эффективно и целесообразно выстраивать речевое поведение учителя в различных ситуациях профессионального общения. Для уяснения сущности и содержания данной компетентности мы осуществили анализ теоретических подходов к формированию коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура // Инновационная школа. 1997. № 3, с.7-8.
2. Бодалев А.А. К вопросам психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979. - 132 с.
3. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. - Л.: ЛГУ, 1980. - 172 с.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974. - 44 с.
5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. - 47 с.
6. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 2006. - С.130.
7. Мерцалова Т.А. Самосознание и педагогическая поддержка // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. 1992. - С.42.
8. Нечаева Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Харьков, 1991. - 18 с.
9. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. 2010. № 11, с.78-84.
10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 99 с.
Х.Э. Мамалова Т.Г. Везиров
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ-ФИЛОЛОГОВ
THE OPEN EDUCATIONAL RECOURSES IN BACHELORS OF PHILOLOGY PROFESSIONAL COMPETENCY FORMATION
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы информатизации профессионального образования, где важнейшей задачей является подготовка компетентного специалиста.
Ключевые слова: программные средства, диагностирующие тестовые программы, сервисные программные средства, инструментальные программные средства, программные средства учебного назначения, учебно-информационные средства, открытые образовательные ресурсы (ООР).
Abstract: in this article are discussed the problems of professional education informatization, the main point of which is the preparation of competency specialists.
Keywords: programm devices, diagnostic test devices, service programm devices, instrumental program devices, program devices of educational point, educationally informational devices, the open educational recourses (OER).
В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из важнейших задач
© Х.Э. Мамалова, Т.Г. Везиров, 2012
повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста. В условиях стремительного роста информационных потоков и их широкомасштабного использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества. Стратегическая роль информации в развитии науки, культуры, образования актуализирует социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов, что отражено в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции информатизации сферы образования в России, Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2006-2010 годы» и других нормативно-правовых документах сферы образования.
Огромное количество информации, которой современному человеку необходимо уметь оперировать, актуализирует необходимость подготовки педагога к постоянному обновлению знаний, что создает потребность в овладении различного рода компетенциями в процессе всей профессиональной деятельности человека. Одной из существенных идей компетентностного подхода является мысль о том, что при оценке учебных достижений учащегося не следует ограничиваться установлением владения им некоторой суммы знаний и умений, получаемых в системе формального образования. Необходимо учитывать практический аспект образования, готовность и способность применять полученные знания в решении возникающих проблем.
Наибольшего педагогического эффекта от применения программных продуктов учебного назначения в реальном учебном процессе можно достичь в том случае, если обеспечить комплексность использования различных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на разного рода занятиях и в разнообразных видах учебной деятельности. Комплексность использования возможностей средств ИКТ в учебном процессе может быть обеспечена с помощью специально разработанного программного продукта учебного назначения, ориентированного на определенный учебный предмет. Программный продукт такого типа должен быть информационно емким, содержать большой объем информации в базах данных, базах знаний, должен быть многофункциональным, предусматривать работу в сети.
Многофункциональность можно обеспечить комбинацией в одном программном средстве учебного назначения возможностей различных программных средств. Такое программное средство должно содержать:
- программные средства, предоставляющие учебную информацию и направляющие обучение;
- диагностирующие, тестовые программы, оценивающие знания, умения, навыки, уровень усвоения обучаемыми учебного материала;
- сервисные программные средства, автоматизирующие контроль результатов обучения, рассылку заданий по сети, процесс управления системой; обеспечивающие обмен информацией между обучаемыми, педагогом и системой; позволяющие накапливать разного рода информацию в базах данных знаний; организующие обучение и управляющие ходом учебного процесса;
- инструментальные программные средства, позволяющие при необходимости вносить дополнения и изменения в базы данных и базы знаний в целях модернизации и адаптации программного средства к учебной программе в конкретном вузе.
Программные средства учебного назначения, удовлетворяющие описанным выше требованиям, можно назвать многофункциональными предметно-ориентированными учебно-информационными средствами. Такие учебно-информационные средства можно будет использовать в различных средах учебной деятельности при проведении занятий различной направленности, а также тиражировать и адаптировать их для использования в других учебных заведениях.
Открытые образовательные ресурсы (ООР) стали основной темой дискуссий в образовательных кругах и инициатив в сфере образования, в особенности высшего образования. ООР привлекают всеобщий интерес, их использование в образовательной практике неуклонно расширяется. ООР и ИКТ дают возможность расширить доступ к качественному образованию, особенно когда открытые образовательные ресурсы беспрепятственно используются совместно многими странами и учреждениями высшего образования. ООР - это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям [1].
Предлагаем модельную схему информационной подготовки бакалавра-филолога в условиях информационно-коммуникационной обучающей среды (см. рис.).
Рис. Структура информационной подготовки бакалавра-филолога в условиях информационно-коммуникационной обучающей среды
Нами в учебном процессе Чеченского государственного университета используются информационные образовательные ресурсы, разработанные фирмами «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение», образовательные ресурсы Интернет-сайтов, а также авторские открытые образовательные ресурсы по различным дисциплинам, включенные в информационно-коммуникационную обучающую среду вуза, которые позволяют эффективно сформировать профессиональную компетентность бакалавров педагогического образования по направлению «Филология».
Важным компонентом информационной подготовки бакалавров-филологов в условиях информационно-коммуникационной обучающей среды является выполнение студентами выпускной квалифицированной работы (ВКР). Выполнение и защита ВКР позволяют выявить и оценить уровень информационной подготовки выпускника к самостоятельному выполнению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ГОС ВПО.
Для успешного изучения дисциплины «Вайнахская этика» нами создан открытый образовательный ресурс «Вайнахская этика», включающий инновационные качества, использующие новые педагогические инструменты, такие как интерактив;
мультимедиа; моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений на изображении в процессе решения задач); коммуникативность; производительность (производительность студентов для успешного освоения учебного материала) [2]. ООР состоит из блоков, объединяющихся в единую систему, содержание которой может постоянно совершенствоваться и включает в себя теоретическую часть, практическую часть и контрольно-коммуникативную часть. ООР нацелен на оптимизацию изучения дисциплины «Вайнахская этика», создание условий для достижения необходимого уровня современного образования и разностороннего развития бакалавров-филологов. Использование ООР на занятиях позволяет разнообразить учебный процесс, способствует увеличению продолжительности непроизвольного внимания. ООР используется как средство повышения наглядности, например, преподаватель, может применять его при подготовке к занятию как источник информации, использовать в качестве наглядных примеров, как средство при подготовке раздаточных материалов, для закрепления и повторения нового материала, для организации исследовательской проектной деятельности.
Дополнительным доводом в пользу электронной версии данной дисциплины явились ее особенности, связанные с содержательной стороной имевшихся материалов - соблюдение общих принципов и системности изложения при значительном объеме текстовой и графической информации. Основной формой работы для изложения теоретического материала в курсе «Вайнахская этика» являются лекции. В ООР лекции снабжены видеоуроками.
В ходе формирующего эксперимента было доказано, что разработанный ООР «Вайнахская этика», его методическое сопровождение обеспечивают теоретическую базу для укрепления профессиональной компетентности бакалавров-филологов и развития знаний, умений работы и самостоятельного освоения новых возможностей ООР в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
1. Аналитическая записка Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - М., 2010. - 11 с.
2. Мамалова Х.Э. Дисциплина «Вайнахская этика» в профессиональной подготовке бакалавров-филологов в условиях информационно-коммуникационной обучающей среды // Модернизация системы непрерывного образования. Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Махачкала: ДГПУ, 2012. -С.385-388.
Т.Н. Носкова С.С. Куликова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
SELF-ORGANIZATION IN THE EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS IN THE INFORMATIZATION SITUATION
Аннотация: в статье делается акцент на том, что новые образовательные результаты в условиях процесса информатизации не представляется возможным достичь на уровне традиционного образовательного процесса подготовки специалистов. Необходим новый взгляд на организацию образовательной деятельности студентов и формирование профессиональных компетенций. Поэтому
© Т.Н. Носкова, С.С. Куликова, 2012