Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРСОВ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРСОВ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРСЫ ДОСТИЖЕНИЙ / КОНКУРСЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ / ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновская Е.М.

Соревновательные мероприятия, проводимые в период школьного обучения, являются важным компонентом образования и воспитания. Тяготение старшеклассников к игровым и соревновательным формам взаимодействия делает задачу совершенствования формы и содержания конкурсов достижений актуальной. Целью исследования является разработка направлений совершенствования формы и содержания конкурсов достижений, проводимых среди обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ с целью их более полного соответствия конкурентным реалиям современности, а также повышения их привлекательности для участников. В ходе исследования были решены следующие задачи: предложена условная классификация конкурсов с точки зрения формы их проведения и решаемых педагогических задач; проведен анализ возможностей различных видов конкурсов как инструмента для формирования конкурентоспособности личности; выявлены недостатки формы и содержания конкурсов в аспекте формирования конкурентоспособности; разработаны концептуальные направления и практические предложения по совершенствованию формы и содержания конкурсов, при реализации которых используются известные педагогические технологии. Теоретический анализ, мониторинг участия обучающихся в конкурсах и личная педагогическая практика автора как школьного учителя, имеющего опыт подготовки старшеклассников к различного рода учебным соревновательным мероприятиям, позволили сформулировать основные направления и практические предложения по совершенствованию конкурсов достижений. Основными принципами, на основе которых разработаны конкретные практические предложения, служат приближение формы и содержания конкурсов к конкурентным реалиям жизни и повышение привлекательности процесса и результата конкурсов для участников. Предложения могут быть реализованы при организации соревновательных мероприятий среди старшеклассников. Ожидаемым результатом является повышение компетентности, развитие направленности и гибкости участников, и как следствие - более эффективное формирование личностной конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ACHIEVEMENT CONTESTS FORMAT AND CONTENT IN ORDER TO CULTIVATE HIGH-SCHOOL STUDENTS' COMPETITIVENESS

Competitive events, held during the period of school education are an important component of learning and upbringing. The attraction of high school students to game-like and competitive forms of interaction makes the goal of enhancing the form and content of the competitive contests actual. This study is aimed at developing the directions for achievement contests to improve, in order for them to fit the modern society's competitive standards, and to increase the attractiveness of such contests for their probable participants. The following goals were achieved in this study: the classification of contests, in terms of their pedagogical aims and forms of holding, was developed; different types of contests were analyzed, in terms of their possibilities for forming the personal competitiveness; the contests flaws, in terms of forming the competitiveness were found; conceptual directions and practical suggestions, considering the form and content of contests, which are being implemented with the use of popular pedagogical practices, were developed. Theoretical analysis, monitoring of students' participation in contests and author's personal working practice as a school teacher with the experience of preparing the high school students for different types of contests, allowed to formulate the main directions for achieving contests enhancement. The main principles, on the basis of which certain practical suggestions were developed, are: bringing the form and content of competitions closer to the competitive realities of life and increasing the attractiveness of the process and the result of competitions for participants. Suggestions, made in this research, can be implemented into the organizational process of high school students' competitive events. The expected results of implementing these suggestions are: competence increase, advancement in participants' level of focus and flexibility and more effective formation of the personal competitiveness.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРСОВ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Научная статья УДК 371.384.3

DOI: 10.20323/1813_145X_2023_1_130_39_47 EDN: IQUSCU

Пути совершенствования конкурсов достижений как средства воспитания конкурентоспособности обучающихся

Екатерина Михайловна Сосновская

Аспирантка, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1 sekm1975@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2108-8270

Аннотация. Соревновательные мероприятия, проводимые в период школьного обучения, являются важным компонентом образования и воспитания. Тяготение старшеклассников к игровым и соревновательным формам взаимодействия делает задачу совершенствования формы и содержания конкурсов достижений актуальной.

Целью исследования является разработка направлений совершенствования формы и содержания конкурсов достижений, проводимых среди обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ с целью их более полного соответствия конкурентным реалиям современности, а также повышения их привлекательности для участников.

В ходе исследования были решены следующие задачи: предложена условная классификация конкурсов с точки зрения формы их проведения и решаемых педагогических задач; проведен анализ возможностей различных видов конкурсов как инструмента для формирования конкурентоспособности личности; выявлены недостатки формы и содержания конкурсов в аспекте формирования конкурентоспособности; разработаны концептуальные направления и практические предложения по совершенствованию формы и содержания конкурсов, при реализации которых используются известные педагогические технологии.

Теоретический анализ, мониторинг участия обучающихся в конкурсах и личная педагогическая практика автора как школьного учителя, имеющего опыт подготовки старшеклассников к различного рода учебным соревновательным мероприятиям, позволили сформулировать основные направления и практические предложения по совершенствованию конкурсов достижений. Основными принципами, на основе которых разработаны конкретные практические предложения, служат приближение формы и содержания конкурсов к конкурентным реалиям жизни и повышение привлекательности процесса и результата конкурсов для участников.

Предложения могут быть реализованы при организации соревновательных мероприятий среди старшеклассников. Ожидаемым результатом является повышение компетентности, развитие направленности и гибкости участников, и как следствие — более эффективное формирование личностной конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность; конкурсы достижений; конкурсы творческих работ; предметные олимпиады; педагогическая технология; старшеклассники; личность

Для цитирования: Сосновская Е. М. Пути совершенствования конкурсов достижений как средства воспитания конкурентоспособности обучающихся // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 39-47. http://dx.doi.org/10.20323/1813_145X_2023_1_130_39_47. https://elibrary.ru/IQUSCU

Original article

Directions for improving the achievement contests format and content in order to cultivate high-school students' competitiveness

Ekaterina M. Sosnovskaya

Post-graduate student, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respu-blikanskaya st., 108/1

sekm1975@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2108-8270

Abstract. Competitive events, held during the period of school education are an important component of learning and upbringing. The attraction of high school students to game-like and competitive forms of interaction makes the goal of enhancing the form and content of the competitive contests actual.

© Сосновская Е. М., 2023

This study is aimed at developing the directions for achievement contests to improve, in order for them to fit the modern society's competitive standards, and to increase the attractiveness of such contests for their probable participants.

The following goals were achieved in this study: the classification of contests, in terms of their pedagogical aims and forms of holding, was developed; different types of contests were analyzed, in terms of their possibilities for forming the personal competitiveness; the contests flaws, in terms of forming the competitiveness were found; conceptual directions and practical suggestions, considering the form and content of contests, which are being implemented with the use of popular pedagogical practices, were developed.

Theoretical analysis, monitoring of students' participation in contests and author's personal working practice as a school teacher with the experience of preparing the high school students for different types of contests, allowed to formulate the main directions for achieving contests enhancement. The main principles, on the basis of which certain practical suggestions were developed, are: bringing the form and content of competitions closer to the competitive realities of life and increasing the attractiveness of the process and the result of competitions for participants.

Suggestions, made in this research, can be implemented into the organizational process of high school students' competitive events. The expected results of implementing these suggestions are: competence increase, advancement in participants' level of focus and flexibility and more effective formation of the personal competitiveness.

Keywords: competitiveness; achievement contests; creative work contests; subject olympiads; pedagogical technology; high school students; personality

For citation: Sosnovskaya E. M. Directions for improving the achievement contests format and content in order to cultivate high-school students' competitiveness. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023;(1): 39-47. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813_145X_2023_1_130_39_47. https://elibrary.ru/IQUSCU

Введение

Конкурсы достижений будем понимать как учебные мероприятия на соревновательной основе, использующие ресурс знаний, умений, навыков, а также творческий потенциал участников. К числу конкурсов достижений мы относим предметные олимпиады и конкурсы творческих работ (проектов). Предметные олимпиады выявляют в основном уровень знаний и глубину понимания отдельного предмета обучения; конкурсы творческих работ демонстрируют уровень творческого развития участников, кругозор, надпредметные знания.

Личностную конкурентоспособность, с учетом проведенного анализа научных взглядов на данную педагогическую категорию и различные ее аспекты [Евплова, 2019; Конкурентоспособность как фактор успешности ... , 2017; Митина, 2002; Семенов, 2018; Титова, 2016; Токарева, 2008], будем понимать как умение достигать наилучшего результата на общем конкурентном предметном поле среди других соискателей успеха за счет личностных качеств и компетенций.

Учебные соревновательные мероприятия, конкурсы достижений, являясь компонентом образовательной среды, имеют ключевое значение для формирования конкурентоспособности старшеклассников [Гайнеев, 2017; Джеймс, 1993; Лукина, 2017; Парфенова, 2018; Сосновская, 2018; Янушевская, 2017], поскольку обладают изначально заложенными в них механизмами воздействия на интегральные свойства конкурен-

тоспособности, которыми, согласно

Л. М. Митиной, являются направленность, компетентность и гибкость [Митина, 2002].

Проведенный анализ и мониторинг участия старшеклассников в конкурсах показал недостаточное соответствие формы и содержания конкурсов задачам развития личности вообще и формированию личностной конкурентоспособности в частности и позволил сформировать ряд направлений и предложений по их совершенствованию.

Методы исследования

Основу исследования составляют положения деятельностного (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.); аксиологического (Л. В. Вершинина, М. Г. Казакина, Н. И. Крику-ненко, В. А. Сластенин, М. С. Яницкий) и лич-ностно-ориентированного (М. М. Балашов,

Е. В. Бондаревская, Л. М. Митина, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) подходов.

Для разработки теоретических оснований и практики исследования использовались различные методы:

— теоретические (анализ и синтез, обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление);

— эмпирические (наблюдение, изучение опыта, анкетирование, беседа, метод экспертной оценки, опытная работа);

— методы математической статистики.

Результаты исследования

3.1. Анализ формы и содержания конкурсов достижений в аспекте соответствия задаче формирования конкурентоспособности старшеклассников

Анализ и сопоставление содержания и организационных форматов различных конкурсов достижений позволили выявить ряд их общих характерных свойств.

Конкурсы содержат образовательный и дея-тельностный аспекты. Подготовка и участие в конкурсах — как в предметных олимпиадах, так и в конкурсах творческих достижений — связаны с деятельностью, в процессе которой приобретаются и совершенствуются значимые для общества знания, навыки, умения, происходит приобретение и развитие компетенций.

Значительная часть конкурсов в своей основе предполагает не только предметно-тематическую деятельность, но также личное общение конкурсантов с экспертами, в ряде случаев включает работу в коллективе при составлении групповых проектов, а также публичную защиту результатов деятельности, что способствует успешной социализации и развитию коммуникативных навыков. Результаты конкурсов, критическое сравнение своих достижений с достижениями других участников являются сигналами для поиска путей улучшения достигнутого личного результата. В этом смысле конкурсы служат базой для самопознания, самосовершенствования, саморазвития.

Конкурсы всегда носят соревновательный характер. Соревнование как процесс приводит к достижению цели, успеха. Победители и призеры конкурсов получают награды, бонусы и другие преференции, что свидетельствует о признании самих конкурсов и их результатов социумом. При этом сами конкурсы способствуют продвижению добившихся успеха и стимулируют остальных участников. Кроме того, конкурсы имеют нравственное и социальное значение, являя собой со-

ревнование в создании продукта, востребованного обществом, и в этом смысле играют воспитательную роль.

Сочетание воспитательного, образовательно-развивающего и соревновательного аспектов позволяет конкурсам достижений быть ключевым инструментом формирования личностной конкурентоспособности старшеклассников, оказывая влияние на все признаки конкурентоспособной личности.

Говоря о формах и способах проведения конкурсов в современных условиях, следует отметить непрерывно возрастающую роль информатизации на всех уровнях и этапах [Заславская, 2018].

Таким образом, именно конкурсы достижений следует считать базовым инструментом воспитания конкурентоспособности. Они должны служить эффективным инновационным компонентом образовательной среды, способствующей самореализации личности. Разработка системы эффективных методов организации конкурсов достижений в направлении их приближения к конкурентным реалиям жизни является сложной многомерной проблемой, решаемой в долгосрочной перспективе.

Однако, несмотря на общность целевых ориентиров и решаемых задач, различные виды конкурсов достижений имеют свои особенности. Предметные олимпиады развивают и совершенствуют знания по предметам обучения, демонстрируют достигнутый уровень [Миндеева, 2016]. Конкурсы творческих работ в большей степени активизируют творческий потенциал личности [Сосновская, 2017]. Однако при этом все виды конкурсов развивают определенную группу личностных качеств, характеризующих конкурентоспособность личности. Данные качества проявляются в типовых жизненных ситуациях. Примерное соответствие задач конкурсов достижений потребностям реальной жизни представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Соответствие задач конкурсов достижений старшеклассников потребностям реальной жизни_

Решаемая учебная (игровая) задача Развиваемые качества и свойства личности Вид соревнований (олимпиада, конкурс работ) Типовые ситуации в реальной жизни

Решение заданий повышенной сложности на заданную тему Совершенствование и демонстрация профессиональных знаний. Мобилизация усилий и концентрация внимания в нужный момент. Умение укладываться в установленные временные рамки, планирование. Тренировка навыков, знаний и умений. Дисциплинированность (способность вы- Предметная Олимпиада. Тематическая специализированная или многопрофильная индивидуальная викторина. Сдача экзаменов по формату ЕГЭ и ГИА. Конкурс (тендер) при приеме на работу (профессиональное тестирование). Профессиональное разрешение нестандартных ситуаций в работе.

Решаемая учебная (игровая) задача Развиваемые качества и свойства личности Вид соревнований (олимпиада, конкурс работ) Типовые ситуации в реальной жизни

полнять определенные действия по необходимости) Самообразование, повышение квалификации

Самостоятельное решение многопрофильной задачи при подготовке индивидуальной исследовательской работы (проекта) Умение пользоваться литературными источниками. Приобретение и совершенствование знаний в отдельных областях. Овладение надпредметными знаниями и общими принципами познания (анализ и синтез). Умение пользоваться помощью и организовывать работу помощников. Развитие самостоятельности и независимости. Формирование умения принимать нестандартные решения. Формирование навыка публичного выступления. Умение вести дискуссию. Преодоление психологических барьеров при общении с аудиторией. Формирование жизненной позиции по принципиальным вопросам Конкурс индивидуальных творческих достижений и исследовательских тематических работ — конференции, семинары и проч. Решение производственной (творческой) задачи в рамках должностных обязанностей, в том числе при прохождении испытательного срока при приеме на работу. Защита результатов своего труда (диплома, проекта, диссертации)

Работа в составе коллектива при решении многопрофильной задачи в рамках группового проекта Умение налаживать личностные и деловые контакты. Умение быть как подчиненным, так и руководителем. Умение принимать и оказывать помощь. Умение конструктивно и критически оценивать свои и чужие результаты труда. Формирование ответственности за порученное дело Конкурс групповых проектов — конференции, семинары и проч. Работа в составе коллектива. Совместная защита проекта

Данные Таблицы 1 иллюстрируют потенциал отдельных видов конкурсов достижений и обозначают направления их развития и совершенствования.

3.2. Основные направления и практические предложения по совершенствованию формы и содержания конкурсов достижений старшеклассников

Конкурсы достижений, являющиеся инструментом, своего рода полигоном для формирования личностной конкурентоспособности, должны быть приближены к реальным актуальным конкурентным и даже конфликтным жизненным ситуациям, в процессе разрешения которых также формируется и совершенствуется конкурентоспособность.

Решаемые старшеклассниками в ходе соревнований задания и задачи развивают качества конкурентоспособной личности, необходимые при разрешении различных ситуаций, в том числе и конфликтных, возникающих на протяжении всей жизни, в процессе будущей профессиональной деятельности и социальной практики. Данные ситуации, в свою очередь, выдвигают требования к профессиональным и личностным качествам, на основе которых корректируются форматы конкурсов в направлении наибольшего соответствия требованиям жизни.

Таким образом, идея совершенствования конкурсов достижений состоит в приведении учебных игровых ситуаций, характерных для конкурсов, в разумное соответствие с ситуациями из реальной жизни. В связи с этим мы выделяем ряд перспективных направлений совершенствования конкурсов на базе уже существующих и оправдавших себя педагогических идей. Следует отметить, что разработанные направления не столько сосредоточены на фиксации уровня знаний и умений — у ребенка появляется возможность проявить личностные качества, позволяющие дополнить, а иногда и в определенной степени компенсировать ими пробелы в предметно-тематических компетенциях.

К числу перспективных инновационных направлений совершенствования конкурсов достижений, способных усилить их потенциал в аспекте воспитания конкурентоспособности старшеклассников, мы относим следующие идеи:

1. Совместное комбинированное применение олимпиад и творческих конкурсов в рамках одного предмета (технология «комбинированное соревнование») предполагает проведение соревнований в два раунда. Данный метод в целом находится в русле традиционных критериев оценки и уже применяется, хотя недостаточно апробирован. Сначала — решение заданий повышенной сложности, затем — написание работы на заданную тему или подготовка слайдовой презентации

с докладом. Допустимо использование интернета (контролируемое), а также литературы (общей для всех). Максимальные возможности для применения данного подхода имеет блок точных и естественно-научных предметов (химия, физика, биология). Такая форма организации конкурсов формирует у обучающихся целостное восприятие предмета, расширяет кругозор, позволяет демонстрировать мотивацию и дисциплину при выполнении работы.

2. В качестве развития и дополнения совместного комбинированного применения разных способов соревнования предлагается сочетание теории и практики в олимпиадах по естественнонаучным дисциплинам (биология, химия, физика, информатика). Данный подход (технология «теория — практика») предъявляет повышенные требования к техническому обеспечению конкурсов и оборудованию, так как для экспериментальных исследований и испытаний необходима специальная база, но, несмотря на возможные организационные сложности, формирует ценное качество исследователя — баланс теории и практики.

3. Проведение интегрированных конкурсов по аналогии с технологией интегрированного обучения, практикуемой в соответствии с ФГОС ОСО [Федеральный государственный образовательный стандарт ... , 2020]. Интегрированный конкурс предполагает проведение соревнования совместно по нескольким предметам с общим полем знаний (в рамках блока, например, точных наук, либо естественно-научных дисциплин, либо гуманитарных предметов). Возможно также соревнование по всем предметам с подключением достижений во внеурочной деятельности. Данное соревнование старшеклассников в рамках школы выходит за рамки обычного суммирования баллов по отдельным предметам, так как включает дополнительные критерии и более сложную систему оценки знаний по предметам, отличную от стандартной пятибалльной оценочной шкалы, а также элемент самопрезентации, также оцениваемой. Данный формат позволяет вовлечь в соревнование на добровольной основе широкий круг обучающихся, так как при таком подходе шансы на призовое место имеют многие обучающиеся, а не только хорошо подготовленные по отдельно взятому предмету.

4. Конкурсы творческих проектов целесообразно приблизить к формату тендеров, проводимых в различных сферах взрослой жизни. Для победы автор должен не только добросовестно и на высоком уровне подготовить проект, но и лич-

но убедить лиц, принимающих решение, в том, что его проект — лучший среди прочих, представленных на конкурс. Самопрезентация, как представление своих достижений окружающим с целью создания положительного мнения, в аспекте конкурентоспособности имеет не менее важное значение, чем объективная квалификация автора и качество выполненный им работы, в данном случае — разработанного проекта. В связи с этим интересным направлением также может стать проведение дискуссий с двумя или более участниками, в процессе которой оппоненты защищают принципиально разные позиции по предложенному вопросу, используя багаж знаний, аргументы, а также умения и навыки самопрезентации. При этом спектр вопросов и тем для обсуждения может быть достаточно широким и охватывать культуру, науку, историю, социальную и другие сферы.

5. Определенный интерес представляет проведение конкурсов на проверку и выявление эффективности работы коллектива в процессе выполнения многопрофильной задачи. Известно, что потенциал коллектива складывается не только из суммы отдельных личностных качеств каждого его участника, что неоднократно подтверждается результатами, к примеру, спортивных командных соревнований. Осознанность общей цели, психологическая совместимость, слаженность, эффективное распределение обязанностей, взаимопонимание, взаимодополнение — показатели эффективности работы коллектива, которые в целом могут быть оценены при организации коллективных спортивных соревнований, викторин, КВН, конкурсов танцевальных и вокальных коллективов. Данная технология позволяет наиболее эффективно и гармонично сочетать личностные интересы и возможности с коллективными, формируя у каждого участника навыки успешной работы в коллективе на примере положительного опыта, приобретенного в игровой ситуации.

6. Диагностика эффективного принятия решения в сложной ситуации — еще один перспективный сегодня формат конкурсов, основанный на моделировании нестандартных ситуаций, близких к возможным реальным. Моделирование данных ситуаций может происходить за счет использования компьютерных технологий, дополненной реальности, а также создания экстремальной ситуации в реальных условиях.

7. Говоря о конкурсах вообще и предметных олимпиадах в частности, нельзя не обратить

внимание на то обстоятельство, что в программе школьного обучения есть мероприятия обязательного характера, имеющие сходный формат с олимпиадой. Речь идет об экзаменах в формате ЕГЭ и ГИА. Данные экзамены проходят в весьма строгом формате по установленным правилам. Цель ЕГЭ/ГИА — выявление степени усвоения знаний школьной программы по отдельному предмету. Разработанные форматы ЕГЭ/ГИА эту проблему в целом решают. Однако при этом существует большое количество учебных пособий и методических материалов, призванных улучшить и закрепить не столько сами знания экзаменуемых, а сформировать именно навык успешного прохождения экзамена в таком формате. Таким образом, происходит смещение конечной цели экзамена. Объективная проверка знаний переходит в фазу субъективной проверки навыка сдачи ЕГЭ/ГИА. Среди причин такого явления можно выделить наличие вариантов ответов, из которых следует выбрать правильный (в большинстве заданий), а также дефицит вопросов, требующих творческого подхода.

Было бы целесообразно хотя бы некоторые задания формулировать таким образом, чтобы экзаменуемый подключал при ответе не только выученные знания, но и мышление, логику и даже фантазию, как это происходит на олимпиадах. При этом в такого рода заданиях, возможно, было бы допустимо использовать литературу при поиске ответа, что недопустимо в традиционных заданиях, ориентированных на проверку базовых знаний. При методически правильном составлении задания разрешение пользоваться литературой должно способствовать формированию весьма полезного умения обращаться к различным источникам при решении прикладной задачи в реальной жизни. Ведь профессиональный аспект конкурентоспособности опирается не только на выученный объем знаний, но и на умение им пользоваться, на исследовательский потенциал личности.

В качестве примера реализации приведенных выше направлений предлагается ввести в образовательную практику нового поколения конкурсы, состоящие из нескольких этапов. Каждый из этапов в разной степени формирует определенные характеристики конкурентоспособности, направленность, компетентность, гибкость, являющиеся также критериями ее оценки. Предлагается следующая модель конкурсов нового поколения, которая может быть взята за основу при практиче-

ской организации конкурсов по отдельным предметам или группам предметов.

Конкурс состоит из нескольких этапов (в них последовательно участвуют соревнующиеся), по итогам которых определяется победитель по интегральному показателю из нескольких промежуточных оценок, которые выставляет наблюдательная комиссия. Примерные названия конкурса: «Ступени познания: любитель, знаток, мастер», «Грани будущей профессии».

Соревнование может проводиться как в рамках одного предмета, так и в рамках группы предметов (например, естественные, точные, гуманитарные науки). В скобках указаны следующие критерии конкурентоспособности: компетентность (К), направленность (Н), гибкость (Н), наиболее ярко проявляющиеся на разных этапах. Таким образом, по Л. М. Митиной, задействуют-ся и оцениваются все критерии конкурентоспособности.

Далее приведем примерные этапы организации подобных конкурсов:

— знакомство — развернутый ответ на вопрос «Почему я этим занимаюсь» (Н);

— олимпиада — решение задач повышенной сложности по предмету (К);

— представление и защита своего проекта (работы) на любую тему в рамках предмета (К, Г);

— написание краткого эссе (сочинения) на заданную руководителем проблемную тему в пределах предмета (К, Н, Г);

— участие в публичной дискуссии по заданному проблемному вопросу в форматах баттла, ток-шоу, «перестрелки» и др. (Н, Г);

— написание рецензии на предложенную чужую работу по предмету (К, Н, Г);

Для точных наук возможны дополнительные или альтернативные варианты:

— найди ошибку в доказательстве (для предмета математика);

— спрогнозируй и опиши физическую картину происходящего при заданных гипотетически измененных физических условиях и параметрах физических законов (для предмета физика) и пр.

Заключение

Таким образом, конкурсы достижений следует отнести к событиям, организуемым в контексте субъектно-ориентированной технологии, предусматривающей создание условий для самостоятельного и обоснованного принятия решений, требующей от старшеклассника активных действий по решению встающих перед ним задач,

подтверждающих результативность предпринятых усилий и имеющих субъективную и социальную значимость [Байбородова, 2020; Евплова, 2019, Резник, 2010; Педагогические технологии ... , 2019].

Конкурсы достижений служат важным и действенным инструментом при формировании конкурентоспособности старшеклассников, а основными направлениями совершенствования их формы и содержания в целях воспитания конкурентоспособности могут стать

— соотнесение цели и содержания конкурсов с социально востребованными и ценными свершениями во взрослой жизни, приближение формы и содержания конкурсов к конкурентным реалиям;

— обеспечение привлекательности конкурсов достижений для обучающихся и личностной заинтересованности участников в достигнутых результатах.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности : учебник для студентов бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» /Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. 369 с.

2. Гайнеев Э. Р. Конкурс профессионального мастерства как средство индивидуализации обучения // Методист, 2017. № 5. С. 47-50.

3. Джеймс М. Рожденные выигрывать. Трансакци-онный анализ с гештальт-упражнениями / М. Джеймс, Д. Джонгвард ; пер. Б. Е. Волынского ; под ред. Л. А. Петровской. Моесква : Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993. 336 а

4. Евплова Е. В. Общесоциальный характер личностной и корпоративной конкурентоспособности будущего специалиста: результаты социологического исследования // Образование и наука. 2019. Том 21. № 2. С. 132-154.

5. Заславская О. Ю. Влияние глобальных процессов информатизации на развитие современной системы образования в условиях цифровой экономики // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. № 3. С. 271-281.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда : монография / О. Н. Беленов, О. А. Колесникова, А. В. Звездинская, Е. В. Маслова ; под общ. ред. Е. В. Масловой ; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. 350 с.

7. Лукина А. К. Конкурсная деятельность обучающихся СПО как эффективный способ повышения интереса к получаемой профессии / А. К. Лукина, И. А. Крюкова, Н. И. Степанова, Г. М. Снисарева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 5-1. С. 132-136.

8. Миндеева С. В. Олимпиадное движение как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов / С. В. Миндеева, О. Д. Толстых // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 4. URL: http://if-mstuca.ru/CE/index.php/2016-4 (дата обращения: 10.11.2022).

9. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва : МПСИ, 2002. 400 с.

10. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников : кн. для классных руководителей. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. Москва : Просвещение, 1981. 176 с.

11. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. Москва : Академия, 2006. 368 с.

12. Парфенова И. В. Конкурсное движение — механизм стимулирования профессионального роста / И. В. Парфенова, С. В. Тиманкина // Управление образованием. 2018. № 10. С. 17-33.

13. Педагогические технологии : в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2019. 258 c.

14. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Москва : Аспект Пресс, 2000. 285 с.

15. Резник С. Д. Основы личной конкурентоспособности : учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / С. Д. Резник, А. А. Сочилова. Москва : ИНФРА-М, 2010. 181 с.

16. Семенов М. Ю. Виртуальная конкурентоспособность: оценка молодежи // Образование и наука, 2018. Т. 20. № 3. С. 100-116.

17. Сластенин В. А. Доминанта деятельности // Народное образование. 1997. № 9. С. 41-42.

18. Сосновская Е. М. К вопросу о конкурентоспособности старшеклассников // Москва : Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. № 2 (59). С. 37-40.

19. Сосновская Е. М. Конкурсы достижений как средство формирования качеств конкурентоспособной личности старшеклассников // Брянск: Научно-технический вестник БГУ 2017. № 4 (34). С. 331-334.

20. Титова О. А. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования // Молодой ученый. 2016. № 16.1. С. 57-60.

21. Токарева Е. В. Конкурентоспособность личности — залог успешности в профессиональной деятельности // Психология и школа. 2008. № 3. С. 76-83.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт. Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) // Информационный портал ФГОС. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (дата обращения: 08.07.2022).

23. Формирование личности старшеклассника / под общей ред. И. В. Дубровиной. Москва, 1989. 167 с.

24. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. Москва : Прогресс книга, 2019. 448 с.

25. Янушевская О. В. Формирование познавательного интереса у обучающихся через участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ 2017. № 2 (9). URL: http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2017/2/00362.pdf (дата обращения: 23.08.2022).

Reference list

1. Bajborodova L. V Cennostno-smyslovye osnovy vospitatel'noj dejatel'nosti = Value and meaning foundations of educational activity : uchebnik dlja studentov bakalavriata napravlenij «Pedagogicheskoe obrazovanie» i «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie» / L. V. Bajborodova, M. I. Rozhkov. Jaroslavl' : RIO JaG-PU, 2020. 369 s.

2. Gajneev Je. R. Konkurs professional'nogo master-stva kak sredstvo individualizacii obuchenija = Professional skills competition as a means of individualizing training // Metodist. 2017. № 5. S. 47-50.

3. Dzhejms M. Rozhdennye vyigryvat'. Transakcionnyj analiz s geshtal't-uprazhnenijami = Born to win. Transaction analysis with gestalt exercises / M. Dzhejms, D. Dzhongvard ; per. B. E. Volynskogo ; pod red. L. A. Petrovskoj. Moskva : Izdatel'skaja gruppa «Progress», «Pragress-Univers», 1993. 336 c.

4. Evplova E. V. Obshhesocial'nyj harakter lichnostnoj i korporativnoj konkurentosposobnosti budushhego spe-cialista: rezul'taty sociologicheskogo issledovanija = Social character of personal and corporate competitiveness of the future specialist: results of sociological research // Obrazovanie i nauka. 2019. Tom 21. № 2. S. 132-154.

5. Zaslavskaja O. Ju. Vlijanie global'nyh processov in-formatizacii na razvitie sovremennoj sistemy obrazovani-ja v uslovijah cifrovoj jekonomiki = The impact of global informatization processes on the development of the modern education system in the digital economy // Vest-nik RUDN. Serija: Informatizacija obrazovanija. 2018. № 3. S. 271-281.

6. Konkurentosposobnost' kak faktor uspeshnosti mo-lodogo specialista na rynke truda = Competitiveness as a factor in the success of a young specialist in the labor market : monografija / O. N. Belenov, O. A. Kolesnikova, A. V. Zvezdinskaja, E. V. Maslova ; pod obshh. red. E. V Maslovoj ; Voronezhskij gosudarstvennyj universi-tet. Voronezh : Izdatel'skij dom VGU, 2017. 350 s.

7. Lukina A. K. Konkursnaja dejatel'nost' obuchajush-hihsja SPO kak jeffektivnyj sposob povyshenija interesa k poluchaemoj professii = Competitive activity of vocational students as an effective way to increase interest in the trained profession / A. K. Lukina, I. A. Kijukova, N. I. Stepanova, G. M. Snisareva // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017. № 5-1. S. 132-136.

8. Mindeeva S. V Olimpiadnoe dvizhenie kak forma aktivizacii uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti studen-tov = Olympiad movement as a form of intensification of educational activities of students / S. V. Mindeeva, O. D. Tolstyh // Crede Experto: transport, obshhestvo, obrazovanie, jazyk. 2016. № 4. URL: http://if-mstuca.ru/CE/index.php/2016-4 (data obrashhenija: 10.11.2022).

9. Mitina L. M. Psihologija razvitija konkuren-tosposobnoj lichnosti = Psychology of developing a competitive personality. Moskva : MPSI, 2002. 400 s.

10. Mudrik A. V. O vospitanii starsheklassnikov = On the upbringing of high school students : kn. dlja klassnyh rukovoditelej. Izd. 2-e, dopolnennoe i pererabo-tannoe. Moskva : Prosveshhenie, 1981. 176 s.

11. Panfilova A. P. Igrovoe modelirovanie v deja-tel'nosti pedagoga = Game modeling in the activities of the teacher : ucheb. posobie dlja stud. vuzov / pod obshh. red. V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoj. Moskva : Akad-emija, 2006. 368 s.

12. Parfenova I. V. Konkursnoe dvizhenie — me-hanizm stimulirovanija professional'nogo rosta = Competitive movement — a mechanism to stimulate professional growth / I. V Parfenova, S. V. Timankina // Upravlenie obrazovaniem. 2018. № 10. S. 17-33.

13. Pedagogicheskie tehnologii = Pedagogical technologies v 3 ch. Chast' 1. Obrazovatel'nye tehnologii : uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata / pod obshh. red. L. V. Bajborodovoj, A. P. Chernjavskoj. 2e izd., pererab. i dop. Moskva : Jurajt, 2019. 258 c.

14. Pugachev V. P. Testy, delovye igry, treningi v up-ravlenii personalom = Tests, business games, training in human resources management. Moskva : Aspekt Press, 2000. 285 s.

15. Reznik S. D. Osnovy lichnoj konkurentosposobnosti = Fundamentals of personal competitiveness : uchebnoe posobie. 2-e izd., pererab. i dop. / S. D. Reznik, A. A. Sochilova. Moskva : INFRA-M, 2010. 181 s.

16. Semenov M. Ju. Virtual'naja konkurentosposob-nost': ocenka molodezhi = Virtual competitiveness: youth assessment // Obrazovanie i nauka, 2018. T. 20. № 3. S. 100-116.

17. Slastenin V. A. Dominanta dejatel'nosti = Dominant activity // Narodnoe obrazovanie. 1997. № 9. S. 41-42.

18. Sosnovskaja E. M. K voprosu o konkuren-tosposobnosti starsheklassnikov = On the question of the competitiveness of high school students // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment. 2018. № 2 (59). S. 37-40.

19. Sosnovskaja E. M. Konkursy dostizhenij kak sredstvo formirovanija kachestv konkurentosposobnoj lichnosti starsheklassnikov = Achievement contests as a means of shaping the qualities of competitive personality of high school students // Nauchno-tehnicheskij vestnik BGU. 2017. № 4 (34). S. 331-334.

20. Titova O. A. Formirovanie konkurentosposobnoj lichnosti v uslovijah sovremennogo obrazovanija = The

formation of a competitive personality in conditions of modern education // Molodoj uchenyj. 2016. № 16.1. S. 57-60.

21. Tokareva E. V. Konkurentosposobnost' lichnos-ti — zalog uspeshnosti v professional'noj dejatel'nosti = Individual competitiveness is the key to success in professional activity // Psihologija i shkola. 2008. № 3. S. 76-83.

22. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Srednee obshhee obrazovanie. Prikaz Minobr-nauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 (red. ot 11.12.2020) = Federal State Educational Standard. Secondary general education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 17.05.2012 № 413 // Informacionnyj portal FGOS. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (data obrashhenija: 08.07.2022).

23. Formirovanie lichnosti starsheklassnika = High school student personality formation / pod obshhej red. I. V. Dubrovinoj. Moskva, 1989. 167 s.

24. Jerikson Je. Detstvo i obshhestvo = Childhood and society / per. s angl. Moskva : Progress kniga, 2019. 448 s.

25. Janushevskaja O. V Formirovanie pozna-vatel'nogo interesa u obuchajushhihsja cherez uchastie v konkursah professional'nogo masterstva = WorldSkills Formation of cognitive interest among students through participation in WorldSkills professional skills competitions // Jelektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. 2017. № 2 (9). URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/2/00362.pdf (data obrashhenija: 23.08.2022).

Статья поступила в редакцию 11.11.2022; одобрена после рецензирования 19.12.2022; принята к публикации 19.01.2023.

The article was submitted 11.11.2022; approved after reviewing 19.12.2022; accepted for publication 19.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.