Перспективы оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации современной военной автомобильной техникой
Полковник Ф.Ф. ЗИМИЧ
Полковник Д.В. ПЕТРУШЕНКО
Подполковник запаса Э.Р. ЧЕЛЯНОВ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Представлен анализ руководящих документов в области развития военной автомобильной техники (ВАТ), обозначены направления ее совершенствования, уточнены требования, предъявляемые к ВАТ, используемой в Арктике и районах Крайнего Севера, а также к защищенным автомобилям. Рассмотрены направления развития специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ). Предложена концепция организации технического обслуживания и ремонта указанной техники.
The paper analyzes guiding documents in the area of military wheeled equipment development naming its improvement lines, specifying the requirements set for MWE used in the Arctic and Far North, and also for protected vehicles. It examines development trends for specialized wheeled chassis and prime movers. It also proposes a conception of organizing servicing and repairs of the said equipment.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Военная автомобильная техника, опытно-конструкторская работа, государственная программа вооружения.
Military wheeled vehicles, development effort, state armaments program.
ОСНАЩЕНИЕ Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) современной военной автомобильной техникой (ВАТ) является одной из важнейших задач, поставленных руководством Министерства обороны РФ перед Главным автобронетанковым управлением (ГАБТУ) и автомобильной промышленностью России в соответствии с указаниями Президента РФ о доведении доли современного и новейшего вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) к 2020 году до значения не менее 70 %.
Этот процесс неразрывно связан с реализацией мероприятий военно-технической политики (ВТП) РФ в области развития ВАТ, включаемых в Основные направления развития ВВСТ на очередной прогнозируемый период и реализуемых в рамках предыдущей и действующей Государственных программ вооружения, утвержденных Президентом РФ.
Существенный вклад в реализацию перспективного облика ВС России и их системы вооружения в части ВАТ вносит разработанный ГАБТУ МО РФ и научно-исследовательским центром автомобильной техники (НИИЦ АТ) 3 Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) Минобороны России комплекс мероприятий, сформулированных в «Основных направлениях развития вооружения, военной и специальной техники на период до 2030 года» (ОНР-2030). На основе ОНР-2030 осуществляется разработка предложений по заданию новых и уточнению переходящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выходящих за временные рамки Государственной программы вооружений (ГПВ), и принимаются решения по проблемам, возникающим в том числе и в области создания ВАТ, включая развитие базовых и критических военных технологий1. ОНР-2030 в части ВАТ предусматривают такие направления развития, при которых основные ее виды и типы при со-
вершенствовании, главным образом эволюционным путем, способны обеспечить возможность существенного роста значений отдельных качественных характеристик образцов. Анализ особенностей развития ВАТ в РФ на протяжении последних двух десятилетий показывает, что успешное решение задачи постоянного приведения комплексных программ и планов программно-целевого развития в соответствие с динамично изменяющимися событиями в сферах экономики страны и строительства ВС, сделало возможным решение проблем управления изменениями, причем не столько на уровне организационных преобразований, сколько на уровне преобразований внутри подсистемы ВАТ с большим числом внутренних связей.
Приоритетные направления развития ВАТ на перспективу, определенные на основе выполненных исследований направлений развития видов родов войск и служб ВС РФ и с учетом имеющихся в стране научно-технического, производственно-технологического заделов, а также опыта армий зарубежных стран, сформулированы в «Концепции развития ВАТ на период до 2020 года». Положения концепции предусматривают реализацию направлений, связанных со значительными изменениями номенклатуры и количественно-качественного состава основных видов и типов ВАТ в новом облике автомобильного парка Воору-
женных Сил Российской Федерации с сохранением его эффективности при выполнении войсками боевых задач и задач по всестороннему их обеспечению.
В Указе Президента РФ от 24.04.2016 года было предписано осуществить «завершение перехода к качественно новой системе вооружения РФ и обеспечить внедрение результатов базовых военных, а также критических промышленных технологий в создаваемые перспективные образцы ВВСТ, в том числе и в ВАТ»2. В соответствии с этим, а также с утвержденным Президентом РФ и введенным в действие с 1 января 2016 года Планом обороны РФ на 2016— 2020 годы3, были скорректированы предложения по переносу сроков начала и окончания ОКР в области создания для ВС РФ ВАТ нового поколения и ее комплектующих.
Кроме того, разработанная в настоящее время «Стратегия развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года», несомненно, потребует при ее реализации корректирования определенной части краткосрочных и долгосрочных мероприятий, а также объектов, которые эти мероприятия затрагивают.
На современном этапе можно выделить два относительно самостоятельных направления в области развития перспективной ВАТ. Во-первых, это разработка военной автомобильной техники и обеспечивающих средств для применения в условиях Арктики, в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а во-вторых, интенсификация работ по созданию защищенных автомобилей (ЗА).
Актуальность первого направления продиктована тем, что в «Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»4, «Стратегии развития Арктической зоны РФ
и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»5 и «Государственной программе социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года»6 ставится задача по усилению мер контроля над воздушным, водным и сухопутным пространством в этих районах, а в ранее утвержденной концепции такое направление в развитии ВАТ, как разработка транспортных средств для применения в условиях Заполярья и Арктической зоне РФ, не было учтено.
Труднодоступность местности в Арктике определяется большим количеством болот, озер и рек, скальным валунно-гравийным грунтом, высоким залеганием грунтовых вод, а зимой — глубоким снежным покровом. До 16 % территории заболочено, многие болота — незамерзающие и непроходимые в течение всего года для колесных, а в ряде случаев и большинства гусеничных машин. Для решения задач, стоящих перед ВС РФ в Арктике, предусмотрено создание и организация производства новых, отвечающих требованиям эксплуатации в особых условиях, полноприводных транспортных средств на гусеничном, лыжно-гусеничном и колесном движителях, а также прицепов и полуприцепов к ним, подвижных средств восстановления техники в полевых условиях наряду с увеличением количества серийно выпускаемой техники в северном исполнении, в том числе изготовленной на базе полноприводных вариантов базовых, коммерческих серий. Невозможность в большинстве случаев достаточно эффективного применения существующей и перспективной бронетанковой техники в связи с потерей проходимости в рассматриваемых природно-климатических условиях обуславливает интенсификацию в развитии ВАТ направлений, связанных с разработкой и укомплектованием
соединений и частей ВС РФ для этих районов снегоболотоходными военными гусеничными машинами (ВГМ) взамен боевых машин пехоты и бронетранспортеров.
Степень полноты решения задач, выполняемых ВАТ в данных регионах, зависит от условий, в которых они эксплуатируются, а сами условия определяются совокупностью факторов, воздействующих на образец. В современную терминологию, используемую в процессе эксплуатации и ремонта изделий военной техники, в 2007 году внесены некоторые изменения (уточнения) в отношении условий эксплуатации техники. Так, например, условия, при которых использование ВАТ по назначению осуществляется при заданных для конкретного образца режимах, установленных в эксплуатационной документации, относятся к рабочим условиям. Предельные условия использования ВАТ характеризуются максимальными или минимальными режимами в течение определенного времени, установленными в эксплуатационной документации, в случае превышения (снижения) которых образец переходит в предельное состояние. Особые условия характеризуются экстремальными значениями каких-либо факторов, воздействующих на образец ВАТ. Следовательно, для отдельных образцов ВАТ, специально разработанных для использования в Арктике, экстремальные для большинства техники условия эксплуатации, могут являться рабочими.
Ввиду сложных условий масштабное наращивание военного присутствия ВС РФ в Арктике признается малопродуктивным, более результативным является размещение в этих районах частей и подразделений для решения специальных задач. Относительная автономность и специфика действий соединений и частей, дислоцированных в Арктике, формиру-
ют ряд требований к перспективным ВГМ, реализация которых позволит существенно увеличить возможности монтажа ВВСТ на базе ВАТ, повысить показатели подвижности техники, защищенности экипажей и личного состава в обитаемых отделениях, основных агрегатов и систем машин, снизить значение показателя удельного давления на грунт, увеличить долю плавающих образцов за счет реализации на перспективных образцах ВГМ следующих требований:
• увеличение в 2,5 раза возможности монтажа на базе ВАТ ВВСТ, особенно в отношении подразделений и частей ракетных войск и артиллерии, сил и средств противокосмической, противоракетной и противовоздушной обороны;
• повышение в 1,2 раза показателей подвижности ВАТ;
• повышение в 1,25 раза защищенности экипажей, личного состава в обитаемых отделениях, основных агрегатов и систем;
• снижение в 2 раза показателей удельного давления на грунт для машин легкой категории по массе;
• обеспечение возможности преодоления водных преград вплавь;
• поддержание работоспособного состояния составных частей машин при температурах окружающего воздуха до минус 60 °С.
Реализация в конструкции машин вышеперечисленных требований внесет существенный вклад в создание боеспособных группировок войск в Арктике, способных восстановить присутствие РФ в стратегически важных районах Северного Ледовитого океана и обеспечить безопасность повседневной экономической деятельности в регионе.
Разработка перспективных образцов защищенных автомобилей и оснащение ими войск являются важнейшими направлениями повышения боеспособности частей и подразделе-
ний, в первую очередь экспедиционных формирований. Современные тенденции развития бронированных колесных машин направлены в первую очередь на обеспечение сохранения жизни экипажа и обслуживающих ВВСТ расчетов в ходе ведения войсками боевых действий, характер которых не всегда вписывается в основные положения боевых уставов. Весомым аргументом, подтверждающим объективную необходимость создания таких образцов, является актуальность требования по кардинальному снижению потерь личного состава и ВВСТ на ВАТ.
Испытания и опыт применения бронированной и небронированной техники в вооруженных конфликтах последнего времени позволяют оценить степень ее совершенства в области защищенности, выявить уязвимые конструктивные элементы и сформировать дополнительные требования, направленные на повышение уровней защиты военных колесных машин от стрелкового оружия, гранатометов, мин, осколков снарядов и самодельных взрывных устройств.
Учитывая, что срок службы защищенных автомобилей может достигать 25 лет и более, желательным является выполнение на них ряда требований, предъявляемых в настоящее время к перспективным бронированным машинам7, а именно:
• объем обитаемого отделения должен вмещать современное отделение военнослужащих;
• автономность действий шасси должна быть рассчитана не менее чем на 3 суток, для чего в нем должны быть предусмотрены места для размещения необходимого запаса боеприпасов и материально-технических средств;
• достаточное, при малой собственной массе, значение показателя удельной грузоподъемности;
• малые габаритные размеры;
• амфибийность;
• двухканальная централизованная система регулирования давления воздуха в шинах (или применение боестойких колес);
• оснащение шасси автоматической системой обнаружения и локализации (ликвидации) пожара;
• применение энергопоглощаю-щих кресел (сидений) (или широкое применение кабины-капсулы);
• применение двойного пола и независимой подвески сидений в обитаемом отделении;
• наличие бойниц в бортах, обеспечивающих возможность ведения прицельного огня на месте и в движении;
• минимальное количество сварных швов;
• применение У-образного или усеченного У-образного днища корпуса;
• ширина корпуса не должна выходить за середину колес;
• отсутствие воздушных карманов и ниш;
• наличие энергопоглощающих съемных модулей на днище (функционирование которых основано на принципе складывающихся структур);
• пригодность отдельных образцов к транспортированию в специальных контейнерах;
• наличие бронезаслонок на окнах и лобовых стеклах, управляемых изнутри;
• возможность движения с помощью видеокамер, приборов ночного видения и средств навигации;
• уменьшенные вибрация и жесткость подвески;
• эффективная тормозная система за счет внедрения мотор-колес;
• возможность одновременного аварийного покидания машины боевыми расчетами;
• возможность одинаково эффективного использования в любых
погодных условиях, в ночное время, в условиях «нулевой» видимости;
• снижение уровня шума;
• возможность регулирования дорожного просвета;
• наличие систем кондиционирования воздуха, отопительных установок, внутренней связи и других.
В направлении защищенных автомобилей предполагается:
• завершение ОКР по созданию перспективных семейств защищенных автомобилей малой, средней и большой грузоподъемности;
• создание защищенных автомобилей и их модификаций на базе узлов и агрегатов серийно выпускаемых колесных автомобилей;
• создание бронированных ВГМ, защищенных санитарных автомобилей и автомобилей, способных к десантированию.
Перспективность и реальная возможность успешной реализации второго направления подтверждается созданием в Южно-Африканской республике (мировом лидере по разработке бронированных колесных машин с противоминной защитой) бронированных машин CasspirMk6 (RGProtector) с колесной формулой 6x6.1, CasspirMkA с колесной формулой 4x4.1 и их модификации — Ма-hindra MPVI.
Базовая машина CasspirMke создана совместно южноафриканской компанией BAE Systems Land Systems ОМС (ЮАР) и индийской Mahindra&Ma-hindra, производится на совместном предприятии Defense Land Systems India (DLSI) в Индии8. Ее особенностью является то, что машина изготовлена на основе шасси российского грузового автомобиля «УРАЛ-4320» с использованием на нем дизельного двигателя ЯМЗ-2Э6НЕ2 с турбонад-дувом, имеющего мощность 169 кВт (230 л.е.), и механической пятиступенчатой коробки передач ЯМЗ-236У Разработчиком заявляется, что на
испытаниях машина выдерживала без ущерба для личного состава подрыв 21 кг заряда под колесом и 14 кг заряда под корпусом. Также заявляется, что применение данного шасси позволило сократить стоимость машины на 30 % по сравнению с ранее используемыми для этих целей западными образцами. В качестве дополнительного оборудования (по желанию заказчика) могут устанавливаться: комплект дополнительной локальной брони; боестойкие колеса; кондиционер; радиоприемник; внутренняя связь; лебедка (8 т); СРБ-навигатор; боевой модуль; бойницы в бортах. Полная масса машины, как утверждают разработчики, составляет 14,3 т (для сравнения полная масса отечественного ЗА «Тайфун-У» составляет 24 т).
Анализ показывает, что основной задачей в части развития отечественной бронированной ВАТ является завершение разработки и принятие на вооружение (снабжение) всей номенклатуры перспективных защищенных автомобилей, предусмотренных действующим Типажом ВАТ для ВС РФ, освоение их в условиях войсковой эксплуатации и расширение областей применения. В перспективе пассивная броня, как базовый тип защиты от всех видов угроз, будет по-прежнему незаменима. Ее рабочая масса будет снижена за счет разработки и применения прогрессивных материалов, их рационального расположения и распределения.
Армейский салон, проходивший во Франции в июне 2016 года, показал, что сегмент военных грузовиков на Западе развивается довольно-таки размеренными темпами: время революций в этом сегменте уже закончилось или пока не настало. Тем не менее салон доказал, что время классических армейских грузовых машин сочтено. Сегодня западные военные грузовики представляют собой
многоосные объекты с массивными бронированными кабинами, сложной электроникой, видеокамерами, средствами навигации, ориентирования и защиты экипажа от большинства видов обычного оружия, с собственными боевыми системами. При этом большинство стран склоняются к прямо противоположному направлению с применением наиболее дешевых и, по их оценке, простых серийных агрегатов от коммерческих машин. Одним из примеров реализации данного направления является продукция немецкой фирмы MAN. Состоявшийся переход отделения армейских автомобилей MAN в состав военно-промышленной группы «Рейнметалл» существенно снизил активность компании по разработке автомобилей для вооруженных сил Германии и стран НАТО.
Что касается развития автомобильной техники для ВС РФ, то, кроме уже описанных выше, относительно автономным является направление по разработке автомобильной техники общего назначения. Анализ показывает, что и на перспективу сохраняется устойчивая тенденция, предусматривающая разработку (модернизацию) автомобильных средств общего назначения для МО РФ, суть которой заключается в том, что при создании спектра машин транспортного назначения (легковые, неполно-приводные грузовые автомобили, автотягачи, автопоезда, автосамосвалы, прицепы и полуприцепы к неполно-приводным автомобилям, пассажирские автобусы и вахтовые машины, колесные транспортеры, санитарные, пожарные автомобили, а также автомобили иностранных марок, произведенные на территории РФ) предусматривается использование множества вариантов стандартных коммерческих серий. Предполагаемое появление многочисленных их модификаций позволяет утверждать,
что и в перспективе эта продукция будет представлять собой обособленные семейства, основу военной программы которых составят варианты базовых коммерческих серий.
Проблемы несколько иного характера связаны с реализацией направлений развития специальных колесных шасси и подвижных средств восстановления техники в полевых условиях.
Длительное время производителями специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) для ВС РФ, особенно в интересах Сухопутных войск и Ракетных войск Стратегического назначения, были Минский и Курганский заводы колесных тягачей. На МЗКТ, в частности, производятся колесные платформы для оперативно-тактического комплекса «Искандер», реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо», зенитных ракетных комплексов «С-300» и «С-400», колесные варианты зенитных ракетных комплексов «Тор» и «Бук», а также для подвижных стратегических ракетных комплексов.
В силу сложившихся в последнее время обстоятельств упомянутые заводы фактически полностью или частично утрачивают возможность всестороннего обеспечения ВС РФ продукцией военного назначения.
Поэтому принятое Правительством РФ решение о разработке подобных машин на другой производственной базе позволяет утверждать, что после проведения испытаний и принятия на вооружение (снабжение) автомобилям в составе семейств ПАО «КАМАЗ» и АО «БАЗ» предстоит длительное использование в ВС РФ. Целенаправленная и эффективная деятельность АО «БЗКТ-Ал-маз-Антей», специализирующегося на сервисном обслуживании и комплексном ремонте шасси и установленных на них ВВСТ «Концерна ВКО Алмаз-Антей» позволит обеспечить
Степень полноты решения задач, выполняемых ВАТ в условиях Арктики, зависит от условий, в которых они осуществляются, а сами
условия определяются совокупностью факторов, воздействующих на образец.
работоспособность комплексов в течение всего жизненного цикла.
Возложение на промышленность задач по поддержанию постоянной готовности ВАТ к использованию по назначению на протяжении всего жизненного цикла образцов решает принципиально важную проблему поддержания их в работоспособном состоянии в мирное время и до начала активных боевых действий. Реализация данного замысла в боевой обстановке требует иного подхода.
Проблема формирования современных подвижных средств восстановления требует тщательной проработки различных вариантов в зависимости от методов и объемов ремонта, потенциально осваиваемых предприятиями-изготовителями техники, возможностей ремонтных органов войсковых формирований, оснащенности их производственно-технологическим оборудованием и степени подготовленности исполнителей работ на всех стадиях технического воздействия. В интересах решения принципиально важной задачи поддержания боеспособности войск непосредственно в ходе боевых действий необходимо провести комплексное обоснование структуры, состава и возможностей системы обслуживания и восстановления автомобильных базовых шасси (АБШ) не в виде основной (стационарной) и дополнительной, вторичной (войсковой) подсистем, а как единой взаимосвязанной и взаимозависимой
совокупности предприятий оборонно-промышленного комплекса и войсковых ремонтных органов.
Планируемая к реализации концепция организации ремонта и технического обслуживания предполагает следующие уровни воздействия:
• непосредственно войсковые подразделения;
• подразделения ремонта и технического обслуживания промежуточного уровня;
• части окружного уровня.
На первом уровне предусматриваются работы, связанные с устранением (локализацией) неисправностей путем замены конструктивно съемных модулей (агрегатов, механизмов, узлов, блоков). Неисправные модули выявляются встроенными или внешними средствами контроля и диагностирования.
На втором уровне неисправные модули, переданные из первого уровня, заменяются исправными. Поступившие неисправные модули проверяются, ремонтируются и передаются в войсковые подразделения ремонта.
На третьем уровне окружные части осуществляют наиболее сложный ремонт неисправных модулей с последующим их возвращением на второй уровень.
Для приведенной выше схемы реализации ремонта необходимы: высокий уровень унификации серийной техники (ее сборочных единиц); достаточное количество подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации на всех уровнях, оснащенных необходимым оборудованием, а также автоматизированными средствами контроля, измерений и диагностирования; высокая квалификация исполнителей работ на всех уровнях; сбалансированность подсистемы «эксплуатация—эвакуация— снабжение—ремонт»; проведение сложных ремонтов с привлечением
производственных мощностей предприятий-изготовителей техники; наличие единого руководства и общей методологии с целью координации действий при восстановлении сложных систем ВВСТ видов ВС и родов войск с учетом приоритетов; наличие единой нормативно-технической, методической и нормативно-правовой документации по вопросам ремонта для всех уровней взаимодействия.
Назревшие проблемы в области создания подвижных средств восстановления техники в полевых условиях предлагается решать путем создания единых специализированных подвижных мастерских для проведения технического обслуживания, эвакуации и войскового ремонта (на готовых агрегатах) современных и перспективных образцов бронетанкового вооружения и ВАТ.
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос оснащения подвижными средствами восстановления и удовлетворения потребностей войск в эвакуации и ремонте техники, действующей в условиях Арктики, в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. С этой целью на начальном этапе предусматривается создание подвижных ремонтно-эва-куационных средств на базе семейств двухзвенных плавающих гусеничных транспортеров.
Анализ показывает, что МО РФ осуществляет финансирование подавляющего количества научно-исследовательских работ и ОКР, а также серийных закупок, модернизации, ремонта и сервисного обслуживания образцов ВАТ.
Вместе с тем ряд предприятий-изготовителей техники проводят работы за счет собственных ресурсов и спланировали ОКР на основе предложений со стороны МО РФ по потенциальной применяемости образцов под монтаж перспективных ВВСТ (под планируемые МО РФ объемы
закупок). Номенклатура ряда перспективной техники, относящейся к ВАТ (специальные транспортные средства, прицепы и полуприцепы, кузова-фургоны и кузова-контейнеры), находится в тесной причинно-следственной связи со сроками и степенью разработки ее основных видов и типов.
Анализ показывает, что разработка таких образцов ВАТ в большинстве случаев осуществляется в инициативном порядке за счет вложений собственных средств предприятий-изготовителей в создание образцов и подготовку производства (компенсация которых предусматривается за счет будущих поставок). Основой инициализации подобных разработок являются решения органов управления МО РФ, согласованные в установленном порядке с предприятиями-изготовителями.
Так, например, основанием для разработки специальных транспортных средств УАЗ «Пикап» и УАЗ «Карго» является Решение Заместителя МО РФ от 17.06.2017 года № Р99-2016 «Об организации работ по созданию специальных транспортных средств на базе автомобилей УАЗ «Пикап» и УАЗ «Карго» под установку стрелкового и легкого вооружения». Основанием для разработки прицепа-шасси типа 2-ПН-9 (модели 8049) являлось Решение Начальника ГАБТУ МО РФ от 29.12.2014 года № Р46-2014 «Об организации работ по разработке унифицированных семейств прицепов и кузовов-фургонов на их базе для автомобилей «КАМАЗ» и «Урал».
Таким образом, в современных условиях необходимость уточнения (корректирования) предложений в планах и программах развития ВАТ обуславливается:
• динамичностью развития событий последних лет в сферах экономики и строительства Вооруженных Сил как внутри страны, так и за рубежом;
• объективной потребностью в согласовании основных мероприятий с федеральными целевыми программами, подпрограммами родов войск, краткосрочными и долгосрочными ориентирами в отношении развития системы вооружения;
• наличием периода упреждения при разработке мероприятий, вызывающего в условиях неопределенности и рисков необходимость в регулярном их уточнении для последующей реализации в установленные сроки;
• внесением изменений и совершенствованием нормативной правовой базы в области разработки и производства ВВСТ и ВАТ;
• изменением бюджетных и внебюджетных ассигнований;
• изменением потребностей ВС в разработке новых видов ВВСТ, мотивированным частичным или полным отказом от закупок образцов ВВСТ на базе ВАТ;
• утратой технологий, используемых ранее при разработке и производстве некоторых видов ВАТ, выявленным несоответствием научно-технической и производственно-технологической базы исполнителей предъявляемым в тактико-технических заданиях требованиям к новым образцам ВАТ.
Значительную часть ОКР предполагается успешно завершить посредством реализации в них ряда Федеральных целевых программ (ФЦП), одной из которых является Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года № 328 (Государственный заказчик— Министерство промышленности и торговли РФ). Программа включает ряд подпрограмм, основными из которых являются9:
• «Создание и организация современного производства корпусных
изделий из броневой стали и композиционных материалов (композитов) с высокими технологическими и специальными характеристиками современного уровня»;
• «Создание и организация производства в РФ в 2014—2020 годах автоматических коробок передач и их компонентов нового поколения»;
• «Создание и организация производства в РФ в 2014—2020 годах гидропневматических систем подрес-соривания и их компонентов нового поколения».
В рамках ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007—2011 годы10 успешно решены задачи по созданию и организации производства в РФ боестойких шин нового поколения.
Учет степени реализации ФЦП на этапах выполнения ОКР позволяет достичь в конструкции вновь разрабатываемой ВАТ оптимального соотношения количества новых составных частей, существенно повышающих технический уровень и эксплуатационные свойства образцов, и унифицированных, проверенных в эксплуатации узлов и агрегатов, позволяющих в конечном итоге достичь наивысшего технико-экономического эффекта.
В то же время проводимый Министерством обороны РФ комплекс мероприятий по оснащению ВС современными и перспективными образцами ВВСТ должен привести к существенному наращиванию боевых возможностей войсковых формирований и освоению ими новых форм и способов ведения боевых действий. Реализация указанных мероприятий положительно повлияет на решение задач в области развития видов и типов ВАТ.
Суть современного этапа в развитии основных видов и типов ВАТ заключается в том, что разработка новых образцов опирается на ранее
созданный запас (принятые на снабжение образцы) и его наращивание в соответствии с Общими техническими требованиями (OTT) по группам техники, новые разработки вы-сокоунифицированных семейств или их модернизацию по тактико-техническим заданиям МО РФ.
Основными целями в области повышения технического совершенства ВАТ при ее создании являются: повышение мобильности перспективных образцов в 1,4 раза, надежности — в 1,4—2 раза, живучести — в 2 раза, показателей, характеризующих готовность образцов к применению, — в 1,5 раза при снижении в 2 раза затрат на техническое обслуживание и ремонт при непрерывном обновлении автомобильного парка ВС РФ путем завершения разработок новых платформ и изъятия из парка устаревшей техники.
На основе совершенствования существующих процедур в области формирования высокорисковых проектов становится возможной разработка мероприятий для различных условий их реализации, в том числе и при ресурсных ограничениях в отношении создания кузовов-фургонов и кузовов-контейнеров, суть которых заключается в осуществлении их модернизации с целью последующей комплектации ими вновь разрабатываемых высокоунифициро-ванных семейств ВАТ, монтируемых на шасси прицепов и полуприцепов, а также продолжение работ по модернизации средств обеспечения жизнедеятельности личного состава в кузовах-фургонах и обитаемых кузовах-контейнерах постоянного и переменного объемов.
В современных условиях эффективное решение задач в области развития ВАТ возможно лишь при полноценном нормативном правовом обеспечении государственного регулирования военного производства.
ВАТ предшествующих поколений в стране создавалась в условиях жесткого централизованного управления оборонно-промышленным комплексом на основе сформированной системы нормативно-технических документов для регламентирования государством процессов разработки, производства, поставки, эксплуатации, ремонта и утилизации образцов. Выполнение требований Президента РФ по созданию прозрачной военной экономики и государственного регулирования в управлении оборонно-промышленным комплексом обусловливает своевременную разработку и внедрение нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов власти в условиях государственно-частной собственности. В этих условиях резко возрастает роль стандартизации как важнейшего звена в системе управления техническим уровнем и качеством образцов ВАТ на этапах ее проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонта. Существовавшая ранее довольно стройная система управления качеством продукции, действующая на всех этапах ее разработки и постановки на производство, была упразднена, сохранилась лишь ее часть на уровне контроля качества параметров, входящих в перечень, обязательный при сертификации. Вопросы точности, достоверности и воспроизводимости результатов испытаний, особенно по оценке надежности, зависящие исключительно от условий испытаний и соблюдения режимов их проведения, оказались практически вне контроля. Особую значимость приобретает степень реализации принципов комплексной стандартизации для обеспечения высокого качества разработки сложных, перспективных образцов ВАТ.
К примеру, в автомобилестроении Советского Союза действовало более 500 стандартов, в том числе — около
30 государственных, остальные — отраслевые.
Необходимость в восстановлении системы стандартов, направленных на регулирование процессов управления жизненным циклом ВАТ и реализации «пилотных» проектов по формированию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ, обусловлена Планом, утвержденным Министром обороны Российской Федерации в 2013 году.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что комплексный подход к анализу, выявлению особенностей и установлению закономерностей в развитии современных вооруженных конфликтов с учетом формирования новых и уточнения существующих целевых
задач ВВСТ, вызывающих, в свою очередь, определенные ограничения и дополнительные требования к реализации организационных и технических решений, позволяет определить рациональные направления в областях разработки, производства, эксплуатации, ремонта и утилизации образцов ВАТ. Реализация этих направлений позволит обеспечить:
• рациональную возрастную структуру парка ВАТ, оснащение заказчиков требуемыми транспортными базами;
• паритет отечественной ВАТ с зарубежной автомобильной техникой;
• заданный уровень технической готовности парка ВАТ, а также сокращение эксплуатационных затрат на его содержание.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Борисов Ю.И. Основные направления развития вооружения, военной и специальной техники.1Л1Ь: https://docplay-er/28880656-0snovnye-napravleniya-razviti-ya-vooruzheniya-voennoy-i-specialnoy-teh-niki.ht (дата обращения: 10.11.2018).
2 Буренок В.М. Госпрограмма разоружения // Военно-промышленный курьер. 2016. № 33 (648). 2016. 31 августа.
3 План обороны Российской Федерации на 2016—2020 годы. URL: https://ria. ru/defense_safety/20160101/1352552856. html (дата обращения: 10.11.2018).
4 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL: https://rg.ru/2009/03/30/ arktika-osnovy-dok.html (дата обращения: 10.11.2018).
5 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 n^a.URL: http://government.ru/ info/18360/ (дата обращения: 10.11.2018).
6 Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономиче-
ское развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». https://rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok. html (дата обращения: 10.11.2018).
7 Корчак В.Ю., Сошников А.В.У Реу-лов Р.В. Бронирование военной автомобильной техники // Военная Мысль. 2010. № 10. С. 41—46.
8 Зарубежное военное обозрение. 2013. № 9. URL: http://factmil.com/load/ zhurnaly/zarubezhnoe_voennoe_oboz-renie/zarubezhnoe_voennoe_obozre-nie_2013_9/14-1 -0-100 (дата обращения: 10.11.2018).
9 Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». URL: http://base.garant.ru/ 70643464/#ixzz5XUMv8hxf (дата обращения: 10.11.2018).
10 Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007—2011 годы. URL: http://fcp.econ-omy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/View-Fcp/View/2015/240 (дата обращения: 10.11.2018).