УДК 372.851
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СТРАХОВОГО
ДЕЛА
З.Ф.Иргалина, Т.И.Уткина
В статье определены содержание понятия математической грамотности специалиста страхового дела; представлены модель формирования математической грамотности, модель оценки уровня сформированности математической грамотности специалиста страхового дела; обоснована реализация дополнительной профессиональной образовательной программы.
Ключевые слова: математическая грамотность специалиста страхового дела, модель формирования математической грамотности, дополнительная профессиональная образовательная программа.
Страхование стало одним из важнейших факторов социально-экономического развития Российской Федерации. Вступление России в ВТО привело к необходимости адаптации страхового рынка к новым условиям и проблеме подготовки кадров для страховой отрасли. В проводимом исследовании рассматривается процесс формирования математической грамотности специалиста страхового дела как основополагающего показателя качества его подготовки. С этой целью был определен компонентный состав понятия математической грамотности специалиста страхового дела. В основу выявления содержания математической грамотности специалиста страхового дела и её компонентного состава был положен анализ типовых задач профессиональной деятельности [1]. Для определения степени значимости выявленных компонентов был использован метод экспертных оценок. Обработка результатов была проведена матричным методом: группа экспертов была сформирована из специалистов страхового дела страховых компаний г.Орска. Экспертами были представители различных возрастных категорий, не всегда с базовым образованием и большим стажем работы в сфере страхования. Экспертная процедура включала инструктаж с последующим анкетированием. В анкету были включены задания, выполнение которых предполагает владение компонентами математической грамотности, а именно: изучение региональных
условий и спроса на определённые страховые услуги; анализ состава регионального контингента потенциальных клиентов; установление критериев и степени риска при заключении договоров на страховые услуги; определение размеров ущерба и сумм страхового возмещения по страхованию; выполнение расчётов по определению основных производственных показателей страховой деятельности; обеспечение правильности исчисления страховых взносов; разработка страховых тарифов и условий страхования; определение финансовых результатов деятельности, направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций; применение специализированного программного обеспечения; начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения; начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений. Проведённая процедура позволила определить рейтинг типовых задач профессиональной деятельности для специалистов страхового дела по степени значимости применения математических знаний: обеспечение правильности исчисления страховых взносов; разработка страховых тарифов и условий страхования; определение размеров ущерба и сумм страхового возмещения по страхованию; применение специализированного программного обеспечения; начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений; установление критериев и степени риска при заключении договоров на страховые услуги; определение финансовых результатов деятельности, направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций; начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения; выполнение расчётов по определению основных производственных показателей страховой деятельности; изучение региональных условий и спроса на определённые страховые услуги; анализ состава регионального контингента потенциальных клиентов.
Выявленный компонентный состав математической грамотности был положен в основу разработки модели формирования математической грамотности в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста
страхового дела. Содержательную основу модели формирования математической грамотности составляет разработанная дополнительная профессиональная образовательная программа «Математические методы в страховании». Целью данной программы является формирование компетенций использования математических методов и применения их в профессиональной деятельности. Дополнительная профессиональная образовательная программа носит практико-ориентированный характер, составлена с учётом квалификационных требований к подготовке специалистов страхового дела по специальности 080118 и требований работодателей к слушателям (выявленных на основе результатов анкетирования). Общая трудоемкость программы составляет 72 часа, реализация которой осуществляется через разные формы и методы интерактивного обучения: лекции с включением эвристических бесед, дискуссий; семинары с использованием «мозговой атаки» и презентаций; деловая игра; ролевые игры; тренинги; коллективные решения творческих задач; кейс-метод. Вид промежуточной аттестации - зачёт. В процессе реализации дополнительной профессиональной образовательной программы слушатели осваивают следующие компетенции: правильность исчисления страховых взносов; разработка страховых тарифов и условий страхования; определение размеров ущерба и сумм страхового возмещения по страхованию; применение специализированного программного продукта; начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений; установление критериев и степени риска при заключении договоров на страховые услуги; определение финансовых результатов деятельности, направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых операций; начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения; выполнение расчётов по определению основных производственных показателей страховой деятельности; изучение региональных условий и спроса на определённые страховые услуги; анализ состава регионального контингента потенциальных клиентов. Апробация данной программы успешно прошла в условиях ССУЗа в процессе обучения
студентов по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям) как курса по выбору вариативной части циклов ОПОП, а также в условиях системы дополнительного образования в качестве краткосрочной программы подготовки и переподготовки специалистов (работающих или неработающих), программы повышения квалификации работающих специалистов, а также в виде программы внутрифирменного обучения.
Методическим обеспечением этой программы является разработанное учебно-методическое пособие «Математика и страховое дело». Данное пособие включает 11 разделов: региональные условия и определение спроса на страховые услуги; состав регионального контингента клиентов, проведение анализа; риск при заключении договоров на страховые услуги, критерии и степени риска; страховое возмещение по страхованию, определение размеров ущерба и сумм; расчёт основных производственных показателей страховой деятельности; исчисление страховых взносов; разработка страховых тарифов и условий страхования; финансовые результаты деятельности, финансовая устойчивость страховых операций; программное обеспечение профессиональной деятельности; начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения; начисление заработной платы штатным работникам, комиссионных вознаграждений. Каждый раздел снабжён комплексом типовых профессиональных задач на: расчёт ёмкости рынка, страховой премии, рисковой премии и страховых возмещений по видам риска (включая и случаи неполного страхования); вычисление предельной стоимости; расчёт восстановительной стоимости, сострахования, двойного страхования и перестрахования; разработку страховых тарифов и условий страхования; расчёт финансовых результатов деятельности и финансовой устойчивости страховых операций. В пособии рассматриваются образцы решения задач, вопросы для самооценки и самоконтроля знаний.
Обучение решению типовых профессиональных задач проводится на основе методической системы формирования компонентов математической грамотности. В основу данной методики положена теория поэтапного
формирования умственных действий П.Я.Гальперина, суть которой заключается в том, что решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть, определяющая быстроту формирования и качество действия. Успех ориентировочной части действия зависит от содержания ориентировочной основы, которая может быть первого, второго или третьего типа. В.В.Давыдов убедительно показал, что третий тип ориентировочной основы - это ориентировка на сущность, это путь к формированию теоретического мышления.
В данной работе, опираясь на опыт предыдущих исследователей по реализации ориентировочной основы, ориентировочной частью действия при решении задач выступают предписания с неполной основой (третьего типа) [2]. Материализация методической системы реализации модели формирования математической грамотности специалиста страхового дела осуществляется через соответствующие технологические карты, выполняющие функции ориентировочной основы решения типовых профессиональных задач. В технологических картах выделяются следующие этапы:
- мотивационный. Перед студентами раскрывается необходимость решения типовых профессиональных задач для будущей практической деятельности;
- теоретический. На данном этапе выясняется связь между данными и искомыми фактами;
- математического моделирования. Применяются известные факты для описания процессов действительности; конструируется математическая модель исследуемых процессов;
- рефлексивный. Критическое осмысление полученных результатов.
Педагогический эксперимент по апробации разработанной модели
формирования математической грамотности и методической системы её реализации позволил сделать вывод, что её использование обеспечивает рациональный выбор решения задачи с опорой на соответствующую
технологическую карту, и способствует формированию ключевых компонентов математической грамотности у специалистов страхового дела.
Методика диагностирования представлена в виде модели оценки уровня сформированности математической грамотности специалиста страхового дела. Модель представляет анализ трёх составляющих математической грамотности специалиста страхового дела, которые и являются критериальными показателями сформированности данной грамотности.
Таблица 1. Модель оценки математической грамотности специалиста страхового дела
Критерий Максимум баллов Оценка в баллах
1. Мотивационный блок (16)
1.1. Осознание значимости математической грамотности, 4*2
влияющей на статус специалиста страхового дела
1.2. Осознание необходимости специальной математической 4*2
подготовки специалиста страхового дела
2. Профессионально-когнитивный блок (16)
2.1. Усвоение и применение математического инструментария в 4*2
решении типовых профессиональных задач
2.2. Накопление практического опыта в технологии реализации 4*2
типовых профессиональных задач в сфере страхования
3. Рефлексивно-деятельностный блок (12)
3.1. Применение практических математических умений и 4
навыков в сфере страхования
3.2. Готовность специалиста к изменяющимся условиям 4
предоставления страховых услуг
3.3. Сформированность системы навыков применения 4
математических знаний для решения типовых
профессиональных задач
4. Математическая грамотность (общая оценка, равная сумме 44
критериев 1-3)
Экспертный анализ каждого оценочного индикатора предполагает пять вариантов его оценки (табл. 2).
Таблица 2. Оценочная шкала индикаторов математической грамотности специалиста страхового дела_
Шкала оценки, балл Состояние индикатора
0 1 2 3 4 не проявляется проявляется непостоянно, от случая к случаю проявляется частично, в зависимости от ситуации проявляется постоянно и систематически проявляется максимально (эталонный уровень)
Предложенные показатели оценивания уровня сформированности математической грамотности специалиста страхового дела, рассчитанные по пятибалльной шкале, позволяют выявить уровни сформированности математической грамотности специалиста страхового дела (табл. 3).
Таблица 3. Оценочная шкала уровней сформированности математической грамотности специалиста страхового дела_
Уровень Диапазоны оценки Интерпретация
репродуктивно-алгоритмический 0 - 16 Грамотность проявляется только по первому блоку
операционно-технологический 17 - 32 Грамотность проявляется по первому и второму блокам
профессионально-продуктивный 33 - 44 Грамотность проявляется по всем блокам и является профессионально-продуктивной
Следует отметить, что уровни сформированности математической грамотности специалистов страхового дела определяются на основе совокупности критериев (мотивационного, профессионально-когнитивного, рефлексивно-деятельностного). Апробация модели выявила тенденцию к положительной динамике уровня сформированности математической грамотности у обучающихся страховому делу.
Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям) от 24.06.2010. № 709. Справ.-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultantm/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106411 (дата обращения: 25.06.13)
2. Иргалина З.Ф. Проектирование дополнительной профессиональной образовательной программы «Математические методы в страховании» // «Образование сегодня: векторы развития»: материалы II Международной заочной науч.-практ. конференции / под ред. М.П.Нечаева. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. С. 203-206. ISBN 978-5906212-13-19
3. Уткина Т.И. Модель оценки компетентности учителя в исследовательской деятельности // Научная мысль Кавказа. Приложение, 2006. № 3. С. 27-35.
References:
1. Federal'ny'y gosudarstvenny'y obrazovatel'ny'y standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 080118 Strahovoe delo (po otraslyam) ot 24.06.2010. № 709. Sprav.-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus». [E'lektronny'y resurs]. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106411 (data obrasch'eniya: 25.06.13)
2. 1г§аНпа 2.Б. Ргоек11гоуап1е ёороЫкеГпоу ргоГевБюпаГпоу 0Ьга20уа1е1'п0у рго§гашшу' «Matematicheskie metody' V strahovanii» // «Obrazovanie segodnya: vektory' razvitiya»: materialy' II Ме]ёипагоёпоу 2аосЬпоу паисЬ.-рга^. копГегепсп / роё геё. М.Р.КееЬаеуа. СИеЬокБагу': Б^реПпо-шйо^^Ыу сеп№, 2013. Б. 203-206. БВК 978-5-906212-13-19
3. Шкта Т.1. Моёе1' осепЫ кошре1еп1;по81;1 исЬке1уа V 1в81еёоуа1е1'вкоу ёеуа1е1'поБ11 // Nauchnaya my'sl' Kavkaza. Prilojenie, 2006. № 3. S. 27-35.
Зарегистрирована: 08.07.2013