Пути совершенствования единой системы комплексного технического обслуживания и ремонта в Вооруженных Силах Российской Федерации
Генерал-полковник В.Н. ЗАРИЦКИЙ, доктор военных наук
Полковник A.C. ТУРКОВСКИЙ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
Представлены основные направления развития системы технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники, включения ее в жизненный цикл продукции военного назначения с учетом технико-экономического обоснования продолжительности эксплуатации ракет-но-артиллерийского вооружения в пределах ремонтного цикла. Предлагаются направления совершенствования структуры данной системы с позиции управления техническим состоянием вооружения по принципу «обратной связи».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Жизненный цикл, техническое обеспечение, система технического обслуживания и ремонта, ремонтный цикл.
ABSTRACT
The paper covers the main development trends in the system of technical servicing and repairs of armaments and military equipment, and its inclusion in the life cycle of military-purpose products, given the feasibility study of the useful life of missile and artillery weapons within the limits of the repair cycle. It suggests improvement trends for this system's makeup from the viewpoint of control over the technical condition of armaments on the feedback principle.
KEYWORDS
Life cycle, technical support, system of technical servicing and repairs, repair cycle, control principles.
РАЗВИТИЕ вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в современных условиях характеризуется бурным внедрением научно-технических и технологических достижений, а также новыми формами и способами боевого применения, что обусловливает постоянное повышение требований к военно-техническо-му уровню образцов ВВСТ.
Это, в свою очередь, приводит к усложнению процессов их разработки, производства, эксплуатации и соответственно к увеличению стоимости всего жизненного цикла ВВСТ. В целях снижения затрат на закупку военной продукции в ведущих зарубежных странах (США, Великобритания, Франция, Евросоюз, Китай) разрабатываются специальные «программы приобретения» военной продукции, учитывающие все аспекты разработки, производства, закупки и поддержки ВВСТ на этапе эксплуатации. Эти программы включают нормативно-правовые, финансово-экономические, административно-организационные и технологические механизмы, обеспечивающие управление всеми процессами жизненного цикла военной продукции.
Жизненный цикл (ЖЦ) образца ВВСТ включает совокупность определенных этапов, содержание которых зависит от вида военной продукции, но имеет общее предназначение: создание научно-технического задела (этап выполнения научно-исследова-тельских работ), разработка опытного образца (опытно-конструкторская работа), серийное производство и модернизация, эксплуатация, ремонт и утилизация ВВСТ. При этом эксплуатация и ремонт ВВСТ составляет более двух третей продолжительности жизненного цикла и занимает до 70 % расходов на реализацию всех мероприятий поддержки жизненного цикла ВВСТ.
В совокупности данные мероприятия составляют техническое обеспе-
чение Вооруженных Сил Российской Федерации. В различной литературе принято разделять понятия технического обеспечения и технического оснащения Вооруженных Сил1.
Под техническим оснащением понимается совокупность мероприятий по созданию и развитию системы вооружения, осуществляемая предприятиями оборонно-про-мышленного комплекса, а именно: разработка, производство, поставка образцов ВВСТ, а также работы по их сервисному обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации. В то же время к мероприятиям технического обеспечения принято относить непосредственную эксплуатацию техники и войсках, включая ее восстановление силами ремонтно-восстановительных органов Министерства обороны Российской Федерации. Такое разделение обусловлено тем, что планирование мероприятий технического оснащения осуществляется в рамках разработки государственных программ вооружения и государственных оборонных заказов (ГОЗ). В то время как мероприятия технического обеспечения планируются в рамках «Сводных перспективных планов комплексного технического обслуживания и ремонта ВВСТ», разрабатываемых в воинских частях, соединениях и объединениях Вооруженных Сил. Соответственно методологическая база обоснования и практические методы реализации этих двух групп мероприятий, направленных на создание и обеспече-
ние развития системы вооружения, различаются между собой.
Вместе с тем современная направленность и содержание задач по реализации военно-технической политики Российской Федерации выдвигают требования по кардинальному пересмотру взглядов на вопросы, связанные с техническим обеспечением Вооруженных Сил и, как его составной части, системы технического обслуживания и ремонта (СТОР) ра-кетно-артиллерийского вооружения (РАВ). Начиная с 2010 года проводятся мероприятия по реформе системы материально-технического обеспечения (МТО) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). В ходе
Под техническим оснащением понимается совокупность мероприятий по созданию и развитию системы вооружения, осуществляемая предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а именно: разработка, производство, поставка образцов ВВСТ, а также работы по их сервисному обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации.
этой реформы был проведен эксперимент по передаче функций выполнения текущего (войскового) ремонта и сервисного обслуживания ВВСТ (аутсорсинг) от ремонтно-восстано-вительных органов Министерства обороны гражданским коммерческим организациям и заводам-производи-телям с одновременной ликвидацией военных ремонтных заводов. Для осуществления войскового ремонта и сервисного обслуживания ВВСТ непосредственно в войсках были организованы гражданские специализированные сервисные центры с различными формами собственно-
сти. Опытная проверка новой системы материально-технического ВС РФ с использованием аутсорсинга в течение 2010—2014 годов выявила ряд существенных недостатков. Главным из них является то, что исправность и техническая готовность ВВСТ в войсках не повысилась, хотя расходы на проведение сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ значительно (в разы) увеличились. Эксперимент с аутсорсингом Министром обороны РФ генералом армии С.К. Шойгу частично был приостановлен, а процесс совершенствования системы МТО в настоящее время продолжается.
Министерством обороны совместно с Министерством промышленности и торговли, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации организована и проводится работа по созданию единой системы управления полным жизненным циклом (СУ ПЖЦ) ВВСТ (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развитии Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и модернизации оборонно-промышленного комплекса»). Данная система предполагает оптимальное планирование и расходование различного рода ресурсов, выделяемых на реализацию каждого из этапов (создание, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание, модернизация и утилизация) и всего жизненного цикла в целом, для достижения требуемых значений показателей эффективности использования ВВСТ (исправности, технической и боевой готовности, эффективности боевого применения) при минимизации затрат на материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил страны («Концепция разработки, внедрения и развития СУ ПЖЦ ВВСТ», одо-
бренная на заседании ВПК 28 августа 2013 года № 7).
Эти обстоятельства обусловливают необходимость рассмотрения вопросов планирования и управления техническим обеспечением каждого из этапов жизненного цикла образцов ВВСТ. ▲
Стадии ЖЦ
НИР
'ниокр
В соответствии с ГОСТ В 15.004-2004 «Система разработки и поставки продукции на производство. Военная техника. Стадии жизненного цикла изделий и материалов» ЖЦ включает следующие стадии: научно-исследовательские и опытно-кон-структорские разработки (НИОКР), производство, эксплуатацию и утилизацию образца. Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на ряд этапов2. В стадии эксплуатации функционирует СТОР.
С разработкой образца ВВСТ отрабатывается система технического обслуживания и ремонта данного образца, определяется потребная номенклатура и объемы запасных частей и комплектующих, разрабатываются и изготавливаются опытные средства его технической эксплуатации в войсках.
На этапе эксплуатации осуществляются мероприятия по техническому обеспечению ВВСТ, включающие: хранение и транспортировку образцов ВВСТ, поддержание их в задан-
Жизненный цикл образца ВВСТ (рис. 1) представляет собой последовательность стадий и этапов, начиная от формирования облика до завершения его эксплуатации и снятия с оснащения войсковых частей с последующей передачей на утилизацию.
Утилизация
Эксплуатация
-►
Время ЖЦ
ной степени технической готовности, подготовка образцов к применению, их техническое обслуживание и ремонт (ТОиР).
В процессе эксплуатации Изготовитель осуществляет авторский надзор за эксплуатацией ВВСТ в войсках, гарантийный ремонт отказавших изделий, выполнение капитального ремонта изделий, выработавших межремонтный ресурс, проведение доработок по устранению замечаний Заказчика, поставку ЗИП в войсковые части. Выработка межремонтного ресурса является управляемой характеристикой и зависит от продолжительности ремонтного цикла, который наиболее предпочтительно устанавливать для каждого образца вооружения индивидуально. В состав ремонтного цикла включены мероприятия по техническому обслуживанию вооружения и видам его ремонта. Учитывая неравномерный расход технического ресурса составных агрегатов образцов вооружения, к которым можно отнести ряд кон-
ОКР
Производство
'пр
Рис. 1. Жизненный цикл образца ВВСТ
структивных систем, таких как гидравлическая, электромеханическая, механическая и электронная системы, возникают закономерные вопросы к виду и объему восстановительных мероприятий, влияющих на продолжительность ремонтного цикла. Таким образом, в рамках единой СУ ПЖЦ ВВСТ появляется возможность влиять на продолжительность этапов ЖЦ и, в частности, этапа эксплуатации, который зависит от типа и характеристик ВВСТ, условий его разработки, производства, уровня научно-технических разработок и возможностей оборонной промышленности, уровня финансирования оборонных расходов и других во-енно-технических и экономических факторов. Процесс эксплуатации является самым продолжительным этапом жизненного цикла. Он составляет 60—70 % продолжительности ЖЦ.
Для реализации каждого этапа жизненного цикла ВВСТ требуются материальные, финансовые, информационные и кадровые ресурсы. Чтобы обеспечить рациональное расходование этих ресурсов, снизить косвенные издержки, необходимо управление стадиями и этапами ЖЦ.
Проблемность этой ситуации состоит в том, что в реализации и сопровождении жизненного цикла участвуют различные юридические лица, министерства и ведомства в лице заказчиков и производителей ВВСТ, т. е. у процесса нет единого «владельца», как того требует организация современного менеджмента. Другая часть проблемы обусловлена сложностью самого процесса и разнообразными механизмами его регулирования, а также отсутствием в полной мере теоретически обоснованных и апробированных на практике методов и инструментальных средств управления.
Реализация мероприятий воен-но-технической политики РФ осу-
ществляется в рамках разработки и исполнения Государственной программы вооружения (ГПВ) — долгосрочного планового документа, предусматривающего осуществление скоординированных по целям, ресурсам и срокам мероприятий по разработке, производству и поддержанию в боеготовом состоянии ВВСТ, обеспечивающих решение задач, поставленных перед ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Государственная программа вооружения утверждается Президентом Российской Федерации на 10-летний период каждые пять лет. К мероприятиям государственной программы вооружения относятся:
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и модернизации ВВСТ, развитию базовых и критических военных технологий, а также фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в целях создания перспективных образцов ВВСТ;
• производство и поставка образцов, комплексов и систем вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий, электронной компонентной базы и материалов;
• работы по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации ВВСТ, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием.
Основной целью программных мероприятий является обеспечение сбалансированного поддержания и развития ВВСТ Вооруженных Сил на уровне, необходимом для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Обновление системы вооружения ВС РФ новыми перспективными образцами и комплексами ВВСТ является основой приведения параметров системы вооружения ВС РФ к требованиям ряда концептуальных документов в области обеспечения обороны и
безопасности Российской Федерации на современном этапе. К основным наиболее значимым документам относятся:
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683);
• Военная доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2976);
• Указ Президента Российской Федерации от 20.07.2017 года № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года»;
• Приказ Министра обороны Российской Федерации (МО РФ) от 27 декабря 2010 года № 1919 «Об утверждении временного положения об основах организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Реализация мероприятий военно-технической политики РФ осуществляется в рамках
разработки и исполнения Государственной программы вооружения — долгосрочного планового документа, предусматривающего осуществление скоординированных по целям, ресурсам и срокам мероприятий по разработке, производству и поддержанию в боеготовом состоянии ВВСТ.
Положениями данных документов зафиксированы основные количественные и качественные требования к развитию системы вооружения, выполнение которых позволит обеспечить уровень безопасности Рос-
сийской Федерации, адекватный существующим и прогнозируемым угрозам и вызовам.
Качественное функционирование системы технического обслуживания и ремонта в рамках технического обеспечения ВС РФ предполагает на основе вышеуказанного приказа МО РФ № 1919 активное участие предприятий-изготовителей ВВСТ, подразделений ОАО «Оборонсервис» и войсковых частей3.
На предприятия-изготовители ВВСТ возложены функции:
• разработки нормативно-техни-ческой документации и средств по сервисному обслуживанию и ремонту ВВСТ;
• капитальный ремонт и ремонт с модернизацией образцов ВВСТ;
• гарантийный ремонт ВВСТ;
• сервисное обслуживание техники, не выработавшей назначенный ресурс;
• ремонт вышедших из строя сложных узлов и агрегатов;
• комплектование ЗИП.
На сервисные центры ОАО «Оборонсервис» предполагалось возложить:
• участие во вводе в эксплуатацию ВВСТ, поступающей в войска;
• организацию среднего и капитального ремонта ВВСТ;
• ведение учета технического состояния и сервисного обслуживания каждого образца на протяжении всего жизненного цикла от поступления в войска до утилизации;
• работы по сервисному обслуживанию образцов ВВСТ;
• предоставление предприятиям-изготовителям своевременной информации о потребностях в ЗИП в соответствии с выявленными неисправностями;
• заказ ЗИП на предприятиях-изготовителях;
• участие во взаимодействии с войсковыми ремонтными органа-
ми в мероприятиях по эвакуации и восстановлению образцов ВВСТ, поврежденных в ходе боевых действий, учений и стихийных бедствий.
В настоящее время перечисленные выше функции ОАО «Оборон-сервис» подлежат уточнению и корректировке.
Войсковые части осуществляют:
• участие совместно с выездными бригадами ОАО «Оборонсервис» в диагностике ВВСТ;
• ведение учета технического состояния;
• проведение отдельных ремонтных работ;
• заказ ЗИП, агрегатов и двигателей на сервисных центрах ОАО «Оборонсервис»;
• оперативное восстановление (устранение мелких неисправностей) ВВСТ и передачу их в сервисные центры ОАО «Оборонсервис» и на предприятия промышленности с целью
выполнения среднего и капитального ремонта.
Следовательно, мероприятия технического обслуживания и ремонта РАВ в общей системе технического обеспечения ВС РФ на сегодняшний день реализуются как силами войсковых ремонтных подразделений, так и силами центров ОАО «Оборонсервис», а также организациями промышленности (рис. 2). Восстановление ВВСТ в объеме текущего ремонта осуществляется непосредственно в войсках, а средний и капитальный ремонт — в подразделениях и центрах ТОиР ОАО «Оборонсервис» и на предприятиях промышленности.
Следует отметить, что созданная в 2010 году система технического обслуживания и ремонта еще не прошла испытание временем и поэтому может рассматриваться как некий проект, подлежащий дальнейшему совершенствованию.
ПТОР — пункт технического обслуживания и ремонта; ВАРМ — войсковая авторемонтная мастерская
Рис. 2. Схема организации СТОР в рамках технического обеспечения ВС РФ
По мнению руководства Министерства обороны Российской Федерации, преобразование СТОР должно было обеспечить оперативность решения задач технического обеспе-
чения ВС РФ в современных условиях рыночной экономики. Однако опыт практического использования новой СТОР продемонстрировал, что попытка использования аутсор-
синга не обеспечила поддержания на заданном уровне исправности и технической готовности ВВСТ, а также обеспечения требуемой боеготовности войск и эффективности применения вооружения. При этом затраты финансовых и материальных средств оказались существенно выше ожидаемых значений.
Коллегией Министерства обороны РФ 19 августа 2014 года было принято решение о реорганизации ОАО «Оборонсервис» в связи с низкой эффективностью работы этой организации.
Поэтому проблема создания рациональной структуры СТОР, основанной на организации и проведении организационно-технических мероприятий (ОТМ) по поддержанию и восстановлению технического ресурса вооружения с учетом реального технического состояния, остается одной из актуальных и требует своего разрешения с учетом во-енно-технических, экономических и нормативно-правовых аспектов ее функционирования.
Подводя итоги анализа современной структуры и содержания СТОР можно сделать следующие выводы.
Первое. Мероприятия жизненного цикла ВВСТ можно разбить на две условные группы. К первой из них относятся мероприятия по разработке, производству (модернизации) и утилизации ВВСТ. Планирование данных мероприятий находится в сфере ответственности заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию военно-технического обеспечения войск (сил). Планирование другой части мероприятий, связанных с непосредственной эксплуатацией техники в войсках, проведением ремонта и сервисного обслуживания, лежит в зоне ответственности заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организа-
цию материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, а также Главных командований видов Вооруженных Сил, командований войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил.
Второе. Основными плановыми документами, содержащими мероприятия в части разработки, производства (модернизации), капитального ремонта и сервисного обслуживания являются ГПВ и ГОЗ, мероприятия по утилизации осуществляются в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Промышленная утилизация вооружения и военной техники» на пятилетний период. Мероприятия технического обеспечения, осуществляемые в войсках, связанные непосредственно с эксплуатацией ВВСТ и проведением текущего (войскового) ремонта, планируются в рамках «Сводных перспективных и годовых планов эксплуатации и ремонта ВВСТ», разрабатываемых в службах вооружения воинских частей, соединений и объединений, военных округов и флотов, видов и родов Вооруженных Сил (Приказ МО РФ от 18.12.2013 года № 969 «Об утверждении Руководства по содержанию вооружения и военной техники общевойскового назначения, военно-технического имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации»). В настоящее время эти планы в соответствии с действующим порядком их формирования и исполнения в Департамент вооружения Минобороны России, являющегося головным органом по разработке ГПВ и ГОЗ, не поступают и не согласовываются с ним.
Третье. Планирование и управление техническим обеспечением отдельных этапов жизненного цикла ВВСТ, в особенности этапа эксплуатации, включающего систему технического обслуживания и ремонта, осуществляется без учета остальных этапов. Такой подход не может гаран-
тировать принятие рациональных решений по управлению развитием как отдельных видов ВВСТ, так и всей системы вооружения в целом. Это еще раз подчеркивает необходимость создания единой системы управления жизненным циклом ВВСТ, которая напрямую способна оказывать существенное влияние на организацию технического обслуживания и ремонта вооружения. Для этого необходима разработка концептуальной схемы управления жизненным циклом ВВСТ, моделей и алгоритмов управления финансовыми и материально-техническими ресурсами для реализации ЖЦ в соответствии с заданными требованиями по обеспечению технической и боевой готовности ВВСТ и эффективности их применения с учетом минимизации затрат.
Четвертое. Для реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развитии Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» представляется целесообразным разработать систему управления эксплуатацией и ремонтом (СУ ЭР) РАВ. Это возможно с учетом рассмотрения основных принципов, на базе которых целесообразно осуществлять управление техническим состоянием вооружения.
На современном этапе развития теории управления сложных технических систем различают четыре основных принципа управления: принцип разомкнутого цикла; принцип замкнутого цикла или принцип обратной связи; комбинированный принцип; принцип адаптации.
Принцип разомкнутого цикла заключается в том, что требуемый закон управления формируется только на основе цели управления
в соответствии с задающим воздействием. Управление, реализующее данный принцип, называется управлением по задающему воздействию. Система, построенная по этому принципу, является разомкнутой или незамкнутой.
В настоящее время СТОР РАВ представляет собой систему управления, не имеющую отрицательной обратной связи. В этом случае регулятор (функции которого выполняются органами управления техническим состоянием в виде проведения ОТМ по технической диагностике образцов вооружения) не получает никакой информации о реальном состоянии образца. Поэтому невозможно заранее рассчитать как им необходимо управлять (построить нужную программу управления). Однако при этом нельзя гарантировать, что в процессе эксплуатации образец вооружения будет находится в исправном состоянии, т. е. будет готов к применению по назначению. Такие системы называют системами программного управления или разомкнутыми системами, поскольку информация передается не по замкнутому контуру, а только в одном направлении. В качестве основного недостатка такой разомкнутой системы управления техническим состоянием образца РАВ является невозможность учета неизвестных, скрытых факторов, влияющих на работоспособность вооружения. Одновременно следует отметить, что для разомкнутой системы процесс функционирования не зависит непосредственно от результата ее воздействия на управляемый объект. Следовательно, главный недостаток разомкнутой системы — низкая точность работы.
Принцип замкнутого цикла (принцип обратной связи) заключается в том, что закон управления формируется на основе отклонения
управляемой величины от задающего воздействия. Такое управление называется управлением по отклонению, при котором управляемая величина оказывает влияние на управляющее воздействие. Система, реализующая этот принцип, называется замкнутой или системой управления с обратной связью. Основным достоинством замкнутых систем является их высокая точность.
Комбинированный принцип заключается в сочетании принципов разомкнутого и замкнутого циклов в одной системе. Такое управление, сочетающее в себе управление по задающему воздействию и отклонению, называется комбинированным управлением. Оно обеспечивает высокую точность и высокое быстродействие. Система, реализующая данный принцип, называется комбинированной.
Принцип адаптации заключается в том, что системы, реализующие этот принцип, в процессе работы приспосабливаются, адаптируются к изменяющимся внешним условиям. Такое управление называется адаптивным, а системы, работающие в соответствии с данным принципом, называется адаптивными и являются самыми совершенными. Адаптивные системы имеют в своем составе, как правило, дополнительные блоки и контуры для анализа показателей качества процесса управления или
внешних условий, по которым необходима адаптация.
Пятое. Наиболее экономически целесообразным представляется цикловой метод определения сроков службы ВВСТ, который определяет количество, структуру и продолжительность ремонтных циклов, соответствующих наименьшим средним суммарным затратам на эксплуатацию и восстановление. При этом непрерывность изменения средних затрат на эксплуатацию и восстановление сохраняется только на участке, равном величине периода между капитальными ремонтами. Количество ремонтных циклов определяется решением задачи о целесообразности проведения последующих капитальных и средних ремонтов.
Существенным недостатком при установлении экономически целесообразных сроков службы технических систем, является предположение о неизменности величины и структуры ремонтного цикла в течение всего срока службы. Для обеспечения требуемых показателей качества при ремонте ВВСТ необходимо определить оптимальный доремонтный и межремонтный ресурсы образцов вооружения (ОВ), а для обеспечения оптимальных ресурсов отремонтированных ОВ необходима оптимизация технологических и организационных мероприятий, связанных с их техническим обслуживанием и текущим ремонтом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Буравлев А.И., Пьянков A.A. Управление техническим обеспечением жизненного цикла вооружения и военной техники: монография. М.: Граница, 2015.
2 Турковский A.C. Модель управления эксплуатацией и ремонтом РАВ: монография. СПб.: МВАА, 2017; Руководство по
эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения. М.: МО РФ, 2009.
3 Директива нач. ГРАУ «О введении в действие документации по регламентированному ремонту и регламентированному техническому обслуживанию в войсках и ремонтных предприятиях».