Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / SANITARY EDUCATION / ПОДГОТОВКА СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / TRAINING OF MIDDLE-LEVEL MEDICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Н.А., Кочанов A.M.

Обсуждена программа подготовки медсестер по вопросам гигиенического воспитания и санитарного просвещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Н.А., Кочанов A.M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING THE TRAINING OF A MIDDLE-LEVEL MEDICAL WORKER IN HEALTHY LIFESTYLE

A nurse's training program for hygienic and sanitary education is discussed

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

© Н.А. Бирюкова, А.М. Кочанов, 2010

пути совершенствования подготовки

средних медицинских кадров

по вопросам здорового образа жизни

Н.А. Бирюкова, докт. пед. наук, А.М. Кочанов

Московское медицинское училище № 19

biruk1989@mail.ru, kagortart@mail.ru

Обсуждена программа подготовки медсестер по вопросам гигиенического воспитания и санитарного просвещения.

Ключевые слова: санитарное просвещение, подготовка средних медицинских работников, здоровый образ жизни.

Повышение качества жизни становится одним из главных критериев оценки состояния общества. И с этой точки зрения приоритетным направлением гигиенического воспитания и санитарного просвещения (ГВСП) является формирование у населения представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ)1, 2.

Формирование ЗОЖ немыслимо без ГВСП, в котором ключевую роль играют органы здравоохранения и медицинские работники. Последние являются активной стороной ГВСП и, кроме того, - носителями соответствующих гигиенических навыков, доминант мышления и поведения, проводниками активной жизненной и профессиональной позиции по вопросам ЗОЖ. Следовательно, ГВСП должно быть неотъемлемой частью учебно-воспитательных программ учреждений, занимающихся подготовкой медицинских кадров.

Особенности подготовки средних медицинских работников (СМР) (медсестер, лабораторных техников, санитарных фельдшеров) по вопросам ГВСП обусловлены их особой ролью в системе «медицинский работник - пациент». При этом необходимо учитывать, что:

• в любой системе здравоохранения СМР больше, чем врачей (в РФ это соотношение - 1:2,4);

• подготовка СМР в РФ проводится в 450 учреждениях среднего профессионального образования (тогда как врачей и фармацевтов - в 47 медицинских и в 5 военно-медицинских вузах);

• СМР являются «аккумулятором» информации в системе «врач - медсестра - пациент»;

• СМР в целом проводят больше времени с пациентами и занимают по отношению к ним более активную позицию (оформляют документацию, проводят подготовку к исследованиям, операциям, выполняют большинство лечебных манипуляций, осуществляют уход, поддерживают среди больных благоприятный психологический микроклимат и т.п.);

• существуют лечебно-диагностические процедуры, которые выполняют СМР (прививки, массаж, лечебная физкультура и др.), и отношения пациента с лечебно-профилактическим учреждением временно замыкаются в системе «СМР - пациент».

Главным направлением ГВСП медицинских работников, в том числе СМР, должно быть их постепенное, поэтапное обучение с учетом современных достижений и технологий; сначала формируется представление о ЗОЖ, его компонентах, приоритетных задачах по его формированию у населения; затем следует развитие навыков и в конечном счете - личностно-профессио-нальной мотивации работника.

Потребности в ЗОЖ можно представить в виде следующей иерархической схемы:

• потребность в отсутствии или замедлении течения фатальных заболеваний (потребность в выживании);

• потребность в снижении количества и продолжительности заболеваний, в исключении фатальных заболеваний;

• потребность в активном укреплении здоровья, исключении и раннем выявлении признаков заболеваний (в ГВСП - потребность в «крепком здоровье»);

• потребность в активной и многосторонней деятельности, направленной на повышение индивидуальной и коллективной социализации, восприятие методик и технологий ЗОЖ и повышение их эффективности, улучшение качества жизни.

1 Санитарное просвещение (СП) - область медицинской науки и здравоохранения, цель которой формировать у индивидуума, коллективов и общества в целом знания и поведение, направленные на поддержание и укрепление здоровья; гигиеническое воспитание (ГВ) - комплекс просветительских, обучающих и воспитательных мер по формированию у индивидуума, коллективов и общества в целом гигиенической культуры; в основе ГВ лежат гигиеническая наука и практика, гигиеническое обучение.

2 Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - повседневное личностно-активное гигиеническое поведение людей, основанное на соблюдении санитарно-гигиенических правил и норм и направленное на сохранение и улучшение физического и психического здоровья, повышение защитных и адаптивных свойств организма, увеличение продолжительности жизни, полноценную социализацию.

Если в развитом обществе 2 первые из перечисленных потребностей присущи практически всем индивидам, то последние 2 должны быть сформированы у медицинских работников в процессе профессиональной подготовки.

Нормативная база

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в приоритетном Национальном проекте «Здоровье» (2009-2012) в качестве одной из основных задач в области демографической политики и политики наро-досбережения выделено совершенствование охраны здоровья населения средствами профилактики заболеваний, пропаганды и формирования ЗОЖ.

В проекте Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г. указано, что сохранение и укрепление здоровья населения страны возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации к сохранению здоровья и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения ЗОЖ. В связи с поэтапной реализацией Концепции ставится задача соответствующего обучения специалистов, совершенствования учебных программ.

Существующая система подготовки СМР в области ГВСП

Анализ календарно-тематических планов учебных программ Московского медицинского училища № 19 показывает, что так или иначе вопросы ГВСП затрагиваются в ряде учебных дисциплин 3 (из 5) учебных циклов:

1. Общеобразовательный цикл, дисциплина «Биология»; студенты получают основы знаний как по анатомии и физиологии человека, так и по основам личной гигиены, профилактике заболеваний, вакцинации, закаливанию и др.

2. Общепрофессиональный цикл, дисциплина «Анатомия с основами физиологии»; при преподавании дисциплины даются детальные знания о строении и основах физиологии человека, функциях и особенностях работы различных органов и систем (иммунной, выделительной, репродуктивной, высшей нервной деятельности и др.).

3. Общепрофессиональный цикл, дисциплина «Микробиология»; в некоторых ее разделах - иммунологии, частной микробиологии и др. - представлены специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний, роль поведенческого фактора в их предотвращении, снижении заболеваемости, инвалидности и смертности от них.

В учебном материале по перечисленным дисциплинам (см. п. 1-3) задачи ГВСП в области формирования ЗОЖ не сформулированы прямо, но все же они являются частью изучаемых тем.

4. Общепрофессиональный цикл, дисциплина «Гигиена с основами экологии человека»; в настоящее время эта дисциплина - главное звено в ГВСП студентов. На 104 учебных часа по специальности «Сестринское дело» приходятся:

• по теме «Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования. Методы, формы и средс-

тва гигиенического воспитания в соответствии с потребностями различных групп населения» -4 ч теоретических, 2 ч практических аудиторных занятий, 2 ч внеаудиторной самостоятельной работы;

• по теме: «Личная гигиена. Основы личной гигиены здорового и больного человека» - 2 ч теоретических аудиторных занятий;

• по теме «Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические проблемы школьной зрелости, профессиональной ориентации, оптимизации режима дня и учебно-воспитательного процесса» - 4 ч теоретических и 2 ч практических аудиторных занятий.

Из 130 учебных часов по специальности «Лабораторный техник» выделено:

• по теме «Основы рационального питания. Гигиенические основы лечебно-профилактического питания» - 2 ч теоретических и 6 ч практических аудиторных занятий.

Разумеется, и в остальных темах присутствуют компоненты ГВСП, однако прямо такие вопросы сформулированы лишь в указанных разделах учебных программ (п. 4). Необходимо отметить, что в последние годы наметилась отчетливая тенденция к резкому сокращению (в несколько раз) учебной нагрузки по данной дисциплине.

5. Общепрофессиональный цикл, дисциплина «Здоровый человек»; это - относительно новая учебная дисциплина, отчасти призванная оправдать сокращение нагрузки по гигиене и восполнить объем знаний по ГВСП. Однако и здесь темы занятий касаются в основном проблем социализации личности и преодоления сложных жизненных ситуаций. Непосредственно же вопросы ГВСП освещены лишь в теме сохранения и укрепления здоровья в климактерический период, на которую отводится 2 из 156 учебных часов теоретических аудиторных занятий.

6. Узкие дисциплины специализированных циклов (например, «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в педиатрии» и т.д.) также, не содержат материала непосредственно по ГВСП, хотя, безусловно, он опосредованно связан с изучаемыми темами. Разумеется, студенты получают знания по ГВСП во время учебной, но особенно, учебно-производственной практики и предаттестационной подготовки.

Согласно Концепции развития системы здравоохранения, существующая в РФ система здравоохранения малоэффективна, а состояние общественного здоровья не может быть оценено как удовлетворительное. В документе приведены 4 основных фактора риска развития заболеваний: высокое артериальное давление; высокий уровень холестерина; табакокурение; чрезмерное потребление алкоголя. Вклад этих факторов в структуру смертности - 87,5%. Очевидно, что определяющую роль в формировании структуры смертности играет поведенческий компонент (вредные привычки, гиподинамия, отсутствие мотивации к формированию ЗОЖ). Учитывая особую роль СМР в ГВСП населения, мы видим следующие противоречия:

• между реальным уровнем подготовки СМР и их ролью в ГВСП населения;

• между содержанием дисциплин по подготовке СМР в области ГВСП и потребностью общества и системы здравоохранения в уровне такой подготовки;

• между реальным уровнем подготовки СМР и современными представлениями о ЗОЖ.

Предложения

Исходя из изложенного, представляются целесообразными:

• увеличение учебной нагрузки по дисциплинам, в рамках которых проводится ГВСП и освещаются проблемы ЗОЖ (в том числе - внеаудиторная самостоятельная работа студентов);

• расширение и повышение эффективности внеурочной работы (кружки, индивидуальные задания и занятия);

• использование современных педагогических технологий обучения (проблемные лекции, дискуссии, мозговые атаки, программированное обучение, игровые и неигровые методы, модульные технологии обучения), проведение выставок, экскурсий и др. по вопросам ЗОЖ;

• введение новой учебной дисциплины «Здоровый образ жизни» и пересмотр содержания материала по дисциплинам общепрофессионального цикла (его дополнение вопросами ЗОЖ и методиками обучения ЗОЖ);

• повышение роли учебной, особенно учебно-производственной практики и предаттестаци-онной подготовки в практической реализации умений и навыков, полученных при изучении вопросов ЗОЖ, и улучшение качества обучения на этих этапах.

Рекомендуемая литература

Бирюкова Н.А. Экологическое образование в профессиональной медицинской школе: основные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития. Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - 111 с.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 1997 года № 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации».

Проект Концепции развития системы здравоохранения до 2020 г.

Формирование осознанного отношения студентов к экологии и здоровью человека как педагогическая проблема // Психолого-педагогические основы общей профессиональной и художественно-эстетической культуры. - Липецк, 2001. - С. 191-194.

Филиппов П.И., Филиппова В.П. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / Под общей ред. Т. И. Стуколовой. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 288 с.

WAYS OF IMPROVING THE TRAINING OF A MIDDLE-LEVEL MEDICAL WORKER IN HEALTHY LIFESTYLE N.A. Biryukova, EdD; A.M. Kochanov

Moscow Medical College Nineteen

A nurse's training program for hygienic and sanitary education is discussed.

Key words: sanitary education, training of middle-level medical workers, healthy lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.