Литература
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб., 1999.
2. Артюшкина Т.А. Систематизированный учебно-терминологический словарь в профессиональной подготовке специалистов в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6, с. 40-48.
3. Ильина А.М. Терминологическая работа как путь к профессиональному знанию // Профессиональное образование. - № 3. - 2007. - С. 79.
4. Курлыгина О.Е. Методическая задача как средство лингвометодической компетентности учителя начальных классов: Автореф. ...канд. филол. наук. - М., 2012.
- 25 с.
5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
6. Медведева И.В. Принципы составления терминологического словаря, отражающего многоаспектную характеристику термина: Автореф. .канд. филол. наук.
- М., 2000. - 18 с.
7. Морозова М.И. Двуязычный терминологический словарь как опора для извлечения информации из текстов по проблемам теории обучения иностранным языкам: Автореф. .канд. пед. наук. - М., 2000. - 18 с.
8. Полонский В.М. Педагогический словарь по образованию и педагогике. -М.: Высшая школа, 2004. - 534 с.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2011. - 608 с.
10. Ходжиматова Г.М. Научные основы обучения терминологической лексике в неязыковом вузе: Монография. - Душанбе: Авесто, 2010. - 240 с.
З.Ф. Иргалина Т.И. Уткина
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СТРАХОВОГО ДЕЛА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
FORMATION OF MATHEMATICAL LITERACY OF THE EXPERT OF INSURANCE BUSINESS IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация: в статье определены содержание и компонентный состав понятия математической грамотности специалиста страхового дела; представлены модель формирования математической грамотности, модель оценки математической грамотности специалиста страхового дела; обоснована реализация дополнительной профессиональной образовательной программы.
Ключевые слова: математическая грамотность, структура математической грамотности, модель формирования математической грамотности, дополнительная профессиональная образовательная программа.
Abstract: in article the maintenance and componental structure of concept of mathematical literacy of the expert of insurance business are defined; it represents the model of forming mathematical literacy of insurance business expert, model of an assessment of mathematical literacy of the expert of insurance business, realization of an additional professional educational program is proved.
© З.Ф. Иргалина, Т.И. Уткина, 2012
Keywords: mathematical literacy, structure of mathematical literacy, the model of forming mathematical litercy, additional professional educational program.
Сложившийся страховой рынок имеет значительные перспективы развития в современной российской рыночной экономике. Однако существуют проблемы, снижающие эффективность страхового рынка. Проблема повышения эффективности страхового рынка приобрела на современном этапе развития экономики страны особую актуальность, в силу того, что в развитии рынка намечается сдвиг к его цивилизованности и, как следствие - к повышению требований к качеству страховых отношений. Активное развитие страхового рынка потребовало использование в этой области специалистов, готовых применять в профессиональной деятельности различные математические знания, понятия и термины для обработки информации, необходимой для страхования.
Страховой рынок России в настоящее время находится на очередном переходном этапе: формируются ключевые тенденции развития перестрахования, рассматриваются вопросы сокращения количества игроков, концентрации рынка, стабилизации динамики премий по входящему перестрахованию, специфики интеграции российского рынка в мировое перестраховочное сообщество, а также развития страхового рынка после вступления в силу ряда новых законодательных актов с 1 января 2012 года. Такое положение дела указывает на наличие у специалистов страхового дела определённых профессиональных качеств, позволяющих мобильно реагировать на изменяющиеся условия работы, и формирующихся в процессе качественной подготовки специалистов страхового дела.
На основе анализа научной литературы и практики обнаруживается противоречие между подготовкой и теми требованиями, которым должен соответствовать специалист страхового дела в современных условиях развития экономики. Таким образом, недостаточная концептуальная разработанность методических основ проектирования профессиональной подготовки все больше приходит в противоречие с объективной потребностью рынка труда в специалистах, способных воспринимать и осмысливать новое (новое знание, новые виды и формы деятельности, новые приемы организации и управления), развивать потребность в постоянном самосовершенствовании и профессиональном росте.
Современный страховой агент, согласно ФГОС СПО по специальности 080118 Страховое дело [6], должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: реализация различных технологий розничных продаж в страховании, организация продаж страховых продуктов, сопровождение договоров страхования (определение страховой стоимости и премии), оформление и сопровождение страхового случая (оценка страхового ущерба, урегулирование убытков), выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Сложившееся положение выдвигает требование разработки нового подхода к теории и практике преподавания математики будущим специалистам в области страхования. Подготовка студентов-специалистов страхового дела к использованию математики в будущей профессиональной деятельности является компонентом целостного учебно-воспитательного процесса. Реализация данной подготовки возможна на основе выявления системообразующего компонента, позволяющего планировать и осуществлять образовательный процесс с учетом требований к специалистам страхового дела.
В проводимом исследовании обосновано, что значимым фактором, определяющим качество подготовки специалиста страхового дела, является формирование математической грамотности [1]. От уровня математической грамотности специалиста в условиях современной конкурентной среды, характеризуемой динамикой научно-технического прогресса, нарастанием процессов
информатизации, структурными сдвигами в экономике, зависит эффективность страхового рынка. Очевидно, что именно математически грамотные специалисты способны отвечать запросам современного страхового рынка. Математическая грамотность специалистов страхового дела представляет собой интегративную личностную характеристику, обеспечивающую оптимальный подбор математических методов и их применение для анализа, прогнозирования и организации принятия определённого решения в соответствии со спецификой возникшей ситуации в профессиональной деятельности. В содержательном аспекте математическая грамотность образована ценностно-мировоззренческой, информационно-познавательной и операционно-деятельностной составляющими. Таким образом, формирование математической грамотности специалистов страхового дела - это комплексная проблема, которая может быть решена в условиях целостного учебно-воспитательного процесса.
Анализ типовых задач профессиональной деятельности позволил выявить содержание и компонентный состав математической грамотности специалиста страхового дела. Для определения степени значимости выявленных компонентов математической грамотности при выполнении типовых профессиональных задач и рейтинга значимости математических задач в профессиональной деятельности специалиста страхового дела был использован метод экспертных оценок на основе разработанной анкеты. Обработка результатов была проведена матричным методом в соответствии с требованиями метода экспертных оценок: группа экспертов была сформирована из специалистов страхового дела различных страховых компаний г. Орска. Экспертами были представители различных возрастных категорий, с различным образованием, занимаемой должностью и стажем работы в сфере страхования. Экспертная процедура включала инструктаж с последующим анкетированием.
В ходе анкетирования исследованию подвергаются следующие компоненты понятия математической грамотности: изучение региональных условий и спроса на определённые страховые услуги; анализ состава регионального контингента потенциальных клиентов; установление критериев и степени риска при заключении договоров на страховые услуги; определение размеров ущерба и сумм страхового возмещения по страхованию; выполнение расчётов по определению основных производственных показателей страховой деятельности; обеспечение правильности исчисления страховых взносов; разработка страховых тарифов и условий страхования; определение финансовых результатов деятельности, направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций; применение специализированного программного обеспечения; начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения; начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений. На основе результатов анкетирования был определён рейтинг компонентов по степени значимости применения математических знаний, который был положен в основу разработки модели формирования математической грамотности в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста страхового дела: обеспечение правильности исчисления страховых взносов; разработка страховых тарифов и условий страхования; определение размеров ущерба и сумм страхового возмещения по страхованию; применение специализированного программного обеспечения; начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений; установление критериев и степени риска при заключении договоров на страховые услуги; определение финансовых результатов деятельности, направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций; начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения; выполнение расчётов по определению основных производственных показателей страховой деятельности; изучение региональных условий и спроса на определённые страховые услуги; анализ состава регионального контингента потенциальных клиентов [2].
Структура математической грамотности страхового агента состоит из трёх блоков: мотивационного, профессионально-когнитивного и рефлексивно-деятельностного. Каждый блок содержит компоненты, характеризующие готовность будущего специалиста страхового дела решать определённые типовые профессиональные задачи. Классификация типовых профессиональных задач по компонентам блоков распределена следующим образом:
- мотивационный: осознание значимости математической грамотности, влияющей на статус специалиста страхового дела (установление критериев и степени риска при заключении договоров на страховые услуги, определение размеров ущерба и сумм страхового возмещения по страхованию), необходимости специальной математической подготовки специалиста страхового дела (выполнение расчётов по определению основных производственных показателей страховой деятельности, обеспечение правильности исчисления страховых взносов);
- профессионально-когнитивный: усвоение и применение математических знаний в решении типовых профессиональных задач (начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения, начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений), накопление практического опыта в технологии реализации типовых профессиональных задач в сфере страхования (определение финансовых результатов деятельности, направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций, применение специализированного программного обеспечения);
- рефлексивно-деятельностный: применение практических математических умений и навыков в сфере страхования (разработка страховых тарифов и условий страхования), готовность специалиста к изменяющимся условиям предоставления страховых услуг (анализ состава регионального контингента потенциальных клиентов), сформированность системы навыков применения математических знаний для решения типовых профессиональных задач (изучение региональных условий и спроса на определённые страховые услуги).
Методика диагностирования представлена в виде модели оценки уровня сформированности математической грамотности специалиста страхового дела [3]. Модель представляет анализ трёх составляющих математической грамотности специалиста страхового дела, которые и являются критериальными показателями сформированности данной грамотности. Первые два блока максимально оцениваются по 16 баллов, третий блок - 12 баллов. Максимальная общая оценка составляет 44 балла. Экспертный анализ каждого оценочного индикатора математической грамотности предполагает пять вариантов его оценки: «0» - не проявляется; «1» -проявляется непостоянно, от случая к случаю; «2» - проявляется частично, в зависимости от ситуации; «3» - проявляется постоянно и систематически; «4» -проявляется максимально (эталонный уровень). Оценочная шкала уровней сформи-рованности математической грамотности специалиста страхового дела предусматривает разбиение диапазонов оценки по уровням: «0-16» - грамотность проявляется только по первому блоку (репродуктивно-алгоритмический); «17-32» - грамотность проявляется по первому и второму блокам (операционно-технологический); «33-44» -грамотность проявляется по всем блокам и является профессионально-продуктивной (профессионально-продуктивный). Уровни сформированности математической грамотности специалистов страхового дела определяются на основе совокупности критериев (мотивационного, профессионально-когнитивного, рефлексивно-деятельностного). Каждый из уровней имеет тенденцию к положительной динамике и переходу в качественно новый при успешной реализации в учебном процессе модели формирования математической грамотности специалиста страхового дела.
В условиях социально-экономических преобразований особую значимость приобретает система дополнительного профессионального образования. Считается, что
предназначение дополнительного профессионального образования, с одной стороны, состоит в компенсации объективных недостатков и упущений предшествующей профессиональной подготовки, а с другой - в пополнении или интеграции знаний в связи с новыми достижениями науки и техники, современными требованиями к профессии. Требования к подготовке специалистов страхового дела, согласно ФГОС СПО по специальности 080118 Страховое дело, подчёркивают необходимость дополнительного профессионального образования следующим пунктом: выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих [6]. Для действующих специалистов страхового дела проводятся курсы повышения квалификации, целью которых является обучение в соответствии с изменяющимися условиями страхования. Кроме того, часто страховыми агентами становятся специалисты с другим образованием, обучение которых происходит внутри фирм, а также на курсах подготовки и переподготовки специалистов.
Содержательную основу модели формирования математической грамотности составляет разработанная дополнительная профессиональная образовательная программа «Математические методы в страховании». Целью данной программы является формирование ключевых компетенций относительно использования математических методов и применения их в профессиональной деятельности. Результатами дополнительной профессиональной образовательной программы является освоение следующих компетенций: обеспечение правильности исчисления страховых взносов; разработка страховых тарифов и условий страхования; определение размеров ущерба и сумм страхового возмещения по страхованию; применение специализированного программного обеспечения; начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений; установление критериев и степени риска при заключении договоров на страховые услуги; определение финансовых результатов деятельности, направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций; начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения; выполнение расчётов по определению основных производственных показателей страховой деятельности; изучение региональных условий и спроса на определённые страховые услуги; анализ состава регионального контингента потенциальных клиентов. Реализация данной программы возможна в условиях ССУЗа в процессе обучения студентов по специальности 080118 Страховое дело в качестве курса по выбору вариативной части циклов ОПОП.
Методическим обеспечением этой программы является разработанное учебно-методическое пособие «Математика и страховое дело». Данное пособие включает 11 разделов: региональные условия и определение спроса на страховые услуги; состав регионального контингента клиентов, проведение анализа; риск при заключении договоров на страховые услуги, критерии и степени риска; страховое возмещение по страхованию, определение размеров ущерба и сумм; расчёт основных производственных показателей страховой деятельности; исчисление страховых взносов; разработка страховых тарифов и условий страхования; финансовые результаты деятельности, финансовая устойчивость страховых операций; программное обеспечение профессиональной деятельности; начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения; начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений. Каждый раздел снабжён комплексом типовых профессиональных задач, таких как: задачи на расчёт ёмкости рынка, страховой премии, рисковой премии; страховых возмещений по видам риска, в случаях неполного страхования, по системе предельной стоимости, восстановительной стоимости, сострахования, двойного страхования, перестрахования; разработку страховых тарифов и условий страхования; расчёт финансовых результатов деятельности, финансовой устойчивости страховых операций и другие. В пособии рассматриваются образцы решения задач, вопросы для самооценки и самоконтроля знаний.
Дополнительная профессиональная образовательная программа «Математические методы в страховании» может быть реализована и в условиях системы дополнительного образования в качестве краткосрочной программы подготовки и переподготовки специалистов (работающих или неработающих), программы повышения квалификации работающих специалистов, а также в виде программы внутрифирменного обучения. Необходимо отметить, что систему дополнительного профессионального образования предприятие обычно выстраивает самостоятельно: выбирает чему и где обучать сотрудников, разрабатывает или закупает программы, оценивает эффективность обучения как внутрифирменного, так и внешнего. Поэтому целью образовательного учреждения в системе дополнительного профессионального образования является создание условий для овладения обучающимися актуализированными знаниями, для того чтобы отработать новые умения, навыки и приобрести качества, предназначенные для решения практических задач на высоком профессиональном уровне, а при необходимости - приобрести новую профессию.
Литература
1. Иргалина З.Ф. Формирование математической грамотности как фактор обеспечения качества подготовки специалиста страхового дела // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Международной науч.-практ. конф. - Барнаул, 2010. - С. 150-152.
2. Иргалина З.Ф. Модель формирования математической грамотности как фактор повышения качества подготовки специалиста страхового дела // Среднее профессиональное образование. 2010. № 9, с. 26 - 27.
3. Иргалина З.Ф. Диагностическая модель оценки уровня сформированности математической грамотности специалиста страхового дела / З.Ф. Иргалина // Управление качеством математической подготовки в общем и профессиональном образовании: материалы Международной науч.-практ. конф. - Орск, 2011. - С. 198-201.
4. Иргалина З.Ф. К модели формирования математической грамотности специалиста страхового дела // Синергетика образования: научный журнал. № 1(21)'2012. Южное отделение Российской академии образования, 2012. - С. 58-59.
5. Уткина Т.И. Модель оценки компетентности учителя в исследовательской деятельности // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2006. № 3, с. 27 - 35.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям) от 24.06.2010 г. № 709.
З.З. Магомедова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
COMMUNICATIVE LANGUAGE COMPETENCE OF TEACHERS
IN PRIMARY SCHOOLS AS A PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM
Аннотация: в статье дан анализ понятия коммуникативно-речевая компетентность учителя. Рассмотрены различные точки зрения известных педагогов-психологов.
© З.З. Магомедова, 2012