Научная статья на тему 'Конкурсы достижений как средство формирования качеств конкурентоспособной личности'

Конкурсы достижений как средство формирования качеств конкурентоспособной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСЫ / ДОСТИЖЕНИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / CONTESTS / ACHIEVEMENTS / OLYMPIAD / COGNITIVE ACTIVITY / PERSONALITY / COMPETITIVENESS / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновская Е.М.

В статье дано понятие конкурентоспособности личности. Обозначены ключевые свойства конкурентоспособности в современном понимании: адаптированность и личная успешность в обществе при условии соблюдения морально-этических норм. Определены свойства конкурентоспособной личности, для формирования которых имеют значение конкурсы творческих достижений. Обосновано значение старшего школьного возраста для формирования основ личностной конкурентоспособности. Представлена общая классификация конкурсов достижений в период школьного обучения. К числу основных видов конкурсов достижений отнесены предметные олимпиады и конкурсы творческих работ. Сформулированы ключевые особенности разных видов конкурсов, их роль в системе образования, общие черты и различия. В качестве актуальной педагогической задачи обозначены направления совершенствования технологий конкурсов достижений в целях их адаптации к востребованным конкурентным ситуациям реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сосновская Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсы достижений как средство формирования качеств конкурентоспособной личности»

УДК 371.384.3

Сосновская Е. М., аспирант, Московский педагогический государственный университет (Россия)

КОНКУРСЫ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье дано понятие конкурентоспособности личности. Обозначены ключевые свойства конкурентоспособности в современном понимании: адаптированность и личная успешность в обществе при условии соблюдения морально-этических норм. Определены свойства конкурентоспособной личности, для формирования которых имеют значение конкурсы творческих достижений. Обосновано значение старшего школьного возраста для формирования основ личностной конкурентоспособности. Представлена общая классификация конкурсов достижений в период школьного обучения. К числу основных видов конкурсов достижений отнесены предметные олимпиады и конкурсы творческих работ. Сформулированы ключевые особенности разных видов конкурсов, их роль в системе образования, общие черты и различия. В качестве актуальной педагогической задачи обозначены направления совершенствования технологий конкурсов достижений в целях их адаптации к востребованным конкурентным ситуациям реальной жизни. Ключевые слова: конкурсы, достижения, предметные олимпиады, познавательная активность, личность, конкурентоспособность, старшеклассники.

На сегодняшний день потенциал мероприятий на соревновательной основе, которыми являются конкурсы достижений учащихся, в современной системе российского школьного образования раскрыт не в полном объёме. Особенностью конкурсов является соревновательность, широкое поле деятельности, разнообразие форм и способов проведения по сравнению с утверждёнными программами обучения по отдельным предметам, добровольность участия, повышенные требования в предметно-тематической области.

Под конкурентоспособностью

личности понимается успешность личности в обществе, способность выдерживать конкуренцию среди членов общества со схожими запросами и потребностями, не выходя при этом за рамки норм и правил, принятых в социуме. Личная конкурентоспособность базируется на широком спектре качеств характера, многие из которых формируются в том числе посредством конкурсов творческих достижений. Учитывая психосоциальный характер личности, Л.М. Митина в содержательном плане выделяет три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу личности и её самосознания [1, с.17]. Среди интегральных качеств характера,

определяющих конкурентоспособность, следует выделить гибкость, направленность и компетентность.

Учащиеся старших классов (10-11 классы, возраст 15-17 лет) являются во многом уникальной возрастной категорией, которой свойственны как взрослые черты, таки и детские. Кроме того, существуют качества личности, присущие только старшеклассникам в несколько большей степени, чем другим возрастным категориям: эмоциональная неустойчивость, стремление с самостоятельности, хорошая обучаемость, чувствительность к

инновациям. Старший школьный возраст является ключевым при формировании базовых личностных структур, в том числе -конкурентоспособности.

Целью статьи является определение некоторых аспектов потенциала конкурсов достижений для формирования

конкурентоспособности личности

старшеклассников. При этом акцент сделан не на методах и технологиях работы педагога с учащимися в направлении формирования конкурентоспособности, достаточно изученных в современной педагогике, а на концептуальных содержательных вопросах организации и проведения конкурсов достижений с целью создания условий для практической отработки личностных качеств.

Виды конкурсов достижений

Под конкурсами достижений понимаются мероприятия на

соревновательной основе, призванные выявить наиболее подготовленных в рамках

данного предмета (области знаний и умений), а также активизировать обучающихся, привить интерес к обучению вообще и предмету в частности. Конкурсы достижений, хотя и являются преимущественно внеклассной формой обучения, являются частью дидактической системы.

Среди конкурсов достижений, широко вошедших в практику уже достаточно давно, целесообразно различать два типа мероприятий, различающихся по

активируемым компетенциям обучающихся: предметные олимпиады и собственно конкурсы творческих работ (проектов).

Предметные олимпиады представляют собой решение заданий повышенной сложности. Участие в олимпиаде предполагает предварительное овладение участником основной школьной программы по данному предмету. Участие в олимпиадах систематизирует, расширяет и углубляет знания учащихся в конкретной предметно-тематической области. Результаты олимпиад поддаются формальному учёту (спортивные состязания также относятся к категории предметных олимпиад). В своём исследовании Огурэ Л.Б. делает акцент на значении предметных олимпиад для дидактической организации

интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся [2,с.78].

С целью пробуждения творческого начала используется принципиально отличный от предметных олимпиад вид соревнований - конкурс тематических работ, собственно в ряде источников и называемый конкурсом достижений. Как правило, тематика работ находится в плоскости соответствующих школьных предметов, либо объединяет предметные области двух или нескольких предметов. Особенностью конкурсов творческих работ является широта тематики, демократичность, возможность как коллективного, так и индивидуального участия. При этом следует отметить, что участие в конкурсе, в общем, не требует обязательного глубокого знания предмета, но, как правило, требует широкого кругозора, предполагает наличие среди черт характера творческой составляющей, умения использовать межпредметные связи,

желания созидать и творить. В конкурсах работ участвуют, как правило, те, кто проявляет интерес к предмету в объёме, выходящем за рамки школьной программы обучения. По этой причине участники конкурсов творческих работ часто рассматривают данную область знаний как возможную профессию для себя в будущем. В этом смысле Табакова Е.П. справедливо рассматривает конкурсы как средство самоопределения [3, с.14].

В силу имеющихся различий, следует полагать, что каждый из указанных видов конкурсов призван решать свои задачи в рамках формирования

конкурентоспособности. Если предметные олимпиады, главным образом, повышают базовый уровень подготовки, то конкурсы проектов развивают творческую

составляющую личности. Таким образом, конкурсы решают двуединую задачу образования. В этой связи эффективная организация конкурсов в условиях широких возможностей современных

информационных технологий представляет собой интересную и актуальную научную проблему и требует системного подхода.

Конкурсы достижений являются полигоном для отработки вопросов, разрешаемых в процессе борьбы, соревнования: например, экзаменов в ВУЗе, тендеров при приеме на работу и других конкурентных ситуаций реальной жизни, предполагающих альтернативу и выбор. В этой связи потенциал конкурсов изучен не вполне. Совершенствование технологий конкурсов с целью приближения их к востребованным жизненным реалиям представляется перспективным

направлением.

Роль конкурсов достижений в формировании качеств

конкурентоспособной личности

старшеклассников

В основу исследования положен анализ различных видов конкурсов достижений, способствующих развитию личностных качеств, позволяющих выдерживать конкуренцию в реальных жизненных ситуациях:

- формированию и развитию познавательной активности, а также

целеустремлённости в достижении поставленной цели;

- приобретению новых знаний и умений;

- нивелированию психологических барьеров, препятствующих максимально эффективно использовать личности имеющийся потенциал;

- формированию практических умений и навыков соревнования, базирующихся на практике общения и взаимодействия с конкурентами в процессе соревнования.

Все указанные выше задачи являются важными для формирования

конкурентоспособной личности.

Рассмотрим их по порядку, выявляя способы и механизмы их решения.

Познавательная активность, как черта характера обучающегося, находит свое выражение в целеустремленной, специально-организованной деятельности субъекта образовательного процесса, направленной на совершенствование ее содержания, форм, методов, приемов и средств с целью возбуждения интереса к учёбе, проявления творческого начала, самостоятельности в получении и усвоении знаний, формирования умений, навыков, развития способностей. Конкурсы творческих работ, в отличие от плановых занятий в рамках школьной программы, всегда охватывают реально интересные для участников области деятельности. По этой причине они имеют важное значение для активизации обучающихся и формирования

познавательной активности.

Ещё одной особенностью конкурсов является повышенная сложность заданий, как правило, выходящая за пределы требований обычной школьной программы. Наиболее отчётливо это свойственно предметным олимпиадам. Это

обстоятельство является предпосылкой для углубления базовых и получения новых знаний, выхода обучающегося на новый качественный уровень.

Серьёзной проблемой для

конкурентоспособности личности иногда являются психологические барьеры, препятствующие полноценной реализации имеющегося потенциала. На протяжении всей жизни человек в явной или не явной форме

вступает в конкуренцию. Одной из задач конкурсов достижений является устранение возможного психологического дискомфорта при вступлении в соперничество для некоторых типов личностей. В этом смысле конкурсы достижений - как предметные олимпиады, так и конкурсы творческих работ -выполняют задачу психологической адаптации к соревновательной атмосфере. При этом конкурсы творческих работ, предполагающие публичное участие в процессе дискуссии в данном аспекте имеют более весомое значение.

Важной особенностью

конкурентоспособности личности является социальный характер данного качества. Выявление лучшего претендента в соревновании должно происходить по объективным параметрам и в рамках принятых в обществе норм и правил. В этой связи соревновательный характер конкурсов достижений, в особенности - творческих работ, даёт участникам ценный опыт общения, приобщает к правилам и нормам поведения, учит объективно оценивать как свои достижения, так и результаты чужого труда.

Определённый интерес представляет совместное согласованное использование различных форм и видов конкурсов, рассмотренных выше, применение игровых методов, элементы которых реализуются, например, в ходе викторин.

Сбалансированное совместное

согласованное использование различных форм соревнований в виде, например, многоэтапных соревнований, проходящих в 2 тура или более, позволяет для некоторых предметов, использовать сильные стороны каждой формы. Так, к примеру, успешное участие в предметной олимпиаде на первом этапе комплексного соревновательного мероприятия поднимает самооценку учащегося. Конкурс творческих

достижений, следующий после олимпиады, на втором этапе, активно использует другой аспект - игровую творческую составляющую, крайне важную для детей.

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы.

Предметные олимпиады и конкурсы творческих работ развивают качества конкурентоспособной личности, с помощью

различных механизмов формируя

познавательную активность, стимулируя тягу к знаниям, повышая образовательный уровень и общий кругозор, давая возможность для самореализации. Конкурсы достижений обладают необходимым потенциалом для формирования интегральных свойств конкурентоспособной личности: гибкости, направленности, компетентности.

Совершенствование конкурсов

достижений с использованием современных информационных технологий и новых предметных знаний является важной педагогической задачей в рамках формирования конкурентоспособности личности.

Ориентация формы и содержания конкурсов достижений, проводимых среди старшеклассников, на конкурентные реалии будущей самостоятельной взрослой жизни является перспективным направлением педагогики старших классов.

Исторические науки и археология

Список литературы

1. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ, 2002. 400 с. URL: https://eknigi.org/psihologija/126394-psixologiya-razvitiya-konkurentosposobnoj .html

2. Огурэ Л.Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. Дисс... канд. пед. наук. - Москва, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2007. - 160с.

3. Табакова Е.П. Конкурсы достижений как средство самоопределения старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук. - Оренбург, ОГПУ. 2007. - 211с.

COMPETITIONS ADVANCES AS THE TOOL OF FORMATION OF COMPETITIVE QUALITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

In article the concept of competitiveness of personality. Outlines the key properties of the competitiveness in the modern sense: adaptability and personal success in a society subject to moral and ethical standards. The properties of the competitive personality, for the formation which are important contests creative achievements. We prove the value of high school age for formation of principles of personal competitiveness. The general classification competitions achievements during school education. The main types of competitions achievements related subject Olympiads and competitions of creative works. Formulated key features of different types of competitions, their role in the educational system, the similarities and differences. As actual pedagogical tasks and the ways of improving technology competitions achievements in order to adapt them to the popular competitive real-life situations. Keywords: contests, achievements, olympiad, cognitive activity, personality, competitiveness, high school students.

References

1. Mitina L. M. Psychology of development of competitive personality. Moscow: MPSI, 2002. 400 p. URL: https://eknigi.org/psihologija/126394-psixologiya-razvitiya-konkurentosposobnoj .html

2. Ogura L. B. Multidisciplinary educational olympics as a didactic form of organization and intensification of intellectual activity of students. Dissertation of candidate of pedagogical Sciences - Moscow, Research center challenges the quality of training. 2007. - 160р.

3. Tabakov, E. P. Competitions achievements as a means of self-determination of high school student. Dissertation of candidate of pedagogical Sciences - Orenburg, OGPU. 2007. -211р.

Об авторе

Сосновская Екатерина Михайловна - аспирант 3 курса кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (Россия), E-mail : Sekm1975@mail.ru

Sosnowskaya Ekaterina Mikhailovna - post-graduate student 3 courses of chair of social pedagogics and psychology, Moscow state pedagogical University (Russia), E-mail: Sekm1975@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.