Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ: ПРАКТИКА ВОПРОСА'

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ: ПРАКТИКА ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиннэ Светлана Викторовна

В статье представлена характеристика компьютерного тестирования как дидактического инструментария педагогической системы, обеспечивающей эффективную реализацию в образовательном процессе вуза информационной, диагностической, консультативной и корректирующей функций преподавателя. Во второй части статьи автором предлагается описание особенностей разработки и практики применения электронных банков тестовых заданий, созданных с помощью конструктора тестов Адаптивной Среды Тестирования, при компьютерном тестировании бакалавра технического профиля подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TESTING OF A BACHELOR OF THE TECHNICAL TRAINING PROFILE: PRACTICE OF A PROBLEM

The characteristic of computer testing as didactic tool of the pedagogical system providing effective realization in educational process at university informational, diagnostic, consultative and corrective functions of the teacher is submitted in the article. In the second part of article author offers the description of features of development and practice of application of electronic banks of the test tasks created by means of the designer of tests of the Adaptive Environment of Testing during computer testing of a bachelor of the technical training profile.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ: ПРАКТИКА ВОПРОСА»

Е.В. Кузнецова и Р.М. Мелекесова определяют конкурс «как особую форму организации такой образовательной деятельности, которая направлена на выявление наилучших участников и которая может проводиться как во время урочной, так и во внеурочной деятельности (любые соревнования, олимпиады, игры, турниры, конкурсы, конференции, фестивали и т.д.)» [См.: 6].

Следует согласиться с тем, что «сущностной особенностью конкурсной деятельности является то, что она является средством проектирования, роста личностных достижений школьников. В образовательном процессе необходимо, чтобы школьнику была предоставлена возможность чего-либо достичь, было, где участвовать, побеждать и добиваться успеха и, как следствие, иметь возможность для самореализации и самоопределения» [5, с. 91]. В процессе конкурсной деятельности происходит выявление и развитие творческих способностей обучающихся, «самореализация обучающихся через стремление к достижениям» [См.: 1].

Несомненно, ученический конкурс является неотъемлемой частью школьного образовательного процесса, а конкурсная (соревновательная) деятельность выводит развитие универсальных учебных действий школьников на новый качественный уровень - уровень совместной творческой деятельности обучающегося и педагога.

Таким образом, конкурс обучающихся - это форма организации образовательного процесса, в ходе которой осуществляется выявление и развитие творческих способностей, самоопределение обучающихся, и реализация в соревновательной деятельности их стремления к социально значимым достижениям.

Список источников информации

1. Емельянцев С.Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена». - Москва, 2009. - 22 с.

2. Кирилова, Г.И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества - режим доступа к изд.: http://www.den-za-dnem.ru/page.php? article=165

3. Конкурс им. В.И. Вернадского - режим доступа к изд.: http://vernadsky.info

4. Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций России «Думай глобально - действуй локально!» -режим доступа к изд.: http://www.konfdg.ru

5. Ксенофонтова А.Н. Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности / А.Н. Ксенофонтова, Е.П. Табакова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 10. Часть 1. - С. 88-94.

6. Кузнецова О.В. К вопросу о конкурсной деятельности учащихся / О.В. Кузнецова, Р.М. Мелекесова // Интернет-журнал Науковедение. 2012. №4 (13) -режим доступа к изд.: http://cyberleninka.ru /article/n/k-voprosu-o-konkursnoy-deyatelnosti-uchaschihsya

7. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев; Под редакцией А.В. Леонтовича. - М.: ВАКО, 2014. - 160 с.

8. Московская олимпиада школьников - режим доступа к изд.: http://mos.olimpiada.ru/regulation

9. Некоммерческая организация «Благотворительный Фонд наследия Менделеева». Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений - режим доступа к изд.: http://www.bfnm.ru/p3aa1.html

10. Олимпиады для школьников. Мероприятия - режим доступа к изд.: http://olimpiada.ru/activities

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. № 1252 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» - режим доступа к изд.: http://www.rg.ru/2014/01/29/olimpiadi-dok.html

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 мая 2014 г. № 575 «Об утверждении уровней олимпиад школьников, включённых в Перечень олимпиад школьников на 2013/14 учебный год» -режим доступа к изд.: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0% B4% D0% BE%D0% BA% D1%83%D0% BC% D 0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4258/%D1%84%D0 %B0%D0%B9%D0%BB/3204/Urovni_olimpiad.pdf

14. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1988. - 1600 с.

15. Центральная пресса. Мониторинг ВОШ - режим доступа к изд.: http://www.rosolymp.ru /index.php? option=com_content&view=category&layout=blog&i d=612&Itemid=6860

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ПОДГОТОВКИ: ПРАКТИКА ВОПРОСА

Гиннэ Светлана Викторовна

кандидат пед. наук, доцент, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

COMPUTER TESTING OF A BACHELOR OF THE TECHNICAL TRAINING PROFILE: PRACTICE OF A PROBLEM

Ginne Svetlana, Candidate of pedagogical Sciences, assistant professor, Siberian state technological university, Krasnoyarsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлена характеристика компьютерного тестирования как дидактического инструментария педагогической системы, обеспечивающей эффективную реализацию в образовательном процессе вуза информационной, диагностической, консультативной и корректирующей функций преподавателя. Во второй части статьи автором предлагается описание особенностей разработки и практики применения электронных банков тестовых заданий, созданных с помощью конструктора тестов Адаптивной Среды Тестирования, при компьютерном тестировании бакалавра технического профиля подготовки.

ABSTRACT

The characteristic of computer testing as didactic tool of the pedagogical system providing effective realization in educational process at university informational, diagnostic, consultative and corrective functions of the teacher is submitted in the article. In the second part of article author offers the description of features of development and practice of application of electronic banks of the test tasks created by means of the designer of tests of the Adaptive Environment of Testing during computer testing of a bachelor of the technical training profile.

Ключевые слова: бакалавр; компьютерное тестирование.

Keywords: bachelor; computer testing.

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования, как в России, так и за рубежом неотъемлемым элементом трудовой деятельности преподавателя вуза является использование в образовательном процессе информационных технологий, одним из эффективных инструментов которых выступает компьютерное тестирование. В этой связи, актуализируется проблема разработки и систематического применения в педагогической практике этого дидактического инструментария.

Среди современных трактовок понятия «тест», на наш взгляд, наиболее точной является дефиниция, согласно которой тест - это инструмент, состоящий из ква-лиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для выявления качеств и свойств личности, измерение которых возможно в процессе систематического обучения [1]. По мнению учёных, при разработке данного инструмента ведущей выступает идея о том, что в основе педагогического сопровождения тестирования как процесса, оформленного содержательно и функционально, лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о существе проблемы и путях её решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана [2].

Соглашаясь с выше сказанным, компьютерное тестирование мы рассматриваем как один из компонентов комплексной педагогической системы, обеспечивающей эффективную реализацию в образовательном процессе вуза информационной, диагностической, консультативной и корректирующей функций преподавателя, осуществляемых в единстве и взаимосвязи с помощью соответствующего дидактического инструментария [3]. В качестве основного средства данного дидактического инструментария, обеспечивающего эффективное развёртывание обозначенной педагогической системы, мы выделяем тестовые задания учебно-профессионального характера, сформулированные в терминах изучаемого курса в соответствии с условиями выполнения ключевых функций

бакалавра технического профиля подготовки.

Для внедрения в образовательный процесс вуза описанной выше педагогической системы преподавателями кафедры технологии конструкционных материалов и машиностроения Сибирского государственного технологического университета с 2006 года осуществляется разработка и систематическое применение электронных банков тестовых заданий по дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата. Разработка обозначенных электронных банков тестовых заданий выполняется с помощью конструктора тестов Адаптивной Среды Тестирования, который предлагает четыре способа формулировки вопросов в тестовых заданиях (рисунки 1, 2, 3 и 4). При выполнении тестовых заданий открытой формы (рисунок 1) бакалавр обязан вместо троеточия в тексте вопроса самостоятельно написать правильный ответ. Рекомендуется такая формулировка задания, чтобы ответом был термин в единственном числе и именительном падеже. При этом в тексте задания не должно быть вопросительных слов, а недостающий термин (троеточие) должен быть расположен либо в начале, либо в конце текста задания.

В тестовых заданиях закрытой формы (рисунок 2) бакалавру предлагается обозначить в предложенном списке один или несколько правильных ответов в зависимости от формулировки вопроса. Так, если вопрос сформулирован в единственном числе, значит, бакалавр должен указать один правильный вариант ответа. Если же вопрос сформулирован во множественном числе, следовательно, бакалавру необходимо отметить несколько вариантов из предложенного списка ответов. При этом текст задания должен быть сформулирован в утвердительной форме и содержать не более десяти слов, а само задание должно начинаться с ключевого термина в соответствие с типом ответов.

В тестовых заданиях на соответствие (рисунок 3) бакалавр должен соотнести между собой элементы первой и второй групп ответов. При этом одна из групп ответов всегда содержит один лишний (неверный) элемент, который бакалавр должен исключить при выполнении задания, а текст задания должен быть сформулирован в утвердительной форме и содержать не более десяти слов.

Рисунок 1 - Примеры тестовых заданий открытой формы по дисциплине «Производственное обучение»

Элемент лмгеннон фирмы, обозначенным значком *:

1 ■ ш

'.-Г стержневые знаки модельная плита

г литейная модель

у(р й'г литниковая система контрольный шаблон

Пгевнть ЩШ\ 00:00:01

Рисунок 2 - Примеры тестовых заданий закрытой формы по дисциплине «Технология конструкционных материалов»

Рисунок 3 - Примеры тестовых заданий на соответствие по дисциплине «Производственное обучение»

Рисунок 4 - Примеры тестовых заданий на упорядочивание по дисциплине «Материаловедение»

В тестовых заданиях на упорядочивание (рисунок 4) бакалавр должен обозначить цифрами варианты ответов по порядку соответствующему формулировке вопроса, начиная с единицы. При этом содержание текста задания необходимо сформулировать в утвердительной форме и, желательно, ограничить десятью словами. Количество вариантов ответов, как показал опыт компьютерного тестирования, не должно превышать шести позиций.

Рефлексия собственной педагогической практики применения обозначенных банков тестовых заданий при компьютерном тестировании бакалавров технического профиля подготовки для контроля качества усвоения дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы позволила нам обозначить следующую совокупность положительных эффектов.

Так, наличие в конструкторе тестов Адаптивной Среды Тестирования описанных выше способов формулировки вопросов позволяет разрабатывать тестовые задания, ориентированные не только на узнавание правильного ответа, но и на активизацию аналитико-синтетиче-ской умственной деятельности бакалавра при выполнении тестовых заданий. В связи с чем, по нашему мнению, в большой степени нивелируется проблема механиче-

ского заучивания бакалавром правильных ответов на вопросы тестового задания. При этом у него формируется потребность не столько в усвоении знаний, сколько в овладении обобщённым инструментарием формирования и развития технического интеллекта, логического мышления и профессиональной эрудиции.

Кроме того, конструктор тестов Адаптивной Среды Тестирования позволяет формировать ведомость результатов компьютерного тестирования как по группам (спискам бакалавров), так и по отдельным блокам тестовых заданий в соответствие с разделами (модулями) или темами дисциплины. Другими словами, преподавателю в наглядной форме может быть проиллюстрирован уровень освоения конкретных разделов (модулей) или тем курса каждым бакалавром в отдельности или группой в целом. Таким образом, при систематическом и целенаправленном анализе подобной ведомости результатов компьютерного тестирования преподаватель может осуществлять своевременную коррекцию процесса освоения дисциплины посредством организации повторного, более глубокого изучения разделов (модулей) или тем курса, усвоенных бакалавром или группой на недостаточно высоком уровне.

Включенное наблюдение за учебно-профессиональной деятельностью бакалавра в ходе компьютерного тестирования разрешает нам говорить о систематизации знаний бакалавра по изучаемому курсу, которая, в свою очередь, позволяет ему лучше понимать взаимосвязь отдельных разделов (модулей) или тем дисциплины и структуру (логику) всего курса в целом. Подобная систематизация знаний достигается посредством применения такого инструмента конструктора тестов Адаптивной Среды Тестирования, как протокол результатов тестирования, предоставляющему бакалавру возможность просмотра заданий, которые были выполнены неправильно. Изучая протокол, бакалавр самостоятельно или при поддержке преподавателя выявляет слабые места и пробелы в своих знаниях, наиболее характерные ошибки, учится выстраивать логические цепочки при поиске ответов на вопросы, что особенно актуально при решении тестовых заданий на соответствие и упорядочивание.

В заключении хотелось бы добавить, что компьютерное тестирование обеспечивает оптимизацию образовательного процесса в целом. Во-первых, уменьшаются

_Интервальный пересчёт результатов компьютерно

временные затраты на контроль усвоения бакалаврами материала курса: при устном опросе преподаватель может беседовать только с одним бакалавром, а при работе на компьютере одновременно тестируются все бакалавры группы. Во-вторых, возможна одновременная проверка знаний как по отдельным разделам или темам дисциплины, так и по всему материалу курса.

Кроме того, на наш взгляд, при компьютерном тестировании повышается объективность контроля качества освоения бакалавром материала дисциплины. Во-первых, существует беспристрастность персонального компьютера к тестируемому. Во-вторых, для исключения субъективного влияния проверяющего на результаты тестирования применяется шкала оценивания (таблица 1), аналогичная интервальному пересчёту 100-бальной рейтинговой оценки в 4-бальную в соответствие с модульно-рей-тинговой технологией обучения, в рамках которой организован образовательный процесс в Сибирском государственном технологическом университете.

Таблица 1

тестирования в академическую 4-бальную оценку_

Процент правильных ответов (0,55) [55;70) [70;85) [85; 100]

Академическая оценка Неудовл. Удовл. Хорошо Отлично

Зачёт Не зачтено Зачтено

Таким образом, можно утверждать, что использование компьютерного тестирования по дисциплинам основной образовательной программы бакалавриата способствует плодотворной реализации как традиционных, так и новых педагогических моделей образовательного процесса в техническом вузе, что позволяет рекомендовать систематическое использование данного дидактического инструментария при осуществлении информационной, диагностической, консультативной и корректирующей функций преподавателя.

Список литературы 1. Майоров, А.Н. Тесты и их виды. Тесты достижений / А.Н. Майоров // Школьные технологии: Науч.-практ. журн. - 1998. - № 4. - С. 176-179.

2. Певзнер М. Н., Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М.Н. Певзнер [и др.] / Под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.

3. Гиннэ, С.В. О педагогическом сопровождении тестирования студентов по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» / С.В. Гиннэ // Будущее науки - 2013: материалы Международной молодёжной научной конференции (23 - 25 апреля 2013 года), в 3-х томах. -Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, Том 1, 2013. - С. 279-282.

ИННОВАТИКА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАТУРЫ

И ИНЖЕНЕРНОГО СПЕЦИАЛИТЕТА

Горшенин Александр Юрьевич,

Доцент, канд. техн. наук, профессор Военного учебно-научного центра ВМФ "Военно-морская академия им.

Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", г. Санкт-Петербург

INNOVATION IN PROJECT ACTIVITIES MASTER AND ENGINEERING SPECIALIST

Gorshenin Alexander, Candidate of Science, Professor of Military educational-scientific centre of the Russian Navy, "Naval Academy", Saint-Petersburg АННОТАЦИЯ

Выявлено противоречие между потребностями российского общества в инновациях и отсутствием инновационной системы как таковой, а это не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор и сфера образования. В качестве методологии модернизации и инноваций выбрана методология SADT и стандарт IDEF0. Формированию компетенций на стыке инновационной и проектной деятельности может способствовать предлагаемый курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.