Научная статья на тему 'Содержательная характеристика профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста страхового дела'

Содержательная характеристика профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста страхового дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРАХОВОЕ ДЕЛО / СПЕЦИАЛИСТ СТРАХОВОГО ДЕЛА / VOCATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / INSURANCE BUSINESS / SPECIALIST IN INSURANCE BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земцова Лариса Алексеевна, Кузнецова Людмила Васильевна

В данной статье представлено обоснование содержания профессиональнокоммуникативной компетентности будущего специалиста страхового дела. На основе анализа научной литературы, нормативных документов, программ, регламентирующих содержание профессиональной подготовки специалистов к деятельности в страховых организациях, а также мнений работодателей автором выявлены содержательные компоненты и раскрыты характеристики данных компетенций специалиста применительно к деятельности страховщиков. Новизна положений, выдвигаемых в статье, заключается в том, что автором предложены характеристики сформированных профессионально-коммуникативных компетенций специалиста страхового дела, которые являются наиболее актуальными для деятельности страховщика в современных условиях. Выявленные и научно обоснованные профессионально-коммуникативные компетенции необходимо рассматривать как расширение и дополнение профессиональных компетенций, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)» (Приказ Минобрнауки РФ от 24.06.2010 № 709) и включенных в требования к результатам освоения основной профессиональной образовательный программы. Основным подходом к определению содержательной характеристики данных компетенций является аксиологический подход, формирующий мотивационную, когнитивную, личностную и деятельностно-практическую составляющие готовности специалиста страхового дела к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantial characteristics of professional and communicative competence of a future insurance specialist

Grounding of content of professional and communicative competence of a future insurance specialist is presented in this article. On the basis of survey of scientific literature, specification documents, programs regulating the content of vocational training of specialists for working in insurance organizations, as well as opinions of employers, the author determined substantial components and revealed characteristics of competences of specialist with regard to insurance. Novelty of ideas put forward in the article resides in the fact that the author suggested characteristics of formed professional and communicative competences of an insurance specialist which are the most challenging for an insurer under present-day conditions. Revealed and scientifically proved professional and communicative competences must be considered as widening and supplement of the professional competences stated by Federal State Educational Standard of vocational secondary education in specialization 080118 «Insurance (branch-wise)» (Order of Ministry of Education and Science from 24.06.2010 № 709) and included in regulations of results of learning of basic professional education program. The primary approach to specification of substantial characteristics of these competences is axiological approach which forms motivational, cognitive, personal and activity and practical constituents of readiness of a specialist in insurance to professional activity.

Текст научной работы на тему «Содержательная характеристика профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста страхового дела»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/131PVN415.pdf DOI: 10.15862/131PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/131PVN415)

УДК 37

Земцова Лариса Алексеевна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Россия, г. Чебоксары1 Аспирант

E-mail: [email protected] Кузнецова Людмила Васильевна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Россия, г. Чебоксары Профессор Доктор педагогических наук E-mail: [email protected]

Содержательная характеристика профессионально-

коммуникативнои компетентности специалиста

страхового дела

1 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Аннотация. В данной статье представлено обоснование содержания профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста страхового дела. На основе анализа научной литературы, нормативных документов, программ, регламентирующих содержание профессиональной подготовки специалистов к деятельности в страховых организациях, а также мнений работодателей автором выявлены содержательные компоненты и раскрыты характеристики данных компетенций специалиста применительно к деятельности страховщиков.

Новизна положений, выдвигаемых в статье, заключается в том, что автором предложены характеристики сформированных профессионально-коммуникативных компетенций специалиста страхового дела, которые являются наиболее актуальными для деятельности страховщика в современных условиях. Выявленные и научно обоснованные профессионально-коммуникативные компетенции необходимо рассматривать как расширение и дополнение профессиональных компетенций, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)» (Приказ Минобрнауки РФ от 24.06.2010 № 709) и включенных в требования к результатам освоения основной профессиональной образовательный программы. Основным подходом к определению содержательной характеристики данных компетенций является аксиологический подход, формирующий мотивационную, когнитивную, личностную и деятельностно-практическую составляющие готовности специалиста страхового дела к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально-коммуникативные компетенции; страховое дело; специалист страхового дела.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Земцова Л.А., Кузнецова Л.В. Содержательная характеристика профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста страхового дела // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/131PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/131PVN415

Страхование является одним из стратегических секторов экономики, оно направлено на обеспечение социально-экономической стабильности в обществе, гарантируя гражданам (собственникам) уверенность на основе возмещения ущерба при повреждении или гибели имущества, потере дохода. Рисковый характер общественного производства порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба [9]. В контексте нашего исследования важно, что страхование выполняет гуманитарную задачу - здоровьесбережение человека, признание его ценности для общества и государства, отсюда следует, что страхование является социально значимым феноменом.

Как специфическая сфера деятельности, страхование выполняет задачи, требующие особых умений и навыков, в числе которых коммуникативные определяют профессиональную успешность специалиста. Особую важность в профессиональной деятельности специалиста по страхованию приобретают его индивидуальные особенности, наличие которых в значительной степени предопределяет успешность его трудовой деятельности. Это должна быть личность, предрасположенная к типу профессии Человек - Человек, и обладающая следующими личностными качествами:

• коммуникативные способности, умение говорить грамотно и доходчиво;

• внимательность, аккуратность, хорошая память;

• уравновешенность, сдержанность, тактичность, доброжелательность;

• самодисциплина, самомотивация и умение работать на отложенный результат;

• организаторские навыки и умение планировать свое время;

• способности принимать самостоятельные решения в рамках своих полномочий;

• умение адаптироваться и стрессоусточивость;

• готовность к постоянному обучению и самосовершенствованию;

• наличие нравственных ценностей и соблюдение профессиональной этики.

Формированию коммуникативной компетентности специалиста посвящены исследования Г.М. Бирюковой, Н.Б. Буртовой, Л.С. Зникиной и др. коммуникативные умения и навыки специалиста страховой сферы рассматриваются Е.С. Симоненко; техника и технологии персональных продаж, важной частью которой является эффективная коммуникация, разрабатываются, А.Д. Деревицким, проблемы подготовки кадров в системе среднего и высшего образования для сферы страхования стали предметом исследования В.П. Галаганова, Н.Б. Грищенко, Е.С. Молодых, В.В. Шахова и др.

Модернизация системы среднего профессионального образования обусловила изменения в содержании подготовки кадров, наделенных знаниями и умениями, владеющих современными технологиями в конкретной и смежной специальностях, могущих эффективно решать профессиональные задачами. К таким кадрам относятся специалисты по страхованию, которые для реализации цели успешной продажи страховых продуктов должны обладать теми профессиональными компетенциями, которые отражаются в умении вести переговоры, предлагать клиентам лучшие варианты страхования, разъяснять нюансы страховых тарифов, условия компенсационных выплат, заключать договора от имени страховой компании и контролировать их исполнение. Профессиональная деятельность страхового агента предполагает активный контакт с людьми. Представитель профессии продает услуги страхования, которые являются сложными для понимания обычного гражданина, зачастую вызывают спорные моменты. Поэтому от агента требуется доходчивое изложение сути и

особенностей страхового продукта, очень важно наличие у специалиста хороших коммуникативных навыков, умения работать с информацией, слушать и убеждать - это наиболее востребованные профессиональные навыки, которые предопределяют успешность специалиста в своей профессиональной сфере.

Автором настоящего исследования был проведен опрос работников страховых компаний, действующих в г. Набережные Челны (опрошено 53 работника из 4 страховых компаний, из них 4 руководителя, 16 менеджеров среднего звена и 33 страховых агента). Согласно данным, полученным в ходе опроса, современный специалист по страхованию должен: хорошо владеть нормативно-правовой базой сферы страхования; знать основы делопроизводства в сфере страхования; уметь работать с математическими данными; знать основы рыночной экономики; знать основы психологии; владеть практическими приемами маркетинга; владеть навыками прямых продаж. В целом требования к профессиональным компетенциям и личностным качествам специалиста по страхованию, выявленные в ходе опроса работников страховых компаний г. Набережные Челны, совпадают с требованиями, публикуемыми на сайтах крупнейших страховых компаний России и рекрутинговых агентств.

Готовность будущего страхователя, обучающегося по специальности «Страховое дело», определяется сформированностью компетенций, имеющих прямое отношение к профессионально-коммуникативным:

• способностью удержать существующую клиентскую базу и привлечь новых страхователей;

• способностью проводить переговоры с потенциальными клиентами;

• способностью заключать договоры личного, имущественного страхования, страхования ответственности, перестраховочные договоры и соглашения [10; 11].

Эти особо актуальные и необходимые в условиях разнообразия рынка финансовых и социальных услуг компетенции в целом сконцентрированы в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на уровне, соответствующем требованиям, предъявляемым к выпускнику учреждения среднего профессионального образования. Практика подготовки специалистов страхового дела, проводимая в условиях реализации компетентностного подхода, требует определения содержания и показателей профессионально-коммуникативной компетентности данной категории специалистов.

Автором на основе анализа ФГОС СПО 080118 Страховое дело (по отраслям), а также учебных программ и личной практики в сфере страхового дела выявлены наиболее актуальные с позиции аксиологического подхода характеристики профессионально-коммуникативной компетентности специалиста страхового дела.

Так, аксиологический подход предполагает набор тех ценностей, которые по праву относятся к общечеловеческим - «универсальные, политические, социально-экономические и духовные» ценности [38]. Универсальные ценности (право на жизнь, уважение человеческого достоинства, неприкосновенность личности, свобода, равенство), социально-экономические ценности (свобода выбора занятия, право на труд, свобода передвижения человека, товаров, услуг и капитала, социальная защита граждан), духовные ценности (семейные ценности, образовательные стандарты, равенство между мужчинами и женщинами, соблюдение прав ребенка, контрактная этика: культура соблюдения договоров, соглашений, обоюдных обязательств) [3] необходимо рассматривать как установки, лежащие в основе профессионального общения страховщика с клиентами.

Именно аксиологический подход обосновывает такие критерии и показатели готовности будущего специалиста страхового дела к профессиональной деятельности, как: мотивационный (интерес к освоению методов и приёмов практической деятельности специалиста по страхованию; готовность к постоянному обучению и самосовершенствованию), когнитивный (знание основ рыночной экономики, маркетинга и психологии), личностный (самодисциплина, толерантность, стрессоусточивость и способность к адаптации, использование потенциала страховой деятельности в соответствии с морально-этическими ценностями и деятельностно-практический (умение определять основные психологические особенности потребителя в процессе профессиональной деятельности, способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с потребностями и особенностями клиента, владение навыками прямых продаж, способности принимать самостоятельные решения в рамках своих полномочий).

Данное подтверждается тем, что для выполнения широкого круга обязанностей, связанных с работой с людьми, специалисты страхования должны соответствовать следующим требованиям, которые предъявляется к ним большинством страховых компаний:

• владение навыками продаж и ведения переговоров;

• коммуникабельность и грамотная речь;

• активность.

Для нас представляет интерес то обстоятельство, что руководители страховых компаний, как работодатели, все же отдали предпочтение владению страховщиками практическими приемами маркетинга и навыками прямых продаж, а эти навыки предполагают владение именно профессионально-коммуникативными компетенциями.

Так, среди особо актуальных в современных условиях требований, предъявляемых к страховщикам, определяется умение работать в условиях диверсификации. Понятие «диверсификация» исходит из латинского языка diversus - разный, facere - делать) и в контексте нашего исследования рассматривается как расширение спектра новых видов страхования, исходящего из потребностей страхователей. Здесь очень важна способность к активной адаптации к новым запросам потребителя, умение наладить продуктивный контакт во взаимном поиске наиболее приемлемого варианта страхования.

Относительно развития и роста страховой компании можно отметить такую стратегическую альтернативу, как директ-маркетинг (direct marketing, прямой маркетинг), который позволяет успешно выстраивать прямую связь персонально с потребителем (потребителями) своих услуг, устанавливать долговременные взаимовыгодные отношения. Данная связь имеет двухсторонний характер: путем применения методов директ-маркетинга, страховщик обращаясь непосредственно к клиентам, получает эффективную обратную связь в виде ответной реакции на предложение страховых услуг, тем самым получает эффект от своей деятельности. Важно то, что профессионально-коммуникативная компетентность способствует становлению и развитию взаимоотношений в системе страховщик -страхователь на долгосрочной основе, что в свою очередь, способствует повышению лояльности клиентов.

Отмеченные нами в качестве важнейших направлений и форм, расширяющих сферу страховой деятельности, таких как диверсификация, директ-маркетинг, актуализируют роль коммуникации как основы для установления делового межличностного диалога, взаимопонимания, то есть профессионально-коммуникативной компетентности, что, в конечном счете, определяет эффективность будущей профессиональной деятельности специалиста страхового дела.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюкова Г.М. Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих // Журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2011. - Вып. 2 (70). - С. 15-20.

2. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов [Текст] / : дис... канд. псих.. наук. - Томск, 2004. - 176 с.

3. Гончарук, Н.С. Формирование наднациональной идентичности в условиях углубления социально-политических интеграционных процессов в ЕС [Текст] : авторефер. дис. .канд. полит. наук. - Орел, 2009. - 192 с.

4. Деревицкий А.Д. Персональные продажи: техника выявления потребностей покупателя // Управление продажами, 2001. - №2. - С. 42-47.

5. Земцова Л.А. Сущностно-содержательная характеристика профессиональной деятельности специалиста страховой сферы // Омский научный вестник - 2015.

- №2 (136) Серия «Общество. История. Современность». - С. 130-132.

6. Зникина Людмила Степановна. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08: Кемерово, 2005. 406 с. РГБ ОД, 71:05-13/152.

7. Молодых Е.С. Персонал страховой компании как конкурентное преимущество [Текст] // Реформы в России и проблемы управления: Материалы 21 -й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов. - Вып. 4 / ГУУ. - М., 2006. - С. 210-211.

8. Симоненко Е.С., Освоение профессиональных компетенций специалистов в области страхования при использовании деловых игр и проблемных лекций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2013. - Вып. 11.

- С. 134-145.

9. Яшина, Н.М. Классификация типов страхового портфеля по видам финансовой устойчивости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - Выпуск №8-3. - 2013. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-tipov-strahovogo-portfelya-po-vidam-Гтап80У0у-шШусЫу08й#1х223кМЬуГОА1].

10. Галаганов, В.П. Страховое дело [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Изд. 3-е, перераб., доп. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 272 с.

Рецензент: Хрисанова Елена Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогики и психологии», ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Larisa Alekseevna Zemtsova

The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University

Russia, Cheboksary E-mail: [email protected]

Kuznetsova LiudmilaVasilevna

The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University

Russia, Cheboksary E-mail: [email protected]

Substantial characteristics of professional and communicative competence of a future insurance specialist

Abstract. Grounding of content of professional and communicative competence of a future insurance specialist is presented in this article. On the basis of survey of scientific literature, specification documents, programs regulating the content of vocational training of specialists for working in insurance organizations, as well as opinions of employers, the author determined substantial components and revealed characteristics of competences of specialist with regard to insurance.

Novelty of ideas put forward in the article resides in the fact that the author suggested characteristics of formed professional and communicative competences of an insurance specialist which are the most challenging for an insurer under present-day conditions. Revealed and scientifically proved professional and communicative competences must be considered as widening and supplement of the professional competences stated by Federal State Educational Standard of vocational secondary education in specialization 080118 «Insurance (branch-wise)» (Order of Ministry of Education and Science from 24.06.2010 № 709) and included in regulations of results of learning of basic professional education program. The primary approach to specification of substantial characteristics of these competences is axiological approach which forms motivational, cognitive, personal and activity and practical constituents of readiness of a specialist in insurance to professional activity.

Keywords: vocational and communicative competence; insurance business; specialist in insurance business.

REFERENCES

1. Biryukova G.M. Professional'no-kommunikativnaya kompetentnost' kak imidzhevyy faktor rossiyskikh gossluzhashchikh // Zhurnal «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta». - 2011. - Vyp. 2 (70). - S. 15-20.

2. Burtovaya N.B. Kommunikativnaya kompetentnost' lichnosti i sotsial'no-psikhologicheskie faktory ee razvitiya: na primere studentov - budushchikh pedagogov-psikhologov [Tekst] / : dis... kand. psikh.. nauk. - Tomsk, 2004. - 176 s.

3. Goncharuk, N.S. Formirovanie nadnatsional'noy identichnosti v usloviyakh uglubleniya sotsial'no-politicheskikh integratsionnykh protsessov v ES [Tekst] : avtorefer. dis. .kand. polit. nauk. - Orel, 2009. - 192 s.

4. Derevitskiy A.D. Personal'nye prodazhi: tekhnika vyyavleniya potrebnostey pokupatelya // Upravlenie prodazhami, 2001. - №2. - S. 42-47.

5. Zemtsova L.A. Sushchnostno-soderzhatel'naya kharakteristika professional'noy deyatel'nosti spetsialista strakhovoy sfery // Omskiy nauchnyy vestnik - 2015. - №2 (136) Seriya «Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'». - S. 130-132.

6. Znikina Lyudmila Stepanovna. Professional'no-kommunikativnaya kompetentsiya kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya menedzherov [Tekst]: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08: Kemerovo, 2005. 406 c. RGB OD, 71:05-13/152.

7. Molodykh E.S. Personal strakhovoy kompanii kak konkurentnoe preimushchestvo [Tekst] // Reformy v Rossii i problemy upravleniya: Materialy 21-y Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii molodykh uchenykh i studentov. - Vyp. 4 / GUU. - M., 2006. - S. 210-211.

8. Simonenko E.S., Osvoenie professional'nykh kompetentsiy spetsialistov v oblasti strakhovaniya pri ispol'zovanii delovykh igr i problemnykh lektsiy // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2013. - Vyp. 11. - S. 134-145.

9. Yashina, N.M. Klassifikatsiya tipov strakhovogo portfelya po vidam finansovoy ustoychivosti // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. - Vypusk №8-3. - 2013. Nauchnaya biblioteka KiberLeninka: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-tipov-strahovogo-portfelya-po-vidam-finansovoy-ustoychivosti#ixzz3hMbyJOAl].

10. Galaganov, V.P. Strakhovoe delo [Tekst]: uchebnik dlya studentov srednikh professional'nykh uchebnykh zavedeniy. Izd. 3-e, pererab., dop. - M.: ITs Akademiya, 2008. - 272 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.