Симоненко Е.С.
Старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина (Мининский
университет)
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРАХОВОГО ДЕЛА
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций специалистов страхового дела с использованием различных групповых форм проведения занятий: тематические дискуссии, групповые консультации, групповой тренинг. Рассмотрено влияние групповых занятий на развитие основных профессиональных качеств современного активного сотрудника страховой компании.
Ключевые слова: тематические дискуссии, групповые консультации, групповой тренинг, профессиональные компетенции, специалисты страхового дела.
Simonenko E.S.
Senior lecturer, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University GROUP FORMS OF CONDUCTING TRAININGS AS MEANS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCES OF
EXPERTS IN INSURANCE BUSINESS
Abstract
The article considers questions of formation professional competences of experts in insurance business with using various group forms of conducting trainings: thematic discussions, group consultations, group training. Influence of group trainings on developing the basic professional qualities of the modern active employee in the insurance company is considered.
Keywords: Thematic discussions, group consultations, group training, professional competences, experts of insurance business.
Современное состояние страхового бизнеса, как и другие сферы бизнеса, претерпевает постоянные изменения. Если еще 20 лет назад сотрудником страховой компании мог быть человек практически любой профессии, возраста и уровня образования, то сегодня к специалистам страхового дела предъявляются уже достаточно повышенные требования, и даже чтобы работать обычным страховым агентом необходимо обладать целым набором знаний умений и навыков. Поэтому сегодня обучению будущих сотрудников страховых компаний уделяется достаточно много внимания, подготовкой специалистов страхового дела занялись многие учебные заведения. Однако данный процесс пока еще идет методом «проб и ошибок», так как четкого и грамотного способа обучения таких специалистов еще не разработано.
Основная задача, которая поставлена перед преподавателями страховых дисциплин на сегодня федеральными государственными образовательными стандартами - это формирование профессиональных компетенций будущих специалистов, которые базируются на требованиях работодателей. Среди них выделяются следующие:
1. Реализовывать технологии агентских продаж
2. Реализовывать технологии брокерских продаж и продаж финансовыми консультантами
3. Реализовывать технологии банковских продаж
4. Реализовывать технологии прямых офисных продаж
5. Реализовывать директ-маркетинг как технологию прямых продаж
6. Осуществлять стратегическое и оперативное планирование розничных продаж
7. Реализовывать различные технологии розничных продаж в страховании
8. Документально оформлять страховые операции
9. Консультировать клиентов по порядку действий при оформлении страхового случая
10. Организовывать экспертизы, осмотр пострадавших объектов
11. Подготавливать и направлять запросы в компетентные органы
12. Принимать решения о выплате страхового возмещения, оформлять страховые акты
13. Принимать меры по предупреждению страхового мошенничества. [3]
И это далеко не полный список требований к специалистам страхового дела. И одним из ключевых моментов формирования всех этих компетенций является то, что будущему специалисту при решении поставленных задач будет необходима работа в группе с сотрудниками из компании при подготовке страховых продуктов, построении стратегических планов, решении конкретных проблем, с сотрудниками компетентных органов при расследовании страховых случаев, выявлении фактов мошенничества, с клиентами и посредниками при реализации страховых продуктов. Поэтому, на наш взгляд, при формировании всех необходимых профессиональных компетенций специалистов страхового дела, особое внимание необходимо уделить формированию навыков работы в команде, умению работать в группе и общению с другими людьми. Единственным способом решения поставленной проблемы, по нашему мнению, является внедрение групповых форм проведения занятий в учебном заведении, таких как тематические дискуссии, групповые консультации, групповой тренинг.
Задачей написания данной статьи, с нашей стороны, является рассмотрение особенностей групповых методов проведения занятий при подготовке специалистов страхового дела и оказание влияния применения данных методов на формирование профессиональных компетенций будущих сотрудников страховых компаний.
Одним из методов является тематическая дискуссия. Дискуссия представляет собой публичное обсуждение или свободный обмен мнениями, знаниями, суждениями, идеями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Её существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций [2]. Правильно построенная на занятиях дискуссия позволит студенту научиться точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. Для будущего специалиста страхового дела такие навыки необходимы, поскольку спорные ситуации - основа ведения страхового бизнеса, умение отстаивать свою позицию и быстро принимать решения позволят успешно проводить страховые операции как на стадии продажи страхового продукта, так и на стадии оценки ущерба и выплаты страхового возмещения.
Групповые консультации могут проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение определённого времени на вопросы студентов по всему разделу или курсу. Второй вариант проводится по типу «вопросы - ответы - дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы [1]. Умение участвовать и вести групповые консультации позволит будущим сотрудникам страховой компании правильно формулировать проблемы и задачи, стоящие перед страховщиком, производить совместные поиски наиболее оптимального решения вопросов, а также посредством внедрения в групповую консультацию навыков ведения дискуссии - отстаивать свою точку зрения и правильно аргументировать свои доводы.
Еще одним групповым методом проведения занятий является групповой тренинг. Тренинги уже достаточно давно вошли в профессиональную сферу многих компаний, они позволяют сплотить коллектив, научить доверять друг другу, позволяют лучше
26
организовывать работу в коллективе. На занятиях использование тренинга также поможет решить эти задачи. В ходе проживания или моделирования ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые умения и навыки (планирование, делегирование, мотивирование, тайм-менеджмент, эффективные продажи, переговоры, презентации), изменить отношение к собственному опыту. В итоге при построении тренинга на развитие соответствующей профессиональной компетенции мы имеем возможность сформировать специалиста в области страхования, соответствующего современным требованиям рынка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что недолжное игнорирование методов активного группового обучения в процессе обучения лишает обучающихся возможно лучшим образом овладения знаниями, умениями и навыками будущего активного и целеустремленного специалиста. На наш взгляд, внедрение данных методов в учебный процесс значительно повышает заинтересованность студентов в процессе обучения, в применении полученных знаний на практике, в умении принимать решения и отстаивать свою точку зрения, что необходимо современному специалисту страхового дела в условиях новых требований рынка труда и экономической ситуации в стране.
Литература
1. Бордовская Н.В. педагогика: учеб.пособие для вузов/Н.В. Бордовская, Л.А. Реан. - СПб: Питер, 2008. - 300 с
2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 2-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2010 года №709.
References
1. Bordovskaja N.V. pedagogika: ucheb.posobie dlja vuzov/N.V. Bordovskaja, L.A. Rean. - SPb: Piter, 2008. - 300 s
2. Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizacii obuchenija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / T.S. Panina, L.N. Vavilova; pod red. T.S. Paninoj. - 2-e izd., ster., - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. - 176 s.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 080118 Strahovoe delo (po otrasljam) utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 24 ijunja 2010 goda №709.
Соловьева Л.А.
Старший преподаватель, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация
В статье рассматривается системный подход к тестированию в университетах, вопросы инновационной педагогической системы обучения, программный комплекс тестирования.
Ключевые слова: тестовый контроль, инновации, банк тестовых заданий, бакалавр
Solovieva L. A.
Senior lecturer, Povolzhskiy state University of telecommunications and Informatics A SYSTEMATIC APPROACH TO IMPLEMENTING COMPUTER-BASED TESTING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARATION OF BACHELORS
Abstract
The article describes a systematic approach to testing in universities, the innovative pedagogical learning system, software system testing.
Keywords: test control, innovation, Bank of tests, bachelor.
Процесс изменений в системе образования, заданный Болонской декларацией, включает в себя, введение новых механизмов и процедур обеспечения качества образования. Компьютерный тестовый контроль знаний, умений и навыков бакалавров, ориентированный на достижение профессиональной компетентности, обеспечивает реализацию системно-оптимизационного подхода к проектированию и внедрению инноваций в педагогической деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении эффективности профессиональной подготовки бакалавров в университете, на инновационной педагогической системе обучения, предусматривающей системно-диагностический анализ качества подготовки бакалавров, включает изучение объективной и субъективной составляющих этого качества, выдвижение и проверку диагностических гипотез о степени использования ресурсного инновационного потенциала.
Компьютерное тестирование учебных программ требует введения системных преобразований в деятельность университета одновременно на трех уровнях - личностном, педагогическом и организационном, и обеспечение их взаимосвязи посредством соблюдения на каждом из них принципов субъектно-деятельностной ориентации образовательных программ, контекстной взаимосвязи теоретической, учебно-практической, учебно-исследовательской деятельности студентов, системно-диагностического сопровождения образовательного процесса, «открытости» вуза как педагогической системы.
Банк тестовых заданий реализован в системе дистанционного обучения университета и предназначен для аттестации студентов направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Методика системы комплексного компьютерного тестирования, проводится поэтапно, с возможностью импортирования имеющихся результатов. Апробировано авторское программное обеспечение, позволяющее проводить комплексную оценку учебных достижений будущих IT-специалистов, испытуемых при изучении базовых дисциплин. Создан банк экспериментальных тестовых заданий по дисциплинам математического профиля для контроля уровня знаний студентов на первой ступени многоуровневого высшего образования. Экспериментальные тестовые задания внедрены в Центре тестирования Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
При тестировании используются тесты образовательно-квалификационного уровня бакалавра по математическому анализу, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики.
Для оценки эффективности системных нововведений предложено использование двух критериев - динамики уровня профессионально-личностной компетентности как нового системного качества образовательного результата и формирование инновационной среды в вузе, характеризующей системный ресурсный эффект.
Оптимизация процесса компьютерного тестирования учебных программ достигается внедрением в образовательный процесс вуза концептуальной модели, в основе механизма реализации которой лежат организационно-педагогические условия, включающие организационно-управленческие и дидактические составляющие.
В ходе проведенного экспериментального исследования подтверждено, что созданный диагностический инструментарий создает условия для решения актуальных дидактических задач в процессе профессиональной подготовки бакалавров.
Методы исследования системного тестирования: сравнительный анализ и систематизация опыта совершенствования системы подготовки бакалавров, моделирование тестирующего комплекса «ВМ-15.Математика», количественный и качественный анализ
27