны спорта; спортивная деятельность; психологическая подготовка; мыслительная тренировка.
ФМартиросова ТА., J021 Ф Еваокова K.M., 2021 0 Сидорова Н И, 2021
S
287
Учебно-тренировочный процесс - это педагогический процесс, многократно, систематически повторяющихся физических упражнений с постепенно возрастающей физической нагрузкой, вызывающей положительные функциональные изменения в организме спортсмена. Учебно-тренировочный процесс спортсменов-ветеранов группы "Здоровье" по гандболу строят особым образом. Вете-
ЪС >
<
ш
s
о ш
<
С1 ш
МАРТИРОСОВА Татьяна Александровна, доктор педагогических наук доцент, процессор кафедры
ЕВСЮКОВА Клара Михайловна, доцент
СИДОРОВА Наталья Ильинична, доцент
кафедра Физической культуры и валеологии, Сибирский государственный университет им. М.Ф. Геше гнева, Красноярск
раны спорта - это категория спортсменов, которая находится уже & зрелом возрасте. К учебно-тренировочному процессу спортсменов-ветеранов необходим индивидуальный, постепенный, систематический подходы, с соблюдением цикличности и очередности воздействия активной работы с отдыхом, новизной и разнообразием в подборе и применении физических упражнений. Индивидуальный подход к учебно-тренировочному процессу позволяет учитывать возраст, пол и профессию занимающихся, его двигательный опыт, характер и степень физической подготовленности, а также его функциональные возможности. Последовательный подход составляет основу методологии в спорте. Постепенность и последовательность тренировочных нагрузок - это основные параметры увеличения физической активности занимающихся в спортивной деятельности. Систематическое использование средств и методов спортивной подготовки обеспечивает оптимальное воздействие на каждого игрока, позволяет улучшить его функциональное состояние (2; 4], В основе учебно-тренировочного процесса спортсменов-ветеранов группы "Здоровье" по гандболу лежит несколько видов подготовки: техническая, тактическая, общая физическая, специальная и психологическая. Остановимся подробно на психологической подготовке спортсменов, которая относительно недавно стала частью учебно-тренировочного процесса спортсменов, особенно ветеранов спорта. Не все тренеры по видам спорта владеют методами, средствами психологической подготовки, не все знают, как психологически подготовить спортсменов к тем или иным состязаниям.
В нашей статье мы совершенствуем учебно-тренировочный процесс по гандболу, включаем в его содержание психологическую подготовку спортсменов-ветеранов группы "Здоровье".
Исследования ученых показали, что с возрастом человек, в том числе и спортсмен, становится менее устойчивым к внешним раздражителям. Прожитые годы не позволяют с легкостью справляться с предстартовым стрессом и показывать высокие результаты не только на соревнованиях, но и, порой, на тренировках, и это несмотря на то, что, если спортсмен обладает качественной и стабильной техникой у него значительно повышается чувство уверенности в своих силах и соревновательных возможностях. Эмоциональное давление многих лет в профессиональном спорте не всегда позволяет сохранять оптимальное функциональное состояние. Оно снижает чувство уверенности спортсмена как одного из значимых качеств, определяющих успех и в спорте, и в жизни [1; 3]. Следовательно, целенаправленная, научно обоснованная психологическая подготовка ветеранов спорта по эффективному использованию резервов психики как свойства и функции мозга, субъективно отражающая объективную действительность в идеальных образах, должна быть составной частью учебно-тренировочного процесса в группах "Здоровье". Опираясь на функции психики, к которым ученые относят отражение воздействий окружающего мира, регуляции поведения и деятельности, осознании человеком своего места в окружающем мире, в учебно-тренировочном процессе спортсменов, мы акцентируем внимание на мыслительной тренировке в нем [7; 8).
В спортивной психологии мыслительнуютренировку необходимо строить с использованием следующих методов: метод мысленных повторений, ментальной и идеомоторной тренировок. Значит, мыслительная тренировка охватывает довольно большой круг различных психорегулирующих воздействий. К ним мы относим формирование образа в широком смысле этого слова за счет умствен-
ной и моторной составляющих. Спортсмены в своей деятельности мыслят не словами, а образами, поэтому тренировка на словесном уровне уступает образной. В спортивной деятельности спортсменов-ветеранов мыслительная тренировка представляет правильное определение действий и движений, которые спортсмен совершал в прошлом, а может быть собирается только сделать это [4; 5;6]. Особенно это проявляется в игровых видах спорта, в том числе и гандболе. Если гандболист, при быстроте движений и реакций игры начнет происходящее объяснять себе словами, он не успеет отреагировать на постоянно быстроменяющиеся обстоятельства. Мыслительная тренировка образами дает возможность мгновенно представить требуемое положение тела в каждый момент времени в быстротекущей игре. Мыслительная тренировка эффективна за счет многократного визуального воспроизведения одной и той же ситуации. При совершенствовании навыка образного восприятия спортсмен может воспроизвести всю ситуацию целиком и сразу, а уже, исходя из ее развития, вычленить наиболее значимые образы. Если спортсмен не затрачивает времени на информацию, которая требует детализации, то это называется мыслительной тренировкой. Ее строят на основе специально разработанной технике. Она является основной психологической подготовкой спортсменов к соревнованиям и к учебно-тренировочному процессу. В специально разработанную технику мыслительной тренировки включают упражнения на представление спортсменами различных образов, вызывающих разные эмоции - радости, страха, ожидания чего-то и др. Это те эмоции, которые возникают в ответ на происходящие здесь и сейчас реальные события. Такие эмоциональные переживания приводят к изменениям в физиологических показателях, в том числе, и в частоте сердечных сокращений, или тонусе мышц. Подобные переживания сильны по своей природе, поэтому они способны как поднять спортсмена на высоту, так и сделать из него неудачника. Их трудно включить или исключить, но, нзходясь под контролем сознания, они могут помочь спортсмену не только в соревновательном, но и в учебно-трениро-вочном процессах. При использовании мыслительной тренировки, управляя своим воображением, спортсмену необходимо представлять ситуации в позитивном ключе. Воображение имеет сложную функциональную структуру, поэтому ученые определяют его как психологическую систему. Перед тем как приступить к
исполнению определенной двигательной деятельности, спортсмен воображает, какой вид будет иметь воображаемый предмет и какой существует алгоритм двигательного действия. Воображение обладает огромной силой. Мысленно перед соревнованиями проработать игру - значит, приобрести уверенность, быть готовым к ней. Мыслительная тренировка может существенно ускорить процесс выздоровления спортсмена после травм прошлых лет, после интенсивных нагрузок в учебно-трени-ровочном процессе [2; 3; б].
Если команда перед предстоящими соревнованиями находилась в дороге, мы проводили мыслительную тренировку в пути, представляя предстоящую соревновательную деятельность. Опираясь на ошибки бывших стартов, пытались повысить эффективность предстоящей соревновательной деятельности, корректируя их, снимая тревогу, убирая отрицательные образы. Таким образом, спортсмен уже на учебно-тренировочных занятиях, или в пути на старты, заранее конструирует образ будущего результата предстоящих соревнований и их конечный итог.
Итак, совершенствование учебно-трениро-вочного процесса по гандболу спортсменов-ветеранов группы "Здоровье" происходило за счет внедрения в него психологической подготовки. Для ее эффективного проведения мы разработали следующие рекомендации.
1. Проведение психологической подготовки спортсменов-ветеранов группы "Здоровье" должно проходить не только на тренировках, но и в состоянии покоя, и в период релаксации.
2. Мыслительные движения в психологической подготовке должны воспроизводиться строго в соответствии с реальными действиями.
3. Мыслительную тренировку как основной части психологической подготовки, не следует проводить по горячим следам, то есть сразу после участия в соревнованиях.
4. В сознании спортсмена необходимо индивидуально формировать основные моменты различных ситуаций, в зависимости от ошибок технико-тактических действий.
5. Спортсмена надо научить сопоставлять свои мышечно-двигательные ощущения с мыс-леннымвоспроизведениемдействий и результатом реального их выполнения.
Эффект психологической подготовки зависит от ее предварительного планирования. Планирование психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе спортсме-
Q] О OJ
К
Q_ <
со
CÍ
S
289
нов-ветеранов группы "Здоровье" по гандболу предполагает постановку конкретных задач с уточнением последовательности и сроков их решения, выбора методов и средств, которые будут использованы на отдельных этапах спортивной деятельности с уточнением показателей, через которые будет осуществляться контроль над психологической готовностью
Таблица 2 - Динамика игровой деятельности (игровых параметров) спортсменов-ветеранов группы "Здоровье" по гандболу г, Красноярск за период с 201 б по 2019 гг.
Опытно-экспериментальное исследование учебно-тренировочного процесса спортсме-нов-ветеранов группы "Здоровье" показало, что психологическая подготовка способствует положительной динамике технико-такти-ческой подготовленности спортсменов. Втаб-лице 2 приведены результаты положительной динамики игровой деятельности (игровых па-
занимающихся. План психологической подготовки целесообразно составить на относительно длительный период, например на год.
В план психологической подготовки спортсменов-ветеранов группы "Здоровье" по гандболу мы включили два основных раздела: базовая психологическая подготовка и специальная подготовка к соревнованиям (табл. 1).
раметров) спортсменов-ветеранов группы "Здоровье" по гандболу г. Красноярск за период с 2016 по 2019 гг.
Учебно-тренировочный процесс по гандболу должен включать психологическую подготовку спортсменов-ветеранов к соревновательной деятельности. Для этого тренеры и спортсмены должны быть психологически подготовленными. Данные наших исследований позволяют утверждать, что целенаправленное и систематическое использование мысленной тренировки как основы психологической подготовки спортсменов способствует повышению техни-ко-тактической подготовленности, мастерства игроков команды, совершенствует учебно-тре-нировочный процесс ветеранов спорта.
Таблица 1 - План-схема психологической подготовки спортсменов-ветеранов группы "Здоровье" по гандболу
Разделы пси- Задачи психологической дологической подготовки подготоаки Методы, средства психологической подготовки Показатели контроля
Базовая психологическая подготовка Повышение стремления к достижению успеха Постановка перед гандболистами сравнительно трудных задач, эмоциональное поощрение их дос тижений, одобрение самостоятельных попыток достичь успехов, создание соревновательной обстановки при совершенствовании спортивных действий Тематический апперцептивный тест. Наблюдения, беседы, опрос-
Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных состояний. Овладение методом идеомо-"горной и мыслительной тренировок Вооружение спортсменов знаниями теоретических основ мыслительной тренировки. Обучение практическим приемам мысленных повторений и идеомоторной тренировки Опрос но теоретическим вопросам мыслительной тренировки. Регистрация обьективных показателей эффективности владения приемами мыслительной тренировки, выраженной в динамике технико-тактической подготовленности спортсменов
Специальная психологи ческая подготовка Анализ условий соревнований; оценка соперников; уточнение собственной подготовленности Ознакомление с положением и условиями соревнований. Уровень спортивной подготовленности спортсменов. Оценка возможностей своей команды, беседы, направленные на формирование адекватной самооценки Беседы, опрос, самоотчеты
Беронгное прогнозирование соревновательной деятельности Совершенствован ив способностей управлять собой в условиях соревнований Моделирование условий предстоя-цих соревнований, ограничение разминки, приглашение судей и зрителей на учебно-тренировочный процесс. Проведение тренировок по графику соревнований, использование мыслительной тренировки, повышение требований к качеству игровой деятельности Оценки игровой деятельности
Игровые параметры Динамика техн ико-тактической Характер и
(за матч) подготовленности команды величина
2019 2016 различия, %
Число атак 54,8-56,2 50,8-54,2 + 6
Кол-во бросков 51,8-53,0 42,1-45,3 +19,9
Число забрасываемых мячей 27,7-28,9 23,6-25,2 +16,0
Результативность нападения, % 53,1-55,7 44,5-50,2 +14,8
Успешность реализации штрафных, % 73,3-84,3 72,3-79,5 +3,7
Число потерь мяча 10,0-10,8 8,1-11,9 +4,0
Частота потерь мяча, % 18,0-20,2 18,2-19,8 +0,5
Надежность обороны, % 57,6-63,1 50,8-53,0 +14,1
Число перехватов мяча 4,2-9,2 2,4-2,8 +61,2
Литература: 5. Тхорев Ё.И. Управление соревновательной и
1. Алешин И.Н. Модель годичного цикла подготов- тренировочной деятельностью гандболистов ки гандболистов высокой квалификации : авто- высокой квалификации на основе моделирова-реф. дис... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 24 с. ни я : авгореф. дис.... док.иед. наук. - Краснодар,
2. Бахтигулова Л, Б. Психолого педагогическая ма 2000.-24 с
сгерская, как инновационная форма обучения / 6- Шусгин Б.Н. Моделирование в спорте высших
Л.Б. Бахтигулова // Научно-информационный достижений,-М.: РГАФК, 1995. - 105 с.
журнал. ■ М, :14зд-воМГУЛ. -2013. • № 5 (97).- С. 160. 7- Фомин Л.М., Буевич В.П. Методы психологичес-
3. Гогунов Е.N. Условия психологической подго- кого контроля в процессе подготовки спортсме-ТОВКИ специалистов ПО физической культуре и нов к соревнованиям // Теория и практика фи-
спорту / Е.Н. Гогунов. ■■■ №.: Физическая Культура, зической культуры. - 2007. - № 7. - С 44-46.
2004. - № 3. - С. 37-39. Эйдан П., Моран Д. Внимание, концентрация.
О
4. Зив Г., Лидор Р. Психологическая подготовка управление мыслью//Мир спорта. - 2016,-№ 1,- (у
дзюдоистов // Мир спорта. - 2015. - N® 1. - С 82. С. 59-68.
Keywords: audiovisual translation; translation analysis; analytical actions, discourse analysis; documentary films. DO! 10.24923/2222-243X.2021 -38.60
h-
Q_
< T
TEACHING AUDIOVISUAL TRANSLATORS DISCOURSE ANALYSIS OF DOCUMENTARY FILMS
CD
Morozova Ekaterina Vladimirovna, Postgraduate student, Moscow City University, Moscow CO
rH
The article discusses teaching the analysis of documentary films from the standpoint of a discursive approach. The importance of teaching the analysis of documentary films is due to the specifics of audiovisual production. A ^ documentary film is a polyosemiotic construct combined with verbal, pictorial and sound signs, which are important |— for the translator to take into account in the translation process. The discursive approach allows to teach future translators to analyze not only the work as a whole, but also to analyze the historical and socio-cultural context in which it was created.
s
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ УДК 378.091 322.7 291
ПЕРЕВОДЧИКОВ ДИСКУРСИВНОМУ АНАЛИЗУ ВАК РФ 13.00.02
ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
В ста тье рассма триеае гея обучение анализу документальных фильмов с поз и- ф Морозова £ В., 2023 ций дискурсивного подхода. Важность обучения анализу документальных фильмов обусловливается спецификой аудиовизуальной продукции. Документальный фильм представляет собой полиосемиотический конструкт, обье-диненный словесными, изобразительными и звуковыми знаками, которые важно учесть переводчику в процессе перевода. Дискурсивный подход позволяет при обучении анализу документальных фильмов учить будущих переводчиков анализировать не только произведение в целом, но также анализировать исторический и социокуль турный кон текст, в котором оно создавалось. Ключевые слова: аудиовизуальный перевод; переводческий анализ; аналитические действия;дискурсивный анализ;документальные фильмы.
Документальный фильм представляет собой не только произносимый текст, но и последовательность речевых событий, определенную нарративную структуру с особой динамикой, погружая зрителей в историю с определенным контекстом, поэтому аудиовизуальному переводчику необходимо анализировать такой фильм, как единое целое. Такой анализ возможен, если переводчик выходит за рамки собственно текста и анализирует документальный фильм с дискурсивных позиций.
Такой дискурсивный анализ позволяет рассмотреть факторы, которые могли повлиять на создание исходного текста, а также учесть ограничения, которые могут возникнуть при создании текста перевода, поэтому представляется важным включить в содержание обучения студентов дискурсивный анализ документальных фильмов.
Документальный дискурс как тип аудиовизуального дискурса. Понятия "дискурс" и "дискурсивный анализ" рассматриваются с пози-
МОРОЗОВА Екатерина Владимировна, аспирант. Московский городской педагогический университет, Москва