Научная статья на тему 'Анализ подходов и разработка рекомендаций к проведению олимпиады по информатике среди студентов экономических специальностей вузов'

Анализ подходов и разработка рекомендаций к проведению олимпиады по информатике среди студентов экономических специальностей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собко Сергей Николаевич

В статье рассматривается проблема выработки подхода к проведению олимпиады по информатике среди экономических специальностей. Проводится анализ подходов к проведению олимпиады с использованием опыта кафедры, рассматриваются примеры заданий, положительные и отрицательные стороны каждого подхода. В заключение автором приводятся рекомендации по проведению олимпиады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов и разработка рекомендаций к проведению олимпиады по информатике среди студентов экономических специальностей вузов»

Олимпиады и конкурсы по программированию и информатике Анализ подходов и разработка рекомендаций

К ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Собко Сергей Николаевич (sergei_sobko@mail.ru)

ГОУВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа

В статье рассматривается проблема выработки подхода к проведению олимпиады по информатике среди экономических специальностей. Проводится анализ подходов к проведению олимпиады с использованием опыта кафедры, рассматриваются примеры заданий, положительные и отрицательные стороны каждого подхода. В заключение автором приводятся рекомендации по проведению олимпиады.

Введение

Развитие информационных технологий в настоящее время приобрело небывалые размеры. Практически в каждом доме и в каждой организации имеются компьютеры, подключенные к сети Интернет. Для работы имеется множество различных программ, обладающих широкими возможностями. Соответственно, время предъявляет новые требования к работникам организаций в плане владения информационнокомпьютерными технологиями. Как следствие, это должно быть учтено при подготовке студентов, в том числе при проведении студенческих конкурсов, конференций и олимпиад. Особые требования предъявляются к студентам экономических специальностей.

Рассмотрим навыки и умения, которые требуется сформировать у студентов экономических специальностей:

1) умение решать экономические задачи;

2) умение использовать современные информационно-компьютерные технологии, в т. ч. офисные приложения и Интернет;

3) умение планировать;

4) умение быстро решать поставленные свыше задачи, в т. ч. подбирать нужные для решения средства из имеющихся;

5) умение ставить задачи, разбивать задачу на подзадачи;

6) экономисты должны уметь составлять программы на высокоуровневом языке программирования, но в гораздо меньшей степени, чем выпускники технических специальностей и направлений;

7) умение работать в команде;

8) умение излагать свои мысли, в том числе выступать с докладами и представлять работу.

Место олимпиады по информатике среди мероприятий по студенческой науке

Кафедрой экономической информатики проводятся разные мероприятия по студенческой науке для студентов, изучающих информатику. В 2011 году были проведены следующие мероприятия:

1) олимпиада по информатике;

2) секция «Информационные технологии в экономике» в рамках внутривузовской студенческой научно-теоретической конференции «Неделя науки»;

3) конкурс на лучшую курсовую работу.

Олимпиада по информатике проводится среди студентов первых и вторых курсов. В конференции и конкурсе на лучшую курсовую работу могут принимать участие студенты всех курсов. Олимпиада и конференция могли бы хорошо дополнять друг друга, т. к. в первом случае приобретаются навыки логического мышления и решения задач в условиях ограничения времени, а во втором - навыки научной работы и публичного выступления. Тем не менее, фактически в конференции принимают участие практически только студенты старших курсов с докладами по своей выпускной квалификационной работе.

Классификации олимпиад по информатике

1. Изучаемые программные средства и технологии. Среди заданий могут быть задания на алгоритмизацию и программирование с помощью одного из высокоуровневых языков программирования, задания на использование офисных приложений, систем управления базами данных.

2. Комплексность заданий. Задания могут быть разнородными, не связанными с другими, либо комплексными. Комплексное задание представляет собой задание, для решения которого нужно решить несколько связанных между собой по смыслу подзаданий.

3. Доля творчества, логического мышления и навыков использования определенных возможностей программных средств. Данный критерий классификации зависит от предыдущего. Так в задачах на программирования больше развивается логическое мышление, а при использование офисных приложений - навыки использования определенных инструментов. В комплексных заданиях может быть больше доля самостоятельности и творчества, т. к. зачастую для решения комплексного задания можно использовать разные способы. Важность формирования того или иного качества у студентов должна быть учтена при составлении критериев оценивания и назначении баллов за задания и подзадания.

4. Туры. В Российской Федерации олимпиады среди студентов вузов принято проводить в 3 тура: внут-ривузовский, региональный и всероссийский. Кроме этого, внутривузовскому туру может предшествовать факультетский, а после всероссийского следовать международный.

5. Продолжительность и число этапов. Один тур олимпиады может проходить в 1, 2 или 3 этапа. Этап может продолжаться до 4-х академических часов.

6. Индивидуальные и командные. У индивидуальных и командных олимпиад есть свои преимущества и недостатки. Так, индивидуальные олимпиады вырабатывают самостоятельность, а оценивание результата более объективно. Командные олимпиады развивают навыки совместной работы над проектом.

7. Очные и дистанционные. С развитием Интернет возникли хорошие условия для дистанционных олимпиад. Наиболее перспективным с точки зрения автора является дистанционное проведение отборочных этапов.

8. Число вариантов. Возможно использование одного варианта для всех участников либо использование нескольких вариантов. В первом случае легче составлять задания, а результат может быть объективнее. Во втором случае улучшается защита от списывания и, если заслушиваются доклады по выполненным работам, олимпиада становится интереснее.

Анализ подходов к проведению олимпиад по информатике их опыта проведения олимпиад кафедрой экономической информатики

1. Олимпиада с заданиями по программированию. В рамках данного подхода предлагается решить несколько задач по программированию различной сложности. За более простые задачи дается меньше баллов, за более сложные - больше. Рассмотрим пример простой и сложной задачи, которые предлагались студентам в рамках одной из олимпиад по информатике, проводимой кафедрой. Пример простой задачи: написать программу перевода из радианной системы измерения в градусную (градусы, минуты, секунды) и наоборот. Пример сложной задачи: из заданных n предметов с весами Ai и стоимостями Bi выбрать такие, чтобы их суммарный вес был не более заданной вместимости рюкзака в m кг, а стоимость - наибольшей. Решение задач на программирование в рамках информатики практикуется в мире еще с прошлого века. На кафедре ЭИ так проводились первые 2 олимпиады. В дальнейшем, каждый год (кроме 2007 г.) в список заданий входило хотя бы одно задание по программированию. Положительной стороной данного подхода является развитие логического мышления, «тренировка мозгов». При этом можно выделить ряд недостатков. Задания сложны для студентов экономических специальностей, не связаны друг с другом и в основном не имеют экономической направленности. При этом отсутствуют задания на использование важных для экономистов приложений.

2. Олимпиада с комплексом заданий, существенная часть которых направлена на использование офисных приложений. В качестве примера олимпиады на использование офисных приложений можно отметить олимпиаду по информационным технологиям для студентов 1-го курса Благовещенского педагогического колледжа Республики Башкортостан, посвященную Году Семьи, проведенную в 2008 году. Среди заданий были задания на использование графического редактора Paint, на создание презентации в Powerpoint, работу с таблицей и диаграммой в Excel и на работу с текстовым редактором Word. Все задания имеют отношения к Году Семьи. Задания довольно интересны, но для студентов вузов просты, что не удивительно, так как олимпиада предназначена для первокурсников колледжа. На кафедре ЭИ данный подход используется во всех олимпиадах по информатике, начиная с 2008 года. При этом среди офисных приложений рассматриваются только Word и Excel. В дополнение к ним предлагается одна-две задачи по программированию. В 2011 году кроме этого был проведен тест. Задание по Word на последней олимпиаде предусматривало решение 10 подзаданий по форматированию и другим операциям с существующим документом. Задание по Excel предусматривало выполнение ряда операций с документом, содержащим сведения об осадках на каждый день в течение года, в том числе составление формул с использованием абсолютных и относительных ссылок, использованию функций, по условному форматированию и составлению диаграммы. Положительными

сторонами данного подхода является разносторонность, т. е. развитие навыков использования разных технологий и программных средств. При этом важно владеть всеми современными технологиями и офисными приложениями. Т ак, среди призеров оказались только те студенты, которые набрали значительное число баллов и по тесту, и по заданию на работу с Word, и по заданию на работу с Excel, и по программированию. Недостатком данного подхода является то, что задания не объединены в одно комплексное задание.

3. Командная олимпиада с комплексным заданием. Данный подход был применен на кафедре в 2007 году. На отборочном этапе было проведено тестирование, по результатам которого было отобрано 40 участников и сформировано 20 команд для участия в основном этапе (4 команды не сдали работы). На данном этапе было предложено комплексное задание по разработке информационной системы для учета продаж предприятия оптовой торговли. Выполнение задания предусматривало работу в Access, Excel и Word. Для решения некоторых заданий подходил как Access, так и Excel. Студенты должны были выбрать то или иное средство, исходя из предположений о качестве решения поставленных выбранной программой, а также собственных навыков. Среди заданий для Access и Excel были такие, как осуществление учета данных по продаже в виде счетов-фактур, автозаполнение некоторых полей счетов-фактур данными из справочников, создание бланка счета-фактуры для печати, подсчет итогов и формирование итоговых отчетов, формирование диаграммы продаж по контрагентам и диаграммы объема реализованных товаров. Word предлагалось использовать для составления пояснительной записки, включающей описание проделанной работы и инструкцию по использованию разработанной системы. Положительными сторонами данной олимпиады является формирование системного мышления у студентов, позволяющего видеть сложную задачу целиком, формирование способностей ставить задачи, планировать время на их выполнение, приобретение навыков совместной работы над проектом, развитие творческих способностей, повышение навыков работы с офисными приложениями, в т. ч. системами управления базами данных. Кроме этого, задание несет экономическую направленность. В качестве недостатков можно отметить то, что среди заданий не было заданий по программированию.

Дополнения к третьему подходу. В качестве усовершенствования отборочный этап по тестированию предлагается провести дистанционно, а основной этап разбить на две части. При этом каждую часть проводить в разные дни. На первой осуществляется разработка информационной системы с использованием Access, Excel и одного из языков программирования. В качестве примера задачи на программирование, которая органично впишется в комплексное задание, можно предложить такую: составить по возможности наименее длинный маршрут распространения товара по точкам розничной торговли при условии, что расстояния между точками известны и используется один автомобиль заданной вместимости. Во второй части основного этапа осуществляется подготовка документации средствами Word и Powerpoint, после чего презентация заслушивается комиссией. Данный подход максимально развивает навыки, необходимые студентам экономических специальностей. Он включает в себя все преимущества рассмотренного выше третьего подхода. Способности творчески и логически мыслить развиваются еще значительнее. Кроме того, приобретается важный опыт публичного выступления. В качестве недостатков нужно отметить, что проведение олимпиады данным способом требует больших затрат времени преподавателей и студентов и занятий в компьютерных классах.

Рекомендации по проведению олимпиады по информатике среди студентов экономических специальностей вузов

Исходя из всего написанного выше, автором предлагаются следующие рекомендации:

1. Задания должны носить экономическую направленность.

2. Задания должны охватывать разные разделы информатики, как программирование, так и использование офисных приложений, возможно, систем управления базами данных.

3. Желательно, чтобы задания были объединены в одно комплексное задание.

4. Желательно, чтобы олимпиада проводилась в 2-3 этапа. В том числе сначала проводить дистанционный отборочный этап, что позволит привлечь большее количество студентов к тестированию и уменьшить число компьютерных классов на основном этапе.

5. В качестве рекомендуемого подхода предлагается использовать последний из рассмотренных с использованием описанных дополнений. Возможно использование второго подхода при условии привлечения большего число студентов к другим мероприятиям студенческой науки, прежде всего к конференциям.

=^1^= Литература

1. Сайт кафедры Экономической информатики Уфимского государственного авиационного технического университета-http://www.ugatu.ac.ru/EC_INF

2. Шестерикова Е. В. Олимпиада по информационным технологиям для студентов 1 курса, посвященная году семьи. [Электронный ресурс] // ГОУСПО «Благовещенский педагогический колледж», 2008. - http://www.rusedu.info/Article1009.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.