SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛАХ С
УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Абдуразаков Сайфиддин Бахтиер угли
Стажер - преподаватель кафедры русского языка Наманганского государственного университета Дадахонова Хилола Иномжон кизи Студентка 4 курса кафедры русского языка Наманганского государственного
университета
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме орфографической подготовки школьников по русскому языку в школах с узбекским языком обучения. В статье предполагаются пути решения проблемы, связанные с реализацией современных подходов к орфографической подготовки школьников, начиная с начальных классов, овладению первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), формированию у школьников позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям качества речи и общей культуры человека.
Ключевые слова: Орфографическая подготовка, орфограмма, решение орфографической задачи, орфографическая зоркость, тренировочные упражнения.
The article is devoted to the problem of orthographic training of schoolchildren in the Russian language in schools with Uzbek as the language of instruction. The article suggests ways to solve the problem related to the implementation of modern approaches to orthographic training of schoolchildren, starting from primary school, mastering the initial ideas about the norms of the Russian literary language (orthoepic, lexical, grammatical), developing in schoolchildren a positive attitude towards correct oral and written speech as indicators of the quality of speech and general human culture.
Key words: Spelling preparation, spelling, solving a spelling problem, spelling vigilance, training exercises.
Деятельность высшей школы Республики Узбекистан на современном этапе определяется основными направлениями и закономерностями ее социально - экономического и культурного строительства.
ABSTRACT
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
Конституция Республики Узбекистан, Закон Республики "О государственном языке", "Закон об образовании", предусматривают овладение учащимися общеобразовательных школ, наряду с государственным узбекским языком и русским языком.
Начальные классы являются одним из основных и важнейших звеньев системы народного образования, и поэтому привлекают к себе со стороны педагогической общественности. За последние годы были усовершенствованы программы, учебники, выпущены новые педагогические пособия. В этой связи особое внимание приобретает подготовка учителей начальных классов, владеющих нормой литературного языка, хорошо знающих содержание и систему работы по русскому языку, и новую педагогическую технологию.
Основным звеном практического усвоения русского языка учащимися является начальная школа. Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте неродным языком дети овладевают значительно быстрее и лучше, легче преодолевается языковой барьер. Поскольку задача обучения русскому языку ложится на плечи учителя начальной школы, к нему предъявляются высокие требования. Во-первых, учитель начальной школы должен свободно владеть русским языком, в совершенстве знать его теоретически и практически. Во-вторых, учитель должен хорошо знать психологию освоения неродного языка, специфику той школы, в которой он работает, учитывать интерферирующее влияние родного языка учащихся.
В практическом обучении русскому языку большое значение приобретает отбор необходимого речевого материала, его расположение, обеспечение, повторяемость слов, образцов предложений, грамматических форм. При этом ведущая роль принадлежит отбору предложений - основной единицы речевого общения, их использованию в контексте, так как все аспекты языка (лексика, фонетика, грамматика, правописание) практически повторяются в предложении. Таким образом, работа над предложением является основной формой усвоения языка. Однако, практическая направленность обучения не исключает изучения элементов грамматики, правописания обобщающие те или иные языковые явления. Умело отобранные грамматические сведения, правила правописания помогают учащимся в практическом овладении языком. Уроки русского языка должны способствовать формированию навыков рациональной организации самостоятельной работы, культуры умственного труда.
Обучение русскому языку в итоге сводится к развитию у узбекских школьников умений свободно общаться на изучаемом языке в устной и письменной форме, читать художественную, научно-популярную литературу на
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
русском языке и осмысливать прочитанное; к расширению у детей познавательных интересов, формированию высоконравственной личности.
Обучению орфографии предполагает, что формирование орфографических умений - достаточно долгий по времени процесс, который для более полного изучения орфографических правил ставит задачу постоянных упражнений. Таким образом, в силу длительности и необходимости постоянного закрепления, задача формирования орфографических умений у школьников в школах с узбекским языком обучения остается одной из самых трудных задач.
В настоящее время уделяется все больше внимание изучению русской орфографии, прежде всего в прикладном аспекте, потому особое место занимает общая система формирования орфографических умений. В свою очередь важнейшая роль в ней принадлежит начальным классам, ведь именно с этого момента закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями "правильность речи", "литературная языковая норма".
Словом "орфография" обозначается та совокупность правил и традиций, которыми руководствуется каждый пишущий на данном языке человек, и которое выполняют важную функцию: обеспечивают единство написаний и точное понимание написанного.
Содержание орфографической системы нашло воплощение в принципах орфографии. Именно они лежат в основе процесса обучения грамотному письму.
Одна из главнейших задач обучения русскому языку в школе с узбекским языком обучения: формирование орфографической грамотности. Ее важность обусловлена двумя основными положениями:
- орфографическая грамотность является составляющей общей языковой культуры человека и обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении;
- основное отличие письменной формы литературного языка от устой -большая сложность в структуре.
При освоении учебного материала учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и, на основании изученного, применять то или иное орфографическое правило. Однако, знание точной формулировки правила и освоение правописания с помощью данного правила не равноценные понятия, часто могут встречаться расхождения. В соответствии с практикой преподавания известно, что в классе всегда есть учащиеся, которые, несмотря на знание правила, не могут применять его на
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
практике в силу разных причин; поэтому научное сообщество в лице своих представителей, которыми выступают и ученые, и учителя, пытается обнаружить новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков для достижения полного усвоения большим количеством учащихся.
Русский язык не случайно признан одной из наиболее трудных школьных дисциплин. Непрост он и для преподавания - педагогу необходимо сконцентрироваться на формировании орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, "производных" от базовых знаний, на основе которых осуществляется применение норм правописания.
Орфограмма - является основной единицей правописания в современной методике. Вооружить учащихся программными орфографическими навыками -это одно из важнейших требований программы при обучении русскому языку, понятие об орфограмме позволяет выделить из сферы письма орфографические явления, которые требуют знания определенных правил.
Грамотность обучающихся - главная цель школьного обучения русскому языку. Орфографическая грамотность - правильное воспроизведение (написание и самопроверка) письменного текста - всегда представлялась составляющей общей языковой культуры человека и языковой компетенции учащихся.
М. Р. Львов раскрывает понятие орфограмма как явление в процессе передачи речи средствами письма, при котором возникают графические варианты и требуется выбор лишь одного орфографически возможного.
Следовательно, отличительным признаком наличия в слове орфограммы (в отличие от ее отсутствия в словах, в звучании и, следовательно, в написании которых нет вариативности) является наличие выбора графических знаков (букв). Далее, когда орфограмма обнаружена (то есть выявлена необходимость найти единственно верный вариант написания), выбор буквы осуществляется с опорой на правила правописания. Обоснование орфограммы ("проблемного" места в слове, отправных условий для применения того или иного правила) и выбор требуемого конкретным случаем правила определяют ход решения орфографической задачи.
Итак, орфографическая зоркость - это способность выявлять орфограммы, то есть умение не решать а ставить орфографические задачи.
З. А. Савинова утверждает, что орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Для максимального успешного
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
развития орфографической зоркости необходимо уже в начальных классах выделять общие признаки орфограмм.
Знакомство школьников с ведущим принципом русской орфографии как основной закономерностью письменной речи должно проходить красной линией в обучении правописанию, которым и выступает ведущий принцип русской орфографии. В нем главным оказывается совпадение и несовпадение буквенного и звукового состава слова, для чего немаловажным является уподобление уже известного написания с его звучанием, то есть путь от буквы к звуку. Так, например, системная и постоянная работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует, по утверждению Н. Н. Алгазиной, усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря. При этом важна последовательная отработка на практике умения подбирать родственные (однокоренные) проверочные слова.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Обучающиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1) При обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;
2) При выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;
3) При употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
4) При переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) При аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов.
Формирование орфографических умений обеспечивается за счет системы
упражнений. При работе с упражнениями необходимо учитывать степень подготовленности учащихся в области орфографии, уровень речевой культуры и условия языковой среды, окружающей детей.
Упражнения по развитию орфографических умений отбираются в соответствии со структурой орфографической зоркости. Формированию
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
орфографическому умению находить орфограмму способствует анализ заданий и текста упражнения, использование различных сигнальных карточек. Для отработки умения определять тип орфограммы и умение применять правило следует применять зрительные, предупредительные и выборочные диктанты.
У большинства учащихся существует проблема в умении находить орфограмму. Для того чтобы сформировать данное умение у учащихся учителю рекомендуется проводить на каждом уроке "Орфографическую минутку". Здесь можно использовать такой вид упражнения, как зрительный диктант. Например: Затрещала и смолкла неизвестная птица. Здесь есть одна орфограмма на безударную гласную в корне (затрещала), непроизносимая согласная (неизвестная) и правильное оформление предложения на письме. Таким образом, постепенно количество орфограмм в предложении увеличивается. Например: Светлый вечер в осеннем лесу. В этом предложении учащиеся находят слова с безударной гласной в корне (вечер, осеннем, лесу), слово с удвоенной согласной (осеннем), написание предлогов (в осеннем). Отмечают правильное оформление предложения на письме (начало предложения с большой буквы, слова в предложении пишутся раздельно, точка в конце предложения).
Также на: "Орфографической минутке" можно применять и игровые упражнения. Например, игра "Найди общее". Ученикам предлагаются несколько слов. Им нужно назвать орфограмму, которая объединяет эти слова. Эта игра способствует формированию умения определять тип орфограммы и умение применять правило. Например: Грустный, поздний, честный, опасный, звездный. Здесь непроизносимая согласная. Семья, деревья, веселье, скамья, стулья. Здесь разделительный Ь знак. Данная игра формирует у учеников умение определять орфограмму.
В целом в основе системы первоначального обучения русскому языку лежит сознательно-коммуникативный принцип обучения. Он нацеливает на такую организацию учебно-воспитательного процесса, при котором с одной стороны, достигается сознательное, осмысленное усвоение учащимися языкового и речевого материала, а с другой стороныу, на первый план выдвигается социальная функция языка - быть средством общения. Этой функцией подчиняется система знаний и упражнений, тематика и примерны виды работ по развитию речи.
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. М.: Просвещение, 2003.
2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Алексеева Л.Л. Анащенкова С.В., Биболетова М.З.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
3. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. М.: Academia, 2012.
4. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / Молодой ученый. 2014.
5. Беленькая, Т. Б. Все правила русского языка для начальной школы. М.: Феникс, 2015.
6. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования / Интернет-журнал «Эйдос».[электронный ресурс] http//eido s .ru//j ournal//htm. 2012.
7. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии. Начальная школа. №4. 2006.
8. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач / О.С. Арямова // Начальная школа. 1988.