Научная статья на тему 'Интеграция традиционных и инновационных технологий как средство воспитания конкурентоспособной личности школьника'

Интеграция традиционных и инновационных технологий как средство воспитания конкурентоспособной личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / INTEGRATION / COMPETITIVENESS / PERSONALITY / THE COMPETITIVENESS OF A PERSON / COMPETITIVE BEHAVIOR / COMPETITIVE ADVANTAGES / COMPETITIVE SURROUNDINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотникова Елена Борисовна

В статье дана характеристика конкурентоспособной личности школьника, обоснована целесообразность интеграции традиционных и инновационных педагогических технологий в воспитании конкурентоспособной личности, приведены данные социологического опроса школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотникова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Traditional and Innovative Technologies as a Means of Forming the Competitive Abilities of School Students

The author characterizes the competitive personality, grounds the expediency of integration of the traditional and innovative pedagogical technologies of upbringing school students' competitive capacities, draws some results of sociological polls among schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Интеграция традиционных и инновационных технологий как средство воспитания конкурентоспособной личности школьника»

кой интеллектуальной собственности: заимствованные методические приемы, методики обучения и воспитания, собственные методические приемы, сценарии, технологии обучения и воспитания, учебные программы, а также учебники (учебные пособия).

10. Классифицирование педагогических достижений, отнесшихся к интеллектуальной собственности, по видам интеллектуальной собственности позволяет нам утверждать, что на страницах «Учительской газеты», прежде всего, публиковались статьи первого уровня интеллектуальной собственности «интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность», что свидетельствует о том, что отечественные педагоги владеют высокой степенью объективизации своих педагогических достижений.

11. Тенденции развития воззрений об интеллектуальной собственности по газете «Учительская газета» соответствуют общей тенденции развития исследований об интеллектуальной собственности в исследуемый период, когда доля интеллектуальной собственности постепенно падает, доля интеллектуального продукта фиксируется, а доля интеллектуального товара потихоньку возрастает.

УДК 373.1.02: 372.8

Е. Б. Сотникоба

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье дана характеристика конкурентоспособной личности школьника, обоснована целесообразность интеграции традиционных и инновационных педагогических технологий в воспитании конкурентоспособной личности, приведены данные социологического опроса школьников.

The author characterizes the competitive personality, grounds the expediency of integration of the traditional and innovative pedagogical technologies of upbringing school students' competitive capacities, draws some results of sociological polls among schoolchildren.

Ключевые слова: интеграция, конкурентоспособность, личность, конкурентоспособность личности, конкурентоспособное поведение, конкурентные преимущества, конкурентная среда.

Keywords: integration, competitiveness, personality, the competitiveness of a person, competitive behavior, competitive advantages, competitive surroundings.

Проблема формирования и развития конкурентоспособной личности школьника становится одной из важнейших в условиях социально-экономических изменений в современном обществе. Развивающийся рынок труда предъявляет к молодым людям высокие требования. Современному выпускнику, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и умственным багажом для выполнения поставленной задачи, нужно еще быть способным вступить в состязательные отношения, так как во всех сферах деятельности всё большее значение приобретают такие качества, как самостоятельность, оперативность в принятии решения, готовность к общению, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности.

В настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет. Такое понятие, как конкурентоспособность человека, отсутствует в энциклопедиях и словарях. Однако словосочетание «конкурентоспособная личность» получило некую популярность. Данное определение трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится. С понятием «конкурентоспособность» связаны понятия «личность» и «конкуренция», «конкурентоспособность », «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособное поведение»,

© Сотникова Е. Б., 2010

Е. Б. Сотникова. Интеграция традиционных и инновационных технологий.

«конкурентные преимущества», «конкурентная среда» и др. [1]

Конкурентоспособное поведение проявляется в потребности к успеху и самосовершенствованию, в способности к самореализации, к достижению высокой эффективности своей деятельности, выступающей лидером в условиях конкуренции [2]. Проблемы воспитания конкурентоспособного поведения у школьников являются предметом исследования многих ученых: В. И. Андреев (теория о необходимости воспитания трудолюбивой и конкурентоспособной личности школьника); В. Б. Орлов (воспитание предприимчивости у учащейся молодежи), Ю. А. Жадаев (развитие предприимчивости как способности личности принимать нестандартные решения, у старшеклассников в школьном предпринимательстве); Л. М. Фуксон (развитие деловых качеств у старшеклассников) и др.

Степень конкурентоспособного поведения выпускника определяет его шансы «выжить» в конкурентной среде. Чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должно быть развито конкурентоспособное поведение для адаптации к конкурентной среде. Универсальные способности и умения, которые проявляются в деятельности и применяются в новых ситуациях, обеспечивают конкурентоспособность личности и являются высшей, конечной целью учебной деятельности. Воспитание конкурентоспособного поведения дает выпускнику конкурентные преимущества - достоинства, превосходство над конкурентами, которые проявляются в реализации собственного творческого потенциала и собственного образа мыслей.

На наш взгляд, начинать формирование конкурентоспособного поведения необходимо в общеобразовательной школе, для того чтобы выпускник, обладающий большим объёмом знаний, умел применить их в новой ситуации, отличной от той, в которой эти знания формировались. Вышеизложенное позволило нам сформулировать и определить миссию школы, которая заключается в формировании конкурентоспособной личности школьника. Поэтому актуальным стало решение триединой задачи: повышение качества, доступности и эффективности образования.

Мы попытались выяснить, какими качествами должна обладать личность успешного конкурентоспособного человека, по мнению школьников. В опросе приняли участие 126 человека - ученики 9-11-х классов. Мы получили следующие результаты:

- Основная мотивация в учёбе у старшеклассников - желание получить высшее образование в престижном вузе. Этот ответ выбрали 105 учеников, что составило 83,3%. Только 12 человек

из 126, то есть 9,5%, учатся, потому что хотят быть разносторонне развитыми людьми.

- Только 9 из 126 равнодушно или отрицательно относятся к предприимчивым людям. Это составило всего 7%. 57 старшеклассников (45,2%) ценят предприимчивость и хотели бы общаться с деловыми, практичными людьми.

- Высокую самооценку по таким качествам, как трудолюбие, упорство, самообразование, коммуникабельность, показали 93 человека, что составило 73,8%.

- Среди качеств, которыми должен обладать успешный человек, половина ребят - 63 человека, то есть 50% - назвали порядочность, обязательность, умение сдержать слово, трудолюбие, выносливость; 27 человек (21,4%) выбрали такие качества, как наглость, хитрость, умение обвести всех вокруг пальца; и 36 учеников (28,5%) затруднялись в выборе ответа.

Анализ данного социологического опроса явно показывает, что для формирования конкурентоспособной личности школьника необходимы новые условия в школьном образовании, основанные на интеграции традиционных и инновационных педагогических технологий и направленные на воспитание социально ориентированных качеств личности школьника. Именно интеграция традиционных и инновационных технологий - это попытка привести в соответствие потребность личности реализовать себя в деятельность общества с потребностью общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения собственного саморазвития и самосовершенствования.

Интегративный подход в обучении используется в учебно-познавательном процессе школы, сочетая в себе непосредственный опыт, системное мышление, продуктивный подход к проблеме.

Возьмем, к примеру, такую традиционную педагогическую технологию, как лекция. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, учитель руководит работой учеников. Широкому и эффективному применению лекции мешает устаревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей. В действительности же на лекции деятельность учащихся имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время лекции (составление плана, схемы). Словом, урок-лекция позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Эффективность лекции значительно повышается в сочетании её с инновационными технологиями.

Инновационные технологии называют активными, так как в них существенно меняются и роль обучающего (вместо роли информатора роль направляющего), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения действий). Например, информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники на лекции позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а следовательно, и стремление «быть информированными».

Наиболее действенным в формировании конкурентоспособной личности школьника может быть метод проектов. Метод проектов позволяет не только осваивать предметное содержание, но и способствует развитию креативных черт личности учащихся. Данная педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Чаще всего конечным результатом проектной деятельности является участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах. Осуществление проектной деятельности тесно связано с проявлением практической, когнитивной и коммуникативной форм личностной активности. Итогом группового сотрудничества можно считать развитие таких качеств, как умение вести диалог, взаимная терпимость, коммуникативные компетенции.

Но основная проблема, сдерживающая распространение технологии проектов, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее - чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий. Следовательно, без традиционных, проверенных временем технологий проектный подход не будет эффективен в воспитании конкурентоспособности.

Наиболее эффективно способствуют развитию конкурентоспособности у школьников различного рода состязания - конкурсы, олимпиады, соревнования [3].

Олимпиада - образовательный процесс, важнейшей частью которого является соревнование. В середине XX в. олимпиады проводились в основном по математике, физике и химии. В конце XX в. число предметов, по которым проводились олимпиады, значительно увеличилось: олимпиады по литературе, истории, иностранному языку, информатике, праву, экономике. Позднее появились политехническая и олимпиада по технологии школьников.

Сейчас олимпиады проводятся практически по всем предметам. Это говорит о востребованности данной технологии в образовательном процессе. Олимпиада является тем связующим звеном, которое позволяет взять лучшее из старой традиционной концепции и продолжить эту идею в новой. Это своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся, одного из факторов воспитания конкурентоспособности личности. Олимпиадное движение выполняет ряд важных функций, среди них: объединяющая, развивающая, воспитательная, обучающая, профо-риентационная, мотивационная, эмоциональная, функция социализации, функция содержательной интеграции общего и высшего образования.

Олимпиады способствуют развитию многих качеств конкурентоспособной личности, таких, как инициативность, упорство, настойчивость, целеустремлённость.

В заключение хотелось бы подчеркнуть: традиционная дидактическая теория видит свою важнейшую задачу в том, чтобы приобщить учащихся к обобщенному и систематизированному опыту человечества.

Этим объясняется ведущая роль учителя, преобладание теоретических знаний, ориентация на усвоение основ наук. Даже творческий, неординарно мыслящий человек не может быть востребован на рынке труда без базовых знаний. Желающие получить работу отмечают у себя такие качества, как образованность, исполнительность, трудолюбие [4].

Инновационные технологии способствуют развитию личности через проблемно-творческую деятельность, где учитель лишь управляет поисковой работой. Это формирует ответственность, навыки самообразования и самореализации, способность адаптироваться к меняющимся условиям. Ни одна из отдельно взятых педагогических технологий не может выступить самостоятельно в качестве фундамента современного образования, так как не отвечает полностью требованиям, предъявляемым к обучению.

Мы считаем, что инновации, связанные с созданием, освоением, распространением и использованием новых средств и сознательно не противопоставляемые традиционным методам обучения, являются элементами активного обучения, направленного на воспитание конкурентоспособной личности выпускника, который будет востребован на современном рынке труда.

Примечания

1. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2008.

О. В. Бельтюкова. Направления воспитательной работы медицинского колледжа.

2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 18-22.

3. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 320.

4. Учебное пособие по возрастной психологии для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2003. С. 768.

УДК 37.035:373.58

О. В. Бельтюкова

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье раскрываются особенности развития социальной активности студентов в воспитательной деятельности медицинского колледжа. Описаны основные направления воспитательной деятельности и принципы, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

The article reveals some peculiarities of developing students' social activity in the medical college. The main directions of educational activity and principles of realizing the set objectives are described.

Ключевые слова: социальная активность, социальная активность студентов, медицинский колледж, направления воспитательной деятельности.

Keywords: social activity, social activity of the students, medical college, directions of educational activity.

Современное состояние России характеризуется существенными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни общества. В условиях социально-экономических и политических реформ складывается новая образовательная ситуация, которая ставит человека перед необходимостью проявлять социальную активность в различных сферах жизни общества.

В XXI в. приоритетным направлением государственной политики в сфере образования вновь становится воспитание. Воспитание как органическая часть образовательной системы создаёт условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения. Образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

© Бельтюкова О. В., 2010

Особую роль государство отводит воспитанию студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демографических групп современной молодёжи. Именно эта часть молодёжи оказывает существенное влияние на социальные процессы в обществе, остро ощущает происходящие в нем перемены и может вывести наше общество на новые рубежи развития.

Анализ научной литературы показал, что социальная активность реализуется в различных видах деятельности личности. Мы придерживаемся позиции Т. Н. Мальковской, которая определяет социальную активность как «интегральное общественное свойство личности, характеризующееся состоянием субъекта в процессе взаимодействия с людьми в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно значимыми целями» [1]. В работах В. Г. Маралова, В. А. Ситарова [2] при определении понятия социальной активности уделяется особое внимание личностному компоненту. Социальная активность рассматривается авторами как совокупность действий и способов поведения, связанных с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, осознанием социального смысла цели, соотнесение с ней собственного «Я». При таких условиях личность принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности.

По мнению студентов колледжа, социально активный человек должен быть в первую очередь деятельным, коммуникабельным, энергичным, решительным, самостоятельным, уверенным в себе, иметь организаторские способности. Большинство респондентов считают, что социально активные люди необходимы обществу, востребованы на рынке труда, имеют много друзей и проявляют эмпатию к окружающим их людям, являются лидерами в группе и хорошими ораторами, умеют радоваться жизни и получать удовольствие от проделанной работы. Кроме того, было выявлено, что социально активный человек не может быть агрессивным, раздражительным, эгоистичным, грубым и негативно настроенным к жизни.

Однако опрос студентов медицинского колледжа дает возможность предположить, что не все они готовы к проявлению социальной активности: 70% опрошенных не считают себя социально активными личностями, т. е. мало заинтересованы в самостоятельной деятельности, безынициативны. В то же время 54% из них хотели бы стать такими и готовы принять участие в общественных мероприятиях, они считают, что социальную активность можно развивать.

Следовательно, перед образовательным учреждением возникает необходимость создания условий для развития социальной активности сту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.