УДК 372.874
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-110-116
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ
Лю Гаосян
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В данной статье раскрываются сущность и содержание основных направлений и инновационных методов начального школьного художественно-эстетического образования. Освещены некоторые аспекты, связанные с понятием эстетического воспитания средствами живописи, которые в данный момент ещё мало исследованы. Представленные материалы помогут при моделировании, проектировании и модернизации учебного процесса, а также позволят актуализировать современные информационно-методические ресурсы, связанные с внедрением инновационных технологий. Данный проект важен, так как существует необходимость создания эффективной системы в художественной образовательной среде.
Ключевые слова: китайская начальная школа, художественно-эстетическое образование, инновационный метод обучения, совершенствование методов образования, эстетическая способность.
WAYS TO IMPROVE THE ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FINE ARTS IN CHINA
Liu Gaoxiang
Moscow Region State University
10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation
Abstract. This article reveals the essence and content of the main directions and innovative methods of art and aesthetic education at primary school. Some aspects related to the concept of aesthetic education by means of painting, which at the moment are still little studied, are highlighted. The presented materials will help in modeling and modernization of the educational process, as well as allow to update the modern information and methodological sources associated with the introduction of innovative technologies. This project is important because there is a need to create an effective system in the artistic educational environment.
Key words: Chinese primary school, artistic and aesthetic education, innovative teaching method, improvement of educational methods, aesthetic ability.
© CC BY Лю Гаосян, 2018.
VTTÖ7
Художественная деятельность у младших школьников является частью познания объективного мира, одним из важных средств художественного развития, усиления творческого воображения и самовыражения. Изобразительное искусство в Китае появилось ещё в глубокой древности, однако система подготовки в школах Китая до последнего времени в основном ориентировалась на традиционную живопись и каллиграфию, и только с недавнего времени широко начало использоваться в учебных программах для школьников системное обучение реалистической живописи и основам мирового изобразительного искусства [5].
Как показывает практика, художественный курс является одним из самых эффективных курсов для развития творческих способностей школьников. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами живописи - это неотъемлемая часть образования в современном Китае [4]. Содержание начального школьного образования очень богато и включает: физическое и умственное обучение, языковое обучение, обучение логике и другие аспекты образования. Художественное образование также можно рассматривать как инструмент для содействия познанию, совершенствования восприятия красоты и развития интеллекта.
Современное образование в Китае показывает, что искусство имеет большое значение для эмоционального развития и творчества учеников. Благодаря изучению живописи школьники могут расширить и углубить свои достижения в искусстве, интерпретировать свои собственные идеи с помо-
щью кисти и цвета, выполняя творческие работы.
Проблемами традиционного художественного образования в Китае в XX в. являлись игнорирование индивидуальности и творческого самовыражения учащихся, слабый уровень подготовки учителей изобразительного искусства, недостаточное внимание к программному обеспечению и отсутствие достаточного количества материалов для обучения. Особенно это касалось деревень и сельских школ. Однако в настоящее время функция преподавания в начальной школе изменилась, сегодня необходимы инновационные методы обучения.
Учителя должны предоставить знания, навыки, систему ценностей и взглядов, необходимые для того, чтобы ученики могли построить более равноправный, мирный, толерантный, инклюзивный, безопасный и устойчивый мир, который является важнейшим элементом для современных и будущих поколений, чтобы противостоять глобальным вызовам будущего. Отправной точкой художественного образования является то же, что и отправной точкой общего образования, а именно признание важности образования в понимании и решении глобальных социальных, политических, культурных, экономических и экологических вопросов. Это также подразумевает признание роли образования в содействии международному сотрудничеству и социальным переменам с точки зрения развития знаний и когнитивных способностей, формирования ценностной системы учащихся, социальных и эмоциональных навыков и взглядов. В этом контексте педагоги сталкиваются с более слож-
ными проблемами. Учителя изобразительного искусства должны соответствовать самым высоким стандартам, быть способными мыслить шире, чем согласно утвержденной программе обучения. Необходимо также знать, какие изменения в преподавании могут случиться в будущем, прогнозировать результаты обучения.
Сегодня цель художественного образования - не только совершенствовать творческие навыки, но и культивировать сознание младших школьников и умение вносить свой вклад в их собственное общество, развивая их индивидуальность и творчество. Школьное художественное образование поддерживает навыки современного мира и предоставляет ученикам возможность развивать и расширять свои способности, чтобы они могли адекватно отвечать на вызовы XXI в. и вносить выдающийся вклад в социальное развитие.
Школьники, освоившие базовые знания, могут эффективно собирать, анализировать и оценивать информацию, а также использовать цифровые средства массовой информации для создания работ, правильно понимать и решать проблемы эстетики, связанные с цифровым медиапространством. На протяжении образовательного процесса развиваются и совершенствуются навыки наблюдения, моделирования, способности фантазировать, творческие способности, способность самовыражения, сотрудничества, способности принимать решения, способности самоорганизации и ответственности. В эпоху компьютерных и мультимедийных технологий учебная программа и преподавание изобразительного искусства представляет со-
бой комбинированный процесс. Стоит отметить, что в настоящее время у учащихся в области использования цифровых камер, программного обеспечения, компьютерных сетей очень мало технически слабых мест, их стремление к деятельности постоянно растёт, что может значительно улучшить художественную и медиаграмотность обучающихся. Будущее цифрового искусства в методике преподавания ИЗО безгранично, а педагоги должны позволить младшим школьникам научиться создавать цифровой арт-мир и держать их в курсе новых технологий в области искусства, например, таких как использование 3Б-печати и т. п.
Следует отметить, что в последние полвека практики художественного образования китайские учителя изобразительного искусства достигли взаимопонимания в вопросах преемственности дошкольного и начального школьного художественного образования и особенно в том, что обучение детей пониманию графики, цвета и скульптуры есть важнейший внешний педагогический фактор художественного образования, обеспечивающий художественно-эстетическое воспитание и внутреннее «осознание красоты» [1, с. 112]. В настоящее время заметно возросло внимание к дошкольному художественному образованию на фоне бурно развивающейся экономики и технологий.
Необходимо обратить внимание педагогов на культивирование художественных достижений с учётом принципа сочетания обучения техники живописи и инновационного способа преподавания в современных начальных школах. Это нужно потому, что благодаря изучению знаменитых
V11V
картин ученики могут расширить свои горизонты художественного познания, свой внутренний мир и овладеть техникой живописи. Начальное художественное образование, основанное на этом принципе, оказывает большое влияние на развитие художественных интересов младших школьников [2, с. 36]. Именно поэтому современные специалисты предлагают школьникам не только ознакомиться с работами художников-живописцев, графиков, скульпторов и мастеров народного промысла, но и самим освоить основы декорирования, лепки, росписи, аппликации и т. д. [3, с. 23]. Современный стандарт художественного образования в начальных школах Китая требует развития эстетических способностей детей и формирования понятия об уникальной роли искусства в культурной жизни и социальном развитии [4].
В этой связи следующим направлением совершенствования художественно-эстетического образования выступает развитие эстетических способностей детей в начальных школах. Художественное образование должно делать акцент на инновационные методы и подходы в обучении, в которых эстетическое развитие является краеугольным камнем всестороннего развития личности. На фоне дальнейшего продвижения качественного образования, понимая художественное образование как его базовую платформу, и в свете концепции «счастливого образования» в Китае ежегодно проходят учебные фестивали для детей, являющихся членами объединений изобразительного искусства. На курсах начального художественного искусства акцент делается не на обучении
специализированным художественным техникам, а на эстетической просвещённости детей, поэтому развитие эстетических способностей учеников стало важной задачей художественного образования в начальных школах Китая.
Практика показывает, что только качественная учебная программа художественного образования в начальных школах может обеспечить совершенствование эстетических способностей учащихся. Вместе с тем необходимо отметить, что в теории недостаточно изучен механизм оценки этих способностей. Его отсутствие не позволяет объективно измерить с помощью конкретных показателей развитие эстетических способностей учащихся. Изучение механизма оценки и разработка методики совершенствования эстетической способности в художественном образовании в начальных школах является неотложной задачей развития современного художественного образования.
В качестве ещё одного пути совершенствования художественно-эстетического образования детей в начальных школах можно назвать повышение уровня квалификации учителей изобразительного искусства. В настоящее время методы преподавания изобразительного искусства должны соответствовать требованиям программ обучения и утверждённых учебных планов, а учителя начальных школ должны совершенствовать свою квалификацию [6, с. 13].
В дополнение к вышеуказанным примерам способность пространственной визуализации играет важную роль в исследовании, повседневной жизни и выборе будущей профессии молодых
Vrn;
людей. Были проведены тематические исследования и разработаны группы учебных программ по преподаванию практики двухмерного или многомерного пространства в китайской живописи, направленных на улучшение способности младших школьников к визуальной интерпретации на фоне культурной трансформации. Эти курсы и учебные исследования имели значительную эффективность [7, с. 71].
Китайское традиционное художественное образование делится на два вида: в одном делается акцент на художественно-эстетическом воспитании, в другом придается большое значение практическим навыкам и функциям живописи [8, с. 279]. Тем не менее традиционное художественное образование по-прежнему имеет большое влияние в школах Китая. Некоторые учителя считают, что дети должны стараться копировать известные картины в начале своего обучения, для того чтобы ещё больше улучшить свои навыки рисования. Однако чрезмерное применение метода копирования в современном детском искусстве преподавания не всегда является полезным, так как необходимо понять, что цель копирования заключается в изучении известных произведений и методов их создания. Однако в реальности многие учителя злоупотребляют методом копирования в процессе обучения живописи, так что работа для школьников является в основном однообразной, нет никакого прорыва и инноваций, что негативно влияет на развитие у
детей личности и творческого мышления [9, с. 146].
В процессе обучения искусству младшие школьники узнают о различных видах жизни и деятельности в соответствующей области техники, используют свои собственные идеи или намерения для изучения материалов и технологий, начинают работать самостоятельно или с помощью облачной платформы, с одноклассниками для совместной разработки, используют компьютерные графические программы для создания цифровых изображений или видео, для поддержания упорядоченной среды обучения. Благодаря этому школьники смогут получить гибкость и адаптивность, инициативу и самостоятельную ориентацию, социальные и кросс-культурные коммуникативные навыки, а также ответственность и лидерство.
Подводя итог, можно сказать, что в опыте китайских учителей начальных школ имеется много положительных сторон, характеризующихся их стремлением найти и освоить пути совершенствования художественно-эстетического образования младших школьников. В будущем необходимо продолжать развивать сильное образование в области искусства с помощью различных способов и методов, а также обучать большее количество учителей, которые имеют энтузиазм, хорошие способности к разработке учебных программ и отличаются творческими способностями.
Статья поступила в редакцию 20.02.2018
vrrv
ЛИТЕРАТУРА
1. Ин Л. Историческая эволюция китайской художественной учебной цели. Чанчунь, 2004. 237 с.
2. Лиан Д. Необходимость создания философии художественного образования. Фуцоу, 2013. 213 с.
3. Лиан Я. Исследование по изучению цвета в художественном образовании. Дацин, 2017. 294 с.
4. Ломов С.П., Ван М. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов-художников Китая и России на основе интегративного подхода // Право и практика. 2016. № 3. С. 156-161.
5. Ломов С.П., Карев Б.А., Сяобинь Г. Истоки современной реалистической живописи Китая (1966-1978 гг.) // Право и практика. 2017. № 2. С. 189-193.
6. Лю Г. Художественное образование и развитие личностной философии. Уху, 2009. 190 с.
7. Хуа С. Анализ развития эстетических способностей в художественном образовании в начальных школах. Ухань, 2014. 202 с.
8. Ци К. Создание форм художественного образования и просвещения. Чженцин, 2012. 336 с.
9. Чоу И. Преподавание искусства в начальной школе. Тайюань, 2017. 279 с.
REFERENCES
1. In L. Istoricheskaya evolyutsiya kitaiskoi khudozhestvennoi uchebnoi tseli [The historical evolution of the Chinese art educational goals]. Changchun, 2004.237 p.
2. Lian D. Neobkhodimost' sozdaniya filosofii khudozhestvennogo obrazovaniya [The need to create a philosophy of art education]. Fuzhou, 2013.213 p.
3. Lian Ya. Issledovaniepo izucheniyu tsveta v khudozhestvennom obrazovanii [A study on color in art education].Daqing, 2017.294 p.
4. Lomov S.P., Van M. [Improvement of professional training of teachers-artists of China and Russia on the basis of an integrative approach]. In: Pravo ipraktika [Law and practice], 2016, no. 3, pp. 156-161.
5. Lomov S.P., Karev B.A., Syaobin' G. [The origins of modern realist painting of China (19661978)]. In: Pravo ipraktika [Law and practice], 2017, no. 2, pp. 189-193.
6. Lyu G. Khudozhestvennoe obrazovanie i razvitie lichnostnoifilosofii [Artist education and the development of personal philosophy]. Ear, 2009.190 p.
7. Khua S. Analiz razvitiya esteticheskikh sposobnostei v khudozhestvennom obrazovanii v nachal'nykh shkolakh [Analysis of the development of aesthetic abilities in art education at primary schools]. Wuhan, 2014.202 p.
8. Tsi K. Sozdanie form khudozhestvennogo obrazovaniya i prosveshcheniya [The creation of forms of artistic education]. Jenzen, 2012.336 p.
9. Chou I. Prepodavanie iskusstva v nachal'noi shkole [Teaching art at elementary schools]. Taiyuan, 2017. 279 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Лю Гаосян - аспирант кафедры живописи Московского государственного областного университета;
e-mail: [email protected]
Viisy
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Liu Gaoxiang - postgraduate at the department of painting in Moscow State Regional University;
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Лю Гаосян. Пути совершенствования художественно-эстетического образования младших школьников средствами изобразительного искусства в Китае // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 110-116. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-110-116
FOR CITATION
Liu Gaoxiang. Ways to improve the artistic and aesthetic education of junior schoolchilden by means of fine arts in China. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 2, рр. 110-116. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-110-116