эмпирических данных, полученных в ходе исследования, констатирующий и моделирующий эксперимент, частные методы (опрос, наблюдения, анкетирование и др.).
Методологическая основа исследования реализована в тестирующем комплексе, проведена апробация практических рекомендаций.
Для проверки эффективности модели тестирующего комплекса был выбран ряд критериев (компетентность, профессиональная направленность, профессиональная мобильность) и соответствующие им показатели. Эти показатели дифференцировались, в свою очередь, по уровням (высокий, достаточно высокий, средний, ниже среднего, низкий) на основе метода экспертных оценок. В качестве экспертов выступали преподаватели тестирующего курса, представители работодателей (базовых фирм, предприятий, организаций). Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о широком спектре дидактических возможностей и эффективности технологии компьютерного тестирования, подтверждают необходимость разработки и использования компьютерного тестирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров в вузе.
Литература
1.Соловьева Л.А. О банке тестовых заданий по дискретной математике для бакалавров//Сборник научных трудов Sworld.T.15, №4-Одесса,2014, с.83-86.
References
1. Solovieva, L. A. On the Bank of test items on discrete mathematics for bachelor//Proceedings of the Sworld. T. 15, N. 4-Odessa, 2014, S. 83-86.
Телкова С. А.
Доцент, Кандидат педагогических наук, Воронежский институт МВД России О МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ К
МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОЛИМПИАДАМ
Аннотация
В статье рассмотрена методика подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России к математическим олимпиадам. Показана актуальность обращения в процессе обучения к задачному подходу.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, математическая олимпиада, олимпиадные задачи.
Telkova S.A.
Assistant professor, Candidate of sciences (pedagogics), Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
ON THE METHOD OF PREPARATION CADETS OF INSTITUTES OF RUSSIAN INTERIOR MINISTRY TO
MATHEMATICAL OLYMPIADS
Abstract
The article describes the technique of preparation cadets of higher educational institutions of Russian Interior Ministry to the Mathematical Olympiads. The topicality of treatment in the process of learning to the task approach discussed.
Keywords: professional competence, Mathematical Olympiad, Olympiad problems.
В настоящее время обучение в российских вузах осуществляется по новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов технических специальностей указано, что в рамках общекультурных компетенций выпускник вуза должен обладать способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень. В рамках профессиональных компетенций способен к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения. Достичь высоких результатов в овладении данными компетенциями возможно не только традиционными методами, но и вовлечением обучающихся в высшей школе в олимпиадное движение.
В исследованиях В.И. Вышнепольского, И.С. Петракова, Д.В. Подлесного, А.И. Попова, П.В. Сергеева, И.В. Старовиковой рассматривались вопросы содержания, формы и методов обучения при подготовке к предметным олимпиадам в общеобразовательных школах и гражданских вузах.
Однако отсутствуют работы о подготовке курсантов вузов МВД России к математическим олимпиадам, проводимым высшей школой. А перед профессорско-преподавательским составом ведомственных вузов стоит более сложная задача по подготовке специалистов. Это объясняется тем, что:
1. При обучении курсанты находятся в более суровых условиях:
- овладение компетенциями осуществляется одновременно с освоением службы в органах внутренних дел;
- особенная организация учебно-воспитательного процесса: строго регламентированный распорядок дня курсантов и ограничение время на самостоятельное изучение учебных дисциплин;
- психологические и бытовые условия.
2. За период обучения курсанты одновременно получают и инженерную специальность и становятся офицерами -сотрудниками органов внутренних дел; при этом возникает необходимость обеспечить заданное ФГОС качество подготовки по обоим направлениям.
3. Задачей ведомственного вуза является выполнение государственного заказа на подготовку специалистов - сотрудников органов внутренних дел.
4. Курсанты младших курсов должны быть мотивированы на изучение дисциплин математического цикла как фундамента для овладения профессиональными компетенциями.
По нашему мнению, именно олимпиадное движение позволит усилить мотивацию обучения; стимулировать творческий, а, следовательно, и профессиональный рост; повысить интерес к научной деятельности, способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, ответственность курсантов за выполняемую работу, а также престиж образовательного учреждения.
В основе подготовки к математическим олимпиадам лежит решение задач. Под задачей будем подразумевать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы (предмет, условие и требование) и получение некоторого познавательного результата возможно при раскрытии отношения между известными и неизвестными элементами задачи [1].
Олимпиадные задачи по математике включают в себя: совокупность объектов; отношения между ними; требование или вопрос задачи, на который нет стандартного ответа; совокупность действий над объектами для получения результата.
На основе использования в учебном процессе и внеучебной деятельности олимпиадных задач по математике выделяют умения, необходимые для формирования математических компетенций: моделировать проблемную ситуацию; анализировать исходные данные; прогнозировать, оценивать идею ее решения и полученный результат; использовать готовую систему знаний и действий в новом виде или построить новую систему в зависимости от возникающих вопросов и целей задачи; разбивать задачу на этапы, каждый из которых сводится к решению более легких или известных задач; находить нестандартные варианты решения задачи [2].
28
Решение олимпиадных задач по математике способствует у курсантов:
- в интеллектуально-креативной области: развитию способности к логическому мышлению, анализу и синтезу, гибкости, способности к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, способности к генерированию инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез;
- в мотивационно-личностной области: формированию независимости суждения, стремлению к самореализации и самоутверждению; стремлению формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- в эмоционально-волевой области: возникновению положительных эмоций; созданию ситуации успеха; развитию инициативности, настойчивости и ответственности; формированию умения получать нестандартные решения поставленных проблем.
- в организационно-коммуникативной области: формированию навыков логичности, обоснованности и точности изложения мысли; индивидуальной и коллективной деятельности в экстремальных ситуациях при временном ограничении.
Предлагаемые на олимпиадах задачи носят нестандартный характер и требуют от обучающихся не только прочных знаний по программе, но и изобретательного творческого подхода. Обучение решению нестандартных задач нами осуществляется при работе с курсантами на аудиторных и внеаудиторных занятиях.
Так, на лекциях следует подчеркивать универсальность математических методов, своеобразие теорем и результатов. На практических занятиях включать ограниченное количество задач повышенной сложности, показывающих своеобразные идеи и способы их применения. При индивидуальных внеаудиторных занятиях и на занятиях в малых группах углубленно рассматривать некоторые теоретические вопросы, различные тонкости решения нестандартных задач, которые нецелесообразно рассматривать со всем составом учебных групп.
Нами составлен план - график проведения внеаудиторных занятий. Он включает в себя:
1. период подготовки: декабрь - апрель;
2. временной период: 16 недель;
3. график прохождения: 4 недели - 1 занятие; 4 недели - 2 занятия; 4 недели - 3 занятия; 4 недели - 2 занятия. Каждое занятие является двухчасовым.
Первые пять занятий разбираются преподавателем подготовительные задачи из состава внутривузовских задач разных лет разных вузов. Задачи разбираются по темам. Следующие пятнадцать занятий отводятся на совместную работу преподавателя и курсантов. При обсуждении задач часто используется метод мозгового штурма, методы проблемного и поискового обучения, исследовательский метод. Здесь используются задачи областных, всероссийских, международных олимпиад. Остальные занятия отводятся на самостоятельную работу курсантов с последующим обсуждением методов решения олимпиадных задач.
У каждого курсанта имеется подборка литературы по математическим олимпиадам, что позволяет им работать самостоятельно.
Таким образом, предложенная методика подготовки курсантов вузов МВД России к математическим олимпиадам позволяет успешно выступать на соревнованиях разного уровня и формировать профессиональные компетенции.
Литература
1. Бухарова Г.Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.Ю. Бухарова. - Екатеринбург. - 1996. - 38 с.
2. Меньших В.В. Разработка структуры компетенций для дисциплин математического цикла курсантов технических специальностей вузов МВД России / В.В. Меньших В.В., С.А. Телкова. - Воронеж: Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2011. - № 8. - С. 109 - 112.
3. Вышнепольский В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе / В.И. Вышнепольский // Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 - 250 с. РГБ ОД, 61:01-13/721-3.
References
1. Buharova G.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy obuchenija resheniju zadach studentov vuza : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / G.Ju. Buharova. - Ekaterinburg. - 1996. - 38 s.
2. Men'shih V.V. Razrabotka struktury kompetencij dlja disciplin matematicheskogo cikla kursantov tehnicheskih special'nostej vuzov MVD Rossii / V.V. Men'shih V.V., S.A. Telkova. - Voronezh: Vestnik Voronezhskogo instituta vysokih tehnologij. - 2011. - № 8. - S. 109 --112.
3. Vyshnepol'skij V.I. Metodicheskie osnovy podgotovki i provedenija olimpiad po graficheskim disciplinam v vysshej shkole / V.I. Vyshnepol'skij // Dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02 : Moskva, 2000 - 250 c. RGB OD, 61:01-13/721-3.
Ярмухамитова А.И
Магистрант кафедры транспорта и дорожного строительства, Уральский государственный лесотехнический университет,
город Екатеринбург
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕБУЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается существующая традиционная форма образовательного процесса, которая требует усовершенствования путем внедрения в нее интерактивных форм обучения.
Ключевые слова: обучение, интерактивное обучение, активные методы.
Yarmukhamitova A.I
Master student Department of Transport and Road Construction, , Ural State Forest Engineering University,
Ekaterinburg
MODERN EDUCATION DEMANDS INTRODUCTION OF INTERACTIVE FORM OF EDUCATION
Abstract
In article the existing traditional form of educational process which demands improvement by introduction in it interactive forms of education is considered.
Keywords: education, online training, active methods
В настоящее время в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации - пассивный метод, суть которого заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. [1] В такой форме источником обучения являются исключительно опыт и знания педагога, обучающийся только читает, слышит и говорит, занимая лишь позицию воспринимающего. Такая односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекциях, но и на семинарских занятиях, отличие в том, что обучающийся, а не преподаватель транслирует информацию.
Такая форма коммуникации, существующая долгое время, но сегодня является неэффективной по многим причинам. К недостаткам такого обучения относится пассивность обучающихся во время занятия. Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% -услышанного; 30% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 80% - того, что говорит сам; 90% - того, до чего дошел в деятельности. [2]
29