Научная статья на тему 'КОНКУРС И КОНКУРСНАЯ (СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ'

КОНКУРС И КОНКУРСНАЯ (СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / КОНКУРСНАЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилядов Соломон Рувинович

В данной статье описывается одно из средств развития универсальных учебных действий - конкурсная (соревновательная) деятельность школьников, описаны виды конкурсных мероприятий для школьников, представлен анализ понятия «конкурс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION AND COMPETITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

This article describes the means of development of students’ universal educational actions - competitive activities, describes the views of competitive activities of students and presents an analysis definition of «competition».

Текст научной работы на тему «КОНКУРС И КОНКУРСНАЯ (СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»

кругозор (возможно ученик сам примет другую точку зрения);

- если ученик не хочет принимать общепринятую трактовку произведения, видит его совершенно по-иному, а речь идет о написании сочинения, то учитель может предложить написать сочинение от лица какого-то критика, учитель может обратиться к фантазии ребенка;

- если ученик делает ошибку в фактологическом материале, то учитель не должен обвинять и резко и во всеуслышание указывать на ошибку. Иногда достаточно просто описать проблему, дать необходимый материал, верную информацию, объяснить ее использование, а иногда достаточно просто указать на ошибку жестом или словом;

- в качестве негативной оценки можно высказать свое неодобрение (собственные чувства), свои ожидания, объяснить стратегии исправления ошибок;

- как положительная, так и негативная оценка должна своим объектом рассматривать не самого ученика, а конкретное его действие (ответ, сочинение и т.д.), в противном случае мы как бы навязываем определенный стереотип поведения и навешиваем ярлыки. Ожидания (как негативные, так и позитивные) будут тяготеть над психикой учащегося.

В оценивании письменных работ, на наш взгляд, необходимо не просто ставить отметки, но важно писать рецензии, развернуто анализировать все аспекты работы (если речь идет о, например, сочинении).

Ученик должен знать критерии оценивания. Он должен понимать, за что и почему ему поставили ту или иную отметку. Необходимо проговаривать причины выставления той или иной отметки.

Необходимо делать акцент не на отметке или оценке, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые формируются в ходе изучения той или иной темы. Ученик должен адекватно воспринимать себя, учитель должен помогать в формировании самооценки учащегося.

Право ребенка на собственное чувствование не так часто признается в процессе обучения, точнее, предметов, которые бы в полной мере реализовывали бы это его

право, не так много. Действительно, точные науки не предполагают различных трактовок, впрочем, гуманитарные науки также не отличаются вариативностью толкований. Но литература - это способ самовыражения не только автора, но и читателей. Необходимо давать ученику чувствовать то, что он чувствует, не загонять его в «оценочные рамки».

На наш взгляд, современная направленность на индивидуализацию образования означает переосмысление системы оценивания. Важно использовать опыт педагогических систем других стран (например, Финляндии, где оценивание учащихся практически нивелировано и происходит в «щадящем» режиме), различные педагогические разработки (например, оценивание в трактовке Хаима Гинота) [См.: 4]. Необходимо более глубоко проанализировать российский вариант системы оценивания, выявить положительные и негативные стороны принятой практики оценки, а также, выработать современную стратегию оценивания и общения на уроках (в частности, на уроках литературы), соответствующую основным положениям нового «Закона об образовании в РФ».

Литература

1. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера - Спб.: Речь, 2004 - 80 с.

2. Потебня А.А. Мысль и язык. 3 изд. - Харьков: Типография «Мирный труд». 1913. - 214 с.

3. Фабер А. Как говорить с детьми, чтобы они учились / Адель Фабер, Элейн Мазлиш; [пер. с англ. Т. Новиковой]. - М.: Эксмо, 2013. - 288 с.

4. Хаим Гинот. Любить без условий, растить без усилий. Секреты разумного воспитания детей от 3 до 18. - М.: Издательство Центрполиграф, 2010.316 с.

5. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчали-мова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 192 с.

КОНКУРС И КОНКУРСНАЯ (СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Гилядов Соломон Рувинович

Соискатель Московского государственного, педагогического университета, учитель физики, ЧУ ОО средняя

общеобразовательная школа «Росинка», г. Москва

COMPETITION AND COMPETITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Gilyadov Solomon, Applicant of the Moscow State, Pedagogical University, physics teacher Secondary General School «Rosinka», Moscow city АННОТАЦИЯ

В данной статье описывается одно из средств развития универсальных учебных действий - конкурсная (соревновательная) деятельность школьников, описаны виды конкурсных мероприятий для школьников, представлен анализ понятия «конкурс». ABSTRACT

This article describes the means of development of students' universal educational actions - competitive activities, describes the views of competitive activities of students and presents an analysis definition of «competition».

Ключевые слова: конкурсная соревновательная деятельность, конкурс. Keywords: competitive activity, competition.

Ежегодно в нашей стране проводится огромное количество интеллектуальных конкурсных мероприятий для школьников, обозначилась тенденция к их увеличению. Тем не менее, условно в этом многообразии можно выделить четыре основных вида интеллектуальных конкурсных мероприятий для школьников.

Первый вид составляют интеллектуальные конкурсные мероприятия, проводимые на федеральном уровне под эгидой Министерства образования и науки. Интеллектуальным соревнованием школьников № 1 в нашей стране является реализуемая «в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам», Всероссийская олимпиада школьников (ВОШ). ВОШ проводится по 21-му общеобразовательному предмету в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, заключительный [См.: 12]. Такого же уровня и статуса мероприятием является Московская олимпиада школьников, организуемая Департаментом образования города Москвы при участии Российской академии наук, Ассоциации московских вузов, научных учреждений, государственных и частных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию по основным образовательным программам [См.: 8].

Ко второму виду относятся интеллектуальные конкурсные мероприятия, организуемые в субъектах Российской Федерации в рамках реализации региональных или муниципальных программ для обучающихся. Так, «ежегодно больше десятка столичных вузов организуют соревнования, направленные на выявление одаренных школьников. Конкурсантам предлагается не только показать уровень знаний по тому или иному предмету, но и проявить логическое мышление, лидерские качества» [См.: 15].

К третьему виду интеллектуальных конкурсных мероприятий для школьников относятся конкурсы и конференции, главными учредителями которых являются различные благотворительные фонды и общественные организации. В качестве примеров можно привести: Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, проводящийся некоммерческой организацией «Благотворительный Фонд наследия Менделеева» [См.: 9]; Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, учредителями которого являются наряду с Министерством образования и науки Российской Федерации Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского и Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» [См.: 3]; Конференцию исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций России «Думай глобально - действуй локально!», ре-

ализуемую в рамках Программы Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» [См.: 4], др.

Четвертый вид составляют открытые интеллектуальные соревнования, проводимые различными образовательными учреждениями общего, профессионального и дополнительного образования. Так, на сайте «Олимпиады для школьников» представлено 580 разнообразных по направленности однопредметных и многопредметных конкурсных мероприятий для различных возрастов обучающихся, в том числе Открытый интеллектуальный интернет-турнир обучающихся образовательных организаций «Точка опоры» [См.: 10].

Следует заметить, что на практике часто наблюдается отсутствие системности в работе как организаторов, так и участников конкурсов, слабая связь с городскими программами [См.: 6; 7, с. 124]. Фактором, увеличивающим мотивацию школьников к участию, а педагогических работников - к методическому сопровождению школьников в конкурсных мероприятиях, являются предоставление льгот обучающимся при поступлении в вузы, зачёт данного вида деятельности при установлении квалификационных категорий педагогам. Например, Министерством образования и науки РФ ежегодно утверждается Перечень олимпиад школьников и их уровни» [См.: 13]. Данный Перечень - это список интеллектуальных соревнований для школьников, победа в которых является основанием для получения льгот при поступлении в российские вузы.

В рамках классической дидактики конкурсы рассматриваются как эпизодические мероприятия наряду с другими вспомогательными формами организации целостного педагогического процесса [См.: 11]. Конкурс (от лат. «consursus» - стечение, столкновение) - это соревнование для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т.п. [14, с. 619].

По определению Г.И. Кириловой и О.Н. Волик, «конкурс - это форма организации внеурочной деятельности учащейся молодёжи» [См.: 2].

А.Н. Ксенофонтова и Е.П. Табакова рассматривают понятие «конкурс» через призму самоопределения и самореализации личности в конкурсной деятельности. С позиции исследователей, конкурсы достижений - это форма организации педагогического процесса, стимулирующая активность личности, где происходит актуализация творческих возможностей школьников, познавательной деятельности, реализуются способности и интересы учащихся [5, с. 89].

Конкурсная деятельность представляет собой процесс взаимодействия людей, проходящий в состоянии конкуренции, соревнования, имеющий социально или личностно значимый результат деятельности и реализующийся в конкурсах достижений. Конкурсная деятельность получает распространение и в образовательном процессе школы, как особый вид деятельности, направленный на самореализацию, самоопределение через стремление к достижениям» [5, с. 91].

Е.В. Кузнецова и Р.М. Мелекесова определяют конкурс «как особую форму организации такой образовательной деятельности, которая направлена на выявление наилучших участников и которая может проводиться как во время урочной, так и во внеурочной деятельности (любые соревнования, олимпиады, игры, турниры, конкурсы, конференции, фестивали и т.д.)» [См.: 6].

Следует согласиться с тем, что «сущностной особенностью конкурсной деятельности является то, что она является средством проектирования, роста личностных достижений школьников. В образовательном процессе необходимо, чтобы школьнику была предоставлена возможность чего-либо достичь, было, где участвовать, побеждать и добиваться успеха и, как следствие, иметь возможность для самореализации и самоопределения» [5, с. 91]. В процессе конкурсной деятельности происходит выявление и развитие творческих способностей обучающихся, «самореализация обучающихся через стремление к достижениям» [См.: 1].

Несомненно, ученический конкурс является неотъемлемой частью школьного образовательного процесса, а конкурсная (соревновательная) деятельность выводит развитие универсальных учебных действий школьников на новый качественный уровень - уровень совместной творческой деятельности обучающегося и педагога.

Таким образом, конкурс обучающихся - это форма организации образовательного процесса, в ходе которой осуществляется выявление и развитие творческих способностей, самоопределение обучающихся, и реализация в соревновательной деятельности их стремления к социально значимым достижениям.

Список источников информации

1. Емельянцев С.Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена». - Москва, 2009. - 22 с.

2. Кирилова, Г.И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества - режим доступа к изд.: http://www.den-za-dnem.ru/page.php? агйс!е=165

3. Конкурс им. В.И. Вернадского - режим доступа к изд.: http://vernadsky.info

4. Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций России «Думай глобально - действуй локально!» -режим доступа к изд.: http://www.konfdg.ru

5. Ксенофонтова А.Н. Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности / А.Н. Ксенофонтова, Е.П. Табакова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 10. Часть 1. - С. 88-94.

6. Кузнецова О.В. К вопросу о конкурсной деятельности учащихся / О.В. Кузнецова, Р.М. Мелекесова // Интернет-журнал Науковедение. 2012. №4 (13) -режим доступа к изд.: http://cyberleninka.ru /article/n/k-voprosu-o-konkursnoy-deyatelnosti-и^аБ^^Буа

7. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев; Под редакцией А.В. Леонтовича. - М.: ВАКО, 2014. - 160 с.

8. Московская олимпиада школьников - режим доступа к изд.: http://mos.olimpiada.ru/regulation

9. Некоммерческая организация «Благотворительный Фонд наследия Менделеева». Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений - режим доступа к изд.: http://www.bfnm.ru/p3aa1.htm!

10. Олимпиады для школьников. Мероприятия - режим доступа к изд.: http://olimpiada.ru/activities

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. № 1252 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» - режим доступа к изд.: http://www.rg.ru/2014/01/29/olimpiadi-dok.htm!

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 мая 2014 г. № 575 «Об утверждении уровней олимпиад школьников, включённых в Перечень олимпиад школьников на 2013/14 учебный год» -режим доступа к изд.: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/0/oD00/oB40/oD00/oBE0/oD00/oBA0/oD10/o830/oD00/oBC0/oD 0%В5%00%В0%01%82%Э1%8В/4258/%01%84%00 %B0%D0%B9%D0%BB/3204/Urovni_olimpiad.pdf

14. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1988. - 1600 с.

15. Центральная пресса. Мониторинг ВОШ - режим доступа к изд.: http://www.rosolymp.ru /index.php? option=com_content&view=category&layout=blog&i d=612&Itemid=6860

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ПОДГОТОВКИ: ПРАКТИКА ВОПРОСА

Гиннэ Светлана Викторовна

кандидат пед. наук, доцент, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

COMPUTER TESTING OF A BACHELOR OF THE TECHNICAL TRAINING PROFILE: PRACTICE OF A PROBLEM

Ginne Svetlana, Candidate of pedagogical Sciences, assistant professor, Siberian state technological university, Krasnoyarsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.