16. Plotnikova N.F., Kondrateva I.G. Development Of Integrative Skills In Higher-Education Students // Modern Journal of Language Teaching Methods. - December 2017. - Vol. 7, issue 12, pp. 107-117.
Педагогика
УДК 373.71
учитель начальных классов Батарина Анна Анатольевна
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №17» (г. Якутск);
кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна
Педагогический институт,
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ЯКУТСКИХ ШКОЛ
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках якутского языка. Также раскрываются этапы работы над развитием орфографической зоркости как условия формирования орфографических навыков младших школьников в условиях двуязычия.
Ключевые слова: формирование, орфографические навыки, орфографическая зоркость, начальная школа, двуязычие.
Annotation. This article discusses methods and techniques for the formation of spelling skills in elementary school students in the Yakut language lessons. The stages of work on the development of spelling vigilance as conditions for the formation of spelling skills of younger students in bilingualism.
Keywords: formation, spelling skills, spelling vigilance, elementary school, bilingualism.
Введение. В условиях современной языковой ситуации перед национальными школами в Республике Саха (Якутия) поставлена задача подготовки подрастающего поколения, свободно владеющего государственными языками - якутским и русским. Для этого создаются соответствующие организационные и педагогические условия, способствующие решению этой задачи. Так, 13 февраля объявлен Днем родного языка и письменности в Республике Саха (Якутия). Ежегодно проводятся различные мероприятия: круглые столы, республиканские диктанты, олимпиады, конференции и др. Вместе с тем анализ качества знаний, умений и навыков младших школьников, наблюдения за процессом обучения письменной речи учащихся начальных классов якутской школы показывают, что овладение родной грамотой остается на недостаточном уровне. При чтении учащиеся допускают много ошибок в произношении слогов и слов. В письменных работах учащихся первых классов встречается большое количество орфографических ошибок, связанных с определением звукового состава слова. Эти факты свидетельствуют о том, что младшие школьники не владеют прочными навыками звукового анализа, орфографической зоркостью.
Прочный фундамент владения родным языком закладывается еще в начальной школе. Изучение родной грамоты помогает формированию человека, подготовленного к продолжению школьного образования во всех областях знаний, изучаемых в школе, а также закладывает основы его личностного развития. Формирование у младших школьников прочных орфографических навыков является одной из актуальных проблем и важнейших задач в школе. Навык правописания обеспечивает способность усваивать родной язык, точность выражения мыслей в письменной форме, орфографическую и речевую грамотность учащихся.
Психологические, теоретические и практические основы усвоения языка раскрыты в трудах Л.И. Айдаровой, Д.Н. Богоявленского, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйкова, В.В. Репкина, Д.Б Эльконина, Е.А.Бажановой, П.П. Борисова, В.Г. Горецкого, П.С. Жедек, И.И. Каратаева, М.Е. Охлопковой, М.Р. Сельченковой, П.П. Барашкова, Е.Н. Дмитриевой, Н.Д. Дьячковского, Н.Е. Петрова, С.П. Слепцова, Л.Н. Харитонова и др.).
Изложение основного материала статьи. В условиях двуязычия изучение лингвистических понятий должно занимать особое место, так как при усвоении терминов и понятий опора идет на родной язык обучающегося. Сопоставление двух языков важно не только с точки зрения их отличия, но и их сходства, в которых есть лингвистические универсалии. На них можно опираться при изучении неродного языка. Так же считает автор учебника «Русский язык» для школ с якутским языком обучения М.К. Попова: «Для максимального использования положительного переноса в национальной школе родной язык учащихся должен преподаваться качественно: знания, умения, навыки учащихся по родному языку должны быть на достаточно высоком уровне. Только в таком случае можно использовать транспозицию в методических целях, извлекая необходимую пользу и управляя процессом транспозиции сознательно и планомерно в ходе изучения русского языка».
Решая вопрос о работе над орфографическим навыком у школьников в условиях двуязычия, учитель, прежде всего, должен учитывать основы, принципы якутской орфографии. В трудах Васильевой Н.М. раскрыты основные этапы становления и развития якутской орфографии, раскрыты основные принципы, проанализировано современное состояние и пути усовершенствования якутской орфографии.
Орфография якутского языка прошла шесть этапов и возводится на трех принципах правописания: фонетические, морфологические и цитатные. Фонетические и морфологические принципы имеют цель определить орфограмму исконно якутских слов и фонетические принципы определяют усвоенные слова, которые стали корнем, а цитатные принципы должны излагать орфограммы заимствованных слов, которые не поддались фонетическому.
Особая роль в формировании орфографического навыка лежит на учителе начальных классов. То, как учитель подаст материал, как она научит превращать полученные знания в навыки, определит их будущую грамотность. Орфографический навык создается в процессе длительных упражнений, он основывается на более простых навыках как: письмо, фонетический анализ слова, морфемный состав слова и выделение орфограммы, требующей проверки, умение определять правило орфограммы.
Выделяют следующие факторы формирования орфографических навыков: зрение, слух, движение рукой, проговаривание.
Главным в обучении правописанию является способность решать орфографическую задачу. Но для его решения младший школьник должен уметь распознавать орфограмму. Только овладев орфографической зоркостью, которая является базовым орфографическим умением, ученик сможет освоить орфографические навыки. Именно поэтому вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости остается актуальной.
На первом этапе подготовки младших школьников к обучению грамоте нужно учить слышать звуки, определять слоги, потом в словах различать гласные и согласные и т.д. То есть развить фонематический слух, развивать понятийный аппарат. Во втором, нужно работать над выработкой орфографической зоркости. На этом этапе ученик должен научиться распознавать орфограммы. И в третьем этапе, научить детей самоконтролю, так как для развития орфографической зоркости нужна установка самих обучающихся на их выработку.
Но самую большую часть работы над развитием орфографической зоркости позволяет делать учебник якутского языка. В нем максимально размещен методический аппарат, который оказывает незаменимую помощь при обучении детей. При выполнении заданий, орфографическая зоркость постепенно развивается. Тут специально подобраны разнообразные упражнения, обеспечивающие зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание материала. Учебник насыщен различными видами упражнений, содержащих элементы повторения орфограмм, изученных ранее.
В практике письменной речи школьников, следует использовать письмо с пропусками орфограмм. Данный способ служит отличным вариантом для проверки учеников на запоминание материала. Широко применяются приемы списывания, обеспечивающие запоминание орфографического облика, то есть развивает орфографическую память. Определив орфограмму, обучающийся может решить ее правильное написание.
Также для успешного усвоения материала, следует использовать игровые методы. Игра всегда остается интересной формой получения знаний для младшего школьника. Для усвоения орфограммы можно провести такие игры как:
1. Игра «Комментатор»: нужно дополнить слово, вставив пропущенную букву, объяснить орфограмму.
2. Игра «Третий лишний»: вычеркни лишние слова.
3. Игра «Назови ошибку»: выдели слова, которые обозначают предметы.
4. Найди «опасное место». Учитель произносит слова, а дети, как только узнают «опасные» места, хлопают в ладоши.
5. Загадки, ребуса, картинки.
6. Угадай схемы. На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами._О_О_О.
7. Шутки-загадки.
8. Замени словом. Дается определение, которое нужно заменить одним словом.
9. Зрительное запоминание словарных слов в стихах, с соответствующими картинками.
Работа над правилами, правописание окончаний глагола
1. Аат туохтуурдары бул.
Муурка куоска утуктуу,
Муннун тыаьа бурулуур,
Ойом-сойом туннугунэн
Уулуссаны одуулуур.
Сиэркилэттэн иннэ-иннэ
Сирэйинэе кэтилиннэ.
Кэллэ-барда, сэргэхсийдэ,
Кэрийэ кетте, чэнэлийдэ.
2. Составь слова по схеме
оиуу
арыы
быа
дьиэ
отон
сытыы
балык
суот
субэ
Ответы:
ойуу (рисунок) - ойуулаа (нарисуй),
арыы (масло) -арыылаа (намажь маслом),
быа (веревка) - быалаа (завяжи),
дьиэ (дом) - дьиэлээ (иди домой),
отон (ягода, брусника) - отонноо (собирай ягоды),
сытыы (острый)- сытыылаа (наточи),
балык (рыба) - балыктаа (иди рыбачить),
суот (решение)-суоттаа (реши),
субэ (совет) - субэлээ (посоветуй).
3. Правописание удвоенных согласных. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Мин кыьы..ы со..ун кэ..им.
Ха..ан маска кэлэн олордо.
Ма.. а олус интэриэьинэй.
Бугун таьырдьа ла..а сылыйда.
Максим оло..осторун кырааскалаата.
Таьырдьа чалбахтаах уу сап..ыкы кэт.
Мин кыьынны соммун кэттим (Я надел зимнее пальто).
Хаххан маска кэлэн олордо (Филин прилетел и сел на дерево).
Манна олус интэриэьинэй (Здесь очень интересно).
Бугун таьырдьа лаппа сылыйда (Сегодня на улице потеплело).
Максим олоппосторун кырааскалаата (Максим покрасил стулья).
Таьырдьа чалбахтаах уу саппыкы кэт (На улице лужи, надень резиновые сапоги).
4. Правописание слов из русского языка.
Составь слова, составь предложения, подчеркни главные члены предложения. Оьюекмтр, взерелтио, дзеинрпет, шанпелт, рнэак. Ответы: компьютер, телевизор, президент, планшет, экран.
5. Бэриллибит этиилэри схеманан кердер (Напиши схему данным предложениям). Холобур: о.ч.о.ч+т+к. Оголорго улахан уеруу буолла. Унургу биэчэргэ учугэйдик кыттыбыт оголор ордук уердулэр. Оло
оголордоогор ордук Артур уердэ. Кини унуруун ааттаахтык хоьоон аахпыта. Оскуола ьутуннуу биьирээбит (Амма Аччыгыйа).
0.4.- ойогос чилиэн- второстепенные члены Т- туьаан- полдлежащее
К-кэпсиирэ- сказуемое
Выводы. В заключении хочется отметить, что для повышения грамотности необходимо придерживаться двух путей. Это развитие оперативной памяти и методика самопроверки письменных работ. При обучении правильному написанию слова большое значение имеет орфографическое правило, то есть решение орфографической задачи. Начиная с первого года обучения, нужно научить детей видеть орфограмму.
Орфографические задачи сложные и трудные, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, то есть если школьник будет знать и определять орфограмму, то он овладеет орфографическими навыками.
Таким образом, для успешного усвоения орфографической зоркостью следует использовать не только методические ресурсы, но и игровые методы. Орфографическая зоркость усваивается постепенно, когда ребенок регулярно выполняет упражнения и задания. Литература:
1. Васильева Н.М. Становление и развитие якутской орфографии: автореферат дисс.канд.фил.наук. -Якутск: Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, 2013. - 21 с.
2. Колесова А.П. Обучение родной грамоте на основе деятельностного подхода учащихся школ Республики Саха (Якутия): дисс.канд.пед.наук. - М., 2003.
3. Павлова В.А., Павлова Е.П. Вопросы устранения речевых ошибок младших школьников национальных школ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Киров: Изд-во «МЦИТО», 2017. - С. 24-26.
4. Попова М.К. Управление транспозицией при национально-ориентированном обучении русскому языку // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 4 (6). - С. 236-242.
5. Саввинова А.Д. Особенности формирования лингвистических понятий родного языка (языка саха) в основной школе в условиях билингвального обучения // Вестник ТГПУ. - 2017. - 4 (181).