4. Finlay L., Gough B. Reflexivity: A Practical Guide for Researcher in Health and Social Sciences. Oxford: Blackwell Publishing, 2003.
5. Johnston R., Badley G. The Competent Reflective Practitioner, Innovation and Learning in Education. 1996. №2. pp. 4-10.
6. Schön D.A., Rein M. Frame Reflection: Toward the Resolution of Intractable Policy Controversies. New York: Basic Books, 1994.
Е.В. Пименова
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
DYNAMICS OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING
Аннотация: в статье обозначена необходимость целенаправленного формирования согласованной системы ценностных ориентаций будущих психологов, рассмотрены особенности развития ценностных ориентаций студентов-психологов на разных курсах профессионального обучения.
Ключевые слова: профессионально важные качества психолога, ценностная система ориентаций, ценностные ориентации психолога.
Abstract: in the article they highlighted the need for targeted formation of a coherent system of value orientations of future psychologists, peculiarities of the development of value orientations of the students-psychologists of the different courses of vocational training.
Keywords: professionally important qualities of a psychologist and a value system of orientations, value orientation of the psychologist.
Рост общественной потребности в психологических знаниях повлек за собой, несмотря на отсутствие в нашей стране опыта целевого интенсивного обучения практических психологов, экстенсивное развитие сети образовательных учреждений [1], где широким фронтом ведется подготовка психологов. Поэтому содержание их подготовки исключительно многообразно. Эти обстоятельства породили противоречие между большим количеством дипломированных практических психологов и качеством их подготовки. Психологическое образование, как справедливо замечает А.А. Деркач, становится массовым, безусловно «разжижается» по своему уровню, и тем самым резко ухудшается [5].
Непрофессионализм данной категории специалистов, которым доверяют и ожидают квалифицированной психологической помощи, в конечном итоге, отражается как на духовном, так и на материальном состоянии общества. Поэтому поиск наиболее оптимальных путей профессиональной подготовки квалифицированных практических психологов, в том числе для работы в системе образования, является особо актуальной на современном этапе задачей.
Существуют точки зрения, согласно которым успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. «Превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому (а также психокоррекционному и психодиагностическому) инструментарию, при этом личностные характеристики психолога считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента» [4, 23].
© Е.В. Пименова, 2012
Сегодня многочисленными исследованиями (Г.С. Абрамова, И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.И. Гуткина, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, В.В. Зацепин,
A.М. Прихожан, Н.С. Пряжников, Н.Н. Толстых и др.) доказано, что в психологии требования к личности профессионала особенно высоки, а роль личностных качеств психолога в успешной деятельности, выше, чем в большинстве других профессий класса «человек-человек». Для психолога собственная личность - важный инструмент и исследовательской, и практической работы. «Идет ли речь о психотерапии гуманистического толка или экспериментальном изучении мотивации социального поведения, личностные характеристики психолога обязательно сказываются на результатах и самом способе деятельности» [2]. Не случайно анализ личности и личностных качеств психолога - одно из важнейших направлений профессиографического изучения психологии. Особое место в этих исследованиях отводится изучению мотивационно-эмоциональных образований личности психолога. Современные исследования (Т.И. Артемова, Л.Я. Гозман, И.Б. Котова, Е.Б. Лисовская,
B.C. Мерлин, Е.Н. Шиянов и др.) доказывают, что сегодня профессиональная деятельность практического психолога наиболее эффективна, если она осуществляется на основе гуманистической парадигмы или личностно-ориентированного подхода, то есть в основе деятельности психолога лежат морально-нравственные принципы, ориентация на высшие общечеловеческие ценности.
Часто молодые люди, делая выбор в пользу профессии психолога, руководствуются прагматичными установками, характеризующимися тем, что, владея профессиональными психологическими знаниями, умениями и навыками, они смогут успешно манипулировать людьми, ставя их в зависимость от сформировавшейся потребности в психологической помощи, зарабатывая, таким образом, деньги на «чужих проблемах» [6]. А.А. Бодалев пишет: «...профессия психолога предполагает, что овладевший ею человек на познавательном уровне проявит способность капитально ориентироваться в общем, особенно в единичном, характеризующем психику людей, и хорошо знать причины, которые обусловливают тот или иной тип ее развития или появления в ней конкретных изменений. На уровне поведенческо-инструментальном он сумеет с позиции своей профессии найти и осуществить способы успешного решения любой из проблем, характер которых входит в компетенцию психолога. Естественно, что вероятность достижения именно такого результата после обучения молодых людей на психологических факультетах страны будет выше, если овладевший ею человек на уровне мотивационно-эмоциональном будет относиться к другому человеку как высшей ценности» [3].
Именно поэтому основной акцент в процессе профессионального обучения психолога должен быть сделан на развитии ценностно-смысловой сферы будущего психолога (А.В. Серый, И.А. Володарская, Н.М. Лизунский, В.В. Макаров, И.Ю. Малисова, Г.В. Стой и др.). От ее адекватной сформированности зависит возможность создания психологом максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов.
Теоретический анализ литературы показал, что система ценностных ориентаций личности на пути восхождения к вершинам профессионализма не является внутренне однородной. В ходе обучения в вузе она проходит ряд своеобразных модификаций, переосмысливается в процессе выработки личностной и профессиональной позиции психолога. В этот процесс вписывается осознание этических норм профессиональной деятельности; определяется доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей.
Однако не все молодые специалисты способны изменить устоявшимся взглядам на окружающий мир, на свое место в этом мире и выбранную профессию. Таким образом, может наблюдаться противоречие между профессиональной системой ценностей и ценностными ориентациями личности психологов. При этом важно
переосмысливание ценностных ориентаций личности и профессионально-социальных установок, связанных с новыми перспективами профессионального роста будущих психологов. В том случае, если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности, ее деформацией. Все сказанное делает проблему изучения профессиональной системы ценностей психологов и формирования ценностных ориентаций будущих психологов в соответствии с выбранной профессией особо актуальной.
Целью нашего исследования является изучение динамики ценностных ориентаций студентов в процессе подготовки к будущей профессиональной психологической деятельности. Анализируя результаты ранжирования терминальных ценностей среди студентов-психологов 1 -5 курсов, можно отметить, что на протяжении обучения происходит их переосмысливание в соответствии с будущей профессиональной деятельностью и изменение в их иерархии. Ценностные ориентации студентов-психологов 1-х и 2-х курсов характеризуются высоким рангом ценностей, характерных для незрелой личности, стремящейся вести эмоционально насыщенную, не обремененную лишней ответственностью жизнь, - развлечения, свобода, материально обеспеченная жизнь. Ценности самоактуализирующейся личности и общечеловеческие ценности, связанные с интересами других людей, можно сказать, игнорируются. На старших курсах отвергаемыми ценностями (низкие ранги) стали ценности материально обеспеченной жизни, развлечений, свободы, что дает возможность сделать вывод об изменении в системе ценностных ориентаций личности и доминировании как ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности, так и ценностей, связанных с интересами других людей.
Вполне вероятно, что такая картина имеет место исходя из того, что высший уровень ценностной системы самоактуализирующейся личности составляют именно ценностные ориентации, которые могут рассматриваться в качестве возможной цели индивидуального развития. Поэтому, будущие психологи старших курсов, осознавая для себя личностную потребность в удовлетворении именно данной системы ценностей, при ранжировании указывают не столько иерархию личностных ценностей вообще, сколько применительно к своим актуальным потребностям. Анализ результатов ранжирования инструментальных ценностей среди студентов-психологов показал, что за период профессионального обучения переосмысливаются и инструментальные ценности, изменяется их иерархия. Постепенно к старшим курсам приоритетными становятся ценности, связанные с культурой, образованием и нравственностью (воспитанность, образованность, широта взглядов, честность), а также с интересами других людей (чуткость, терпимость, ответственность), а потребительские ценности (высокие запросы, независимость и др.), преобладающие на младших курсах, становятся наименее значимыми.
Групповая иерархия ценностей будущих психологов на начальном этапе обучения отражает несформированность позитивной шкалы ценностей, в которой преобладают индивидуалистические тенденции в ущерб общенравственным и общечеловеческим ценностям. К концу обучения складывается согласованная, по нашему мнению, система ценностей, соответствующая иерархии уровней ценностно-смысловой сферы высокоразвитой, гармоничной личности психолога, нацеленной на благо других, самоактуализацию и саморазвитие. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в процессе профессионального обучения у студентов-психологов наблюдается положительная динамика ценностных ориентаций личности студента, заключающаяся в их постепенном согласовании с профессиональной системой ценностей психолога.
Литература
1. Аминов Н.А., Молоканов M.B. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 5, с. 104-109.
2. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов. Автореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1997.
3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998. - 168 с.
4. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: учеб. пос. - М.; Воронеж, 2007. - 464 с.
5. Деркач А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования: Учебное пособие. - М., 2006. - 250 с.
6. Строй Г.В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения: Автореф. ... дис. канд. псих. наук. -Ставрополь, 2004.
Х.Э. Рамазанова О.М. Омаргаджиев
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНООРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
PEDAGOGIKAL CONDITION OF USE OF MULTIPURPOSE SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL-INFORMATION MEANS IN PROFESSIONAL TRAINING OF TECHNICAL HIGH-SCHOOL STUDENTS
Аннотация: в статье рассматриваются педагогические условия использования многофункциональных предметно ориентированных учебно-информационных средств в процессе подготовки студентов технического вуза.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), многофункциональные предметно ориентированные учебно-информационные средства.
Abstract: in the given article is presented pedagogical condition of multipurpose educational-information means in professional training of students of the technical high-school.
Keywords: professional training, an electronic educational-methodical complex (EEMC), the multipurpose subject-oriented educational-information means.
Глобальная информатизация общества является сегодня важнейшей тенденцией и ключевым фактором развития цивилизации, всех передовых стран мира. Уровень интеллектуализации общества определяется эффективностью использования перспективных технологий. В настоящее время катализатором научно-технического и общественного прогресса являются инфокоммуникационные технологии (ИКТ).
Теоретические и экспериментальные исследования отечественных и зарубежных авторов по вопросам применения средств ИКТ в учебном процессе свидетельствуют о возможности повышения эффективности образования [1; 2; 3]. Использование средств ИКТ в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам в технических вузах
© Х.Э. Рамазанова, О.М. Омаргаджиев, 2012