Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

ности взаимозаменяемость компонентов подчиняется условию

П А П А

V __V — 1

Ос — ^ 6818 ~~ 1 ' ¿=1 ¿=1

при сильной кумуляции, для второго — условию

п Л п А

V __V 1 - 1

М Ос ~ 10 484 1

1= 1 ¿=1

при средней кумуляции всех СФС, которые могут быть отнесены к тому или другому семейству. Понятно также, что выявленные различия не могут не сказываться как на выборе доз, подлежащих испытанию в хронических опытах (геэр. на прогностических оценках нижних границ токсичности), так и на фактических значениях ЫгпсЬ (МИД, ПДК) смесей, принадлежащих к различным семействам СФС. Добавим лишь, что, по нашему мнению, пределы количественных изменений состава смеси, которые не влияют на ее качественную (токсикометриче-скую) определенность, следует устанавливать не только для смесей исходно переменного состава, но и для выпускаемых промышленностью «идеальных» СФС (например, комбинированных пестицидов). Это связано с тем, что в реальных условиях окружающей (производственной) среды количественное соотношение между компо-

УДК 614.

ям

Перевод сельского хозяйства на интенсивный путь развития, сопровождающийся глубокой модернизацией сельскохозяйственного производства, его насыщением комплексом совершенных машин и механизмов, концентрацией и специализацией отрасли, увеличением объемов химизации сельского хозяйства, социальным переустройством села, придал еще большую значимость вопросам охраны окружающей среды, оптимального, с гигиенических позиций, размещения животноводческих и птицеводческих предприятий, рациональной планировки и застройки сельских населенных мест, оптимизации условий труда и охраны здоровья работ-

неитами «идеальных» СФС, как правило, отклоняется от номинала. Поэтому отсутствие нормативов, ориентированных на семейство СФС, может явиться причиной необоснованно жестких требований к качеству контролируемой среды.

Таким образом, изложенная концепция предусматривает дифференциацию м-компонентных смесей на семейства качественно однородных СФС, уточняет (для смесей изоаддитивных веществ) или вводит (для смесей неизоаддитив-ных веществ) условия токсикометрической взаимозаменяемости компонентов и может служить общей основой разработки гигиенических нормативов, рассчитанных как на фиксированный, так и на переменный количественный состав регламентируемых комбинаций веществ.

Литература

1. Аверьянов А. Г. // Гиг. и сан. — 1957. — № 8. — С. 64— 67.

2. Кацнельсон Б. А., Новиков С. М. // Там же.— 1986.— №8.- С. 59—63.

3. Лазарев И. В. Общие основы промышленной токсикологии.—М.; Л., 1938.

4. Федоренко В. И. // Гиг. и сан. — 1986. — № 11.— С. 54—57.

5. Штабский Б. М., Федоренко В. И. // Проблемы охраны здоровья населения и защиты окружающей среды от химических вредных факторов. — Ростов н/Д, 1986.—

С. 155—156.

Поступила 08.01.87

ников ведущих профессий агропромышленного комплекса. В этих условиях еще более возрастает роль органов государственного санитарного надзора.

В последнее время мы много говорим о перестройке в деятельности учреждений санэпид-службы и многое предприняли в этом отношении. Дальнейшее совершенствование госсаинад-зора за охраной здоровья сельского населения сегодня, безусловно, требует совершенствования управления здравоохранением, именно здравоохранением, а не только медицинским обслуживанием населения. К сожалению, эти два понятия нередко отождествляются. Укоре-

Из практике

79

Л. П. Терешкова

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава РСФСР, Москва

нилось мнение, что охрана здоровья — задача лишь медицинских работников и что они в первую очередь ответственны за проведение оздоровительных и профилактических мер. Но ведь совершенно очевидно, что ведущую роль в здравоохранении играет прежде всего комплекс социально-экономических мер, ответственность за реализацию которых несут руководители всех предприятий, организаций и учреждений, все отраслевые министерства и ведомства, профсоюзные комитеты, само население. Общеизвестно значение и соблюдение здорового образа жизни, отношение самого человека к охране своего здоровья. К сожалению, важность этих мероприятий нередко игнорируется. Складывается потребительское отношение к медицине. Каждый взрослый житель нашей страны хорошо усвоил тезис, что он имеет право на бесплатную, доступную, квалифицированную медицинскую помощь и что это право ему гарантировано государством, его Основным Законом — Конституцией СССР. Но далеко не каждый хочет понимать, что прежде всего он сам отвечает за охрану своего здоровья и должен сделать для этого все от него зависящее.

Диспансеризация населения также нередко рассматривается лишь с двух позиций—организации медицинских осмотров и последующего оздоровления лиц с выявленной патологией и, таким образом, считается задачей лишь органов здравоохранения. При этом одна из основных целей диспансеризации — разработка и осуществление комплекса санитарно-оздоровитель-ных мер на основе анализа состояния здоровья населения, выявленной патологии и выяснения ее причин отступает на второй план. А ведь выявить и вылечить заболевших — это лишь часть той огромной и важнейшей работы, которая включает как составную часть диспансеризацию. Главное именно в осуществлении комплекса социальных, оздоровительных и профилактических мер, иначе мы из года в год будем констатировать случаи той же самой патологии и даже накапливать число заболевших. Не всегда удается добиться включения в комплексные планы и программы «Здоровье», разработанные в настоящее время практически повсеместно, необходимых социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения.

Все это свидетельствует о необходимости коренного изменения самого подхода к данной проблеме, ломки сложившейся «нездоровой» психологии, переориентации хозяйственных руководителей и всего населения в плане их ответственности за охрану здоровья и осуществления мероприятий по профилактике заболеваний, оздоровлению условий труда и быта советских людей. Инициаторами и пропагандистами этой работы должны стать все медицинские работники и мы, гигиенисты, прежде всего.

Как ни парадоксально, начинать эту перестройку мышления надо порой с себя. Мы много говорим о комплексности в работе по охран здоровья населения всех заинтересованных служб и ведомств и сами же нередко строим эту работу обособленно. Вот некоторые примеры, подтверждающие данный вывод: в Северо-Осетинской АССР вопрос об улучшении условий труда, быта и снижении заболеваемости животноводов обсуждался коллегией Минздрава республики дважды (в феврале и сентябре 1985 г.) и в том и другом случае без участия Минсельхоза СО АССР и отраслевого комитета профсоюза. В Орловской области издан приказ областного отдела здравоохранения от 13.03.85 «О мерах по дальнейшему улучшению условий труда и медико-санитарного обслуживания лиц, занятых химизацией сельского хозяйства»; естественно, что участие сельхозорганизаций в данной работе в соответствии с этим приказом не предполагается. В Татарской АССР на заседании коллегии Минздрава в I квартале 1986 г. также без участия агропрома и отраслевого комитета профсоюза рассмотрен вопрос о состоянии и мерах по улучшению условий труда и медицинской помощи работникам животноводства. В сентябре 1985 г. по Минздраву Татарской АССР издан приказ «О мерах по улучшению медицинской помощи дояркам и животноводам в период зимовки скота». Ранее республиканской санэпидстанцией совместно с Минздравом Татарской АССР был разработан план мероприятий по медико-санитарному обслужи ванию тружеников села на 1984—1985 гг. Такиг образом, медицинские работники планирую свою работу по охране здоровья сельского на селения независимо от сельхозорганизаций, что не может не сказаться на результативности данной работы.

Добиваясь комплексности в работе на межотраслевом уровне, мы нередко забываем о необходимости комплексирования прежде всего у себя в коллективах, между различными структурными подразделениями санэпидслужбы. До сих пор продолжаем дискутировать по вопросу о том, кто должен осуществлять контроль за животноводческими комплексами и птицефабриками, тепличными комбинатами, за использованием средств химизации сельского хозяйства и т. д. А ведь совершенно ясно, что каждый из этих вопросов — комплексный-и решать его следует комплексными усилиями специалистов и по гигиене труда, и по коммунальной гигиене, и по гигиене питания с участием профильных лабораторий. И это совершенно не означает, что если работают все, то никто конкретно не отвечает за конечный результат труда. Коллективная работа предполагает и коллективную ответственность. И очень важно, чтобы эта работа была не просто совместной, а трудом заинтересованных в конечном результате людей.

Немало специалистов санэпидслужбы по-прежнему считают, что на нас возложены лишь контрольные функции, обязанность надзора за осуществлением профилактических и оздоровительных мер на различных объектах народного хозяйства, при этом наша организаторская работа становится чем-то второстепенным, а ведь именно наша деятельность как организаторов, инициаторов работы по саиитарно-противоэпи-демическому обеспечению населения должна быть ведущей.

Необходимость организационной перестройки госсаннадзора диктуется и тем, что не всегда мы умеем правильно распределить свои силы, направить их в нужное русло. Иногда мы берёмся за все, выполняем несвойственные нам функции, возлагаем на себя ответственность за весь объем санитарно-оздоровительной и профилактической работы — одним словом, пытаемся успеть везде и не выполняем те функции, которые возложены на нас. Подтверждением этому, например, служит организация контроля за содержанием нитратов в сельхозпродукции на тех административных территориях республики, где органы госсаннадзора взяли на себя практически весь объем лабораторных исследований и при этом почти не влияют на активизацию этой деятельности со стороны ведомственных лабораторий агропрома. Нередко за повседневной текущей работой по рассмотрению порой несущественных и второстепенных вопросов мы теряем из вида нашу главную задачу — планомерное, целенаправленное и комплексное -проведение профилактических и оздоровительных мер. За частностями мы иногда не видим целого или не в состоянии выполнить необходимый комплекс работ по решению главных, первостепенных вопросов. Поэтому способность «собраться», определиться в главных направлениях деятельности и правильно организовать работу именно на этих приоритетных направлениях — задача не из легких, но важных.

Правильная ориентация профилактической работы возможна лишь на основе самого детального анализа состояния здоровья и заболеваемости сельского населения. Нередко, к сожалению, среди специалистов СЭС бытует мнение, что анализ общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) —дело лишь профсоюзных комитетов и медицинских работников лечебной сети, а задача органов госсаннадзора — разобраться в причинах инфекционной заболеваемости. Согласиться с этим нельзя. Ведь только на основе такого анализа можно выявить основные причины и факторы, определяющие ту или иную патологию и отклонения в состоянии здоровья людей. В основу анализа состояния здоровья населения должны быть положены не только данные о заболеваемости, но прежде всего результаты периодических медицинских осмотров,

всеобщей диспансеризации населения. Достоверные выводы будут получены лишь в том случае, если оценке будут подвергаться не просто показатели заболеваемости сельского населения данного региона в целом, а показатели состояния здоровья его различных профессиональных и возрастных групп. О необходимости такой работы свидетельствуют такие примеры: в Новосибирской области показатель заболеваемости с ВУТ на протяжении 1980—1985 гг. не вызывал особой тревоги, оставаясь на уровне среднереспубликанских цифр; в то же время показатель заболеваемости животноводов на ряде животноводческих комплексов превышал этот уровень в 1,5—2 раза, что, безусловно, требовало самых энергичных мер по выявлению и устранению причин отмеченных заболеваний. Причем и внутри отрасли показатели заболеваемости работающих на аналогичных участках имели существенные различия. Так, цифры трудопотерь среди животноводов ряда комплексов по производству молока (с практически равной производительностью, сходными условиями труда и контингентом работающих) различаются в 3—5 раз; анализ причин отсутствует. Серьезную тревогу вызывают на ряде территорий показатели трудопотерь среди работников тепличных комбинатов, лиц, занятых в области химизации сельского хозяйства, механизаторов. Далеко не равнозначны в отдельных областях показатели заболеваемости городского и сельского населения острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом и пр. Все это еще раз указывает на необходимость самого детального анализа «санитарного фона» и показателей здоровья населения на каждой административной территории. Наша задача в самом тесном и творческом союзе с наукой, медицинскими работниками лечебной сети разобраться в при-чинно-следственной связи заболеваемости и вообще отклонений в состоянии здоровья людей с условиями их труда и быта, особенностями питания и т. д.

В наши обязанности входят гигиеническая оценка новых видов сельхозмашин, оборудования, материалов и препаратов, применяемых в сельском хозяйстве (включая пестициды, новые виды минеральных удобрений, кормовых добавок, стимуляторов роста растений и животных и пр.), различных систем канализования сельских населенных мест и отдельных объектов, характеристика и выбор оптимальных, с гигиенических позиций, вариантов планировки и застройки сел и др. Вот этого никто, кроме нас, сделать не сможет.

Не нужно никого убеждать в том, что первостепенную роль в охране здоровья населения играет совершенствование предупредительного санитарного надзора — рациональное размещение сельхозобъектов, модернизация сельхозмашин и оборудования, использование прогрессив-

3 Гигиена и санитария № 9

ных технологий, выбор совершенных проектов строительства, обеспечение комплексности застройки сельских населенных мест и т. д. Однако пока наше влияние на решение указанных вопросов недостаточно. Свидетельство тому — резкое отставание сроков строительства на селе инженерных сетей водопровода и особенно канализации от темпов ввода жилья и объектов производственного назначения, срыв сроков строительства групповых водопроводов, использование опасных для здоровья людей технологий применения средств химизации сельского хозяйства. Долю ответственности за это мы должны принять и на себя. Редко еще мы пользуемся предоставленным нам правом в случаях нарушения утвержденных в установленном порядке проектов, санитарно-гигиенических норм и правил приостанавливать проведение отдельных видов работ по строительству зданий и сооружений, прекращая финансирование строительных работ. Нередко еще мы заставляем говорить о себе и проявляем активность и принципиальность лишь в экстремальных ситуациях, при возникновении ЧП в тех или иных регионах, а вот твердости и принципиальности при приемке объектов, принятии тех или иных решений по предотвращению подобных чрезвычайных ситуаций нам хватает не всегда. Наиболее жесткую и правильную позицию в этом отношении занимают органы госсаннадзора Орловской, Воронежской, Пермской, Ленинградской, Ивановской, Ярославской областей, Краснодарского края, Марийской АССР, в частности в случаях резкого отставания работ по проектированию и строительству водопроводных и канализационных очистных сооружений; этот довод чаще всего является здесь основанием для отклонения от согласования проектов районной планировки, заключений по отводу земельных участков под новое строительство, выдачи разрешений па спецводопользование.

Более жестко мы должны подходить к оценке вновь предлагаемых и уже используемых технологий и производственных процессов и в случае их несовершенства и наличия вредных факторов проявлять твердость и настойчивость, требуя перехода на более совершенные технологии. Повсеместно должны быть запрещены «сухой» способ протравливания зерна, проведение гидрофобизации с использованием органических растворителей и, напротив, широко долж-

ны пропагандироваться использование протравителей с прилипателями, безгербицидные технологии выращивания сельхозкультур, применение биопрепаратов. В этой же связи необходимо сказать о совершенствовании лабораторного контроля за применением средств химизации, о необходимости развертывания сети межрайонных лабораторий и улучшении комплексности в работе с территориальными организациями и лабораториями Госагропрома РСФСР.

Совершенствование госсаннадзора требует организационной перестройки и в плане оценки деятельности учреждений санэпидслужбы. Необходимо разработать критерии, позволяющие достаточно полно и объективно оценить деятельность различных структурных подразделений службы. В основу их должны быть положены конечные результаты, успехи в охране здоровья населения. Пока же мы порой оцениваем нашу работу на основе показателей, совершенно не отражающих ее эффективность и иногда даже препятствующих этому. Судим мы, например, о работе оперативных отделов по кратности врачебных посещений, объему лабораторных исследований, числу налагаемых штрафов, а отсюда и погоня за числом обследований и лабораторных анализов без учета их значимости. Разработать такие критерии и заложить их в планы работы, социалистические обязательства коллективов — задача, решение которой нельзя откладывать.

Безусловно, повышение эффективности госсаннадзора невозможно без самого тесного и делового контакта органов и учреждений санэпидслужбы с постоянными комиссиями местных Советов народных депутатов, отделами исполкомов, комитетами народного контроля, общественностью. Мы должны шире использовать права и возможности административных комиссий при исполкомах местных Советов.

Подытоживая сказанное, хочется еще раз подчеркнуть основную мысль: пути совершенствования госсаннадзора — в совершенствовании управления здравоохранением. Нужно правильно найти свое место в этой комплексной, большой и чрезвычайно сложной работе, правильно организовать свой труд и сделать все возможное для того, чтобы каждый, кто отвечает за охрану здоровья населения, четко выполнял свои обязанности.

Поступила 16.01,87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.