Методика подготовки студенческих команд высших учебных заведений к предметным олимпиадам
Копылов А. Н.
Копылов Алексей Николаевич / Kopylov Alexey Nikolaevich — кандидат технических наук, старший преподаватель, доцент, кафедра высшей математики,
Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Аннотация: в статье рассмотрена методика отбора и подготовки студентов высших учебных заведений к предметным олимпиадам.
Abstract: the article describes the method of selection and training of students of higher education institutions for subject Olympiads.
Ключевые слова: методика подготовки, высшее учебное заведение, студенческая олимпиада.
Keywords: method of preparation, higher education institution, student Olympiad.
Проведение предметных олимпиад (по математике, физике, информатике и т. п.) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Зачастую олимпиады проводятся в несколько туров. Первый тур — внутривузовский. Призеры данного тура обычно выступают в областных, региональных, всероссийских либо международных олимпиадах. Однако в связи со спецификой значительной части олимпиад принимать участие в них могут только студенты первого, второго и третьего курсов. При этом зачастую наблюдается следующая картина: студенты первого курса имеют желание, но не имеют достаточного объема знаний, чтобы полноценно участвовать в олимпиаде, т. к. на момент проведения олимпиады далеко не все темы по соответствующим дисциплинам пройдены. Кроме того, часть из них не имеет опыта участия в школьных олимпиадах. Студенты второго курса имеют достаточный багаж знаний, а также опыт участия в олимпиадах. Студенты третьего курса зачастую имеют опыт, однако уровень знаний у них может оказаться ниже желаемого, т. к. основная часть дисциплин, по которым проводятся олимпиады, заканчивается, в основном, на втором году обучения. Таким образом, по результатам внутривузовского тура при равенстве баллов у студентов первого и третьего курсов может возникнуть дилемма — кого из них взять в команду для участия в олимпиадах более высокого уровня? С одной стороны, как было сказано ранее, студенты первого курса имеют мало опыта и недостаточно знаний для участия в последующих турах, у студентов третьего курса пробелов подобного рода меньше. С другой стороны, если в основу отбора студентов в команду ставить только этот принцип, то откуда у первокурсников взяться опыту участия в олимпиадах последующих туров? Кроме того, победа студента третьего курса в прошлогодней олимпиаде областного уровня не гарантирует, что он попадет в призеры в текущем году. Основная причина — переоценка собственных возможностей после успешного участия. В отношении студентов первых курсов ситуация несколько иная — зачастую организаторы внутривузовских олимпиад не могут знать всех ее потенциальных участников, поэтому информации о способностях и возможностях первокурсников гораздо меньше.
Для более объективного подхода к отбору студентов в команду вуза для участия в олимпиадах более высоких уровней необходимо внутривузовскую олимпиаду проводить заблаговременно (например, за два-три месяца до проведения последующих туров). Проведение олимпиады в первые три месяца учебного года нецелесообразно, т. к. студентами первых курсов пройдена только малая часть материала по соответствующей дисциплине, и к тому же этот период необходим для адаптации первокурсников к учебе в высшем учебном заведении. Проведение отборочного тура за месяц либо недели до олимпиад более высоких уровней не позволит полноценно подготовить к ним студентов.
По результатам внутривузовской олимпиады следует отобрать порядка десяти претендентов, работы которых оказались наилучшими, и проводить дополнительные занятия только с этими студентами. Круг претендентов на участие в команде может быть расширен (либо наоборот) в зависимости от объективных обстоятельств. В частности, в группу подготовки могут быть включены студенты, пропустившие по какой-либо причине внутривузовский отбор.
Если с претендентами в команду вуза проводить занятия по классической схеме, разбирая новый материал (по темам) на каждом занятии с подробным решением типовых задач [1-3], домашним заданием и т. п., то, без сомнения, это принесет пользу. Однако зачастую при таком подходе студенты с большим желанием решают задачи на занятиях, а на задачи (упражнения) для самостоятельного решения у них не хватает времени. Чтобы стимулировать самостоятельную подготовку к очередному занятию, необходимо оценивать (в баллах) домашнюю работу каждого из претендентов в команду. Оценивание следует проводить либо по количеству решенных задач, либо приписывая весовые коэффициенты в соответствии со сложностью их решения (в частности, количество баллов за задачу может быть обратно пропорционально числу студентов ее решивших). В качестве дополнительных (бонусных) баллов следует добавить баллы за призовые места, занятые претендентами в команду на внутривузовской олимпиаде. По окончанию подготовки по сумме баллов следует отобрать лучших студентов для участия в олимпиадах последующих туров. Кроме того, с отобранными студентами необходимо прорешать задачи прошлогодних олимпиад
соответствующего уровня. Особое внимание следует уделить специфике оценивания студенческих работ на проводимых олимпиадах.
Таким образом, предлагаемая методика позволяет более объективно проводить отбор студентов в команду вуза для участия в предметных олимпиадах областного, всероссийского и международного уровней, а также более эффективно готовить к ним членов команды.
Литература
1. Телкова С. А. О методике подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России к математическим олимпиадам / С. А. Телкова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 2-4 (33). — С. 28-29.
2. Телкова С. А. Олимпиадные задачи как средство формирования математических компетенций студентов технических вузов / С. А. Телкова // Международная научно-методическая конференция «Проблемы модернизации содержания и организации образования на принципах компетентностного подхода (с целью повышения качества подготовки специалистов)». — Х.: ХНАДУ. — 2014. — С. 137-139.
3. Шамайло О. Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Шамайло Ольга Николаевна. — Астрахань, 2009. — 205 с.