Научная статья на тему 'Мотивационно-ценностная сфера личности специалиста-психолога как основа его профессионального развития'

Мотивационно-ценностная сфера личности специалиста-психолога как основа его профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2244
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРГИНАЛИЗМ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL MARGINALISM / MOTIVE-VALUE SPHERE / PERSONAL AND PROFESSIONAL VALUES / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нугаева А. Н.

Анализируются данные изучения структуры и содержания мотивационно-ценностной сферы личности психолога. Основное внимание уделено динамике изменений в профессиональных мотивах и ценностных ориентациях студентов-психологов в процессе их профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motive-value sphere of a psychologist's personality as a basis of his/her vocational development

The author of the article analyses the data of studying the structure and maintenance of the motive-value sphere of a psychologist's personality. Special attention is paid to the progress of changes in professional motives and value orientations among future psychologists in the process of their professional forming.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-ценностная сфера личности специалиста-психолога как основа его профессионального развития»

А. Н. Нугаева

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Работа представлена кафедрой общей и социальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Р. М. Фатыхова

Анализируются данные изучения структуры и содержания мотивационноценностной сферы личности психолога. Основное внимание уделено динамике изменений в профессиональных мотивах и ценностных ориентациях студентов-психологов в процессе их профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональный маргинализм, мотивационно-ценностная сфера, личностные и профессиональные ценности, внутренняя профессиональная мотивация.

The author of the article analyses the data of studying the structure and maintenance of the motive-value sphere of a psychologist’s personality. Special attention is paid to the progress of changes in professional motives and value orientations among future psychologists in the process of their professional forming.

Key words: professional marginalism, motive-value sphere, personal and professional values, professional motivation.

Сегодня наблюдаются темпы роста их образования. Поэтому в настоящий

общественной потребности в психологи- момент возникла необходимость качест-

ческом знании и темпы массовой подго- венной перестройки процесса профес-

товки специалистов-психологов, которые сионального образования, которое полу-

опережают темпы улучшения качества чают будущие специалисты-психологи.

Для изменения сложившегося положения дел в системе образования, как подчеркивает ряд авторов (Т. В. Кудрявцев, А. А. Пузырей, В. Э. Пахальян и др.), наш взгляд должен быть прежде всего направлен на учет «запросов практики». То есть вопрос о критериях качества профессиональной подготовки психологов невозможно рассматривать в отрыве от требований, предъявляемых характером конкретной среды, в которой работает специалист, и от особенностей образовательных задач, встающих перед ним в учреждениях разного типа. В таком контексте, как указывает В. Э. Па-хальян, «немаловажна и психологическая, личностная готовность самого психолога к профессиональной самореализации в современных условиях»1. К тому же в психологической литературе обсуждается новая для нашего общества проблема профессионального маргинализма, поражающего прежде всего социальноориентированные профессии, к которым относится и профессия психолога. «Профессиональный маргинализм выражается в личностной позиции непричастности и ментальной, ценностной непринадлежности к профессиональной морали, сопровождающейся нарушением этики и норм данной профессии, что снижает порог социальной приемлемости качества профессионального труда»2. Это стало одной из причин нашего интереса к проблеме профессионального становления психолога и развития мотивационно-ценностной сферы его личности.

Мы считаем, что именно мотивационно-ценностное пространство психологов сегодня нуждается в специальной проработке (уточнении, развитии, осознании места и роли в нем профессиональных ценностей и мотивов). Трансформация и обогащение мотивационных и ценностно-смысловых составляющих жизненного мира личности

профессионала происходит в процессе взаимодействия с профессиональной культурой и в реальной жизнедеятельности, одной из составляющих которой является особым образом организованное образовательное пространство. Именно на этапе профессионального обучения в вузе начинают развиваться у специалиста-психолога те ценности и мотивы, которые в дальнейшем определяют успешность его деятельности в профессии. Исходя из чего, задачей университета, и психологического факультета в частности, является организация учебного процесса таким образом, чтобы сформировать мотивационноценностную сферу личности будущих специалистов, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в ге-незе личности будущих специалистов-психологов.

Подобное исследование поможет нам увидеть и оценить проблемы в сфере подготовки психологов. Оно позволит обосновать необходимость целенаправленного формирования мотивационно-ценностного пространства психологов еще на этапе их профессионального обучения в вузе, разработать программу формирования профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.

Целью первого этапа нашего пилотного исследования, проведенного в апреле-мае 2007 г., было изучение особенностей сложившейся к моменту исследования системы профессиональной мотивационно-ценностной сферы личности психологов, работающих в системе образования. Было выявлено, что у начинающих психологов, стаж которых не превышает 3 лет, отмечается прагматическая (эгоистически-престижная) направленность их личности и недостаточная сформированность духовно-нрав-

ственного ценностного спектра, более выражена внешняя отрицательная мотивация и не сформированы по сравнению с более опытными коллегами внутренние профессиональные мотивы. На наш взгляд, это непосредственно связано с неуверенностью в себе специалистов на этапе адаптации к профессии и с отсутствием у них психологической готовности к преодолению возникающих профессиональных трудностей, что может стать в будущем одной из причин снижения качества выполнения ими профессиональной деятельности. Также мы отмечаем, что ценность развития собственной личности для работающих психологов хоть и значима, но не мотивирует в действительности их поведение. Возможно, причина этого заключается в недостаточной отрефлексированности психологами своих личностных характеристик и, как следствие, отсутствие направленности на собственное совершенствование. Это вызывает внутренний личностный конфликт у обследуемых из-за неудовлетворения потребности реализации своих способностей в профессии.

Целью второго этапа нашего исследования стало изучение структурных и содержательных изменений в мотивационно-ценностной сфере личности студентов-психологов в процессе их обучения в вузе. Анализируя данные, полученные в ходе эмпирического исследования, мы стремились: выявить общую структуру и содержание мотивационно-ценностной сферы личности студентов-психологов; определить динамику изменений их профессиональных и учебных мотивов, ценностных ориентаций в процессе обучения в вузе.

Методика. В исследовании приняли участие студенты с первого по пятый курс, обучающиеся на факультете психологии БГПУ им. М. Акмуллы, всего -

419 человек в возрасте от 17 до 24 лет. В качестве методического инструментария были использованы: методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной; «Морфологический тест жизненных ценностей» И. Г. Сенина; «Са-моактуализационный тест», разработанный Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинской. При математической обработке использовались следующие методы: ¿-критерий Стьюдента, ^-критерий линейной корреляции Пирсона, оценка средних значений.

Результаты и их обсуждение. Рамки данной статьи не позволяют привести все полученные нами результаты, поэтому укажем только некоторые из основных. Анализ результатов показал (табл. 1), что среди мотивов обучения в вузе преобладающем на всех пяти курсах остается мотив «получение диплома» (сред. знач. - 75,1 балла). По данной шкале между средними показателями по курсам достоверных различий не выявлено. Мотив «приобретение знаний», позволяющий оценить любознательность и стремление к приобретению знаний, занимает второе место по значимости. При этом наблюдается тенденция его снижения от 1-го к 4-му курсу, на 5-м курсе показатели по данной шкале повышаются по сравнению с 4-м курсом. При этом 1-й и 2-й курс значимо различаются по средним показателям мотивации «приобретение знаний» по критерию Стьюдента (эмп = 3,04)3. Также значимые различия по критерию Стьюдента выявлены между показателями рассматриваемой шкалы на 1-м и 3-м (4мп = 2,86), на 1-м и 4-м (4мп = 2,98) и между средними значениями на 1-м и 5-м курсах (¿эмп = 1,99). По третьему мотиву, свидетельствующему об адекватном выборе студентами профессии психолога и удовлетворенности ею, т. е. об ориентации на «овладение профессией»,

наблюдается однозначное изменение в сторону снижения этого параметра от курса к курсу. Так, по критерию Стью-дента получены значимые различия по средним показателям по шкале мотивации «овладение профессией» между 1-м и 5-м курсами (эмп = 4,15), между 1-м и 3-м (эмп = 2,97), между 1-м и 4-м (4мп = = 2,71), между 2-м и 5-м курсами (эмп = = 2,81).

Таблица 1 Мотивация обучения в вузе студентов-психологов

Шкалы 1-й 4 курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

Приобретение знаний 69,6 58,8 60,1 59,8 63,1

Овладение профес- сией 65,7 61,3 53,9 56 50,5

Получение диплома 75,1 75,1 74,4 74,7 76,4

Несколько иной характер изменений от 1-го к 5-му курсу у студентов наблюдается по данным (табл. 2), полученным с помощью методики «Самоак-туализационный тест». При сравнении значений по шкале «внутренняя-внеш-няя поддержка» между следующими курсами выявлены достоверные различия: между 1-м и 3-м курсами (¿эмп = = 3,61), 1-м и 4-м (7эмп = 4,19), 2-м и 4-м курсами (¿эмп = 2,34), а также между 1-м и 5-м курсами (эмп = 3,81). Это говорит

о том, что в процессе обучения у студентов отмечается постепенное повышение степени независимости их ценностей и поведения от внешних воздействий («внутренний локус контроль»).

Однако корреляционный анализ, проведенный с использованием ^-критерия Пирсона, позволяет говорить о том, что к завершению обучения в вузе студенты с высоким уровнем развития «внутренней поддержки» не ориентированы на дальнейшее овладение профессией психолога (рэмп = -0,26, при р0,05 =

= 0,219). Другими словами, осознавая высокую ответственность, которая должна сопровождать деятельность психолога, его действия и выбор, студенты предпочитают сменить данную сферу приложения собственных профессиональных усилий на менее психологически напряженную и более высокооплачиваемую. Эти данные подтверждаются ответами студентов, полученными с помощью анкетирования.

Таблица 2 Уровни самоактуализации личности

студентов-психологов

Шкалы 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

Внутренняя поддержка 47,3 49,3 51,9 52,6 51,9

Ценностные ориентации 12,5 12,8 13,5 13,6 13,6

Гибкость поведения 11,8 12,8 13,3 13,4 12,7

По шкалам «ценностные ориентации» и «гибкость поведения» анализ результатов показал неравномерную динамику изменений полученных данных на различных курсах. Так по первой из перечисленных шкал достоверные различия отмечены между 1-м и 3-м курсами (¿эмп = 2,34), 1-м и 5-м курсами (¿эмп = = 2,61). По второй из указанных шкал достоверные различия отмечены только между показателями 1-го и 3-го курсов (4мп = 3,01), 1-го и 4-го курсов (4мп = = 3,14). Таким образом, на третьем курсе начинается процесс принятия со стороны студентов-психологов ценностей самоактуализирующейся личности, в то время как способность реализовать эти ценности в поведении, взаимодействии с окружающими людьми (гибкость поведения) формируется только к четвертому курсу, но данный процесс не стабилен и может снижаться в последующем.

Таким образом, приобретение психологических знаний помогает осознать свою жизненную позицию и тем

самым повышает ответственность за сти студента-психолога с направленно-

нее, но не происходит значимого раз- стью на дальнейшее глубокое освоение

вития изнутри мотивированной лично- профессии.

Таблица 3

Соотношение жизненных сфер и жизненных ценностей студентов-психологов

(по методике И. Г. Сенина)

Шкалы 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

Жизненные сферы Профессиональная 57,8 55,1 56,9 56,7 58,4

Образовательная 63,4 58,2 58,4 58,9 58,3

Семейная 47,2 49,6 52,1 50,4 53,3

Общественная 52,5 50,8 51,3 50,5 50,2

Увлечений 52,6 51,7 52,2 49,6 50,8

Физическая 45 43,1 40,6 38 38,7

Жизненные ценности Нравственноделовая (гуманистическая) направленность Развитие себя 40,1 39,5 40,1 38,3 38,9

Духовное удовлетворение 40,3 40,2 40,1 39,4 39,2

Креативность 35,7 33,4 33,5 31,2 33,3

Активные социальные контакты 40,7 39,4 39,1 38,5 37,7

Эгоистически-престижная (прагматическая) направленность Собственный престиж 36,1 35,7 34,1 33,9 35,2

Достижения 42,2 39,6 39,7 38,9 40,3

Материальное положение 42,4 40,9 43,6 43,6 45,5

Сохранение индивидуальности 41,1 39,8 41,3 40,3 39,5

Анализ данных (табл. 3) по шкалам жизненных сфер позволил выявить определенные тенденции, происходящие в процессе получения студентами высшего профессионального психологического образования. Среди рассматриваемых жизненных сфер вполне ожидаемо первое место заняла на всех учебных курсах сфера обучения и образования. По этой шкале были выявлены достоверные различия в показателях между 1-м и 2-м курсами (эмп = 3,33), 1-м и 3-м (эмп = 3,8), 1-м и 4-м (эмп = = 3,57), 1-м и 5-м курсами (%мп = 3,99). Между остальными курсами значимых различий в средних значениях не выявлено. Это характеризует высокую степень значимости, равномерно снижающуюся в последующем, потребности в получении образования у первокурсников. Второй по значимости стала профессиональная сфера. Однако на пятом курсе две рассматриваемые сферы при-

обретают равную важность вследствие снижения привлекательности сферы обучения и образования для пятикурсников. В целом нами отмечено достоверное различие в данных, полученных на 2-м и 5-м курсах (4мп = 2,13), по сфере профессиональной жизни. После снижения ценности профессиональной сферы на втором курсе идет постепенное незначительное повышение ее привлекательности к 5-му курсу (значимых различий не выявлено). Наименьшую ценность для студентов-психологов на всех курсах представляет сфера физической активности и физической культуры, что, на наш взгляд, в будущем может быть одной из причин повышения риска возникновения жизненной дисгармонии, эмоционального выгорания, низкой профессиональной стрессо-устойчивости. Оставшиеся три жизненные сферы на разных курсах имеют разную степень значимости (табл. 3). Если

проследить динамику изменений, можно отметить рост значимости с третьего курса сферы семейной жизни. При сравнении данных по рассматриваемой сфере выявлены достоверные различия между 1-м и 3-м курсами (эмп = 3,46), 1-м и 5-м (эмп = 4,3), 2-м и 5-м (4мп = = 2,13), 4-м и 5-м курсами (эмп = 1,93). По сферам увлечений и общественной жизни не обнаружено значимых различий между курсами. В то же время наблюдается незначительное снижение привлекательности от 1-го к 5-му курсу сфер увлечений и общественной жизни.

Что касается жизненных ценностей, положительная динамика роста значимости нами отмечена у ценности «высокое материальное положение», по которой достоверные различия в показателях получены между 1-м и 5-м (4мп = = 2,38), а также между 2-м и 5-м курсами (эмп = 2,86). По шкалам жизненных ценностей «достижения», «креативности» и «активные социальные контакты» наблюдается однозначное изменение в сторону равномерного снижения уровня их значимости к пятому курсу обучения (табл. 3). Значимость ценностей «развитие себя», «получение духовного удовлетворения», «собственный престиж», «сохранение индивидуальности» не претерпевает существенных изменений в процессе профессионального обучения у будущих специалистов-психологов. В целом по выборке можно говорить о прагматической (эгоистически-пре-

стижной) направленности личности студентов-психологов, с преобладанием ценностей «высокого материального положения», «достижений» и «сохранения собственной индивидуальности». По нашим ранее полученным данным эти приоритеты сохраняются и у работающих специалистов-психо-логов. Среди ценностей, характеризующих нравственно-деловую (гума-

нистическую) направленность личности, наибольшее значение для студентов имеют ценности «получения духовного удовлетворения», «развития себя» и «активные социальные контакты». Наименее ценными оказались стремления к реализации своих творческих возможностей («креативность») и стремление к признанию, уважению, одобрению более значимых лиц («собственный престиж»).

Выводы. Полученные результаты дают возможность сделать вывод в целом о снижении стремления приобретать знания, овладевать профессиональными умениями и желания формировать профессионально важные качества у студентов-психологов в процессе обучения в вузе. При рассмотрении ценностей, входящих в группу прагматической направленности личности у сту-дентов-психологов, наблюдается неравномерная динамика их изменений. В то время как значимость ценностей гуманистической направленности не претерпевает существенных изменений. Последние остаются на среднем и низком уровнях значимости. Это говорит о том, что для развития и повышения уровня значимости нравственно-деловой направленности недостаточно лишь приобретения психологических знаний, необходимы более глубокое осознание внутренних процессов, важных для активной жизненной позиции и повышения привлекательности указанных ценностей для будущих специалистов-пси-хологов.

Таким образом, можно отметить существенные изменения, происходящие в мотивационно-ценностной структуре личности студентов-психологов в основном на третьем и пятом курсах обучения в вузе. Данный факт свидетельствует, что эти периоды являются наиболее сензитивными для процесса целенаправленного формирования про-

фессиональной мотивационно-ценностной сферы личности будущих специа-листов-психологов. К тому же к пятому по сравнению с предыдущими курсами существенно снижается мотивация «овладение профессией», что, как мы считаем, в последующем лежит в основе смены студентами-выпускниками данной профессии на менее психологически напряженную и более высокооплачиваемую.

Вышесказанное позволяет говорить о необходимости проведения именно на пятом курсе программы, формирующей профессиональную мотивационно-ценностную сферу личности студентов, с целью повышения у будущих психологов осознанности и значимости профессиональных мотивов и ценностей, а следовательно, повышения уровня уверенности в себе как в специалисте-психологе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пахальян В. Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 104-105.

2 Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 52.

3 Здесь и далее ¿кр0,т = 2,626 и ¿кр0,05 = 1,984.

4 Результаты в табл. 1-3 представлены в средних значениях по курсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.