5. Елисеева, И. И. Эконометрика: учебник. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2007. 576 с.
Шестерняк Любовь Владимировна, бакалавр, fililub123@,gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет
INFLUENCE OF INTERNAL FACTORS ON THE QUALITY OF A COMPUTING
EXPERIMENT
L. V. Shesternyak
The problem that arises as a result of the appearance of internal factors of the computer, which have a negative impact on the result of a computer experiment, is considered. A method for processing data to improve the quality of the results of a computer experiment is proposed. The processing results for the discrete Fourier transform algorithm are presented.
Key words: computer experiment, experiment, multicore computers, correlation, processor overheating, processor temperature, processor power, processor frequency, threads, OpenMP, data processing.
Shesternyak Lyubov Vladimirovna, bachelor, fililub123@,gmail. com, Russia, Tula, Tula state university
УДК 621.317
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ
А.В. Морозов, А. А. Самохвалов, Н.Н. Сирко
Представлена методика оценки системы технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления. Рассмотрен порядок проверки и оценки системы технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления.
Ключевые слова: система технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления, обеспеченность, оценка, коэффициент готовности.
1. Обоснование методики системы ТОС и АСУ. Главная цель технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления (ТОС и АСУ) [1] - поддержание максимально возможной (штатной или заданной) обеспеченности войск (сил) работоспособными (исправными), готовыми к применению по назначению техникой связи и АСУ.
Главная цель ТОС и АСУ достигается выполнением основных задач:
обеспечение войск (сил) техникой (имуществом) связи и АСУ;
59
поддержание техники связи и АСУ в работоспособном (исправном) состоянии в соответствующей степени готовности к применению по назначению, хранению и транспортированию;
восстановление работоспособности техники связи и АСУ в ходе ремонта и сервисного (технического) обслуживания после отказов и боевых повреждений.
Объектом воздействия системы ТОС и АСУ является техника связи и АСУ (ТС и АСУ) с двумя основными целями:
снабдить объединения, соединения и воинские части ТС и АСУ; обеспечить поддержание образцов ТС и АСУ в готовности к применению по назначению.
Отсюда, показателем, отражающим качество функционирования системы ТОС и АСУ, является обеспеченность объединений, соединений и воинских частей ТС и АСУ готовой к применению по назначению. В дальнейшем для краткости будем рассматривать воинскую часть, подразумевая под ней более широкое понятие - объединение, соединение и воинскую часть, так как данную методику можно распространять для всех перечисленных военных организаций. Кроме того, система ТОС и АСУ создается и функционирует только в воинской части и выше, поэтому об оценке системы ТОС и АСУ можно говорить, начиная с воинской части.
При этом следует отметить, что система ТОС и АСУ является элементом системы связи (СС) и одновременно элементом подсистемы технического обеспечения, входящей в систему материально-технического обеспечения (МТО). В этом случае для оценки системы ТОС и АСУ необходимо рассматривать критерии оценки по двум аспектам:
оценка системы ТОС и АСУ, как элемента перечисленных выше систем;
оценка системы ТОС и АСУ по ее производственной деятельности. Требования к обеспеченности воинской части, готовой к применению по назначению ТС и АСУ, можно выразить через два показателя.
1. Обеспеченность в соответствии со штатно-табельной потребностью описывается коэффициентом наличия ТС и АСУ
к -я- (1)
шт
где Кн - коэффициент наличия ТС и АСУ в воинской части; N - количество (наличие) образцов ТС и АСУ в воинской части (кроме сверхштатных); Яшт
- количество образцов ТС и АСУ, положенное воинской части по штату (в соответствии с табелем к штату).
2. Обеспеченность ТС и АСУ готовой к применению по назначению
- через коэффициент готовности парка ТС и АСУ воинской части
К = N-N0 = ^, (2)
гп N N W
где N0 - количество отказавших образцов ТС и АСУ, а N - количество работоспособных образцов ТС и АСУ, N - количество образцов ТС и АСУ воинской части, имеющихся в наличии (кроме сверхштатных).
Тогда общим показателем качества функционирования системы ТОС и АСУ будет являться обеспеченность воинской части ТС и АСУ:
N N N
K б = Kx K =— х-^ = . (3)
об н гп N N N ( )
шт шт
Критерием обеспеченности устанавливается правило принятия решения обеспеченности воинской части при K^^™) > Kc^^™^, где K^^™)^ - требуемая обеспеченность воинской части. Требуемая обеспеченность может иметь градации и предусматривать оценку системы ТОС и АСУ по 4-х бальной системе оценки.
При этом в выражении обеспеченности присутствует количество работоспособной ТС и АСУ и отсутствует понятие ТС и АСУ готовой к применению, а это различные понятия.
Понятие работоспособной ТС и АСУ определено в [2] работоспособное состояние - состояние объекта, в котором он способен выполнять требуемые функции.
Примечания.
1. Работоспособное состояние может быть определено, например, как состояние объекта, в котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям, установленным в документации на этот объект.
2. Отсутствие необходимых внешних ресурсов может препятствовать работе объекта, но это не влияет на его пребывание в работоспособном состоянии.
В соответствии со вторым примечанием, средства связи образца ТС и АСУ могут быть в работоспособном состоянии, но не быть в готовности к применению. К тому же необходимо учитывать, что образцы ТС и АСУ избыточны:
по функциям;
по качеству выполнения функций;
по оборудованию.
Отказ некоторых функций и оборудования, не используемые в заданный момент времени применения по назначению, а также снижение качества выполнения функций по предназначению до значений не ниже требуемых не приводит к потере готовности ТС и АСУ к применению по назначению.
Тогда понятие готовности к применению по назначению можно трактовать [2] как свойство объекта, заключающееся в его способности находиться в состоянии, в котором он может выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания и ремонта в предположении, что все необходимые внешние ресурсы обеспечены.
Таким образом, в выражении (3) показателя обеспеченности должно быть учтено количество ТС и АСУ готовой к применению по назначению, а не работоспособной, и главная цель ТОС и АСУ должна быть выражена: «Поддержание максимально возможной (штатной или заданной) обеспе-
ченности войск (сил) готовыми к применению по назначению техникой связи и АСУ». Соответственно и задачи ТОС и АСУ должны быть скорректированы.
Учет избыточности образцов ТС и АСУ по функциям, качеству выполнения функций, и оборудованию можно учесть через коэффициент сохранения эффективности. Коэффициент сохранения эффективности [1] -отношение значения показателя эффективности использования объекта по назначению за определенную продолжительность эксплуатации к номинальному значению этого показателя, вычисленному при условии, что отказы объекта в течение того же периода не возникают, то есть в общем случае
Эо
Э
где Эо - эффективность образца ТС и АСУ с учетом возможных отказов по функциям, оборудованию и качеству выполнения функций по предназначению, Э - эффективность образца ТС и АСУ при отсутствии каких-либо отказов (номинальная эффективность). Тогда, определив для каждого образца ТС и АСУ заданные режимы и условия применения, технического обслуживания и ремонта, вводятся соответствующие коэффициенты сохранения эффективности по функциям, оборудованию и качеству выполнения требуемых функций:
Кэф = Эо, (4)
Э Э Э
к — оф к — Эооб к — Эок (5)
Кэф(ф) Э , Кэф(об) Э , Кэф(к) Э ,
где Кэф(ф), Кэф(об), Кэф(к) - соответственно коэффициенты сохранения эффективности по функциям, оборудованию и качеству выполнения требуемых функций для средств связи, а Эоф, Эооб, Эок, эффективность образца ТС и АСУ с учетом возможных отказов по функциям, применяемого оборудования и качеству выполнения функций по предназначению. Например, если мощность передатчика радиостанции Р-166 установлена в эксплуатационной документации 1000 ± 200 Вт, а измеренное значение мощности составляет 700 Вт, а по предназначению данная радиостанция с измеренной мощностью позволяет обеспечить связь из максимально удаленной точки развертывания (назначенной ей в соответствии с задачей части), то данная радиостанция будет считаться готовой к применению по назначе-
ни^ если Кэф(ф)р-1бб — ^ — ^ — 0,875 - Кэф(ф)р-1ббтр , где Кэф(ф)Р-166тр - требуемое
значение коэффициента сохранения эффективности по качеству выполнения функции по предназначению. Аналогичным образом определяются коэффициенты сохранения эффективности по функциям и применяемому оборудованию. То есть при выполнении задач по предназначению используется, как правило, один из заложенных режимов, например, если радиостанция обеспечивает связь в телефонном режиме, то она готова к применению даже при неработоспособности в телеграфном режиме, а также при отказах оборудования, не участвующего в заданном режиме работы.
Готовность образца ТС и АСУ к применению по назначению по заданным функциям, требуемому качеству их выполнения и используемому для этого оборудованию можно оценивать по показателю готовности - коэффициенту готовности [2]: вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в данный момент времени.
Примечания.
1. При выборе рассматриваемого момента времени могут исключаться планируемые периоды, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается.
2. Помимо мгновенного (нестационарного) коэффициента готовности могут использоваться: средний коэффициент готовности, определяемый как среднее значение мгновенного коэффициента готовности за данный интервал времени, и стационарный коэффициент готовности, определяемый как предел мгновенного коэффициента готовности при стремлении рассматриваемого момента времени к бесконечности.
При этом первое примечание не рассматривается по причине того, что неизвестно время прихода команды на применение ТС и АСУ, а значит неизвестны планируемые периоды, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается.
кп , (6)
Т + гш
где Кг1 - коэффициент готовности /-того образца ТС и АСУ, Т - средняя наработка между отказами /-того образца ТС и АСУ, а Твг- - среднее время восстановления /-го образца ТС и АСУ. Однако коэффициент готовности, определяемый по выражению (6) не вполне корректно отражает истинную картину, так как время восстановления не учитывает организационные потери, а системе связи без разницы почему не может применяться образец ТС и АСУ, например, по причине отсутствия специалиста по ремонту или по причине отсутствия запасной части. Более истинную картину будет отражать
Кп =-ТТ-, (7)
Т + Т + т
ого
где Тош- - время организационных потерь при восстановлении /-го образца ТС и АСУ.
Средний коэффициент готовности образца ТС и АСУ можно определять и статистически
К (/) = Тр, (8)
где Тр - суммарное время нахождения образца ТС и АСУ в работоспособном состоянии за период времени существенно превышающим время применения по назначению, в течение которого образец ТС и АСУ может восстанавливаться при отказах или боевых повреждениях.
Зная индивидуальные коэффициенты готовности образцов ТС и АСУ, можно сделать вывод о готовности парка ТС и АСУ за установленный период времени (/). Готовность парка объектов (воинской части) - это от-
63
ношение числа работоспособных объектов к общему числу объектов парка в рассматриваемый момент времени [2]. Данное определение содержит физический смысл готовности парка объектов и показывает какая часть из общего количества объектов по штату находится в работоспособном состоянии. То есть для определения готовности парка объектов воинской части необходимо определить количество отказавших образцов ТС и АСУ, тогда
К — N - ) — N«)
Кгп —^^ ' (9)
где N0(t) - количество отказавших образцов ТС и АСУ, а - количество работоспособных образцов ТС и АСУ, N - количество образцов ТС и АСУ воинской части, имеющихся в наличии (кроме сверхштатных). При этом следует внести поправку в коэффициенты готовности и образцов ТС и АСУ и соответственно в коэффициент готовности парка ТС воинской части через коэффициенты сохранения эффективности, тогда можно перейти от понятия работоспособности образца (парка) ТС к понятию готовности к применению по назначению.
Ки — 1 - (1 - ТТ1. Т )х (1 - К* Ь (10)
1 вг опг
где Киг1 - коэффициент готовности 1-го образца ТС и АСУ с учетом его избыточности, а Кэфг - коэффициент сохранения эффективности 1-го образца ТС и АСУ с учетом его избыточности.
Требования по обеспеченности воинских частей устанавливается системой связи (ее подсистемой управления). Обоснованность установления требований по обеспеченности воинских частей можно проверить из приведенных выше выражений исходя из потенциально заложенных возможностей по надежности образцов ТС и АСУ и имеющихся ресурсов системы ТОС и АСУ (наличие ремонтных и групповых комплектов, запасных частей и другого военно-технического имущества (ВТИ) для восстановления ТС и АСУ и ее обслуживания, наличия, диагностического и метрологического оборудования, наличие специалистов по ремонту ТС и АСУ и его квалификация, эффективности управления системой ТОС и АСУ), которые и определяют время организационных потерь в коэффициентах готовности образцов ТС и АСУ.
Кроме того, необходимо учесть еще одну особенность мобильных образцов ТС и АСУ - комплексность. Мобильный образец ТС и АСУ состоит из следующих составных частей:
средства связи - обеспечивается ТОС и АСУ; базовое шасси:
автомобильное - обеспечивается автотехническим обеспечением; бронетанковое - обеспечивается танкотехническим обеспечением; средства инженерного вооружения - обеспечивается инженерно-техническим обеспечением;
средства РХБЗ - обеспечивается техническим обеспечением РХБЗ; измерительная техника - обеспечивается метрологическим обеспечением.
То есть на обеспеченность воинских частей ТС и АСУ, готовой к применению по назначению, будут оказывать влияние не только система ТОС и АСУ, но и другие подвиды технического обеспечения, тогда для понимания полной картины необходима оценка эффективности взаимодействия системы ТОС и АСУ с другими подсистемами технического обеспечения:
автотехническое обеспечение; танкотехническое обеспечение; инженерно-техническое обеспечение; техническое обеспечение РХБЗ; метрологическое обеспечение.
Таким образом, оценка качества функционирования системы ТОС и АСУ должна складываться из четырех составляющих оценок:
оценка системы ТОС и АСУ, как элемента вышестоящих систем связи и системы МТО;
оценка системы ТОС и АСУ по ее производственной деятельности; оценка взаимодействия системы ТОС и АСУ с подсистемами технического обеспечения, влияющих на готовность ТС и АСУ к применению по назначению;
оценка системы ТОС и АСУ по обеспеченности необходимыми внешними ресурсами.
2. Порядок проверки и оценки системы ТОС и АСУ Порядок проверки и оценки состояния вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации определен приказом МО РФ [3], который может быть применен с определенной корректировкой для оценки системы ТОС и АСУ.
В настоящей методике должно быть 4 раздела, по которым оценивается система ТОС и АСУ:
I раздел. Производственная деятельность системы ТОС и АСУ.
II раздел. Взаимодействие системы ТОС и АСУ с обеспечивающими подсистемами составных частей ТС и АСУ.
III раздел. Обеспечение общих требований к системе ТОС и АСУ.
IV раздел. Обеспеченность системы ТОС и АСУ необходимыми внешними ресурсами.
Первый раздел оценки системы ТОС и АСУ является основным, остальные разделы - дополнительные.
Производственная деятельность системы ТОС и АСУ. Производственная деятельность системы ТОС и АСУ проверяется и оценивается путем проверки и оценки обеспеченности воинской части ТС и АСУ.
1. Порядок обоснования требований обеспеченности воинской части ТС и АСУ.
Основным показателем оценки производственной деятельности системы ТОС и АСУ является обеспеченность воинской части ТС и АСУ (только для составной части - средства связи и АСУ) готовой к применению по назначению.
Таким образом, требования по обеспеченности воинской части ТС и АСУ, готовой к применению по назначению, определяется:
а) рассчитываются ориентировочные средние коэффициенты готовности образца ТС и АСУ по группам ТС и АСУ (только по составной части - средства связи и АСУ):
~ = -~ 7 ~ (11)
т. + т . + т .
^оп/
I
~ IЩ/ х Т/
где Т/ = -: Т - средняя наработка между отказами ¿-го образца
1
техники ТС и АСУ (приведена в формулярах), I - количество типов ТС и
I
Iп/ х Тв/
АСУ в группе; Тв/ = -—I-: Тв1- - потенциально возможное (или требу-
1п/
1
емое) среднее время восстановления ¿-того типа ТС и АСУ /-той группы {реальное время восстановления при агрегатном методе ремонта с учетом наличия ремонтных и групповых комплектов, диагностического оборудования и требуемой квалификации специалистов по ремонту составляет для ТС и АСУ нового парка - 1,5...3,5 часа, для ТС и АСУ старого парка - 3...6 часов, хотя заводы изготовители в формулярах декларируют 20. 30 ми-I
1 п/ х Топ/
нут}; Топ/ = -—I-: Топ1- - минимально возможное (требуемое) сред-
1п/
1
нее время организационных потерь на ремонт 1-того типа ТС и АСУ /-той группы {реальное время организационных потерь в основном складывается из ожидания специалиста по ремонту, готовности диагностического оборудования и доставки необходимых запасных частей и составляет от 1 до 5 суток}; / - номер группы ТС и АСУ;
б) рассчитываются ориентировочные средние коэффициенты сохранения эффективности образца ТС и АСУ по группам ТС и АСУ:
Кэф1 = Кэф(ф)/ х Кэф(об)/ х Кэф(к)/ , (12)
в) корректируются ориентировочные средние коэффициенты готовности с учетом избыточности по функциям, оборудованию и допустимым ухудшением параметров по коэффициенту сохранения эффективности:
= 1 - (1 - Кг7)X (1 - Кэф]), (13)
г) рассчитывается ориентировочное количества возможных отказов (Ио) при заданной достоверности по всем образцам и группам ТС и АСУ воинской части. Расчет производится по скорректированной формуле Бер-нулли:
= / (N, К-, Я), (13)
где Б - заданная достоверность.
Примечание: корректировка формулы Бернулли выполнена имитационным моделированием, так как ориентировочные средние коэффициенты готовности с учетом избыточности различаются между собой, а формула Бернулли позволяет рассчитывать количество возможных отказов только с одинаковыми коэффициентами готовности. Программа имитационной модели выполнена в МаШСАБ 15.
д) рассчитывается достигаемая обеспеченность воинской части ТС и АСУ в соответствии с имеющимися ремонтными и групповыми комплектами, диагностическим оборудованием, специалистами по ремонту и техническому обслуживанию, их квалификацией.
Требуемая обеспеченность воинской части ТС и АСУ может быть установлена старшим начальником, исходя из потребностей системы связи.
Критерием обеспеченности является Коб(части) > Коб(части)тр.
Установление градаций обеспеченности воинской части ТС и АСУ в зависимости от качества управления войсками (силами) позволяет оценивать систему ТОС и АСУ по 4-балльной системе. Возможные градации обеспеченности приведены в табл. 1.
Примечание: для воинской части определяются:
Коб(части)тр - требуемое значение обеспеченности ТС и АСУ;
Коб(части)рез - требуемое значение обеспеченности резерва ТС и АСУ (по нему рассчитывается уровень снижения обеспеченности с учетом отсутствия резерва: Коб(части)р .тт = Коб(части)тр — Коб(части)рез );
Коб(части)упр - требуемое значение обеспеченности, при котором еще возможно управления войсками (силами).
Определение различных градаций степени обеспеченности воинской части ТС и АСУ определяется экспертным путем, исходя из требований к управлению войсками (силами).
Определение различных градаций степени обеспеченности воинской части ТС и АСУ определяется экспертным путем, исходя из требований к управлению войсками (силами).
2. Порядок проверки обеспеченности воинской части ТС и АСУ. Общий порядок проверки готовности образцов ТС и АСУ определен в приказе МО РФ [3]. Проверяется только составная часть - средства связи образца ТС и АСУ, при этом фиксируется ее готовность (готова к приме-
67
нению по назначению - не готова) и устанавливается количество не готовых образцов ТС и АСУ (количество отказавших образцов). Далее определяется реальная обеспеченность воинской части ТС и АСУ.
Таблица 1
Критерии оценки обеспеченности воинской части_
Оценка обеспеченности Состояния обеспеченности Критерий оценки
Отлично Воинская часть обеспечена ТС и АСУ -Коб(части) ^ Коб(части)тр
Хорошо Воинская часть обеспечена ТС и АСУ, однако резерв ТС и АСУ ниже установленного значения Коб(части)тр > Коб(части) ^ Коб(части)р.тр
Удовлетворительно Воинская часть ограниченно обеспечена ТС и АСУ, управление войсками и силами возможно Коб(части)р.тр>Коб(части) ^ Коб(части)упр
Неудовлетворительно Воинская часть не обеспечена ТС и АСУ, управление войсками и силами невозможно Кобчасти < Кобчастиупр.
Определение готовности средств связи образцов ТС и АСУ можно фиксировать при отказах ТС и АСУ на действующих связях, это более действенный способ, так как определение готовности путем проверки правильности функционирования достаточно трудоемка. Наиболее эффективный способ проверить готовность средств связи - проверка путем установления и ведения связи либо с подыгрышем средствами проверяющего, либо между проверяемыми средствами, обеспечивая связь по задачам предназначения воинской части.
Критерии оценки (требования) готовности средств связи приведены в табл. 2.
При необходимости сделать выборку образцов ТС и АСУ для проверки готовности к применению по назначению предпочтение следует отдавать ТС и АСУ, выработавшей более 60% своего ресурса, готовность остальных средств связи можно проверить по каточкам учета недостатков в состоянии и содержании машин (средств связи) [4] на каждый образец ТС и АСУ.
Все образцы, находящиеся в любом ремонте, считаются не готовыми к применению по назначению.
Примечание: время на устранение выявленных недостатков при определении готовности к применению (£тос) рекомендуется устанавливать исходя из важности и приоритетности боевой задачи, выполняемой конкретным средством связи, и может находиться от 0,5 до 4 часов.
Взаимодействие системы ТОС и АСУ с обеспечивающими подсистемами составных частей ТС и АСУ.
При проверке взаимодействия с обеспечивающими подсистемами составных частей образцов ТС и АСУ проверяется взаимодействие системы ТОС и АСУ с подсистемами:
автотехнического обеспечения; танкотехнического обеспечения; инженерно-технического обеспечения; технического обеспечения РХБЗ; метрологического обеспечения,
путем проверки готовности составных частей образцов ТС и АСУ.
Таблица 2
Критерии оценки (требования) готовности средств связи
Готовность средств связи образца ТС и АСУ Предъявляемые требования
Готово к применению по назначению Образец пригоден к боевому применению (использованию по назначению) с учетом его избыточности. Устройства, влияющие на обеспечение электробезопасности, работоспособны. Аккумуляторные батареи, входящие в состав средств связи заряжены не менее чем 80 % номинальной мощности. Не израсходован установленный в эксплуатационной документации ресурс средств связи. Выявленные недостатки в готовности к применению по назначению устранены личным составом средств связи или ремонтными органами воинской части за установленное время (1тос) с использованием имеющихся ЗИП-О или ремонтных и групповых комплектов в воинской части.
Не готово к применению по назначению Не выполнение любого требования из перечисленных выше
Общий порядок проверки готовности составных частей образцов ТС и АСУ определен в приказе МО РФ [3].
Базовые шасси (автомобильные и бронетанковые) всех образцов ТС и АСУ проверяются контрольным пробегом установленным на марш расстоянием (от 5 до 20 км).
Электропитающие средства, входящие в состав образцов ТС и АСУ и электропитающие аппаратные, проверяются 100% путем контрольного пуска и контрольной наработкой с подачей и включением питания на средства связи от 30 минут до 2 часов.
Фильтровентиляционные установки (ФВУА) проверяются выборочно путем измерения подпора воздуха внутри аппаратных связи.
Измерительная техника образцов ТС и АСУ проверяется выборочно путем проверки их наличия, внешнего состояния и годности сроков их поверки с отметкой в паспортах.
Критерии готовности составных частей к применению по назначению приведены в табл. 3.
Примечание: если требования по различным составным частям не выполняются на одном образце ТС и АСУ, то считается не готовым один образец.
Далее рассчитывается обеспеченность воинской части по составным частям ТС и АСУ (Коб(части)сч).
Взаимодействие системы ТОС и АСУ с обеспечивающими подсистемами составных частей ТС и АСУ обеспечено при Коб(части)сч > Коб(части)р.тр, в противном случае взаимодействие не обеспечено.
Таблица 3
Критерии (требования) готовности составных частей _образца ТС и АСУ_
Готовность составных частей образца ТС и АСУ Предъявляемые требования
Готово к применению по назначению Составная часть образца ТС и АСУ пригодна к боевому применению (использованию по назначению) с учетом его избыточности: - устройства, влияющие на обеспечение электробезопасности и безопасного движения на дорогах работоспособны; - имеет установленный запас ресурса; - средства запуска силовой установки (аккумуляторные батареи, воздушные баллоны) обеспечивают запуск двигателя; - объекты гостехнадзора зарегистрированы (учтены), имеют разрешение на ввод их в эксплуатацию, прошли техническое освидетельствование; - не обнаружены отказы при контрольном пробеге базовых шасси; - не обнаружены отказы электропитающих средств при контрольной наработке; - подпор воздуха в аппаратной соответствует требованиям эксплуатационной документации; - измерительная техника в наличие, годность по срокам поверки с отметкой в паспортах подтверждена и внешнее состояние позволяет их применять. Выявленные недостатки в готовности к применению по назначению устранены личным составом средств связи или ремонтными органами воинской части за установленное время (1тос) с использованием имеющихся ЗИП-О или ремонтных и групповых комплектов в воинской части.
Не готово к применению по назначению Не выполнение любого требования из перечисленных выше
Обеспечение общих требований к системе ТОС и АСУ. Общие требования к системе ТОС и АСУ проверяются и оцениваются так же, как и любой элемент системы связи и системы МТО. В основном, требования системы МТО к своему элементу - системе ТОС и АСУ определяются ее производственной деятельностью, а общие требования совпадают с требованиями системы связи. Таким образом, достаточно рассмотреть особенности общих требований системы связи к своему элементу - системе ТОС и АСУ:
боевая готовность;
мобильность;
разведзащищенность ;
пропускная способность;
устойчивость;
доступность;
управляемость.
Боевая готовность содержит следующие требования:
а) укомплектованность воинских частей и подразделений личным составом;
б) обеспеченность вооружением и военной техникой (ВВТ) и другими материальными средствами;
в) поддержание в исправном состоянии и готовности к боевому применению ВВТ;
г) морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях;
д) состояние боевой подготовки, слаженность подразделений воинских частей;
е) состояние боевого дежурства в воинской части;
ж) уровень подготовленности командиров и штабов к управлению подчиненными подразделениями воинской части.
По пунктам а), б), в), д) и ж) общие требования проверяются в других разделах проверки и оценки системы ТОС и АСУ, подразделения ТОС и АСУ воинской части не несут боевого дежурства (нет необходимости проверки по пункту е). Остается только пункт г), который проверяется в рамках общей проверки элементов системы связи, в том числе и системы ТОС и АСУ.
Мобильность проверяется и оценивается в рамках раздела «Взаимодействие системы ТОС и АСУ с обеспечивающими подсистемами составных частей ТС и АСУ».
Пропускная способность для системы ТОС и АСУ есть производительность ремонтных и обслуживающих подразделений, которая проверяется в рамках - производственная деятельность системы ТОС и АСУ.
Устойчивость содержит следующие общие требования:
живучесть;
помехоустойчивость;
надежность.
Общие требования по помехоустойчивости не распространяются на элементы системы ТОС и АСУ, в соответствии с производственной деятельностью. Надежность ТС и АСУ, в том числе и диагностического оборудования аппаратных технического обеспечения проверяется и оценивается в производственной деятельности системы ТОС и АСУ. Остаются общие требования по живучести, которые должны проверяться и оцениваться в рамках общей проверки элементов системы связи, в том числе и системы ТОС и АСУ.
Доступность и управляемость, заложены аналогичным образом в другие разделы проверки и оценки системы ТОС и АСУ.
Таким образом, общие требования системы связи по боевой готовности в части морально-психологического состояния личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях и живучести должны проверяться и оцениваться в рамках общей проверки элементов системы связи, в том числе и системы ТОС и АСУ.
Система ТОС и АСУ по общим требованиям оценивается по двух бальной системе - соответствует или не соответствует.
Обеспеченность системы ТОС и АСУ необходимыми внешними ресурсами включает:
обеспеченность горюче-смазочными материалами (ГСМ) базовых шасси и электропитающих средств;
обеспеченность эксплуатационно-расходными материалами для технического обслуживания всех составных частей образцов ТС и АСУ; обеспеченность ремонтными и групповыми комплектами; обеспечение восполнения израсходованных ремонтных, групповых комплектов и комплектов ЗИП-О;
обеспеченность ресурсом старшего начальника по выполнению ремонтов (по техническому состояния, средних и капитальных).
Требования по обеспеченности системы ТОС и АСУ необходимыми внешними ресурсами представлены в табл. 4.
Проверка требований по обеспеченности системы ТОС и АСУ необходимыми внешними ресурсами выполняется выборочно внешним осмотром (замерами) и по документам.
Таблица 4
Требования по обеспеченности системы ТОС и АСУ _необходимыми внешними ресурсами_
Обеспеченность системы ТОС и АСУ внешними ресурсами Предъявляемые требования
Обеспечена Воинская часть обеспечена: ГСМ базовых шасси и электропитающих средств не ниже 80% (образцы ТС и АСУ заправлены всеми видами ГСМ и специальными жидкостями соответствующих сортов и марок не менее 80% от нормы; эксплуатационно-расходными материалами для технического обслуживания всех составных частей образцов ТС и АСУ не ниже 70%; обеспеченность ремонтными и групповыми комплектами не ниже 90%; обеспечение восполнения израсходованных ремонтных, групповых комплектов и комплектов ЗИП-О в течение 3 месяцев не ниже 90%; обеспеченность ресурсом старшего начальника по выполнению ремонтов (по техническому состояния, средних и капитальных) в соответствии с межремонтными сроками и решениями (в соответствии с административными расследованиями) по выполнению ремонтов по техническому состоянию.
Не обеспечена Не выполнение любого требования из перечисленных выше.
Общая оценка системы ТОС и АСУ воинской части выставляется по совокупности оценок всех разделов. Каждая отрицательная оценка дополнительного раздела снижает на одну градацию оценку основного раздела.
Оценка системы ТОС и АСУ соединения (объединения) выставляется по совокупности оценок входящих в них воинских частей и оценивается по двухбалльной системе - удовлетворительно или неудовлетворительно. Оценка удовлетворительно системе ТОС и АСУ соединения (объ-
единения) выставляется, если все подчиненные воинские части имеют оценку не ниже Удовлетворительно (воинская часть ограниченно обеспечена ТС и АСУ, управление войсками и силами возможно).
Список литературы
1. Приказ МО РФ № 22-2018 дсп «Об утверждении Руководства по техническому обеспечению связи и автоматизированных систем управления Вооруженных Сил Российской Федерации».
2. ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения».
3. Приказ МО РФ № 605 -2017 дсп «Об утверждении Руководства по проверке и оценке состояния вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации.
4. Приказ МО РФ № 969- 2013 «Об утверждении Руководства по содержанию вооружения и военной техники общевойскового назначения, военно-технического имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Морозов Александр Викторович, доцент, moroz19558@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,
Самохвалов Александр Аркадьевич, адъюнкт, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного,
Сирко Николай Николаевич, адъюнкт, radistgraviy@inbox. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного
METHODOLOGY FOR EVALUATING THE COMMUNICATION TECHNICAL SUPPORT SYSTEM AND AUTOMATED CONTROL SYSTEMS
A.V. Morozov, A.A. Samokhvalov, N.N. Sirko
The article presents a methodology for evaluating the communication technical support system and automated control systems. The procedure for checking and evaluating the communication technical support system and automated control systems is considered.
Key words: system of technical support of communication and automated control systems, provision, estimation, availability factor.
Morozov Alexander Viktorovich, candidate of technical sciences, docent, moroz19558@yandex. ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S.M. Budyonny,
Samokhvalov Alexander Arkadevich, postgraduate, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S. M. Budyonny,
Sirko Nikolay Nikolaevich, postgraduate, radistgraviy@inbox. ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marsha la Soviet Union S.M. Budyonny
УДК 355.54
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЕМЫХ
С.В. Новгородцев, И.В. Трапезников, Н.К. Кадуцков
Показано, что использование устройств контроля психофизиологического состояния обучаемых при подготовке специалистов связи повышает результативность занятий.
Ключевые слова: психофизиологическое состояние, работоспособность, учебно-тренировочные средства.
Возможности современных учебно-тренировочных средств способствуют повышению результативности учебных занятий. Для подготовки специалистов связи в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище в учебном процессе используются учебно-тренировочные средства с возможностью контроля психофизиологического состояния курсантов [1, 2]. Контроль психофизиологического состояния широко используется в медицине и спорте. Средства контроля психофизиологического состояния, используемые в учебном процессе, слабо изучены. Целью работы является изучение возможностей устройства контроля психофизиологического состояния из состава учебно-тренировочного комплекса для подготовки специалистов связи.
Возбуждение, перевозбуждение, утомление и переутомление нормальные явления для любого человека и тем более для курсанта военного учебного заведения. Как влияют вышеуказанные явления, а также состояние здоровья, уровень подготовленности и мотивации, психологический климат в коллективе и многое другое на психофизическое состояние и усвоение учебного материала обучаемым? Помогут ли показатели психофизиологического состояния обучаемых преподавателю в повышении результативности проведения учебных занятий? Ответы на эти вопросы даст опыт использования средства психофизиологического контроля в учебном процессе.
Психофизиологическое состояние обучаемых определялось по изменчивости ритма сердца с помощью модуля оценки психофизиологического состояния, представленный на рис. 1.
Сужение и расширение сосудов под действием артериальной пульсации кровотока, фиксируется оптическим плетизмографом модуля оценки психофизиологического состояния, изменяя амплитуду сигнала на выходе модуля. Изменчивость ритма сердца на воздействие внешний факторов