Научная статья на тему 'Методика подготовки студенческих команд высших учебных заведений к предметным олимпиадам'

Методика подготовки студенческих команд высших учебных заведений к предметным олимпиадам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика подготовки / высшее учебное заведение / студенческая олимпиада / method of preparation / higher education institution / student Olympiad.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылов Алексей Николаевич

В статье рассмотрена методика отбора и подготовки студентов высших учебных заведений к предметным олимпиадам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article describes the method of selection and training of students of higher education institutions for subject Olympiads.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки студенческих команд высших учебных заведений к предметным олимпиадам»

Методика подготовки студенческих команд высших учебных заведений к предметным олимпиадам

Копылов А. Н.

Копылов Алексей Николаевич / Kopylov Alexey Nikolaevich — кандидат технических наук, старший преподаватель, доцент, кафедра высшей математики,

Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация: в статье рассмотрена методика отбора и подготовки студентов высших учебных заведений к предметным олимпиадам.

Abstract: the article describes the method of selection and training of students of higher education institutions for subject Olympiads.

Ключевые слова: методика подготовки, высшее учебное заведение, студенческая олимпиада.

Keywords: method of preparation, higher education institution, student Olympiad.

Проведение предметных олимпиад (по математике, физике, информатике и т. п.) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Зачастую олимпиады проводятся в несколько туров. Первый тур — внутривузовский. Призеры данного тура обычно выступают в областных, региональных, всероссийских либо международных олимпиадах. Однако в связи со спецификой значительной части олимпиад принимать участие в них могут только студенты первого, второго и третьего курсов. При этом зачастую наблюдается следующая картина: студенты первого курса имеют желание, но не имеют достаточного объема знаний, чтобы полноценно участвовать в олимпиаде, т. к. на момент проведения олимпиады далеко не все темы по соответствующим дисциплинам пройдены. Кроме того, часть из них не имеет опыта участия в школьных олимпиадах. Студенты второго курса имеют достаточный багаж знаний, а также опыт участия в олимпиадах. Студенты третьего курса зачастую имеют опыт, однако уровень знаний у них может оказаться ниже желаемого, т. к. основная часть дисциплин, по которым проводятся олимпиады, заканчивается, в основном, на втором году обучения. Таким образом, по результатам внутривузовского тура при равенстве баллов у студентов первого и третьего курсов может возникнуть дилемма — кого из них взять в команду для участия в олимпиадах более высокого уровня? С одной стороны, как было сказано ранее, студенты первого курса имеют мало опыта и недостаточно знаний для участия в последующих турах, у студентов третьего курса пробелов подобного рода меньше. С другой стороны, если в основу отбора студентов в команду ставить только этот принцип, то откуда у первокурсников взяться опыту участия в олимпиадах последующих туров? Кроме того, победа студента третьего курса в прошлогодней олимпиаде областного уровня не гарантирует, что он попадет в призеры в текущем году. Основная причина — переоценка собственных возможностей после успешного участия. В отношении студентов первых курсов ситуация несколько иная — зачастую организаторы внутривузовских олимпиад не могут знать всех ее потенциальных участников, поэтому информации о способностях и возможностях первокурсников гораздо меньше.

Для более объективного подхода к отбору студентов в команду вуза для участия в олимпиадах более высоких уровней необходимо внутривузовскую олимпиаду проводить заблаговременно (например, за два-три месяца до проведения последующих туров). Проведение олимпиады в первые три месяца учебного года нецелесообразно, т. к. студентами первых курсов пройдена только малая часть материала по соответствующей дисциплине, и к тому же этот период необходим для адаптации первокурсников к учебе в высшем учебном заведении. Проведение отборочного тура за месяц либо недели до олимпиад более высоких уровней не позволит полноценно подготовить к ним студентов.

По результатам внутривузовской олимпиады следует отобрать порядка десяти претендентов, работы которых оказались наилучшими, и проводить дополнительные занятия только с этими студентами. Круг претендентов на участие в команде может быть расширен (либо наоборот) в зависимости от объективных обстоятельств. В частности, в группу подготовки могут быть включены студенты, пропустившие по какой-либо причине внутривузовский отбор.

Если с претендентами в команду вуза проводить занятия по классической схеме, разбирая новый материал (по темам) на каждом занятии с подробным решением типовых задач [1-3], домашним заданием и т. п., то, без сомнения, это принесет пользу. Однако зачастую при таком подходе студенты с большим желанием решают задачи на занятиях, а на задачи (упражнения) для самостоятельного решения у них не хватает времени. Чтобы стимулировать самостоятельную подготовку к очередному занятию, необходимо оценивать (в баллах) домашнюю работу каждого из претендентов в команду. Оценивание следует проводить либо по количеству решенных задач, либо приписывая весовые коэффициенты в соответствии со сложностью их решения (в частности, количество баллов за задачу может быть обратно пропорционально числу студентов ее решивших). В качестве дополнительных (бонусных) баллов следует добавить баллы за призовые места, занятые претендентами в команду на внутривузовской олимпиаде. По окончанию подготовки по сумме баллов следует отобрать лучших студентов для участия в олимпиадах последующих туров. Кроме того, с отобранными студентами необходимо прорешать задачи прошлогодних олимпиад

соответствующего уровня. Особое внимание следует уделить специфике оценивания студенческих работ на проводимых олимпиадах.

Таким образом, предлагаемая методика позволяет более объективно проводить отбор студентов в команду вуза для участия в предметных олимпиадах областного, всероссийского и международного уровней, а также более эффективно готовить к ним членов команды.

Литература

1. Телкова С. А. О методике подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России к математическим олимпиадам / С. А. Телкова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 2-4 (33). — С. 28-29.

2. Телкова С. А. Олимпиадные задачи как средство формирования математических компетенций студентов технических вузов / С. А. Телкова // Международная научно-методическая конференция «Проблемы модернизации содержания и организации образования на принципах компетентностного подхода (с целью повышения качества подготовки специалистов)». — Х.: ХНАДУ. — 2014. — С. 137-139.

3. Шамайло О. Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Шамайло Ольга Николаевна. — Астрахань, 2009. — 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.