организовывать работу в коллективе. На занятиях использование тренинга также поможет решить эти задачи. В ходе проживания или моделирования ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые умения и навыки (планирование, делегирование, мотивирование, тайм-менеджмент, эффективные продажи, переговоры, презентации), изменить отношение к собственному опыту. В итоге при построении тренинга на развитие соответствующей профессиональной компетенции мы имеем возможность сформировать специалиста в области страхования, соответствующего современным требованиям рынка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что недолжное игнорирование методов активного группового обучения в процессе обучения лишает обучающихся возможно лучшим образом овладения знаниями, умениями и навыками будущего активного и целеустремленного специалиста. На наш взгляд, внедрение данных методов в учебный процесс значительно повышает заинтересованность студентов в процессе обучения, в применении полученных знаний на практике, в умении принимать решения и отстаивать свою точку зрения, что необходимо современному специалисту страхового дела в условиях новых требований рынка труда и экономической ситуации в стране.
Литература
1. Бордовская Н.В. педагогика: учеб.пособие для вузов/Н.В. Бордовская, Л.А. Реан. - СПб: Питер, 2008. - 300 с
2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 2-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2010 года №709.
References
1. Bordovskaja N.V. pedagogika: ucheb.posobie dlja vuzov/N.V. Bordovskaja, L.A. Rean. - SPb: Piter, 2008. - 300 s
2. Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizacii obuchenija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / T.S. Panina, L.N. Vavilova; pod red. T.S. Paninoj. - 2-e izd., ster., - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. - 176 s.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 080118 Strahovoe delo (po otrasljam) utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 24 ijunja 2010 goda №709.
Соловьева Л.А.
Старший преподаватель, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация
В статье рассматривается системный подход к тестированию в университетах, вопросы инновационной педагогической системы обучения, программный комплекс тестирования.
Ключевые слова: тестовый контроль, инновации, банк тестовых заданий, бакалавр
Solovieva L. A.
Senior lecturer, Povolzhskiy state University of telecommunications and Informatics A SYSTEMATIC APPROACH TO IMPLEMENTING COMPUTER-BASED TESTING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARATION OF BACHELORS
Abstract
The article describes a systematic approach to testing in universities, the innovative pedagogical learning system, software system testing.
Keywords: test control, innovation, Bank of tests, bachelor.
Процесс изменений в системе образования, заданный Болонской декларацией, включает в себя, введение новых механизмов и процедур обеспечения качества образования. Компьютерный тестовый контроль знаний, умений и навыков бакалавров, ориентированный на достижение профессиональной компетентности, обеспечивает реализацию системно-оптимизационного подхода к проектированию и внедрению инноваций в педагогической деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении эффективности профессиональной подготовки бакалавров в университете, на инновационной педагогической системе обучения, предусматривающей системно-диагностический анализ качества подготовки бакалавров, включает изучение объективной и субъективной составляющих этого качества, выдвижение и проверку диагностических гипотез о степени использования ресурсного инновационного потенциала.
Компьютерное тестирование учебных программ требует введения системных преобразований в деятельность университета одновременно на трех уровнях - личностном, педагогическом и организационном, и обеспечение их взаимосвязи посредством соблюдения на каждом из них принципов субъектно-деятельностной ориентации образовательных программ, контекстной взаимосвязи теоретической, учебно-практической, учебно-исследовательской деятельности студентов, системно-диагностического сопровождения образовательного процесса, «открытости» вуза как педагогической системы.
Банк тестовых заданий реализован в системе дистанционного обучения университета и предназначен для аттестации студентов направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Методика системы комплексного компьютерного тестирования, проводится поэтапно, с возможностью импортирования имеющихся результатов. Апробировано авторское программное обеспечение, позволяющее проводить комплексную оценку учебных достижений будущих IT-специалистов, испытуемых при изучении базовых дисциплин. Создан банк экспериментальных тестовых заданий по дисциплинам математического профиля для контроля уровня знаний студентов на первой ступени многоуровневого высшего образования. Экспериментальные тестовые задания внедрены в Центре тестирования Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
При тестировании используются тесты образовательно-квалификационного уровня бакалавра по математическому анализу, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики.
Для оценки эффективности системных нововведений предложено использование двух критериев - динамики уровня профессионально-личностной компетентности как нового системного качества образовательного результата и формирование инновационной среды в вузе, характеризующей системный ресурсный эффект.
Оптимизация процесса компьютерного тестирования учебных программ достигается внедрением в образовательный процесс вуза концептуальной модели, в основе механизма реализации которой лежат организационно-педагогические условия, включающие организационно-управленческие и дидактические составляющие.
В ходе проведенного экспериментального исследования подтверждено, что созданный диагностический инструментарий создает условия для решения актуальных дидактических задач в процессе профессиональной подготовки бакалавров.
Методы исследования системного тестирования: сравнительный анализ и систематизация опыта совершенствования системы подготовки бакалавров, моделирование тестирующего комплекса «ВМ-15.Математика», количественный и качественный анализ
27
эмпирических данных, полученных в ходе исследования, констатирующий и моделирующий эксперимент, частные методы (опрос, наблюдения, анкетирование и др.).
Методологическая основа исследования реализована в тестирующем комплексе, проведена апробация практических рекомендаций.
Для проверки эффективности модели тестирующего комплекса был выбран ряд критериев (компетентность, профессиональная направленность, профессиональная мобильность) и соответствующие им показатели. Эти показатели дифференцировались, в свою очередь, по уровням (высокий, достаточно высокий, средний, ниже среднего, низкий) на основе метода экспертных оценок. В качестве экспертов выступали преподаватели тестирующего курса, представители работодателей (базовых фирм, предприятий, организаций). Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о широком спектре дидактических возможностей и эффективности технологии компьютерного тестирования, подтверждают необходимость разработки и использования компьютерного тестирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров в вузе.
Литература
1.Соловьева Л.А. О банке тестовых заданий по дискретной математике для бакалавров//Сборник научных трудов Sworld.T.15, №4-Одесса,2014, с.83-86.
References
1. Solovieva, L. A. On the Bank of test items on discrete mathematics for bachelor//Proceedings of the Sworld. T. 15, N. 4-Odessa, 2014, S. 83-86.
Телкова С. А.
Доцент, Кандидат педагогических наук, Воронежский институт МВД России О МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ К
МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОЛИМПИАДАМ
Аннотация
В статье рассмотрена методика подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России к математическим олимпиадам. Показана актуальность обращения в процессе обучения к задачному подходу.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, математическая олимпиада, олимпиадные задачи.
Telkova S.A.
Assistant professor, Candidate of sciences (pedagogics), Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
ON THE METHOD OF PREPARATION CADETS OF INSTITUTES OF RUSSIAN INTERIOR MINISTRY TO
MATHEMATICAL OLYMPIADS
Abstract
The article describes the technique of preparation cadets of higher educational institutions of Russian Interior Ministry to the Mathematical Olympiads. The topicality of treatment in the process of learning to the task approach discussed.
Keywords: professional competence, Mathematical Olympiad, Olympiad problems.
В настоящее время обучение в российских вузах осуществляется по новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов технических специальностей указано, что в рамках общекультурных компетенций выпускник вуза должен обладать способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень. В рамках профессиональных компетенций способен к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения. Достичь высоких результатов в овладении данными компетенциями возможно не только традиционными методами, но и вовлечением обучающихся в высшей школе в олимпиадное движение.
В исследованиях В.И. Вышнепольского, И.С. Петракова, Д.В. Подлесного, А.И. Попова, П.В. Сергеева, И.В. Старовиковой рассматривались вопросы содержания, формы и методов обучения при подготовке к предметным олимпиадам в общеобразовательных школах и гражданских вузах.
Однако отсутствуют работы о подготовке курсантов вузов МВД России к математическим олимпиадам, проводимым высшей школой. А перед профессорско-преподавательским составом ведомственных вузов стоит более сложная задача по подготовке специалистов. Это объясняется тем, что:
1. При обучении курсанты находятся в более суровых условиях:
- овладение компетенциями осуществляется одновременно с освоением службы в органах внутренних дел;
- особенная организация учебно-воспитательного процесса: строго регламентированный распорядок дня курсантов и ограничение время на самостоятельное изучение учебных дисциплин;
- психологические и бытовые условия.
2. За период обучения курсанты одновременно получают и инженерную специальность и становятся офицерами -сотрудниками органов внутренних дел; при этом возникает необходимость обеспечить заданное ФГОС качество подготовки по обоим направлениям.
3. Задачей ведомственного вуза является выполнение государственного заказа на подготовку специалистов - сотрудников органов внутренних дел.
4. Курсанты младших курсов должны быть мотивированы на изучение дисциплин математического цикла как фундамента для овладения профессиональными компетенциями.
По нашему мнению, именно олимпиадное движение позволит усилить мотивацию обучения; стимулировать творческий, а, следовательно, и профессиональный рост; повысить интерес к научной деятельности, способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, ответственность курсантов за выполняемую работу, а также престиж образовательного учреждения.
В основе подготовки к математическим олимпиадам лежит решение задач. Под задачей будем подразумевать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы (предмет, условие и требование) и получение некоторого познавательного результата возможно при раскрытии отношения между известными и неизвестными элементами задачи [1].
Олимпиадные задачи по математике включают в себя: совокупность объектов; отношения между ними; требование или вопрос задачи, на который нет стандартного ответа; совокупность действий над объектами для получения результата.
На основе использования в учебном процессе и внеучебной деятельности олимпиадных задач по математике выделяют умения, необходимые для формирования математических компетенций: моделировать проблемную ситуацию; анализировать исходные данные; прогнозировать, оценивать идею ее решения и полученный результат; использовать готовую систему знаний и действий в новом виде или построить новую систему в зависимости от возникающих вопросов и целей задачи; разбивать задачу на этапы, каждый из которых сводится к решению более легких или известных задач; находить нестандартные варианты решения задачи [2].
28