Научная статья на тему 'Исследование конкурентоспособности студентов вуза на основе анкетирования'

Исследование конкурентоспособности студентов вуза на основе анкетирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1564
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / АНКЕТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ / EMPIRICAL METHODS OFPSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH / THE QUESTIONNAIRE / THE COMPETITIVENESS OF THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Сергей Николаевич

Раскрываются сущность и содержание понятия «анкетирование» как одного из эффективных методов эмпирического психолого-педагогического исследования конкурентоспособности студентов; дается теоретическое обоснование, разработана анкета по оценке сформированности уровня конкурентоспособности у студентов вуза различных направлений профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence and content of the concept of "questioning" as one of the most effective honey empirical psychological and pedagogical research competitiveness of graduate students, provides a theoretical justification and development of questionnaires to assess the level of formation of competitive high school students in various areas of training.

Текст научной работы на тему «Исследование конкурентоспособности студентов вуза на основе анкетирования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 146-150.

С. Н. Ярошенко

исследование конкурентоспособности студентов вуза

на основе анкетирования

Раскрываются сущность и содержание понятия «анкетирование» как одного из эффективных методов эмпирического психолого-педагогического исследования конкурентоспособности студентов; дается теоретическое обоснование, разработана анкета по оценке сформированности уровня конкурентоспособности у студентов вуза различных направлений профессиональной подготовки.

Ключевые слова: методы эмпирического психолого-педагогического исследования, анкета, конкурентоспособность студентов.

Теория и практика подготовки студентов в вузе давно доказала необходимость и эффективность их анкетирования. В педагогических исследованиях анкетный метод применяется с различными диагностическими целями.

Рассматривая проблему диагностики конкурентоспособности студентов вуза, мы столкнулись с отсутствием единого подхода, методики (тестов, анкет). Существующие методики определения конкурентоспособности направлены обычно на конкретную специальность и потому непригодны для измерения конкурентоспособности у студентов других специальностей и направлений профессиональной подготовки.

Оценка уровня сформированности конкурентоспособности студентов требует разработки универсальной анкеты для различных направлений профессиональной подготовки студентов вуза.

Почему среди прочих методов эмпирического психолого-педагогического исследования мы выбрали именно анкетирование?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, что понимают в психолого-педагоги-ческих исследованиях под анкетированием.

В. И. Загвязинский выделяет следующие методы эмпирического психолого-педагогическо-го исследования: изучение литературы и других источников; наблюдение; беседа; тестирование; изучение продуктов деятельности; оценивание; эксперимент; опрос в форме интервью и опрос в форме анкетирования [3]. Анкетирование здесь рассматривается как разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели, что и в интервью, но на основе анализа письменных ответов респондентов [3. С. 97].

В педагогической энциклопедии анкетный метод определяется как письменный опрос значительного круга лиц по определенной схеме (анкете или опросному листу), ставящий целью собрать массовый (чаще всего ориентировочный),

затем статистически обрабатываемый материал для решения некоторых психологических задач [8. С. 91].

С точки зрения Н. В. Кузьминой, анкетирование лучше использовать в группах людей, которые привыкли систематически отвечать на вопросы. «Лучшие результаты получаются там, где методом анкеты изучается круг одинаковых по каким-то факторам лиц (например, все студенты данного курса), в тех коллективах, с которыми мы ранее познакомились, изучая объект с помощью других методов (например, в ходе свободного интервью, наблюдения)» [7. С. 59].

Любое явление имеет положительную и отрицательную стороны, аналогично мы говорим и о методе анкетирования. Конечно же, у данного метода есть сильная и слабая стороны. Сильная сторона анкетирования в том, что дает возможность обследовать большое количество респондентов в ограниченное время без особых затрат и тем самым, на основе статистической обработки полученных данных и их анализа, позволяет установить объективные факты, касающиеся исследуемой проблемы.

Поскольку мы подвергаем обследованию большое количество респондентов в ограниченное время для получения объективных результатов, применение анкетирования для исследования конкурентоспособности студентов вуза целесообразно.

Слабая сторона анкетирования заключается в том, что вопросы носят стандартизированный характер, что не всегда позволяет составить полную картину по исследуемой проблеме. Данный отрицательный эффект можно уменьшить при разработке вопросника анкеты. С точки зрения В. И. Загвязинского, для повышения объективности опроса необходимо: однозначно и четко ставить вопрос; не давать вопросы подсказывающего характера; использовать косвенные вопросы,

выявляющие интересующие исследователя оценки; вопросы анкеты должны быть взаимосвязаны и частично по содержанию перекрывать друг друга, что позволит проверить достоверность ответов [3].

Для составления анкеты по оценке сформиро-ванности уровня конкурентоспособности у студентов вуза различных направлений профессиональной подготовки необходимо четко понимать сущность и содержание термина «конкурентоспособность студентов вуза».

Единой трактовки данного понятия в педагогической науке нет. Есть близкие подходы при рассмотрении конкурентоспособности студентов в педагогических исследованиях.

Ж. И. Aйтуганова, Л. A. Бодьян, Т. В. Колгу-рина, Л. С. Шикина раскрывают «конкурентоспособность студентов вуза» как интегративное свойство личности, состояние личности, характеристику личности или интегративное личностно-профессиональное качество.

A. A. Aнгеловский, Е. В. Максимова понимают конкурентоспособность студента вуза как интегральное качество или характеристику личности.

Не менее распространенная в педагогических исследованиях трактовка (В. И. Aндреева.

A. П. Быковой, Е. В. Потаповой и др.) связана с пониманием конкурентоспособности как определенной совокупности личных и профессиональных способностей. Так, по мнению

B. И. Aндреева, «конкурентоспособная личность — это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [1. С. 26]. Точнее выражает данную позицию A. П. Быкова, говоря о том, что конкурентоспособность специалиста «основана на совокупности различных способностей (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных) и сформи-рованности умений реализовать эти способности в различных изменяющихся ситуациях деятельности и повседневных отношений» [2. С. 4].

Проанализировав определение конкурентоспособности студентов у различных авторов, мы выделили существенные признаки данного понятия и пришли к собственному определению: « конкурентоспособность студентов — это способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе

ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств».

Исходя из данного определения мы разработали содержание анкеты для оценки сформированности уровня конкурентоспособности у студентов вуза различных направлений профессиональной подготовки. Анкета должна включать три блока вопросов.

1-й блок — способность к достижению успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.

2-й блок — наличие ключевых компетенций.

3-й блок — способность к мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.

Каждый из этих блоков содержит различное количество компонентов конкурентоспособности студентов. Удельный вес компонентов в проявлении конкурентоспособности неодинаков.

Именно данные компоненты этих трех блоков (способность к достижению успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции; наличие ключевых компетенций; способность к мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств) отражают содержание конкурентоспособности студента любого направления профессиональной деятельности.

Разрабатывая первый блок вопросов (по оценке способности достижения успеха), мы исходили из того, что успешная деятельность студента положительно влияет на силу и устойчивость мотивов. С точки зрения Е. П. Ильина, «успехи воодушевляют его [студента], а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности» [6. С. 306]. А так как в преодолении различных препятствий и неудач значительную роль играет воля, часть вопросов отведена в том числе и для оценки общего развития воли студента.

Чтобы выяснить, насколько корректно включение в анкету вопросов на оценку мотивации успеха и силы воли, мы провели экспериментальное исследование взаимосвязи конкурентоспособности и мотивации успеха, воли у студентов вуза. Результаты исследования показали статистически значимую корреляцию.

На основании этого нами были включены вопросы, составленные на основе методик А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач» [6] и Н. Н. Обозова «Самооценка силы воли» [5].

Респонденту при ответе на вопросы в этом и двух других блоках необходимо выбрать один из трех ответов: «Да», «Иногда», «Нет».

Вопросы первого блока анкеты:

1. В условиях соперничества я не отказываюсь от деятельности, а стремлюсь к максимальному результату.

2. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

3. В деятельности активен.

4. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

5. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

6. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

7. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

8. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

9. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

10. Считаю, что успех в профессиональной деятельности больше зависит от профессиональных знаний, опыта и точного расчета, чем от удачи и везения.

11. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

12. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то неприятное Вам (например, пойти на дежурство в выходной день)?

13. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы посмотреть на обстоятельства максимально объективно?

14. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

15. Быстро ли Вы отвечаете на электронные письма?

16. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

17. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли Бы человеком слова?

18. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

19. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

20. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

Во второй блок были включены вопросы, отражающие ключевые компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза.

При определении ключевых компетенций мы придерживаемся точки зрения Э. Ф. Зеера. Он выделяет пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании:

- социальная компетенция — способность брать на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;

- коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на различных языках, в том числе информационно-коммуникационными технологиями, включая общение через Интернет;

- социально-информационная компетенция, характеризующая степень владения информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

- когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность к саморазвитию, к самостоятельному приобретению новых знаний и умений;

- специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, к оценке результатов своего труда [4. С. 16-17].

Вопросы второго блока анкеты:

1. Я не боюсь брать на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации.

2. К различным культурам отношусь терпимо.

3. К людям, исповедующим различные религии, я отношусь с пониманием.

4. Мои интересы часто совпадают с интересами учебного или трудового коллектива.

5. Я могу прекрасно общаться (понимать собеседника и выражать свои мысли, непосредственно с ним взаимодействуя).

6. Если необходимо по роду деятельности, то в письменной форме я могу четко изложить свою просьбу, жалобу или пожелание.

7. С большинством своих собеседников я без особых усилий могу поддержать разговор.

8. Свободно общаюсь через Интерент и являюсь грамотным пользователем персонального компьютера.

9. Могу применять в профессиональной и личной деятельности различные информационные технологии для передачи, сохранения и воспроизведения различной информации.

10. Я владею навыками пользователя основных программ Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint).

11. Значительную часть новой информации (в том числе профессиональной) я получаю через Интернет.

12. Воспринимая различную информацию через источники СМИ, я могу критически оценить ее и выразить по поводу нее свое мнение.

13. Я готов к постоянному повышению образовательного уровня.

14. У меня большое желание применить свои способности и знания в конкретном деле в сфере своей профессиональной деятельности.

15. У меня хорошо развиты навыки самостоятельного приобретения новых знаний, умений, и если необходимо, то я без помощи преподавателя смогу самостоятельно освоить новую тему учебного курса.

16. Я знаю, над какими личными и профессиональными качествами мне нужно работать, чтобы стать успешнее в своей будущей профессии.

17. Я готов самостоятельно выполнять различные профессиональные действия.

18. Я могу объективно оценить результаты своих профессиональных действий.

19. У меня есть положительный опыт выполнения своей профессиональной деятельности (на производственной, преддипломной практике и т. д.).

20. У меня достаточный уровень профессиональных знаний, чтобы объяснить основные процессы моей профессиональной деятельности.

В третий блок анкеты включены вопросы, раскрывающие способность студента к мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.

В данном случае мы придерживались точки зрения В. И. Андреева, который определяет следующий ряд системообразующих качеств конкурентоспособной личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стрессоустойчивость, стемление к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своей профессиональной деятельности [1. С. 383].

Вопросы третьего блока анкеты (составлены на основе теста В. И. Андреева «Каков уровень вашей конкурентоспособности?») [1]:

1. Я точно знаю, чего я хочу и могу добиться в ближайшие два-три года.

2. Я точно знаю, в какой сфере деятельности смогу прилично заработать.

3. У меня всегда хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца.

4. Я редко устаю.

5. Мне часто удается найти неожиданно простое решение, казалось бы, неразрешимой проблемы.

6. Я часто бываю инициатором нововведений в нашей фирме, в нашем коллективе.

7. Я способен идти на риск, даже если шансы невелики.

8. Мои друзья считают меня человеком решительным.

9. Я высказываю свое мнение, даже если оно кому-то не нравится.

10. В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. В кругу друзей мне нравится и удается быть душой компании.

12. Я предпочитаю брать на себя ответственность руководителя, чем подчиняться кому-либо.

13. Я систематически занимаюсь самообразованием, развитием своих личностных качеств и способностей.

14. Если я чего-то в своей жизни добился, то благодаря самообразованию, саморазвитию.

15. Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом.

16. Я стремлюсь не втягивать себя в конфликты по пустякам, и мне это удается.

17. Считают ли Вас друзья, коллеги по работе человеком «с перспективой» (в плане профессионального роста)?

18. Я часто участвую в научно-практических семинарах, конференциях.

19. Я считаю, что любую работу нужно делать качественно или не делать вообще.

20. Были ли случаи, чтобы Ваш руководитель попросил переделать выполненную Вами работу?

Таким образом, определив удельный вес каждого компонента конкурентоспособности и сделав анализ ответов на вопросы анкеты, мы можем объективно измерить уровень конкурентоспособности студентов вуза различных направлений профессиональной подготовки.

Данную анкету можно рассматривать как универсальный диагностический метод, позволяющий оценить уровень сформированно-сти конкурентоспособности у студентов различной профессиональной направленности.

Список литературы

1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань : Центр информ. технологий, 2004. 468 с.

2.Быкова А. П. Формирование культуры делового общения будущего конкурентоспособного специалиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов : Сарат. гос. ун-т им. Н. Г Чернышевского, 2005. С. 23.

3. Загвязинский В. И., Астахов Р. Методалогия и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 208 с.

4.Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для вузов. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 396 с.

5. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер,

2002. 288 с.

6.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер,

2003. 512 с.

7. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114 с.

8.Педагогическая энциклопедия / под общ. ред. А. И. Каирова, Ф. Н. Петрова. М. : Совет. энцикл., 1964. 831 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.