Научная статья на тему 'Педагогические условия использования многофункциональных предметноориентированных учебно-информационных средств в профессиональной подготовке студентов технического вуза'

Педагогические условия использования многофункциональных предметноориентированных учебно-информационных средств в профессиональной подготовке студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Х. Э., Омаргаджиев О. М.

в статье рассматриваются педагогические условия использования многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств в процессе подготовки студентов технического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия использования многофункциональных предметноориентированных учебно-информационных средств в профессиональной подготовке студентов технического вуза»

Литература

1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 5, с. 104-109.

2. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов. Автореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1997.

3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998. - 168 с.

4. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: учеб. пос. - М.; Воронеж, 2007. - 464 с.

5. Деркач А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования: Учебное пособие. - М., 2006. - 250 с.

6. Строй Г.В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения: Автореф. ... дис. канд. псих. наук. -Ставрополь, 2004.

Х.Э. Рамазанова О.М. Омаргаджиев

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНООРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

PEDAGOGIKAL CONDITION OF USE OF MULTIPURPOSE SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL-INFORMATION MEANS IN PROFESSIONAL TRAINING OF TECHNICAL HIGH-SCHOOL STUDENTS

Аннотация: в статье рассматриваются педагогические условия использования многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств в процессе подготовки студентов технического вуза.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), многофункциональные предметно ориентированные учебно-информационные средства.

Abstract: in the given article is presented pedagogical condition of multipurpose educational-information means in professional training of students of the technical high-school.

Keywords: professional training, an electronic educational-methodical complex (EEMC), the multipurpose subject-oriented educational-information means.

Глобальная информатизация общества является сегодня важнейшей тенденцией и ключевым фактором развития цивилизации, всех передовых стран мира. Уровень интеллектуализации общества определяется эффективностью использования перспективных технологий. В настоящее время катализатором научно-технического и общественного прогресса являются инфокоммуникационные технологии (ИКТ).

Теоретические и экспериментальные исследования отечественных и зарубежных авторов по вопросам применения средств ИКТ в учебном процессе свидетельствуют о возможности повышения эффективности образования [1; 2; 3]. Использование средств ИКТ в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам в технических вузах

© Х.Э. Рамазанова, О.М. Омаргаджиев, 2012

потребует создания современных многофункциональных предметно ориентируемых учебно-информационных средств, которые содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, систем искусственного интеллекта, экспертно-обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов. Многофункциональные предметно ориентированные учебно-информационные средства в обучении общепрофессиональным дисциплинам в техническом вузе позволяют повысить эффективность учебного процесса, приводят к повышению интеллектуального уровня и развитию личностных качеств обучаемых, что способствует адаптации выпускника к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации профессиональных задач.

Использование современных многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам в технических вузах может привести к повышению эффективности учебного процесса, развитию интеллекта и личностных качеств обучаемого, способностей, улучшению подготовки выпускника к жизнедеятельности в информационном обществе, если обеспечено выполнение следующих условий:

а) организация комплексного использования возможностей многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств для проведении разного рода занятий и при осуществлении различных видов учебной деятельности;

б) одновременная реализация различных факторов интенсификации обучения (усиление целенаправленности, повышение напряженности задач, углубление мотивации, повышение интереса к учебной деятельности, увеличение нормативной емкости занятий, ускорение темпа учебных действий, активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых, совершенствование форм организации учебно-воспитательной деятельности, развитие навыков и умений самообразования и самовоспитания, активизации учебной деятельности преподавателя) с помощью многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств;

в) реализация гуманного, личностно ориентированного подхода к обучаемому в условиях использования многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств;

г) обеспечение теоретической и практической готовности преподавателей и обучаемых к использованию многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств;

д) разработка и использование многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств на разного рода занятиях по общепрофессиональным дисциплинам в технических вузах.

Мы считаем важным, не только выделить возможности информатизации образовании, но и обратиться к проблемам в этой области. Следует выделить те, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени определяют эффективность внедрения современных информационных технологий в обучении и в научные исследования:

- развитие многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств, включая хранение, поиск, передачу информационных средств и ресурсов, создание единого информационного пространства в вузе на основе компьютерных сетей;

- интеграция научных исследований на основе использования многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств и их все более широкого использования применительно к различным функциям и потребностям высшей школы;

- развитие и внедрение таких многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств, которые носят

межотраслевой характер и способствуют развитию многих направлений исследований и разработок, носящих приоритетный характер;

- становление и развитие отраслевых направлений информатики: социальной, исторической, педагогической, психологической, правовой.

Для достижения целей повышения эффективности профессиональной подготовки студентов технических вузов за счет использования новых информационных технологий необходимо внедрение научных достижений в педагогическую практику и научная проработка ряда связанных с этим научно-практических проблем. Для того, чтобы повысить эффективность обучения и качество формирования профессионализма, возможны два пути:

1) метод проб и ошибок, основанный на собственном опыте, опыте коллег и историческом опыте, который тяжело и длительно осваивается;

2) разработка научно практических основ оптимизации системы подготовки, опирающихся на теорию систем информации, данные психологических и педагогических наук, т.е. на современный научный опыт. Этот путь приведет к высоким результатам.

В этом случае важнейшей задачей становится выбор главных направлений этой работы. В связи с этим во весь рост встает проблема создания комплексной системы научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов технического профиля в высших учебных заведениях.

Разработка системы научного обеспечения эффективного использования многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств в процессе профессиональной подготовки студентов должна предусматривать решение следующих основных задач:

- разработку концептуальных основ, принципов, содержания и алгоритмов проблемно-развивающего и проблемно-модульного обучения;

- создание системы оценки, прогноза и мониторинга профессионально личностного развития и профессионально важных качеств студентов с наличием многообразных обратных связей. Это позволит рассматривать студента как динамически развивающуюся систему, находящуюся в каждый конкретный момент времени (период обучения) на разных уровнях профессионализма. Эти данные должны выступать в качестве своеобразного информационного модуля общей системы научного обеспечения образовательного процесса вуза;

- организацию системы интеллектуальной поддержки процесса эффективного использования многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств за счет многомерной оценки педагогических умений преподавательского состава. Это связано с тем, что как указывалось ранее, в образовательный процесс вузов активно внедряются новые педагогические технологии (проблемное обучение, автоматизированные обучающие системы и обучающие программы, индивидуально-дифференцированные технологии обучения и др.) [4]. Это требует контроля эффективности их использования в плане более раннего становления студента вуза как личности и субъекта профессиональной деятельности. Вместе с тем, внедрение современных педагогических технологий в вузах состоит в том, что эффективность их использования зависит от профессионализма преподавательского состава. Это определяет актуальность изучения уровня сформированности педагогических умений у преподавателей вузов.

Важное направление оптимизации системы научного обеспечения образовательного процесса в вузах состоит в широком использовании данных психологической теории и практики, в формировании профессионализма обучаемых и

управлении образовательным процессом в вузе. Решение этих основных научно-практических проблем позволит существенным образом оптимизировать всю систему научного обеспечения необходимой информацией. Это позволит содержательно наполнить процесс профессиональной подготовки крайне важной информацией обо всех участниках образовательного процесса.

Большое внимание в Дагестанском государственном техническом университете уделяется развитию информационных технологий, которые вносят прямой вклад в образовательный процесс, способствуют созданию современной информационной научно образовательной среды, обеспечивающий использование следующих перспективных технологий в обучении и научных исследованиях:

1) коммуникационных технологий (глобальной сети Internet, других компьютерных сетей);

2) компьютерной дидактики с целью совершенствования методической системы обучения различным дисциплинам, технологии мультимедиа, гипермедиа для моделирования учебной среды (виртуальных образовательных технологий), взаимодействия всех компонентов образовательных моделей;

3) автоматизация обучения и научных исследований, разработка информационно-образовательных систем для дистанционного обучения, баз данных учебного и научного назначения, банка образовательных технологий, создание информационной инфраструктуры вуза как образовательного учреждения и проведение работ по созданию и обеспечению технологий его функционирования;

4) развитие работ в области системной интеграции информационных технологий в высшей школе.

В Дагестанском государственном техническом университете нами разработан ЭУМК, являющийся одной из составляющей многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств, который можно использовать на разного вида занятиях по дисциплине «Информатика» для студентов первого курса специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Эффективность использования авторского ЭУМК показывают результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной нами в 2008 году на факультете информатики и управления.

Литература

1. Волков С.В.Аспекты создания и применения в процессе обучения в высшей школе электронного учебника // Материалы Региональной научно-практической конференции «Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи». - Ставрополь: СГУ, 2002. - С. 117-119.

2. Кирилова А.В. Формирование профессиональной информационно-коммуникационной компетентности студентов технических специальностей //Информатика и образование. 2007. № 8, с. 106-108.

3. 3. Рагимова Т.Т., Везиров Т.Г. Курс «Электронные образовательные ресурсы» в профессиональной подготовке будущего учителя информатики // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - Ростов-на-Дону, 2011. № 6, -с. 59-64.

4. Рамазанова Х.Э. Электронный учебно-методический комплекс как средство развития информационной подготовки студентов технического вуза //Сибирский педагогический журнал. №4. - Новосибирск, 2009. - С. 248-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.