Научная статья на тему 'Сущностно-содержательная характеристика профессиональной деятельности специалиста страховой сферы'

Сущностно-содержательная характеристика профессиональной деятельности специалиста страховой сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАХОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СТРАХОВАНИЮ / INSURANCE ACTIVITIES / INSURANCE / SPECIALIST INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Земцова Лариса Алексеевна

В данной статье рассматриваются вопросы профессиональной деятельности специалиста страховой сферы. Комплекс профессиональных обязанностей и требований к специалисту страхового дела регламентирует его деятельность на основе знания нормативных правовых актов, положений, инструкций применительно к страховой деятельности с учетом региональных специфических условий; знания основ рыночной экономики и основ психологии и организации труда, а также основ трудового законодательства; правил и норм охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Земцова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essentially-content characteristics of professional activity of a specialist of insurance sector

This article discusses the issues of professional activity of the insurance sector specialist. The range of professional responsibilities and requirements for specialist insurance business regulates its activity on the basis of normative legal acts, regulations, instructions, knowledge in relation to insurance activities taking into account specific regional conditions; knowledge of market economy principles and the foundations of psychology and labor organization, principles of labour legislation; rules and norms of labor protection.

Текст научной работы на тему «Сущностно-содержательная характеристика профессиональной деятельности специалиста страховой сферы»

УДК 378:368

Л. А. ЗЕМЦОВА

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СТРАХОВОЙ СФЕРЫ

В данной статье рассматриваются вопросы профессиональной деятельности специалиста страховой сферы. Комплекс профессиональных обязанностей и требований к специалисту страхового дела регламентирует его деятельность на основе знания нормативных правовых актов, положений, инструкций применительно к страховой деятельности с учетом региональных специфических условий; знания основ рыночной экономики и основ психологии и организации труда, а также основ трудового законодательства; правил и норм охраны труда.

Ключевые слова: страховая деятельность, страхование, специалист по страхованию.

Подготовка будущих специалистов в сфере страхования — актуальная проблема современного российского социума и образования: в условиях социально-экономических преобразований перед профессиональными образовательными учреждениями определена задача не только дать будущим специалистам знания, умения и навыки по основам наук, но и, самое главное, сформировать у них способность жить в современном мире, грамотно выстраивать жизненную стратегию, достигая социально значимых целей.

В странах с развитой рыночной экономикой страхование является одним из стратегических секторов экономики, обеспечивающий социально-экономическую стабильность в обществе, гарантирующей собственникам возмещение ущерба при гибели или повреждении имущества и потере дохода.

Соответственно, для этой сферы нужны подготовленные специалисты, имеющие необходимый набор профессиональных компетенций, определенных на сегодня ФГОС третьего поколения. К таким компетенциям, в первую очередь, относятся: способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими, религиозными традициями (ПК-1), способность выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности (ПК-2), готовность к проведению экспертизы и диагностики объектов сервиса (ПК-3), готовность к работе в конкретной зоне потребителя, консультированию, согласованию вида, форм и объема процесса сервиса (ПК-4), готовность к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений (ПК-5), готовность к осуществлению сквозного контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых материальных ресурсов (ПК-6) [1].

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе освоения профессионального модуля студент должен:

иметь практический опыт реализации различных технологий продаж в страховании;

уметь:

— рассчитывать производительность и эффективность работы страховых агентов;

— разрабатывать агентский план продаж;

— проводить первичное обучение и осуществлять методическое сопровождение новых агентов;

— разрабатывать системы стимулирования агентов;

— рассчитывать комиссионное вознаграждение;

— осуществлять поиск страховых брокеров и финансовых консультантов и организовывать продажи через них;

— создавать базы данных с информацией банков о залоговом имуществе и работать с ней;

— проводить переговоры по развитию банковского страхования;

— выбирать сочетающиеся между собой страховые и банковские продукты;

— обучать сотрудников банка информации о страховых продуктах, распространяемых через банковскую систему;

— разрабатывать и реализовывать программы по работе с сетевыми посредниками;

— оценивать результаты различных технологий продаж и принимать меры по повышению их качества;

— составлять проект бизнес-плана открытия точки розничных продаж;

— проводить маркетинговые исследования нового рынка на предмет открытия точек продаж;

— выявлять основных конкурентов и перспективные сегменты рынка;

— осуществлять продажи страховых продуктов и их поддержку;

— реализовывать технологии директ-маркетинга и оценивать их эффективность;

— подготавливать письменное обращение к клиенту;

— вести телефонные переговоры с клиентами;

— осуществлять телефонные продажи страховых продуктов;

— организовывать работу контакт-центра страховой компании и оценивать основные показатели его работы;

— осуществлять персональные продажи и методическое сопровождение договоров страхования;

— организовывать функционирование интернет-магазина страховой компании;

— обновлять данные и технологии интернет-магазинов;

— контролировать эффективность использования интернет-магазина;

знать:

— способы планирования развития агентской сети в страховой компании;

— порядок расчета производительности агентов;

— этику взаимоотношений между руководителями и подчиненными;

— понятия первичной и полной адаптации агентов в страховой компании;

— принципы управления агентской сетью и планирования деятельности агента;

— модели выплаты комиссионного вознаграждения;

— способы привлечения брокеров;

— нормативную базу страховой компании по работе с брокерами;

— понятие банковского страхования;

— формы банковских продаж: агентские соглашения, кооперация, финансовый супермаркет;

— сетевых посредников: автосалоны, почта, банки, организации, туристические фирмы, организации розничной торговли, загсы;

— порядок разработки и реализации технологий продаж полисов через сетевых посредников;

— теоретические основы разработки бизнес-плана открытия точки розничных продаж;

— маркетинговый анализ открытия точки продаж;

— научные подходы к материально-техническому обеспечению и автоматизации деятельности офиса розничных продаж страховой компании;

— содержание технологии продажи полисов на рабочих местах;

— модели реализации технологии директ-марке-тинга: собственную и аутсорсинговую;

— теоретические основы создания базы данных потенциальных и существующих клиентов;

— способы создания системы обратной связи с клиентом;

— психологию и этику телефонных переговоров;

— предназначение, состав и организацию работы с базой данных клиентов, ИТ-обеспечение и требования к персоналу контакт-центра страховой компании;

— особенности управления персоналом контакт-центра в процессе текущей деятельности;

— продажи страховых услуг по телефону действующим и новым клиентам;

— аутсорсинг контакт-центра;

— способы комбинирования директ-маркетинга и телефонных продаж;

— принципы создания организационной структуры персональных продаж [1].

Приведенные компетенции указывают на значимость профессиональной подготовки специалиста страховой сферы, той сферы деятельности, которая воплощает в себе социальное и экономическое в жизнедеятельности государства.

Страхование — необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба [2].

Многовековой опыт и история страхования убедительно доказали, что оно является сильным фактором положительного воздействия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий.

Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка: чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально ориентированному рыночному росту.

На сегодняшний день страховая деятельность определяется как сфера деятельности специалистов по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также деятельность страховых брокеров, агентов, актуариев по оказанию страховых услуг, связанных со страхованием и перестрахованием [3].

Для продажи страховых продуктов нужен грамотный специалист по страхованию. Он должен уметь вести переговоры, предлагать клиентам лучшие варианты страхования, разъяснять нюансы страховых тарифов, условия компенсационных выплат, заключает договора от имени страховой компании и контролировать их исполнение. Представитель профессии продает услуги страхования, которые являются сложными для понимания. Поэтому очень важно наличие у специалиста хороших коммуникативных навыков, умения работать с информацией, слушать и убеждать, чтобы достичь успеха в этой сфере. Это связано с тем, что его профессиональная деятельность предполагает активной контакт с людьми, проведение переговоров на темы страхования имущества, личного страхования (страхование жизни), страхования ответственности, перестрахования и др. Так как представитель профессии страховщика осуществляет продажу услуг страхования, а они по своему содержанию являются непростыми для понимания клиента, зачастую вызывая спорные моменты, то наиболее востребованными качествами данного специалиста являются сформированные коммуникативные навыки, умение работать с информацией, слушать и убеждать. Это определяет успешность специалиста в своей профессиональной сфере.

В обязанности специалиста по страхованию входит:

— актуализация продажи (поиск клиентов, телефонные и личные переговоры, заключение договоров и т.д.);

— сопровождение договоров страхования (определение страховой стоимости и премии);

— оформление и сопровождение страхового случая;

— поддержание существующей клиентской базы (продление и расширение страховых соглашений);

— консультирование по особенностям различных видов страхования;

— ведение документооборота (договоры, счета, акты и т. д.);

— решение вопросов по оценке ущерба и страховым выплатам;

— анализ причин нарушения договоров и принятие мер по их устранению.

Для выполнения этих обязанностей специалисты страхования должны соответствовать следующим требованиям, которые предъявляют к ним страховые компании:

— общительность;

— умение понимать;

— умение убеждать;

— навыки продаж и ведения переговоров;

— коммуникабельность и грамотная речь;

— активность;

— презентабельный внешний вид;

— хорошее знание ПК и оргтехники.

Таким образом, вышеназванный комплекс профессиональных обязанностей и требований к специалисту страхового дела регламентирует его деятельность на основе знания нормативных правовых актов, положений, инструкций применительно к страховой деятельности с учетом региональных специфических условий; знания основ рыночной экономики и основ психологии и организации труда, а также основ трудового законодательства; правил и норм охраны труда [4].

Все это актуализирует проблему подготовки конкурентоспособного специалиста страховой сферы в вузе, грамотно действующего в условиях мобильного рынка труда, наделённого способностью творчески решать профессиональные задачи.

Сегодня необходимы такие специалисты страховой сферы, которые не только компетентно выполняют свои должностные права и обязанности, но и наделены системой нравственных ценностей, являющихся основой профессионально значимых качеств личности специалиста. Это констатирует факт значи-

мости ценностей — важного начала социальной деятельности, что даст возможность по-новому обозначить цели, принципы и содержание образования будущих специалистов в сфере страхования.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата 100100 Сервис : [утв. приказом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2009 г. № 627] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 9. — С. 111.

2. Яшина, Н. М. Страховой портфель как основа обеспечения финансовой устойчивости страховой организации / Н. М. Яшина // Финансы и кредит. - 2007. - № 20. - С. 29.

3. Бобков, М. А. О вопросе личного страхования в туристской деятельности / М. А. Бобков // Правовое поле современной экономики. — 2011. — № 1. — С. 34.

4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих : [утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37 : в ред. от 20.06.02 г. № 44] // Библиотека и закон. - 2008. - № 2. -С. 3.

ЗЕМЦОВА Лариса Алексеевна, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин, сервиса и туризма.

Адрес для переписки: Larisochka-1972@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.14 г. © Л. А. Земцова

Книжная полка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шелехова, Л. В. Математические методы в психологии и педагогике : учеб. пособие / Л. В. Ше-лехова ; под ред. Н. Крыловой и О. Шилковой. - 2-е изд., испр. - СПб. : Лань, 2015. - 224. -ISBN 978-5-8114-1722-3.

В настоящем учебном пособии представлено многообразие статистических методов в виде упорядоченной, логически и иерархически взаимосвязанной системы, отражающей возможности практического применения математических методов и ориентированной на читателя, не имеющего специальной математической подготовки. Отличительной особенностью учебного пособия является изложение общих теоретических положений по всем темам курса «Математические методы в психологии и педагогике» в схемах и таблицах. Материал, изложенный в наглядной и доступной форме, позволяет быстро освоить дисциплину. Пособие может быть рекомендовано студентам психологических и педагогических специальностей, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры, аспирантам и преподавателям вузов и средних специальных учебных заведений. Издание второе, исправленное.

Габай, Т. В. Педагогическая психология : учеб. для студентов учреждений высшего образования / Т. В. Габай. - М. : Academia, 2014. - 256 с. - ISBN 978-5-4468-0926-4.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Психология» (квалификация «бакалавр»). Учебник соответствует базовому курсу педагогической психологии. Содержание книги отражает последние достижения данной науки. Рассматриваются объект и предмет психолого-педагогической науки; ее методология раскрывается при сопоставлении деятельностного подхода с альтернативными. Дается описание строения человеческой деятельности и на его основе детализируются структура и взаимосвязи деятельности учащегося и обучающего. Намечены исходные позиции для решения проблем мотивации учения и становления личности учащегося. Для студентов учреждений высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.