Научная статья на тему 'Обобщённый анализ эффективности восстановления техники связи'

Обобщённый анализ эффективности восстановления техники связи Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗЬ / COMMUNICATION / ТЕХНИКА СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / COMMUNICATION TECHNOLOGY AND MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ / TECHNICAL SUPPORT COMMUNICATION AND CONTROL SYSTEMS / СИСТЕМА ВОССТАНОВЛЕНИЯ / РЕМОНТ / REPAIR / РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ / MAINTAINABILITY / RECOVERY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Буров Виктор Алексеевич, Сафонов Александр Алексеевич, Ревунов Сергей Вадимович

Выход из строя техники связи и автоматизированных систем управления в пожарных частях ГПС МВД РФ приводит к значительному снижению укомплектованности ею и, вследствие этого, к срыву выполнения поставленных задач. Предложенный обобщенный анализ позволяет учесть все факторы, влияющие на процесс восстановления как отдельного образца, так и системы связи в целом, и сформировать концептуальную модель процесса восстановления техники связи ремонтными органами системы технического обеспечения связи и АСУ ГПС МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Буров Виктор Алексеевич, Сафонов Александр Алексеевич, Ревунов Сергей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POOLED ANALYZES OF MANAGEMENT EFFICIENCY

Failure of communication equipment and automated control systems by the fire of the State Fire Service of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, leads to a significant reduction in staffing it and, as a consequence of this, to the disruption of assigned tasks. Proposed generalized analysis allows to take into account all the factors affecting the recovery process as a single sample and the communication system and create a conceptual model of the recovery process communication equipment repair bodies of technical communications and automated control systems of the State Fire Service of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Обобщённый анализ эффективности восстановления техники связи»

УДК 654.9

ОБОБЩЁННЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНИКИ СВЯЗИ

© 2014 г. В.А. Буров, А.А. Сафонов, С.В. Ревунов

Буров Виктор Алексеевич - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Техносферная безопасность и природообустройст-ва», Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет». Тел. (8635) 22-30-50. E-mail: BVA1960@yandex.ru

Сафонов Александр Алексеевич - доцент, кафедра «Техносферная безопасность и природообустройства», Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кор-тунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет». Тел. (8635) 22-30-50. E-mail: saf-alecx@yandex.ru

Ревунов Сергей Вадимович - канд. экономич. наук, ассистент, кафедра «Физика», Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет». Тел. (8635) 22-64-00. E-mail: revunovsergei@mail.ru

Burov Victor Alexeevich - Candidate of Technical Sciences, assistant professor, department «Technosphere Safety and Environmental Engineering», academician Kortunov Novocherkassk Engineering Institute Reclamation «Don State Agrarian University». Ph. (8635) 22-30-50. E-mail: BVA1960@yan-dex.ru

Safonov Alexander Alexeevich - assistant professor, department «Technosphere Safety and Environmental Engineering», academician Kortunov Novocherkassk Engineering Institute Reclamation «Don State Agrarian University». Ph. (8635) 22-30-50. E-mail: saf-alecx@yandex.ru

Revunov Sergey Vadimovich - Candidate of Economical Sciences, assistant, department «Physics», academician Kortunov Novocherkassk Engineering Institute Reclamation «Don State Agrarian University». Ph. (8635) 22-64-00. E-mail: revunov sergei@mail.ru

Выход из строя техники связи и автоматизированных систем управления в пожарных частях ГПС МВД РФ приводит к значительному снижению укомплектованности ею и, вследствие этого, к срыву выполнения поставленных задач. Предложенный обобщенный анализ позволяет учесть все факторы, влияющие на процесс восстановления как отдельного образца, так и системы связи в целом, и сформировать концептуальную модель процесса восстановления техники связи ремонтными органами системы технического обеспечения связи и АСУ ГПС МВД РФ.

Ключевые слова: связь; техника связи и автоматизированные системы управления; техническое обеспечение связи и автоматизированных систем управления; система восстановления; ремонт, ремонтопригодность.

Failure of communication equipment and automated control systems by the fire of the State Fire Service of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, leads to a significant reduction in staffing it and, as a consequence of this, to the disruption of assigned tasks. Proposed generalized analysis allows to take into account all the factors affecting the recovery process as a single sample and the communication system and create a conceptual model of the recovery process communication equipment repair bodies of technical communications and automated control systems of the State Fire Service of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Keywords: communication; communication technology and management information systems; technical support communication and control systems; recovery; repair; maintainability.

Система связи Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГПС МВД РФ) является элементом системы управления и предназначена для решения задач сбора, обработки и обмена информацией в интересах пользователей (должностных лиц органов управления ГПС МВД РФ).

Количество задействованных в системе связи техники связи и автоматизированных систем управления (ТС и АСУ, далее ТС) определяются требованиями, предъявляемыми к системе управления силами и средствами ГПС МВД РФ в ходе применения по сво-

ему назначению, основным из которых является устойчивость.

Анализ работ, посвященных исследованию устойчивости функционирования системы связи в прогнозируемых условиях воздействия, показывает, что показатели устойчивости, характеризующие процесс управления силами и средствами, зависят от различных видов избыточности, закладываемой как в отдельный образец ТС, так и в систему связи в целом.

Вводимая для повышения устойчивости в систему связи определенная избыточность в виде резерва сил и средств связи предназначена как для оператив-

ного восстановления системы связи [1], так и решения случайно возникающих задач на оперативно-техническом уровне восстановления системы связи. Теоретически можно считать, что:

кусс _ кутс + Крезсс, где КУСС - коэффициент устойчивости системы связи; КУТС - коэффициент устойчивости средств связи; КрезСС - резерв СС.

Нетрудно увидеть, что резервный ресурс сил и средств связи в зависимости от интенсивности воздействия негативных факторов на систему связи через определенное время будет исчерпан полностью, если не принимать меры по его восполнению.

Для этой цели в составе системы связи создается и функционирует система технического обеспечения связи и автоматизированного управления (ТОС и АУ), в задачу которой и входит содержание и восполнение резерва средств связи за счет создаваемых подсистем снабжения и восстановления, а также поддержание в работоспособном состоянии задействованных в системе связи средств.

Система ТОС и АУ функционирует в рамках системы связи при сочетании принципов единства и автономности. Для оценки ее роли, как подсистемы системы связи, проведем краткий анализ последней.

Выход из строя техники связи и автоматизированных систем управления в пожарных частях ГПС МВД РФ в результате неблагоприятных воздействий среды применения, физико-географических и климатических условий в зоне ответственности использования противопожарных сил и средств, а также по причине эксплуатационных отказов и низкой квалификации личного состава приводит к значительному снижению укомплектованности ею и, вследствие этого, к срыву выполнения поставленных задач.

Поэтому, в целях поддержания требуемой укомплектованности ТС, возникает необходимость восполнения потерь в технике связи и проведения мероприятий по поддержанию её в готовности к применению, обеспечению безотказной работы, быстрого восстановления (ремонта) при повреждениях и возвращения в строй, которые возложены на систему технического обеспечения связи и автоматизированного управления.

Одной из важных задач системы ТОС и АУ по восполнению потерь в ходе выполнения задач по предназначению, является восстановление поврежденной (отказавшей) техники связи в ремонтных органах. Эффективность восстановления ТС, наряду с такими факторами, как ее ремонтопригодность, квалификация персонала, совершенство технологии ремонта, во многом зависит от наличия и рациональной структуры ЗИП и его использования в процессе ремонта.

Система восстановления (СВ), являясь подсистемой ТОС и АУ, реализующая процесс восстановления ТС, относится к классу больших и сложных систем,

что диктует необходимость рассмотрения проблемы повышения его эффективности с позиций системного подхода. Только он позволяет связать внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс восстановления, учесть требования, предъявляемые вышестоящей системой, подсистемой которой является рассматриваемая система восстановления.

Использование такого подхода позволяет выделить рассматриваемую систему из окружающей среды и получить информацию, необходимую в дальнейшем для определения природы и целевого состояния среды системы, формирования на этой основе критерия эффективности функционирования СВ и целевой функции, неуправляемых и управляемых переменных и ограничений, и, в итоге, разработать модель для принятия окончательных решений.

Так как объектом исследования является СВ, то представляется значимым провести некоторый анализ ее структуры, протекающих в ней процессов, а также определиться с терминологией. Учитывая наличие различных определений терминов «восстановление» и «ремонт», необходимо уточнить их содержание и соотношение.

Общепринятое представление термина восстановление [2] технических систем определяется как процесс перевода объекта в работоспособное состояние из неработоспособного и включает в себя операции: идентификацию отказа, наладку или замену отказавшего модуля, регулировку и контроль технического состояния элементов объекта и операцию контроля работоспособности объекта в целом. В этих же источниках приводится определение процесса ремонта, под которым понимается перевод объекта как из неработоспособного состояния в работоспособное, так и из предельного состояния в работоспособное, при котором происходит восстановление ресурса объекта в целом. Причём, наряду с разборкой, дефектовкой, сборкой и др. операциями, в него входит и восстановление путём наладки или замены отдельных блоков, деталей и сборочных единиц. Иными словами, единичное восстановление рассматривается как составная часть любого вида ремонта в различных условиях действий сил и средств ГПС.

В ряде руководящих документов, в различных работах по вопросам технического обеспечения [3, 4] термин восстановление рассматривается как понятие, охватывающее весьма широкий круг операций, эвакуацию, ремонт повреждённой техники и ее возвращение (доставку) месту применения. В данном случае с системных позиций процесс восстановления может рассматриваться как процесс обеспечения требуемых состояний совокупности ТС. То есть, в этом случае, понятие восстановления обладает большей общностью по сравнению с ремонтом отдельных образцов ТС, поэтому, учитывая предмет исследования, а именно технологическую сторону восстановления ТС, в дальнейшем будет рассматриваться представление процесса восстановления в соответствии с [1] и система, его реализующая.

Система восстановления, ее структура зависит прежде всего от ожидаемых воздействий на систему связи при ее использовании по назначению, приводящих к материальным потерям в виде поврежденных образцов ТС, различной степени сложности восстановления. Проведенные расчёты по методикам [2] выхода из строя ТС при различных видах и способах применения средств пожаротушения, а при оценке потребностей в восстановлении ТС использовались вероятности выхода из строя в соответствии с отчетом [1], а также учитывались существующие взгляды в развитых странах мира по преимущественному выходу из строя объектов системы связи и нарушения управления ПЧ ГПС.

Исследования показали, что одной из важных причин низкой производительности ремонтных органов является несоответствие существующих, предлагаемых в [1] комплектов ЗИП, потребностям данных органов в типовых элементах замены (ТЭЗ), используемых для восстановления. В этом случае (при использовании данных комплектов в ремонтных органах), для поддержания требуемой укомплектованности система ТОС и АУ вынуждена компенсировать низкую производительность ремонтного органа за счет поставки в систему связи работоспособных образцов, в силу чего терпит затраты на их содержание, связанные с созданием запасов, хранением, транспортировкой, обслуживанием, ремонтом, а в ходе выполнения задач по предназначению ее своевременную доставку и ввод в эксплуатацию.

Это обстоятельство обусловлено тем, что комплекты ЗИП-Р1(2) формируются на основе статистических данных эксплуатационной надежности рассматриваемой аппаратуры, а предлагаемая в учебнике [3] методика создания ЗИП не учитывает многие факторы кратных дефектов и повреждений ТС. Основными из них являются:

- структура комплектов не отвечает реальным потребностям ремонтных органов в ТЭЗ при восстановлении поврежденной техники. Так, при повреждениях базовых несущих конструкций (БНК) РЭМ, закладываемых в ЗИП, приводит к ситуациям, когда для восстановления работоспособного состояния образца необходимы ТЭЗ верхнего уровня разукрупнения;

- несогласованность номенклатуры ТЭЗ с технологическими возможностями ремонтных органов по их замене и структурой ТС. Данное обстоятельство сказывается на времени восстановления образцов и на производительности ремонтного органа, особенно в периоды применения подразделениями ГПС, когда повышаются требования к временным рамкам, отводимым на ремонт ТС;

- не учитывался тот факт, что РЭМ, как и в целом образцы ТС, могут иметь различную степень повреждения, и как следствие, различную потребность в ТЭЗ для восстановления работоспособности техники связи.

Поступила в редакцию

Проведенные исследования показывают, что общее количество ТС, предназначенное для обеспечения управления действиями пожарных частей (ПЧ), превышает по основным наименованиям более 100 единиц. Кроме того, в силу экономических причин, обусловливающих невозможность одновременного перевооружения всех частей на новые (перспективные) образцы ТС, следует ожидать, что в ходе проведения операций по своему применению будут использоваться различные поколения ТС. Таким образом, учитывая разное назначение, возможности и способы использования ТС, наличие существенных отличительных особенностей образцов этого вооружения различных поколений, в ГПС находит применение более 300 его типов.

Обеспеченность процесса восстановления ТС в ремонтных органах наряду с другими факторами является важнейшей предпосылкой для достижения высокой их производительности и определяется, в том числе, уровнем внедрения результатов научных разработок вопросов управления запасами, в перечень которых входят вопросы формирования, комплектации и оперативное распределение создаваемых ЗИП для обеспечения процесса восстановления техники связи.

Выводы

1. Проведенные исследования показали, что одной из основных и нерешенных на сегодняшний день задач обеспечения процесса восстановления поврежденной ТС в ремонтных органах является задача оперативного управления при распределении имеющегося количества ТЭЗ различного уровня разукрупнения в ЗИП при ремонте группы однотипных объектов.

2. Исходя из этого существует необходимость рассмотрения совокупности взаимоувязанных задач, возникающих в подсистеме обеспечения, решение которых и позволит повысить производительность ремонтных органов и эффективность функционирования системы ТОС и АУ системы связи ГПС МВД РФ.

Литература

1. Буров В.А. Особенности условий, определяющих ТОС и АУ : итоговый отчет о НИР «Восстановление - 2» / ВАС. СПб., 1994. С. 16 - 19.

2. ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. М., 2007. 65 с.

3. Зыков В.И., Командиров А.В., Мосягин А.Б. Автоматизированные системы управления и связь: учебник / под ред. В.И. Зыкова. М., 2006. С. 632 - 655.

4. Об утверждении Наставления по службе связи ГПС МВД России: Приказ МВД России от 30 июня 2000 г. № 700. М., 2000. 221 с.

26 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.