Научная статья на тему 'Систематизация содержания гос для обеспечения процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего профессионального образования'

Систематизация содержания гос для обеспечения процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL CULTURE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / STATE EDUCATION STANDARD / СПЕЦИАЛИСТ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / EXPERT OF NURSE BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чувакин Анатолий Леонидович, Хакунова Мира Междидовна, Басте Асиет Кирмизовна, Сидоров Владимир Ильич

Формирование ценностно-смыслового личностного профессионального самоопределения на профессионально-прикладную физическую культуру, формирование здравоцентрической стратегии профессионального мышления специалиста сестринского дела может быть разрешена только в случае обеспечения интегрированного подхода к обучению. Однако предметная структура ГОС не позволяет разрешить все стоящие перед ней задачи из-за отсутствия предметного содержания по методике, принципам и организации реализации педагогической составляющей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чувакин Анатолий Леонидович, Хакунова Мира Междидовна, Басте Асиет Кирмизовна, Сидоров Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF THE CONTENTS OF THE STATE EDUCATION STANDARD TO PROVIDE THE FORMATION OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL CULTURE AT THE EXPERT OF NURSE BUSINESS WITH QUALIFICATION OF BASIC SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Formation of valuable and semantic personal professional self-determination in professional and applied physical culture and health-centric strategy of professional thinking of the expert of nurse business can be solved only in case of providing an integrated approach to training. However the subject structure of the State Education Standard does not allow solution of all tasks facing it due to the lack of the subject contents in a technique, the principles and the organization of implementation of a pedagogical component of professional activity.

Текст научной работы на тему «Систематизация содержания гос для обеспечения процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего профессионального образования»

УДК 796:377 ББК 75.1 С 40

А.Л. Чувакин

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета; с.т. 8-903-465-48-46

М.М. Хакунова

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего лабораторией мониторинга состояния здоровья Адыгейского государственного университета; E-mail: zabolotniy-tol 1@yandex. ru

A.К. Басте

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования Института искусств Адыгейского государственного университета; E-mail: zabolotniy-tol1@yandex. ru

B.И. Сидоров

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; с.т. 8-928465-91-80

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ГОС ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА С КВАЛИФИКАЦИЕЙ БАЗОВОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Формирование ценностно-смыслового личностного профессионального самоопределения на профессионально-прикладную физическую культуру, формирование здравоцентрической стратегии профессионального мышления специалиста сестринского дела может быть разрешена только в случае обеспечения интегрированного подхода к обучению. Однако предметная структура ГОС не позволяет разрешить все стоящие перед ней задачи из-за отсутствия предметного содержания по методике, принципам и организации реализации педагогической составляющей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура, государственный образовательный стандарт, специалист сестринского дела.

A.L. Chuvakin

Senior Lecturer of Physical Training Department of the Adyghe State University; ph.: 8903-465-48-46

M.M. Khakunova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Chief of Laboratory of Monitoring of a State of Health of the Adyghe State University; E-mail: zabolotniy-tol1 @yandex.ru

A.K. Baste

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Choral Conducting Department of Institute of Arts, Adyghe State University; E-mail: zabolotniy-tol1@yandex.ru

V.I. Sidorov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Sports Disciplines of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; ph.: 8-928-465-91-80

SYSTEMATIZATION OF THE CONTENTS OF THE STATE EDUCATION STANDARD TO PROVIDE THE FORMATION OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL CULTURE AT THE EXPERT OF NURSE BUSINESS WITH QUALIFICATION OF BASIC SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. Formation of valuable and semantic personal professional self-determination in professional and applied physical culture and health-centric strategy of professional thinking of the expert of nurse business can be solved only in case of providing an integrated approach to training. However the subject structure of the State Education Standard does not allow solution of all tasks facing it due to the lack of the subject contents in a technique, the principles and the organization of implementation of a pedagogical component of professional activity.

Keywords: professional and applied physical culture, State Education Standard, expert of nurse business.

Введение. Основаниями построения процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего профессионального образования являются:

1) определение ее как компонент гуманно-ориентированного образования и процесса формирования физической культуры личности;

2) обеспечение интеграции предметов и предметных блоков, позволяющих формировать профессиональные знания, навыки и компетентности в их целевом взаимодействии;

3) создание в учебном заведении единого поля профессионально-прикладной физической подготовки и формирования профессионально-прикладной физической культуры;

4) определение состава средств формирования профессионально-прикладной физической культуры на основе информации о содержании и особенностях будущей деятельности.

Современные условия жизнедеятельности, находящиеся в состоянии кризиса, заставляют обратить внимание на человека, на его миссию и механизмы его привлечения к активной общественной и профессиональной деятельности. Это обстоятельство заставляет по-новому взглянуть не только на самого человека, но и на тех людей, которые охраняют его здоровье и жизнь, обеспечивая тем самым устойчивость реализации тех общественных функций, которые принимаются человеком в силу различных причин.

Становится понятным, что ни одно учебное заведение не в состоянии обеспечить подготовку специалистов, опережающих стремительное развитие науки и техники (С.Н. Бегидова, 2001; Е.В. Бодрова, С Б. Никитина, 2012; С.Ю. Иванов, А С. Иванов, 2009; Г.П. Ильин, 2012; О.Е. Лебедев, 2012; В.И. Загвязинский, 2013).

Поэтому важнейшей позицией системы профессионального образования становится формирование определенных профессиональных форм мышления. Именно они определяют отношение к избранной профессии, готовность к профессиональной деятельности и связанной с этим непрерывной самостоятельной деятельности по овладению её содержанием, готовность к принятию системы ценностей, характерных для профессии [1].

Противоречие и разрыв между актуальными для познавательной и профессиональной адаптации формами мышления и познавательной деятельности в учебных заведениях увеличивается. Эти позиции непосредственно касаются и медицинских работников. Однако неразрешенность противоречия в медицинском профессиональном образовании может нанеси непоправимый ущерб каждому человеку и всему обществу в целом [2: 5; 3].

Обсуждение современного состояния вопроса. В процессе формирования стиля мышления у специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего профессионального образования важнейшей позицией становится содействие личностному самоопределению в профессиональной деятельности и в этой связи формирование у них ценностных ориентаций, направленных на охрану здоровья, а не на лечение болезни.

В современной педагогической науке можно выделить два подхода к определению ценностных ориентации человека: онтологический и гносеологический. Онтологический

подход означает, что для человека ценно все, что несет в себе полезное содержание. Гносеологический подход позволяет рассматривать ценностные ориентации с точки зрения способов познания их содержания и значимости посредством сознания, самосознания, рефлексии (О.Г. Дробницкий, 1970; А.В. Мудрик, 1991).

В формировании ценностных ориентации будущих медицинских работников на охрану здоровья в процессе профессиональной подготовки следует рассматривать два взаимосвязанных, но самостоятельных направления:

- первое направление связано с реализацией общей для всех людей потребности в сохранении собственного здоровья как основы содержательной общественно важной деятельности;

- второе направление связано с обеспечением эффективности профессиональной деятельности и формированием у будущих медицинских работников целевой установки на сохранение и укрепление здоровья пациентов, знаний и мотивов в этой области.

Первое направление реализуется через развитие и совершенствование физических качеств, двигательных способностей, которые, в свою очередь, стимулируют обменные процессы и функции органов и систем организма. Ценностные ориентации на сохранение собственного здоровья предполагают опору на здоровый образ жизни. Реализация данного направления происходит непосредственно в процессе физического воспитания, содержание которого в значительной степени определяется государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, а также опосредованно в процессе изучения всего блока специальных дисциплин и таких общепрофессиональных дисциплин, как «Анатомия и физиология человека»; «Основы патологии»; «Здоровый человек и его окружение»; «Гигиена и экология человека»; «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии»; «Психология»; «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф».

Совокупность изучения перечисленных предметов, конечно, при взаимодействии и с другими непосредственно реализует потребность в формировании профессионального мышления, направленного на охрану здоровья. Поэтому отдельным блоком проблем здесь становится потребность интегрированного подхода к изучению конкретных дисциплин, о чем речь пойдет ниже.

Следует подчеркнуть одну важнейшую проблему - формирование ценностно-смыслового личностного самоопределения относительно возможностей охраны здоровья как доминирующего направления профессиональной деятельности.

Особенности миропонимания человека определяются направлением и уровнем ценностно-смысловой детерминации, а представление о собственном будущем связано с ценностями.

Поэтому для формирования стратегии профессионального мышления, направленной на охрану и развитие здоровья, личность должна самостоятельно в этом определиться и собрать для себя ценностно-смысловые основания для этой деятельности.

Эффективность и успешность подготовки специалистов определяется активизацией познавательной деятельности и развитием творческих способностей будущих специалистов. В любой сфере деятельности требуется определить виды деятельности, с которыми встретится будущий специалист в предстоящей работе.

Исходя из этого, под профессиональной подготовкой понимают целенаправленное формирование у человека соответствующей совокупности профессиональных знаний, навыков и умений, а под профессией - свойство человека, характеризующееся такой совокупностью приобретенных им знаний, умений и навыков, которая может быть квалифицированна, и определяет его способность осуществлять деятельность в определенном направлении и (или) в определенных условиях.

Таким образом, для достижения системного эффекта учебной деятельности (к каковым относиться формирование профессионального мышления и профессионально-прикладной физической культуры) необходимо определить совокупность знаний, навыков и умений, являющихся первичным фактором в его развитии. То есть достижение системного

эффекта профессиональной готовности осуществляется через достижения множества целей (Б.Ф. Ломов, 1984). Поэтому следует, в первую очередь, определить содержание образования и потребный уровень её освоения. Важно при этом, чтобы их взаимодействие организовывалось по принципу положительного взаимодействия для достижения соответствующей стратегии профессионального мышления. В этой связи Б.Р. Ломов отвечает, что при правильной организации учебно-воспитательного процесса индивидуальные качества студента формируются в систему профессионально важных качеств, происходит их функциональное объединение соответственно содержанию будущей деятельности (Б.Ф. Ломов, 1984).

Выбор содержания обучения, как известно, ограничивается содержанием государственного образовательного стандарта. Однако в нашем случае потребная содержательная составляющая в значительной степени представлена в действующем государственном образовательном стандарте. Областью профессиональной деятельности выпускника среднего профессионального учебного заведения, прошедшего обучение по специальности 34.02.01 Сестринское дело, является «оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни». Из этого положения вытекает то, что в качестве объектов профессиональной деятельности выпускников называются «пациент и его окружение; здоровое население; средства оказания лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи; первичные трудовые коллективы».

Среди требований Государственного образовательного стандарта к результатам освоения программы подготовки специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего профессионального образования выделяется группа таких, которые в той или другой мере требуют формирования профессионально-прикладной физической культуры. Выделим некоторые из них:

- «осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития»;

- «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации»;

- «вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей»;

- «проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения»;

- «проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения»;

- «сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента»;

- «организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных»;

- «проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий»;

- «организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи, в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи»;

- «организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи»;

- «проводить мониторинг развития ребенка в пределах своих полномочий».

То есть работа по сохранению здоровья здоровых людей, обеспечение процесса формирования у них здорового стиля жизни и другие работы становятся профессионально значимыми. Следует обратить внимание на ряд моментов, имеющих значение для изучаемого предмета исследования:

1. Консультирование населения по вопросам влияния на здоровье сопряжено с наличием коммуникативных способностей, навыков и умений педагогического общения.

Вероятно, что «реализация задачи и позитивное взаимодействие с пациентами и их семьями», входящей в первый вид профессиональной деятельности, также не может быть реализована без навыков ведения педагогической работы. Причем перечисленные виды деятельности являются функциональными обязанностями среднего медицинского персонала. Содержание предметов дает представление о содержании консультативной помощи по профилактике обострения заболеваний, осложнений, травм и др. Но ни по одному из предметов не изучается технология и методика организации этой работы. Задачей врача является формирование особого мышления у здорового человека, которое даст ему возможность выбирать направленность не на отрицательную цель, не на отсутствие болезни как таковой, а на положительную цель, на наличие и желание благополучия (Э.Фромм, 1992).

2. Одной из важнейших задач медицинской сестры является обучение «здоровому образу жизни». Кроме того, что методика обучения здоровому образу жизни не является предметом изучения (должное требование в области дисциплины «Здоровый человек и его окружение совершенно не поддерживается содержанием предмета»), сама суть здорового образа жизни рассматривается только по предмету «физическая культура», хотя составные части этого понятия изучаются и по другим специальным и обще-профессиональным дисциплинам. С одной стороны, «физическая культура» является предметом гуманитарного и социально-экономического блока, не имеющего конкретного выхода на профессиональную подготовку. С другой стороны, при отсутствии специального внимания процесс преподавания физической культуры игнорирует теоретическую составляющую за счет увеличения числа практических занятий, направленных на формирование физических качеств и двигательных навыков. В этой связи содержание физического воспитания, его профессионально-прикладная направленность должны стать объектом отдельного внимания. Это поддерживает потребность применения интегрированного подхода к процессу профессиональной подготовки.

3. Огромный блок задач, относящихся к диагностированию состояния, входит в медико-профилактический блок. В частности, к таковым можно отнести организацию ежегодных осмотров учащихся, скрининг-тестирование состояния здоровья детей, подростков и молодежи, распределение детей на медицинские группы, оценка влияния режима деятельности на состояние здоровья, степень сформированности ЗОЖ и многое другое. Однако эти составляющие профессиональной деятельности в содержании ГОС не представлены.

Заключение. Таким образом, среди требований Государственного образовательного стандарта «34.02.01 Сестринское дело» к результатам освоения программы подготовки специалиста сестринского дела с выделяется группа таких, которые в той или иной мере требуют формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов.

Анализ содержания государственного образовательного стандарта «34.02.01 Сестринское дело» позволяет утверждать отсутствие системного подхода в содержании ГОС к обеспечению профессионального мышления и профессионально-прикладной подготовки к охране здоровья как пациентов, так и собственного, то есть к формированию заявленных в документе потребных компетенций.

Примечания:

1. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности и специалиста физической культуры и спорта. М.; Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. 270 с.

2. Иванов С.Ю., Иванов А.С. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Alma mater. 2009. № 2. С. 5-9.

3. Ильин Г.П. Кризис как устойчивое состояние современного образования // Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной). URL: http ://rus.aktobe/kz/beb/g6_05_02.htm.

References:

1. Begidova S.N. Theoretical bases of professional and creative development of personality and expert in physical training and sport / S.N. Begidova. - M.; Maikop: AGU Publishing House, 2001. - 270 p.

2. Ivanov S.Yu., Ivanov A.S. The main tendencies and prospects of development of system of the higher education in Russia // Almamater. 2009. No. 2. P. 5-9.

3. Ilyin G.P. Crisis as a sustainable state of modern education // Education after education (from a pedagogical to educational paradigm) [An electronic resource]. - URL: http://rus.aktobe/kz/ beb/ g6_05_02.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.