Romanov Roman Vyacheslavovich, candidate of technical sciences, docent, romanov. roman. 5@yandex. ru, Russia, Vladimir, Vladimir State University,
Grecheneva Anastasia Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, gre-cheneva@yandex. ru, Russia, Vladimir, Vladimir State University
УДК 621.317
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ТЕХНИКИ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Н.И. Вишняков, А.В. Морозов, А. А. Самохвалов, Н.Н. Сирко
Рассмотрена система технического обеспечения связи и автоматизированных систему управления. Проведены обзор и анализ мероприятий технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления.
Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт, техника связи и автоматизированных систем управления, состояние.
На современном этапе развития Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) система военной связи и автоматизированные системы управления являются важнейшими составными частями технической основы системы военного управления и относятся к средствам управления войсками (силами). От их состояния зависит эффективность применения войск (сил), боевых средств и оружия в условиях ведения современной войны, решающую роль в которой играет скорость обмена информацией и передачи управляющих воздействий в реальном масштабе времени с требуемым качеством.
Обеспечение постоянной технической готовности системы военной связи и автоматизированных систем управления к применению по назначению является главной задачей в процессе управления войсками, силами и оружием.
Техническое обеспечение связи и автоматизированных систем управления (ТОС и АСУ) выделено в отдельный вид технического обеспечения и включает комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение войск техникой связи и АСУ, поддержание её в исправном (работоспособном) состоянии и постоянной готовности к применению, восстановление и возвращение в строй при повреждениях и эксплуатационных отказах [1].
Выполнение указанных мероприятий возложено на систему ТОС и АСУ, которая является элементом системы военной связи и представляет собой совокупность взаимоувязанных и согласованных по задачам органов управления, подсистем восстановления и снабжения различных звеньев управления. При этом состояние системы ТОС и АСУ находится в прямой зависимости от состава и технической оснащённости системы связи
236
Вооружённых Сил РФ, развитие которой требует постоянного совершенствования и адаптации сил и средств ТОС и АСУ к потребностям существующей и перспективной системы связи Вооружённых Сил РФ.
Система ТОС и АСУ в своём развитии неразрывно связана со структурой войск связи, органов технического обеспечения и Вооружённых Сил в целом. Поэтому её структурное совершенствование является важным и необходимым условием для качественного выполнения всего комплекса мероприятий ТОС и АСУ и обеспечения надёжного функционирования системы связи Вооружённых Сил РФ.
Сегодня система ТОС и АСУ Вооружённых Сил РФ позволяет поддерживать исправность техники связи и АСУ на уровне не ниже 94 процентов и обеспечивает техническую готовность средств управления (системы военной связи и АСУ) к применению по назначению. Однако её структура ещё не достигла своего оптимального состава и требует дальнейшего развития. Это обусловлено, в первую очередь, последствиями приведения Вооружённых Сил РФ к новому облику в 2009-2013 годах.
Система ТОС и АСУ Вооружённых Сил РФ, существовавшая до 2009 года, в полной мере соответствовала структуре и боевому составу Российской армии и обеспечивала выполнение всего комплекса мероприятий ТОС и АСУ во всех звеньях управления Вооружённых Сил РФ. Опыт её применения был получен в ходе вооружённых конфликтов середины 1990-х - начала 2000-х годов в Чеченской Республике, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане, Приднестровье и Югославии. Однако в условиях снижения экономических возможностей страны и постоянного недофинансирования Вооружённых Сил РФ, в том числе резкого сокращения ассигнований на закупку, эксплуатацию и ремонт техники связи, эффективность выполнения мероприятий ТОС и АСУ в Вооружённых Силах РФ с каждым годом снижалась.
С 2013 года после кардинального изменения вектора развития Вооружённых Сил Главное управление связи Вооружённых Сил РФ основные усилия сосредоточило на создании оптимальной структуры войск и системы связи, в том числе и системы технического обеспечения связи и АСУ. Например, уже в 2015 году было завершено формирование в составе военных округов баз ремонта средств связи, а в течение 2016-2017 годов сформированы подразделения по ремонту средств связи в составе общевойсковых соединений и соединений специальных войск. Это позволило поднять на более высокий качественный уровень выполнение задач по поддержанию техники связи и АСУ в готовности к применению по назначению в ходе повседневной деятельности войск, при проведении стратегических учений (манёвров), а также при выполнении задач за пределами территории Российской Федерации.
В настоящее время совершенствование системы связи Вооружённых Сил осуществляется на основе широкого внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий за счёт поставок новых и перспективных образцов техники связи и автоматизации управле-
237
ния. В соединения и воинские части поступает техника связи и АСУ, которая по своим функциональным возможностям в достаточной степени удовлетворяет потребности системы управления на всех уровнях. Номенклатура состоящей на снабжении Вооружённых Сил РФ техники связи и АСУ насчитывает большое количество образцов, созданных на различной элементной базе и отличающихся уровнем сложности исполнения. Поэтому достижение главной цели технического обеспечения связи и АСУ - поддержание максимально возможной обеспеченности войск (сил) работоспособной (исправной) и готовой к применению по назначению техникой связи и АСУ - является весьма сложной задачей [2]. Необходимо отметить, что в настоящее время практическая реализация мероприятий ТОС и АСУ в Вооружённых Силах РФ осуществляется предприятиями промышленности и войсковыми ремонтными органами.
Весомый вклад в поддержание техники связи и АСУ в работоспособном состоянии вносят войсковые ремонтные органы.
Восстановление техники связи и АСУ, требующей сложного текущего ремонта, организовано в рамках более 30 долгосрочных государственных контрактов с 18 предприятиями промышленности. Наиболее значимый вклад в решение задачи поддержания техники связи Вооружённых Сил РФ в работоспособном состоянии вносят крупнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса страны, такие как АО «Военте-леком» и АО «Ремдизель». На их долю приходится более 50 процентов восстанавливаемой номенклатуры техники связи и АСУ ВС РФ. Кроме того, АО «Воентелеком» выполняет работы по централизованному сервисному обслуживанию средств связи, программно-аппаратных комплексов и инфраструктуры информационных технологий Вооружённых Сил РФ, включающей в себя более 17 тысяч наименований технических средств.
Руководство техническим обеспечением связи и АСУ ВС РФ осуществляется управлением (технического обеспечения связи, автоматизированных систем управления и компьютерных сетей) Главного управления связи Вооружённых Сил РФ (далее - управление (ТОС, АСУ и КС) ГУС Вооружённых Сил РФ). Коллективом управления проводится постоянная целенаправленная работа по обеспечению качественного и эффективного выполнения всего комплекса мероприятий ТОС и АСУ в Вооружённых Силах РФ, совершенствованию и дальнейшему развитию системы ТОС и АСУ Вооружённых Сил.
Одним из направлений деятельности управления (ТОС, АСУ и КС) ГУС Вооружённых Сил РФ является работа по организации ремонта современных образцов техники связи и АСУ (с восстановлением ресурса). В настоящее время поддержание техники связи в работоспособном состоянии (после завершения периода гарантийных обязательств) осуществляется на предприятиях промышленности только путём проведения сложного текущего ремонта (без восстановления ресурса). Это связано с тем, что необходимым условием для организации плановых ремонтов является наличие соответствующей ремонтной документации на предприятии. Разработ-
ка ремонтной документации и организация опытного ремонта техники связи предполагает дополнительные затраты (финансовые, производственные, технологические, кадровые и пр.). Сегодня не все предприятия-изготовители техники связи готовы к таким затратам, тем не менее активная работа в данном направлении организована на таких предприятиях, как АО «Тамбовский завод «Октябрь» и АО «РЕЛЕРО».
Динамика мероприятий боевой подготовки, повседневной жизнедеятельности войск, выполнения специальных задач соединениями и воинскими частями требует максимального сокращения времени с момента обнаружения неисправности техники связи и АСУ до её восстановления и возвращения в строй. Особенно это касается тех средств, которые обеспечивают современными услугами связи штабы объединений, соединений и воинских частей.
Для оперативного реагирования на изменения технического состояния комплексов средств связи и уменьшения сроков их восстановления в войсках связи организован мониторинг технического состояния техники связи и АСУ.
В рамках мониторинга осуществляется сбор, систематизация, анализ, прогнозирование и представление информации об обеспеченности войск (сил) техникой и имуществом связи, их техническом состоянии, организации эксплуатации и ремонта, а также качестве и своевременности проведения плановых работ по техническому обслуживанию и ремонту. Сбор данных о состоянии изделий осуществляется во всех звеньях управления - от соединения (воинской части) до вида (рода войск) Вооружённых Сил РФ, имеющего штатные пункты управления связью и структурные подразделения, на которые возложены функции по техническому обеспечению связи и АСУ. Апробация функционирования системы мониторинга и форм представления сведений показала необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия и наращивания обмена информацией на всех уровнях управления связью. В этих целях проводится работа по автоматизации процессов сбора, обобщения и анализа сведений по мониторингу технического состояния техники связи и АСУ на основе сетеориентированных информационных услуг Минобороны России. В перспективе это позволит создать автоматизированную систему ТОС и АСУ, обеспечивающую оперативное руководство и действенный контроль за выполнением мероприятий технической эксплуатации техники связи и АСУ в едином информационном пространстве.
Весомый вклад в поддержание техники связи и АСУ в работоспособном состоянии вносят войсковые ремонтные органы. Для наращивания их производственных возможностей в войсках связи организована и проводится работа по формированию комплектов соответствующих запасных частей и принадлежностей (ЗИП) к технике связи и АСУ, их закупка и поставка в войска, а также по совершенствованию существующих средств диагностики и ремонта техники связи [3]. При этом основное внимание уделяется модернизации аппаратных технического обеспечения путём их
239
оснащения автоматизированными программно-аппаратными комплексами контроля и диагностики. Это позволит повысить оперативность и качество восстановления техники связи и АСУ силами и средствами войсковых ремонтных органов как в стационарных условиях, так и в районах выполнения боевых задач.
Личный состав войсковых ремонтных органов осуществляет непосредственное восстановление техники связи на всех этапах применения соединений и воинских частей, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
Одним из перспективных направлений развития системы ТОС и АСУ (подсистемы восстановления) является совершенствование методов и способов диагностики и ремонта техники связи и АСУ. Разработка и внедрение перспективных автоматизированных программно-аппаратных комплексов контроля и диагностики позволит существенно сократить время на проведение измерений электрических параметров в ходе технического обслуживания и поиск неисправных элементов (плат, субблоков, электронных модулей и др.) при осуществлении ремонта техники связи и АСУ. Существующая система проведения электрических измерений параметров и диагностика техники связи занимает до 90 процентов времени от общего времени выполнения ремонта.
Ещё одним направлением развития системы ТОС и АСУ является оптимизация её подсистемы снабжения в части, касающейся формирования и поставок в войска необходимого количества комплектов запасных частей и принадлежностей (ЗИП), агрегатов и материалов для современных образцов техники связи. Снабжение войск ЗИП позволит обеспечить выполнение текущего ремонта техники связи силами экипажей аппаратных (станций) и войсковыми ремонтными органами, а также завершить формирование войсковых и оперативных запасов военно-технического имущества связи. Крайне важным для повышения эффективности функционирования системы ТОС и АСУ является совершенствование системы комплектования, подготовки и повышения уровня квалификации специалистов по техническому обслуживанию и ремонту техники связи и АСУ. Комплектование ремонтных подразделений военнослужащими по контракту, которые имеют соответствующий уровень образования, а также формирование в учебных центрах специальных подразделений для подготовки специалистов войсковых ремонтных органов (в том числе с привлечением для обучения специалистов предприятий-изготовителей техники связи и АСУ) позволит повысить уровень профессиональной подготовки специалистов и, как следствие, качество проведения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту техники связи и АСУ.
Таким образом, система технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления является сложным, многоуровневым механизмом и эффективным инструментом поддержания в постоянной готовности к применению технической основы системы управления Вооружённых Сил РФ. Недооценка состояния системы технического обеспече-
240
ния связи и АСУ ВС РФ в современных условиях может привести к снижению технической готовности средств управления войсками, силами и оружием, а также к нарушению стабильного функционирования системы управления Вооружённых Сил РФ в целом.
Список литературы
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 22дсп. «Об утверждении Руководства по техническому обеспечению связи и автоматизированных систем управления ВС РФ». 2018.
2. Морозов А.В., Самохвалов А.А., Чихачев А.В. Некоторые аспекты методологии оценки качества функционирования технических обеспечивающих систем // Материалы XII Межведомственной научно-теоретической конференции молодых ученных «Вооружение и экономика». «46 ЦНИИ» Минобороны России, 2019. С. 210-214.
3. Морозов А.В., Самохвалов А.А., Сирко Н.Н. Методика оценки системы технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 4. С. 59-74.
Вишняков Николай Иванович, адъюнкт, milicherry@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного,
Морозов Александр Викторович, канд. техн. наук, доцент, moroz19558@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного,
Самохвалов Александр Аркадьевич, адъюнкт, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного,
Сирко Николай Николаевич, адъюнкт кафедры, radistgraviy@inbox. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного
ENSURING THE TECHNICAL READINESS OF COMMUNICATION TECHNOLOGY AND
AUTOMATED CONTROL SYSTEMS
N.I. Vishnyakov, A. V. Morozov, A.A. Samokhvalov, N.N. Sirko
The system of technical support of communication and automated control system is considered. A review and analysis of measures for technical support of communications and automated control systems is carried out.
Key words: maintenance, repair, communication equipment and automated control systems, state.
Vishnyakov Nikolay Ivanovich, postgraduate, milicherry'a, yandex. ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S.M. Budyonny,
Morozov Alexander Viktorovich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S.M. Budyonny,
Samokhvalov Alexander Arkadevich, postgraduate, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S. M. Budyonny,
Sirko Nikolay Nikolaevich, postgraduate, radislgraviy a inbox. ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S.M. Budyonny
УДК 35.088.7
СПОСОБ РАЦИОНАЛЬНОГО ГРУППИРОВАНИЯ РАБОТ И УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
И. А. Кочанов, А.В. Смирнов
Рассмотрен способ рационального разбиения всего комплекса работ исполнителей при разработке системы управления организационно-технической системы, на связанные группы. В основу положен принцип максимальной конъюнкции - минимальной дизъюнкции, позволяющий построить допустимое разбиение на минимальное количество групп.
Ключевые слова: группирования работ, комплекс работ, организации работы исполнителей, система управления.
Важной задачей разработки системы управления организационно-технической системы (ОТС) является выбор целевого или функционального метода организации работы исполнителей.
В первом случае в одном коллективе и под одним руководством объединяются исполнители, обеспечивающие функционирование ОТС в целом, во втором случае исполнители объединяются и специализируются по определенным функциям, выполняемым составными частями ОТС.
Достоинствами целевого метода организации работ являются: сосредоточение усилий исполнителей на достижении конечной цели; персональная ответственность руководителя за обеспечение работ в целом; устранение трудностей согласования технических решений и координации отдельных видов работ.
Однако ему присущи и недостатки: трудности специализации исполнителей на отдельных работах, что ведет к снижению качества и производительности; определенный параллелизм в работе отдельных групп, выполняющих однотипные работы; снижение персональной ответственности за результаты.
К достоинствам функционального метода организации работ следует отнести специализацию исполнителей на однотипных работах, что обеспечивает более высокую производительность, короткие сроки и высокое качество выполнения работ.