8. Чернобай, С.Б. Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества / С.Б. Чернобай // Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе "Школа - Вуз". - Новосибирск, 2003. // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4 - С. 16-20.
9. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд. / А.Н. Щукин. - М.: Изд-во «Филоматис», 2007. - 480 с.
Педагогика
УДК 376.37
магистрант Васищева Марина Васильевна
Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); магистрант Бузинова Анастасия Сергеевна Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); магистрант Дыкина Юлия Алексеевна
Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация. Выявление и коррекция нарушений развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются основной задачей работы логопеда. Большинство речевых нарушений успешно поддаются полному устранению. Систематические занятия, проводимые согласно специально разработанным программам, способны в значительной степени улучшить речь детей со значительными отклонениями в физическом развитии. В представленной статье рассмотрены основные причины возникновения речевых нарушений и приведены основные пути совершенствования логопедической помощи у детей младшего возраста.
Ключевые слова: логопедия, речевые нарушения, логопедическая помощь дошкольникам, развитие речи, особенности дошкольного и младшего школьного возраста.
Annotation. The identification and correction of speech development disorders in children of preschool and primary school age is the main task of the speech therapist's work. Most speech disorders can be successfully eliminated completely. Systematic classes, conducted according to specially designed programs, can significantly improve the speech of children with significant disabilities in physical development. In the presented article, the main reasons for the occurrence of speech disorders are considered and the main ways to improve speech therapy assistance in young children are presented.
Keywords: speech therapy, speech disorders, speech therapy assistance to preschoolers, speech development, especially preschool and primary school age.
Введение. Речь - это особый вид деятельности человека, в ходе которой происходит реализация мыслительных процессов через языковые средства (слова, словосочетания, предложения и т.п.). Она практически не встречается без словесного языка, а язык может функционировать только в речевой среде. Вот почему главной целью обучения дошкольников и школьников младшего возраста является формирование речевых навыков, культуры речевого общения и, конечно же, умению пользоваться лексическими инструментами языка. В задачи логопедии входит развитие мышления, памяти и восприятия ребенком окружающего мира, выявление и коррекция нарушений речи ребенка, определение и, по возможности, устранение причин возникновения нарушений речи, наблюдение и оценка эффективности применяемых методик и занесение полученной информации в соответствующую документацию.
Изложение основного материала статьи. Актуальность рассматриваемой темы заключается в раскрытии новых методик логопедической работы с детьми младшего дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями. Нарушения речи способны в значительной мере снизить качество жизни человека, ограничивая его способность к коммуникации и эффективной социальной адаптации, поэтому любые отклонения в речевой сфере ребенка необходимо своевременно выявлять и корректировать. При этом следует использовать самые передовые технологии, которые предоставляет научно-технический прогресс.
Целью представленной работы является систематизация теоретического опыта исследователей в области логопедической корректировки нарушений речевого развития, а также определение путей совершенствования логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Вообще все психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе развития речи дошкольников можно разделить на три типа:
1. Структурные - проблемы, возникающие у дошкольника в ходе формирования структурных уровней языковой системы: лексического, грамматического, фонетического;
2. Функциональные - проблемы, возникающие в ходе развития связной речи или речевого общения;
3. Когнитивные - затруднения у дошкольника, возникающие в ходе осознания речевых или языковых явлений.
Все перечисленные проблемы могут быть преодолены путем применения методических средств речевого развития. К ним относят:
1. Обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, в ходе которого с помощью педагога дошкольники формируют набор речевых умений. Обучение осуществляется путем проведения занятий (в различных формах), чтения литературных произведений, анализа книжных иллюстраций и тому подобных методических приемов;
2. Воздействие на центр речевой деятельности. При этом формируется речевая среда путем создания в группе книжного уголка, размещения наглядного материала.
Дудьев В.П. отмечает, что в том случае, когда ребенок имеет выраженные физиологические нарушения в моторике или функционировании органов чувств, его возможности изучать окружающий предметный мир сильно ограничиваются. Соответственно, формирование предметного сознания не может идти правильно. Кроме физиологических нарушений, серьезное отрицательное влияние на речевое развитие дошкольников и детей младшего школьного возраста, «...оказывает социальная депривация и ограничение доступа к культурным ценностям» [1, С. 80].
М.М. Кольцова в книге «Движение и развитие сенсорной речи. Движение и развитие моторной речи» обращает внимание на то, что речь необходимо активно развивать в первые три года жизни ребенка, и развитие это неразрывно связано с различными играми. Такая сложная роль двигательной деятельности объясняется тем, что «.все функции центральной нервной системы лучше всего тренируются и развиваются именно в этот период роста и становления. Если по
какой-либо причине в развитии моторики и речи произойдет задержка, то это в дальнейшем может нанести невосполнимый урон развитию ребенка в будущем и компенсируется с большим трудом и не в полном объеме»[2, С. 36].
Леонтьев А.А. установил, что «развивать речь ребенка побуждает потребность в общении. В основе общения лежит разумное понимание, намеренная передача мыслей и чувств, все это требует развития системы речи. Ведь для передачи чувств и мыслей от одного человека к другому обязательное необходимо обобщить содержание информации, которую желательно передать, а это возможно только при помощи развитой речи, то есть речевой коммуникации» [6, С. 38]. Иными словами, человек при помощи мышления отражает окружающую реальность, применяя обобщения.
Исследования проводились на базе детского сада МБДОУ д/с № 28 г. Новошахтинска и ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья». В ходе исследовательской деятельности изучены логопедические заключения и методы работы с детьми имеющими речевые нарушения. Были выявлены серьезные отклонения в развитии речи, которые очень сложно поддаются корректировке и связаны с нарушениями физиологических функций организма ребенка. В качестве примера таких нарушений можно привести алалию.
Такие тяжелые поражения речевой деятельности приводят к нарушению процесса коммуникации ребенка с окружающим миром, ведь коммуникация - это не только общение другими индивидами. Это еще и способность усваивать и передавать свой и чужой опыт. Без такого взаимодействия жизнь человека не может протекать полноценно. Вот почему даже при тяжелых формах алалии с таким ребенком необходимо проводить занятия, направленные не только на его речевое, но и на его интеллектуальное развитие. Здесь актуальным представляется использование методики синквейна.
Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В логопедии методика синквейна - методика, направленная на развитие речи детей. Дидактический синквейн - это творческое задание, при выполнении которого ребенок развивает способность выявлять наиболее существенные компоненты в предложенном материале, анализировать их и самостоятельно делать выводы. Эта методика не только развивает речь ребенка, но и активизирует его интеллектуальную деятельность [3, С. 54].
Синквейн составляется согласно определенным правилам:
1. Первая строка - подбор существительного, которое наиболее точно отражает предмет речи;
2. Вторая строка - должна содержать два прилагательных, которые, по мнению ребенка, наиболее точно выражают свойства предмета речи;
3. Третья строка - содержит три глагола, выражающие действия предмета речи;
4. Четвертая строка - короткая фраза, выражающая отношение ребенка к предмету речи;
5. Пятая строка - слово или словосочетание, которое, по мнению ребенка, связано с первым существительным и отражает сущность темы синквейна.
Например: 1. Кошка. 2. Красивая, добрая. 3. Сидит, мурлычет, играет. 4. Я люблю гладить кошку. 5. Домашнее животное.
Таким образом, для того, чтобы ребенок правильно составлял синквейн, он должен развивать свой словарный запас, усвоить навык обобщения, понимать взаимосвязь между словом-предметом, словом-признаком и словом-действием, развивать навык правильной постановки вопроса и выражения своих мыслей в виде связной речи. По мнению Кобяковой Г.Н., наибольшую пользу методика синквейна приносит в логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так как словарь таких детей в значительной мере обеднен и отличается от нормы однотипностью используемых грамматических форм. Дети с подобными речевыми нарушениями зачастую не понимают значения слов, испытывают сложность в их подборе, затрудняются в составлении словосочетаний.
М.М. Кольцова считает, что уровень развития речи дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Она отмечает, что «...если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает -задерживается и развитие речи» [2, С. 45]. Начало развития словесной речи ребенка связано с достижением достаточной тонкости движений пальцев его рук. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву, способствует формированию функциональной готовности речедвигательного анализатора, особенно его коркового отдела, для последующего развития произносительной стороны речи.
Для коррекции речевых нарушений у детей с заболеваниями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, разработаны специализированные логопедические комплексы, базирующиеся на современных компьютерных технологиях и требующие особой подготовки логопеда. В качестве примера такого комплекса можно привести компьютерный логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп». Эта программа создана с использованием автоматизации звуков, разработана «кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Л.П. Назаровой» [4, С. 152]. В ходе занятий проводится работа над постановкой правильного дыхания ребенка в процессе речи, коррекция моторной дислалии и иных сложных речевых нарушений, возникающих в результате поражения органов слуха ребенка или его речевого аппарата. Дети учатся управлять речевой интонацией, правильно расставлять логические ударения в словах, контролировать темп речи, тренировать правильное звукопроизношение. Комплекс позволяет работать с детьми разного возраста.
Использование логопедами и дефектологами современных технологий в работе с детьми будет расширяться. При этом нельзя забывать, что специализированные логопедические программы на данный момент являются прекрасным дополнением к работе специалиста, но пока не способны полностью заменить его работу по коррекции звукопроизношения, обогащению словарного запаса ребенка и обучение его правильному грамматическому построению речи. Иванова А.В. перечисляет основные направления логопедической помощи, где на данный момент желательно использовать специализированные логопедические программы:
1. «Звукопроизношение, развитие фонематического слуха;
2.Формирование лексики и грамматики у детей с речевыми нарушениями;
3. Развитие коммуникативных навыков;
4. Развитие артикуляции;
5. Развитие мелкой моторики;
6. Развитие словесно-логического мышления;
7. Развитие у детей таких качеств, как внимание, вербальная и зрительная память, мотивация, воля» [2, С. 85].
Изучение условий воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях и
результатов бесед с воспитателями и учителями показало, что воспитатели и учителя нуждаются в серьезной подготовке к коррекционному воспитанию и обучению таких детей.
Исследование условий семейного воспитания детей с отклонениями в развитии и педагогических возможностей родителей позволили установить, что «.во многих семьях необходимая работа по общему и речевому развитию не ведется. В большинстве случаев родители недооценивают важность и необходимость проведения систематической,
целенаправленной воспитательной работы в семье в целях всестороннего развития детей, не ориентированы в содержании и приемах этой работы» [1, С. 19].
С учетом особенностей детей раннего возраста, в детских дошкольных учреждениях и даже в младших классах школы педагогами предусмотрена целенаправленная работа по развитию речи у детей. Эта работа проводится по системе, охватывающей формирование словарного запаса, звуковую культуру речи, связную речь и интегрируется с другими видами познавательной деятельности детей. При этом развитие речи и звукопроизношения происходит как в процессе организованного образовательного процесса, так и во время индивидуальной работы с ребенком, и во время нерегламентированного общения между детьми и воспитателем.
Комплексная диагностика, коррекционная психолого-медико-логопедическая работа и пролонгированное обучение детей, имеющих речевые нарушения на фоне соматической, нервно-психологической ослабленности, позволяют преодолеть трудности в обучении уже на первом году пребывания в школе. Грамотное использование компьютерных игровых развивающих программ дефектологами, логопедами, психологами позволяет добиться повышения эффективности обучения. Это новая и интересная форма индивидуальной работы.
Выводы. На основании проведенного анализа, можно выделить следующие направления совершенствования логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Раннее комплексное психолого-медико-педагогическое обследование дошкольников для выявления возможных нарушений речевого развития. Чем раньше такие нарушения выявлены, тем больше вероятность нормализации развития ребенка;
2. Проведение комплексной коррекционной работы, с применение новых логопедических технологий, таких, как синквейн;
3. В случае выявления сложных нарушений - использование специализированных логопедических программ, базирующихся на современных компьютерных технологиях, таких, как «Речевой калейдоскоп».
Литература:
1. Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. - 2006. - №10. - [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-razvitiya-dvigatelnoy-i-rechevoy-funktsionalnyh-sistem-cheloveka-v-normalnom-i-narushennom-ontogeneze - (дата обращения: 17.11.2021).
2. Иванова А.В. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста // Ступени в науку. - 2021. - №. 1. - С. 85-88. - [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/YtYtW - (дата обращения: 17.11.2021)
3. Кобякова Г.Н. Синквейн - технология в логопедической практике // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2015. - №2. - С. 54-55 - [Электронный ресурс] - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/sinkveyn-tehnologiya-v-logopedicheskoy-praktike - (дата обращения: 17.11.2021)
4. Копичева А.А., Крючков В.П. Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. - 2017. - С. 152-159. - [Электронный ресурс] -URL: https://www.elibrary.m/item.asp?id=30615702 - (дата обращения: 17.11.2021)
5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973 - 144 с.
6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
7. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. -М.: Глобус Кловер. - 2008. - 288 с.
Педагогика
УДК 378
доцент Величкина Ольга Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Подлеснов Андрей Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ К ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих специалистов телевизионной индустрии к организационно-творческой деятельности, основанной на апробации модели и комплекса педагогических условий такой подготовки, приводятся данные диагностического, формирующего и обобщающего этапов педагогического эксперимента, интерпретируются полученные сведения на основе установленных критериев. Эксперимент проводился в естественных условиях образовательного процесса Краснодарского государственного института культуры, в статье отражены особенности его проведения и предложен ряд пунктов для эффективности внедрения разработанной методики в практику других вузов.
Ключевые слова: подготовка будущих специалистов телевизионной индустрии, педагогический эксперимент, педагогическая модель, организационно-творческая деятельность.
Annоtation. The article considers the results of experimental work on the preparation of future TV industry specialists for organizational and creative activities based on the approbation of the model and the complex of pedagogical conditions for such training. The article quotes data of the pedagogical experiment's diagnostic, formative, and ascertaining stages, and it interprets the information obtained on the basis of established criteria. The experiment was carried out in the natural conditions of the educational process at the Krasnodar State Institute of Culture. The article reflects the features of its implementation and suggests a number of points for the implementation effectiveness of the developed methodology in the practice of other universities.
Keywords: preparation of future TV industry specialists, pedagogical experiment, pedagogical model, organizational and creative activities.
Введение. Современные формы и способы развития медиасферы требуют формирования у специалистов телеиндустрии дополнительных профессиональных компетенций. Исследование профессиографии специалистов телевизионных компаний России, показывает, что, независимо от особенностей каждой специальности, существенную роль