УДК 347
Рыболовлева Ольга Алексеевна
аспирант. Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Социологический
АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ
страховых агентов
Olga A. Rybolovleva
graduate student. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch
Sociological analysis of
COMPETENCES OF INSURANCE agents
Аннотация. В статье затрагиваются актуальные вопросы профессионального развития персонала организации, в частности, страховых агентов. Раскрывается сущность профессионального развития страховых агентов с использованием компетентност-ного подхода в управлении. Выделяются блоки компетенций страховых агентов: профессиональные компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции. В результате социологического исследования определяются основные виды компетенций страховых агентов. Раскрывается сущность социологического исследования компетенций страховых агентов: цель, задачи, объект, предмет исследования.
Ключевые слова: профессиональное развитие, персонал организации, профессиональные компетенции, социальные компетенции, личностные компетенции.
Annotation. The actual questions of staff professional development are mentioned in the article. The content of professional development of insurance agents is considered from the standpoint of competence approach. Professional, personal and social competences of insurance agents are identified. Kinds of professional, personal and social competences of insurance agents are analyzed. The research purpose, tasks, object and subject of competences of insurance agents are identified.
Keywords: professional development, organization staff, professional competences, personal competences, social competences.
Профессиональное развитие персонала -один из основных элементов кадровой политики и кадровой стратегии любой организации. Успешность предпринимаемых действий в области профессионального развития персонала организации во многом становится гарантом успешности деятельности самого хозяйствующего субъекта.
В данной статье профессиональное развитие персонала рассматривается в сфере страхования, так как страхование является уникальной отраслью экономики, успех в которой неразрывно связан с персоналом организации.
Более того, именно в страховом бизнесе проблема обеспечения компаний высокопрофессиональным, клиентоориентированным персоналом стоит особенно остро, что обусловлено неразвитостью инфраструктуры страхового рынка, спецификой бизнеса, в котором сотрудники страховой компании сами являются частью услуги, которую должны продвигать своим клиентам [1, с. 4]. Одним из главных звеньев страхового бизнеса, непосредственно связывающего клиента и страховую организацию, является деятельность страховых агентов. Чем более профессиональными специалиста-
ми являются страховые агенты, чем выше уровень профессионального развития страховых агентов, тем большее количество страховых операций (сделок) в конечном итоге проведет страховая организация.
Таким образом, профессиональное развитие персонала страховой организации (страховых агентов) является одним из актуальнейших направлений в современной науке.
Профессиональное развитие страховых агентов представляет собой целенаправленный процесс совершенствования и развития компетенций страховых агентов [2].
Понятие «компетенция» в контексте профессионального развития является ключевым понятием, позволяющим обобщить (оценить, определить) процесс профессионального развития страховых агентов.
Автором статьи был составлен перечень основных компетенций страховых агентов. Данный перечень был сформирован на основании следующих документов:
202
- типовой должностной инструкции страхового агента;
- профессиограммы страхового агента;
- обобщенной модели компетенций продавцов, разработанной американскими учеными С. Спенсером и Л. Спенсером [3];
- ФГОС среднего профессионального образования по специальности 080118 «Страховое дело».
Все компетенции перечня были дифференцированы на три основные блока: социальные, профессиональные и личностные компетенции.
Для целей исследования необходимо было проверить правильность составления (формирования) данного перечня компетенций страховых агентов.
Социологическая наука выделяет несколько методов проведения социологических исследований: опросные методы и неопросные методы.
Для социологического анализа компетенций страховых агентов авторы статьи воспользовались опросными методами проведения социологического исследования: анкетированием страховых агентов, а также экспертным опросом руководителей и начальников отделов страховых организаций.
Рассмотрим более подробно программу социологического исследования «Социологический анализ компетенций страховых агентов», проведенную с использованием опросного метода исследования - анкетирования.
Цель исследования - изучение основных компетенций страховых агентов.
Задачи исследования:
1) определение основных профессиональных компетенций страховых агентов;
2) определение основных личностных компетенций страховых агентов;
3) определение основных социальных компетенций страховых агентов;
Объект исследования - страховые агенты.
Предмет исследования - компетенции страховых агентов.
Для определения количества респондентов, входящих в генеральную совокупность, авторы исследования подавали запрос в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области (Орелстат).
По состоянию на 01 октября 2014 года численность работников списочного состава, занятых в отрасли страхования в Орловской области, по данным Орелстата составила 333 человека.
Объем выборки определялся авторами исследования с доверительной вероятностью 0,95, предельной ошибкой 4 % и составил 217 человек.
При проведении исследования фактически было проанкетировано 236 страховых агентов.
В анкете страховым агентам предлагалось оценить степень значимости/важности сгруппированных компетенций, необходимых для успешной работы в должности страхового агента.
Оценка компетенций проводилась по пятибалльной шкале (от 1 балла (минимум) - до 5 баллов (максимум)). Далее, на основании оценок каждой компетенции (236 оценок по каждой компетенции) рассчитывались средние значения компетенций (путем деления суммы всех оценок компетенций на 236 (кол-во оценок)).
В таблице 1 представлены средние значения компетенций, полученные в результата социологического исследования.
Таблица 1
Средние значения компетенций страховых агентов по степени значимости (важности)
№ Виды компетенций Среднее значение компетенции, балл
Массовый опрос страховых агентов (236 человек) Экспертный опрос (24 человека)
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 4,65 4,43
2 знание нормативных правовых актов, положений, инструкций, прочих материалов и документов, регламентирующих страховую деятельность 4,63 4,2
3 знание региональных особенностей рынка страхования, состава регионального контингента потенциальных клиентов, особенностей спроса на страховые услуги 4,63 4,2
4 умение стратегически и оперативно планировать свои продажи 4,58 4,4
5 умение реализовывать различные технологии розничных продаж в страховании 4,49 5
6 умение рассчитывать основные экономические показатели страховой операции 4,66 4,4
7 способность правильного документального оформления страховых операций 4,73 4
8 способность грамотного консультирования клиентов по всем необходимым вопросам страхования 4,8 4,8
8 ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 4,46 4,42
203
9 целеустремленность 4,59 4
10 инициатива 4,56 4,8
Продолжение таблицы 1
11 уверенность в себе 4,61 4,6
12 аналитическое мышление 4,46 4,6
13 способность получения информации из разных источников 4,54 4,2
14 общительность 4,66 5
15 эмоциональная устойчивость 4,44 4,4
16 лидерские наклонности 3,66 3,4
17 организованность 4,53 4,8
18 исполнительность 4,59 4,4
19 СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 4,57 4,75
20 умение убеждать разных людей, оказывать влияние на людей 4,54 4,6
21 умение разбираться в людях и человеческих взаимоотношениях 4,51 4,6
22 умение устанавливать и поддерживать деловые контакты 4,66 5
23 способность в максимальной степени удовлетворять потребности клиента 4,56 4,8
По данным исследования получены достаточно высокие средние значения профессиональных, личностных и социальных компетенций, оцененных страховыми агентами.
Самое минимальное балльное значение получено компетенцией «лидерские наклонности» - 3,66 баллов. Оценка остальных компетенций составляет более 4 баллов, что свидетельствует о высокой значимости каждой компетенции, а также о правильной подборке авторами исследования перечня профессиональных, личностных и социальных компетенций страховых агентов, необходимых для успешной деятельности в сфере страхования.
Также страховым агентам предлагалось дополнить существующий список компетенций, но ни одной компетенции добавлено не было ни одним из 236 респондентов.
Для более тщательной проверки правильности составления перечня профессиональных, личностных и социальных компетенций страховых агентов был проведен экспертный опрос. В роли экспертов выступали руководители и начальники отделов страховых компаний Орловской области, непосредственно взаимодействующие со страховыми агентами.
Общее количество экспертов составило 24 человека. В таблице 1 показаны средние значения
Литература:
1. Грызенкова Ю.В. Стратегическое управление персоналом в страховой компании: проблемы, теория и практика : монография / Ю.В. Грызенкова, С.Г. Журавин, А.С. Соломатина. М. : НПО МАКСС Групп, 2012. 194 с.
2. Рыболовлева О.А. Профессиональное развитие персонала организации - компетентностный подход // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: электрон. науч. журн. 2015. № 3. URL: http://www.onNne-science.ru/iTi/products/-Sociological %20and %20Political %20sciences/-gid2515/pg0/ (дата обращения: 20.04.2015).
компетенций страховых агентов, оцененных экспертами. Исходя из данных таблицы, минимальное балльное значение также было получено компетенцией «лидерские наклонности» - 3,4 баллов.
По остальным компетенциям наблюдаются высокие показатели средних значений компетенций (выше 4 баллов), что свидетельствует о правильном подборе авторами исследования необходимых профессиональных, личностных и социальных компетенций страховых агентов.
Экспертам, также как и страховым агентам, предлагалось дополнить существующий перечень компетенций, но этого не было сделано. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о достаточности перечня компетенций, составленного авторами исследования.
По результатам исследования целесообразно вычеркнуть компетенцию «лидерские наклонности» из перечня необходимых личностных компетенций страховых агентов. Все остальные компетенции необходимо оставить в перечне.
Таким образом, в результате проведения социологического исследования были выявлены основные компетенции страховых агентов, относящиеся к профессиональным, личностным и социальным компетенциям.
Literature:
1. Gryzenkova Y. Strategic human resource management in the insurance company: problems, theory and practice : a monograph / J.V. Gryzenkova, S.G. Zorawina, A.S. Solomatina. M. : MaXx Group, 2012. 194 р.
2. Rybolovlev O.A Personnel Development Organization - competence approach // Humanities, socioeconomic and the social sciences: the electron. science magazine 2015. № 3. URL: http://www.online-science.ru/m/products/Sociological %20and %20-Political %20sciences/gid2515/pg0/ (date of treatment: 20.04.2015).
3. Спенсер Л. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы / Л. Спен-
204
3. Spencer L. Competence at work. Models maximum efficiency / L. Spencer, S.M. Spenser. М. :
сер, С. Спенсер. М. : Гиппо, 2010. 384 с.
Hippo, 2010. 384 р.
205