Научная статья на тему 'Актуальные вопросы диагностики конкурентоспособности старшеклассников'

Актуальные вопросы диагностики конкурентоспособности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ИЗМЕРЕНИЕ / МОНИТОРИНГОВЫЕ И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОПРОСЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ТЕСТЫ / DIAGNOSTICS / MEASUREMENT / MONITORING AND PSYCHO-DIAGNOSTIC METHODS / COMPETITIVENESS / SURVEYS / HIGH SCHOOL PUPILS / TESTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пушкарёва Татьяна Владимировна, Сосновская Екатерина Михайловна

В статье предложен комбинированный метод диагностики конкурентоспособности старшеклассников, учитывающий широкий спектр влияющих факторов. Метод позволяет рассчитывать интегральный индекс конкурентоспособности на основе совокупного применения априорных психодиагностических (тестовых и опросных) и апостериорных мониторинговых способов измерения. Метод учитывает особенности личности старшеклассников и может быть практически использован школьными учителями, психологами и другими специалистами психологопедагогического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Пушкарёва Татьяна Владимировна, Сосновская Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of diagnostics of competitiveness of high school pupils

The article proposes a combined method of diagnosing the competitiveness of high school students, taking into account a wide range of influencing factors. The method allows to calculate the integral competitiveness index on the basis of the total application of a priori psychodiagnostic (test and survey) and a posteriori monitoring methods of measurement. The method takes into account the peculiarities of the personality of high school students and can be practically used by school teachers, psychologists and other specialists of psychological and pedagogic profile.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы диагностики конкурентоспособности старшеклассников»

УДК 159.923

Пушкарева Татьяна Владимировна

доктор педагогических наук, профессор

Сосновская Екатерина Михайловна

Московский педагогический государственный университет pushkareva-tv@mail.ru, sekm1975@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье предложен комбинированный метод диагностики конкурентоспособности старшеклассников, учитывающий широкий спектр влияющих факторов. Метод позволяет рассчитывать интегральный индекс конкурентоспособности на основе совокупного применения априорных психодиагностических (тестовых и опросных) и апостериорных мониторинговых способов измерения. Метод учитывает особенности личности старшеклассников и может быть практически использован школьными учителями, психологами и другими специалистами психолого-педагогического профиля.

Ключевые слова: диагностика, измерение, мониторинговые и психодиагностические методы, конкурентоспособность, опросы, старшеклассники, тесты.

Важной группой вопросов, решаемых в рамках исследования личностной конкурентоспособности, является её количественное оценивание и диагностика на основе измерения показателей, характеризующих конкурентоспособность.

В настоящее время разработаны различные методы и методики исследования, измерения, оценки, и диагностики конкурентоспособности личности. Актуальность разработки специального метода диагностики конкурентоспособности старшеклассников обусловлена следующими обстоятельствами:

- метод диагностики должен быть пригодным для широкого использования школьными учителями и психологами, не обладающими глубокими теоретическими знаниями;

- использованные исходные данные для диагностики должны быть легитимны, доступны и не предполагать проведения большого количества специальных предварительных исследований и измерений.

Разработанный в рамках метода диагностики тест на конкурентоспособность использует известные апробированные подходы и наработки в области тестирования, но при этом максимальным образом адаптирован именно к старшеклассникам, как отдельной возрастной категории. Тест учитывает социальные и психологические особенности детей старшего школьного возраста и позволяет оценивать эффективность педагогических усилий по формированию конкурентоспособности.

Среди методов измерения, которые могут быть использованы при разработке диагностического метода, концептуально выделим: психодиагностические априорные; мониторинговые апостериорные.

При этом отметим, что только совместное использование психодиагностических и мониторинговых методов позволяет делать адекватные выводы, обеспечивать объективность оценки. В этой связи интерес представляют методы социально-психологической диагностики конкурентоспо-

собности, разработанные В.И. Шаповаловым [4, с. 306-345]. В работе предложен общий методический инструментарий для оценки индекса общей конкурентоспособности, включающий ряд частных показателей: личностного саморазвития, в области предметных знаний, а также индексы ин-тернальной, коммуникативной, интеллектуальной, мотивационной, жизненной конкурентоспособности, конкурентоспособности в самоактуализации. Разработанная система диагностики носит системный характер и предназначена для комплексной оценки конкурентоспособности специалистами: высококвалифицированными исследователями в области педагогики, психологии.

Психодиагностические априорные методы измерения, используемые в данной работе при разработке метода диагностики конкурентоспособности старшеклассников, представляют собой различные варианты тестирования, а также опросы. Производится тестирование обучающихся в период школьного обучения на предмет их конкурентоспособности, а также опрос мнения самих тестируемых о своей личной конкурентоспособности и конкурентоспособности других. Определённый интерес представляет также мнение родителей о своих детях на этот счёт и мнение учителей.

Практический мониторинг, также используемый при разработке метода диагностики, представляет собой учёт первых фактических достижений выпускников на начальном этапе «взрослой» жизни. На этом этапе изучаются и фиксируются факты биографии, свидетельствующие, пусть и косвенно, в соответствии с принятыми в социуме нормами и традициями, о самостоятельности, и успешности отдельных личностей и, как следствие - об их реальной практической конкурентоспособности.

Тесты являются наиболее распространённым психодиагностическим методом исследований и измерений. В своей работе Л.М. Митина [1] предлагает ряд вербальных тестов, взаимодополняющих друг друга и имеющих отношение к конкурентоспособности. Среди них есть традицион-

Вестник КГУ Л 2018

© Пушкарева Т.В., Сосновская Е.М., 2018

34

ные, «классические», то есть широко известные и апробированные, а также авторские, экспериментальные.

К числу известных тестов, предназначенных для исследования непосредственно конкурентоспособности, относится тест, разработанный В.И. Андреевым, читающим спецкурс «Саморазвитие творческой личности» в Казанском университете, в классе-лицее при школе-МЖК № 146 г. Казани, на курсах повышения квалификации преподавателей вузов Поволжья и на специальных курсах подготовки менеджеров [2].

Другим тестом на конкурентоспособность, представляющим интерес, является тест, описанный в книге, изданной в институте Психотерапии [3, с. 113-114]. Тестовая методика, представленная в форме биполярной шкалы, направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности. В ходе тестирования необходимо дать оценку проявления психологических качеств, свойственных тестируемому.

Для формирования теста для старшеклассников взяты за основу два этих вербальных письменных теста, наглядно и чётко оценивающих уровень лич-

ностной конкурентоспособности и не требующих дополнительной специальной обработки психологом. При этом следует отметить, что оба теста ориентированы на «взрослого» респондента, адекватность ответов у которого, при условии добросовестного подхода, по ряду причин объективно выше, чем у ребёнка. Кроме того, оба теста, как и ряд других аналогичных по смыслу тестов, не затрагивают особенностей жизни старшеклассника: отсутствие профессии, зависимость от родителей, а также психологические особенности.

Для тестирования старшеклассников разработан тест (далее по тексту - тест Т1), включающий 15 вопросов (5 позиций для ответа). Тестируемому предлагаются крайние точки зрения по выбранному вопросу, соответствующие оценкам от +2 до -2. Необходимо выбрать либо один из двух предлагаемых вариантов, подходящих к нему, либо выбрать другой, промежуточный, по шкале +2, +1, 0, -1, -2:

+2 - полностью подходит утверждение I;

+1 - положение I, предпочтительнее, чем II;

0 - положения I и II подходят в равной степени, либо мне сложно определиться;

-1 - положение II предпочтительнее, чем I;

Таблица 1

Лист тестирования старшеклассников (тест Т1)

№ п/п Утверждение I, соответствующее оценке «+2» Утверждение II, соответствующее оценке «-2» Оценка: +2, +1, 0, -1, -2

1 Я имею четкие долгосрочные жизненные цели и стремлюсь подчинить всё их достижению Я не имею долгосрочных жизненных целей, а краткосрочные задачи формирую и решаю по ситуации

2 Я люблю работать (учиться) много и напряжённо, порой забывая про отдых Я предпочитаю много времени уделять отдыху, хобби и развлечениям, а работать и учиться без напряжения

3 У меня высокая работоспособность и выносливость Я быстро устаю и утомляюсь, часто испытываю недомогание

4 Я люблю творческие задачи, предполагающие свободу действий при их решении Я предпочитаю работу с чётким регламентом действий по определённым правилам

5 Я стремлюсь быть заметным, выделяться из общей среды сверстников Я не стремлюсь выделяться из среды сверстников, предпочитаю быть «как все»

6 Я люблю рисковать и не боюсь конфликтов Я предпочитаю осторожность, конфликтов избегаю

7 Я всегда полагаюсь только на своё мнение Я прислушиваюсь к мнению окружающих и руководствуюсь им

8 Я продумываю план своих действий, просчитываю последствия Я действую интуитивно и ситуативно, не планируя работу заранее

9 Я люблю доминировать, быть лидером в коллективе Я не стремлюсь к лидирующему положению в коллективе

10 Я подвержен эмоциям и стрессам Я не подвержен эмоциям и стрессам

11 Я коммуникабелен, люблю общение, легко вступаю в контакт Я предпочитаю одиночество или узкий круг друзей (родных)

12 Я имею разнообразные интересы, стремлюсь самостоятельно расширять свой кругозор в разных областях Я стремлюсь овладеть только тем знанием и умением, которые считаю для себя важными, не тратя время на то, чтомне не пригодится

13 Стремлюсь самостоятельно повышать уровень знаний по предметам обучения Считаю свой уровень знаний и объём преподаваемого в школе материала достаточным

14 Я умею легко переключаться с одной темы на другую Я предпочитаю заниматься одной темой подолгу, не отвлекаясь

15 Для меня важен конечный результат своего труда Меня больше интересует сам процесс, а не результат

-2 - полностью подходит утверждение II;

Перед тестированием старшеклассникам выдаётся лист по форме таблицы 1. При этом цель тестирования испытуемому не сообщается.

Обработка результатов теста:

+21...+30 - очень высокий уровень конкурентоспособности (ОВ);

+8.+20 - повышенный уровень конкурентоспособности (ПВ);

-7.+7 - средний уровень конкурентоспособности (С);

-8.-20 - пониженный уровень конкурентоспособности (ПН);

-21.-30 - очень низкий уровень конкурентоспособности (ОН).

Следующей фазой психодиагностической оценки является опрос (анкетирование), цель которого - выявление мнения окружающих, знакомых с тестируемыми, на предмет их конкурентоспособности. В опросах, в отличие от тестов, вопросы по заданной теме задаются напрямую. В целом анкетные опросы следует считать более субъективными методами, чем тесты. Поэтому при составлении анкетного опроса, в интересах повышения объективности, целесообразно рассматривать мнения разных групп, т.е. формировать карты частных мнений отдельных лиц, из которых формируется мнение группы: мнения старшеклассников о себе самих; мнения старшеклассников об одноклассниках; мнения родителей о своих детях; мнения учителей об учениках.

Перед проведением опроса с опрашиваемыми проводится краткое занятие-инструктаж, на котором формулируется понятие конкурентоспособности, о котором идёт речь в опросе. Для корректности и чистоты эксперимента крайне важно, чтобы разные категории опрашиваемых под конкурентоспособностью понимали одно и то же. Для получения адекватной оценки внимание опрашиваемых акцентируется на том, что под конкурентоспособностью понимается фактически успешность, и им предстоит определить из списка знакомых тех, кто, по их мнению, добьётся в жизни успеха: состоится как личность, станет востребованным как специалист. Для опроса выдаётся лист с фамилиями учеников класса, в котором нужно определить предположительно конкурентоспособных и не конкурентоспособных, сделав пометку напротив фамилии, по шкале: 3 - отлично; 2 - хорошо; 1 -удовлетворительно; 0 - неудовлетворительно.

Совокупность результатов тестирования и данных опросов составляет психодиагностический блок результатов измерений конкурентоспособности.

На основе психодиагностических методов предлагается рассчитывать психодиагностический индекс I конкурентоспособности по формуле: вд Г +30

1пд = 6- 1 60 +(Оу + Ос + Оо + Ор); (1)

где Т - результат оценки по тесту Т1; Оу - осред-ненный результат опроса учителей; О - результат собственной оценки обучающегося; О - осреднен-ный результат опроса одноклассников; Ор - результат оценки родителей обучающегося.

Результат I получаемый по формуле (1) заключён в интервале 0 - 18.

В формуле (1) числовые коэффициенты выбраны таким образом, чтобы результат теста Т, нормируемый к 6, превышал результаты опросов, каждый из которых нормируется к 3. Тестовая оценка, основанная на научных исследованиях и базирующаяся на известных тестах, может считаться более приближенной к объективной оценке, чем результаты опросов. Как показывает практика, лишь половина опросных оценок может считаться объективной и адекватной. В связи с этим, коэффициент значимости тестовой оценки в сравнении с каждым из опросных методов, экспертно был определен равным 2.

Другим важным компонентом измерения является практический мониторинговый апостериорный метод. Особенностью данного метода является отсутствие субъективного влияния на результаты непосредственно самой исследуемой на предмет конкурентоспособности личности. Практический метод предполагает исследование собственно практических проявлений конкурентоспособности в реальной жизни на основе наблюдений и фиксации фактов со стороны. Степень конкурентоспособности, в соответствии с принятыми в обществе нормами, определяется такими качествами как финансовая самостоятельность, независимость, успешность в каком-либо деле на фоне других людей, проявление себя в форме достижений в каких-либо сферах деятельности кроме учёбы, признание социумом или какой-либо его части заслуг и достижений.

Отметим, что непосредственно для старшеклассников возможности практического мониторингового метода ограничены по причине дефицита или отсутствия у них каких-либо самостоятельных проявлений, а также зависимости (в соответствии с законом) от родителей или опекунов, вплоть до 18-летнего возраста. Успехи в формате требований, предъявляемых школой, для этой цели не достаточны, а во взрослую самостоятельную жизнь старшеклассники по понятной причине ещё не вступили. В связи с этим предлагается учитывать актуальные критерии конкурентоспособности для студентов младших курсов - вчерашних старшеклассников.

К числу параметров, характеризующих успешность, и поддающихся отслеживанию (хотя бы частично) можно отнести следующие:

- факт поступления в ВУЗ и успешность обучения в первом семестре;

- нахождение ВУЗа или места работы после окончания школы в другом городе;

- наличие признаков самовыражения в каких-либо областях, не связанных непосредственно с учёбой в ВУЗе (искусство, спорт, общественная и политическая деятельность, предпринимательство);

- отдельное от родителей проживание;

- умение «подрабатывать», содержать себя на первом курсе;

- забота о родителях (бабушках/дедушках, других родственниках);

- наличие собственной семьи и т.д.

Перечень качеств не претендует на окончательный формат, может быть расширен, сокращён или изменен. Предварительный анализ возможностей мониторинга выпускников городских школ после их выпуска из школы показал отсутствие информации по некоторым из предложенных выше реальных практических параметров. Наиболее достоверной является информация о факте поступления выпускника школы в конкретный ВУЗ, либо поступлении на работу (такую информацию о бывших своих выпускниках собирает любая школа). Следует,однако, отметить, что поступление в ВУЗ не всегда является следствием именно личной заслуги выпускника.

Таким образом, через администрацию школы по каждому выпускнику используется информация, с присвоением соответствующего рейтигнго-вого балла I :

м

I =1+1, (2)

мер' 4 '

где I - мониторинговый индекс конкурентоспособности; 1е - индекс поступления в ВУЗ; 1р - индекс трудоустройства (наличия работы).

Индекс поступления в ВУЗ 1е оценивается по следующей системе баллов:

4 - поступил в ВУЗ в Москве, СПб или в другом государстве;

3 - поступил в ВУЗ не в своём городе (для городских жителей), или не в своем ближайшем к своему населенному пункту городе (районном центре) - для сельских жителей;

2 - поступил в ВУЗ в ближайшем к своему населенному пункту городе (районном центре) - для сельских жителей, в своём городе - для городских жителей, для жителей Москвы и СПб не используется;

0 - не поступил в ВУЗ.

Индекс трудоустроенности 1р предлагается оценивать по следующей системе баллов:

3 - трудоустроен с перспективой роста и дальнейшей работы по выбранной специальности;

1 - трудоустроен временно (на время обучения);

0 - не трудоустроен.

Индексы Iв, 1р суммируются и выводится мониторинговый индекс конкурентоспособности старшеклассника I, дающий оценку его адаптирован-ности в первый послешкольный период жизни.

Далее, на основе результатов различных методов оценки, на основе психодиагностического и мониторингового индексов выводится интеграль-

ный индекс конкурентоспособности старшеклассника/выпускника, рассчитываемый по формуле:

= 0,5 • 1пд + 3^ ; (3)

где I - интегральный индекс конкурентоспособности, в интервале 0.. .10; I - психодиагностический индекс конкурентоспособности, рассчитанный по формуле (2); I - мониторинговый индекс конкурентоспособности.

Числовые коэффициенты в формуле (3), выбраны таким образом, чтобы влияние психодиагностического индекса I превышало вклад мониторингового индекса, поскольку причиной результатов мониторинга могут служить не объективные показатели конкурентоспособности, а субъективные обстоятельства, о которых было сказано ранее. Условный коэффициент превышения (по предельному значению, норме) экспертно был определён равным 3. Это связано с тем, что только треть оценок I можно считать достоверными и проверенными. Остальные оценки либо не вполне достоверны, либо вообще отсутствуют и в этом случае I принимаются равными среднему значению 3,5.

Выводы. Диагностика конкурентоспособности старшеклассников, основанная на совокупном использовании психодиагностических и мониторинговых методов, и предполагающая расчёт интегрального показателя, позволяет объективно ив-сесторонне оценивать данное качество личности, учитывая широкий спектр влияющих на конкурентоспособность старшеклассников факторов.

Предложенный метод диагностики конкурентоспособности может быть использован для оценки степени конкурентоспособности старшеклассников учителями, школьными психологами, а также для оценки деятельности педагога по формированию конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ, 2002. -400 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eknigi.org/psihologija/126394-psixologiya-razvitiya-konkurentosposobnoj.html (дата обращения: 10.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности по методике В.И. Андреева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/ index-134457.html (дата обращения: 10.04.2018).

3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

4. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Сочи, 2008. - 451 с.

References

1. МШпа Ь.М. Psihologiya гаэтШуа копкигеп1о8ро8оЪпо] lichnosti. - М.: МР81, 2002. -400 8. [БШек^оппу! ге8шъ]. - Rezhim dostupa: https:// eknigi.org/psihologija/126394-psixologiya-razvitiya-konkurentosposobnoj.html (data obrashcheniya: 10.04.2018).

2. Ocenki intelligentnosti, konkurentosposobnosti i tvorcheskogo potenciala lichnosti po metodike VI. Andreeva [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim

dostupa: http://lib.znate.ru/docs/index-134457.html (data obrashcheniya: 10.04.2018).

3. Fetiskin КР., Kozlov УУ, Manujlov в.М. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. - М: М^о Instituta Psihoterapii, 2002. - 490 8.

4. SHapovalov VI. Formirovanie ^п^-rentosposobnosti shkol'nikov V usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. - 8о^, 2008. - 451 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.