Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ ДОСТИЖЕНИЙ'

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ ДОСТИЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСЫ ДОСТИЖЕНИЙ / ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / КОНКУРСЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновская Екатерина Михайловна

Соревновательные мероприятия, проводимые в период школьного обучения, являются важным компонентом образования и воспитания. Роль и место конкурсов достижений в парадигме школьного образования, а также тяготение старшеклассников к игровым и соревновательным формам взаимодействия делают задачу качественной подготовки старшеклассников к соревнованиям актуальной. Конкурсы достижений, к традиционным формам которых относятся предметные олимпиады и конкурсы творческих работ (проектов), являются средством формирования внутриличностных качеств и компетенций, способствуют воспитанию такого свойства личности, как личностная конкурентоспособность. Качественная подготовка к конкурсам является необходимым условием успешного участия в них. Разные по форме и содержанию конкурсы различаются по требованиям, предъявляемым к компетенциям: предметные олимпиады и приближенные к ним формы соревнований предполагают высокий уровень знаний, конкурсы творческих работ требуют наличия творческой направленности. В статье предложены общие подходы, принципы и направления организации подготовки к конкурсам достижений старшеклассников, развивающие внутриличностные качества и компетенции, необходимые для успешного участия в любых формах учебной соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сосновская Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH SCHOOLERS’ PREPARATION TO PARTICIPATE IN COMPETITIVE CONTESTS

Competitive events, held during the educational period are an important component of upbringing and education. Competitive contests’ role and place in the school education paradigm and high schoolers’ attraction to game-like and competitive forms of interaction make the task of high-quality high-schoolers’ preparation to competitions relevant. Achievement contests, traditional forms of which include subject olympiads and creative contests are the instrument of forming the personal treats and competencies help to form the personal competitiveness. Profound preparation for the achievements contests is a required condition for the successful participation in such contests. Contests that differ in form and content differ in the requirements for competencies: subject Olympiads and forms of competitions close to them assume a high level of intelligence; creative projects contests require a creative orientation. This article proposes basic approaches, principles and the ways of organizing the preparation for the high-schoolers achievement contests, which help to develop the personal treats and competences required for the participation in any form of educational competitive activities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ ДОСТИЖЕНИЙ»

Подготовка старшеклассников к участию в конкурсах достижений

Сосновская Екатерина Михайловна.

соискатель учёной степени кандидата педагогических наук, кафедра педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» E-mail: sekm1975@mail.ru

Соревновательные мероприятия, проводимые в период школьного обучения, являются важным компонентом образования и воспитания. Роль и место конкурсов достижений в парадигме школьного образования, а также тяготение старшеклассников к игровым и соревновательным формам взаимодействия делают задачу качественной подготовки старшеклассников к соревнованиям актуальной.

Конкурсы достижений, к традиционным формам которых относятся предметные олимпиады и конкурсы творческих работ (проектов), являются средством формирования внутриличност-ных качеств и компетенций, способствуют воспитанию такого свойства личности, как личностная конкурентоспособность. Качественная подготовка к конкурсам является необходимым условием успешного участия в них. Разные по форме и содержанию конкурсы различаются по требованиям, предъявляемым к компетенциям: предметные олимпиады и приближенные к ним формы соревнований предполагают высокий уровень знаний, конкурсы творческих работ требуют наличия творческой направленности.

В статье предложены общие подходы, принципы и направления организации подготовки к конкурсам достижений старшеклассников, развивающие внутриличностные качества и компетенции, необходимые для успешного участия в любых формах учебной соревновательной деятельности.

Ключевые слова: конкурсы достижений, предметные олимпиады, конкурсы творческих работ (проектов), старшеклассники, личность, мотивация, компетенция.

о с

CJ

со см о см I—

Целью исследования является разработка направлений комплексной подготовки старшеклассников к конкурсам достижений.

В ходе исследования решены следующие задачи:

1. Выявлены основные виды конкурсов достижений и механизмы формирования с помощью различных конкурсов личностных качеств и компетенций старшеклассников.

2. Сформированы основные компоненты процесса подготовки к конкурсам достижений и перечень решаемых педагогических задач по подготовке.

3. Определены актуальные направления совершенствования формы и содержания конкурсов достижений.

Старшеклассникам - обучающимся 10-11 классов средних школ, возраст 15-17 лет, в целом, свойственен интерес к соревновательным мероприятиям и игровым формам обучения. По этой причине современная практика, сложившаяся в системе среднего общего образования, предполагает участие старшеклассников в различных соревновательных формах деятельности - в конкурсах достижений, позволяющих участникам в рамках предложенного регламента демонстрировать достигнутый уровень компетенций в определенной предметной области деятельности с выявлением победителей и призеров. Конкурсы достижений развивают как внутриличностные качества старшеклассников, так и учебные компетенции, необходимые в дальнейшей жизни. Среди конкурсов достижений, с точки зрения функциональных возможностей, выделим конкурсы творческих работ (проектов), констатирующие и развивающие творческий потенциал участников, и предметные олимпиады, в процессе которых происходит соревнование в уровне владения предметом, признаком которого является умение решать сложные задачи. Остальные конкурсы либо приближены по форме и содержанию к двум, указанным выше, либо являются комбинированными, сочетающими в себе особенности конкурсов творческих проектов и предметных олимпиад. Результаты участия в конкурсах достижений зависят от степени подготовленности участников. Установлены следующие основные причины неэффективного участия старшеклассников в конкурсах:

- отсутствие (у некоторых старшеклассников) внутреннего стимула и мотивации, направленности на саморазвитие и самосовершенствование;

- недостаточная функциональная подготовленность: «знаниевая», включающая приобретение и усвоение необходимого багажа знаний,

и творческая, позволяющая самостоятельно проводить исследования в различных направлениях и создавать проекты; - отсутствие соревновательного опыта и коммуникативных навыков.

Конкурсы творческих проектов и предметные олимпиады предполагают различный набор личностных качеств и компетенций, в связи с чем подготовка к ним осуществляется, хотя и на общих педагогических принципах: амплификации и индивидуализации, субъектности, гибкости и вариативности, добровольности, но различается в предметно-тематической части. Подготовка к предметным олимпиадам, викторинам и схожим с ними по смыслу и формату проведения соревнованиям имеет акцент на «знаниевый» аспект; подготовка к конкурсам творческих работ (проектов) требует развитие творческого начала: самостоятельного выбора направления исследования и методов решения поставленных перед собой задач в рамках проекта. При этом, в обоих случаях важно формирование внутренней готовности к соревновательному процессу.

Одной из традиционных проблем конкурсов достижений является смещение акцента на один из аспектов компетентности: либо «знаниевый», либо творческий. Наблюдения и исследования показывают, что некоторая часть обучающихся старшеклассников, отлично усваивающих школьную программу, даже в форме углубленного изучения предметов, успешно участвующих в олимпиадах различного уровня, способны решать только чётко поставленные задачи и испытывает сложности при предоставлении самостоятельности и свободы выбора для решения творческих задач. Напротив, многие творческие личности, способные выдвинуть ценную идею, испытывают дефицит знаний, не позволяющий реализовать идею на должном уровне. В связи с этим инновации в организации современного конкурсного движения старшеклассников должны быть направлены на комбинирование особенностей предметных олимпиад и конкурсов творческих работ, а также на приближение формы и содержания конкурсов к конкурентным реалиям жизни и повышение для участников привлекательности конкурсов достижений с точки зрения как процесса, так и результата. Подготовка к участию в конкурсах должна учитывать указанные аспекты.

Изучению роли и места отдельных видов конкурсов для определённых возрастных категорий обучающихся посвящён ряд научных исследований. В частности, выявлены некоторые возможности конкурсов достижений в парадигме школьной дидактики [5; 17; 18]. Исследованы вопросы, связанные с функцией предметных олимпиад в формировании личности старшеклассников [1; 8; 9; 13; 15; 19]. Разработаны дидактические основы и методики подготовки некоторых возрастных категорий обучающихся к олимпиадам по отдельным предметам [2; 3; 7; 14]. Изучены образовательные возможности конкурсов творческих ученических

работ и проектов в учебной исследовательской деятельности [16; 4; 6; 12]. Сформированы методические принципы развития творческих умений и навыков, необходимых при выполнении конкурсных работ (проектов), разработаны методики подготовки к конкурсам различной тематики [11; 10; 20].

Однако, вопросы подготовки к соревновательным мероприятиям заслуживают системного рассмотрения, учитывающего общие аспекты соревновательного процесса (установленный регламент, добровольность, открытость, конкурентное взаимодействие участников) и выходящего за рамки специальных методик по подготовке к конкретным видам конкурсов (например, к олимпиадам по математике или физике, конкурсу проектов по истории, географии, экологии и т.д.). Подготовка к конкурсам достижений старшеклассников должна также учитывать особенности данной категории обучающихся, которой свойственны одновременно детские, взрослые черты, а также черты, присущие человеку только в данный достаточно узкий возрастной период. Таким образом, подготовка к конкурсам достижений старшеклассников является сложным рефлексивно-циклическим долгосрочным многомерным процессом непрерывного взаимодействия педагога и обучающихся. В идеале практика подготовки к конкурсам достижений должна включать три взаимосвязанных компонента:

1. Когнитивно-целеполагающий компонент: выбор приоритетных направлений деятельности для саморазвития на базе личной доминанты самосовершенствования; определение и осознание мотивационных и стимулирующих факторов.

2. Функционально-предметный компонент: обеспечение достижения высокого уровня знаний, обеспечивающего готовность к решению задач повышенной сложности; формирование творческой нацеленности и предметно-тематической готовности к выполнению творческих работ (проектов).

3. Организационно-коммуникативный этап: формирование поведенческой готовности к соревнованиям и конкуренции; овладение навыками эффективной коммуникации и самопрезентации; овладение навыками реагирования в ситуациях противостояния.

Следует отметить также, что для качественной подготовки к конкурсах достижений важное значение имеют организационно-педагогические условия, к числу которых относятся как создаваемые педагогом образовательные условия, так и объективно существующие условия среды, свойственные региону, конкретной школе, особенностям контингента обучающихся, в той или иной степени используемые педагогом. Практика подготовки к конкурсам достижений предполагает совокупное решение спектра педагогических задач, взаимосвязь которых проиллюстрирована на рисунке 1.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Рис. 1. Схема взаимосвязей педагогических задач в рамках комплексной подготовки старшеклассников к конкурсам достижений

На рисунке 1 обозначены следующие педагогические задачи, которые могут и должны быть объединены в рамках единой технологии подготовки старшеклассников к конкурсам достижений:

НД - определение направлений деятельности, в которой планируется иметь достижения, выбор обучающимися для себя долгосрочных приоритетных областей на конкурентном поле;

Пр - обеспечение высокого уровня знаний по предметам обучения, обеспечивающего готовность старшеклассников к решению задач повышенной сложности в предметных олимпиадах;

Тв - формирование творческой нацеленности и предметно-тематической готовности старшеклассников к выполнению творческих работ (проектов);

ПГ - формирование поведенческой готовности к различным видам соревновательной деятельно-

мые в дальнейшей жизни. Актуальные инновации в вопросах организации конкурсов должны обеспечивать комбинирование «знаниевой» и творческой составляющей, а также способствовать более полному соответствию формы и содержания конкурсов современным реалиям жизни и повышать привлекательность конкурсов для участников.

3. Подготовка к конкурсам достижений является сложным многомерным процессом взаимодействия педагога и обучающихся, включает решение ряда педагогических задач, системно увязанных между собой, направленных на формирование как внутриличностных качеств, так и учебных компетенций, решаемых в конкретных социальных условиях и повышающих успешность участия в различных видах конкурсов. Подготовку к конкурсам достижений целесообразно реализовать комплексно, в виде единой общей технологии, охватывающей все значимые аспекты подготовки, ориентированной не только на отдельные виды конкурсов, а на соревновательный учебный процесс вообще, в различных его проявлениях.

Литература

Алексеева, Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад: опыт и проблемы: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.И. Алексеева. - Якутск: Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, 2002. - 144с. - Текст: непосредственный. Баишева, М.И. Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике (на примере 3-5 классов): дис. .канд. пед. наук: 13.00.02/ М.И. Баишева. - Москва: Институт информатизации образования РАО, 2004. - 217 с. - Текст: непосредственный. Вирачёв, Б.П. Методические принципы организации и проведения физической олимпиады и подготовки к ней учащихся: дис. . канд. пед. наук: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02/ Б.П. Вирачёв - Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 1998. - 168 с. - Текст: непосредственный. Гречухина, Т.И. Организационно-

педагогические условия создания «ситуации успеха» в жизнедеятельности старшеклассников на основе проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.И. Гречухина. -Санкт-Петербург., 2002. - 190 с. - Текст: непосредственный.

Емельянцев, С.Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Л. Емельян-цев. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 172 с. - Текст: непосредственный. Ермолаев, С.А. Проектная деятельность социально-экологической направленности как средство обеспечения условий для самореализации старшеклассников. дис. ... канд. пед. на-

сти, обучение владению навыками реагирования в конкретных трудных ситуациях противостояния;

Ср - создание, выявление и использование благоприятной среды, обстоятельств и обстановки для личной деятельности, общения и соревнования.

На рисунке 1 стрелками обозначены взаимозависимость и взаимное влияние педагогических задач, решаемых при комплексной подготовке к конкурсам достижений. Отметим, что определение направлений деятельности, выбор приоритетных областей, в которых планируется саморазвитие (НД) является определяющим для других педагогических задач, равно как решение данных педагогических задачи может корректировать направления деятельности, а на поведенческую готовность к соревнованиям (ПГ) влияет решение остальных задач, решаемых в рамках подготовки к конкурсам достижений. Сформированная поведенческая готовность (ПГ) к определённым видам соревнований, в свою очередь, способна скорректировать направления деятельности (НД).

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Конкурсы достижений, проводимые среди старшеклассников, являются важным компонентом школьного образования, способствуют достижению результатов усвоения образовательной программы, предусмотренным ФГОС СОО (глава 2, п. 6): личностным, метапредметным, предметным.

2. Конкурсы достижений, проводимые среди £¡3 старшеклассников, различаются по форме

и содержанию и развивают различные внутри-личностные качества и компетенции, необходи-

ук: 13.00.01 / С.А. Ермолаев. - Арзамас, 2006. -186 с. - Текст: непосредственный.

7. Келдибекова, А.О. Дидактические основы компетентностного подхода к проектированию системы подготовки школьников к математическим олимпиадам (на примере математики 5-11 классов): дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02/ А.О. Келдибекова - Бишкек: Кыргызский государственный университет, 2021. - 362 с. - Текст: непосредственный.

8. Конобеева, Т. А., Потапов, И. В., Хаймович, Л.В. Подготовка младших школьников к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах учебно-методическое пособие / Т.А. Конобеева, И.В. Потапов, Л.В, Хаймович. - М., Московский городской педагогический университет, 2016. - 92 с. - Текст: непосредственный.

9. Корсунова, О.Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Ю. Корсунова. - Москва: 2003, 170 с. - Текст: непосредственный.

10. Ломтева, Е.В. Конкурсная проектная деятельность как условие развития педагогического коллектива колледжа: дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Ломтева. - Москва: ИИ развития профессионального образования Департамента образования города Москвы,2009.- 196 с. Текст: непосредственный.

11. Лубинская, Т.Н. Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Лубинская. - Киров, Вятский государственный гуманитарный университет, 2010. - 188 с. Текст: непосредственный.

12. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / Монография. - Москва: Прометей МПГУ, 2006.-224 с. - Текст: непосредственный.

13. Огурэ, Л.Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Б. Огурэ. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 160 с. - Текст: непосредственный.

14. Павлова, Е.С. Методика использования систем задач как средства развития одаренности при подготовке школьников к олимпиадам по информатике: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02/ Е.С. Павлова - Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2014. - 219 с. - Текст: непосредственный.

15. Подлесный, Д.В. Методика подготовки и проведения физических олимпиад в основной школе России: дис. .канд. пед. наук:13.00.02 / Д.В. Подлесный. - Москва: МФТИ, 2001. - 234 с. - Текст: непосредственный.

16. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред. А.Б. Воронцова. - Москва: Просвещение, 2010. - 176 с. - Текст: непосредственный.

17. Соловьева, С.И. Конкурсная деятельность как средство повышения конкурентоспособности студентов учреждений среднего профессионального образования: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08/ С.И. Соловьёва. - Пермь: ФГБО ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2021. - 214 с. -Текст: непосредственный.

18. Табакова, Е.П. Конкурсы достижений как средство самоопределения старшеклассников: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Е.П. Табакова. - Оренбург: ОГПУ, 2007. - 210 с. - Текст: непосредственный.

19. Шарапков, А.Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Н. Шарапков - Рязань: Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, 2003.-188 с. - Текст: непосредственный.

20. Шишковская Т.В. Методические рекомендации по организации и методике работы над творческим проектом - URL: https://multiurok.ru/fNes/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizats-10.html?ys-clid=lkdzv6o0xd337753724 (дата обращения 21.07.2023) - Текст: электронный.

HIGH SCHOOLERS' PREPARATION TO PARTICIPATE IN COMPETITIVE CONTESTS

Sosnovskaya E.M.

Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky

Competitive events, held during the educational period are an important component of upbringing and education. Competitive contests' role and place in the school education paradigm and high schoolers' attraction to game-like and competitive forms of interaction make the task of high-quality high-schoolers' preparation to competitions relevant.

Achievement contests, traditional forms of which include subject olympiads and creative contests are the instrument of forming the personal treats and competencies help to form the personal competitiveness.

Profound preparation for the achievements contests is a required condition for the successful participation in such contests. Contests that differ in form and content differ in the requirements for competencies: subject Olympiads and forms of competitions close to them assume a high level of intelligence; creative projects contests require a creative orientation.

This article proposes basic approaches, principles and the ways of organizing the preparation for the high-schoolers achievement contests, which help to develop the personal treats and competences required for the participation in any form of educational competitive activities.

Keywords: achievement contests, subject Olympiads, contests of creative works (projects), high-schoolers, personality, motivation, competence.

References

1. Alekseeva, G.I. From the history of the formation and development of mathematical Olympiads: experience and problems: dis. .Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / G.I. Alekseeva. - Yakutsk: Yakutsk State University named after M.K. Am-mosov, 2002. - 144s. - Text: direct.

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

2. Baisheva, M.I. Improving the methods of preparing students for Olympiads in mathematics (on the example of grades 3-5): dis. ...Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02/ M.I. Baisheva. - Moscow: Institute of Informatization of Education RAO, 2004. - 217 p. - Text: direct.

3. Virachev, B.P. Methodological principles of organizing and conducting the physical Olympiad and preparing students for it: dis. . Candidate of Pedagogical Sciences: dis. .Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02/ B.P. Virachev - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 1998. - 168 p. - Text: direct.

4. Grechukhina, T.I. Organizational and pedagogical conditions for creating a "success situation" in the life of high school students based on project activities: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / T.I. Grechukhina. - St. Petersburg.,

2002. - 190 p. - Text: direct.

5. Emeliantsev, S.L. Contests of achievements as a means of self-realization of high school students: dis. .Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / S.L. Emeliantsev. - St. Petersburg: A.I. Herzen State Pedagogical University, 1999. - 172 p. - Text: direct.

6. Ermolaev, S.A. Project activity of socio-ecological orientation as a means of providing conditions for self-realization of high school students. dis. . Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / S.A. Ermolaev. - Arzamas, 2006. - 186 p. - Text: direct.

7. Keldibekova, A.O. Didactic foundations of a competence-based approach to designing a system for preparing schoolchildren for mathematical Olympiads (using the example of mathematics in grades 5-11): dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.02/ A.O. Keldibekova - Bishkek: Kyrgyz State University, 2021. - 362 p. - Text: direct.

8. Konobeeva, T. A., Potapov, I. V., Khaimovich, L.V. Preparation of younger schoolchildren to participate in Olympiads and intellectual competitions educational and methodical manual / T.A. Konobeeva, I.V. Potapov, L.V., Khaimovich. - M., Moscow City Pedagogical University, 2016. - 92 p. - Text: direct.

9. Korsunova, O. Yu. Pedagogical conditions of the organization of intellectual and creative student Olympiads: dis. .Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / O.Y. Korsunova. - Moscow:

2003, 170 p. - Text: direct.

10. Lomteva, E.V. Competitive project activity as a condition for the development of the college teaching staff: dis. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / E.V. Lomteva. - Moscow: AI of professional education development of the Department of Education of the City of Moscow, 2009. - 196 p. Text: direct.

11. Lubinskaya, T.N. Formation of research skills and abilities of high school students in preparation for competitions and Olympiads: dis. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / T.N. Lubinskaya. - Kirov, Vyatka State University for the Humanities, 2010. - 188 p. Text: direct.

12. Obukhov, A.S. Development of students' research activity / Monograph. - Moscow: Prometheus MPSU, 2006.-224 p. -Text: direct.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ogure, L.B. Multi-subject educational Olympiad as a didactic form of organization and activation of intellectual activity of schoolchildren: dis. . Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / L.B. Ogure. - Moscow: Research Center for Quality Problems of Training specialists, 2004. - 160 p. - Text: direct.

14. Pavlova, E.S. Methods of using task systems as a means of developing giftedness in preparing schoolchildren for computer science Olympiads: dis. .Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02/ E.S. Pavlova - Volgograd: Volgograd State Socio-Pedagogical University, 2014. - 219 p. - Text: direct.

15. Podlesny, D.V. Methods of preparation and conduct of physical Olympiads in the basic school of Russia: dis. .candidate of pedagogical Sciences:13.00.02 / D.V. Podlesny. - Moscow: MIPT, 2001. - 234 p. - Text: direct.

16. Project activities in primary and high school / Edited by A. B. Vo-rontsov. - Moscow: Prosveshchenie, 2010. - 176 p. - Text: direct.

17. Solovyova, S.I. Competitive activity as a means of increasing the competitiveness of students of secondary vocational education institutions: dis. .Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08/ S.I. Solovyova. - Perm: Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2021. - 214 p. - Text: direct.

18. Tabakova, E.P. Contests of achievements as a means of self-determination of high school students: dis. .Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01/ E.P. Tabakova. - Orenburg: OGPU, 2007. - 210 p. - Text: direct.

19. Sharapkov, A.N. Pedagogical conditions of humanization of the regime of intellectual testing of schoolchildren at subject Olympiads: dis. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / A.N. Sharapkov - Ryazan: Ryazan State Pedagogical University named after S.A. Yesenin, 2003.-188 p. - Text: direct.

20. Shishkovskaya T.V. Methodological recommendations on the organization and methodology of work on a creative project -URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizats- 10.html?ysclid=lkdzv6o0xd337753724 (accessed 21.07.2023)—Text: electronic.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.