Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
561
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вородюхин Станислав Евгеньевич, Лысенко Виктория Александровна, Васильев Виктор Викторович

Выделены основные меры противодействия коррупции, которые уже существуют на современном этапе развития России; предлагаются новые пути их совершенствования. В связи с кризисом, вызванным пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, во всем мире наблюдается тенденция к проявлению коррупционных правонарушений. Приводятся специальные меры, на которые следует обратить особое внимание во время пандемии, так как они направлены на противодействие коррупции в наиболее уязвимых сферах общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вородюхин Станислав Евгеньевич, Лысенко Виктория Александровна, Васильев Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE MEASURES AIMED AT COMBATING CORRUPTION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

The main anti-corruption measures that already exist at the present stage of Russia's development are highlighted, and new ways of improving them are proposed. In connection with the crisis caused by the COVID- 19 coronavirus pandemic, there is a tendency to corruption offenses around the world. Special measures are given that should be paid special attention to during the pandemic, as they are aimed at countering corruption in the most vulnerable areas of society.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-74-79 NIION: 2003-0059-1/22-148 MOSURED: 77/27-003-2022-01-347

Пути совершенствования мер, направленных на противодействие коррупции на современном этапе развития России

Станислав Евгеньевич Вородюхин1, Виктория Александровна Лысенко2,

Виктор Викторович Васильев3

'■2'3 Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, Белгород, Россия

1 vorodyuhin-stani@mail.ru

2 lisenlco.vik.2013@yandex.ru

3 vasilev-vv@mail.ru

Аннотация. Выделены основные меры противодействия коррупции, которые уже существуют на современном этапе развития России; предлагаются новые пути их совершенствования. В связи с кризисом, вызванным пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, во всем мире наблюдается тенденция к проявлению коррупционных правонарушений. Приводятся специальные меры, на которые следует обратить особое внимание во время пандемии, так как они направлены на противодействие коррупции в наиболее уязвимых сферах общества.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, меры по противодействию коррупции, сотрудники органов внутренних дел

Для цитирования: Вородюхин С. Е., Лысенко В. А., Васильев В. В. Пути совершенствования мер, направленных на противодействие коррупции на современном этапе развития России // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 74-79. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-74-79.

Original article

Ways to improve measures aimed at combating corruption at the present stage of development of Russia

Stanislav E. Vorodyuhin1, Victoria A. Lysenko2, Viktor V. Vasiliev3

12 3 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin,

Belgorod, Russia

1 vorodyuhin-stani@mail.ru

2 lisenko.vik.2013@yandex.ru

3 vasilev-vv@mail.ru

Abstract. The main anti-corruption measures that already exist at the present stage of Russia's development are highlighted, and new ways of improving them are proposed. In connection with the crisis caused by the COVID-19 coronavirus pandemic, there is a tendency to corruption offenses around the world. Special measures are given that should be paid special attention to during the pandemic, as they are aimed at countering corruption in the most vulnerable areas of society.

Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption measures, employees of the internal affairs bodies

For citation: Vorodyuhin S. E., Lysenko V. A., Vasiliev V. V. Ways to improve measures aimed at combating corruption at the present stage of development of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):74-79. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-74-79.

© Вородюхин С. Е., Лысенко В. А., Васильев В. В., 2022

jjÉiSk.

-^pr-

Государство предпринимает решительные меры, направленные на усиление борьбы с таким «социальным злом», как коррупция. Коррупционные проявления со стороны государственных служащих подрывают доверие населения к власти, снижают авторитет государства в глазах его граждан, поскольку коррупция оказывает отрицательное воздействие на эффективное функционирование государственного аппарата, общества и отдельных граждан.

Доверие населения к власти, как один из принципов ее легитимности, должно быть основано на ее честности и неприятии коррупции, а не на замалчивании сложных проблем и переключении внимания граждан на спорт, патриотизм или ненависть к внешним угрозам безопасности. На протяжении всей истории коррупция приспосабливалась к любым политическим режимам. Нет никакой уверенности, что недостаток демократии или полная либерализация политических отношений способны повлиять на нее. Коррупция все также остается лишь отражением выбора людей, их эгоизма и безразличия к справедливости. Ее конец может наступить, только когда каждый решит для себя, что хочет видеть Россию действительно сильной демократической страной, могущество которой представляет не военная мощь или необъятная граница, а такие разные и удивительные населяющие ее люди, которые с уверенностью смотрят в будущее, неразрывно связанное с нашей общей родиной.

Понятие коррупции не имеет национальной окраски и государственно-территориальной привязки, но в каждой стране существуют определенные особенности [2; 3; 5-8; 10].

К. А. Корчагина относит коррупцию к серьезным дестабилизирующим факторам общества [4, с. 107]. Особенно сейчас как никогда необходимо деформировать общественное сознание в сторону абсолютного порицания коррупции как внутренней угрозы, которую нельзя игнорировать. Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности, так как сложность организации системы коррупционных отношений представляется в коррупционном «разделении труда», где отдельные должностные лица и криминальные субъекты выполняют присущие только им роли вследствие их положения в государственных структурах, коммерческих предприятиях либо иерархии криминального мира:

• категория лиц, занимающих должность в государственных структурах правоохранительного ха-

рактера, в том числе сотрудники органов внутренних дел, использующие полномочия для протекции лиц, замешанных в коррупции;

• должностные лица судебных и разрешительных органов, которые лоббируют интересы коррупционных структур;

• финансовые и коммерческие управленцы, подчиненные им лица, использующие возникающие из коррупции возможности для увеличения показателей прибыли.

Отлаженная схема выглядит как устойчивая сеть регулярных коррупционных действий, совершаемых, как правило, одними и теми же лицами. Любой коррупционной схеме необходимо время, чтобы тщательно отладить механизм взаимодействия как по вертикальной иерархии одного органа власти, так и в горизонтальной плоскости между начальствующими субъектами равного положения.

В целях недопущения подобной ситуации в органах внутренних дел предусмотрена система ротации руководителей структурных подразделений в субъектах РФ, предусматриваемая нормативными актами о противодействии коррупции. Необходимыми процедурами проведения ротации являются планирование, совершение подготовительных мероприятий, непосредственно ротация, учет ее результатов и оформление необходимой отчетности. Все указанные процедуры должны быть зафиксированы в соответствующем регламенте. Данная мера оправдывается сменяемостью должностных лиц, когда заинтересованные в корыстных связях лица не могут уставить коррупционную связь на постоянной основе с руководством региональных правоохранительных органов [6, с. 199]. Стоит обратить внимание, что данная практика не применима к должностным лицам коммерческих предприятий, организаций, учреждений, что приводит к закреплению «теплых мест» у коррупционеров.

Таким образом, институт ротации является относительно новым для отечественной правовой системы, но уже завоевавшим расположение многих экспертов в области противодействия коррупции. Перемещение кадров правоохранительных структур способствует формированию необходимых механизмов профилактики коррупции. Считаем, что необходимо чаще осуществлять ротацию кадров во всех без исключения государственных учреждениях.

В своих исследованиях К. Г. Сорокин подчеркивает, что «в сфере противодействия коррупции общей

приоритетной задачей государства является устранение условий и причин, порождающих коррупцию. Противодействие данному явлению должно начинаться с профилактики коррупционных тенденций и основываться на предупреждении возможных коррупционных проявлений в государственном аппарате и обществе» [9, с. 21].

Реализация антикоррупционных реформ, так или иначе, проходит через этап планирования, в рамках которого осуществляется накопление и консолидация представлений о наиболее эффективных способах сокращения коррупционных практик и установление определенного набора путей преодоления этого явления, который будет отвечать условиям конкретной страны и нюансам текущих антикоррупционных задач в представлении инициаторов.

Однако стоит обратить внимание, что основной задачей для российского законодателя является поддержание актуальной нормативной базы, наиболее полно отвечающей текущим условиям коррупционности среди государственных органов и общественных учреждениях. Научные исследования по вопросам антикоррупционного поведения служащих и практические наработки должны составлять определенную часть содержания нормативных актов. Законодатель должен учитывать положительный зарубежный опыт, апробируя наиболее актуальные для российской действительности приемы и способы реформирования.

Следует отметить, что в настоящее время развития в России совершенствуется нормативная правовая база по борьбе с коррупцией. В 2008 г. был принят Федеральный закон № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», определяющий основные принципы борьбы с коррупцией, а также организационно-правовые основы [1]. С 2008 г. Президент Российской Федерации утвердил Национальный план противодействия коррупции, благодаря которому приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. В 2021 г. был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг., который направлен на усиление ряда мер по совершенствованию правовой базы в этой области.

В целях совершенствования мер противодействия коррупции на современном этапе развития России стоит обратить внимание на декларирование доходов. Во всем мире контроль над расходами и доходами яв-

ляется принятой нормой. Расходы, как и доходы, играют важную роль в надзоре за антикоррупционной деятельностью правительства, поскольку значительное превышение расходов над доходами указывает на наличие у человека незаявленных средств. Концепция всеобщей декларации давно используется в ряде стран и уже оказала положительное влияние на их экономику.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 273-Ф3, сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, утвержденные Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557. Кроме того, во исполнение п. «а» п. 2 данного Указа в каждом ведомстве предусмотрены свои перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые и при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять указанные сведения. В органах внутренних дел такие перечни утверждены Приказами МВД России от 16 декабря 2016 г. № 848, от 14 декабря 2016 г. № 838, от 26 июня 2013 г. № 474, от 5 апреля 2016 г. № 158.

Дополнительно к приведенным перечням Приказом МВД РФ № 838 утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД, сотрудниками ОВД, федеральными государственными гражданскими служащими системы. Считаем, что было бы целесообразно данные сведения подавать гражданам и в отношении своих совершеннолетних детей.

Для преодоления коррупции в России необходимо принять, на наш взгляд, следующие меры:

• усилить контроль со стороны надзорных органов за исполнением законов и должностных обязанностей всеми государственными служащими (значимость указанной меры определяется сущностью самого назначения «контроля». Ведь именно контроль со стороны надзорных органов позволяет выявить недобросовестных сотрудников и работников. В определенной степени служит неким сдерживающим фактором. Согласно данным пресс-службы Следственного

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

комитета России за минувший 2020 г. за преступления коррупционной направленности осуждено более 1400 сотрудников правоохранительных органов, что свидетельствует о наличии существенного массива коррупционеров в рядах государственных служащих. Расширение инструментария надзорных органов будет способствовать выявлению и привлечению к ответственности коррупционных преступников);

• существенно увеличить заработную плату государственным служащим (причины, связанные с недостаточно высоким уровнем денежного довольствия, всегда признавались ключевыми коррупционными детерминантами. На фоне современных темпов инфляционных процессов недостаток финансового стимулирования сотрудников ощущается особо остро. Если государственный служащий будет получать заработную плату, позволяющую удовлетворить все потребности, то не будет необходимости получения денежных средств преступным путем, так как каждый будет дорожить своей должностью и репутацией);

• проводить открытые судебные процессы в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, и полностью исключить им возможность занимать в дальнейшем государственные должности (дела о коррупционных преступлениях ввиду своей специфики дискредитируют в глазах общественности тот государственный орган, представитель которого оказался на скамье подсудимых. Эта мера имеет превентивное значение для лиц, которые собираются совершить коррупционные правонарушения, так как это будет являться сдерживающим фактором для государственных служащих. Также эта мера направлена на привлечение широкой общественности к данной проблеме, развитие сознательности граждан. В целях поддержания авторитета государственного аппарата необходимо прибегнуть к одному из средств поддержания доверия общества к суду — открытому судебному разбирательству);

• создать должность федерального омбудсмена по борьбе с коррупцией (на указанное лицо будет возлагаться функция контроля соблюдения справедливости и интересов определенных граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц, т. е. в его обязанности должно входить выявление излишних бюрократических процедур, анализ правовых актов, подготовка предложений по улучшению антикоррупционного законодательства и работа с общественностью. Учреждение должно-

сти омбудсмена по борьбе с коррупцией — шаг на пути к развитию гражданского общества);

• обеспечить объективное освещение в средствах массовой информации мероприятий государства и общественных организаций по профилактике и борьбе с коррупцией (данная мера позволит обеспечить эффективное взаимодействие с обществом. Во-первых, широкое освещение антикоррупционных мероприятий позволит повысить уровень сознательности граждан и обеспечит снижение уровня бытовой коррупции. Во-вторых, обеспечивается повышение уровня доверия граждан к деятельности государственных органов и желание участия в выработке отдельных предложений по совершенствованию мер. Ключом к борьбе с коррупцией является транспарентность. Чем больше информации становится общедоступной, тем более эффективно неправительственные организации и СМИ могут «изобличать и позорить» коррупционную практику и, тем самым, способствовать ее искоренению).

Конечно, это лишь часть мер, которые помогут снизить уровень коррупции в РФ, и проведение их в жизнь будет весьма сложным процессом. Это потребует от государства больших финансовых вложений, а также огромных усилий по их нормативному регулированию.

В настоящее время все мировое сообщество переживает кризис, который вызван пандемией коро-навирусной инфекции. В связи с этим во всем мире наблюдается тенденция к проявлению коррупционных правонарушений. В свою очередь, группа государств в рамках борьбы с коррупцией выступила с заявлением о необходимости обеспечения прозрачности государственных закупок в наиболее уязвимых сферах.

Представляется целесообразным в целях противодействия коррупции во время пандемии COVID-19 применить специальные меры, направленные на противодействие коррупции в наиболее уязвимых сферах общества:

• создание открытого и прозрачного процесса контрактов, которое сможет ограничить проникновение коррупционных схем;

• обеспечение прозрачности данных, связанных с COVID-19;

• привлечение гражданского общества к контролю за распределением медицинских продуктов и оборудования;

• создание прозрачной системы закупок путем разработки рекомендательных стандартов качества закупаемых и поставляемых медицинских товаров, а также обеспечение прозрачности закупочных процедур с целью избегания завышения цен;

• необходимо также обеспечить прозрачность механизмов подотчетности при получении, распределении и использовании фондов и пожертвований;

• использование цифровых технологий для предоставления услуг и управления цепочками поставок.

Важно отметить, что меры по борьбе с коррупцией должны быть системными, адекватными, организованными и своевременными. Целесообразно учитывать находчивость и коварность коррупционеров и вести против них борьбу с помощью единой антикоррупционной государственной политики.

Таким образом, в целях исполнения одной из целей современной государственной антикоррупционной политики, заключающейся в обеспечении национальной безопасности, максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения, на территории нашего государства целесообразно применить: 1) некоторые положительные меры из зарубежного опыта в сфере борьбы с коррупцией; 2) для успешного преодоления коррупции на современном этапе развития российского общества необходимо использовать как меры устрашения, так и факторы, способствующие созданию условий нетерпимости граждан к коррупционным преступлениям; 3) процесс борьбы с коррупцией на территории РФ требует детально проработанной стратегии со стороны государства.

Список источников

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 дек.

2. Братановский С. Н. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ: моногр. М. : Проспект, 2017.

3. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учеб.-метод. комплекс (учеб. пособие) // С. А. Авакьян, О. И. Баженова, О. А. Ежукова и др.; отв. ред. С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2016.

4. Корчагина К. А. Коррупция в органах внутренних дел — один из факторов дестабилизации российского общества // Юрист-Правоведъ. 2017. № 3 (28). С. 107-112.

5. Малько А. В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 3. С. 37-43.

6. Павлова Е. А. Современное состояние, структура и динамика коррупции в органах государственной власти РФ // Стратегическое управление: теория, практика и проблемы: мат. XIV региональной науч.-практ. конф. 16 декабря 2016 г.: сб. науч. работ Т. 3. Владимир : Владимирский филиал РАН-ХиГС, 2017. С.198-203.

7. Противодействие коррупции: новые вызовы: моногр. / С. Б. Иванов, Т. Я. Хабриева, Ю. А. Чихан-чин и др.; отв. ред. Т. Я. Хабриева. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016.

8. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета // ред. Е. В. Охотского. М., 2019.

9. Сорокин К. Г. Актуальные вопросы взаимосвязи политики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) с антикоррупционной политикой на пространстве Таможенного союза ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2013. № 4. С. 21.

10. Формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: учеб. пособие / И. Ф. Амельчаков, В. А. Лысенко, С. Е. Вородюхин и др. Белгород : Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Пу-тилина, 2020.

References

1. Federal Law No. 273-FZ of December 25, 2008 «On Combating Corruption» // Rossiyskaya Gazeta. 2008. 30 Dec.

2. Bratanovsky S. N. Administrative and legal aspects of the fight against corruption in the system of executive power in the Russian Federation: monogr. M. : Prospect, 2017.

3. Constitutional and legal foundations of anti-corruption reforms in Russia and abroad: studies.-method. complex (study. manual) // S. A. Avakian, O. I. Bazhen-ova, O. A. Yezhukova et al.; ed. S. A. Avakian. M. : Jus-ticinform, 2016.

4. Korchagina K. A. Corruption in the internal affairs bodies is one of the factors of destabilization of Russian society // Jurist-Pravoved. 2017. No. 3 (28). P. 107-112.

5. Malko A. V. Anti-corruption policy of modern Russia: from imitation to decisive action // Legal policy and legal life. 2017. No. 3. P. 37-43.

6. Pavlova E. A. The current state, structure and dynamics of corruption in public authorities of the Russian Federation // Strategic management: theory, practice and problems: mat. XIV regional nauch.-pract. Conf. December 16, 2016: collection of scientific works. works vol. 3. Vladimir : Vladimir branch of the Russian Academy of Sciences-Hicks 2017. P. 198-203.

7. Anti-corruption: the new challenges: monograph. / S.B. Ivanov, T. Y. Khabrieva, Yu. A. Chikhanchin, etc.; otv. ed. by T. Y. Khabrieva. M. : Institute of legislation

and comparative law under the Government of the Russian Federation: INFRA-M, 2016.

8. Anti-corruption: textbook and workshop for bachelor's degree and specialty // ed. by E. V. Okhotsky. M., 2019.

9. Sorokin K. G. Actual issues of the relationship between policy in the field of combating the legalization (laundering) of proceeds of crime, financing terrorism and financing the proliferation of weapons of mass destruction (AML/CFT/FORM) with the anti-corruption policy in the space of the EurAsEC Customs Union // Customs. 2013. No. 4. P. 21.

10. Formation of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies: studies. manual / I. F. Amelchakov, V. A. Lysenko, S. E. Vorodyukhin, etc. Belgorod : Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, 2020.

Информация об авторах

С. Е. Вородюхин — старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина, кандидат исторических наук;

В. А. Лысенко — начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина, кандидат юридических наук, доцент;

В. В. Васильев — профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина, кандидат исторических наук, доцент.

Information about the authors

S. E. Vorodyukhin — Senior Lecturer at the Department of State Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Candidate of Historical Sciences;

V. A. Lysenko — Head of the Department of State Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

V. V. Vasiliev — Professor of the Department of State Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 20.12.2021; принята к публикации 24.01.2022.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 20.12.2021; accepted for publication 24.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.