Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
549
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ / СИСТЕМА ВОССТАНОВЛЕНИЯ / КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / ENGINEERING EQUIPMENT / MAINTENANCE AND REPAIRS / RESTORATION SYSTEM / CONTROL OVER TECHNICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бондарев Владимир Иванович, Мещеринов Виктор Федорович, Баранов Андрей Валерьевич

Рассмотрены элементы подсистемы технического обслуживания и ремонта инженерной техники, основные факторы, определяющие особенности организации функционирования ее в современных условиях, а также определены принципы реформирования данной подсистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бондарев Владимир Иванович, Мещеринов Виктор Федорович, Баранов Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISTINCTIVE FEATURES OF ORGANIZING MAINTENANCE AND REPAIRS OF ENGINEERING EQUIPMENT IN MODERN CONDITIONS

The paper examines the elements of the subsystem of maintenance and repairs for engineering equipment, the chief factors that determine its functioning organization in today’s conditions, and also names the principles of reforming this subsystem.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Особенности организации технического обслуживания и ремонта инженерной техники в современных условиях

Полковник в отставке В.И. БОНДАРЕВ, кандидат военных наук

Полковник в отставке В.Ф. МЕЩЕРИНОВ, кандидат военных наук

Подполковник А.В. БАРАНОВ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрены элементы подсистемы технического обслуживания и ремонта инженерной техники, основные факторы, определяющие особенности организации функционирования ее в современных условиях, а также определены принципы реформирования данной подсистемы.

Инженерная техника, техническое обслуживание и ремонт, система восстановления, контроль технического состояния.

The paper examines the elements of the subsystem of maintenance and repairs for engineering equipment, the chief factors that determine its functioning organization in today's conditions, and also names the principles of reforming this subsystem.

KEYWORDS

Engineering equipment, maintenance and repairs, restoration system, control over technical condition.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ПОДСИСТЕМЫ технического обслуживания и ремонта являются важными элементами системы эксплуатации инженерной техники (ИТ) при повседневной деятельности войск в мирное время и составляют основу системы восстановления ИТ при ведении боевых действий в военное время1.

Функционально подсистемы технического обслуживания и ремонта включают совокупность стационарных ремонтных предприятий (сервисные организации или специализированные ремонтные предприятия промышленности) и ремонтно-вос-становительных органов (части и подразделения) тактического, оперативного и оперативно-стратегического уровней войск.

Подсистема технического обслуживания (ТО) ИТ является планово-предупредительной с периодическим контролем состояния, основанной на обязательном проведении установленных видов технического обслуживания всех составных частей образцов ИТ с определенной периодичностью в целях предупреждения возникновения отказов и неисправностей на

основе результатов контроля технического состояния образцов ИТ2.

Основными видами технического обслуживания ИТ являются:

а) ТО при использовании ИТ по назначению;

б) ТО ИТ, находящийся на кратковременном хранении;

в) ТО ИТ, находящийся на длительном хранении.

Для определения технического состояния образцов ИТ установлены следующие виды контроля технического состояния при ее использовании по назначению и хранении3:

• контрольный осмотр (КО);

• контрольно-технический осмотр (КТО);

• техническое диагностирование (ТД).

Объем технического обслуживания может определяться по результатам контроля технического состояния.

Контрольно-технический осмотр и техническое диагностирование проводятся комплексной технической комиссией воинской части и специалистами ремонтных подразделений под руководством заместителя командира (начальника) воинской части по вооружению (материально-техническому обеспечению) в соответствии с годовым планом.

Подсистема технического обслуживания (ТО) ИТ является планово-предупредительной с периодическим контролем состояния, основанной на обязательном проведении установленных видов технического обслуживания всех составных частей образцов ИТ с определенной периодичностью в целях предупреждения возникновения отказов и неисправностей на основе результатов контроля технического состояния образцов ИТ.

Подсистема ремонта ИТ функционирует с целью восстановления исправного (работоспособного) состояния, полного или частичного восстановления ресурсов ИТ путем замены (ремонта) агрегатов, узлов и деталей составных частей образцов ИТ.

Виды ремонта ИТ классифицируются4:

а) по степени восстановления ресурсов: невосстанавливающий ресурсы — текущий ремонт (ТР);

б) по регламентации выполнения: ремонт по техническому состоянию (РТС); регламентированный ремонт (РР);

в) по планированию: плановый ремонт; неплановый ремонт;

г) по месту проведения ремонта: войсковой ремонт; заводской ремонт;

д) по совмещению времени и места проведения ремонта составных частей инженерной техники: комплексный ремонт; специализированный ремонт.

Вид ремонта составных частей образцов ИТ определяется их техническим состоянием в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Если по техническому состоянию основной составной части образец ИТ требует капитального ремонта (КР), а другие составные части образца не выработали установленных до КР ресурсов, то ремонт этих составных частей производится в объеме, обеспечивающем восстановление ресурсов до очередного планового ремонта основной составной части.

Установлены следующие виды ремонта5:

• для машин инженерного вооружения и подвижных средств технического обслуживания и ремонта (ПСТОР) средств инженерного вооружения — ТР, средний ремонт (СР), РТС, РР, КР;

• для электротехнических средств общевойскового назначения, при-

цепного, навесного оборудования, ИТ производственно-технического назначения — ТР, РТС, КР.

Текущий ремонт заключается в устранении неисправностей и повреждений, возникших в процессе эксплуатации.

Средний ремонт заключается в частичной разборке машины, в замене или КР не менее двух, но не более половины основных агрегатов, в тщательной проверке и ремонте незаменяемых узлов и устранении всех обнаруженных неисправностей. СР выполняется в мирное время в ремонтных воинских частях военного округа выездными бригадами от предприятий промышленности (на основании заключенных государственных контрактов (договоров) в ходе сервисного обслуживания по согласованию с органами военного управления.

Капитальный ремонт заключается в полной разборке машины, дефектовке, замене или ремонте поврежденных деталей и неисправных узлов с выполнением сварочных, регулировочных и других специальных работ, сборке, испытании и окраске машины.

Регламентированный ремонт производится для восстановления надежности ИТ, находящейся на длительном хранении.

Ремонт по техническому состоянию проводится по результатам проведения КТО и ТД в объеме восстановления работоспособности и частичного восстановления ресурсов ИТ до очередного ремонта.

Организация войскового ремонта образца ИТ, проводимого в воинской части, возлагается на заместителя командира (начальника) воинской части по вооружению (материально-техническому обеспечению)6.

Продолжительность нахождения образца ИТ в войсковом ремонте устанавливается: в ТР — не более 5 суток; в СР — не более 30 суток.

СР автомобильных (гусеничных) базовых шасси проводится в ремонтных подразделениях воинских частей, ремонтных воинских частях военных округов, а также выездными бригадами от предприятий промышленности (на основании заключенных государственных контрактов (договоров).

Образцы ИТ направляются в СР, РТС, КР независимо от выработки назначенных ресурсов до ремонта по решению начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) на основании заявок начальников инженерных служб видов и родов войск ВС РФ, начальников инженерных войск военных округов и актов технического состояния на каждый образец в случаях7:

а) постановки на длительное хранение после использования по назначению (закладки в неприкосновенный запас) на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ГШ ВС РФ), если запасы ресурсов до капитального ремонта менее неснижае-мых ресурсов;

б) выхода из строя образцов ИТ в результате: боевых повреждений; аварий; нарушения правил эксплуатации (хранения); порчи или утраты составных частей.

Подготовка ИТ к отправке в ремонт производится в воинской части, на обеспечении которой она состоит. Все работы по подготовке ИТ для отправки в ремонт осуществляются под руководством командира подразделения (взвода, роты) и заместителя командира подразделения по вооружению (старшего техника (техника) подразделения). Формуляр (паспорт) образца ИТ заполняется до последнего дня его эксплуатации.

Основными факторами, определяющими особенности организации функционирования подсистем технического обслуживания и ремонта ИТ в современных условиях, являются:

• новые формы и способы ведения боевых действий, их инженерного и инженерно-технического обеспечения;

• переход от четырехзвенной структуры управления на стратегических операционных направлениях сухопутного театра военных действий (военный округ (ВО) — армия — дивизия — полк) к трехзвенной (военный округ (объединенное стратегическое командование (ОСК)) — армия (оперативное командование (ОК)) — бригада), а позже к смешанной (военный округ (ОСК) — армия (ОК) — бригада, дивизия — полк) с созданием новых органов управления — ОСК (на базе управления ВО) и ОК (на базе управления армии);

• отказ от фронтовых объединений и военных округов (на военное время) с переходом к формированию группировок войск (сил) на стратегических направлениях (на базе военных округов) и группировок войск (сил) на операционных направлениях (на базе общевойсковых армий) с включением в их состав сил флота, частей и соединений Воздушно-космических сил, Воздушно-десантных войск, других войск;

• отказ от системы резервных формирований (фронтовых, армейских, окружных комплектов инженерных войск) первой, второй очереди и дополнительных, переход к формированию соединений и частей инженерных войск для резервных общевойсковых армий и соединений территориальной обороны;

• перестройка стационарной базы ремонта вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на основе создания сервисных центров и специализированных ремонтных предприятий промышленности — производителей ВВСТ;

• отказ от ремонтно-восста-новительных баз фронта и армии с формированием отдельных ремонт-но-восстановительных батальонов

комплексного ремонта в составе отдельных бригад материально-технического обеспечения военного округа и армии и отдельных ремонтно-вос-становительных частей (подразделений) специальных войск, исключение из системы восстановления ИТ сил и средств батальонного звена;

• отсутствие методик прогнозирования потребностей в выделении выездных ремонтных бригад от сервисных центров и специализированных ремонтных промышленных предприятий для восстановления сложных образцов ИТ, обоснования их рационального состава и выбора уровней войск, на ремонтной базе которых обеспечивается максимальная эффективность их работы;

• отсутствие достоверных методик прогнозирования количественных, пространственных, временных показателей выхода ИТ из строя в современных операциях и методик обоснования возможностей системы восстановления (подсистем технического обслуживания и ремонта) ИТ.

В целях организации поддержания ИТ воинского формирования в установленной степени готовности к использованию по назначению соответствующие штабы совместно с заместителем командира (начальника) по вооружению, начальником инженерной службы (лицом, ответственным за эксплуатацию ИТ) разрабатывают план мероприятий по поддержанию ВВСТ воинского формирования в готовности к применению по назначению на год, в котором указываются мероприятия, проводимые на ИТ.

Обеспечение поддержания ИТ в установленной степени готовности к использованию по назначению осуществляется выполнением комплекса работ, предусмотренных эксплуатационной и ремонтной документацией (техническое обслуживание и ремонт, контроль технического

состояния, другие мероприятия), направленных на поддержание ИТ в работоспособном состоянии. Поддержание ИТ воинских формирований в готовности к использованию по назначению организуется и осуществляется командирами (начальниками) воинских формирований.

Планирование эксплуатации и выхода в ремонт ИТ осуществляется начальниками инженерных войск военных округов, начальниками инженерных служб видов (родов войск) ВС РФ, начальниками инженерных войск объединений, командирами (начальниками) воинских частей и начальниками инженерных служб воинских частей (при отсутствии штатной должности — заместителями командиров (начальников) воинских частей по вооружению (материально-техническому обеспечению) или должностными лицами, назначенными командиром (начальником) воинской части ответственными за эксплуатацию ИТ8.

Командиры (начальники) воинских частей на основании организационно-методических указаний на планируемый год, планов подготовки воинских частей и планов хозяйственной деятельности на планируемый год организуют разработку годовых планов эксплуатации и выхода в ремонт ИТ воинской части.

Перспективный план эксплуатации и выхода в ремонт ИТ воинской части разрабатывается на десять лет, составляется в двух экземплярах и утверждается командиром (начальником) воинской части.

Годовой план эксплуатации и выхода в ремонт ИТ воинской части раз-

рабатывается перед началом нового учебного года, составляется в двух экземплярах и утверждается командиром (начальником) воинской части. Кроме годового плана разрабатывается месячный план эксплуатации и выхода в ремонт ИТ и также утверждается командиром (начальником) воинской части.

Планирование контрольно-технического осмотра, технического диагностирования, номерных технических обслуживаний, сезонного и регламентированного технического обслуживания, среднего, регламентированного, капитального ремонта и ремонта по техническому состоянию ИТ в воинской части осуществляется одновременно с планированием ее эксплуатации и отражается в планах эксплуатации и выхода в ремонт ИТ9.

При планировании и организации функционирования подсистемы технического обслуживания и ремонта системы восстановления ИТ в операциях (боевых действиях) осуществляются расчеты, основу которых составляет сравнение величин ожидаемого выхода ИТ из строя с величинами производственных возможностей ремонт-но-восстановительных органов (РВО), определяемых величинами фонда рабочего времени РВО и нормативной трудоемкости ТР и СР соответствующих видов (типов) ИТ и отражаемых фиксированным количеством образцов ИТ, которые могут быть отремонтированы в течение суток.

В современных условиях с принятием в качестве нового способа обороны — маневренной обороны, а при ведении наступательных действий автономных группировок

Обеспечение поддержания ИТ осуществляется выполнением комплекса работ, предусмотренных эксплуатационной и ремонтной документацией,

направленных на поддержание ИТ в работоспособном состоянии. Поддержание ИТ воинских формирований в готовности к использованию по назначению осуществляется командирами воинских формирований.

войск, одновременно распределенных в пространстве боевых действий, и отсутствия участков прорыва достоверность результатов прогнозирования выхода ИТ из строя, полученных с использованием существующей методики, может оказаться недостаточной для принятия обоснованных решений по созданию адекватной системы восстановления ИТ и использованию РВО в операциях. В конечном итоге снижается обоснованность предложений по структуре, составу, возможностям РВО, принимаемых решений и разрабатываемых планов по рациональному распределению средств технического обслуживания и ремонта по направлениям, районам, рубежам, элементам оперативного построения (боевого порядка) группировок войск, по определению задач по ремонту и, как следствие, эффективность восстановления ИТ.

В современной операции при сочетании маневренной обороны с наступательными действиями могут одновременно или последовательно появляться труднопредсказуемые районы, места размещения вышедших из строя образцов ИТ автономно действующих формирований на больших пространствах зон ответственности в границах операционных и стратегических направлений. Это требует формирования новых подходов к распределению сил и средств восстановления ИТ по направлениям действий, элементам боевого порядка (оперативного построения войск), созданию группировок частей и организаций инженерно-технического обеспечения и их изменению в ходе операции.

Проведенный анализ показал, что к 2020 году существующий парк подвижных средств технического обслуживания и ремонта (ПСТОР) ИТ в результате истечения сроков эксплуатации (выработки ресурса) сократился в целом в 1,5—2 раза.

Анализ проблем восстановления ИТ позволяет обосновать совокупность основных направлений реформирования системы восстановления.

В качестве критерия оценки подсистемы технического обслуживания и ремонта системы восстановления ИТ в операциях (боевых действиях) целесообразно принять темп восстановления ИТ, обеспечивающий поддержание установленной величины боевого потенциала воинских формирований тактического, оперативного, оперативно-стратегического уровней за счет максимально возможного приближения темпа восстановления ИТ к темпу выхода их из строя.

В основу определения направлений реформирования подсистемы целесообразно положить следующие принципы:

• соответствие структуры, состава, технического оснащения подсистемы структуре, составу и техническому оснащению обеспечиваемых войск, наличие сил и средств восстановления ИТ в каждом звене войск;

• соответствие структуры, состава, технического оснащения и возможностей системы восстановления ИТ формам и способам боевых действий, их инженерного обеспечения, количественным и пространственным показателям выхода ИТ из строя;

• воздействие системы ремонта на образец ИТ в целом, а не на его отдельные составные части, относящиеся к различным службам, при минимальных затратах времени на организацию комплексного ремонта;

• соответствие системы ремонта общим закономерностям ремонтного производства;

• максимальная приспособленность системы восстановления ИТ мирного времени к условиям военного времени, способность адаптации к условиям крупномасштабной, локальных войн и вооруженных конфликтов;

• реализация территориального принципа построения системы восстановления ИТ с учетом дислокации войск и состава группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях);

• максимально возможное приближение сил и средств системы восстановления ИТ к обеспечиваемым войскам.

Приоритетным направлением реформирования системы восстановления ИТ следует считать решение проблемы улучшения показателей свойств образцов ИТ, существенно влияющих на структуру, состав, возможности, техническое оснащение совокупности РВО всех уровней.

Для повышения уровня эвакопри-годности образцов ИТ необходимы конструкторские решения, обеспечивающие сокращение времени на подготовку к эвакуации, за счет унификации сцепных устройств, создания и совершенствования систем автоматической сцепки.

Необходима разработка бортовых систем непрерывного мониторинга технического состояния ИТ.

Следует обеспечить рациональное сочетание боевых и эксплуатационных свойств образца ИТ, определяющих в совокупности его боевой потенциал.

Система войсковых РВО должна оставаться основным источником поддержания боеспособности войск за счет восстановления ИТ непосредственно в ходе операций.

Необходима разработка современных методик прогнозирования количественных и пространственных показателей выхода ИТ из строя, потребностей в мероприятиях по поддержанию надежной работы ИТ и расчетов по выполнению этих мероприятий и восстановлению ИТ в операциях (боевых действиях).

По нашему мнению, назрела необходимость в новой методике обо-

снования структуры, состава, возможностей, технического оснащения, способов применения системы восстановления ИТ в целом, с учетом взаимосвязи ее составляющих подсистем — ремонта, эвакуации, технической разведки.

Гибкость системы восстановления должна быть достигнута переходом на модульную структуру РВО.

Основным направлением развития системы восстановления ИТ является повышение ее возможностей по одновременному охвату ремонтного фонда на больших пространствах за счет увеличения технологической делимости РВО, способности выделения мобильных ремонтных, ремонт-но-эвакуационных групп, выездных ремонтных бригад для работы в боевых порядках и для усиления войск, имеющих большие потери ИТ, с целью увеличения темпа восстановления ИТ за счет сокращения затрат времени на организацию комплексного ремонта, передачу неисправных образцов ИТ из нижестоящих звеньев в вышестоящие и на эвакуацию ИТ.

Исходя из этого требуется дальнейшее обоснование структуры, состава, возможностей и необходимого количества в военных округах и армиях отдельных ремонтно-восстано-вительных батальонов комплексного ремонта.

Перспективными направлениями совершенствования системы восста-

Приоритетным направлением реформирования системы восстановления ИТ следует считать решение проблемы улучшения показателей

свойств образцов ИТ, существенно влияющих на структуру, состав, возможности, техническое оснащение совокупности РВО всех уровней.

новления ИТ также являются: организация системы с использованием технического надзора; развитие технологии ремонта образцов ИТ в полевых условиях на основе применения перспективных технологий с использованием унифицированного, высокопроизводительного технологического оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо разработать правовые и организационные положения, определяющие правила работы и обеспечения выездных ремонтных бригад, укомплектованных гражданскими специалистами, непосредственно в зонах боевых действий с учетом трудового кодекса, особого страхования их жизни и здоровья.

Таким образом, основными направлениями совершенствования организации системы восстановления ИТ являются:

• существенное улучшение показателей живучести, подвижности, безотказности, ремонтопригодности, контролепригодности, эвакопригод-ности, унификации, сохраняемости

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25.01.2018. № 33 «Руководство по организации технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время»; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13.07.2017 года № 435 «Руководство о порядке эксплуатации и ремонта инженерной техники и инженерного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время».

2 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13.07.2017 года № 435 «Руководство о порядке эксплуатации и ремонта инженерной техники и инженерного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время».

3 Там же.

образцов ИТ, состоящих на снабжении ВС РФ;

• рациональное распределение функций и задач по ремонту ИТ между предприятиями промышленности и системой войсковых РВО;

• построение организационно-штатной структуры войсковых РВО по модульному принципу, обеспечивающему их более высокую делимость на технологически самостоятельные части;

• повышение динамики разработки и увеличения поставки в войска ПСТОР ИТ нового поколения;

• разработка современных, соответствующих новым способам и формам ведения военных действий, методик прогнозирования выхода ИТ из строя, переработка соответствующих руководящих документов в этой области.

Проведение вышеуказанных организационных и технических мероприятий позволит привести систему восстановления ИТ в соответствие с современными требованиями.

4 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25.01.2018. № 33 «Руководство по организации технического обслуживанияи ремонта...»; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13.07.2017 года № 435 «Руководство о порядке эксплуатации и ремонта.».

5 Там же.

6 Там же.

7 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13.07.2017 года № 435 «Руководство о порядке эксплуатации и ремонта.».

8 Там же.

9 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25.01.2018. № 33 «Руководство по организации технического обслуживанияи ремонта.»; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13.07.2017 года № 435 «Руководство о порядке эксплуатации и ремонта.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.