Научная статья на тему 'Развитие компетентности в общении у студентовпсихологов'

Развитие компетентности в общении у студентовпсихологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ / COMMUNICATION COMPETENCE / VALUE ORIENTATIONS / PERSONAL QUALITIES OF A PSYCHOLOGIST / COMPETENCE / STRUCTURE OF COMPETENCE IN COMMUNICATION / MODEL OF DEVELOPING THE COMPETENCE IN COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Лилия Эльдаровна

Приводится анализ особенностей профессиональной деятельности психологов, обосновывается потребность в разработке структуры, методов диагностики и развитии компетентности в общении психологов. Показана структура компетентности в общении студентов-психологов. Представлена и обоснована модель развития компетентности в общении у студентов-психологов на этапе их обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие компетентности в общении у студентовпсихологов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

молодого возраста // Клиническая лабораторная диагностика. 2007. №9. С. 49.

8. Шайдулина С.Г. Физическая культура в процессе учебы и отдыха студентов // Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Елабуга, 12 -13 нояб. 2008 г. Елабуга, 2008. C. 260 - 263.

Motivational and value attitude of first-year students to improving and preserving individual health

There are considered the issues of motivational and value attitude of first-year students of the Kalmyk State University to improving and preserving individual health. There is given the first-year students’ subjective assessment to their individual health, revealed the basic negative and positive factors that influence students’ health. There are shown the ways of improving the first-year students’ motivation to health preserving including physical training lessons.

Key words: motivational and value attitude, first-year students, improving and preserving individual health, healthy life-style, health preserving, physical training.

л.э. Филатова

(воронеж)

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ-

психологов

Приводится анализ особенностей профессиональной деятельности психологов, обосновывается потребность в разработке структуры, методов диагностики и развитии компетентности в общении психологов. Показана структура компетентности в общении студентов-психологов. Представлена и обоснована модель развития компетентности в общении у студентов-психологов на этапе их обучения в вузе.

Ключевые слова: компетентность в общении, ценностные ориентации, личностные качества психолога, компетентность и компетенция, структура компетентности в общении, модель развития компетентности в общении.

Компетентность в общении является одним из наиболее исследуемых психологами в последнее время понятий. Содержание этой

категории представлено в работах таких авторов, как Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, В.А. Лабунская, Е.В. Сидоренко, А.А. Бодалев и др. Из современных представлений о компетентности в общении наиболее обоснованным нам представляется подход Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, которые предлагают следующее определение: компетентность в общении - это совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность в общении активно исследуется множеством авторов, однако проблема развития компетентности в общении окончательно не решена. Недостаточно изучены природа компетентности в общении, ее структура, специфика ее развития в зависимости от профессиональной деятельности человека, методы ее диагностики. Свои системные характеристики диагностика приобретает в связи с содержательным рассмотрением компетентности в общении. Содержательный же анализ требует опоры на определённую теоретическую базу. В качестве теоретической основы содержательного анализа коммуникативной компетентности нами принимаются представления о структуре деятельности.

Диагностика компетентности в общении, с нашей точки зрения, невозможна только при помощи стандартизированных методик. Это обширная категория, требующая комплексного подхода. Диагностика компетентности в общении будущих психологов может включать стандартизированные и нестандартизирован-ные методики (анкетирование с использованием шкалирования, где студенты будут иметь возможность дать субъективную оценку своим коммуникативным возможностям, экспертная оценка с привлечением компетентных специа листов-психологов; использование видеозаписей, позволяющих студентам проанализировать и осознать свои коммуникативные ресурсы; наблюдение по специальной схеме, позволяющей анализировать поведенческие реакции студентов во время выполнения упражнений, направленных на развитие компетентности в общении).

Исходя из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения, можно выделить следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компо-

© Филатова Л.Э., 2010

нентов компетентности и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки. Основаниями для выделения структурных уровней компетентности в общении студентов-психологов послужили исследования отечественных авторов, в которых показано, что:

• процесс образования ценностных ориентаций напрямую связан со становлением психологов (С.Л. Братченко, ДА. Леонтьев, ЛА. Петровская и др.);

• психолог должен обладать такими личностными характеристиками, которые позволяли бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов (H.B. Bачков, И.Б. Грин-шпун, И.В. Дубровина, AM. Прихожан,

H.C. Пряжников и др.);

• выпускник-психолог должен обладать комплексом конкретных умений или компетенций (B.H. Карандышев, E.A. Климов, И.B. Bачков, E.H Кринчик, И.Б. Гиншпун, С.С. Степанов и др.).

Aнализ научной литературы позволил выявить структуру профессиональной компетентности в общении психолога, которая состоит их трех взаимосвязанных компонентов:

1) ценностно-смысловой - аксиологические приоритеты психологической деятельности (по Ш. Шварцу, это доброта, самостоятельность, безопасность, универсализм);

2) личностный - профессионально значимые качества личности (эмпатийность, рефлексивность, толерантность, интернальность);

3) коммуникативно-операциональный -конкретные умения, овладев которыми будущий психолог сможет наиболее эффективно решать реальные практические задачи (устанавливать и поддерживать контакт, управлять своими невербальными проявлениями и считывать невербальные проявления партнера, слушать, осущетсвлять обратную связь и т.д.).

Современные модели развития, используемые в целом ряде исследований, ограничены и не позволяют, с нашей точки зрения, контролировать некоторые процессы. Потому мы в своей работе в качестве концепции развития выбираем подход П.Я. Гальперина. П.Я. Гальперин выделяет следующие основные задачи ориентировочно-исследовательской деятельности: уяснение наличной проблемной ситуа-

ции, выделение предмета актуальной потребности, выбор пути или способа действия, регуляция его осуществления. Особо важным является выделение ориентировочной и исполнительной частей действия, а также понятие о внутренних средствах деятельности [1]. Ориентировочная часть дает возможность студентам получить наиболее полную информацию о способах действия в конкретных ситуациях, средствах достижения цели и т.д. (например, с помощью информационных листов). Исполнительная часть позволяет практически применять полученные знания, проводить промежуточный анализ, исправлять ошибки и проигрывать проблемные ситуации профессиональной деятельности психолога. Таким образом, использование концепций отечественной психологии может, с нашей точки зрения, оказать весомую помощь в решении актуальных проблем подготовки специалистов-психологов.

Исходя из вывода о необходимости целенаправленного развития компетентности в общении, представляется возможным выделение этапов и согласующихся с ними технологий ее развития, т.е. построение теоретической модели развития компетентности в общении в процессе вузовской подготовки психологов. Методологическую основу модели составили:

• методология деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, Н.Н. Нечаев);

• исследования, определяющие структуру и особенности развития компетентности в общении (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, С.В. Петрушин, И.А. Зимняя, В.А. Лабунская, И.В. Вачков, В.Н. Куницына, Т.В. Зайцева, Е.В. Сидоренко);

• положения компетентностного подхода (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, И.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова и др.);

• представления об особенностях психологической профессии (И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, С.С. Степанов);

• представления о соотношении субъективных и объективных факторов в процессе становления личности (Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.Н. Куликова, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.);

• представления о влиянии деятельности, педагогических условий, общения и отношений на становление личности (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Муд-рик, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Семенов, В.В. Сериков, Д.Б. Эльконин и др.);

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ модель развития компетентности в общении у студентов-психологов

• практические разработки форм и методов групповой работы (А.С. Чернышев. С.В. Сарычев, И.В. Дубровина, Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Сидоренко), методы активного социальнопсихологического обучения (Ю.Н. Емельянов, Ю.В. Пахомов).

На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований, а также практических результатов, полученных в ходе пилотажного исследования, нами разработана модель развития профессиональной компетентности в общении студентов-психологов и представлена как организованная система четырёх компонентов: целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного (см. рис. на с. 169).

1. Целевой компонент модели отражает цель -развитие компетентности в общении студентов-психологов и критерии ее достижения.

2. Содержательный компонент модели включает в себя совокупность психологопедагогических условий:

• развитие рефлексии, эмпатии, толерантности, интернальности;

• актуализация ценностей, направленных на других людей;

• углубление представлений студентов-психологов о своих коммуникативных ресурсах и возможностях их развития;

• реализация модели, позволяющей формировать диагностический инструментарий и разрабатывать программу развития компетентности в общении студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

3. Процессуальный компонент модели предполагает в процессе групповой работы актуализацию коммуникативных ресурсов студентов. Структура компетентности в общении студентов-психологов обусловила три этапа ее развития: предметный, теоретический и практический. Главным теоретическим основанием выделения этапов явилось представление о процессе профессиональной подготовки специалистов Н.Н. Нечаева. С нашей точки зрения, развитие компетентности в общении должно включать в себя обзор предметной деятельности, которой будут заниматься студенты после окончания обучения, постановку цели ролевой игры; определение личностных качеств и умений, которые будут актуализированы [4].

4. Результативно-оценочный компонент модели развития компетентности в общении предполагал диагностику уровня коммуникативных умений студентов-психологов, а также

изучение их профессионально значимых качеств личности и ценностных ориентаций. На данном этапе была осуществлена дифференциация целей для отдельных студентов. При низком уровне компетентности в общении выявлялись причины и намечались пути коррекции. При среднем уровне работа проводилась по разработанной нами модели развития компетентности в общении. Студенты с высоким уровнем стимулировались для дальнейшего развития с помощью творческих заданий, моделирования трудных ситуаций практической деятельности психолога.

Таким образом, чтобы подготовить компетентного психолога, способного к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, умеющего применять полученные во время обучения знания при решении конкретных профессиональных задач, необходимо продуктивно использовать наработки отечественных ученых, поэтапно формировать необходимые психологу компетентности, в частности, компетентность в общении как ключевую для профессии психолога.

литература

1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / под ред. А.И. Подольского. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480с.

2. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М. : Гайдарики, 2004. 233 с.

3. Карандышев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.

4. Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. М. : Исслед. центр проблем качества подгот. спец., 2005. 122 с.

Development of communication competence at students of psychology department

There are analyzed the peculiarities of professional activity of psychologists, substantiated the necessity to develop the structure, diagnosis methods and development of competence in psychologists’ communication. There is shown the structure of communication competence at students of psychology department. There is given and substantiated the model of developing the competence in communication between the students of psychology department at the stage of their studying at higher school.

Key words: communication competence, value orientations, personal qualities of a psychologist, competence, structure of competence in communication, model of developing the competence in communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.