Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / AESTHETIC ABILITY / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE METHOD OF TEACHING / НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ КИТАЙСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / TEACHER OF THE CHINESE ELEMENTARY SCHOOL / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / IMPROVEMENT OF ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION / ELEMENTARY SCHOOL ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Гаосян

Детская художественная деятельность является важной частью познания ими объективного мира. Дети привыкают выражать цвет, форму и структуру объектов, которые видят через восприятие и разум. Одним из важных средств художественного развития, усиления творческого воображения и выразительности маленьких детей является живопись. Первоначально изобразительное искусство в Китае появилось в 4-м веке н.э., и впервые широко начало использоваться в учебных программах для взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF IMPROVING THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOLS AND YOUNG SCHOOLCHILDREN BY THE PICTORIAL MEANS OF FINE ARTS IN CHINA

Children's artistic activity is an important part of cognition by its of the objective world. Children are accustomed to express the color, form and structure of objects that they see through the perception and reason. One of the important pictorial means of development, enhancing of the creative imagination and expressiveness of young children is painting. Initially, a pictorial arts in China appeared in the 4th century AD, and for the first time it was widely used in the educational programs for adult.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ»

в процессе решения практических и теоретических задач. Основной механизм пространственного мышления является деятельность представления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышление происходит постоянное перекодирование образов, то есть переход от пространственных образов реальных объектов к их условно- графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно. При помощи пространственного мышления можно проводить манипуляции с пространственными структурами -настоящими или воображаемыми, анализировать пространственные свойства и отношения, трансформировать исходные структуры и создавать новые. Умение свободно оперировать пространственными образами рассматривается как одно из важнейших качеств человека, часть его общего интеллектуального развития.

Итак, прежде чем начать писать картину, следует задуматься о смысловой нагрузке своего произведения. Поставив одну или несколько творческих задач, художник сможет ориентироваться и опираться на них. А также использовать изобразительные средства для достижения своей задумки.

Литература и источники

1. Беда Г. В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.

2. Бенуа А.Н. История русской живописи XIX век. М: Прогресс, 1995. 336 с.

3. Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Живопись». Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. 28 с.

4. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.

References and Sources

1. Beda G. V. ZHivopis'. M.: Prosveshchenie, 1986.

2. Benua A.N. Istoriya russkoj zhivopisi XIX vek. M: Progress, 1995. 336 s.

3. Brovko N.V. Tvorchestvo. Myshlenie. ZHivopis': Metodicheskie ukazaniya k prakticheskim zanyatiyam po discipline «ZHivopis'». Orenburg: GOU OGU, 2003. 28 s.

4. Volkov N. N. Cvet v zhivopisi. M.: Iskusstvo, 1985.

ШАМШУРИНА Л. С. - магистрант кафедры живописи Московского педагогического государственного университета. SHAMSHURINA, L.S. - graduate student of the Department of Painting of the Moscow State Pedagogical University (shamshurina@mail.ru)

УДК 376:73/76(510)

ЛЮ ГАОСЯН

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ

Ключевые слова: эстетическая способность, инновационный метод обучения, начальное школьное художественное образование, учитель китайской начальной школы, совершенствование художественно-эстетического воспитания.

Детская художественная деятельность является важной частью познания ими объективного мира. Дети привыкают выражать цвет, форму и структуру объектов, которые видят через восприятие и разум. Одним из важных средств художественного развития, усиления творческого воображения и выразительности маленьких детей является живопись. Первоначально изобразительное искусство в Китае появилось в 4-м веке н.э., и впервые широко начало использоваться в учебных программах для взрослых.

LYU, GAOSYAN

THE WAYS OF IMPROVING THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOLS AND YOUNG SCHOOLCHILDREN BY THE PICTORIAL MEANS OF FINE ARTS IN CHINA Keywords: aesthetic ability, innovative method of teaching, elementary school art education, teacher of the Chinese elementary school, improvement of artistic-aesthetic education.

Children's artistic activity is an important part of cognition by its of the objective world. Children are accustomed to express the color, form and structure of objects that they see through the perception and reason. One of the important pictorial means of development, enhancing of the creative imagination and expressiveness of young children is painting. Initially, a pictorial arts in China appeared in the 4th century AD, and for the first time it was widely used in the educational programs for adult.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами живописи является неотъемлемой частью образования в современном Китае. Содержание начального школьного образования очень богато и включает: физическое и умственное воспитание, языковое обучение, обучение логике и другие аспекты образования. Художественное образование также можно рассматривать как образовательный инструмент для содействия познанию, совершенствования восприятия красоты и развития интеллекта. Это не есть целевое образование, но оно направлено на формирование художественных навыков в процессе специализированного образования для одаренных детей. Уже в раннем детстве дети проявляют свои физиологические и психологические особенности, например, познавательную активность, непродолжительность концентрации внимания, слабые умения владеть рукой, глазами, недостаточно гибкую координацию мозга, чувство новизны восприятия окружающего мира и высокую степень творческой самостоятельности.

Традиционная точка зрения художников-педагогов состоит в том, что занятия изобразительным искусством школьников должны быть организованы в классе. Современное образование в Китае показывает, что искусство имеет большое значение для эмоционального развития и творчества учеников. Благодаря изучению живописи школьники могут расширить и углубить свои культурные достижения и достижения в искусстве. Благодаря обучению искусству и живописи школьники могут интерпретировать свои собственные идеи с помощью кистей и цвета, выполняя творческие работы. Однако функция преподавания в начальной школе изменилась, сегодня необходимы инновационные методы обучения в начальной школе.

Следует отметить, что в последние полвека практики художественного образования и китайские художники-преподаватели искусства достигли взаимопонимания в вопросах преемственности дошкольного и начального художественного образования. Особенно, в том, что обучение детей пониманию графики, цвета и структуры - есть важнейший внешний педагогический фактор художественного образования, обеспечивающий художественно-эстетическое воспитание и внутреннее «осознание красоты» маленькими детьми [1].

В настоящее время заметно возросло внимание к дошкольному образованию на фоне бурно развивающейся экономики. Для повышения его качества наметились следующие пути.

1. Использование методов и форм стимулирования в развитии детского воображения, связанное с развитием когнитивных способностей, способности к самовыражению. Физическая и умственная деятельность маленьких детей еще не полностью дифференцирована, они могут выполнять простейшие художественные задания по живописи или произведения ручной работы, наслаждаясь живой идеей создания и реализации художественного образа. Важно при этом педагогам применять ролевые игры, в которых дети стремятся овладеть собственными художественными языками и социальными ролями: играть со своими братьями и сестрами, имитировать слова и поступки мамы или играть роль владельца и продавца магазина, использовать деньги и товары, выполненные ими из бумаги, пластилина и других материалов.

2. Развитие наблюдательности детей в процессе художественного моделирования. Быстрое развитие визуальной культуры взрослых сегодня требует развития способности детей наблюдать. Маленькие дети познают мир, наблюдая за внешними вещами и природными явлениями. Внутренняя активность и внешний мир по отношению к ребенку должны взаимодействовать, поэтому дети должны изучать окружающую действительность в разнообразии ее форм, цвета и пропорций, ощущать это разнообразие, сравнивать, проявлять свои предпочтения и т.п. Основная задача учителя, воспитателя состоит в том, чтобы обеспечить прочную основу и богатый материал для развития наблюдательности у детей, которая обеспечивает расширение их художественных знаний [2].

3. Развитие самостоятельности детей в процессе художественного образования. На

занятиях живописью необходимо создавать условия для свободы детской мысли, восприятия пространства, космоса, природных явлений. Дома детей всегда можно поощрять, когда они хотят проявить себя. В детском саду маленькие дети вступили в обычную коллективную жизнь и начинают получать раннее художественное образование. Время и возможности для формирования деятельности трудно определить. Поэтому учителя дошкольного искусства должны планировать и систематически обогащать среду для того, чтобы дети постепенно научились рисовать картины и определились с любимым художественным занятием, чтобы вдохновить в них энтузиазм самостоятельного творчества и повысить их выразительность.

4. Применение творческого метода обучения в начальной школе. Следует обратить внимание педагогов на культивирование художественных достижений с учетом принципа сочетания

преподавания техники живописи и инновационного способа преподавания в современных начальных школах. Это необходимо потому, что благодаря познанию знаменитых картин ученики могут расширить свои горизонты художественного познания, свой внутренний мир и овладеть техникой живописи. Первичное художественное образование, основанное на этом принципе, оказывает большое влияние на развитие художественных интересов школьников старшего возраста.

Стандарт художественного образования в начальных школах Китая требует развития эстетических способностей детей и формирования понятия об «уникальной роли искусства в культурной жизни и социальном развитии» [3].

5. В этой связи следующим направлением совершенствования художественно-эстетического воспитания выступает совершенствование эстетических способностей детей в начальных школах. Художественное образование должно культивировать инновационные таланты, а эстетическая способность является краеугольным камнем всестороннего развития личности. На фоне дальнейшего продвижения качественного образования, понимая художественное образование в качестве его базовой платформы, и в свете концепции «Счастливое образование» мы можем ежегодно организовывать «учебные фестивали» для детей, являющихся членами объединений изобразительного искусства. Эстетическая способность школьников может быть стимулирована и культивироваться благодаря выбору «маленьких художников» и «маленьких каллиграфов» в течение всего семестра. На курсах начального искусства акцент делается не на культивировании специализированных художественных талантов, а на совершенствовании эстетических способностей учеников и эстетической просвещенности молодежи. Поэтому культивирование эстетических способностей стало важной задачей и задачей художественного образования в начальных школах Китая.

Практика показывает, что только качественная учебная программа художественного образования в начальных школах может обеспечить совершенствование эстетических способностей учащихся [4]. Вместе с тем необходимо отметить, что в теории недостаточно изучен механизм оценки культивирования эстетических способностей. Его отсутствие не позволяет объективно измерить с помощью конкретных показателей культивирование эстетических способностей учащихся [5]. Изучение механизма оценки и разработка методики совершенствования эстетической способности в художественном образовании в начальных школах являются неотложными задачами развития современного художественного образования.

6. В качестве последнего пути совершенствования художественно-эстетического воспитания детей в начальных школах назовем повышение уровня квалификации учителей изобразительного искусства. В традиционном художественном образовании часто игнорируется индивидуальность учащихся, их творческое «выращивание». В соответствии с идеей о том, что происхождение произведения искусства зависит от индивидуального опыта и выражения его автора, эстетическое воспитание должно рассматриваться как высшая цель обучения учащихся. В настоящее время методы преподавания искусства должны соответствовать требованиям программ обучения и авторитетных учебных планов, а учителя начальных школ должны совершенствовать свою квалификацию [6].

Подводя итог, можно сказать, что в опыте китайских учителей начальных школ имеется много положительных сторон, характеризующихся их стремлением найти и освоить пути совершенствования художественно-эстетического воспитания и образования детей.

Литература и источники

1. Huaxia. Анализ развития эстетических способностей в художественном образовании в начальных школах. Гуанчжоу, Изд-во «Исследования художественного образования», 2015. 112 с. (на кит. языке)

2. Ли Ф. Реформа обучения в области искусства должна основываться на эстетическом образовании. Таияан: Экзамен Еженедельно, 2016. С. 26. (на кит. языке)

3. Ван В. Реализация метода творческого обучения искусству в начальной школе //Северная литература http://kns.cnki.net/kcms/detail/23.1058.L20170416.1220.248.html

(дата обращения: 04.11.2017).

4. Дан И. Анализ нынешнего положения в области художественного образования и его руководящих стратегий. Изд-во «Качественное образование», 2010. С. 9. (на кит. языке)

5. Ци К. Создание форм художественного образования и просвещения. Чженцин: Изд-во «Искусство начального образования», 2012. С. 2.

6. Ли И. Историческая эволюция китайской художественной учебной цели. Сиан: Изд-во «Образование», 2004. С. 37.

References and Sources

1. Huaxia. Analiz razvitiya ehsteticheskih sposobnostej v hudozhestvennom obrazovanii v nachal'nyh shkolah. Guanchzhou, Izd-vo «Issledovaniya hudozhestvennogo obrazovaniya», 2015. 112 s. (na kit. yazyke)

2. Li F. Reforma obucheniya v oblasti iskusstva dolzhna osnovyvat'sya na ehsteticheskom obrazovanii. Taiyaan: EHkzamen Ezhenedel'no, 2016. S. 26. (na kit. yazyke)

3. Van V. Realizaciya metoda tvorcheskogo obucheniya iskusstvu v nachal'noj shkole //Severnaya literatura http://kns.cnki.net/kcms/detail/23.1058.I.20170416.1220.248.html

(data obrashcheniya: 04.11.2017).

4. Dan I. Analiz nyneshnego polozheniya v oblasti hudozhestvennogo obrazovaniya i ego rukovodyashchih strategij. Izd-vo «Kachestvennoe obrazovanie», 2010. S. 9. (na kit. yazyke)

5. Ci K. Sozdanie form hudozhestvennogo obrazovaniya i prosveshcheniya. CHzhencin: Izd-vo «Iskusstvo nachal'nogo obrazovaniya», 2012. S. 2.

6. Li I. Istoricheskaya ehvolyuciya kitajskoj hudozhestvennoj uchebnoj celi. Sian: Izd-vo «Obrazovanie», 2004. S. 37.

ЛЮ ГАОСЯН - аспирант кафедры живописи Московского государственного областного университета. LYU, GAOSYAN - Ph.D. student, Department of Painting of the Moscow State Regional University (info@helri.com).

УДК 7.07

ЗАСЫПКИН В.Н ВЫПОЛНЕНИЕ КОПИИ РАБОТЫ ИСПАНСКОГО ЖИВОПИСЦА ХУАНА ДЕ СУРБАРАНА «НАТЮРМОРТ С МЕЛЬНИЦЕЙ ДЛЯ ШОКОЛАДА»

Ключевые слова: копирование картин, натюрморт, Хуан де Сурбаран, караваджизм, барокко.

В статье описан процесс создания копии произведения испанского живописца эпохи барокко Хуана де Сурбарана «Натюрморт с мельницей для шоколада» 1640 года. Показано, что этот натюрморт имеет богатую символическую структуру, содержит несколько слоев смыслового подтекста, представляя собой своего рода зашифрованное послание. Автор показывает технику проведенной им работы, позволяющую максимально улучшить копию, передать аутентичную кинематику пастозного слоя, присущую кисти испанского мастера.

ZASYPKIN, V.N.

IMPLEMENTATION OF COPY OF WORK OF THE SPANISH PAINTER JUAN DE ZURBARAN "STILL LIFE WITH A MILL FOR CHOCOLATE"

Keywords: copying of pictures, still life, Juan de Zurbaran, caravagism, baroque.

In the article describes the process of creating a copy of the work of the Spanish painter of the epoch of baroque - Juan de Zurbaran "Still life with a mill for chocolate" of 1640 year. It is shown that this still life has a rich symbolic structure, contains several layers of semantic subtext, representing a kind of encrypted message. The author shows the technique of carried out by him work, that allows to maximally improve the copy, to convey the authentic kinematics of the pastose layer inherent by the brush of the Spanish master.

Для работы по созданию копии было выбрано произведение испанского живописца эпохи барокко Хуана де Сурбарана «Натюрморт с мельницей для шоколада» 1640 года. Это произведение хранится в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (прежнее название -Киевский музей западного и восточного искусства). Натюрморт достаточно небольших размеров, выглядящий, на первый взгляд, довольно строго (если не сказать скромно), имеет, тем не менее, богатую символическую структуру и содержит несколько слоев смыслового подтекста. Такое зашифрованное послание - обычная или даже скорее обязательная практика для классического европейского натюрморта XVI - XVIII веков. Мы видим металлический (серебряный) сосуд для молока, кувшин для воды, две чашки, одна из которых перевернута, а другая стоит на металлическом (серебряном) подносе, коробку, которая использовалась для перевозки и хранения шоколада и, собственно, мельницу для взбивания шоколада. Таким образом, Хуан де Сурбаран, используя довольно лаконичную композицию, продолжает и развивает живописную традицию своего отца маэстро Франсиско де Сурбарана, виднейшего представителя Севильской школы. «Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством...» [1].

Франсиско де Сурбаран, как и подавляющее большинство испанских художников того времени, проповедовал идеи караваджизма (он даже был назван «испанским Караваджо») [2]. Как точно подметила К.М. Малицкая: «Умея реалистически передать фактуру предметов, Сурбаран (Франсиско - прим. авт.) великолепно писал натюрморты, для которых характерны простота и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.