Научная статья на тему 'Этапы проведения аудита страховых организаций'

Этапы проведения аудита страховых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2994
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА АУДИТА / ПРОВЕРКА / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / AUDIT / THE INSURANCE ORGANISATION / THE AUDIT PROGRAM / CHECK / INTERNAL AUDIT / INCOMES / EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудковская М. В.

Рассмотрены аудиторские процедуры, их содержание по отношению к деятельности страховых компаний. Особое значение уделено поэтапному предварительному планированию и составлению общего плана аудита. Освещены вопросы, связанные с составлением программы аудита страховых операций. Показана специфика страховой деятельности, в частности отражение в бухгалтерском учете страховых премий и страховых выплат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auditor procedures, their maintenance in relation to activity of the insurance companies Are considered. Special value is given stage-by-stage preliminary planning and drawing up of a general plan of audit. The questions connected with drawing up of the program of audit of insurance operations are taken up. Specificity of insurance activity, in particular reflexion in book keeping of insurance awards and insurance payments is shown.

Текст научной работы на тему «Этапы проведения аудита страховых организаций»

УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Дудковская М.В.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Dudkovsky М.В.

STAGES OF CARRYING OUT OF AUDIT OF THE INSURANCE

ORGANIZATIONS

Ключевые слова: аудит, страховая организация, программа аудита, проверка, внутренний аудит, доходы, расходы.

Keywords: audit, the insurance organisation, the audit program, check, internal audit, incomes, expenses.

Аннотация

Рассмотрены аудиторские процедуры, их содержание по отношению к деятельности страховых компаний. Особое значение уделено поэтапному предварительному планированию и составлению общего плана аудита. Освещены вопросы, связанные с составлением программы аудита страховых операций. Показана специфика страховой деятельности, в частности отражение в бухгалтерском учете страховых премий и страховых выплат.

Abstract

Auditor procedures, their maintenance in relation to activity of the insurance companies Are considered. Special value is given stage-by-stage preliminary planning and drawing up of a general plan of audit. The questions connected with drawing up of the program of audit of insurance operations are taken up. Specificity of insurance activity, in particular reflexion in book keeping of insurance awards and insurance payments is shown.

Начальным этапом проверки аудиторами деятельности страховой компании, как и любой другой организации, осуществляющую свою деятельность на территории Российской Федерации, является составление плана, другими словами планирование аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. [11]

План и программа аудита страховой компании при составлении учитывает специфику деятельности, и не исключает общих принципов схожих с любыми другими организациями: (начисление и выплата заработной платы, соблюдение кассовой дисциплины и многое другое).

Составление плана аудиторской проверки состоит из нескольких основных этапов:

1. Предварительное планирование аудита;

2. Составление общего плана аудита;

3. Составление программы аудита.

Рассмотрим первые два этапа, так как они являются основополагающими.

Предварительное планирование - это процесс общего ознакомления с финансовохозяйственной деятельностью аудируемой страховой компании. При этом целью данного знакомства, будет облегчение процесса аудита и получение качественного результата. Аудитору важно учесть все предстоящие затраты связанные с проверкой, и определиться, на основании полученной информации о заказчике, о количестве аудиторов, цене собственных услуг, а также сроках проведения устраивающих обе стороны.

Для фиксирования получаемых данных о клиенте в процессе предварительного планирования, заполняются внутренние документы принятые аудиторской фирмой. Которые включают в себя общие характеристики страховой компании и в дальнейшем позволяющие эффективно осуществлять процесс аудита (наличие в организации иностранного капитала, аффилированных лиц, филиалов и обособленных подразделений, численность сотрудников головной компании и филиалов и многое другое).

Также в процессе предварительного планирования можно отметить изучение особенностей в деятельности страховой компании. При этом принимается во внимание разнообразие видов страхования, отмечается наличие обязательных видов, использование целевого финансирования из бюджета, наличие предписаний страхового надзора и судебных исков в отношении компании, и порядок использования прибыли.

Немаловажным направлением в процессе предварительного планирования аудита - это изучение системы внутреннего контроля страховщика. Особую роль играет также то, какие правила формирования страховых резервов применяет компания - собственные или типовые.

Также на этом этапе необходимо дать оценку и зафиксировать свое профессиональное суждение об оформлении бухгалтерской документации в компании, акцентируя внимание на возможной необходимости восстановления бухгалтерского учета.

Формируется мнение о квалификации руководства организации и компетенции главного бухгалтера, а также других сотрудников бухгалтерии. Следует обратить внимание, какой период подвергался налоговой проверке - это может служить обеспечением надежности системы внутреннего контроля.

Важно наличие в страховой компании службы или отдела внутреннего аудита.

Самое важное на этапе предварительного планирования - учесть все пожелания клиента: проведение формального подтверждения отчетности или детальное исследование бухгалтерской отчетности, включающее бухгалтерские и налоговые консультации, совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения.

Аудитор должен учитывать цели, ради которых страховщик прибегает к его услугам: обязательный ежегодный аудит, для получения лицензии, по заказу нового руководства, для получения займов.

Проводится анализ видов и масштабов операций страховой компании, объем ее основных средств, необходимость проведения инвентаризации, перечень видов страхования, наличие обязательных видов страхования, основные позиции отчетности (величина взносов по различным видам страхования, выплат в разрезе видов, расходы, чистая прибыль).

По результатам анализа формируется общее впечатление о клиенте, составляется предполагаемая оценка объема работ с указанием должностей работников, занятых на проверке, их числа, количества человеко-дней, почасовой ставки оплаты их услуг. Затраты суммируются, выводится итог. Также отмечаются указанные клиентом предпочтительные сроки проведения аудиторской проверки. Составленный таким образом внутрифирменный документ подписывается экспертами, работавшими над ним, и утверждается руководителем аудиторской организации, который назначает ответственных лиц по данному проекту.

После предварительного планирования, учитывая полученную информацию и проведенный анализ, формируется общий план аудита.

Учитывая результаты проведенных аналитических исследований, выявляются области, нуждающиеся в аудите.

Общий план аудита - это подробная инструкция для осуществления программы аудита, которая представляет собой поэтапную модель планируемой аудиторской проверки. В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть предстоящие трудозатраты, уровень существенности, оценочный показатель аудиторских рисков.

При подготовке общего плана аудита страховой организации руководитель аудиторской проверки, как правило, выделяет следующие крупные области проверки:

1. Аудит учредительных документов, полноты и своевременности формирования уставного капитала, наличия необходимых лицензий (в частности, на проведение определенных видов страховой деятельности);

2. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики;

3. Аудит отражения в учете основных средств и нематериальных активов (счета 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 04 "Нематериальные активы", 08 "Вложения во внеоборотные активы");

4. Аудит отражения в учете материально-производственных запасов (счет 10 "Материалы");

5. Аудит финансовых вложений (счет 58 "Финансовые вложения");

6. Аудит денежных средств: в кассе (счет 50 "Касса"), на расчетных счетах (счет 51 "Расчетные счета"), на валютных счетах (счет 52 "Валютные счета"), на специальных счетах в банках (счет 55 "Специальные счета в банках").

7. Аудит расчетов: по страхованию, сострахованию (счет 77 "Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию", субсчета 1, 2), по перестрахованию (счет 77, субсчета 3,

4, 6), со страховыми посредниками (агентами и брокерами) по комиссионному вознаграждению (счет 77, субсчета 5, 7), с персоналом по оплате труда (счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"), с подотчетными лицами (счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"), с персоналом по прочим операциям (счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"), с бюджетом, учредителями, по кредитам и займам, с разными дебиторами и кредиторами.

8. Аудит договоров страхования, сострахования и перестрахования, проверка соответствия указанных договоров правилам страхования и требованиям действующего законодательства.

9. Аудит соответствия произведенных страховых выплат по договорам страхования, сострахования и перестрахования действующему законодательству.

10. Аудит порядка отражения в бухгалтерском и налоговом учете страховых и перестраховочных премий и выплат (счета 92 "Страховые премии (взносы)" и 22 "Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования").

11. Аудит страховых резервов: правильность и обоснованность формирования и отражения в учете и отчетности (счет 95 "Страховые резервы").

12. Аудит расходов, связанных с основной деятельностью страховщика (счет 26 "Общехозяйственные расходы"): расходы организации по заключению договоров страхования, сострахования и перестрахования;прочие расходы по осуществлению операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию; расходы по управлению организацией.

13. Аудит прочих доходов страховщика (кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы"), например: проценты, получаемые перестраховщиком по депонированным перестрахователем премиям по договорам, принятым в перестрахование; вознаграждения и тантьемы, получаемые от перестраховщика по договорам, переданным в перестрахование; поступления, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара; поступления, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования; поступления, связанные с выдачей дубликатов страховых полисов по обязательному медицинскому страхованию; поступления, связанные с возмещением расходов на оказание застрахованному медицинской помощи от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина; прочие неспецифические доходы, получаемые страховщиком, аналогичные прочим доходам других организаций (доходы от сдачи в аренду основных средств, доход от продажи основных средств, доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, доходы, полученные в качестве возмещения причиненного страховщику материального вреда, кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности).

14. Аудит прочих расходов страховщика (дебет счета 91), например: проценты, уплачиваемые перестраховщику по депонированным премиям по договорам, пе-

реданным в перестрахование: тантьемы, уплачиваемые перестрахователю по договорам, принятым в перестрахование; расходы, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара; расходы, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования; расходы, связанные с управлением инвестициями (например, содержанием структурного подразделения, занятого управлением инвестициями); прочие неспецифические расходы, аналогичные прочим расходам нестраховых организаций.

В соответствии с требованиями ПСАД № 3 при разработке общего плана аудита страховой организации аудиторам необходимо принимать во внимание:

- деятельность аудируемого лица (общие экономические факторы и условия развития страхового рынка, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства);

- систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика, принятая аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу);

- риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей);

- характер, временные рамки и объем процедур (ранжирование по важности различных разделов учета для проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);

- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов; количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом);

- прочие аспекты (возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форма и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания).

Программа проведения аудиторской проверки является раскрытием общего плана аудита и представляет собой подробный перечень процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией для аудиторов, а также средством контроля за сроками проведения работы для руководителей аудиторской группы и руководителей самой аудиторской организации. Фактически в программе аудита каждая область проверки, обозначенная ранее в общем плане аудита, детализируется в виде либо программы тестов средств контроля, либо программы аудиторских процедур по разделам аудита.

Программа аудита страховой организации, как и общий план, содержит специфические аудиторские процедуры, связанные с проверкой страховых разделов бухгалтерского учета данной организации.

Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами и результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Проанализируем программы проверок по основным направлениям аудита - страховым премиям и страховым выплатам.

В аудит страховых премий входит несколько основных направлений:

• численная проверка соответствия сумм премий, указанных в учете, договорам страхования;

• проверка даты отражения страховой премии в учете;

• выборочная проверка договоров страхования на предмет соответствия законодательству, в частности гл. 48 "Страхование" ГК РФ, Закону Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 29.11.2007), а также федеральным законам, регулирующим осуществление различных видов обязательного страхования.

В процессе проведения аудита соблюдаются определенные процедуры, при этом используются различные источники информации: (учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету, раздел "Страховые премии/Доходы от основной деятельности"; субсчета 1 "Страховые премии (взносы по договорам страхования (основным)" и 2 "Страховые премии (взносы) по договорам сострахования" счета 92; карточки и/или оборотные ведомости по счету 92 (субсчета 1, 2); отчет о заключенных в проверяемом периоде договорах страхования, сострахования; договоры страхования согласно произведенной аудиторской выборке; правила страхования, разработанные страховщиком и залицензированные в Федеральной службе страхового надзора).

Наиболее важным элементом проверки деятельности страховой компании является проверка соответствия момента фактического признания дохода в виде страховой премии, согласно отраженному в учетной политике. Аудитору необходимо выяснить, отражаются ли страховые премии в бухгалтерском и налоговом учете в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 04.09.2001 N 69н и ст. 330 НК РФ соответственно. Отражение страховой премии в бухгалтерском учете производится в тот момент, когда возникает право страховой организации на получение от страхователя страховой премии, вытекающее из конкретного договора страхования или подтвержденное иным образом (например, выставление счета на уплату страхователем страхового взноса). Согласно ст. 330 НК РФ в налоговом учете сумма страхового взноса признается на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору, вытекающей из его условий, вне зависимости от принятого порядка уплаты страхового взноса. Таким образом, и в бухгалтерском, и в налоговом учете страховых премий применяется метод начисления.

В случае, когда проверить учет всех договоров, заключенных в отчетном периоде, затруднительно, аудитор производит выборочную проверку, согласуясь с определенными критериями и внутренними стандартами аудиторской организации, а также опираясь на собственный профессиональный опыт. Например, в выборку могут быть включены наиболее существенные суммы либо нетипичные по какому-либо признаку. Выборка производится из файла счета 92, выгруженного из бухгалтерской программы. Затем производится сверка дат учета страховых премий, содержащихся в файле и попавших в выборку, с датой начала действия договора страхования. Также аудитор может произвести дополнительную сверку данных бухгалтерского учета и договоров страхования с информацией, содержащейся в журнале учета страховых договоров.

Аудитор формирует так называемый файл по проверке договоров страхования, содержащий произведенную аудиторскую выборку. Данный файл включает всю необходимую

информацию о каждом договоре, попавшем в выборку, а также все выявленные по договору замечания.

Проверка соответствия момента признания организацией в качестве дохода страховой премии, который отражен в ее учетной политике, законодательству. Согласно ст. 957 ГК РФ договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии или ее первого взноса, если иное не предусмотрено договором. В договоре может быть предусмотрен также срок действия страхования, отличный от срока действия договора (п. 2 ст. 957). В бухгалтерском учете страховая премия отражается в тот момент, когда возникает право страховщика на ее получение. При этом порядок расчета резерва по страхованию иному, чем страхование жизни, приравнивает дату вступления договора в силу с датой начала страхования, но предполагает возможность начисления страховой премии в учете ранее этой даты. Таким образом, можно сделать вывод, что отражать страховую премию в учете следует на дату заключения договора, которая может предшествовать началу страховой защиты. В учетной политике организации следует закрепить момент, когда начисляется премия. При этом необходимо принимать во внимание специфику деятельности каждой конкретной организации. Например, в крупной страховой организации, имеющей множество структурных подразделений и разветвленную агентскую сеть, отчеты о заключенных договорах могут попадать в бухгалтерию не сразу. В учетной политике следует также предусмотреть отражение страховых премий на дату представления отчета страхового посредника (агента, брокера).

Проверка полноты и своевременности отражения в учете страховых премий проводится аудитором, путем сравнения суммы премии, указанной в договоре страхования, с отраженной в учете (в карточке счета 92), а также в журнале заключенных договоров страхования. Оценка своевременности отражения страховых премий строится на сравнении порядка учета, закрепленного в учетной политике, с фактически применяемым страховщиком.

Проверка соответствия условий, содержащихся в заключаемых договорах страхования, действующему законодательству, при этом аудитор руководствуется нормами ГК РФ (гл. 48) и других положений, касающихся договорных отношений, Законом N 4015-1 и Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в ст. 9 которого содержатся основные требования к первичным учетным документам, применимым также к договорам страхования как к оправдательным документам при отражении страховой премии.

Проверка соответствия между фактически применяемым и утвержденным в правилах страхования страховым тарифом. Аудитору необходимо удостовериться, что размер страховой премии не превышает максимального, утвержденного в правилах страхования и залицен-зированного в страховом надзоре. На практике страховщики могут применять повышенные страховые тарифы, например, в целях стимулирования работы посредников (агентов и брокеров). Нередко встречается также применение тарифов ниже минимально установленной границы - так называемый тарифный демпинг. Данная тенденция особенно четко проявляется в последнее время ввиду усиления в период кризиса борьбы за клиента со стороны многих страховщиков. Этот факт вызывает серьезные опасения не только специалистов, но и регулирующих органов, так как экономически обоснованные страховые тарифы гарантируют финансовую устойчивость страховщиков. Таким образом, произвольное изменение их, выходящее за рамки тарифов, утвержденных в правилах страхования, весьма рискованно.

Проверка соответствия условий договоров обязательного страхования действующему законодательству. Вопросы осуществления обязательного страхования регулируются ст. ст. 935 - 937 ГК РФ и п. 4 ст. 3 Закона N 4015-1. При аудите договоров обязательного страхования изучаются договоры страхования соответствующего вида согласно произведенной аудиторской выборке. В настоящее время существуют следующие виды обязательного страхования:

- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, сотрудников уголовно-исполнительной системы;

- государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов;

- страхование пассажиров;

- страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами;

- медицинское страхование;

- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

Условия договоров сравниваются с условиями, утвержденными в соответствующих законах, а также разъясняющих и дополняющих эти законы постановлениях органов власти. Применение каждого вида обязательного страхования регулируется соответствующим федеральным законом. Согласно Закону N 4015-1 закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:

- субъекты страхования;

- объекты, подлежащие страхованию;

- перечень страховых случаев;

- минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;

- размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;

- срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);

- срок действия договора страхования;

- порядок определения размера страховой выплаты;

- контроль за осуществлением страхования;

- последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;

- иные положения.

Аудитор проверяет условия договоров обязательного страхования, попавших в выборку, на предмет соответствия не только всем требованиям страхового законодательства, но также специфическому законодательству по данному виду страхования. К примеру, при проверке договоров ОСАГО необходимо учитывать требования Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в ред. от 30.12.2008), Постановлений Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в ред. от 08.08.2009), от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (в ред. от 10.03.2009).

Для проверки страховых выплат аудитор использует данные бухгалтерской программы -счет 22 "Выплаты по договорам страхования" в разрезе субсчетов. Так, в субсчете 1 "Страховые выплаты по договорам страхования (основным)" могут быть открыты субсчета по видам страхования. Также по аналогии с учетом страховых премий страховщики ведут так называемый журнал учета страховых выплат или отчет о произведенных страховых выплатах. В нем содержится более подробная, чем в бухгалтерском учете, информация о договоре, страхователе, оплате страховой премии либо страховых взносов, комиссионном вознаграждении. Иногда страховщик ведет единый журнал, содержащий полный файл по каждому договору страхования и включающий сведения обо всех произошедших по договору страховых выплатах. Данные журнала о сумме и дате выплаты, а также некоторые прочие данные о договоре, по которому произошел страховой случай, должны быть идентичными данным счета 22.

По результатам и в процессе аудита исполнитель (аудитор, осуществляющий проверку данного направления) формирует файл по проверке страховых выплат, содержащий произведенную аудиторскую выборку (с возможностью определить метод выборки); файл должен

содержать всю необходимую информацию о каждом деле, попавшем в выборку, а также все выявленные по нему замечания. Указанный файл служит основой для составления аудиторского отчета с замечаниями по проверке, инструментом контроля качества аудита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проверке правомерности произведенных в отчетном периоде страховых выплат аудитор должен прежде всего удостовериться, что выплаты в проверяемом периоде были обоснованными и не противоречили ни действующему законодательству, ни правилам страхования того или иного вида. Правила страхования могут утверждаться страховщиком и содержать стандартные условия договоров страхования различных видов (ст. 943 ГК РФ). В договорах страхования при этом обязательно должна присутствовать ссылка на применение правил. Стандартные правила страхования согласно Закону N 4015-1 содержат следующую информацию о субъектах и объектах страхования; о страховых случаях, о страховых рисках; о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов); о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования; о правах и об обязанностях сторон; об определении размера убытков или ущерба; о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

Источниками информации для аудитора при проверке правомерности выплат служат:

- карточка счета 22 (субсчета 1, 2);

- оборотная ведомость по счету 22 (субсчета 1, 2);

- отчет о произведенных в отчетном периоде страховых выплатах (журнал страховых выплат);

- дела по выплатам согласно произведенной выборке (состав документов дела перечислен в правилах страхования соответствующего вида, в договоре страхования);

- договоры страхования к указанным делам;

- копии квитанции об оплате страховой премии (если оплата осуществилась);

- копии платежного поручения о произведенной страховой выплате (или иной документ, подтверждающий факт и дату выплаты);

- правила страхования.

Своевременность отражения произведенных в проверяемом периоде страховых выплат аудируется согласно Приказу N 69н. Аудитор проверяет факт перечисления денежных средств страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю). При этом в налоговом учете выплаты отражаются методом начисления - ст. 330 НК РФ предписывает включать страховые выплаты в состав расходов страховщика на дату возникновения у него обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя либо застрахованных лиц (при страховании ответственности - выгодоприобретателя). На практике в налоговом учете запись делается на дату составления и подписания соответствующими уполномоченными лицами страховщика акта о выплате страхового возмещения.

Соответствие момента отражения страховых выплат, предусмотренного учетной политикой, фактическому отражению в учете, а также законодательству. Учетная политика страховой организации обычно содержит момент отражения страховых выплат в разделе "Расходы по основной деятельности". Данное направление проверки осуществляется, как правило, параллельно с рассмотренным выше. В дополнение к указанным источникам информации аудитор рассматривает карточку и оборотную ведомость по счету 22 (субсчета 1, 2).

Полнота отражения в учете произведенных в проверяемом периоде страховых выплат проводится путем сравнения суммы выплат согласно страховому акту с суммами, начисленными в учете, изучает материалы дела по выплате с целью исключить возможные нарушения законодательства либо ошибки, вызванные человеческим фактором (арифметические ошибки при суммировании статей, составляющих страховую выплату).

Проверка правомерности, полноты и своевременности отражения в учете возвращенных страховых премий и выкупных сумм. При досрочном расторжении договора страхования в случае прекращения имущественного интереса (например, гибели застрахованного имущества) по причинам иным, чем страховой случай, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально прошедшему сроку страхования. Если страхователь

расторгает договор по собственной инициативе, то возможность возврата ему части оплаченной премии должна быть предусмотрена условиями договора страхования. Между страховщиком и страхователем следует заключить соглашение о расторжении договора и приложить расчет возвращаемых сумм. Аудитор в ходе проверки должен проверить наличие и правильность указанного расчета.

Источниками аудиторских доказательств служат:

- учетная политика организации, раздел, посвященный учету возвращенных страховых премий и выкупных сумм;

- карточка и оборотная ведомость счета 22 (субсчет 5);

- журнал учета досрочно прекращенных договоров страхования;

- соглашения о расторжении договоров страхования согласно аудиторской выборке;

- приложение к соглашению о расторжении - расчет суммы возврата страховой премии (выкупной суммы по договору);

- копии платежных поручений о произведенных возвратах страховых премий (выкупных сумм) или иных документов, подтверждающих факт перечисления средств.

Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, ред. От 23.11.2009.

4. Об аудиторской деятельности. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.

5. Об организации страхового дела в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 29.11.2007).

6. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2008).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в ред. от 08.08.2009).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (в ред. от 10.03.2009).

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н, ред.11.03.2009.

10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 33н, ред. 27.11.2006.

11. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532).

12. Аудит. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.И. Подольского. 4-е издание, переработанное и дополненное. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

13. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет в страховых организациях. Учебнопрактическое пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.

14. Страхование. Учебное пособие/Под ред. Ю.А. Сплетухова, Е.Ф. Дюжикова. - М.: Инфра-М, 2008.

15. Савченко О.С. Большая книга бухгалтера страховой компании. Часть II. Бухгалтерский учет. Ежегодный справочник-альманах 2008-2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.