Дополнительная профессиональная образовательная программа «Математические методы в страховании» может быть реализована и в условиях системы дополнительного образования в качестве краткосрочной программы подготовки и переподготовки специалистов (работающих или неработающих), программы повышения квалификации работающих специалистов, а также в виде программы внутрифирменного обучения. Необходимо отметить, что систему дополнительного профессионального образования предприятие обычно выстраивает самостоятельно: выбирает чему и где обучать сотрудников, разрабатывает или закупает программы, оценивает эффективность обучения как внутрифирменного, так и внешнего. Поэтому целью образовательного учреждения в системе дополнительного профессионального образования является создание условий для овладения обучающимися актуализированными знаниями, для того чтобы отработать новые умения, навыки и приобрести качества, предназначенные для решения практических задач на высоком профессиональном уровне, а при необходимости - приобрести новую профессию.
Литература
1. Иргалина З.Ф. Формирование математической грамотности как фактор обеспечения качества подготовки специалиста страхового дела // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Международной науч.-практ. конф. - Барнаул, 2010. - С. 150-152.
2. Иргалина З.Ф. Модель формирования математической грамотности как фактор повышения качества подготовки специалиста страхового дела // Среднее профессиональное образование. 2010. № 9, с. 26 - 27.
3. Иргалина З.Ф. Диагностическая модель оценки уровня сформированности математической грамотности специалиста страхового дела / З.Ф. Иргалина // Управление качеством математической подготовки в общем и профессиональном образовании: материалы Международной науч.-практ. конф. - Орск, 2011. - С. 198-201.
4. Иргалина З.Ф. К модели формирования математической грамотности специалиста страхового дела // Синергетика образования: научный журнал. № 1(21)'2012. Южное отделение Российской академии образования, 2012. - С. 58-59.
5. Уткина Т.И. Модель оценки компетентности учителя в исследовательской деятельности // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2006. № 3, с. 27 - 35.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям) от 24.06.2010 г. № 709.
З.З. Магомедова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
COMMUNICATIVE LANGUAGE COMPETENCE OF TEACHERS
IN PRIMARY SCHOOLS AS A PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM
Аннотация: в статье дан анализ понятия коммуникативно-речевая компетентность учителя. Рассмотрены различные точки зрения известных педагогов-психологов.
© З.З. Магомедова, 2012
Ключевые слова: коммуникативно-речевая компетентность, компетенция, учитель начальных классов.
Abstract: the author analyzes the concept of communicative competence voice teacher. The different points of view known teachers and psychologists.
Keywords: communication, verbal competence, competence, a primary school teacher.
Успешное овладение профессией учителя начальных классов невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура учителя, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные. В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной «для тех, кто пользуется словом как основным инструментом своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся" [10, с. 29].
Коммуникативно-речевая компетентность - основа практической деятельности педагога в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного педагога универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение учащихся начальных классов устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. Вероятно, именно поэтому 2007 г. был объявлен в нашей стране годом русского языка. Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели - формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».
В настоящее время основными задачами формирования речетворчества является построение свободных, корректных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров. Этому должен научить вуз, который, к сожалению, не имеет альтернативных целевых образовательных программ, гарантирующих высокий результат в формировании коммуникативно-речевых умений студентов, а также не располагает методическими и научно-практическими исследованиями, решающими задачу анализа «отношений между мыслью и словом» (Л.С. Выготский), что так необходимо современному педагогу, обеспечивающему становление новых генетических уровней мышления и речи.
Коммуникативно-речевая компетентность является одной из самых важных категорий педагогической этики, представляет собой совокупное (имеющее первоначально коллективно-распределенный характер) самоценное действие. Источником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью - образ возможного (в качестве прообраза того, что свершится), ее средствами - отдельные действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом - переживание отношений, складывающихся у субъекта с миром. Таким образом, коммуникативно-речевая деятельность учителя начальных классов - совокупное, самоценное, основанное на педагогической этике действие, имеющее коллективно-распределительный характер и
направленное на детей с определенной целью. Важной характеристикой учителя начальных классов является его профессиональная культура, составной частью которой представляется коммуникативно-речевая компетентность. Формирование и развитие профессионального потенциала будущего учителя начальных классов происходит, в том числе и на основе коммуникативно-речевых умений.
Коммуникативно-речевая компетентность, по мнению В.В. Кузнецовой, - это категория оценочная, характеризующая человека как субъекта определенного социума в системе общественного труда. Она предполагает глубокое понимание сути коммуникативных задач, знание содержания темы общения, наличие опыта, имеющегося в данной области, активное его использование, умение выбирать коммуникативно-речевые средства и способы, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, чувство ответственности за достигнутые результаты; способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения коммуникативных целей [3, с. 11].
Анализ работ М.С. Кагана и ученых, настаивающих на разделении терминов "коммуникация" и "общение", позволил выявить два главных отличия названных терминов: общение имеет и практический, и духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом; б) общение представляет собой межсубъектное взаимодействие, и структура его диалогична, в то время как коммуникация - это информационная связь субъекта с тем или иным объектом [7, с. 13]. Вышеизложенное позволяет сделать вывод: для выявления сущности коммуникативно-речевой компетентности педагога необходим детальный анализ понятия "общение". По мнению Радзиховского Л.А. «общение многолико: оно имеет много форм, видов; педагогическое общение есть частный вид общения, которому присущи как общие черты характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические ее проявления в образовательном процессе [4, с. 45].
В отечественной психологии имеет место идея единства общения и деятельности. Наблюдается устойчивая тенденция связи понятия "общение" с категорией "деятельность". Известно, что традиция рассматривать понятие "общение" как производное от категории "деятельность" характерна как для московской психологической школы - А.Н. Леонтьев и его последователи, так и для ленинградской - Б.Г. Ананьев, который считает, что человек есть субъект трех основных видов деятельности: труда, познания, общения [5, с. 89-90]. Тем не менее характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как «определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения [6, с.130.]. Общение можно интерпретировать в качестве особого вида деятельности. Общение как коммуникативную деятельность характеризуют Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.В. Руденский, И.И. Рыданова и др. По мнению ученых, аспектами общения являются: коммуникативный (включающий обмен информацией); интерактивный (предусматривающий организацию взаимодействия); перцептивный (отражающий процессы восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия). Коммуникация в процессе общения предусматривает, что педагог и ученик в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр., т.е. информация не просто передается, а формируется, уточняется, развивается. «Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику. Во-первых, общение - это не просто обмен или движение информации. Здесь мы имеем в виду отношения двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъективный процесс (SS), как субъект-субъектные
взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения. Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения. В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования (т.е. говорят на одном языке), когда знаки и закрепленные за ними значения известны всем. В-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности: застенчивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т.п. [8, с.12-15].
Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. «Педагогическое общение по функциям может быть контактное и дистанционное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется двойственной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Педагогическое общение образует специфический синтез всех основных характеристик, выражающийся в новом качественном содержании и определяющийся характером взаимодействия субъектов образовательного процесса» [9, с.6-9.]. С общими чертами, присущими всем видам общения, педагогическое общение характеризуется также целым рядом специфических черт, определяемых особенностями той системы отношений, в которой находятся субъекты образовательного процесса или «педагогической системы».
Для определения сущности коммуникативно-речевой компетентности учителя начальных классов важным для исследования оказывается развиваемое в последние десятилетия представление о функциональной и уровневой организации общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Панфилов и др.). Мы дали анализ понятию "общение" как одному из исходных по отношению к термину "педагогическая коммуникация".
Особый интерес представляют положения, выдвинутые Е.В. Бондаревской. Педагогическая культура является сущностной характеристикой личности преподавателя и включает следующие составные компоненты: педагогическую позицию и профессионально-личностные качества; высокий уровень педагогических знаний и культуру профессионального мышления; профессионально-педагогические умения и творческий характер педагогической деятельности; культуру поведения, общения, способность личности к саморегуляции [1, с. 45].
Коммуникативно-речевая компетентность - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов организации коммуникативной деятельности), необходимых для качественного и эффективного общения с учекниками; это владение коммуникативно-речевой компетентностью, которая включает личностное отношение к ней и предмету коммуникативной деятельности [2, с.58-64]. Не вызывает сомнения тот факт, что эффективному развитию у учителя начальных классов коммуникативно-речевой компетенции способствует также обладание высоким уровнем общей культурой - обладание духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов, семейных, социальных, общественных явлений и традиций, способами организации рабочего и свободного времени, осознавать роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир и т.п.
Таким образом, коммуникативно-речевая компетентность - важная составляющая профессиональной культуры педагога, подразумевающая способность
эффективно и целесообразно выстраивать речевое поведение учителя в различных ситуациях профессионального общения. Для уяснения сущности и содержания данной компетентности мы осуществили анализ теоретических подходов к формированию коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура // Инновационная школа. 1997. № 3, с.7-8.
2. Бодалев А.А. К вопросам психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979. - 132 с.
3. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. - Л.: ЛГУ, 1980. - 172 с.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974. - 44 с.
5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. - 47 с.
6. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 2006. - С.130.
7. Мерцалова Т.А. Самосознание и педагогическая поддержка // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. 1992. - С.42.
8. Нечаева Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Харьков, 1991. - 18 с.
9. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. 2010. № 11, с.78-84.
10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 99 с.
Х.Э. Мамалова Т.Г. Везиров
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ-ФИЛОЛОГОВ
THE OPEN EDUCATIONAL RECOURSES IN BACHELORS OF PHILOLOGY PROFESSIONAL COMPETENCY FORMATION
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы информатизации профессионального образования, где важнейшей задачей является подготовка компетентного специалиста.
Ключевые слова: программные средства, диагностирующие тестовые программы, сервисные программные средства, инструментальные программные средства, программные средства учебного назначения, учебно-информационные средства, открытые образовательные ресурсы (ООР).
Abstract: in this article are discussed the problems of professional education informatization, the main point of which is the preparation of competency specialists.
Keywords: programm devices, diagnostic test devices, service programm devices, instrumental program devices, program devices of educational point, educationally informational devices, the open educational recourses (OER).
В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из важнейших задач
© Х.Э. Мамалова, Т.Г. Везиров, 2012