Научная статья на тему 'Пути совершенствования системы страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в Пензенской области'

Пути совершенствования системы страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чалова О. Н.

Без принятия специального Закона о сельскохозяйственном страховании систему агрострахования в России построить нельзя. Необходимость принятия Закона является насущной потребностью для отечественного сельского хозяйства, в развитии которого накопились вопросы, которые не регулируются действующим законодательством или регулируются общими законодательными актами, не учитывающими специфику сельскохозяйственной деятельности. Осуществление изложенных мер позволит создать систему государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечить целевое и более рациональное использование выделяемых государством финансовых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования системы страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в Пензенской области»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ

в Пензенской области

о.н. чалова,

кандидат экономических наук, доцент Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

Ежегодно сельское хозяйство Пензенской области несет убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний температуры, сильных дождей, паводков и других опасных явлений, приводящих к гибели посевов. Сельскохозяйственные производители терпят убытки в результате неблагоприятных погодных условий, не приводящих к чрезвычайным ситуациям, но значительно снижающих урожайность. Климатические стрессы 2006—2007 гг. коснулись практически всех регионов России. Тем не менее валовой сбор зерна в 2007 г. в Пензенской области составил 1 275 тыс. т, что на 109 тыс. т больше, чем в 2006 г. С учетом переходящего остатка этого достаточно, чтобы обеспечить продовольственные потребности региона и потребности животноводства в фураже. На долю страхования урожая приходится свыше 90 % всего сельскохозяйственного страхования Пензенской области. Одной из главных причин, сдерживающих страхование сельскохозяйственных культур, является отсутствие научно обоснованной методики расчета оптимального страхового тарифа.

В табл. 1 для сравнения представлены страховые тарифы и страховое покрытие при страховании урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в советский период. По регионам Приволжского федерального округа страховые тарифы на 100 руб. страховой стоимости колебались по озимым в пределах 9,5—12,1 %, по яровым — 9,5—13,6 %. По России в целом средний страховой тариф по зерновым культурам составлял 10,15 %. По Пензенской области средний риск снижения урожая в 1971—2001 гг. был сравнительно невысоким. Однако по числу лет с урожаем ниже

среднего (из 31 года) Пензенская область была на первом месте (18 лет). Средний риск снижения урожая на убыточный год и максимальный риск снижения урожая были самыми низкими по Приволжскому федеральному округу (соответственно, 22,32 и 45,57 %). Страховые тарифы по зерновым культурам были выше, чем в целом по России (на 1,6 % по озимым, на 3,05 % по яровым).

Страховой тариф на 100 руб. страховой суммы по Пензенской области также был выше общероссийского (на 3,25 % по озимым и на 5,08 % по яровым).

До настоящего времени остается актуальным вопрос учета вариации урожайности сельскохозяйственных культур при формировании страхового тарифа. Ответственность страховщика построена на принципе предельного риска, т. е. страховщик несет ответственность, если урожай будет ниже установленного уровня, и возмещает страхователю недобор этого уровня. Страховая сумма по условиям страхования исчисляется из средней урожайности за последние пять лет. И уже далее с учетом франшизы устанавливается предельный уровень ответственности страховщика (критическая урожайность). Если фактическая урожайность снижается ниже критической, то стоимость недобора возмещается.

По всем видам сельскохозяйственных культур, выращиваемых в Пензенской области, наблюдается снижение тарифных ставок для расчета субсидий (табл. 2), которые и так были в 2 раза ниже фактически залицензированных тарифов, при которых формируемые страховыми компаниями страховые резервы не обеспечивали в течение последних

Таблица 2

Таблица 1

Страховые тарифы и страховое покрытие при страховании урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в советский период

Регионы Приволжского федерального округа Средний риск снижения урожая в 19712001 гг. Число лет с урожаем ниже среднего (из 31 года) Средний риск снижения урожая на убыточный год, % Максимальный риск снижения урожая, % Страховой тариф на 100 руб. страховой стоимости, руб. Страховой тариф на 100 руб. страховой суммы, руб.

Озимые Яровые Озимые Страховое покрытие риска, % Яровые Страховое покрытие риска, %

Волгоградская обл. 18,14 16 35,15 70,91 12,1 13,2 20,17 111,17 22,00 121,28

Республика Чувашия 11,86 16 22,98 58,17 9,5 11,6 15,83 133,50 19,33 163,01

Саратовская обл. 16,29 13 38,86 72,04 12,1 13,2 20,17 123,80 22,00 135,05

Самарская обл. 13,54 17 24,70 65,65 11,6 12,6 19,33 142,79 21,00 155,10

Пензенская обл. 12,96 18 22,32 45,57 12,1 13,2 20,17 155,61 22,00 169,75

Ульяновская обл. 10,28 12 26,55 58,64 10,5 11,0 17,50 170,23 18,33 178,34

Астраханская обл. 12,45 15 25,73 53,48 10,0 10,5 16,67 133,87 17,50 140,56

Саранская обл. 11,81 14 26,15 50,42 10,0 10,0 16,67 141,12 16,67 141,12

Республика Татарстан 10,52 14 23,30 53,33 10,0 12,0 16,67 158,43 20,00 190,11

Республика Марий Эл 13,81 15 28,55 43,91 10,5 9,5 17,50 126,72 15,83 114,65

Россия в целом по всем страхуемым культурам - - - - 10,15 16,92

Ставки для расчета субсидий с государственной поддержкой при страховании урожая отдельных сельскохозяйственных культур по Пензенской области, %

Годы Сельскохозяйственные культуры

Соя Озимые зерновые Яровые зерновые и зернобобовые Кормовые Масличные Овощные Сахарная свекла Многолетние насаждения

2002-2003 - 12,1 13,2 9,9 11,0 11,0 11,0 11,0

2004-2005 7,55 6,96 7,40 - 9,77 - 9,15 -

2006 7,55 6,96 7,40 - 9,77 - 9,15 11,96

2007 7,55 6,96 7,40 11,00 9,77 11,00 9,15 11,96

Снижение ставки 0 -5,14 -5,8 + 1,1 -1,23 0 -1,85 0

лет покрытия страхового возмещения в полном объеме.

Существующие тарифные ставки не отражают природно-климатических особенностей региона и не учитывают фактических данных актуарных расчетов страховых компаний. Из-за низких тарифных ставок страховые резервы, формируемые страховыми компаниями, не обеспечивают покрытия страхового возмещения в полном объеме. Считаем необходимым на федеральном уровне восстановить ранее действующий порядок определения страховой суммы по договору страхования в размере не более 70 % страховой стоимости урожая

сельскохозяйственных культур, для определения которой надо использовать прогнозируемые рыночные цены по каждой культуре на соответствующий год.

Из всего сказанного следует, что на данном этапе развития сельскохозяйственного страхования жизненно необходимо подготовить проект по переходу на международные принципы страхования урожая сельскохозяйственных культур и разработать необходимые нормативные документы. Реализация этого проекта позволит усовершенствовать систему страхования урожая сельскохозяйственных культур и усилить государственную поддержку

сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств федерального и регионального бюджетов при уплате ими страховой премии и выплате страхового возмещения в случае наступления страховых событий, а также обеспечить им более надежную страховую защиту. Положительным моментом для сельского хозяйства области следует считать включение в данный перечень многолетних насаждений, которые занимают 22,5 тыс. га, или 0,7 %, в структуре сельскохозяйственных угодий Пензенской области и ежегодно приносят большие убытки в результате повреждения из-за неблагоприятных природно-климатических условий и болезней.

Рассмотрим эффективность производства зерна в крупных и средних сельскохозяйственных организациях Пензенской области (табл. 3). В связи с реализацией национального проекта «Развитие АПК» Министерство сельского хозяйства Пензенской области сосредоточило усилия на том, чтобы в области производилось больше высокоэнергетических кормов: кукурузы и сои. Без них нельзя обеспечить рост животноводства. В 2007 г. урожайность кукурузы на силос, зеленый корм и сенаж составила 17,7 т/га, что более чем в 2 раза превышает показатели 2001 —2002 гг. Также впервые за годы реформ было засеяно 45 тыс. га сахарной свеклой и получена рекордная урожайность — 27,0 т/га. Картофеля и овощей произведено немного меньше, чем в 2006 г.

2007 г. прошел в трудных гидрометеорологических условиях, ставших причиной гибели озимых зерновых культур и многолетних плодовых насаждений (сильные морозы, отсутствие снежного покрова — вымерзание зимой), яровых зерновых культур (недостаток осадков в мае и июне — пересыхание почвы, обильные осадки — неблагоприятные условия уборки). Площадь посева озимых зерновых культур под урожай 2007 г. составляла 320 тыс. га. Из-за неблагоприятных условий зимы 2006—2007 гг. озимые погибли на площади более 40 тыс. га, или на 12,9 % посеянных площадей. В 2007 г. в Пензен-

ской области были пересеяны яровыми культурами 36,7 тыс. га, или 89,5 %, погибших посевов озимых зерновых культур, что позволило сократить недобор зерна в регионе. Площадь погибших посевов зерновых, с которых не была получена продукция, составила 4,3 тыс. га. Недобор зерна с непересеян-ных площадей составил 6,45 тыс. т.

Следующей составляющей потерь зерна является недобор урожая в связи с вынужденной заменой озимых культур яровыми. Так, недобор урожая с пересеянных площадей по Пензенской области составляет в 2007 г. 5,9 тыс. т.

Таким образом, общие потери зерна в результате аномальных гидрометеорологических условий зимы 2006—2007 гг. по Пензенской области составили 12,35 тыс. т на сумму 32,2 млн руб.

С учетом затрат на посев погибших озимых итоговая сумма ущерба от зимней гибели зерновых культур составила 50,5 млн руб. В результате аномальных колебаний температуры воздуха зимой 2007 г. произошла гибель многолетних плодовых насаждений на площади 322 га. Прямые потери сельскохозяйственных производителей от гибели плодовых насаждений составили 13,8 млн руб. Сложные агрометеорологические условия (табл. 4) уборки послужили причиной гибели посевов яровых зерновых и зернобобовых культур. Мы брали в расчет только колебания суточных температур, а ведь на урожайность культур оказывают влияние и другие критерии опасных для сельскохозяйственного производства гидрометеорологических явлений. Согласно действующему законодательству страховыми случаями считаются только те опасные для сельскохозяйственного производства гидрометеорологические явления, перечисленные в пункте 3 «б» Приказа Минсельхоза России от 22.03.2006 № 83, в результате которых произошел недобор или гибель урожая. На 01.11.2007 по данным Министерства сельского хозяйства Пензенской области, погибло около 12 % посевов яровых зерновых, что составило экономический ущерб на сумму свыше

Таблица 3

Эффективность производства зерна в крупных и средних сельскохозяйственных организациях Пензенской области

Показатель Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Урожайность, т с 1 га 1,38 1,48 1,37 1,34 1,35 1,50

Полная себестоимость 1 т, руб. 1120 1110 1510 1920 2040 2200

Цена реализации 1 т, руб. 1670 1210 1970 2650 2170 2610

Прибыль в расчете на 1 т, руб. 630 70 950 290 170 380

Возможная прибыль на 1 га, руб. 869,4 103,6 1301,5 388,6 229,5 570,0

Реализовано в расчете на 1 га посева, т 0,79 0,85 0,79 0,78 0,77 0,89

Товарность, % 57,2 57,4 57,7 58,2 57,0 59,3

Таблица 4

Максимальная суточная температура по данным метеостанции г. Пензы

Дни 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Июнь Июль Август Июнь Июль Август Июнь Июль Август

1 29 21 32 23 15 18 29 23 32

2 12 23 32 24 18 21 12 22 31

3 17 24 28 29 23 22 17 23 34

4 16 24 27 25 19 28 16 22 33

5 22 21 28 24 24 32 22 21 32

6 24 16 28 22 24 34 20 24 33

7 24 23 27 21 24 26 20 23 30

8 23 23 27 22 25 21 23 22 29

9 23 22 29 15 27 23 23 21 29

10 24 22 25 19 29 22 24 20 28

11 27 20 24 20 29 24 20 21 28

12 23 22 21 21 31 26 23 23 23

13 16 25 25 25 28 29 16 24 24

14 18 26 25 20 25 31 18 25 23

15 20 26 22 23 28 32 20 31 22

16 24 28 25 21 30 28 24 32 21

17 26 22 26 21 24 27 23 33 21

18 20 22 26 21 23 28 20 30 20

19 17 24 22 24 21 29 17 33 19

20 16 29 20 26 21 28 16 31 21

21 15 21 22 28 20 26 15 31 20

22 17 26 26 29 23 26 17 32 22

23 21 24 25 29 21 24 21 30 23

24 24 28 25 28 24 17 24 29 24

25 23 30 22 27 25 24 23 30 23

26 27 27 22 28 25 27 24 32 22

27 20 28 24 27 24 25 20 32 22

28 21 27 25 28 17 23 21 33 23

29 19 26 24 28 18 23 19 34 20

30 22 27 22 26 17 24 22 35 19

31 - 29 21 - 19 21 - 33 20

200 млн руб. Однако все эти расчеты не учитывают ущерба от оставшихся неубранными посевов.

В соответствии с поручением Правительства РФ (абз. 3, п. 2, разд. 3 протокола заседания Правительства РФ от 23.03.2006 № 9) Министерство провело оценку ущерба и внесло свои предложения в Минфин России по гибели посевов озимых зерновых культур и многолетних плодовых насаждений из-за аномальных агрометеорологических условий. Общая сумма выделенных средств составила 1 571,6 млн руб.

Программы страхования урожая с государственной поддержкой реализуются в нашей стране в различных вариантах с 1993 г. И хотя эффективной системы государственного участия в аграрном страховании создать пока не удалось, тем не менее с 2005 г. в Пензенской области наметилась положительная тенденция роста числа застраховавшихся хозяйств и площадей (табл. 5).

Начиная с 2006 г. в регионе наблюдается приход на страховое поле страховщиков, впервые участ-

вующих в субсидированном страховании. В связи с этим лидирующие позиции заняли филиал ОАО СК «Царица», приоритетным направлением для которого является работа в агропромышленном комплексе, и ООО Народная страховая компания «Рекон» (табл. 6). Сравним, как изменилась структура посевных площадей сельскохозяйственных культур по договорам страхования, подлежащим субсидированию, за последние два года в Пензенской области (рис. 1). Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур по договорам страхования, подлежащим субсидированию, в 2007 г. следующая: озимые зерновые — 10,2 %, яровые зерновые и зернобобовые — 72,5 %, сахарная свекла — 7,0 %, подсолнечник — 9,6 %, кормовые (картофель, морковь) — 0,7 %.

Несколько уменьшилась (— 5,8 %) доля яровых зерновых и зернобобовых культур, но в три раза увеличилась доля озимых зерновых, снизилась доля сахарной свеклы (— 2,3 %), но повысилась

Таблица 5

Субсидии по заключенным договорам страхования сельскохозяйственных культур в Пензенской области

Год Число застраховавшихся хозяйств Посевная площадь, га Сумма страховых взносов по договорам страхования, тыс. руб. Страховые взносы, подлежащие субсидированию, тыс. руб. Сумма субсидий, тыс. руб.

2004 1 1 300 422 422 211

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005 37 29 005 9 992,262 7 730,733 3 865,367

2006 22 84 983 32 066,918 30 067,906 15 033,453

2007 60 83 094 36 025,35 35 226,15 14 090,46

Таблица 6

Субсидии по заключенным договорам страхования сельскохозяйственных культур в Пензенской области в 2007 г., тыс. руб.

Сумма начислен- Сумма уплаченных страховых Сумма фактической Сумма

Показатель ных страховых взносов, подлежащих субсиди- оплаты страховых субсидий

взносов рованию взносов

Число хозяйств, заключивших 36 025,3 1 678,7 35 226,2 14 090,4

договоры страхования, подлежа-

щие субсидированию, всего

В том числе по: 32 701,1 1 678,7 32 663,3 13 065,3

филиалу «Пензенский» ОАО

СК «Царица»

ОАО «РОСНО» 2 881,9 - 2 120,6 848,2

ЗАО СГ «УРАЛСИБ» 442,3 - 176,9 176,9

Доля в общей

площади, % 80

70

60

50

40

30

20

10

¿к

Озимые зерновые

■ Яровые зерновые и зернобобовые

□ Сахарная свекла

Н Подсолнечник

В Кормовые

2006

2007

Год

Рис. 1. Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур по договорам страхования в Пензенской области, подлежащим субсидированию

доля подсолнечника (+ 0,7 %). В 2006 г. кормовые культуры (картофель, морковь) не страховали с государственной поддержкой, а в 2007 г. их доля составила 0,7 % от всех страхуемых культур. Как видно из этого перечня, ни одно хозяйство не воспользовалось данным им правом застраховать многолетние насаждения за счет средств федерального бюджета, площадь под которыми составляет в области 22,5 тыс. га.

Необходимо иметь в виду, что личные подсобные хозяйства населения в силу своего статуса не могут по действующему законодательству в сфере страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой выступать страхователями, несмотря на то, что являются в Пензенской области основными производителями овощей (92,5 %). Поэтому актуальным видится создание потребительских страховых кооперативов.

Сложившийся на данный момент порядок планирования средств в федеральном и региональном бюджетах на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, на наш взгляд, не отвечает современным требованиям. Средства федерального бюджета направляются в бюджеты субъектов РФ для дополнительного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в части страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой.

Из этого обстоятельства вытекают две задачи: 1) необходимо более точно и рационально планировать средства в региональном бюджете на

компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию сельскохозяйственных культур;

2) необходимо правильно рассчитать размер помощи из федерального бюджета для этих целей.

Были рассмотрены несколько способов определения оптимального объема бюджетной помощи для Пензенской области.

Первый способ основан на том, что средства федерального бюджета планируются исходя из прогнозного значения показателя, характеризующего степень охвата страхованием сельскохозяйственных культур. Определим потенциальную емкость регионального рынка страхования сельскохозяйственных культур на основании данных о деятельности сельскохозяйственных предприятий области за 2007 г.

В табл. 7 приведены сведения о посевных площадях сельскохозяйственных предприятий по страхуемым в соответствии с действующим законодательством культур и сведения об их средней урожайности за предшествующие три года. Таким образом, из табл. 7 можно взять информацию для расчета потенциального объема страховой премии по страхованию сельскохозяйственных культур и определить максимально необходимый размер компенсации из федерального бюджета для Пензенской области. При условии полного охвата страхованием посевных площадей требуемый объем средств из федерального бюджета составляет 262,6 млн руб. При условии же 75 % охвата страхованием посевных площадей размер помощи из федерального бюджета должен приблизительно быть равным 196,9 млн руб.

Если принять во внимание, что в 2007 г. фактически застраховано 83 094 га, т. е. приблизительно

6,5 % посевных площадей, то объем федеральной помощи составляет 17,1 млн руб., а не 14,1 млн руб., как было запланировано в бюджете 2007 г. (табл. 5). На основании того, что в 2007 г. было охвачено страхованием в 2,9 раза больше посевов сельскохозяйственных культур, необходимо стремиться в 2008 г. к достижению государственной поддержки страхования в размере свыше 30 млн руб. и выше, так как участие государства должно проявиться не только в компенсации страховых взносов, но и в формировании централизованного государственного фонда — федерального сельскохозяйственного страхового резерва.

Второй способ определения страхового возмещения предполагает компенсацию недобора урожая. При определении страховой стоимости используется рыночная цена на продукцию. По нашему мнению, правильнее было бы вместо рыночной цены брать сложившуюся себестоимость, так как компенсация способствует восполнению потери хозяйством необходимого уровня прибыли и произведенных материальных затрат. Это позволит снизить страховые взносы, расширить страховое поле и компенсировать понесенные затраты на выращиваемые культуры. Если рыночные цены окажутся ниже себестоимости производства и реализации продукции растениеводства, хозяйство тем более окажется в выигрыше, поскольку гарантированно восполнит и недобор урожая, и понесенные затраты на единицу продукции. Если в табл. 7 заменить цены реализации на себестоимость производства страхуемых сельскохозяйственных культур, то, по нашим расчетам, объем государственной поддержки только на компенсацию страховых взносов в 2007 г. должен составить чуть выше 700 млн руб. (без корректировки на инфляционный рост).

Таблица 7

Оценка емкости Пензенского рынка страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой за 2007 г.

Страхуемые сельскохозяйственные культуры Площади в 2007 г., тыс. га Средняя урожайность за 20022006 гг. т/га Цена реализации в 2007 г., руб. /т Страховая стоимость, млн руб. Страховая сумма млн руб. Средний размер страхового тарифа по Пензенской области,% Страховой взнос, млн руб. Компенсация из бюджета, млн руб.

Посеянные Убранные

Зерновые и зер-нобобовые(озимые и яровые) 739,4 725,4 1,41 2607 2717,9 2174,3 (6,96+7,4):2 = 7,18 156,1 78,1

Сахарная свекла 44,0 42,1 18,14 1197 955,4 764,3 9,15 70,0 35,0

Подсолнечник 63,1 62,0 0,58 4337 158,7 127,0 9,77 12,4 6,2

Овощные 10,0 8,7 15,04 9 833 1 478,9 1183,1 11,0 130,1 65,1

Картофель 39,4 38,9 10,24 4 403 1 776,4 1421,1 11,0 156,3 78,2

Итого 895,9 877,1 - - - - - 524,9 262,6

По третьему способу в основе определения бюджетной помощи лежит информация о гибели сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайных ситуаций. Этот способ может применяться для расчета минимально необходимого размера бюджетных субсидий на поддержку страхования сельскохозяйственных культур. По табл. 7 определим площадь погибших сельскохозяйственных культур как разность между посевной и убранной площадями. Исходя из площади гибели сельскохозяйственных культур в 2007 г. объем компенсации страховых взносов из федерального бюджета должен был составлять, по нашим расчетам, около 200 млн руб. Однако в расчетах по данному способу нельзя ограничиваться только одним годом. Надо рассчитать размеры субсидий за ряд последних лет, усреднить их в динамике и спланировать минимально необходимый их размер на планируемый год.

По четвертому способу планирование средств в бюджетах различного уровня основывается на информации об объемах кредитования текущих затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Застрахованный урожай является достаточным залогом, так как ликвидное имущество у большинства из них отсутствует. В Пензенской области для проведения весенних полевых и уборочных работ в 2007 г. было привлечено 3302,1 млн руб. банковских кредитов (2384,5 — долгосрочных и 917,6 — краткосрочных). Отсюда можно приблизительно оценить потенциальный размер залоговой стоимости: 3302,1 млн руб. * 1,5 = 4953,2 млн руб. Залоговая стоимость должна соответствовать совокупной страховой сумме сельскохозяйственных культур, урожай которых и будет выступать в качестве залога. Совокупный размер страховых взносов рассчитаем как произведение страхового тарифа по Пензенской области на совокупную страховую сумму (залоговую стоимость) сельскохозяйственных культур.

По этой методике размер страховых взносов за 2007 г. должен составить по зерновым и зернобобовым:

4953,2 млн руб. * 7,18 % = 355,6 млн руб.; по сахарной свекле:

4953,2 млн руб. * 9,15 % = 453,2 млн руб.; по подсолнечнику:

4953,2 млн руб. * 9,77 % = 483,9 млн руб.; по овощным:

4953,2 млн руб. * 11,0 % = 544,9 млн руб.; по картофелю:

4953,2 млн руб. * 11,0 % = 544,9 млн руб. всего — 2382,5млн руб.,

в том числе: 50 % взносов, или 1 191,3 млн руб., будут компенсированы сельскохозяйственным предприятиям за счет средств федерального бюджета; 25 %, или 595,6 млн руб., могли бы быть компенсированы из регионального бюджета.

Таким образом, через информацию о кредитовании текущей деятельности сельского хозяйства региона мы можем рассчитать требуемый объем бюджетных субсидий по страхованию на предстоящий год. Кроме того, имея информацию о прогнозной страховой сумме, а также о средней урожайности и цене на реализацию сельскохозяйственной продукции в Пензенской области, мы можем определить площади посевов, подлежащих страхованию, и число потенциальных страхователей.

Мы рассмотрели один из способов государственной поддержки, который используется в стране в настоящее время. По своей сути он состоит в дотировании за счет государства уплачиваемых хозяйствами страховщикам страховых взносов. Однако данный способ оказывается в российских условиях крайне неэффективным. Поэтому, соглашаясь с Ю. А. Сплетуховым, можно сказать, что более рационально положить в основу государственной поддержки при проведении страхования урожая возмещение государством части убытков, понесенных хозяйствами в результате воздействия неблагоприятных природно-климатических факторов. Его суть состоит в использовании бюджетных средств на оплату части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договоры страхования урожая, в связи с недобором урожая по различным причинам, перечисленным в договоре (рис. 2). Государственное субсидирование возмещения ущерба может предусматривать либо пропорциональную ответственность государства наряду со страховщиком за любой ущерб, либо ответственность государства только за ущерб, превышающий лимит (эксцедент), установленный для страховой компании. На наш взгляд, более выгодным будет второй вариант, так как бюджетные средства будут использоваться только на возмещение наиболее крупных убытков, а относительно небольшой ущерб будет покрываться страховыми компаниями.

В настоящее время правила страхования урожая с государственной поддержкой предусматривают покрытие риска недобора урожая по причине негативного воздействия гидрометеорологических явлений. Это так называемая «Испанская система», которая на данный момент считается самой эффективной в Европе и служит примером для формирования российской программы государственной

поддержки страхования в сфере АПК.

Однако «Испанская система» в российских условиях становится очень высокозатратной, причем как для страхователя, так и для страховщика, и для государства. Это показали приведенные расчеты размеров бюджетных ассигнований на оказание государственной поддержки при страховании урожая сельскохозяйственных культур в Пензенской области. Считаем, что нужно на основе уже сложившейся системы страхования с государственной поддержкой, внедрять элементы государственного субсидирования, преимущества которого показаны ранее, и разработать российскую систему качественного агрострохования.

Исходя из сказанного, предлагается дифференцированно подходить к страхованию сельскохозяйственных культур, учитывая их расположение по районам Пензенской области. Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия:

1) адаптировать страхование к работе в рамках соглашения с ВТО;

2) при оценке риска и тарификации страхования учитывать:

• агроклиматические условия соответствующей зоны региона;

• характер природных явлений, заявленных на страхование;

• уровень покрытия от 50 до 90 % (доля страхового риска, покрываемая страховщиком);

• количество культур, заявленных на страхование (яровые, озимые);

• наряду со средней пятилетней урожайностью возможность страхования планируемой урожайности с учетом конкурсного испытания при районировании;

• уровень агротехники в хозяйстве;

• сроки страхования: весь производственный цикл, зимний / летний период по озимым, отдельные фазы вегетации;

• рассрочку оплаты страхового взноса.

Рис. 2. Преимущества предлагаемого способа государственной поддержки

Разнообразие программ страхования позволяет фермерам самим выбирать наиболее подходящую им программу страхования в зависимости от проводимой стратегии управления рисками.

В этой системе можно выделить четыре программы страхования:

• катастрофическое страхование;

• страхование от недобора урожая;

• страхование затрат на производство;

• страхование от града.

Для Пензенской области являются наиболее актуальными две первые программы — «катастрофическое страхование» и страхование от недобора урожая. Возможным направлением организации страхования урожая с государственной поддержкой в Пензенской области является использование страховых продуктов не с максимальной передачей риска страховщику, а с оптимальным распределением его между сторонами с учетом финансовых возможностей. Прежде всего, необходимо увеличить число хозяйств, участвующих в страховании. Этого можно достичь путем снижения страховых взносов при использовании «катастрофического страхования». Суть его в том, что программа страхования с государственной поддержкой распространяется

Рис. 3. Основные условия «катастрофического страхования»

на ограниченный перечень сельскохозяйственных культур и страховых рисков (рис. 3).

В перечень культур должны включаться только те, которые имеют социально-экономическую значимость и различают по отдельным регионам. Например, для Пензенской области мы предлагаем оставить следующие культуры: яровые зерновые и зернобобовые; озимые зерновые; сахарная свекла; подсолнечник; картофель; овощи открытого грунта; многолетние насаждения.

В страховые риски необходимо включать только такие события, которые:

• негативно отражаются на финансовых результатах деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• могут быть документально подтверждены независимыми экспертами.

Урожайность АРН Прогнозируемая

3,68 т/га х 50% цена 2 607 руб./т х 60%

1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Гарантированная урожайность 1,84 т/га - фактическая урожайность 1,73 т/га) *

цена убытка

X

Возмещение на гектар 172,1 руб. * Площадь посева 45 813 га

1 Г

Уровень возмещения 7,9 млн руб.

Рис. 4. Механизм расчета уровня возмещения при «катастрофическом страховании» в Мокшанском районе, 2007 г.

В основном, это стихийные явления природы.

Рассмотрим, как будет действовать механизм «катастрофического страхования» в Пензенской области на примере страхования зерновых культур в Мокшанском районе:

1) производственная статистика прошлых лет показывает, что урожайность зерновых культур по Мокшанскому району может достигать в отдельные годы 3,68 т/га;

2) гарантированная урожайность зерновых культур, рассчитанная по прогнозным данным, составит 1,84 т/га:

3) фактическая урожайность зерновых культур в Мокшанском районе за 2007 г. составила 1,73 т/га;

4) площадь посевов зерновых культур в Мокшанском районе — 45 813 га;

5) Прогнозируемая цена реализации зерновых в 2007 г. в хозяйствах всех категорий Пензенской области — 2 607 руб. /т.

Из заданных условий рассчитаем уровень возмещения потерь по программе «катастрофического страхования» в Мокшанском районе (рис. 4). Таким образом, из расчетов мы видим, что уровень возмещения при «катастрофическом страховании» в Мокшанском районе Пензенской области будет равняться 7,9 млн руб.

Рассмотрим основные условия страхования от недобора урожая (рис. 5). Исходя из тех же условий по Мокшанскому району Пензенской области, рассчитаем уровень возмещения по программе страхования от недобора урожая зерновых культур

(рис. 6). Он по данной программе страхования составил 57,3 млн руб.

В заключение нельзя не упомянуть об еще одной важнейшей проблеме, связанной с отсутствием доверия со стороны хозяйств к страховым компаниям. Она оказывает крайне негативное влияние на развитие страхования урожая сельскохозяйственных культур в стране в целом, и в Пензенской области, в частности.

Уже один такой факт, что страхованием урожая с государственной поддержкой в Пензенской области, начиная с 2004 г. занимаются разнообразные страховые компании, говорит о том, что каждая страховая компания старается делать «свою игру». Всем страховщикам необходимо проводить такую страховую политику, чтобы оправдать надежды агропромышленного комплекса России. Такую политику невозможно выработать без участия государства. С его стороны должны быть предоставлены гарантии сельскохозяйственным товаропроизводителям, что страховое возмещение при наступлении убытков будет им действительно выплачено.

Такие гарантии могут состоять:

• в участии представителей государства в расследовании обстоятельств нанесения убытков хозяйствам и в расчете ущерба;

• страховые организации и государство должны производить компенсацию своей части ущерба независимо друг от друга;

• если страховая компания окажется неплатежеспособной, то государство должно взять на себя обязательство заплатить ее

долю, предъявив затем к ней соответствующие требования.

Еще одним возможным способом обеспечения выполнения обязательств перед хозяйствами может быть создание страховщиками специального страхового резерва, который должен создаваться за счет средств, остающихся у страховщиков неиспользованными в связи с превышением полученных премий над выплатами. Точно так же могут резервироваться и использоваться в последующие годы и государственные средства.

Без принятия специального Закона о сельскохозяйственном страховании систему агрострахо-

Рис. 5. Основные условия страхования от недобора урожая

Рис. 6. Механизм расчета уровня возмещения при страховании от недобора урожая в Мокшанском районе, 2007 г.

вания в России построить нельзя. Необходимость принятия Закона является насущной потребностью для отечественного сельского хозяйства, в развитии которого накопились вопросы, которые не регулируются действующим законодательством или регулируются общими законодательными актами, не учитывающими специфики сельскохозяйственной деятельности. Осуществление изложенных мер позволит создать систему государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечить целевое и более рациональное использование выделяемых государством финансовых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.